Система К-30, ракеты Х-30 – Х-33

Ракета самонаведения

Ракету создавали для поражения целей на земле и на воде: железобетонных сооружений, железнодорожных мостов, складов, бетонированных укрытий, военных кораблей. Сначала разработкой модели занималось конструкторское бюро «Молния», инженеры которого сделали большую часть работы. Позже бюро перестало участвовать в проекте по причине большого количества заказов по космическим программам. Завершением разработок и дальнейшим пуском серийного производства занималось МКБ «Вымпел».

Х-29Т имеет встроенную телевизионную технологию самостоятельного наведения под названием «Тубус-2». Инновационная для своего времени пассивная самонаводящаяся система отличается полной автономностью. После пуска ракеты боевой самолет может спокойно улетать из зоны активных действий. Установка самонаведения оснащается закрепленной видеокамерой с функцией отслеживания цели и программного блока, который обозначает и запоминает цель, а также передает команды системе слежения и ракетным рулям.

Даешь малые высоты!

Появлению нового поколения крылатых ракет предшествовал ряд технологических новшеств.

К ним можно отнести: уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризацию радиоэлектронных комплектующих и появление интегральных схем (а с ними и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин и схем управления с небольшим энергопотреблением), новое математическое обеспечение, появление компактных и экономичных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических топлив, новых материалов и технологий в производстве летательных аппаратов. Авиация в ходе локальных войн осваивала малые и предельно малые — в десятки метров — высоты и сокращала время пребывания в зоне действия ПВО противника. С другой стороны, уже исчерпала себя концепция массированного ядерного удара, даже ядерное оружие требовало более избирательного применения. Им предполагали наносить удары только по важным военным и промышленным объектам — стартовым позициям ракет, военно-морским базам, пунктам управления, складам ядерного оружия и ГСМ, электростанциям, узлам коммуникаций.

В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века практически одновременно в СССР и в США специалисты проработали концепцию нового боеприпаса большой дальности — малогабаритной дозвуковой (0,5—0,8М) крылатой ракеты малой заметности, реализующей полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с автономной системой наведения на основной части траектории. Стратегические КР такого типа уже не замахивались на межконтинентальные дальности: они должны были позволить своим носителям произвести массированный пуск, оставаясь вне пределов поражения средствами противовоздушной, противолодочной или противокорабельной обороны противника, его тактических ракет. Главными достоинствами КР должны были стать: небольшие размеры (которые позволили бы разместить большой боекомплект во внутренних бомбоотсеках бомбардировщиков, на кораблях и подводных лодках), возможность залпового пуска и подхода нескольких ракет к цели с разных направлений, незначительная радиолокационная заметность, малое время нахождения в «поле зрения» ПВО, всепогодность.

Полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Обеспечение точного автономного выведения ракеты в район цели требовало специальной корреляционной системы. При небольших габаритах задача становилась особенно сложной. Требовались новые точные трехмерные карты земной поверхности. И в СССР — при наличии серьезных теоретических проработок — практические работы по этой теме развернули уже после появления сообщений об аналогичных разработках в странах НАТО.

Семен Федосеев

К-37 / Р-37 / РВВ-БД – AA-13 ARROW

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)К-37 / Р-37 / “изделие 610” – AA-X-13 ARROWК-37М / РВВ-БД / “изделие 610М” – AA-13 ARROW 
Ракета “воздух-воздух” большой дальности. В 1981 г. представлено техническое предложение по новому перехватчику МиГ-31М с ракетами К-37. Разработка более совершенной ракеты аналогичной ракете К-33 для вооружения перехватчика МиГ-31М начата  ГосМКБ “Вымпел” по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты К-37 защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания ракеты начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) – совершающие полет под управлением автопилота по программе. В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска).Первое появление на публике – Минский показ новой авиационной техники (Мачулищи, март 1992 год) – ракеты были показаны на подфюзеляжной подвеске МиГ-31М (6 ракет на АКУ-610 под фюзеляжем). Ракета переняла многие черты прототипа – ракеты К-33 / AA-9. В апреле 1994 г. Президент России Б.Н.Ельцин поздравил создателей ракеты с успешным поражением воздушной цели на рекордной дальности 304 км. Испытания ракеты продолжались по 1997 г. Вероятно, после 1997 г. в связи с нарушением работы кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. По состоянию на 2007 г. корпорацией “Тактическое Ракетное Вооружение” (КТРВ) в лице ГосМКБ “Вымпел” ведется разработка ракеты РВВ-БД, которая является почти полным аналогом ракеты К-37. До конца 2011 г. планировалось завершить государственные испытания ракеты. Серийное производство по состоянию на август 2011 г. решено начать. В течение 2011 г. велась подготовка серийного производства ракеты. 13.02.2012 г. главком ВВС А.Зелин заявил, что на завершающем этапе испытаний находится новая ракета дальнего действия для самолетов МиГ-31БМ. Ракета будет принята на вооружение в ближайшее время.В 2014 г. ракета РВВ-БД принята на вооружение ВВС России, официально начато её серийное производство (Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.). По состоянию на осень 2017 г. информации о поступлении в войска ракеты нет.Запуск маршевого двигателя ракеты К-37/ РВВ-БД – AA-13 ARROW (рисунок Александра Ярцева, 2014 г., источник).

Выход на гиперзвук

С 1930-х годов идут исследования гиперзвукового полета, то есть полета на скоростях, превышающих скорость звука в 5 и более раз. Не менее четырех десятилетий идут работы над гиперзвуковыми управляемыми ракетами. Резкое сокращение времени полета способствует преодолению современной и даже существующей пока только в разработках ПВО/ПРО, поражению маневренных целей в глубине обороны противника. Гиперзвуковые ракеты преодолевают «высотобоязнь» — высоты полета возвращаются к 10—30 км.

В 1997 году НПО «Радуга» представило гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90 со складным треугольным крылом дальностью полета до 3 000 км, маршевым гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Для выхода на сверхзвуковой режим и запуска маршевого двигателя используется твердотопливный ускоритель. А ведь это старая уже разработка, едва не похороненная «постперестроечным» периодом. Неудивительны признания зарубежных специалистов, что в работах над гиперзвуковыми аппаратами они используют ряд советских разработок.

Гиперзвуковой «экспериментальный летательный аппарат» Х-90, Россия. Длина — 12 м. Дальность пуска — 3 000 км, скорость полета — 4—5М
 
В США с 1998 года реализуется программа ARRDM по созданию гиперзвуковых ракет класса «воздух-земля» и «корабль-земля». Согласно расчетам, ракета со скоростью 8М тех же размеров, что и AGM-86, пролетит 1 400 км всего за 12 минут, а при столкновении с целью обеспечит большие глубину проникновения и разрушительное действие.
 
«Крыла» в строгом значении этого слова у такой ракеты уже может и не быть. На этих скоростях хватает подъемной силы, действующей на корпус, которому придается соответствующий профиль. Так, корпус прототипа ракеты фирмы «Боинг» выполнен по схеме «волнолет» — для создания подъемной силы используется поток за ударной волной, порождаемой при гиперзвуковом полете. Рассматриваются комбинированные двигательные установки (в СССР ракету Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем создали уже в 1980-е годы), установки изменяемого цикла — ракетно-прямоточные, турбопрямоточные. Высокие скорости способствуют реализации и такой идеи, как ионизация обтекающего ракету потока воздуха, электромагнитное управление потоком и создание плазменного шлейфа, снижающего заметность ракеты.
 
Займут ли гиперзвуковые аппараты место в ряду стратегических крылатых ракет или станут маневрирующими боеголовками баллистических ракет — вопрос недалекого будущего. В любом случае поиски нового облика крылатых ракет большой дальности идут весьма активно.

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.

