ПЛА 5-го поколения (проект ЦКБ МТ Рубин)

Информационные технологии

В ЦКБ МТ «Рубин» действует комплексная система автоматизированного проектирования, позволяющая:

  • проектировать объекты военного и гражданского назначения с использованием трехмерного моделирования;
  • проводить всесторонний анализ проектируемых объектов;
  • разрабатывать необходимые документы на любых стадиях проектирования;
  • передавать разработанную документацию в электронной форме.

В зависимости от постановки задачи заказчиком проектирование может осуществляться как в автономном режиме, так и в режиме единого информационного пространства (`распределенный офис`) с несколькими организациями – соисполнителями работ (как российскими, так и иностранными).

ЦКБ МТ `Рубин` может разработать интерактивные электронные эксплуатационные документы, а также информационное обеспечение систем поддержки эксплуатации проектируемых объектов, как военного, так и гражданского назначения.

В обеспечение проектно-конструкторских работ организация располагает мощным парком вычислительной техники, развитой инфраструктурой, современными программными средствами, в том числе уникальным программным обеспечением собственной разработки, что позволяет создавать технические объекты любой сложности.

Основные программные комплексы, используемые в процессе проектирования:

  • PDS version 7.2, PDMS version 11.6 SP4, CATIA v.5 – для трехмерного электронного моделирования корпусных конструкций, оборудования, архитектуры, лотков, систем трубопроводов и вентиляции;
  • Autodesk AutoCAD – для выпуска чертежной рабочей конструкторской документации;

Расчетные комплексы собственной разработки – для расчетов прочности трубопроводов, систем трубопроводов и воздуховодов, статики и динамики плавучих объектов, надежности, грунтов и т.д.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы в ЦКБ МТ “Рубин” создается центр информационных технологий проектирования морских нефтегазодобывающих сооружений.

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 675 (Echo-II class)

В опытно-конструкторском бюро Челомея в конце 1950-х гг. на базе РК П-5, основным предназначением которого была стрельба по береговым целям, разработали ПРК П-6. Работы над противокорабельным оружием, имеющим систему конечного самонаведения, в СССР начались ещё в 1948 году, но дальность стрельбы первых противокорабельных ракет составляла несколько десятков километров. При этом основные надводные цели – американские авианосцы – имели глубину всесуточной и всепогодной противоракетной (противовоздушной) обороны около 150…200 километров. В начале 1960-х годов на вооружении американских ВМС появились новые истребители-перехватчики F-4 «Phantom», оснащенные всеракурсными ракетами AIM-7 «Sparrow» класса воздух–воздух и палубных самолетов ДРЛО Е-2А «Hawkeye». Поэтому глубина обороны увеличивалась до 250…300 километров. Это требовало принятия ответных мер – создания противокорабельных ракет, имеющих большую дальность (около нескольких сотен километров).

Los Angeles не повезло – засекли, а могли и потопить

Первый выход Б-248 на патрулирование морской границы нашей страны в Тихом океане отчётливо продемонстрировал ВМС США, какую опасность для них представляет ДЭПЛ класса Kilo. Средствами гидролокации наша подлодка обнаружила «лося», как между собой наши подводники называют многоцелевые атомные субмарины ВМС США типа Los Angeles, и долгое время скрытно следовала за ним. Американцы поняли, что за ними следят только после того, как получили «импульсом по корпусу» – короткий сигнал в режиме активной работы гидролокатора, призывающий убраться восвояси пока не поздно.

Когда одна подлодка «садится на хвост» другой, она не просто занимает выгодную для атаки позицию, но и получает возможность инструментально зафиксировать «звуковой портрет» противника. А тот представляет повышенный интерес как для акустиков, так и специалистов промышленности и институтов военно-морского флота. Заполучив качественно записанный «звуковой портрет», специалисты могут лучше настроить существующее сенсорное оборудование и при необходимости доработать его так, чтобы обнаруживать и классифицировать корабли противника на как можно большем удалении.

