САУ «Акация» – цветок 6-ти дюймового калибра

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С» выпуска 1993 года:

I — тормоз дульный; 2 — ресивер; 3 — 152-мм гаубица 2А64; 4 — откатное устройство (2 шт.); 5 — 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 «Утес»; 6 — осветитель ОУ-ЗГАМ «Узор»; 7 — прицел панорамный 1П22; 8 — воздуховод системы воздухоочистки; 9 — люк наводчика бортовой; 10 — конвейер подачи снарядов с грунта; 11 — ящики ЗИП задние; 12 — бревно для самовытаскивания; 13 — бак для масла; 14 — колесо ведущее; 15 — патрубок двигателя выхлопной; 16 — каток опорный; 17 —экран бортовой резинотканевый; 18 — гидроамортизатор; 19 — самоокапыватель; 20 — колесо направляющее; 21 — ящик ЗИП передний (2 шт.); 22 — кронштейн крепления ствола по-походному; 23 — петли для швартовки машины в самолете; 24 — лючок выброса стреляных гильз; 25 — 81-мм дымовые гранаты системы 902В «Туча»; 26 — крюки для снятия башни; 27 — окно прицела прямой наводки; 28— шторка прицела 1П22, защитная; 29— прицел установки ПЗУ-5; 30 — ввод антенный; 31 —ящик патронный пулемета НСВТ-12,7; 32 —ночной прибор ТКН-ЗМ «Речник», командирский; 33 — ящики, патронные запасные пулемета НСВТ-12,7; 34 —пила в чехле; 35 — люк доступа к трансмиссии; 36 — оборудование ОПВТ; 37 — люк подачи снарядов с грунта; 38 — патрубок системы пневмоочистки стекла прицела 1П22; 39 — штырь мерный; 40 — люк наводчика с лючком установки трубы ОПВТ; 41 — рифленые дорожки для хождения; 42 — люк заряжающего; 43 — люк командира; 44 — фара ФГ-125 с ИК-фильтром; 45 — фара ФГ-127 со СМУ.

А.КОЩАВЦЕВVМоделист-Конструктор №8’1998

САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

Создание самоходной особо мощной 406-мм пушки началось в 1954 г. Пушка предназначалась для уничтожения крупных военных и промышленных объектов противника с помощью обычных и ядерных снарядов. В период проектирования система получила обозначение 2А3 «Конденсатор-21П». Специальная восьмикатковая ходовая часть пушки была создана на основе танка Т-10М. Практически без изменений из конструкции танка была взята и силовая установка.

Большая отдача при стрельбе из 2А3 «Конденсатора-2П» частично гасилась гидроамортизаторами. Артиллерийская часть СМ-54 разрабатывалась в ЦКБ-34 под руководством И. И. Иванова. Опытный образец пушки был собран на Кировском заводе. Испытания орудия начались в 1957 г. Пушка в вертикальной плоскости наводилась с помощью гидропривода, а в горизонтальной — поворотом всей установки. На испытаниях выяснился ряд недостатков артиллерийской системы, среди которых откат пушки назад на несколько метров, разрушение оборудования и др. После каждого из испытаний установка дорабатывалась, и обнаруженные недочеты устранялись.

Было построено четыре самоходные пушки 2АЗ «Конденсатор-2П». Но серийного выпуска не последовало, поскольку стали появляться более эффективные ракетные комплексы.

Гаубица-пушка Д-20 – видео стрельб

https://youtube.com/watch?v=An3mwZHtc0I

В основе своей Д-20 аналогична более ранней модели 152-мм гаубицы Д-1, но у нее иное расположение противооткатных амортизаторов, а масса лафета Д-74 такова, что для перемещения Д-20 необходимы дополнительные колесики на передке станин. Также другой является форма щита.