Тяжелое дыхание

Параллельно теме гиперзвукового планера американские конструкторы ведут разработку самодвижущихся аппаратов для Global Prompt Strike или, попросту говоря, гиперзвуковых крылатых ракет. Разработанная корпорацией Boeing ракета X-51известна также под названием Waverider («оседлавший волну»). Благодаря своей конструкции аппарат использует для получения дополнительной подъемной силы энергию ударных волн, возникающих в воздухе при гиперзвуковом полете. Несмотря на то что принятие этой ракеты на вооружение планировалось как раз на 2017 год, сегодня это по‑прежнему экспериментальный аппарат, совершивший всего несколько полётов с включенным ГПВРД. 26 мая 2010 года Х-51 разогнался до 5 Махов, но двигатель проработал всего 200 секунд из 300. Второй пуск состоялся 13 июня 2011 года и закончился неудачей в результате помпажа прямоточного двигателя на гиперзвуковой скорости. Как бы то ни было, очевидно, что эксперименты с ГПВРД будут продолжаться как в Соединенных Штатах, так и в других странах, и, по‑видимому, надежные работающие технологии все-таки будут созданы в обозримом будущем.

Зачатие и развитие

Военное прошлое

Распространение поверхность-воздух ракеты ( поверхности в воздух ракеты – SAM) сделал ликвидацию наземной ПВО приоритет для тех , кто с современной военно – воздушных сил будет предпринять наступательные действия против врага

Отслеживание и уничтожение радаров воздушного наблюдения и управления огнем является важной частью этой миссии.. Противорадиолокационные ракеты (ARM – Anti Radar Missile ) должны иметь довольно большую дальность действия, чтобы не допускать попадания стреляющего самолета в зону действия средств ПВО

Они также должны летать на высокой или даже очень высокой скорости, чтобы снизить вероятность поражения в полете, и должны быть оснащены ГСН, способной сканировать широкий , что позволяет нацеливать несколько типов радаров. быть уничтоженным. С другой стороны, их военная нагрузка не обязательно важна.

Противорадиолокационные ракеты (ARM – Anti Radar Missile ) должны иметь довольно большую дальность действия, чтобы не допускать попадания стреляющего самолета в зону действия средств ПВО. Они также должны летать на высокой или даже очень высокой скорости, чтобы снизить вероятность поражения в полете, и должны быть оснащены ГСН, способной сканировать широкий , что позволяет нацеливать несколько типов радаров. быть уничтоженным. С другой стороны, их военная нагрузка не обязательно важна.

Дизайн

Первая в Советском Союзе АРМ была разработана группой инженеров ОКБ « Радуга» , отвечавшей за создание ракет для тяжелых бомбардировщиков СССР. Х-22P был разработан с ракетой-6  т Радуга Х-22 (AS-4 ‘Кухня’ ).

Опыт, приобретенный в ходе этих экспериментов, привел к созданию в году Х-28 (АС-9 «Кайл» ), который использовался на тактических истребителях, таких как Су-7Б , Су-17 и Су-24 . Он обладал способностью развивать скорость 3 Маха и дальностью 120  км , что лучше, чем у современного AGM-78 Standard ARM .

За Х-28 в 1978 г. последовал Х-58 , имевший такую ​​же дальность и скорость, но чей двухтопливный ракетный двигатель был заменен гораздо более безопасным твердотопливным ракетным двигателем РДТТ.

Эволюции

Разработка более совершенных систем ЗРК, таких как « Патриот» и боевая система « Иджис» ВМС США , оказала давление на Советы, которым пришлось разработать более совершенную АРМ.

«Звезда» подошла к проблеме с другой точки зрения, чем « Радуга» , уже имея некоторый опыт в области ракет, особенно легких моделей класса «воздух-воздух». Однако в 1970-х годах они разработали успешное семейство ракет Х-25, ракеты малой дальности воздух-поверхность, одной из версий которых была именно противорадиолокационная ракета Х-25МП ( кодовое название НАТО  : АС-12 «Кеглер» ). «Звезда» приступила к проектированию дальнобойной АРМ в 1977 году , а первый запуск того, что тогда стало Х-31, был осуществлен в 1982 году . Он поступил на вооружение в 1988 году и впервые был представлен публике в 1991 году  : Х-31П в Дубае и Х-31А в Минске .

Разработка этой ракеты получила новый импульс с момента присоединения компании « Звезда» к группе Tactical Missiles Corporation в 2002 году . Были анонсированы новые версии с увеличенным охватом (версия D) и обновлениями в середине карьеры (версия M).

китайская версия

В декабре года сообщалось, что небольшое количество Х-31 было поставлено в Китай , но что «производство еще не началось» . Примерно в то же время русские продали китайцам самолеты Су-30 «  Фланкер-Г  » . Казалось бы, первоначально поставлялась российская модель, тогда обозначавшаяся как Х-31, для проведения испытаний, в то время как модель КР-1 разрабатывалась для производства по лицензии.

Местное производство могло начаться примерно в июле 2005 года .

История создания

В 80-е годы прошлого века основным оружием российских стратегических бомбардировщиков стали крылатые ракеты Х-55, способные поражать цели на дистанции в 2500 километров. Их могли применять как новейшие в то время Ту-160, так и хорошо освоенные летчиками Ту-95МС. Следует отметить, что первоначальная модификация Х-55 не отличалась большой точностью – круговое вероятное отклонение достигало 100 метров. При использовании ядерной боеголовки это было допустимо, однако для обычной боевой части – чрезмерно много.

Предотвратить отставание от потенциального противника можно было двумя основными способами – улучшить характеристики Х-55 или же приступить к созданию какой-то иной, принципиально новой ракеты.


Американская крылатая ракета AGM-129 ACM. Имела заметно меньшую дальность, чем Х-101. Из-за больших габаритов разместить её в бомбоотсеке какого-либо самолета так и не удалось

Конструкторы Дубненского МКБ «Радуга» решили пойти по двум этим путям одновременно. Х-55 прошла целый ряд модернизаций, после которых её возможности резко возросли. Одновременно начались работы по двум новым проектам, которые какое-то время конкурировали между собой.

Наиболее многообещающим поначалу выглядел проект ракеты нового поколения Х-90. В этом случае радикального увеличения дальности полета не планировалось – этот параметр должен был составить «всего лишь» 3000 километров. Упор делался на другую характеристику – скорость. Х-90 могла стать первым образцом гиперзвукового оружия.

Прототип ракеты, летательный аппарат ГЭЛА, удалось построить и испытать, однако почти сразу конструкторы столкнулись с огромным количеством самых разных проблем, решить которые не удалось. Разработку Х-90 пришлось остановить. Одной из причин этой неудачи, безусловно, стало резкое сокращение финансирования после распада СССР. Время для гиперзвукового оружия в 90-е годы еще не пришло.

Основные усилия перенесли на создание приблизительного аналога AGM-129, которым и стала крылатая ракета Х-101. Разумеется, о копировании в данном случае не может быть и речи – российская конструкция вполне оригинальна, просто она сделана во многом с оглядкой на основные характеристики американского образца

В частности, значительное внимание было уделено снижению радиолокационной заметности и повышению точности попадания

AGM-129 поступила в ВВС США в 1990 году, а в 2007 её уже сняли с вооружения. Как нетрудно догадаться, судьба Х-101 оказалась намного более сложной. Первые испытательные запуски удалось осуществить лишь в 1998-м году.


Ракеты Х-101 под крылом Ту-95МСМ

В качестве самолета-носителя поначалу использовался Ту-95МС. На протяжении последующих трёх лет испытания продолжались, а в 2002-м году в Смоленске должно было начаться серийное производство нового оружия.

Дальше, по всей видимости, произошла какая-то заминка. Во всяком случае, по современной информации, серийный выпуск новых ракет начался не ранее 2011 года. Можно предположить, что на протяжении «нулевых» годов Х-101 и её «сестру» Х-102 дорабатывали.

К сожалению, установить точную дату принятия на вооружение Х-101 и Х-102 не представляется возможным. Первые сообщения об этом были опубликованы в 2012-м году, но не получили официального подтверждения. Видимо, окончательное решение Министерство обороны России приняло около года спустя. В 2015-м году это оружие было использовано против террористических группировок, находившихся на территории Сирии.

Устройство и ТТХ характеристики

Ракета «Сармат» применяет двигатель, который был создан на базе надежного двигателя НПО «Энергомаш» РД-264. По заявлению генерал-полковника С. Каракаева, главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, ракета использует шахтную систему базирования и может находиться в готовых шахтных пусковых установках. Комплекс осуществляет минометный пуск, пороховой аккумулятор давление в результате чего выбрасывает ракету из шахты на высоте 20-30 м, после чего автоматически задействует двигатель ракеты.

По первым эскизам ракеты большинство экспертов считало ее двухступенчатой. После размещения официального фото ракеты некоторые источники предположили, что ракета может быть и трехступенчатой, как классические ракеты-носители, которые выносят спутники на орбиту.

Жидкостные ракетные двигатели ступеней были «утоплены» в бак с горючим, тогда как топливные баки – несущие с совмещенными разделительными днищами. В ракете будут применяться надежные и проверенные двигатели от Р-36М, такие как РД-264 в их усовершенствованной модификации РС-99, испытание которых эффективно завершено.

Эксперт Командного военного института ракетных войск КНР Чу Фухай, считает, что будет создано две модификации ракет с различным запасом топлива для поражения целей в Западной Европе и США. Изначальный вес ракеты с целью в США – 150-200 т, дальность полета – 16 000 км, полезная нагрузка составляет 5 т. Дальность ракеты, направленной на западноевропейские страны – 9000 – 10 000 км, стартовый вес – 100 – 120 т, максимально забрасываемый вес – 10 т.

Одна ракета, по мнению экспертов, несет от 10 до 15 боеголовок (все зависит от их мощности). При доставке 10 боеголовок, мощность их составляет 750 Кт каждая. Также некоторые эксперты считают, что используются обычные боеголовки, если будут применяться маневрирующие гиперзвуковые боеголовки Ю-71, то их будет три штуки, и каждая будет весить около 1 т.

Ракета «Сармат» – не первая ракета, у которой столь разняться показатели дальности и загрузки в различных вариантах, поскольку такие показатели – связанные. Сделанные практически по одной технологии Р-36 и Р-36 орб с одним весом 180 т имеют дальности в зависимости от массы загружаемых боеголовок 10 000 км, 15 000 км и вариант «орбитальной бомбардировки».

Кроме того стоит учитывать, что помимо боеголовок, по утверждению конструкторов, существенный лимит массы будет отведен для традиционных комплексов преодоления ПРО, таких, как ложные цели. В том случае, если классические ложные цели такие как надувные имитаторы боеголовок, уголковые, пружинистые и дополнительные отражатели – имеют большой вес, то при вхождении в атмосферу имитирующие боеголовки – это квазитяжелые ложные цели, и хотя они легче боеголовок, все равно их вес довольно существенный, поскольку представляют ракету с теплозащитой, плазмогенератором, доразгонным двигателем и модулем РЭБ для свечения, имитации траектории и ЭПР боеголовки.

Устройство и тактико-технические характеристики боевого блока

По информации издания «Известия», этот боевой блок может иметь такие тактико-технические характеристики:

  • максимальная скорость полета в атмосфере – 15М (при показателе средней скорости – в интервале – 5-7 километров в секунду);
  • изделия работает на высоте около 100 км (это верхняя граница атмосферы планеты Земля);
  • боевой блок производит маневры в атмосфере при снижении для преодоления ПРО.

Система С-25МА третьего этапа модернизации

Для улучшения работы РЛС по маловысотным целям был изменен сектор обзора угломестной антенны и изменен наклон азимутальной антенны. Усовершенствованию подвергся метод наведения ракет на цель. За счет совершенствования аппаратуры, введения новых высокочастотных усилителей и изменения развертки индикаторов было обеспечено увеличение дальности поражения целей. Тем самым обеспечивалась возможность определения дальности постановщика активных помех путем пеленгации излучения его аппаратуры двумя или несколькими станциями типа Б-200 соседних комплексов.

В состав боевых средств системы были введены ракеты «217МА» (5Я25) с осколочной боевой частью, при этом сохранялась возможность использования более старых ракет.

Ракета 5Я25 (217МА) создана в периоде 1964г. по 1968 г. Первоначально планировалось повысить эффективность за счет применения полутонной боевой части и комбинированного взрывателя с оптическим и радиолокационным каналами. К завершению разработки масса осколочной боевой части составила 390 кг. Ракета оснащалась исаевским двигателем 5Д25 с повышенным удельным импульсом, максимальной тягой 18500 кг с уменьшением тяги до 5000 кг по траектории полета, а также новым автопилотом с двухканальной системой стабилизации, новой радиоаппаратурой. По сравнению с предшествующими образцами было повышена маневренность, особенно на больших высотах. Максимальная скорость доведена до 1550 м/с. Диапазон высот поражения целей расширен до 1,5…35 км. За счет использования наведения на пассивном участке (по окончании работы двигателя) дальность пусков увеличена до 56 км.

Система С-25М с ракетой «217МА» была принята на вооружение Приказом Министра обороны СССР №00116 в 1968 году.

В этот период были созданы и специальные модификации ракет типа В-300. «207АЮ» была приспособлена для юстировки РЛС системы ПРО пусками по баллистическим траекториям с высотой до 100км, проведенными в 1960…1962г,. «217МАП» предназначалась для проведения экспериментов по исследованию электромагнитного поля в интересах разработки загоризонтных РЛС при пусках, проводившихся сперва на Балхаше, а затем со специально созданных стартовых позиций на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Для стабилизации ракеты 217МАП на высотах до 250 км она оснащалась вновь разработанной газодинамической реактивной системой ориентации.

Характеристики

Детальный вид пассивной радиолокационной ГСН L112E. Эти «зеленые шарики» являются 7 спиральными антеннами , образующие интерференционной сети самонаведения искателя.

Х-31 – это низколетящая крылатая ракета с дальностью полета 110  км и более и способной развивать крейсерскую скорость 3,5 Маха.

Во многих смыслах Х-31 является миниатюрной версией Р-270 Москит (SS-N-22 «Солнечный ожог» ), и похоже, что он был разработан одним и тем же человеком. Он имеет традиционную архитектуру с крестообразным оперением и плоскостями управления из титана . Интересной особенностью является его двухступенчатая силовая установка. При запуске твердотопливный ускоритель, размещенный в хвостовой части, разгоняет ракету до скорости примерно 1,8 Маха, и двигатель катапультируется. Затем открываются четыре воздухозаборника, и пустое цилиндрическое место, где находилась ракета, служит камерой сгорания и соплом для ПВРД, работающего на керосине и доводящего ракету до скорости выше 4 Маха.

Датчик L-111E в противорадиолокационной версии имеет одну антенну, состоящую из интерферометрической сети из семи спиральных антенн, расположенных на управляемой платформе. Датчики, поставленные в Китай в 2001 и 2002 годах, имели длину 106,5  см , диаметр 36  см и весили 23  кг .

PL-12

PL-11 выпускалась только для самолетов J-8 и J-10. С начала 1990-х годов велась работа над ее планируемым преемником, PL-12, который задумывался, как китайский ответ на AIM-120 AMRAAM.

Как и AMRAAM, PL-12, разработка которой стартовала в начале 1990-х годов, имеет активную радиолокационную ГСН, обеспечивающую принцип «выстрелил – забыл», а также канал передачи данных для обновления данных в середине курса. Ракета основана на миниатюрной активной радиолокационной ГСН плюс канал передачи данных, который, как предполагают некоторые источники, был разработан при содействии России.

PL-12 в целом немного больше, чем AMRAAM, а его хвостовые стабилизаторы управления имеют характерные вырезы. Согласно сообщениям, PL-12 использует ракетный двигатель с переменной тягой для обеспечения скорости и маневренности на всем протяжении полета. В НОАК считают, что ракета превосходит AIM-120B и российскую Р-77 (AA-12 Adder), хотя и немного уступает по мощности более совершенной AIM-120C.

J-10C НОАК выполняет тренировочный вылет с одной инертной PL-12 под правым крылом

На вооружение PL-12 принята в 2005 году и впервые передана подразделениям J-8F, а затем введена на J-10, J-11B, J-15, J-16, Су-30МК2 и J‑20. Ракета также предлагается на экспорт под обозначением SD-10. Она используется на истребителях JF-17 Thunder, эксплуатируемых Мьянмой, Нигерией и Пакистаном.

Сообщается, что улучшенная версия PL-12A оснащена модифицированной ГСН с новым цифровым процессором и, как утверждается, сопоставима с AIM-120C-4. По неподтвержденным данным, новая версия может также иметь пассивный режим наведения на глушилки, излучатели радиоэлектронной борьбы и самолеты раннего предупреждения.

Согласно официальным спецификациям, радиус действия PL-12 составляет от 44 до 62 миль. Показатель сокращен до 37-44 миль для экспортной конфигурации SD-10. По оценке RUSI, дальность стрельбы PL-12 «находится где-то между AIM-120B и AIM-120C-5».

Истребители авианосца J-15 на палубе авианосца “Ляонин”

Ходили слухи и о других, более продвинутых вариантах, в том числе об одном со складывающимися ребрами для внутреннего крепления, одном с антирадиационной ГСН и версии с прямоточным реактивным двигателем для дальних боев. Ни один из них, по-видимому, не перешел на оперативную эксплуатацию. Интересно, что в последнем докладе Пентагона Конгрессу о китайских военных разработках за прошлый год говорится, что Китай «разрабатывает ПВРД в дополнение к PL-15, находящейся за пределами видимости», хотя, похоже, никаких более широких доказательств этого нет.

Система С-25М

Работы по совершенствованию системы С-25 начались по Постановлению Правительства от 19 апреля 1954 г., в соответствии с которым перед модернизированным комплексом с ракетой «217» ставилась задача поражения целей с эффективной поверхностью рассеяния как у самолетов типа Ил-28, летящих со скоростью 1500 км/час. В дальнейшем требования к ракете уточнялись по правительственным Постановлениям от 8 мая 1957 г. и 16 апреля 1958 г.

В процессе модернизации системы С-25 существенно возросла степень участия в разработке ОКБ завода №304. В КБ-1 генеральным конструктором системы формулировались основные.задачи, идеи и цели модернизации, его ведущие специалисты определяли пути ее реализации, после чего разработка передавалась ОКБ-304, где доводились до уровня инженерных решений и выдачи технических заданий конструкторским бюро заводов-смежников.

Система С-25М первого этапа модернизации

Первый этап модернизации системы проводился в целях введения в состав станции наведения ракет аппаратуры селекции движущихся целей (СДЦ) и использования на ракете специальной боевой части.

Аппаратура селекции движущихся целей с использованием ртутных линий задержки сигналов была введена после полигонных испытаний в 1957 г. Мощность передатчика увеличили до 2 кВт. Нижнюю границу зоны поражения снизили до 3 км. Для применения в условиях пассивных помех был введен режим наведения «трехточка» (с удержанием ракеты на прямой, связывающей РЛС Б-200 и цель).

Разработка ракеты «215» – модификации ракеты 207А со специальной боевой частью была начата по Постановлению от 22 марта 1955 г. Применительно к ракете использовались также обозначения «207Т» или «Татьяна». Наряду с очевидной целью поражения одной ракетой нескольких самолетов, применение специального заряда на зенитной ракете мотивировалось также и более «тонкими» обстоятельствами. При массированном налете авиации в плотных боевых порядках разрешающая способность Б-200 не обеспечивала наведение ракеты на отдельный самолет, а подрыв обычного заряда посреди строя самолетов не гарантировал поражения даже одного из них. В 1955г. уже было создано относительно компактное зарядное отделение для торпеды калибром 533мм, а ракета В-300 была выполнена в диаметре 650 мм. Основной проблемой стало обеспечение высочайшей надежности «изделия», предназначенного для применения в густонаселенном Подмосковье. Для повышения надежности предусматривались жесткий контроль качества комплектующих, дублирование основной бортовой аппаратуры, а также наведение одной специальной ракеты с задействованием двух каналов станции Б-200. В январе 1957 г. на полигоне Капустин Яр была испытана ракета семейства В-300 с натурным подрывом специального заряда, разработанного под руководством Н.Л. Духова. В качестве целей использовались два Ил-28, летевших на высоте 10 км с интервалом немногим менее километра, при этом точку подрыва специально сместили на 200 м от первой цели. В результате взрыва мощностью 10 КТ у обоих Ил-28 отломились консоли крыла. Летные испытания завершились в 1961г. Принятием «изделия 215» на вооружение завершился первый этап модернизации системы С-25.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий