Единицы
# | Проект | Верфь | Положил | Запущен | Введен в эксплуатацию | Положение дел |
---|---|---|---|---|---|---|
К-137 | 667A, 667AU | СЕВМАШ, Северодвинск | 4 ноября 1964 г. | 11 сентября 1966 г. | 6 ноября 1967 г. | Списан 3 апреля 1994 г. на слом. |
К-140 | 667А, 667АМ | СЕВМАШ, Северодвинск | 19 сентября 1965 г. | 23 августа 1967 г. | 30 декабря 1967 г. | Списан 19 апреля 1990 г. на слом. |
К-26 | 667A | СЕВМАШ, Северодвинск | 30 декабря 1965 г. | 23 декабря 1967 г. | 3 сентября 1968 г. | Списан 17 июля 1988 г. на слом. |
К-32 | 667A | СЕВМАШ, Северодвинск | 25 февраля 1966 г. | 25 апреля 1968 г. | 26 октября 1968 г. | Списан 19 апреля 1990 г. на слом. |
К-216 | 667A | СЕВМАШ, Северодвинск | 6 июня 1966 г. | 6 августа 1968 г. | 27 декабря 1968 г. | Списан в 1985 году на слом |
К-207 | 667A | СЕВМАШ, Северодвинск | 4 ноября 1966 г. | 20 сентября 1968 г. | 30 мая 1968 г. | Списан 30 мая 1989 г. на слом. |
К-210 | 667A | СЕВМАШ, Северодвинск | 16 декабря 1966 г. | 29 декабря 1968 г. | 6 августа 1969 г. | Списан 17 июля 1988 г. на слом. |
К-249 | 667A | СЕВМАШ, Северодвинск | 18 марта 1967 г. | 30 марта 1969 г. | 27 сентября 1969 г. | Списан 17 июля 1988 г. на слом. |
К-253 | 667А, 667АТ | СЕВМАШ, Северодвинск | 26 июня 1967 г. | 5 июня 1969 г. | 28 ноября 1969 г. | Списан на слом |
К-395 | 667А, 667АТ | СЕВМАШ, Северодвинск | 8 сентября 1967 г. | 28 июля 1969 г. | 5 декабря 1969 г. | Списан на слом |
К-339 | 667A | Ленинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск | 23 февраля 1968 г. | 23 июня 1969 г. | 24 декабря 1969 г. | Списан 19 апреля 1990 г. на слом. |
К-408 | 667А, 667АТ | СЕВМАШ, Северодвинск | 20 января 1968 г. | 10 сентября 1969 г. | 25 декабря 1969 г. | Списан 17 июля 1988 г. на слом. |
К-411 | 667А, 667АН | СЕВМАШ, Северодвинск | 25 мая 1968 г. | 16 января 1970 г. | 31 августа 1970 г. | Списан на слом |
К-418 | 667A | СЕВМАШ, Северодвинск | 29 июня 1968 г. | 14 марта 1970 г. | 22 сентября 1970 г. | Списан 17 марта 1989 г. на слом. |
К-420 | 667А, 667М | СЕВМАШ, Северодвинск | 12 октября 1968 г. | 25 апреля 1970 г. | 29 октября 1970 г. | Списан на слом |
К-423 | 667А, 667АТ | СЕВМАШ, Северодвинск | 13 января 1969 г. | 7 апреля 1970 г. | 13 ноября 1970 г. | Списан на слом |
К-434 | 667AU | Ленинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск | 23 февраля 1969 г. | 29 мая 1970 г. | 30 ноября 1970 г. | Списан 17 марта 1989 г. на слом. |
К-426 | 667A | СЕВМАШ, Северодвинск | 17 апреля 1969 г. | 28 августа 1970 г. | 22 декабря 1970 г. | Списан 19 апреля 1990 г. на слом. |
К-236 | 667AU | Ленинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск | 6 ноября 1969 г. | 4 августа 1970 г. | 27 декабря 1970 г. | Списан 1 сентября 1990 г. на слом. |
К-415 | 667А, 667АК-2 | СЕВМАШ, Северодвинск | 4 июля 1969 г. | 26 сентября 1970 г. | 30 декабря 1970 г. | Списан 6 августа 1987 г. на слом. |
К-403 | 667А, 667АК-1 | СЕВМАШ, Северодвинск | 18 августа 1969 г. | 25 марта 1971 г. | 12 августа 1971 г. | Списан – в 2010 году ведется лом. |
К-389 | 667A | Ленинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск | 26 июля 1970 г. | 27 июня 1971 г. | 25 ноября 1971 г. | Списан 19 апреля 1990 г. на слом. |
К-245 | 667AU | СЕВМАШ, Северодвинск | 16 октября 1969 г. | 9 августа 1971 г. | 16 декабря 1971 г. | Списан 14 марта 1992 г. на слом. |
К-219 | 667AU | СЕВМАШ, Северодвинск | 28 мая 1970 г. | 8 октября 1971 г. | 31 декабря 1971 г. | Пропал 3 октября 1986 г. |
К-252 | 667A | Ленинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск | 25 декабря 1970 г. | 12 сентября 1971 г. | 31 декабря 1971 г. | Списан 17 марта 1989 г. на слом. |
К-214 | 667AU | СЕВМАШ, Северодвинск | 19 февраля 1970 г. | 1 сентября 1971 г. | 8 февраля 1972 г. | Списан 24 июня 1991 г. на слом. |
К-228 | 667AU | СЕВМАШ, Северодвинск | 4 сентября 1970 г. | 3 мая 1972 г. | 30 сентября 1972 г. | Списан 3 сентября 1994 г. на слом. |
К-258 | 667AU | Ленинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск | 30 марта 1971 г. | 26 мая 1972 г. | 30 сентября 1972 г. | Списан 16 июня 1991 г. на слом. |
К-241 | 667AU | СЕВМАШ, Северодвинск | 24 декабря 1970 г. | 9 июня 1972 г. | 23 октября 1972 г. | Списан 16 июня 1992 г. на слом. |
К-444 | 667AU | СЕВМАШ, Северодвинск | 8 апреля 1971 г. | 1 августа 1972 г. | 23 декабря 1972 г. | Списан 30 сентября 1994 г. на слом. |
К-446 | 667AU | Ленинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск | 7 ноября 1971 г. | 8 августа 1972 г. | 22 января 1973 г. | Списан 17 марта 1993 г. на слом. |
К-451 | 667AU | СЕВМАШ, Северодвинск | 23 февраля 1972 г. | 29 апреля 1973 г. | 7 сентября 1971 г. | Списан 16 июня 1991 г. на слом. |
К-436 | 667AU | Ленинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск | 7 ноября 1972 г. | 25 июля 1973 г. | 5 декабря 1973 г. | Списан 14 марта 1992 г. на слом. |
К-430 | 667AU | Ленинский Комсомольский ССЗ, Комсомольск | 27 июля 1973 г. | 28 июля 1974 г. | 25 декабря 1974 г. | Списан 12 января 1995 г. на слом. |
Корпус
К-433 на ремонте в Большом Камне
Закладная доска расположена на переборке между 3 и 4 отсеками в районе верхней палубы, она вварена в переборку (закладная доска К-433 первая сторона)
Проект 667БДР относится к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имеет овальную форму, кормовая оконечность выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. Кормовое оперение выполнено крестообразным. Лёгкий корпус, как и у предшествующих проектов, имеет характерный развитый «горб» за ограждением прочной рубки, закрывающий ракетные шахты, выходящие из прочного корпуса. По сравнению с проектом 667БД «горб» несколько выше, что вызвано очередным увеличением габаритов ракет. Кроме того, в кормовой, пологой части «горба» вне прочного корпуса размещена буксируемая связная антенна «Параван». Прочный корпус с наружными шпангоутами цилиндрического сечения. Изготовлен из стали АК-29 (толщина — 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:
Закладная доска подводной лодки К-433 вторая сторона
- 1-й — торпедный;
- 2-й — аккумуляторный и жилой;
- 3-й — центральный пост, пульт ГЭУ;
- 4-й — носовой ракетный;
- 5-й — кормовой ракетный;
- 5-Бис — жилой;
- 6-й — дизель-генераторный (вспомогательных механизмов);
- 7-й — реакторный;
- 8-й — носовой турбинный;
- 9-й — кормовой турбинный;
- 10-й — электродвигательный, кормовой отсек.
Переборки отсеков выдерживают давление 10 кгс/см², переборки отсеков-убежищ − 1-го, 3-го и 10-го рассчитаны на давление 40 кг/см².
Список построенных ПЛАРБ
Северодвинск | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Номер | Зав. № | Закладка | Спуск | Дата вступления в строй, флот | Списание | Статус |
К-137 1970-«Ленинец» | 420 | 04.11.1964 | 11.09.1966 | 6 ноября , СФ | 1994 | 1985-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 2003 |
К-140 | 421 | 19.09.1965 | 23.08.1967 | 30 декабря , СФ | 1990 | 1978-модернизирован по пр.667АМ Утилизирована в 1998 |
К-26 | 422 | 30.12.1965 | 23.12.1967 | 3 сентября , СФ | 1988 | Утилизирована в 2003 |
К-32 | 423 | 23.04.1966 | 25.04.1968 | 26 октября , СФ | 1990 | Утилизирована в 1998 |
К-216 | 424 | 28.06.1966 | 06.08.1968 | 27 декабря , СФ | 1988 | Утилизирована в 1994 |
К-207 | 400 | 04.11.1966 | 20.09.1968 | 30 декабря , СФ | 1989 | Утилизирована в 2001 |
К-210 | 401 | 16.12.1966 | 29.12.1968 | 6 августа , СФ | 1988 | Утилизирована в 2001 |
К-249 | 402 | 18.03.1967 | 30.03.1969 | 27 сентября , СФ | 1988 | Утилизирована в 2004 |
К-253 | 414 | 26.06.1967 | 05.02.1969 | 27 сентября , СФ | 1993 | 1988-модернизирован по пр.667АТ Утилизирована в 2004 |
К-395 | 415 | 08.09.1967 | 28.07.1969 | 5 декабря , СФ | 2002 | 1991-модернизирован по пр.667АТ Утилизирована в 2007 |
К-408 | 416 | 20.01.1968 | 10.09.1969 | 25 декабря , СФ | 1988 | 1984-модернизирован по пр.667АТ Утилизирована в 1995 |
К-411 1998-«Оренбург» | 430 | 25.05.1968 | 16.01.1970 | 31 августа , СФ | 2004 | 1990-модернизирован по пр.09774 Утилизирована в 2009 |
К-418 | 431 | 29.06.1968 | 14.03.1970 | 22 сентября ,СФ | 1989 | Утилизирована в 1998 |
К-420 | 432 | 12.10.1968 | 25.04.1970 | 29 октября , СФ | 1994 | 1990-модернизирован по пр.667М Утилизирована в 2003 |
К-423 | 440 | 13.01.1969 | 14.07.1970 | 13 ноября , СФ | 1994 | 1987-модернизирован по пр.667АТ Утилизирована в 2003 |
К-426 | 441 | 17.04.1969 | 28.08.1970 | 22 декабря , СФ | 1990 | Утилизирована в 2005 |
К-415 | 442 | 04.07.1969 | 26.06.1970 | 30 декабря , СФ 1972-ТОФ | 1988 | 1987-модернизирован по пр.09780 не закончена Утилизирована в 2011 |
К-403 1997-«Казань» | 450 | 18.08.1969 | 25.03.1971 | 12 августа , СФ | 2004 | 1983-модернизирован по пр.667АК 1996-модернизирован по пр.09780 Утилизирована в 2010 |
К-245 | 451 | 16.10.1969 | 09.08.1971 | 16 декабря ,СФ | 1992 | 1977-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1995 |
К-214 | 452 | 19.02.1970 | 01.09.1971 | 31 декабря ,СФ | 1991 | 1980-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1998 |
† К-219 | 460 | 28.05.1970 | 08.10.1971 | 31 декабря ,СФ | Достроена по пр.667АУ 06.10.1986-Погибла в Атлантике | |
К-228 | 461 | 04.09.1970 | 03.09.1972 | 30 сентября ,СФ | 1992 | Достроена по пр.667АУ Утилизирована в 1997 |
К-241 | 462 | 24.12.1970 | 09.06.1972 | 23 октября ,СФ | 1992 | 1981-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1994 |
К-444 | 470 | 08.04.1971 | 01.081972 | 9 декабря ,СФ | 1994 | 1983-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1995 |
Комсомольск-на-Амуре | ||||||
Номер | Дата вступления в строй | |||||
К-399 | 151 | 23.02.1968 | 23.06.1969 | 24 декабря , ТОФ | 1990 | 1982-модернизирован по пр.667АТ (не закончена) Утилизирована в 1998 |
К-434 | 152 | 23.02.1969 | 29.05.1970 | 30 ноября , ТОФ | 1989 | Утилизирована в 2007 |
К-236 | 153 | 06.11.1969 | 04.08.1970 | 27 декабря , ТОФ | 1990 | 1985-модернизирован по пр.667АТ (не закончена) Утилизирована в 1994 |
К-389 | 154 | 26.07.1970 | 27.06.1971 | 25 ноября , ТОФ | 1990 | Утилизирована в 1995 |
К-252 | 155 | 25.12.1970 | 12.09.1971 | 31 декабря , ТОФ | 1989 | 1975-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1991 |
К-258 | 156 | 30.03.1971 | 26.05.1972 | 30 сентября , ТОФ | 1991 | 1975-модернизирован по пр.667АУ Утилизирована в 1998 |
К-446 | 157 | 07.11.1971 | 08.08.1972 | 30 декабря , ТОФ | 1993 | Достроена по пр.667АУ Утилизирована в 1996 |
К-451 1978-«60 лет ВЛКСМ» | 158 | 23.02.1972 | 29.04.1973 | 7 сентября , ТОФ | 1991 | Достроена по пр.667АУ Утилизирована в 1999 |
К-436 | 159 | 07.11.1972 | 25.07.1973 | 5 декабря , ТОФ | 1992 | Достроена по пр.667АУ Утилизирована в 1999 |
К-430 | 160 | 27.07.1973 | 28.07.1974 | 25 декабря , ТОФ | 1995 | Достроена по пр.667АУ Утилизирована в 2005 |
Сборка
Для начала снес всю детализацию на палубе, исправить ее не было возможности – так как она(как и у всех моделей Алангера) была выпуклая. Нарезал все по новой, руководствуясь фотографиями и чертежами. Высверлил отверстия для всплывающей камеры, сигнальных буев и ТА. Все это было изготовлено с нуля как отдельный детали. Далее, открыл все шпигаты и подклеил изнутри сетку из травленки. Вообще то, там должна бы быть решетка с 6-ю отверстиями, но не оказалось такой мелкой под рукой. След. шаг – детализация рубки: в наборе она просто девственно гладкая. Сделал поручни, двери, нарезал обтекатель ГАС. Из травленки сделал отсутствующие иллюминаторы по бокам, решетки и ходовые огни. На “крыше” нарезал люки для радиосекстана и радиопеленгатора. Прорезал щель для “Ивы”. Ко всему прочему насверлил посадочные места для недостающих ПМУ и шпигаты. Теперь палуба. Люки ракетных контейнеров должны соcтоять из из двух частей, поэтому на тех что закрыты, показал это расшивкой, а открытые распилил пополам. “Рельсы” для страховочных концов(кстати, как они правильно называются?) сделал из тонких полосок полистирола.Кнехты на носу и на корме из того же полистирола, но только круглого сечения. Те, что в начале горба, сделал опущенными из мет. трубки подходящего диаметра. Кое-где добавил лючки из травленки. Ну и в завершении, насверлил шпигатных отверстий по всей длине. Ракеты сделал из литника. В нижней части корпуса, прямо под ракетными шахтами сделал выступы из шпатлевки. Я так понимаю, что на прототипе это было сделано, так как ракеты Д-9РМ по высоте не помещались в корпус.Перенес водозаборники реактора чуть ниже – в соответствии с чертежами. Обводы корпуса где мог исправил – путем стачивания. ВУ практически все переделаны – из набора остались только 2. Что-то сделал с нуля что-то из остатков других наборов. В качестве штоков использовал медицинские иглы разных диаметров.
Примечания
- Проект 667А. Дата обращения: 27 ноября 2008. Архивировано 22 марта 2012 года.
- What is known about the character of noise created by submarines? Appendix 1 — The Future of Russia’s Strategic Nuclear Forces — by Eugene Miasnikov, Center for Arms Control, …. Дата обращения: 18 марта 2012. Архивировано 17 августа 2012 года.
- ↑ Анатолий ПОПОВ. Эта грозная “Груша” // «Звездочка». — Вып. 26 ноября 2009. — С. 4 (2 – в pdf).
- . Дата обращения: 18 июня 2008. Архивировано из 15 мая 2008 года.
- «Проект 667АТ «Груша» (NATO – “Yankee-Notch”)». deepstorm.ru. Дата обращения: 5 октября 2007. Архивировано 27 мая 2013 года.
- flot.com // В Колтушах открыт мемориал «Защитникам Отечества». Дата обращения: 16 июня 2011. Архивировано 26 апреля 2018 года.
- ВСЕ О ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ (недоступная ссылка), vpk-news.ru, 2006
- Ядерный контроль Выпуск # 42, 2005, 7 декабря — 14 декабря. Дата обращения: 17 ноября 2008. Архивировано из оригинала 28 июня 2010 года.
- ↑ Атомные подводные лодки специального назначения, ckb-rubin.ru. Дата обращения: 15 октября 2007. Архивировано 9 октября 2007 года.
- ↑ Курганов Илья; Николаев Андрей.: К-415, КС-415 проект 667А, 09780. Штурм Глубины. Дата обращения: 6 марта 2010. Архивировано 16 апреля 2013 года.
- ↑ К-403, КС-403, «Казань» проект 667АК, 09780, deepstorm.ru. Дата обращения: 17 ноября 2008. Архивировано 26 мая 2013 года.
- ↑ Прощание с «Казанью», vdvsn.ru, 2005/12/12. Дата обращения: 17 ноября 2008. Архивировано 29 ноября 2010 года.
- ↑ Пожар произошел на утилизируемой АПЛ на заводе в Северодвинске Архивная копия от 19 сентября 2021 на Wayback Machine, РИА Новости, 07 октября 2009
Строительство и развитие
Строительство сом .
В XX – го века, 1109 подводные лодки были построены России / СССР, 19% от мирового объема, в том числе 51 до русской революции , 206 в период с 1917 по 1941 год , 56 во время Великой Отечественной войны , 734 из конца Второй мировой Война, в том числе 250 атомных военно-морских единиц .
Происхождение восходит к 4 января 1901 г., Когда министерство военно – морского флота России назначены три сотрудника задачи проектирования боевой подводной лодки для Императорского русского военно – морского флота : лейтенанты М. Н. Беклемишев и И.С. Горюнов, а также военно – морским архитектором I.G. Boubnov , сотрудник Министерства Балтике верфей , где строительство судна должен был состояться.
В 3 маяв том же году трое мужчин представили результаты своих исследований в военно-морское министерство. Предложение было принято в июле и Балтийский завод приказал построить эсминец п уплотнительное 113 (который позже был переименован в «боевой подводной лодки Дельфин »). Бубнов был назначен главой Комиссии по строительству подводных лодок, которая после многочисленных переименований и преобразований стала «Центральным бюро морских исследований и инженерии Рубина».
Строительство Dauphin было завершено в 1903 году, и его успех стал плацдармом для создания новых типов подводных лодок, более новых и совершенных. К году 73 подводных лодки классов « Касатка» , « Минога» , « Акула» , « Мордж» и « Вепрь вошли в состав ВМФ России, и еще четыре подводных лодки нового типа « генерал-майор Бубнов» находились в стадии строительства. 32 из этих подводных лодок были спроектированы Иваном Бубновым , получившим звание генерал-майора Корпуса военно-морской архитектуры и заслуженного профессора Николаевской морской академии .
26 июня 1904 , в тайне, русский императорский купил свою первую подводную лодку , известный борец по имени леди , концепции американец немецкого происхождения Исаак Райс (ан) (1850-1915) от General Electric Company Dynamic лодка из которых он был основателем (1899 г.). Первоначально эта подводная лодка строилась под руководством британца Артура Леопольда Буша (в) как американский эсминец Fulton . Это был прототип, известный как класс Адлера . 14 октября 1904 года сом был официально введен в эксплуатацию у восточного побережья Владивостока. Россия переименовала его в Сом ( Силур ). Эта первая русская подводная лодка не могла поступить на вооружение во время русско-японской войны, причиной была задержка с поставкой торпед, первоначально заказанных в Германскую империю в начале 1905 года.
С тех пор одним из главных разработчиков этих машин является конструкторское бюро Rubin, потомок «Центрального управления морских исследований и инженерии Рубина
Во время холодной войны четыре верфи производили атомные подводные лодки .
- Первый Севмаш (ранее верфи п о 402) в Северодвинске , в продукте с 1955 года.
- Сайт Амурского (верфь ранее п о 199) в Комсомольск-на-Амуре и подразделение в Большом Камне , недалеко от Владивостока .
- Они были построены в Красном Soromovo (ранее судоверфь н о 112) Нижнем Новгороде
- и Адмиралтейские верфи (ранее судостроительные п о 194 и 196) в Ленинграде с 1960 года.
Скорость строительства атомных подводных лодок ( от 12 до 18 месяцев для 1 – го и 2 е поколение) была в ущерб качеству. С по годы Советы насчитали 340 утечек в первичных контурах и «потеряли» 7 атомных подводных лодок . Таким образом, первое поколение SNLE было названо «вдовцом» . В 1992 году власти подтвердили потерю не менее 20 подводных лодок всех типов в мирное время.
До 1970-х годов советские подводные лодки были более шумными, чем их западные аналоги, и менее надежными, последние классы, выпущенные в 1980-х годах, частично исправляют эти недостатки.
Рекорды скорости и погружения боевых подводных лодок устанавливают советские корабли с титановыми корпусами . Лодка, последовательно именуемая K-18 / K-162, затем K-222 ( код НАТО : класс Papa ), получила во время этих испытаний официальный рекорд скорости 44,7 узла (82,78 км / ч) на скорости.18 декабря 1970 г. и неофициально достиг 44,85 узла (83,06 км / ч) на 30 марта 1971 г.и запись плавания достигается с помощью K-278 комсомольца на4 августа 1984 г.с погружением на 1027 м . Шесть ПЛАРБ проекта 941 «Акула» (код НАТО: класс «Тайфун» ), введенные в строй в период с 1981 по 1989 год, являются крупнейшими в мире с водоизмещением около 23 000 т .
Эффект бесшумности
РПКСН «Князь Владимир» стал первым кораблём усовершенствованного проекта 955А «Борей-А» атомных подводных лодок четвёртого поколения, спущенным на воду. Как и стоящие на вооружении ВМФ субмарины проекта 955 «Борей» — «Юрий Долгорукий», а также «Александр Невский» и «Владимир Мономах», — крейсер «Князь Владимир» был сконструирован в ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург), а создавался в Северодвинске, на верфях АО «ПО «Севмаш». Корабль был спущен на воду в ноябре 2017 года.
Помимо крейсера «Князь Владимир» в Северодвинске сейчас строятся ещё четыре подводных ракетоносца проекта 955А («Борей-А»): «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский».
Предполагается, что атомные подлодки проекта «Борей» и «Борей-А» заменят в перспективе подводные атомоходы третьего поколения проекта 667БДР «Кальмар» и проекта 667БДРМ «Дельфин», а также ракетоносцы проекта 941 «Акула».
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец» проекта 667БДР «Кальмар»
Новые субмарины призваны стать элементом ядерной триады России и будут нести на борту межконтинентальные баллистические ракеты с ядерным боезарядом Р-30 «Булава» разработки Московского института теплотехники (МИТ). «Бореи» способны осуществлять пуск МБР даже из-под ледяного покрова Арктики
Для этого атомоходу не нужно проламывать ледяную толщу — это важное отличие от подводных крейсеров проекта 667, несущих на борту ракеты Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер»
Каждая ракета имеет десять ядерных головных частей при радиусе действия 8000 км и круговом вероятном отклонении 250—300 м. Кроме того, МБР «Булава» способны преодолевать системы ПРО вероятного противника.
Одним из важных преимуществ подлодок проекта «Борей» является их малозаметность для противника. Низкий уровень шума обеспечивается благодаря применению специальных звукопоглощающих материалов. Также конструкторам удалось оснастить крейсер более совершенными средствами связи, обнаружения, были улучшены такие показатели, как обитаемость экипажа и живучесть самой лодки.
«Что касается максимальной подводной скорости, рабочей и предельной глубин погружения, то эти показатели примерно одинаковы для всех подлодок серии 955, включая лодки «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Но крейсер 955А отличается значительно меньшей шумностью. Он может развивать высокую скорость, не боясь, что его обнаружат. Сегодня российский подводный флот выходит на такой уровень шумности, при котором подлодки будет очень сложно засекать возможному противнику», — пояснил эксперт.
Также по теме
«Потаённые суда»: как начиналась история подводного флота России
Сегодня в России отмечается День моряка-подводника. 19 марта 1906 года император Николай II подписал указ «О классификации военных…
Похожей точки зрения придерживается военный обозреватель Виктор Баранец.
«Конструкторам удалось добиться в случае с крейсером «Князь Владимир» минимальной шумности. Это чрезвычайно важный фактор: если противник первый обнаружит лодку, то у него будет больше шансов уничтожить её. Также у этого крейсера достаточно серьёзные система управления, вооружение: установлено 16 баллистических ракет морского базирования. Плюс главное достоинство подводного крейсера «Князь Владимир» — гидроакустическая система слежения, с помощью которой можно видеть и слышать противника», — подчеркнул эксперт в комментарии RT.
Подводное водоизмещение субмарины проекта 955 — 24 тыс. тонн, длина — 170 м, ширина — 13,5 м, скорость — до 29 узлов (53,7 км/ч), рабочая глубина погружения — до 400 м, предельная глубина — 480 м, автономность — 90—100 суток. Судно способно нести на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет.
По сравнению с субмаринами более ранних модификаций, «Князь Владимир» получил обновлённый внешний вид и более обтекаемую форму корпуса.
«Всё лучшее, что есть сегодня в российском военно-морском секторе, собрано в подлодке «Князь Владимир». У крейсера хорошие ходовые качества, он способен погружаться на глубину порядка 500 м, на что способна далеко не каждая подводная лодка», — подчеркнул Виктор Баранец.
Вынужденная трансформация
Для достижения паритета в 1958 году в СССР приступили к созданию собственного проекта подводного крейсера. В ЦКБ-18 (сегодня — Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») стартовала разработка ракетоносца второго поколения проекта 667 (первое поколение: 658, 658M, 658T, 658У, 701).
Главным конструктором проекта стал Абрам Кассациер. Изначально предполагалось, что лодка будет оснащена комплексом Д-4 или Д-6 c одноступенчатыми жидкостными баллистическими ракетами подводного старта Р-21.
Конструкторы отказались от идеи поворотной пусковой установки, которая была реализована на атомоходах первого поколения. Вместо этого было принято решение об установке вертикальных пусковых шахт.
Однако из-за выявленных трудностей с использованием крупногабаритных ракет Р-21 в вертикальном положении проект 667 переформатировали в проект 667А (класс «Навага»).
Постановления правительства СССР от 4 апреля 1961 года и от 21 июня 1961 года предусматривали старт создания первой субмарины проекта 667А под названием К-137 «Ленинец». Подлодку должны были оснастить малогабаритными ракетами Р-27.
Должность главного конструктора в новом проекте занял Сергей Ковалёв. Технический проект подводной лодки был выполнен в 1962 году. В 1963 году проведена корректировка, связанная с изменением в части ракетного вооружения.
4 ноября 1964 года в цехе №50 производственного объединения «Севмашпредприятие» (Северодвинск) началось строительство «Ленинца». 25 августа 1966 года субмарина была выведена из цеха. 11 сентября 1966 года, после спуска на воду, субмарина была поставлена к достроечной стенке завода.
1 сентября 1967 года на К-137 был впервые поднят флаг ВМФ СССР, началась подготовка к сдаче проекта. В присутствии на борту подводного крейсера главного конструктора в этот же день при максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, что на 3,3 узла превысило заданную проектную скорость.
В результате проведения первичных испытаний было установлено, что по своим скоростным характеристикам советский атомоход второго поколения практически сравнялся с американскими аналогами — подлодками «Трешер» и «Стерджен», предельная скорость которых составляла 29—30 узлов.
6 сентября 1967 года в ходе испытаний в акватории Белого моря «Ленинец» произвёл успешный одиночный пуск баллистической ракеты Р-27, а уже в октябре — залповый.
5 ноября 1967 года Государственной комиссией был подписан приёмный акт и назначен первый командир подводной лодки — капитан второго ранга Вадим Березовский. 6 ноября крейсер официально вошёл в состав ВМФ СССР.
Охладить пыл США
«Севмашпредприятие» построило 34 подлодки проекта «Навага», которые выполняли миссии в Атлантическом, Тихом и Северном Ледовитом океанах. В 1970-х годах три субмарины постоянно «дежурили» к востоку от Бермудских Островов, неподалёку от Восточного побережья США.
Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что появление подводных крейсеров второго поколения обеспечило Москве более прочное присутствие в Мировом океане и стало дополнительным инструментом сдерживания ядерной мощи США.
«В 1967 году ещё были свежи воспоминания о Карибском кризисе 1962 года. СССР тогда отказался от размещения ядерного арсенала на Кубе, взамен США вывели свои ядерные силы из Турции. Однако Штаты в силу владения атомными подводными лодками имели преимущество перед СССР, поскольку могли нанести ядерный удар из более удобных позиций», — пояснил в беседе с RT Козюлин.
По словам эксперта, лишь с появлением собственных атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами Советский Союз смог восстановить паритет в ракетно-ядерной сфере. Москва также в полной мере реализовала стратегию гарантированного взаимного уничтожения, «охладив пыл американской стороны».
Список построенных ПЛАРБ
Список построенных ПЛАРБ по проекту 667А | |||
---|---|---|---|
Северодвинск | |||
Номер | Дата вступления в строй | Дата списания на слом | Пререоборудованна по проекту |
К-137 | 6 ноября 1967 | 3 апреля 1994 | 667АУ |
К-140 | 30 декабря 1967 | 19 апреля 1990 | 667АМ |
К-26 | 3 сентября 1968 | 17 июля 1988 | 667АТ |
К-32 | 26 октября 1968 | 19 апреля 1990 | |
К-216 | 27 декабря 1968 | 1985 | |
К-207 | 30 декабря 1968 | 30 мая 1989 | |
К-210 | 6 августа 1969 | 17 июля 1988 | |
К-249 | 27 сентября 1969 | 17 июля 1988 | |
К-253 | 27 сентября 1969 | 24 июня 1991 | 667АТ |
К-395 | 5 декабря 1969 | 24 июня 1991 | 667АТ |
К-408 | 25 декабря 1969 | 17 июля 1988 | 667АТ |
К-411 «Оренбург» | 31 августа 1970 | 18 января 2009 | 09774 |
К-418 | 22 сентября 1970 | 17 марта 1989 | |
К-420 | 29 октября 1970 | 2004 | 667М |
К-423 | 13 ноября 1970 | 24 июня 1991 | 667АТ |
К-426 | 22 декабря 1970 | 19 апреля 1990 | |
К-415 | 30 декабря 1970 | 6 августа 1987 | |
К-403 «Казань» | 12 августа 1971 | выведен из состава в 2004 и передан гражданскому экипажу | |
К-245 | 16 декабря 1971 | 14 марта 1992 | 667АУ |
К-214 | 31 декабря 1971 | 24 июня 1991 | 667АУ |
† К-219 | 31 декабря 1971 | затонул 3 октября 1986 | 667АУ |
К-228 | 30 сентября 1972 | 3 сентября 1994 | 667АУ |
К-241 | 23 октября 1972 | 16 июня 1992 | 667АУ |
К-444 | 9 декабря 1972 | 30 сентября 1994 | 667АУ |
Комсомольск-на-Амуре | |||
Номер | Дата вступления в строй | Дата списания (на слом) | Пререоборудованна по проекту |
К-399 | 24 декабря 1969 | 1998 | 667АТ |
К-434 | 30 ноября 1970 | 17 марта 1989 | |
К-236 | 27 декабря 1970 | 1 сентября 1990 | |
К-389 | 25 ноября 1971 | 19 апреля 1990 | |
К-252 | 31 декабря 1971 | 17 марта 1989 | 667АУ |
К-258 | 30 сентября 1972 | 16 июня 1991 | 667АУ |
К-446 | 30 декабря 1972 | 17 марта 1993 | 667АУ |
К-451 | 7 сентября 1973 | 16 июня 1991 | |
К-436 | 5 декабря 1973 | 14 марта 1992 | 667АУ |
К-430 | 25 декабря 1974 | 12 января 1995 | 667АУ |