Сорок лет ДЭПЛ класса Kilo держат в нервном напряжении экипажи военных кораблей стран Запада не только вблизи наших территориальных вод. Среди недавних случаев, наделавших много шума в западной прессе, были и такие, когда российские подлодки, развёрнутые в Средиземноморье, отрывались от преследования кораблями НАТО с выходом на оперативный простор. Если подобное случилось бы во время войны, подводники могли занять выгодную для стрельбы позицию и, неожиданно для противника, провести результативную атаку.

ДЭПЛ класса Kilo не раз самым убедительным образом демонстрировали своё преимущество в дуэльной ситуации. Так, например, при проведении учений «Malabar 2015» с ВМС США индийская подлодка «Синдудвадж» (S56 Sindhudhvaj), построенная в России по проекту 877ЭКМ, первой обнаружила американскую атомную субмарину, провела атаку и «потопила» её. Американские подводники на АПЛ «Сити оф Корпус-Кристи» (SSN-705 City of Corpus Christi) так и не смогли обнаружить «условного противника», и узнали о своём «уничтожении» после всплытия на очередной сеанс радиосвязи с организаторами учений.

Силовая установка подводного ракетоносца

На современных подводных лодках устанавливаются ядерные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Конструкция их, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора около190 мегаватт. Кроме того на лодке установлены паропроизводящие и паротурбинные агрегаты.

Для движения субмарины, установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, питающаяся от паровой турбины.

Имеются так же и гребные винты, вращающиеся от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве подруливающих. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном – 29 узлов (54 км/час). Это конечно несравнимо с самой быстрой АПЛ, лодкой К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.

Тип корабляРПКСН
Обозначение проекта955 «Борей»
Разработчик проектаЦКБ «Рубин»
Классификация НАТОBorei
Скорость (надводная)15 узлов
Скорость (подводная)29 узлов
Рабочая глубина погружения400 м
Предельная глубина погружения480 м
Автономность плавания90 суток
Экипаж107 человек, в том числе 55 офицеров

Атомные реакторы появились на флоте сразу же, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того как построили первую АЭС в СССР. Строительство АПЛ набирает темпы, Потому, что альтернативы им пока нет. Необходимо срочно заменить ими субмарины прошлого, работающие на ДВС, которые еще в большом количестве стоят на вооружении ВМФ России.

Разработанные проекты подводных лодок

Дизель-электрические подводные лодки

  • проект 641 — большие океанские субмарины.
  • проект 677 «Лада» — дизельные многоцелевые лодки 4-го поколения, развитие проектов 877 и 636.
  • совместный с итальянцами проект S1000

Атомные подводные лодки

  • проект 658 — первые советские ПЛАРБ
  • проект 659 — первые советские ПЛАРК
  • проект 667А «Навага» — РПКСН 2-го поколения, 16 ракет Р-27
  • проект 667Б «Мурена» — РПКСН 2-го поколения, 12 ракет Р-29
  • проект 667БД «Мурена-М» — РПКСН 2-го поколения, 16 ракет Р-29Д
  • проект 667БДР «Кальмар» — РПКСН 2-го поколения, 16 ракет Р-29Р
  • проект 667БДРМ «Дельфин» — РПКСН 2-го поколения, 16 ракет Р-29РМ, впоследствии — Р-29РМУ2
  • проект 675 — ПЛАРК 1-го поколения, развитие проекта 659
  • К-278 «Комсомолец», проект 685 — ПЛАТ 3-го поколения, рекордсмен по глубине погружения.
  • проект 941 «Акула» — ТРПКСН 3-го поколения, 20 ракет Р-39 (комплекс Д-19)
  • проект 949 «Гранит» и проект 949А «Антей» — ПЛАРК 3-го поколения, 24 ракеты П-700 Гранит

Конструкция подводной лодки типа «Борей»

Конструкция лодок типа «Борей» отличается от ранее выпускавшихся субмарин.

Прочный корпус состоит из 8 отсеков:

  1. В 1-ом отделении размещены торпеды, гидроакустические приборы, аккумуляторы.
  2. Центральный пост и жилые помещения находятся во втором модуле. Он называется командным. Кроме этого, в нём размещено большинство из имеющегося оборудования.
  3. В третьей части находятся боевые посты, где несут круглосуточную вахту члены экипажа.
  4. Четвёртые и пятые модули заняты ракетами.
  5. Шестой отсек занят паропроизводящей установкой.
  6. «Сердце» подлодки, ядерный реактор и турбины, находится в седьмом и восьмом отделениях. И тот и другой называются энергетическими.

Собирается подлодка блоками. Наружный (легкий) корпус имеет резиновое покрытие, что даёт возможность субмарине быть малозаметной для противника. Прочный и наружный корпуса отделены друг от друга специальными амортизаторами, что снижает шум работающих турбин и реактора.

Внутри подлодки на своих амортизаторах установлены все агрегаты, которые способны производить вибрацию или просто шум.

«Северному потоку – 2» придется искать новые лазейки

Президент России Владимир Путин поучаствовал в церемонии закладки атомной подводной лодки «Князь Владимир».

Верховный главнокомандующий пожелал АПЛ модифицированного класса «Борей» славного служения России, передает ИТАР-ТАСС.

Армия и вооружение

«Петр Великий» и «Дмитрий Донской» вызвали переполох среди балтийских стран
СР-10 станет новой «партой» российских военных летчиков
Российское общество вряд ли примет идею о срочной службе для женщин
Украинский генштаб в трех российских дивизиях заблудился
Новым продажам российских танков способствует операция в Сирии

Путин считает символичным то, что крейсер назван «Князь Владимир» в честь великого объединителя и защитника русских земель. «К 2020 году таких лодок типа «Борей» у нас должно быть уже восемь: две из них прошли испытания, еще одна – проходит», – сказал президент перед церемонией. «Уверен, что весь проект будет реализован, – подчеркнул он. – Новая АПЛ «Князь Владимир» так же, как ее сестры и братья, будет одним из символов российских вооруженных сил». По словам Путина, именно Севмаш «очень много сделал для укрепления обороноспособности России». «В общей сложности вы собрали 129 подводных крейсеров. Это уникальный рекорд. Не знаю, есть ли еще такое предприятие в мире, которое бы сделало столько для своей страны», – обратился верховный главнокомандующий к работникам , – добавил он. Затем Путин пожелал успехов сотрудникам Севмаша, «а атомной подводной лодке – славного служения России».

Сама торжественная церемония закладки АПЛ проходила под марши, которые исполнял военный оркестр. Президент прикрепил табличку с именем АПЛ и ее основными характеристиками к одной из секций корпуса крейсера, а сотрудники Севмаша тут же приварили эту табличку.

Путин призывал ускорить создание перспективных военных кораблей нового поколения, передает РИА «Новости».

«Необходимо ускоренными темпами приступить к созданию перспективных кораблей нового поколения. Это касается и подводного, и надводного флота. Именно перспективные корабли определят будущий облик Военно-морских сил, а значит, они должны иметь соответствующее вооружение, системы управления, разведки, связи», – заявил Путин в понедельник на совещании по развитию флота.

Путин сообщил, что до 2020 года в состав Военно-морского флота РФ войдет 51 современный боевой надводный корабль, передает «Интерфакс».

Кроме того, до 2020 года в состав войдут 16 многоцелевых подводных лодок, «не считая тех восьми стратегических подводных ракетоносцев проекта «Борей», сказал Путин на совещании по вопросу о выполнении государственной программы вооружения в части оснащения Военно-морского флота.

Популярные материалы

Публиковавшие фото нацистов на сайте «Бессмертного полка» раскаялись
Оппозиция атаковала «Бессмертный полк»
Украинская писательница назвала российские соцсети помойкой
Саудовская Аравия терпит поражение в нефтяной войне
Коронавирус вызвал на Западе колоссальный жилищный кризис

Эта подлодка – первый, головной корабль обновленного проекта 955А (класс «Борей-А»). Отличие модернизированных «Бореев» состоит в усиленном ракетно-ядерном вооружении: каждая такая подлодка будет нести 20 МБР «Булава» вместо 16, как у субмарин проекта 955. С Объединенной судостроительной корпорацией подписан контракт на строительство четырех подводных лодок нового проекта.

Первая АПЛ класса «Борей» проекта 955 – «Юрий Долгорукий» – была заложена на Севмаше в 1996 году. Затем там же в 2004 и 2006 годах были заложены два серийных корабля этого проекта: «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Первый уже проходит заводские ходовые испытания с перспективой принятия на вооружение в этом году, второй еще находится в постройке.

Подлодки проекта 955 и 955А спроектированы в Санкт-Петербургском ЦКБ морской техники «Рубин». В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года предстоит построить и передать ВМФ восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения: три – проекта 955 (шифр «Борей») с 16 МБР «Булава» четвертого поколения и пять – проекта 955А (шифр «Борей-А») с 20 МБР «Булава» пятого поколения.

– единственная верфь в России, ведущая строительство атомных подводных лодок. За свою историю завод передал Военно-морскому флоту 128 АПЛ. В настоящее время там ведется строительство атомных субмарин «Владимир Мономах» и «Казань», а также готовится к передаче ВМФ России головной атомный подводный ракетоносец нового поколения «Юрий Долгорукий». Новая АПЛ «Князь Владимир» проекта «Борей-А» относится к четвертому поколению атомных стратегических ракетоносцев.

История проекта 955 «Борей»

История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.

АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава». Поэтому начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.

Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен. Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты, и без них он будет как орудие без снарядов. В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.

Например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.

Но несмотря на все трудности, строительство первой лодки проекта 955 «Борей» было возобновлено уже в 2000 году. Корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.

В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта субмарина стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.

По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.

Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

Оборудование

На подлодке “Юрий Долгорукий” используется БИУС (боевая информационно-управляющая система) “Округ” – по возможностям класса не ниже БИУС “Омнибус” разработки концерна “Моринформсистема “Агат” (ЦНИИ “Агат”, используется на ПЛА пр.971), объединяющая в режиме реального времени контроль всех боевых систем, информации о состоянии корабля и информации от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается несколькими БЦВМ. БИУС корабля может получать и передавать данные другим кораблям по защищенной звукоподводной системе передачи данных.

ГАК МГК-600Б “Иртыш-Амфора-Б” (“Иртыш-Амфора-Борей”) нового поколения разработки ЦНИИ “Морфизприбор” (концерн “Океанприбор”, г.Санкт-Петербург, НИОКР 1980–1987 г.г., производства Таганрогского завода “Прибой”) в составе:

  • конформная крупногабаритная основная антеннай “Амфора” с цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автоматической классификации целей “Аякс-М”; По неподтвержденным данным на ПЛА пр.09551 устанавливается ГАС “Скат-3М”, использование ГАС “Иртыш-Амфора-Б” предполагается на ПЛА пр.09552. ГАС “Стак-3М” представляет из себя доработанную основную антенну ГАС “Скат-3” (используется на ПЛА пр.971) совмещенную с аппаратно-информационной частью комплекса “Иртыш-Афмора-Б”, включая оптиковолононные линии передачи информации и прочную капсулу с аппаратурой первичной обработки информации.
  • боковые конформные антенны большой площади;
  • буксируемая антенна ГАС в обтекателе вертикального оперения ПЛ.

Состав ГАК ПЛАРБ пр.955:

1) Аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации);

  • носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах;
  • 2 х бортовых конформных антенны большой протяженности;

2) Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника;

3) Защищенная звукоподводная система передачи тактических данных аналогичная аппаратуре звукоподводной связи “Структура” ОАО “Океанприбор” (или одна из моделей данной системы). Аппаратура госопознавания.

4) Аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной антенны (аналогична используемой на ПЛА “Гепард” пр.971 расположена в обтекателе на верхнем вертикальном руле).

5) Аппаратура классификации целей “Аякс-М” с использованием цифровой библиотеки шумов (ОКР с 1985 г., главный конструктор Ю.С.Перельмутер, ЦНИИ “Морфизприбор”).

6) Совместно с ГАК следующие ГАС:

  • ГАС миноискания класса МГ-70
  • ГАС измерения скорости звука в воде класса “Жгут-М”
  • ГАС определения начала кавитации гребных винтов класса “Винт-М”
  • эхоледомер типа “Север-М”
  • обнаружитель разводий во льдах аналогичный НОР-1
  • обнаружитель полыней во льдах аналогичный НОК-1

Дальность обнаружения целей ГАК – более 220-230 км (по аналогии с пр.971)

Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей – не менее 30 (аналогично пр.971)

РЛС более совершенная, чем “Радиан-У” / SNOOP PAIR с ПМУ МРКП-59 (аналогичное ПМУ используется на ПЛА пр.971).

Система РЭБ класса системы РЭБ “Бухта”

РЛС госопознавания класса “Нихром-М” / AMBER LIGHT

Радиопеленгатор класса “Зона” / RIM HAT

Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА “Булат-Б” / Булат-Борей”.

Система управления электро-энергетической системой “Луга-Б” / “Луга-Борей”.

Система централизованного электропитания “Косинус-Б” / “Косинус-Борей”.

Навигационный инерциальный комплекс – вероятно, “Симфония-У” (или аналогичный) с гирокорректором “Скандий” и БЦВМ. Максимальное время хранения навигационных данных для обеспечения заданной точности плавания – более 7 суток (в подводном положении без определения места). Один из лучших результатов по точности работы НК получен в 2002 г. в ходе боевой службы ПЛА К-295 пр.971 – за 6.5 суток в подводном положении без определения места ошибка местоположения ПЛА не превысила 10 кабельтовых (1852 м). Для прицеливания БРПЛ используются ГАС привязки координат к подготовленному району пуска.

Система спутниковой навигации класса не ниже, чем “Синтез”.

Автоматизированный комплекс радиосвязи в составе:

  • система спутниковой связи
  • УКВ-радиостанция
  • радиостанции других диапазонов

Оптическая обзорная ТВ-система класса МТК-110 (позволяет вести оптическое наблюдение на глубинах до 50-60 м). Перископы командирский не хуже, чем ПЗКЭ-21 “Лебедь” и штурманский астронавигационный перископ не хуже, чем “Сигнал-3”.

История

Центральное конструкторское бюро морской техники `Рубин` ведет свое происхождение от строительной комиссии подводных лодок (ПЛ), образованной в 1901 году для проектирования, руководства постройкой и испытаниями ПЛ.

Предприятие, неразрывно связанное с историей подводного кораблестроения в России, в своем развитии прошло путь от небольшой группы инженеров до крупнейшего многопрофильного конструкторского коллектива.

До 90-х гг. XX века деятельность ЦКБ МТ `Рубин` осуществлялась исключительно в сфере создания боевых ПЛ различного назначения. По разработанным ЦКБ МТ `Рубин` проектам построено более 80 % ПЛ, входивших в разное время в состав ВМФ СССР и России.

В середине 90-х гг. XX века руководством ЦКБ МТ `Рубин` был взят курс на диверсификацию деятельности предприятия с целью сохранения и наиболее эффективного использования его интеллектуального потенциала. Оставаясь крупнейшим в России конструкторским бюро подводного кораблестроения, ЦКБ МТ `Рубин` приобрело практический опыт создания сложных технических объектов гражданского назначения.

Нет предела совершенству

Совершенствование вспомогательного оборудования порой играет важную роль в сохранении актуальности проекта, а иногда и определяет возможность его «выживания» в конкурентной среде. Широкая география экспорта российских ДЭПЛ оказалась возможной благодаря внедрению развитых систем охлаждения и кондиционирования на корабле, который изначально проектировался на соответствие требованиям отечественного флота, действующего преимущественно в холодных северных водах.

Эта модернизация началась ещё в прошлом веке. Постоянное увеличение числа электронных комплексов и стремление конструкторов улучшить условия обитаемости экипажа не позволяют считать эту задачу окончательно решённой. Продолжаются работы по совершенствованию кондиционеров, холодильных машин и другого оборудования. Определённый вклад в улучшение обитаемости внесли современные опреснительные установки и новая, более безопасная, система химической регенерации воздуха. Отдельного упоминания заслуживает азотная система пожаротушения – она безопаснее фреоновой и соответствует условиям Монреальского протокола по защите озонового слоя.

Об этом свидетельствует сохраняющийся спрос на серийные лодки со стороны МО РФ и стран-партнёров России по военно-техническому сотрудничеству. Ситуация на рынке вооружений такова, что образцы сложной военной техники с длительными циклами постройки и эксплуатации, не имеющие возможности по улучшению в ходе эксплуатации, популярностью не пользуются.

Поддержать потенциал дальнейшего развития проекта 636 помогает то обстоятельство, что за прошедшие годы специалистами ЦКБ МТ «Рубин» выполнено множество проработок, показывающих возможные направления совершенствования базовой конструкции – от оснащения гидроакустическими протяженными буксируемыми антеннами (ГПБА) до очередной модернизации энергетической установки. Тем самым отечественная промышленность делом подтверждает мудрость афоризма «в 40 лет жизнь только начинается».

Мал золотник, да грозен

Мудрость английского афоризма «Life begins at 40» («В 40 лет жизнь только начинается») находит подтверждение на примере семейства российских дизель-электрических подводных лодок базовых проектов 877 и 636, по классификации НАТО относимых к типу Improved Kilo. Ведь и четыре десятилетия после поднятия военно-морского флага над головным кораблём, строительство серии продолжается по заказам Министерства обороны России и на экспорт. К настоящему времени закончена 71 такая ДЭПЛ, и ещё несколько находятся в работе.

Родоначальник серии Б-248 сошёл со стапелей судостроительного завода имени Ленинского комсомола, в настоящее время известного как «Амурский судостроительный завод». Подобные корабли делались также в Нижнем Новгороде, а сегодня выпускаются АО «Адмиралтейскиe верфи» в Санкт-Петербурге.

mil.ru
Б-262 «Старый Оскол» – российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» – прибывает в Новороссийскую ВМБ.

При сохранении «фамильных черт» – малой шумности, высокой надёжности в эксплуатации и простоте в обслуживании и ремонте – лодки обновлённого проекта 636.3 комплектуются современным сенсорным, связным и навигационным оборудованием, а также ракетным комплексом «Калибр». Эти и другие новинки превращают лодку сравнительно малой размерности (нормальное водоизмещение 2.350 тонн, длина около 74 метров) в грозное оружие, способное уничтожать надводные и подводные корабли противника, разрушать его объекты на побережье и в глубоком тылу.

Оружие судного дня

Но насколько необходим флоту этот дорогостоящий долгострой? Ведь сейчас на вооружении уже состоят современные АПЛ «Ясень» и стратегические подводные ракетоносцы «Борей». Тут беспилотники «Посейдон» снимают все вопросы.

Это роботы с ядерной силовой установкой и ядерной боеголовкой. Они погружаются на глубину до 1 км и имеют дальность хода до 10 тыс. км. То есть, выпущенные в Баренцевом море, они могут достигнуть Северной Америки. Благодаря большой глубине погружения они становятся практически неуязвимы для обнаружения и уничтожения потенциальным противником.

Так как данные засекречены, не известна точная мощность «Посейдонов». По слухам, она может составлять от 2 до 100 мегатонн. Но даже меньшего из этих зарядов хватит, чтобы поднять цунами высотой 90 м, уничтожить 500 тыс. жителей прибрежных районов, ранить еще до 2 млн человек и распространить радиоактивное заражение на сотни километров. Суперторпеды могут поражать не только наземные цели, но и плавучие. Например, группы вражеских кораблей.

Тандем АПЛ и беспилотников «работает» в три этапа: «Белгород» доставляет торпеды к месту отправки, «Посейдоны» погружаются на глубину передвижения (1 км) и начинают движение на скорости до 200 км/ч. Приблизившись к цели, они поднимаются на поверхность и происходит взрыв.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий