Предыстория
Самолеты-истребители начали вооружаться авиационными ракетами еще в 1930 годах. Первым советским самолетом, получившим на вооружение ракеты в дополнение к пулеметам, был истребитель модели И-16. Ракеты тогда были неуправляемыми, поэтому летчик мог повлиять на траекторию снаряда лишь до его пуска. Пилоту нужно было тщательно выдержать условия пуска по точности и дальности. Сделать это во время воздушного боя было довольно сложно. Кучность такого огня уступа показателям бортовых пулеметов и пушек. Единственным достоинством реактивных снарядов был их солидный калибр и тот факт, что для поражения вражеского самолета было достаточно одного попадания.
Первые испытания управляемых ракет состоялись в Германии во времена Второй мировой войны. Стоит отметить, что в те годы, нарезное авиационное оружие (пушки и пулеметы), достигло своего совершенства. Доказательством тому являются успехи летчиков-истребителей в различных сражениях. На тот момент авиационное вооружение идеально подходило под существующие самолеты, и в руках умелого летчика позволяло достичь успеха в маневренном воздушном сражении. Но когда появилась реактивная сверхзвуковая авиация, скорость самолетов возросла, а вместе с ней возрос и пространственный размах воздушного сражения, возникла необходимость в ракетном оружии нового уровня. Кроме того, оно было необходимо и раньше для решения боевых задач в ночное время и в условиях тяжелых метеорологических условий.
В послевоенное время в Америке появились первые управляемые ракеты «воздух-воздух». США стали новаторами на этом поприще, но созданию управляемых ракет поспособствовали специалисты из Германии, которые после поражения были вывезены в Америку. Немного позже успехов в разработке управляемых ракет достиг и СССР.
К-37 / Р-37 / РВВ-БД – AA-13 ARROW
ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)К-37 / Р-37 / “изделие 610” – AA-X-13 ARROWК-37М / РВВ-БД / “изделие 610М” – AA-13 ARROW
Ракета “воздух-воздух” большой дальности. В 1981 г. представлено техническое предложение по новому перехватчику МиГ-31М с ракетами К-37. Разработка более совершенной ракеты аналогичной ракете К-33 для вооружения перехватчика МиГ-31М начата ГосМКБ “Вымпел” по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты К-37 защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания ракеты начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) – совершающие полет под управлением автопилота по программе. В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска).Первое появление на публике – Минский показ новой авиационной техники (Мачулищи, март 1992 год) – ракеты были показаны на подфюзеляжной подвеске МиГ-31М (6 ракет на АКУ-610 под фюзеляжем). Ракета переняла многие черты прототипа – ракеты К-33 / AA-9. В апреле 1994 г. Президент России Б.Н.Ельцин поздравил создателей ракеты с успешным поражением воздушной цели на рекордной дальности 304 км. Испытания ракеты продолжались по 1997 г. Вероятно, после 1997 г. в связи с нарушением работы кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. По состоянию на 2007 г. корпорацией “Тактическое Ракетное Вооружение” (КТРВ) в лице ГосМКБ “Вымпел” ведется разработка ракеты РВВ-БД, которая является почти полным аналогом ракеты К-37. До конца 2011 г. планировалось завершить государственные испытания ракеты. Серийное производство по состоянию на август 2011 г. решено начать. В течение 2011 г. велась подготовка серийного производства ракеты. 13.02.2012 г. главком ВВС А.Зелин заявил, что на завершающем этапе испытаний находится новая ракета дальнего действия для самолетов МиГ-31БМ. Ракета будет принята на вооружение в ближайшее время.В 2014 г. ракета РВВ-БД принята на вооружение ВВС России, официально начато её серийное производство (Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.). По состоянию на осень 2017 г. информации о поступлении в войска ракеты нет.Запуск маршевого двигателя ракеты К-37/ РВВ-БД – AA-13 ARROW (рисунок Александра Ярцева, 2014 г., источник).
Внешние ссылки
Ракеты по типу |
---|
Ракетные аэробаллистический · баллистической ракеты · зенитной радар · ракета воздух-воздух · Ракетные воздух-земля · противотанковый ракетный · ПКР · ракетными противолодочной · Ракетные ASAT · Ballistic Missile · Ракетные изменение средней · Ракетные Круизный · ракеты наземного mer · ядерная ракета · ракета воздух-поверхность |
См. Также: Торпеда · Воздушная торпеда · Ракета · Управляемая бомба · Летающая бомба · Противоракетная оборона · Батарейные авиационные ракеты. |
Российские и бывшие советские ракеты ( обозначение России / обозначение НАТО ) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса “воздух-воздух” | Калининград К-5 ( AA-1 Щелочь ) • Вымпел К-13 ( Атолл AA-2 ) • Калининград К-8 ( AA-3 Анаб ) • Шило AA-4 • Ясень AA-5 • Бисноват R-40 ( AA- 6 Едкий ) • R-23 ( AA-7 Apex ) • R-60 ( AA-8 Aphid ) • Вымпел R-33 ( AA-9 Amos ) • R-27 ( AA-10 Alamo ) • Вымпел R-73 ( AA-11 Archer ) • Вымпел R-77 ( AA-12 Adder ) • Вымпел R-37 ( AA-X-13 Arrow ) | ||||||
Ракеты класса “воздух-поверхность” | КС-1 Комет ( Питомник АС-1 ) • К-10С ( Кенгуру АС-2 ) • Х-20 ( Кенгуру АС-3 ) • Х-22 ( Кухня АС-4 ) • КСР-2 ( Кельт АС-5 ) • KSR-5 ( AS-6 Kingfish ) • Kh-23 ( AS-7 Kerry ) • Kh-28 ( AS-9 Kyle ) • Kh-25 ( AS-10 Karen ) • Kh-58 ( AS-11 Kilter ) • Х-25 ( АС-12 Кеглер ) • Х-29 ( АС-14 Кедж ) • Х-55 ( АС-15 Кент ) • Х-15 ( АС-16 Отдача ) • Х-31 ( АС-17 Криптон ) • Х-59 ( АС-18 Казоо ) • Х-90 Метеорит ( АС-19 Коала ) • Х-35 ( Байдарка АС-20 ) • Х-47М2 ( Кинжал ) | ||||||
Зенитные ракеты |
| ||||||
Ракеты класса “земля-земля” |
| ||||||
Код НАТО в курсивом |
Историческая справка
Первый детально проработанный проект ракеты «воздух—воздух» был создан в Великобритании в 1943 году. «Артемида» имела полуактивное радиолокационное наведение с необычным коническим сканированием вращающейся головкой самонаведения. По экономическим причинам, и ввиду очевидной деградации наступательных способностей Люфтваффе во второй половине войны, проект не был реализован.
Первая ракета «воздух—воздух» Ruhrstahl X-4 с управлением по проводам
Интенсивные опыты по наведению авиационной ракеты на самолёт были предприняты в Германии во время Второй мировой войны. Во время массированных налётов союзников люфтваффе столкнулось с недостаточной эффективностью поражения тяжёлых бомбардировщиков применяемым пушечным авиационным вооружением, в результате чего стали разрабатывать очередное «чудо-оружие», способное уничтожить бомбардировщик с безопасного для самолёта-истребителя расстояния. Вначале на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков союзников применялись неуправляемые реактивные снаряды (НУРС) R4M. Далее усилия немецких конструкторов привели к созданию опытных образцов специализированных ракет «воздух—воздух», таких как Ruhrstahl X-4.
США также занимались разработками УРВВ в годы Второй Мировой, создав ракеты Hughes JB-3 Tiamat и Martin Gorgon как способ борьбы с германскими реактивными бомбардировщиками. Обе ракеты были сочтены морально устаревшими вскоре после войны и так и не приняты на вооружение. Сразу же после войны (в 1946 году) ВВС США начали разработку новой ракеты, AAM-A-1 Firebird, но хотя ракета успешно прошла испытания в 1947—1949 годах, её характеристики были также сочтены недостаточными на фоне стремительно совершенствующейся реактивной авиации.
Сравнительные характеристики проектов УРВВ Второй Мировой:
Параметр | Ruhrstahl X-4 | Artemis | Hughes JB-3 Tiamat | Martin Gorgon IIA |
---|---|---|---|---|
Страна: | Нацистская Германия | Великобритания | США | США |
Снаряжённая масса: | 60 кг | 37 кг | 281 кг | 440 кг |
Дальность: | 3200 м | 2800 м | 10—15 км | 16—20 км |
Наведение: | Радиокомандное ручное, визуальное отслеживание ракеты | Автоматическое, полуактивное радиолокационное | Автоматическое, «осёдланный луч» | Радиокомандное ручное, телевизионное, |
Статус на 09.05.1945: | В производстве | Рабочие чертежи | Подготовка к испытаниям | Испытания |
Послевоенные исследования привели к созданию ракеты «воздух—воздух» Fairey Fireflash, принятой на вооружение ВВС Великобритании в 1955 году. Однако, её использование оказалось малоэффективным. ВВС и ВМС США приняли на вооружение ракеты «воздух—воздух» в 1956 году. Первой ракетой ВВС США стала AIM-4 Falcon; ВМС США получили сразу две ракеты — AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder, модификации которой стоят на вооружении до сих пор. Первую ракету «воздух—воздух» РС-1У (К-5/Р-5) ВВС СССР приняли на вооружение в 1956 году.
24 сентября 1958 года истребитель ВВС Тайваня F-86 атаковал МиГ-15 ВВС Китая ракетой AIM-9B Sidewinder и сбил его. Эта победа считается первой, одержанной с помощью ракеты «воздух—воздух». К середине 1950-х годов возобладало мнение, что будущий воздушный бой сведётся лишь к обмену ракетными ударами между самолётами противоборствующих сторон на дальностях, превышающей видимость цели, поэтому созданные в начале 1960-х годов истребители (такие, как F-4) получили на вооружение только ракеты. Однако успешное применение устаревших истребителей с пушечным вооружением против новейших самолётов во время войны во Вьетнаме заставили пересмотреть взгляды на воздушный бой и вернуть в состав вооружения истребителей пушку. Но ракета «воздух—воздух» так и осталась основным оружием воздушного боя.
Первые ракеты с инфракрасными ГСН могли захватить цель на автосопровождение только в задней полусфере, там, где тепловое излучение двигателей было наиболее сильным. Но уже в Фолклендской войне дозвуковые британские «Харриеры» при помощи всеракурсных ракет с инфракрасной ГСН AIM-9L, полученных из США перед началом конфликта, одержали ряд побед над сверхзвуковыми истребителями «Мираж» III и «Даггер» аргентинских ВВС. Современные ракеты «воздух—воздух» являются всеракурсными независимо от используемой ГСН.
Баллистическая ракета: что это?
Современный мир, пронизанный непрекращающимися локальными конфликтами и внешнеполитическими напряженностями между странами, постоянно находится под угрозой крупных глобальных войн. Каждое отдельно взятое государство понимает, что в случае войны победа будет за тем, чье вооружение лучше и мощнее.
Так было всегда, начиная еще с незапамятных времен. Именно война двигала прогресс — все изобретения для гражданских нужд были лишь побочным результатом изобретения военного оснащения. В двадцать первом веке производимое оружие имеет чудовищную разрушительную силу. Хорошим примером мощнейшего оружия является баллистическая ракета.
Что такое баллистическая ракета?
Баллистическая ракета — один из видов орудия массового поражения, действующего на дальние дистанции. Летит по изначально заданной параболической траектории и не поддаётся управлению в момент полета.
Существуют разновидности многоступенчатых ракет, похожих на те, что запускаются в космос для доставки спутников на орбиту — в процессе полета части ракеты отсоединяются от основания, чтобы увеличить скорость за счет импульса и уменьшения общей массы. Запуск таких ракет производится либо из шахтных установок расположенных в земле, либо с помощью мобильных перевозных установок.
Классифицируются ракеты каждым государством по-разному, но можно считать общепринятыми ракеты трёх видов:
- Малой дальности.
- Средней дальности.
- Межконтинентальные.
Каждый из видов имеет свои задачи и максимальную длительность проходимого пути. В случае с ракетами малой дальности — это тысяча километров, средняя дальность обладает радиусом запуска в 5.5 тысяч километров, а межконтинентальные, направленные на то, чтобы поразить врага на другом конце земли, имеют дальность достаточную, чтобы облететь 50% земного шара.
Именно такие ракеты начиняют ядерными боеголовками. Самая большая длительность полета займет не более 30 минут, а гигантская скорость делает ракеты практически неуязвимыми для противовоздушной обороны — они просто летят быстрее снаряда, предназначенного для уничтожения этой ракеты.
Как работает баллистическая ракета?
Главная особенность её работы заключается в том, что практически всю длительность своего полета ракета ведет себя в точности, как обычный брошенный объект, не подвергаясь импульсам и ускорениям со стороны двигателей.
Весь её путь можно разделить на два этапа. В первом этапе ракете задаётся необходимая скорость с помощью реактивной тяги. После того, как нужное ускорение было достигнуто, двигатель вместе с топливным баком отсоединяется от ракеты для облегчения её веса. После этого наступает второй этап свободного падения.
Использование ракеты в гражданских целях
Устройство баллистической ракеты и манера её поведения в воздухе мало чем отличаются от ракет, запускаемых в космос на орбиту Земли. Благодаря этому удобству существует возможность создания универсальных устройств, которые в зависимости от внутреннего содержания будут использоваться в мирных или в военных целях.
На сегодняшний день существует несколько видов универсальных ракет, которые изначально были созданы с целью выведения на орбиту планеты различного военного спутникового оборудования. Целый класс ракет предназначен для вариативного использования. Стоит понимать, что одну и ту же ракету нельзя переоснастить для других целей. Хоть они и имеют общую базу, но собираются на различных заводах и не подлежат взаимному замещению.
https://youtube.com/watch?v=e31qo61ryRc
История создания
В 1957 году была успешно запущена первая в мире межконтинентальная ракета. Строение её было именно многоступенчатым, а радиус поражения подразумевал успешную доставку заряда в любую точку планеты. Разработка данного вооружения была инициирована еще за десять лет до её запуска. Большое количество научных деятелей, а также организаций было привлечено для исследований возможности перелетов и создания системы управления ракетой.
Специально для испытаний оружия подобного рода в Казахстане был построен полигон, строительство которого завершилось в один год с запуском ракеты. Однако первые испытания позволили выявить огромное количество недостатков данной ракеты. Только с четвертого раза после многочисленных доработок ракета смогла поразить условного противника, успешно завершив испытания на полигоне. Замена на более новые виды вооружения произошла только спустя 11 лет после начал использования первого прототипа.
Ракеты США
Малой дальности
AIM-9М — 2690 кмч
Средней дальности
AIM-7 Sparrow — 4310 кмч
AIM-120 AMRAAM — 4300 кмч
Большой дальности
AIM-54С Phoenix — 5390 кмч
AIM-54С
Сразу замечу, что данные о скорости ракет и самолетов во многих источниках отличаются, поэтому некоторые значения могут быть даны с небольшой погрешностью непреднамеренное, забывчивое отклонение от правильных действий, поступков, мыслей, разница между ожидаемой или измеренной и реальной величиной. Теперь предлагаю рассмотреть максимальные значения объект, который обозначается, замещается, репрезентируется другим объектом — знаком; между двумя объектами, выступающими соответственно в роли знака и значения (названия), в процессе семиозиса скорости горизонтального полёта некоторых российских и американских истребителей:
Су-35 — 2425 кмч
Су-57 — 2640 кмч
МиГ-29 — 2480 кмч
МиГ-31 — 3230 кмч
F-15 — 2690 кмч
FA-18 — 1940 кмч
F-22 — 2420 кмч
FA — 18
Делаем простой вывод может употребляться в разных контекстах: Вывод — проводник в составе электрического устройства, предназначенный для электрического соединения с другими устройствами: от ракет средней и большой дальности не в состоянии понятие, обозначающее множество устойчивых значений переменных параметров объекта оторваться ни один существующий ныне истребитель, т.к. скорость первых значительно превосходит скорость вторых. А вот с малой дальностью все немного сложнее, ведь, как мы видим, некоторые истребители способны лететь и быстрее.
Дело работа, занятие, действие не для развлечения; коммерческое предприятие, бизнес; вопрос, требующий разрешения в том, что ракеты малой дальности рассчитаны, в основном топоним в России: Основное — хутор в Железногорском районе Курской области, на ближний маневренный бой, при котором скорость самолетов значительно ниже, чем максимальная. Однако можно предположить, что если ракета выпущена вслед за истребителем, который летит горизонтально и на максимальной тяге набирает скорость, с расстояния, близкого к максимальной дальности полёта самостоятельное перемещение объекта в газообразной среде или вакууме ракеты (речь идет о малой дальности), то, теоретически, двигатель ракеты может израсходовать своё топливо раньше, чем ракета настигнет цель. Не знаю, случалось ли такое на практике, но в теории это возможно.
Скорость, как выяснилось, с малой долей вероятности способна спасти самолет от летящей вслед за ним ракеты. Может лучше искать спасение в маневрировании? К этому мы вернемся чуть позже!
Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)
Управляемая авиационная ракета большой дальности Р-37 (К-37,РВВ-БД) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов военно-транспортной авиации, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».
Разработка ракеты К-37 (изделие 610) для вооружения перехватчика МиГ-31М на базе ракеты К-33 была начата ГосМКБ «Вымпел» по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты был защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания К-37 начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) — совершающие полет под управлением автопилота по программе.
В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска). В апреле 1994 г. была успешно поражена воздушная цель на рекордной дальности — 304 км. Испытания ракеты продолжались до 1997г. После 1997 г. в связи с нарушением кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. МиГ-31М с ракетой К-37 был представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-1997 (см.
,
,
,
,
,
,
,
), на вооружение ВВС России не принимался.
Полученный задел использовался для создания авиационного комплекса перехвата для истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Доработанная ракета, выполненная из российских комплектующих, получила обозначение К-37М (изделие 610М). Под обозначением РВВ-БД (изделие 620) ракета неоднократно выставлялась на выставках военной техники.
Наиболее важным улучшением, по сравнению с предыдущей версией, является применение для К-37M новой системы управления МФБУ-610МШ. Управляемые ракеты К-37М (изделие 610М) впервые были запущены с МиГ-31 в 2011 году и завершили государственные испытания в 2014 году. В настоящее время ракета производится корпорацией КТРВ в г.Королёв, производство бортового комплекса управления поручено Уральскому проектно-конструкторскому бюро «Деталь».
МиГ-31БМ оснащаются новой системой управления вооружением и радиолокационной станцией. Модернизированная система управления оружием РП-31МА «Заслон-АМ» (С-800АМ) с радиолокатором 8БM получила новый компьютер «Багет-55-06» вместо «Аргона-15A». Пассивная антенна с электронным управлением лучом осталась без изменений. Дальность обнаружения модернизированной радиолокационной станции составляет 320 км, автоматическое сопровождение – 280 км (дальность обнаружения истребителя -240 км). Одновременно сопровождаются 24 цели, из них – 6 одновременно обстреливаются ракетами (в прежней версии – 10 и 4 соответственно). Теплопеленгатор 8ТК остался без изменений.
В передней кабине некоторые механические приборы были заменены на жидкокристаллический дисплей, размером 127х127 мм, расположенный с правой стороны приборной панели. Кабина оператора (сзади) получила два больших 152х203 мм ЖК-дисплея вместо электронно-лучевых трубок. Самолёт получил новое связное оборудование (радиостанция Р800Л) и улучшенное радионавигационное оборудование, включая систему спутниковой навигации A737. С крыла исчезли большие пилоны для вооружения (ранее предначавшиеся для ракет Р-40TД), которые были заменены на подвески, достаточные для ракет Р-77-1 или Р-73. Кроме того, на внешних точках подвески, ранее использовавшихся только для подвески дополнительных топливных баков, теперь можно разместить ракеты класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ немного тяжелее версии «Б» — максимальная взлётная масса — 46835 кг, а лётные данные практически не изменились, за исключением потолка, который снизился до чуть более 20000 м.
Серийное производство ракеты РВВ-БД началось в 2014г. На западе ракета получила обозначение AA-X-13 Arrow.
Боевое применение
В 1978 году советский истребитель МиГ-23М с помощью ракет Р-60 сбил иранский военно-транспортный вертолёт CH-47 «Чинук», нарушивший границу. В ирано-иракской войне иракские истребители с помощью ракет Р-60 сбили неизвестное число иранских самолётов и вертолётов. В одном из боёв иракский истребитель МиГ-21бис сбил с помощью ракеты Р-60 иранский перехватчик четвёртого поколения F-14A Tomcat. С помощью Р-60 был сбит ещё как минимум один F-14A в 1984 году, тогда воздушную победу одержал иракский МиГ-23МЛ.
Ракета Р-60 применялась сирийскими лётчиками в боях с израильскими самолётами над Ливаном в 1982 году. Сообщается о ряде случаев попадания ракеты точно в сопла двигателей самолётов противника (что, однако, возможно только при неисправности взрывателя, т.к. подрыв осуществляется на расстоянии от цели). По данным skywar.ru достоверно подтверждено только одно такое попадание, после которого израильский F-15D вернулся на базу и был отремонтирован. По данным ACIG ракетами Р-60 достоверно подтверждённо был сбит «Кфир», подбиты F-15D и RF-4E.
В 1988 году иракский истребитель МиГ-29 сбил ракетой Р-60 другой иракский самолёт этого же типа.
В 2002 году израильский БПЛА был сбит сирийским истребителем МиГ-23МЛ, вероятно с помощью ракеты Р-60.