Однако основным отличием Д-20 от Д-1 является выбор боеприпасов. Из Д-20 по-прежнему можно стрелять большинством типов боеприпасов Д-1, но у нее есть собственное семейство боеприпасов. Д-20 стала одной из первых советских артиллерийских систем, способных вести огонь тактическими ядерными боеприпасами. Также имелся большой выбор химических боеприпасов (в настоящее время снятых с вооружения). Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности позволила увеличить максимальную дальность выстрела Д-20 до 17 410 метров, а применение активно-реактивного снаряда позволяет довести дальность до 24 000 метров. Одним из последних нововведений является использование противотанкового снаряда с наведением по лазерному лучу «Краснополь» весом 50 кг.

Ствол калибром 155 мм, установленный на самоходной гаубице 2С5, является модифицированным стволом Д-20. Бывшая Югославия предлагала на экспорт модификацию Д-20 со стволом длиной 39 калибров, принятую на вооружение югославской армией — состояние дел в настоящее время неизвестно. В румынской армии стоит на вооружении буксируемая гаубица собственной разработки, известная под обозначением Модель М1985, в конструкции которой просматриваются некоторые черты Д-20. Модификация китайского производства имеет обозначение 152-мм Тип 66.

Модификации

Д-20 находится на вооружении, по крайней мере в 13 странах и производилась по лицензии в КНР, как Тип 66 (или модернизированный вариант Тип 66-1). САУ на её базе известная, как Тип 83, была впервые представлена в середине 1980-х годов. Югославия также изготавливала пушку-гаубицу М84 NORA-A разработанную на базе Д-20, а Сербия спроектировала на основе 155-мм модификации М84 NORA-A САУ Nora B-52 на четырёхосном колёсном шасси FAP-2632.

Россия

Д-20М «Хитин» (Индекс ГАУ — 52-П-546М) — модернизированный вариант, оснащённый автоматическим досылателем, увеличивающим скорострельность до 7—8 выстр./мин. Модернизация выполнена ЦКБ «Титан». Предлагается на экспорт.

КНР

– Тип 66 (англ.)русск. — китайский вариант Д-20 производимый по лицензии. Модернизированный вариант известен, как тип 66-1.- Тип 83 — самоходная артиллерийская установка созданная на основе артчасти от гаубицы тип 66, по конструкции идентична САУ 2С3 «Акация».

Румыния

A411 — гаубица разработана Arsenal Armatei, в основном подобна Д-20. Данный вариант использует собственные 152-мм боеприпасы, которые (при длине ствола в 20,5 калибров) имеют максимальную дальность в 17,2 км (24 км со снарядом ОФ-550). В румынской армии A411 известна как 152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981 (рум. Tun/Obuzier calibrul 152-mm tractat M1981).

Также, Румыния изготавливала 130-мм пушку A412 (на базе артчасти 130-мм китайского варианта пушки Д-74 тип 59-1) известную под обозначением M1982 (или M82) и 152-мм гаубицу A425 (по китайским технологиям) известную под обозначением M1985 (или M85), в которых применялся лафет от дуплекса Д-74/Д-20.

Миномет 2Б9 Василек – видео

https://youtube.com/watch?v=9JwgbkqJ_Xo

Обыкновенно 2Б9 устанавливается на легкий колесный лафет, напоминающий лафет легкой полевой пушки, оснащенный станинами и поддоном. В середине ствол закреплен во вращающемся устройстве, похожем на барабан, выполняющем роль станка. Приемник боеприпасов магазинного типа обеспечивает подачу 82-мм мин из обойм по четыре мины, вставляемых справа. 2Б9 может вести навесной огонь по крутой траектории как миномет, при этом мины заряжаются вручную с дула, или автоматический огонь по настильной траектории как легкая противотанковая пушка (имеется прицел для прямой наводки) с использованием заряжания через казенную часть из магазина. В довершение ко всему при заряжании с дула имеются три различных типа метательных зарядов, но при заряжании с казенной части заряд унифицированный. Сила отдачи поглощается гидроамортизационной системой, установленной вокруг ствола.

82-мм миномет «Василек» также устанавливается на самоходные шасси; наиболее распространенным является установка в кузов 2-тонного грузовика ГАЗ-66 4×4. Еще одним вариантом является установка «Василька» на грузовую платформу соответствующим образом модифицированного гусеничного транспортера МТ-ЛБ. Венгрия выпускает похожий вариант самоходной установки, также собранной на шасси усовершенствованного транспортера МТ-ЛБ.

2Б9 «Василек» способен вести огонь стандартными 82-мм боеприпасами к миномету; вес мины составляет около 3,1 кг. Для стрельбы прямой наводкой по бронированным целям разработана специальная мина с кумулятивной боеголовкой. Максимальная дальность при стрельбе по навесной траектории составляет 4200 метров.

Модификации

2Б9 — базовая модификация с водяным охлаждением ствола (кожух с водой)

2Б9М — модификация с воздушным охлаждением ствола — кожух отсутствует, стенки ствола в средней части утолщены и имеют рёбра

Система 2К21 — подвижной миномётный комплекс, в состав которого входят транспортная машина (может использоваться также для буксировки миномёта при смене им огневых позиций и в нештатных ситуациях) 2Ф54 (модифицированный армейский средний грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-66-05) и непосредственно сам миномёт

2Б9М на шасси МТ-ЛБ (СССР) — войсковая доработка 2Б9М в самоходный миномёт

2Б9М на шасси МТ-ЛБ (ВНР) — несколько видоизменённая заводская доработка 2Б9М в самоходный миномёт на том же шасси

Тип 99 (экспортное обозначение для модификации калибра 81,2 мм — W99) — принятый на вооружение НОАК в 1999 году вариант 2Б9М производства КНР

82-мм самоходный миномёт 2Б9М на базе БМП-1 — казахстанская разработка, один демонстрационный экземпляр представлен в мае 2014 года на выставке вооружений KADEX-2014. Миномёт открыто установлен в средней части корпуса БМП-1

Военные компании

Самоходные гаубицы 2С3 «Акация» довольно успешно применялись во многих военных конфликтах, которые возникали в разных районах земного шара за последние четыре десятилетия. О наличии этих установок на вооружении Советской армии западная разведка узнала лишь в 1973 году, поэтому она получила условное наименование «Модель 1973». Официально же правительство СССР «засветило» САУ «Акация» только в 1977 году на учениях «Карпаты». В этом же году эти машины впервые участвовали в параде на Красной площади. В 1979 году около сотни самоходных гаубиц 2С3 было поставлено в ГДР, следующей страной, получившей эти боевые машины, стал Ирак. В период иракской компании «Акация» принимала участие во всех боевых операциях, правда, военные остались недовольны недостаточной, по их мнению, дальностью стрельбы.

С самого начала военных действий в Афганистане эти артиллерийские установки были задействованы в артподразделених ограниченного контингента Советских войск. Военные эксперты отметили высокую надежность комплекса, однако без недостатков здесь также не обошлось. Главными минусами САУ признаны недостаточная дальность стрельбы и скорострельность. Интересным фактом является то, что в Афганистане эти боевые машины использовались в основном для стрельбы прямой наводкой, что оказывало большой деморализующий эффект на моджахедов. Этот же прием сейчас используют и сирийские военные против боевиков-исламистов.

САУ «Акация» участвовала и во всех вооруженных конфликтах в бывшем СССР. Например, в компаниях на Северном Кавказе, а также в период так называемой «Войны 888».

Сегодня эти боевые артиллерийские установки используются в конфликте на Украине, как со стороны регулярных войск, так и ополчения.

Силовые установки и вспомогательное оборудование

На самоходной гаубице «Акация» разработчики установили двенадцатицилиндровый V-образный четырехтактный с турбонаддувом двигатель с жидкостным охлаждением (В-59). Совместно с ним используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарными поворотными механизмами. Артиллерийская установка имеет индивидуальную торсионную подвеску с гидравлическими телескопическими амортизаторами. На САУ конструкторы установили специальное оборудование самоокапывания, позволяющее за двадцать минут отрыть в грунте окоп для укрытия. С целью обогрева экипажа в самоходке установили отопительную установку (ОВ-65Г), производительность которой составляет 6500кКал/час. Этот самоходный артиллерийский комплекс имеет коллективную защиту, снабженную системами ППО и ПАЗ, от оружия массового поражения. 2С3 оборудована автоматической пожарной системой, фильтровентиляционной установкой, системой герметизации отсеков, что позволило защитить экипаж от воздействия бактериологического, ядерного и химического оружия. Герметичность самоходной гаубицы сохраняется как в процессе ведения огня, так и во время передвижения.

САУ PzH 2000 – видео

https://youtube.com/watch?v=mvIMqUkiQ3w

Гаубица PzH 2000 вооружена новым стволом L/52. совместимым со всеми снарядами и метательными зарядами используемыми в NATO на сегодняшний день. Дальность эффективного огня для обычных боеприпасов составляет 30000м. для активно-реактивных -до 41000 м. Типичным представителем последних является выстрел «Рейнметалл» RH 40 с донным расположением двигателя, комплектуемый модульным метательным зарядом. Электроприводы обеспечивают вертикальную наводку орудия в пределах от 2.5‘до +65’ и поворот башни на 360’. Для обеспечения точной наводки орудия на марше пребольших скоростях движения PzH 2000 имеет систему навигации, на 6a3eGPS. Благодаря бортово муэлектронному баллистическому вычислителю с возможностью приема целеуказания от пункта управления огнем по радиоканалу, орудие может выполнять боевую задачу автономно без занятия подготовленной огневойпозиции, т.е. сразу же после получения данных о цели и типе применяемого боеприпаса.

Наводка орудия автоматически проверяется и корректируется после каждого выстрела на основе данных баллистического вычислителя Гаубицы способны вести одновременный залповый огонь в режиме MRSI (multiple round simultaneous impact). На испытаниях PzH 2000 вела огонь в режиме MRSI пятью выстрелами по цели на удалении 17000 м.

Автомат заряжания работает в режиме автоматического заряжания, в различных полуавтоматических режимах и в аварийном ручном Он позволяет поддерживать темп стрельбы 10 выстрелов в минуту (при испытаниях усовершенствованного автомата заряжания темп был увеличен до 12 выстрелов в минуту). Темп стрельбы три выстрела в минуту поддерживается до полного расхода боезапаса. Боеукладка в центральной части корпуса рассчитана на 60 снарядов и 288 модульных метательных зарядов (или эквивалентных им обычных за рядов). При стандартном расчете из 5 человек гаубица полностью способна выполнять задачи с расчетом из 3 человек. Оборонительное вооружение PzH 2000 состоит из 7,62 зенитного пулемета. Гаубица PzH 2000 прошла испытания в Швейцарии в качестве орудия береговой артиллерии. В ходе испытаний орудие успешно поразило подвижные морские цели.

Описание машины

Артиллерийская установка выполнена по классической схеме с башенной рубкой. Комплекс имеет бронированный сварной корпус, который разделен на три отсека: управления, боевой и силовой (моторно-трансмиссионный). Первое отделение расположено между моторной перегородкой и левым бортом в носовой части кузова. Здесь находится рабочее место механика-водителя. Силовое отделение расположено в правой передней части. Здесь размещены трансмиссия, двигатель, а также системы силовой установки. В кормовой части корпуса находится боевое отделение. На днище кузова размещается вращающаяся платформа, которая установлена на шариковом погоне, она опирается на пять ролов. Рабочее место наводчика размещается слева от орудия, а заряжающего – справа. Кресло командира находится позади наводчика.

Реализация шасси самоходки отличается от ее предшественников использованием мелкозвенчатых гусениц с резинометаллическими шарнирами и передним расположением ведущих катков.

Тактико-технические характеристики 2С9 Нона-С

– Годы разработки: с 1974 по 1980- Годы производства: 2С9 с 1979 по 1987. 2С9-1 с 1988 по 1989. 2С9-1М с 2006- Годы эксплуатации: с 1981- Количество выпущенных, шт.: 1432- Компоновочная схема: классическая

Экипаж: 4 человек

Вес 2С9 Нона-С

– Боевая масса, т: 8,0

Габаритные размеры 2С9 Нона-С

– Длина корпуса, мм: 6020- Длина с пушкой вперёд, мм: 6020- Ширина, мм: 2630- Высота, мм: 2300- База, мм: 3230- Колея, мм: 2380- Клиренс, мм: 100…450

Бронирование 2С9 Нона-С

– Тип брони: алюминиевая- Лоб корпуса, мм/град.: 16- Лоб башни, мм/град.: 16

Вооружение 2С9 Нона-С

– Калибр и марка пушки: 120-мм 2А51- Тип пушки: нарезная полуавтоматическая пушка-гаубица-миномёт- Длина ствола, калибров: 24,2- Боекомплект пушки: 25/40- Углы ВН, град.: −4…+80°- Углы ГН, град.: −35…+35°

Дальность стрельбы 2С9 Нона-С

– 0,04 – 12,8 км

Скорострельность 2С9 Нона-С

– Боевая скорострельность: 6-8 выстрелов в минуту

– Прицелы: 1П8, 1П30

Двигатель 2С9 Нона-С

– Тип двигателя: 5Д20- Мощность двигателя, л. с.: 240

Скорость 2С9 Нона-С

– Скорость по шоссе, км/ч: 60- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 9 на плаву

– Запас хода по шоссе, км: 500- Запас хода по пересечённой местности, км: 75…90 на плаву

– Удельная мощность, л. с./т: 27- Тип подвески: гидропневматическая- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,50

– Преодолеваемый подъём, град.: 32°- Преодолеваемый брод, м: плавает

Модификации гаубицы Д-30

Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колёс с двумя ручками для двух номеров расчёта, опорная плита домкрата круглая, на более поздних выпусках домкрат заменён на более совершенный — гидравлический, управляемый одним номером расчёта, опорная плита домкрата прямоугольная, шины заполнены резиновыми жгутами, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.

Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развитые прямоугольные комбинированные фонари стоп-сигналов и габаритных огней, выступающие над орудийным щитком, пневматические шины, допускающие буксировку со скоростью более 40 км/ч;

2А18М-1 — добавлен досылатель;

Д-30J — югославская модификация;

«Саддам» — иракская модификация;

Type-96 — китайская версия;

«Халифа» — суданская версия;

Semser — израильская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-63502 для ВС Казахстана.

«Халифа-1» — суданская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-43118

Заключение

В настоящее время на вооружении нашей армии находятся как современные самоходные артиллерийские установки, так и производства времен СССР. Гаубица «Акация», несмотря на свой солидный возраст, продолжает исправно нести боевое дежурство не только в армии России, но и за рубежом. Эти артиллерийские установки поставлялись в Европу: страны Варшавского договора; на африканский континент: Алжир, Ирак, Ливию, Сирию. Кроме того, после распада Советского Союза эти машины остались во всех без исключения бывших союзных республиках. Спрос на этот вид вооружения не ослабевает и сегодня, поступают заказы как на артиллерийские установки времен СССР, так и на новые САУ России. Ведь в современной войне подобные комплексы в сочетании с высокоточными управляемыми боеприпасами могут играть ключевую роль. В действии «Акация» показала себя с наилучшей стороны, военные специалисты отмечают простоту и надежность этого артиллерийского комплекса. А после ее участия в Афганской компании она стала весьма популярной. Возможно, именно поэтому она остается на вооружении не только в нашей стране, но и во многих других странах мира.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий