Стратегические ракетные подводные крейсеры проекта 667A «Навага» и 667AУ «Налим» (НАТО: «Yankee»)

Единицы

Янки класс – знаменательные даты
#ПроектВерфьПоложилЗапущенВведен в эксплуатациюПоложение дел
К-137667A, 667AUСЕВМАШ, Северодвинск4 ноября 1964 г.11 сентября 1966 г.6 ноября 1967 г.Списан 3 апреля 1994 г. на слом.
К-140667А, 667АМСЕВМАШ, Северодвинск19 сентября 1965 г.23 августа 1967 г.30 декабря 1967 г.Списан 19 апреля 1990 г. на слом.
К-26667AСЕВМАШ, Северодвинск30 декабря 1965 г.23 декабря 1967 г.3 сентября 1968 г.Списан 17 июля 1988 г. на слом.
К-32667AСЕВМАШ, Северодвинск25 февраля 1966 г.25 апреля 1968 г.26 октября 1968 г.Списан 19 апреля 1990 г. на слом.
К-216667AСЕВМАШ, Северодвинск6 июня 1966 г.6 августа 1968 г.27 декабря 1968 г.Списан в 1985 году на слом
К-207667AСЕВМАШ, Северодвинск4 ноября 1966 г.20 сентября 1968 г.30 мая 1968 г.Списан 30 мая 1989 г. на слом.
К-210667AСЕВМАШ, Северодвинск16 декабря 1966 г.29 декабря 1968 г.6 августа 1969 г.Списан 17 июля 1988 г. на слом.
К-249667AСЕВМАШ, Северодвинск18 марта 1967 г.30 марта 1969 г.27 сентября 1969 г.Списан 17 июля 1988 г. на слом.
К-253667А, 667АТСЕВМАШ, Северодвинск26 июня 1967 г.5 июня 1969 г.28 ноября 1969 г.Списан на слом
К-395667А, 667АТСЕВМАШ, Северодвинск8 сентября 1967 г.28 июля 1969 г.5 декабря 1969 г.Списан на слом
К-339667AЛенинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск23 февраля 1968 г.23 июня 1969 г.24 декабря 1969 г.Списан 19 апреля 1990 г. на слом.
К-408667А, 667АТСЕВМАШ, Северодвинск20 января 1968 г.10 сентября 1969 г.25 декабря 1969 г.Списан 17 июля 1988 г. на слом.
К-411667А, 667АНСЕВМАШ, Северодвинск25 мая 1968 г.16 января 1970 г.31 августа 1970 г.Списан на слом
К-418667AСЕВМАШ, Северодвинск29 июня 1968 г.14 марта 1970 г.22 сентября 1970 г.Списан 17 марта 1989 г. на слом.
К-420667А, 667МСЕВМАШ, Северодвинск12 октября 1968 г.25 апреля 1970 г.29 октября 1970 г.Списан на слом
К-423667А, 667АТСЕВМАШ, Северодвинск13 января 1969 г.7 апреля 1970 г.13 ноября 1970 г.Списан на слом
К-434667AUЛенинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск23 февраля 1969 г.29 мая 1970 г.30 ноября 1970 г.Списан 17 марта 1989 г. на слом.
К-426667AСЕВМАШ, Северодвинск17 апреля 1969 г.28 августа 1970 г.22 декабря 1970 г.Списан 19 апреля 1990 г. на слом.
К-236667AUЛенинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск6 ноября 1969 г.4 августа 1970 г.27 декабря 1970 г.Списан 1 сентября 1990 г. на слом.
К-415667А, 667АК-2СЕВМАШ, Северодвинск4 июля 1969 г.26 сентября 1970 г.30 декабря 1970 г.Списан 6 августа 1987 г. на слом.
К-403667А, 667АК-1СЕВМАШ, Северодвинск18 августа 1969 г.25 марта 1971 г.12 августа 1971 г.Списан – в 2010 году ведется лом.
К-389667AЛенинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск26 июля 1970 г.27 июня 1971 г.25 ноября 1971 г.Списан 19 апреля 1990 г. на слом.
К-245667AUСЕВМАШ, Северодвинск16 октября 1969 г.9 августа 1971 г.16 декабря 1971 г.Списан 14 марта 1992 г. на слом.
К-219667AUСЕВМАШ, Северодвинск28 мая 1970 г.8 октября 1971 г.31 декабря 1971 г.Пропал 3 октября 1986 г.
К-252667AЛенинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск25 декабря 1970 г.12 сентября 1971 г.31 декабря 1971 г.Списан 17 марта 1989 г. на слом.
К-214667AUСЕВМАШ, Северодвинск19 февраля 1970 г.1 сентября 1971 г.8 февраля 1972 г.Списан 24 июня 1991 г. на слом.
К-228667AUСЕВМАШ, Северодвинск4 сентября 1970 г.3 мая 1972 г.30 сентября 1972 г.Списан 3 сентября 1994 г. на слом.
К-258667AUЛенинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск30 марта 1971 г.26 мая 1972 г.30 сентября 1972 г.Списан 16 июня 1991 г. на слом.
К-241667AUСЕВМАШ, Северодвинск24 декабря 1970 г.9 июня 1972 г.23 октября 1972 г.Списан 16 июня 1992 г. на слом.
К-444667AUСЕВМАШ, Северодвинск8 апреля 1971 г.1 августа 1972 г.23 декабря 1972 г.Списан 30 сентября 1994 г. на слом.
К-446667AUЛенинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск7 ноября 1971 г.8 августа 1972 г.22 января 1973 г.Списан 17 марта 1993 г. на слом.
К-451667AUСЕВМАШ, Северодвинск23 февраля 1972 г.29 апреля 1973 г.7 сентября 1971 г.Списан 16 июня 1991 г. на слом.
К-436667AUЛенинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск7 ноября 1972 г.25 июля 1973 г.5 декабря 1973 г.Списан 14 марта 1992 г. на слом.
К-430667AUЛенинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск27 июля 1973 г.28 июля 1974 г.25 декабря 1974 г.Списан 12 января 1995 г. на слом.

Корпус

К-433 на ремонте в Большом Камне

Закладная доска расположена на переборке между 3 и 4 отсеками в районе верхней палубы, она вварена в переборку (закладная доска К-433 первая сторона)

Проект 667БДР относится к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имеет овальную форму, кормовая оконечность выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. Кормовое оперение выполнено крестообразным. Лёгкий корпус, как и у предшествующих проектов, имеет характерный развитый «горб» за ограждением прочной рубки, закрывающий ракетные шахты, выходящие из прочного корпуса. По сравнению с проектом 667БД «горб» несколько выше, что вызвано очередным увеличением габаритов ракет. Кроме того, в кормовой, пологой части «горба» вне прочного корпуса размещена буксируемая связная антенна «Параван». Прочный корпус с наружными шпангоутами цилиндрического сечения. Изготовлен из стали АК-29 (толщина — 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

Закладная доска подводной лодки К-433 вторая сторона

  • 1-й — торпедный;
  • 2-й — аккумуляторный и жилой;
  • 3-й — центральный пост, пульт ГЭУ;
  • 4-й — носовой ракетный;
  • 5-й — кормовой ракетный;
  • 5-Бис — жилой;
  • 6-й — дизель-генераторный (вспомогательных механизмов);
  • 7-й — реакторный;
  • 8-й — носовой турбинный;
  • 9-й — кормовой турбинный;
  • 10-й — электродвигательный, кормовой отсек.

Переборки отсеков выдерживают давление 10 кгс/см², переборки отсеков-убежищ − 1-го, 3-го и 10-го рассчитаны на давление 40 кг/см².

Список построенных ПЛАРБ

Северодвинск
НомерЗав. №ЗакладкаСпускДата вступления в строй, флотСписаниеСтатус
К-137

1970-«Ленинец»

42004.11.196411.09.1966 6 ноября , СФ19941985-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 2003

К-14042119.09.196523.08.1967 30 декабря , СФ19901978-модернизирован по пр.667АМ

Утилизирована в 1998

К-2642230.12.196523.12.1967 3 сентября , СФ1988Утилизирована в 2003
К-3242323.04.196625.04.1968 26 октября , СФ1990Утилизирована в 1998
К-21642428.06.196606.08.1968 27 декабря , СФ1988Утилизирована в 1994
К-20740004.11.196620.09.1968 30 декабря , СФ1989Утилизирована в 2001
К-21040116.12.196629.12.1968 6 августа , СФ1988Утилизирована в 2001
К-24940218.03.196730.03.1969 27 сентября , СФ1988Утилизирована в 2004
К-25341426.06.196705.02.1969 27 сентября , СФ19931988-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2004

К-39541508.09.196728.07.1969 5 декабря , СФ20021991-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2007

К-40841620.01.196810.09.1969 25 декабря , СФ19881984-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 1995

К-411 1998-«Оренбург»43025.05.196816.01.1970 31 августа , СФ20041990-модернизирован по пр.09774

Утилизирована в 2009

К-41843129.06.196814.03.1970 22 сентября ,СФ1989Утилизирована в 1998
К-42043212.10.196825.04.1970 29 октября , СФ19941990-модернизирован по пр.667М

Утилизирована в 2003

К-42344013.01.196914.07.1970 13 ноября , СФ19941987-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2003

К-42644117.04.196928.08.1970 22 декабря , СФ1990Утилизирована в 2005
К-41544204.07.196926.06.1970 30 декабря , СФ

1972-ТОФ

19881987-модернизирован по пр.09780 не закончена

Утилизирована в 2011

К-403

1997-«Казань»

45018.08.196925.03.1971 12 августа , СФ20041983-модернизирован по пр.667АК

1996-модернизирован по пр.09780

Утилизирована в 2010

К-24545116.10.196909.08.1971 16 декабря ,СФ19921977-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1995

К-21445219.02.197001.09.1971 31 декабря ,СФ19911980-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1998

† К-21946028.05.197008.10.1971 31 декабря ,СФДостроена по пр.667АУ

06.10.1986-Погибла в Атлантике

К-22846104.09.197003.09.1972 30 сентября ,СФ1992Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1997

К-24146224.12.197009.06.1972 23 октября ,СФ19921981-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1994

К-44447008.04.197101.081972 9 декабря ,СФ19941983-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1995

Комсомольск-на-Амуре
НомерДата вступления в строй
К-39915123.02.196823.06.1969 24 декабря , ТОФ19901982-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)

Утилизирована в 1998

К-43415223.02.196929.05.1970 30 ноября , ТОФ1989Утилизирована в 2007
К-23615306.11.196904.08.1970 27 декабря , ТОФ19901985-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)

Утилизирована в 1994

К-38915426.07.197027.06.1971 25 ноября , ТОФ1990Утилизирована в 1995
К-25215525.12.197012.09.1971 31 декабря , ТОФ19891975-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1991

К-25815630.03.197126.05.1972 30 сентября , ТОФ19911975-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1998

К-44615707.11.197108.08.1972 30 декабря , ТОФ1993Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1996

К-451

1978-«60 лет ВЛКСМ»

15823.02.197229.04.1973 7 сентября , ТОФ1991Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1999

К-43615907.11.197225.07.1973 5 декабря , ТОФ1992Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1999

К-43016027.07.197328.07.1974 25 декабря , ТОФ1995Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 2005

Сборка

Для начала снес всю детализацию на палубе, исправить ее не было возможности – так как она(как и у всех моделей Алангера) была выпуклая. Нарезал все по новой, руководствуясь фотографиями и чертежами. Высверлил отверстия для всплывающей камеры, сигнальных буев и ТА. Все это было изготовлено с нуля как отдельный детали. Далее, открыл все шпигаты и подклеил изнутри сетку из травленки. Вообще то, там должна бы быть решетка с 6-ю отверстиями, но не оказалось такой мелкой под рукой. След. шаг – детализация рубки: в наборе она просто девственно гладкая. Сделал поручни, двери, нарезал обтекатель ГАС. Из травленки сделал отсутствующие иллюминаторы по бокам, решетки и ходовые огни. На “крыше” нарезал люки для радиосекстана и радиопеленгатора. Прорезал щель для “Ивы”. Ко всему прочему насверлил посадочные места для недостающих ПМУ и шпигаты. Теперь палуба. Люки ракетных контейнеров должны соcтоять из из двух частей, поэтому на тех что закрыты, показал это расшивкой, а открытые распилил пополам. “Рельсы” для страховочных концов(кстати, как они правильно называются?) сделал из тонких полосок полистирола.Кнехты на носу и на корме из того же полистирола, но только круглого сечения. Те, что в начале горба, сделал опущенными из мет. трубки подходящего диаметра. Кое-где добавил лючки из травленки. Ну и в завершении, насверлил шпигатных отверстий по всей длине. Ракеты сделал из литника. В нижней части корпуса, прямо под ракетными шахтами сделал выступы из шпатлевки. Я так понимаю, что на прототипе это было сделано, так как ракеты Д-9РМ по высоте не помещались в корпус.Перенес водозаборники реактора чуть ниже – в соответствии с чертежами. Обводы корпуса где мог исправил – путем стачивания. ВУ практически все переделаны – из набора остались только 2. Что-то сделал с нуля что-то из остатков других наборов. В качестве штоков использовал медицинские иглы разных диаметров.

Примечания

  1. Проект 667А. Дата обращения: 27 ноября 2008. Архивировано 22 марта 2012 года.
  2. What is known about the character of noise created by submarines? Appendix 1 — The Future of Russia’s Strategic Nuclear Forces — by Eugene Miasnikov, Center for Arms Control, …. Дата обращения: 18 марта 2012. Архивировано 17 августа 2012 года.
  3. Анатолий ПОПОВ. Эта грозная “Груша” // «Звездочка». — Вып. 26 ноября 2009. — С. 4 (2 – в pdf).
  4. . Дата обращения: 18 июня 2008. Архивировано из 15 мая 2008 года.
  5. «Проект 667АТ «Груша» (NATO – “Yankee-Notch”)». deepstorm.ru. Дата обращения: 5 октября 2007. Архивировано 27 мая 2013 года.
  6. flot.com // В Колтушах открыт мемориал «Защитникам Отечества». Дата обращения: 16 июня 2011. Архивировано 26 апреля 2018 года.
  7. ВСЕ О ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ (недоступная ссылка), vpk-news.ru, 2006
  8. Ядерный контроль Выпуск # 42, 2005, 7 декабря — 14 декабря. Дата обращения: 17 ноября 2008. Архивировано из оригинала 28 июня 2010 года.
  9. ↑ Атомные подводные лодки специального назначения, ckb-rubin.ru. Дата обращения: 15 октября 2007. Архивировано 9 октября 2007 года.
  10. Курганов Илья; Николаев Андрей.: К-415, КС-415 проект 667А, 09780. Штурм Глубины. Дата обращения: 6 марта 2010. Архивировано 16 апреля 2013 года.
  11. ↑ К-403, КС-403, «Казань» проект 667АК, 09780, deepstorm.ru. Дата обращения: 17 ноября 2008. Архивировано 26 мая 2013 года.
  12. ↑ Прощание с «Казанью», vdvsn.ru, 2005/12/12. Дата обращения: 17 ноября 2008. Архивировано 29 ноября 2010 года.
  13. ↑ Пожар произошел на утилизируемой АПЛ на заводе в Северодвинске Архивная копия от 19 сентября 2021 на Wayback Machine, РИА Новости, 07 октября 2009

Строительство и развитие

Строительство сом .

В XX – го  века, 1109 подводные лодки были построены России / СССР, 19% от мирового объема, в том числе 51 до русской революции , 206 в период с 1917 по 1941 год , 56 во время Великой Отечественной войны , 734 из конца Второй мировой Война, в том числе 250 атомных военно-морских единиц .

Происхождение восходит к 4 января 1901 г., Когда министерство военно – морского флота России назначены три сотрудника задачи проектирования боевой подводной лодки для Императорского русского военно – морского флота  : лейтенанты М. Н. Беклемишев и И.С. Горюнов, а также военно – морским архитектором I.G. Boubnov , сотрудник Министерства Балтике верфей , где строительство судна должен был состояться.

В 3 маяв том же году трое мужчин представили результаты своих исследований в военно-морское министерство. Предложение было принято в июле и Балтийский завод приказал построить эсминец п уплотнительное  113 (который позже был переименован в «боевой подводной лодки Дельфин  »). Бубнов был назначен главой Комиссии по строительству подводных лодок, которая после многочисленных переименований и преобразований стала «Центральным бюро морских исследований и инженерии Рубина».

Строительство Dauphin было завершено в 1903 году, и его успех стал плацдармом для создания новых типов подводных лодок, более новых и совершенных. К году 73 подводных лодки классов « Касатка» , « Минога» , « Акула» , « Мордж» и « Вепрь вошли в состав ВМФ России, и еще четыре подводных лодки нового типа « генерал-майор Бубнов» находились в стадии строительства. 32 из этих подводных лодок были спроектированы Иваном Бубновым , получившим звание генерал-майора Корпуса военно-морской архитектуры и заслуженного профессора Николаевской морской академии .

26 июня 1904 , в тайне, русский императорский купил свою первую подводную лодку , известный борец по имени леди , концепции американец немецкого происхождения Исаак Райс  (ан) (1850-1915) от General Electric Company Dynamic лодка из которых он был основателем (1899 г.). Первоначально эта подводная лодка строилась под руководством британца Артура Леопольда Буша  (в) как американский эсминец Fulton . Это был прототип, известный как класс Адлера . 14 октября 1904 года сом был официально введен в эксплуатацию у восточного побережья Владивостока. Россия переименовала его в Сом ( Силур ). Эта первая русская подводная лодка не могла поступить на вооружение во время русско-японской войны, причиной была задержка с поставкой торпед, первоначально заказанных в Германскую империю в начале 1905 года.

С тех пор одним из главных разработчиков этих машин является конструкторское бюро Rubin, потомок «Центрального управления морских исследований и инженерии Рубина

Во время холодной войны четыре верфи производили атомные подводные лодки .

  • Первый Севмаш (ранее верфи п о  402) в Северодвинске , в продукте с 1955 года.
  • Сайт Амурского (верфь ранее п о  199) в Комсомольск-на-Амуре и подразделение в Большом Камне , недалеко от Владивостока .
  • Они были построены в Красном Soromovo (ранее судоверфь н о  112) Нижнем Новгороде
  • и Адмиралтейские верфи (ранее судостроительные п о  194 и 196) в Ленинграде с 1960 года.

Скорость строительства атомных подводных лодок ( от 12 до 18 месяцев для 1 – го и 2 е  поколение) была в ущерб качеству. С по годы Советы насчитали 340 утечек в первичных контурах и «потеряли» 7 атомных подводных лодок . Таким образом, первое поколение SNLE было названо «вдовцом» . В 1992 году власти подтвердили потерю не менее 20 подводных лодок всех типов в мирное время.

До 1970-х годов советские подводные лодки были более шумными, чем их западные аналоги, и менее надежными, последние классы, выпущенные в 1980-х годах, частично исправляют эти недостатки.

Рекорды скорости и погружения боевых подводных лодок устанавливают советские корабли с титановыми корпусами . Лодка, последовательно именуемая K-18 / K-162, затем K-222 ( код НАТО  : класс Papa ), получила во время этих испытаний официальный рекорд скорости 44,7 узла (82,78 км / ч) на скорости.18 декабря 1970 г. и неофициально достиг 44,85 узла (83,06 км / ч) на 30 марта 1971 г.и запись плавания достигается с помощью K-278 комсомольца на4 августа 1984 г.с погружением на 1027  м . Шесть ПЛАРБ проекта 941 «Акула» (код НАТО: класс «Тайфун» ), введенные в строй в период с 1981 по 1989 год, являются крупнейшими в мире с водоизмещением около 23 000  т .

Эффект бесшумности

РПКСН «Князь Владимир» стал первым кораблём усовершенствованного проекта 955А «Борей-А» атомных подводных лодок четвёртого поколения, спущенным на воду. Как и стоящие на вооружении ВМФ субмарины проекта 955 «Борей» — «Юрий Долгорукий», а также «Александр Невский» и «Владимир Мономах», — крейсер «Князь Владимир» был сконструирован в ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург), а создавался в Северодвинске, на верфях АО «ПО «Севмаш». Корабль был спущен на воду в ноябре 2017 года.

Помимо крейсера «Князь Владимир» в Северодвинске сейчас строятся ещё четыре подводных ракетоносца проекта 955А («Борей-А»): «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский».

Предполагается, что атомные подлодки проекта «Борей» и «Борей-А» заменят в перспективе подводные атомоходы третьего поколения проекта 667БДР «Кальмар» и проекта 667БДРМ «Дельфин», а также ракетоносцы проекта 941 «Акула».

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец» проекта 667БДР «Кальмар»

Новые субмарины призваны стать элементом ядерной триады России и будут нести на борту межконтинентальные баллистические ракеты с ядерным боезарядом Р-30 «Булава» разработки Московского института теплотехники (МИТ). «Бореи» способны осуществлять пуск МБР даже из-под ледяного покрова Арктики

Для этого атомоходу не нужно проламывать ледяную толщу — это важное отличие от подводных крейсеров проекта 667, несущих на борту ракеты Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

Каждая ракета имеет десять ядерных головных частей при радиусе действия 8000 км и круговом вероятном отклонении 250—300 м. Кроме того, МБР «Булава» способны преодолевать системы ПРО вероятного противника.

Одним из важных преимуществ подлодок проекта «Борей» является их малозаметность для противника. Низкий уровень шума обеспечивается благодаря применению специальных звукопоглощающих материалов. Также конструкторам удалось оснастить крейсер более совершенными средствами связи, обнаружения, были улучшены такие показатели, как обитаемость экипажа и живучесть самой лодки.

«Что касается максимальной подводной скорости, рабочей и предельной глубин погружения, то эти показатели примерно одинаковы для всех подлодок серии 955, включая лодки «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Но крейсер 955А отличается значительно меньшей шумностью. Он может развивать высокую скорость, не боясь, что его обнаружат. Сегодня российский подводный флот выходит на такой уровень шумности, при котором подлодки будет очень сложно засекать возможному противнику», — пояснил эксперт.

Также по теме

«Потаённые суда»: как начиналась история подводного флота России

Сегодня в России отмечается День моряка-подводника. 19 марта 1906 года император Николай II подписал указ «О классификации военных…

Похожей точки зрения придерживается военный обозреватель Виктор Баранец.

«Конструкторам удалось добиться в случае с крейсером «Князь Владимир» минимальной шумности. Это чрезвычайно важный фактор: если противник первый обнаружит лодку, то у него будет больше шансов уничтожить её. Также у этого крейсера достаточно серьёзные система управления, вооружение: установлено 16 баллистических ракет морского базирования. Плюс главное достоинство подводного крейсера «Князь Владимир» — гидроакустическая система слежения, с помощью которой можно видеть и слышать противника», — подчеркнул эксперт в комментарии RT.

Подводное водоизмещение субмарины проекта 955 — 24 тыс. тонн, длина — 170 м, ширина — 13,5 м, скорость — до 29 узлов (53,7 км/ч), рабочая глубина погружения — до 400 м, предельная глубина — 480 м, автономность — 90—100 суток. Судно способно нести на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет.

По сравнению с субмаринами более ранних модификаций, «Князь Владимир» получил обновлённый внешний вид и более обтекаемую форму корпуса.

«Всё лучшее, что есть сегодня в российском военно-морском секторе, собрано в подлодке «Князь Владимир». У крейсера хорошие ходовые качества, он способен погружаться на глубину порядка 500 м, на что способна далеко не каждая подводная лодка», — подчеркнул Виктор Баранец.

Вынужденная трансформация

Для достижения паритета в 1958 году в СССР приступили к созданию собственного проекта подводного крейсера. В ЦКБ-18 (сегодня — Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») стартовала разработка ракетоносца второго поколения проекта 667 (первое поколение: 658, 658M, 658T, 658У, 701).

Главным конструктором проекта стал Абрам Кассациер. Изначально предполагалось, что лодка будет оснащена комплексом Д-4 или Д-6 c одноступенчатыми жидкостными баллистическими ракетами подводного старта Р-21.

Конструкторы отказались от идеи поворотной пусковой установки, которая была реализована на атомоходах первого поколения. Вместо этого было принято решение об установке вертикальных пусковых шахт.

Однако из-за выявленных трудностей с использованием крупногабаритных ракет Р-21 в вертикальном положении проект 667 переформатировали в проект 667А (класс «Навага»).

Постановления правительства СССР от 4 апреля 1961 года и от 21 июня 1961 года предусматривали старт создания первой субмарины проекта 667А под названием К-137 «Ленинец». Подлодку должны были оснастить малогабаритными ракетами Р-27.

Должность главного конструктора в новом проекте занял Сергей Ковалёв. Технический проект подводной лодки был выполнен в 1962 году. В 1963 году проведена корректировка, связанная с изменением в части ракетного вооружения.

4 ноября 1964 года в цехе №50 производственного объединения «Севмашпредприятие» (Северодвинск) началось строительство «Ленинца». 25 августа 1966 года субмарина была выведена из цеха. 11 сентября 1966 года, после спуска на воду, субмарина была поставлена к достроечной стенке завода.

1 сентября 1967 года на К-137 был впервые поднят флаг ВМФ СССР, началась подготовка к сдаче проекта. В присутствии на борту подводного крейсера главного конструктора в этот же день при максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, что на 3,3 узла превысило заданную проектную скорость.

В результате проведения первичных испытаний было установлено, что по своим скоростным характеристикам советский атомоход второго поколения практически сравнялся с американскими аналогами — подлодками «Трешер» и «Стерджен», предельная скорость которых составляла 29—30 узлов.

6 сентября 1967 года в ходе испытаний в акватории Белого моря «Ленинец» произвёл успешный одиночный пуск баллистической ракеты Р-27, а уже в октябре — залповый.

5 ноября 1967 года Государственной комиссией был подписан приёмный акт и назначен первый командир подводной лодки — капитан второго ранга Вадим Березовский. 6 ноября крейсер официально вошёл в состав ВМФ СССР.

Охладить пыл США

«Севмашпредприятие» построило 34 подлодки проекта «Навага», которые выполняли миссии в Атлантическом, Тихом и Северном Ледовитом океанах. В 1970-х годах три субмарины постоянно «дежурили» к востоку от Бермудских Островов, неподалёку от Восточного побережья США.

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что появление подводных крейсеров второго поколения обеспечило Москве более прочное присутствие в Мировом океане и стало дополнительным инструментом сдерживания ядерной мощи США.

«В 1967 году ещё были свежи воспоминания о Карибском кризисе 1962 года. СССР тогда отказался от размещения ядерного арсенала на Кубе, взамен США вывели свои ядерные силы из Турции. Однако Штаты в силу владения атомными подводными лодками имели преимущество перед СССР, поскольку могли нанести ядерный удар из более удобных позиций», — пояснил в беседе с RT Козюлин.

По словам эксперта, лишь с появлением собственных атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами Советский Союз смог восстановить паритет в ракетно-ядерной сфере. Москва также в полной мере реализовала стратегию гарантированного взаимного уничтожения, «охладив пыл американской стороны».

Список построенных ПЛАРБ

Список построенных ПЛАРБ по проекту 667А
Северодвинск
Номер Дата вступления в строй Дата списания на слом Пререоборудованна по проекту
К-137 6 ноября 1967 3 апреля 1994667АУ
К-140 30 декабря 1967 19 апреля 1990667АМ
К-26 3 сентября 1968 17 июля 1988667АТ
К-32 26 октября 1968 19 апреля 1990
К-216 27 декабря 1968 1985
К-207 30 декабря 1968 30 мая 1989
К-210 6 августа 1969 17 июля 1988
К-249 27 сентября 1969 17 июля 1988
К-253 27 сентября 1969 24 июня 1991667АТ
К-395 5 декабря 1969 24 июня 1991667АТ
К-408 25 декабря 1969 17 июля 1988667АТ
К-411 «Оренбург» 31 августа 1970 18 января 200909774
К-418 22 сентября 1970 17 марта 1989
К-420 29 октября 1970 2004667М
К-423 13 ноября 1970 24 июня 1991667АТ
К-426 22 декабря 1970 19 апреля 1990
К-415 30 декабря 1970 6 августа 1987
К-403 «Казань» 12 августа 1971 выведен из состава в 2004 и передан гражданскому экипажу
К-24516 декабря 1971 14 марта 1992667АУ
К-214 31 декабря 1971 24 июня 1991667АУ
† К-21931 декабря 1971 затонул 3 октября 1986667АУ
К-228 30 сентября 1972 3 сентября 1994667АУ
К-24123 октября 1972 16 июня 1992667АУ
К-444 9 декабря 1972 30 сентября 1994667АУ
Комсомольск-на-Амуре
Номер Дата вступления в строй Дата списания (на слом) Пререоборудованна по проекту
К-399 24 декабря 1969 1998667АТ
К-434 30 ноября 1970 17 марта 1989
К-236 27 декабря 1970 1 сентября 1990
К-38925 ноября 1971 19 апреля 1990
К-252 31 декабря 1971 17 марта 1989667АУ
К-258 30 сентября 1972 16 июня 1991667АУ
К-446 30 декабря 1972 17 марта 1993667АУ
К-451 7 сентября 1973 16 июня 1991
К-436 5 декабря 1973 14 марта 1992667АУ
К-430 25 декабря 1974 12 января 1995667АУ
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий