Конструкция Ту-128
В состав силовой установки входила пара турбореактивных двигателей АЛ-7Ф-2, которые поместили внутри фюзеляжа. В отличие от базового Ту-22, новый перехватчик не был оснащен внутренним оружейным отсеком. Вооружение фиксировалось на пилонах крыльев, а фюзеляж использовали как громадные топливные баки. Прототип Ту-28П в конструкции имел кабину экипажа, вмещавшую двух человек, которые сидели один за вторым.
Ту-102 нес огромный встроенный радар, однако в выпуклости днища находилось также испытательное оборудование. В самолете Ту-28П сделан большим носовой обтекатель для управления ракетным вооружением, которое задействовалось через тепловую радиолокационную систему «Смерч-100». Она имеет радиус обнаружения целей 50 км, радиус захвата – в пределах 40 км. Благодаря хорошим показателям обнаружения и захвата целей перехватчику не обязательно было связываться с наземными РЛС, он мог самостоятельно совершать перехваты.
В случае автономных действий требовались лишь некоторые данные о расположении воздушных целей. Поэтому его можно было эффективно использовать в труднодоступных для наземной радиолокации регионах. В процессе эксплуатации его часто применяли вместе с авиакомплексом ДРЛО Ту-126. На самолете практически не было оборонительного вооружения, систем РЭБ, системы, извещающей о радиолокационном облучении, которыми были оснащены меньшие перехватчики конструкции КБ Сухого.
Ту-128 стал перехватчиком, который имел большую нагрузку на крыло, простое управление и плохой обзор, высокую массу и скромный показатель маневренности. В предназначение самолета входил перехват стратегических бомбардировщиков НАТО, например, В-52, а не ведение боя с меньшими и более маневренными самолетами противника.
Комплекс связного и навигационного оборудования, который применялся на Ту-128, был таким же, что и у дальних бомбардировщиков. Это давало возможность барражирования перехватчика в суровых климатических условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера. Эффективную работу двигателей АЛ-7Ф-2 в различных режимах полета обеспечивали воздухозаборники с подвижными двухсачковыми телами-конусами. Передовые взлетно-посадочные качества Ту-128 на то время были основаны на задействовании выдвижных щелевых закрылков, а во время посадки, кроме них, использовали также тормозной парашют и интерцепторы.
Сохранившиеся экземпляры
Экземпляры | |||
Тип | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
Ту-16 | без б/н | пос. Болбасово, Витебская обл., Беларусь | |
Ту-16 | 4200703 | Белая Церковь, Украина | |
Ту-16 | н/д | п. Кульбакино, Николаевская область, Украина | |
Ту-16 | 4200704 | авиабаза Воздвиженка, Приморский край | |
Ту-16К | без б/н | Энгельс, Саратовская область | |
Ту-16К | 10 | Технический музей ОАО «АвтоВАЗ», Тольятти | |
Ту-16 | 05 | Светлоград (Северный), Ставропольский край | |
Ту-16А | без б/н | Смоленск | |
Ту-16А | без б/н | авиабаза Шайковка, Калужская область | |
Ту-16А | 25 | Музей дальней авиации, Полтава, Украина | |
Ту-16 | 21 | Прилуки, Украина | |
Ту-16Е | 04 | Музей дальней авиации, авиабаза Дягилево, Рязань | |
Ту-16 | 05 | ЛИИ им. М.М. Громова, Жуковский | |
Ту-163 | 50 | Музей дальней авиации, авиабаза Дягилево, Рязань | |
Ту-16Р | 12 | ГЛИЦ имени В. П. Чкалова, Ахтубинск, Астраханская обл. | |
Ту-16 | 50 | Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино | |
Ту-16К | 53 | Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино | |
Ту-16К | 1625 | Музей авиации, Джокьякарта, Индонезия |
Конструкция Ту-95
Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.
Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.
Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.
Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.
Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.
На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.
Особенности мотора, такие как конструкция винтов и высокая мощность, порождают сильный шум во время полета. Ту-95 относят к самым шумным самолетам мира, однако это не мешает эксплуатировать его как сверхдальний ракетоносец-бомбардировщик.
Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.
В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.
Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.
Ту-95 (Ту-20) – стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20).
Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военное транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в.
Ту-95 фото
Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два сносных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны.
Ту-95 кабина
Тактико-технические характеристики Ту-95:
Размах крыла, м 51
Длина самолета, м 49
Высота, м 13
Площадь крыла, м2 310
Стреловидность крыла 35°
Скорость полета максимальная, км/ч 1000
Скорость рейсовая, км/ч 900
Стартовая масса, кг 160 000
Практический потолок, м 17 000
Дальность полета, км 15 000
Ту-95 схема
Вооружение: пушки, бомбы размещенные в бомбоотсеках или снаружи под фюзеляжем, ракеты класса «воздух-поверхность»
На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.
Описание конструкции
Самолёт представляет собой моноплан. В конструкции Ту-16 используются алюминиевые сплавы, магниевые сплавы, стеклотекстолит. Обшивка в районе верхней турели сделана из нержавеющей стали.
Компоновка самолета Ту-16
1. Передняя пушка МР-23 калибра 23 мм, боезапас – 100 снарядов
2. Штурман
3. 2 летчика
4. Стрелок-оператор радиолокатора
5. Бак для горючего
6. Установка с 2 пушками МР-23 калибра 23 мм, боезапас – 250 снарядов на пушку
7. Стрелок
8. Антенна радиолокационного прицела “Аргон”
9. Передняя герметическая кабина
10. Антенна радиолокатора
11. Переднее шасси
12. Аэрофотоаппарат АФА-33/75 для перспективной съемки
13. Аэрофотоаппарат АФА-33/100
14. Баки для горючего
15. Бомбовый отсек
16. Подвесной бак для горючего(может быть подвешен при загрузке бомб 2000-5000 кг)
17. Баки для горючего
18. Стрелок-радист
19. Задняя герметическая кабина
20. Кормовая установка с 2 пушками МР-23 калибра 23 мм, боезапас – 300 снарядов на пушку
Крыло и оперение
Крыло являлось одним из успехов конструкторской мысли. Уникальность его была в там, что оно мало деформировалось в полёте. Само крыло было в виде стрелы и располагалось в середине самолёта. Также в районе двигателей были установлены силовые рамы, для предотвращения повреждения фюзеляжа. Крыло снабжено однощелевыми закрылками.
Шасси
Шасси состояло из передней ноги, которое было снабжено механизмом поворота колёс, а также двух главных ног и хвостовой-предохранительной. При взлёте основные стойки шасси убирались в специальные гондолы за вторым лонжероном крыла. Ещё хочется отметить, что в качестве противоколебательного элемента, было применено спаривание колёс на одну ось.
Силовая установка
Серийные машины оборудовались 2-мя ТРД РД-3М или РД-3М-500. Общая тяга составляла 2× 9650 кгс, если использовался чрезвычайный режим, то 2х 10650.
Вооружение и оборудование
Бомбардировщик Ту-16А мог нести до 9 тонн в отсеке оружия. В модификации Ту-16-К-10-26 присутствовали 2 ракеты КСР-5 и одна ракета К-10С. Боевая нагрузка в таком варианте составляла 12000 кг. Все машины оснащались пушечным вооружением, а также ракетным. Чаще всего была одна ракета «воздух-поверхность» и две ракеты на внешне подвеске. Сами боеголовки могли быть обычного или ядерного типа.
Модификации
Основными модификациями можно выделить следующие разработки:
- Ту-16 – первая серийная модификция
- Ту-16А – бомбардировщик с ядерным вооружением
- Ту-16Б – модификация с более улучшенным двигателем ТРД М-16-15
- Ту-16К – самолёт с ракетно-бомбовым вооружением
- Ту-16КС – ракетоносец с КС-1
- Ту-16КСР – ракетоносец с КСР и КСР-2
- Ту-16К-10 – носитель управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС “ЕН”. Серийно выпускался с 1959 года.
- Ту-16КРМ – самолёт-носителей беспилотных мишеней
- Ту-16Т – торпедоносец
- Ту-16Р – разведчик
- Ту-16РМ – разведчик-целеуказатель для ВМС
- Ту-16П – самолёт РЭП
- Ту-16Е – самолёт РЭП
- Ту-16-3 – самолёт-заправщик, использовал крыльевой метод заправки
- Ту-16Н – самолёт-заправщик, использовал метод шланг-конус
- Ту-16С – морской поисково-спасательный самолёт
- Ту-16Г – почтовый самолёт
- Ту-16 Циклон – разведчик, предназначавшийся для наблюдения за погодой
Также, конструктора создавали новые модификация, опираясь на основные разработки, улучшая те или иные показатели самолёта.
История ТУ-16
Разработка ТУ-16 началась в ОКБ Туполева в 1948 году. Существовавший на тот момент дальний бомбардировщик ТУ- 4 был копией американского Boeing B-29 Superfortress, но в то время уже было ясно что будущее за самолетами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями.
Конструкторскому бюро Туполева были выданы технические задания на разработку самолета с такими характеристиками:
- дальность полета — 3000 км;
- крейсерская скорость — околозвуковая;
- бомбовая нагрузка — 3–7 тонн.
Однако, на то время не было подходящего двигателя. КБ Туполева уже имело наработки, которые были прототипами ТУ-16. Например, «82» с двумя реактивными двигателями — первый фронтовой бомбардировщик. Эта машина не была принят на вооружение из-за того, что была конкуренция с конструкторским бюро Ильюшина и приняли другой самолет — ИЛ-28. Разработка ТУ-16 начатая в 1948 году, была выполнена на основе модели «86», и закончилась к середине 1949 года.
В нише передней пушки стояла аппаратура системы Рица
Его характеристики:
- Дальность полета – 4000 км;
- Скорость на высоте 6 км — 980 км/4.
В то время СССР проводил ядерные испытания и к разрабатываемым бомбардировщикам предъявлялись новые требования. Они должны быть в состоянии доставить ядерный боеприпас к своей цели, с учетом его веса, превышающего пять тонн. Самолет должен летать на такие же расстояния, как и ТУ-4, летать в два раза быстрее и иметь в своей конструкции защиту от воздействия ядерного оружия как экипажа, так и всей конструкции.
Конструкторское бюро Туполева провело исследования и выяснило, что такой лайнер может быть разработан на основе проекта «86» путем увеличения массы изделия и тяги двигателей в полтора-два раза. Нужные для создания полноценного скоростного реактивного носителя были перенесены на проект «88», который впоследствии стал бомбардировщиком Ту-16, а его эскиз был окончательно утвержден в 1951 году.
Одним из преимуществ по сравнению с аналогичными американскими моделями того времени, B-47 и B-52, бала конструкция крыла, которая выполнялась более жесткой и тяжелой, мало деформировалась, обеспечивала его выносливость в условиях эксплуатации.
После утверждения эскизного проекта было проведено несколько доработок для улучшения защиты самолета от ядерного воздействия и для облегчения его конструкции. В мае 1953 года машина была принята на вооружение, и начался ее серийный выпуск.
Серийное производство бомбардировщика происходило в течение 10 лет на трех авиазаводах:
- Казанском;
- Куйбышевском авиазаводе №1;
- Воронежском.
За это время конструкция самолета неоднократно дорабатывалась, было построено более 50 модификаций самолета.
ТУ-16 стал первым серийным дальним носителем ядерного оружия, эксплуатировался вплоть до 1994 года. На его основе были созданы последующие тяжелые и скоростные боевые машины. Одна из моделей ТУ-16 и сейчас эксплуатируется в Китае.
Бывшие операторы
Текущие операторы Та-16 / H-6 в ярко – красном, бывшие операторы в темно – красном
- Армения
Армянский ВВС : 30 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.
- Азербайджан
Азербайджан ВВС : 10 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.
- Беларусь
Беларусь ВВС : 18 самолетов унаследовали от падения Советского Союза, из эксплуатации к 1995 году.
- Китайская Народная Республика
- Народно-освободительной армии ВВС : Несколько Ту-16s были приобретены в 1959 году; тип был затем построен по лицензии как Xian H-6
- Народно-освободительной армии флота ВВС
- Египет
Египетская ВВС : Управляемая Ту-16KS, Ту-16Т, Ту-16KSR-2-11, и Ту-16R. Кроме того, действие H-6. Последний вышел в отставку в 2000 году.
- Грузия
Грузинская ВВС : 20 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.
- Индонезия
Индонезийская ВВС (TNI-AU): 26 Тех-16KS-1 приобрела в 1961 году Используется при подготовке операции Трикора в 1962 году, будучи захватом Западной Новой Гвинеи из Нидерландов (ныне Папуа и Папуа Барат). Они также планируется использовать для нападения на носитель класса самолетов Colossus , HNLMS Доорман . Все они были основаны на базе ВВС Iswahjudi, Madiun, Восточная Ява, и были основаны в 1969 году выведен из эксплуатации в 1970 году.
- Ирак
ВВС Ирака : 8 х Ту-16 и 6 х Ту-16KSR-2-11. Кроме того, работает 4 B-6D (Н-6D) . Все , кроме одного B-6D уничтоженного в операции Буря в пустыне в 1991 году Оставшийся B-6D был разрушен в 2003 году.
- Россия
- ВВС России : Многие самолеты в наследство от Советского Союза. Из службы к 1993 году.
- Морская авиация России
- Советский Союз
- Советские ВВС (переданы государств – преемников)
- Советский военно – морская авиация (передано государства – правопреемников)
- Украина
Украинских ВВС : 121 самолетов в наследство от СССР. Все отставка от службы.
Конструкция самолета
Самолет Ту-16 — это моноплан с двумя двигателями АМ-3(разработчик Микулин) и стреловидным крылом. Тяга двигателей составляла 8750 кг. После 1068 года на бомбардировщик устанавливались двигатели РД-3М-500, с тягой 9520 кг.
Двигатели встроены в гандолах по бокам флюзеляжа. Конструкция имеет 6 технологических отсеков:
- Передняя прозрачная часть кабины пилотов, называемая фонарь;
- Гермокабина;
- Центроплан;
- Грузовой отсек;
- Технический отсек;
- Гермокабина кормовая.
Для предотвращения перегревания корпуса установлены силовые рамы недалеко от двигателей, развернуты соплами в стороны на 4 градуса. Для изготовления самолета использовались алюминиевые и магниевые сплавы, стеклотекстолит, нержавеющая сталь.
Экипаж бомбардировщика состоит из 6 человек:
- Командир;
- Помощник командира;
- 2 штурман;
- Стрелок-радист;
- Командир огневых установок;
- Опнратор.
Кабина Ту-16 подвешивается в верхней части грузового отсека и имеет бочкообразную форму. Экипаж попадает сюда через входные люки с лесницами, которые откидываются вниз. Катапультирование членов экипажа происходит вниз, за исключением двух человек, кресла которых выбрасывались вверх, предварительно откатываясь назад. Также в самолете имеются надувные лодки ЛАС-5 в случае необходимости спасения членов экипажа на море.
Топливная система состоит из 27 баков, вмещающих более 43 000 литров топлива. Используется автоматика для контроля расхода, а заправка происходит с помощью раздаточного пистолета через специальные горловины баков.
Шасси имеет три опоры и носовую стойку с двумя колесами. Есть еще пята — хвостовая опора, которая служит для защиты передней части самолета при быстрой посадке, в полете она убирается. Выпуском и убиранием опор и торможением колес управляет гидросистема. В районе хвостовой опоры располагаются парашюты, который служит для уменьшения пробега самолета во время торможения. Оригинально выполнены купола этих парашютов, внешне напоминают авоську, сшиты из узких капроновых лент. Парашюты спрятаны в специальные контейнеры. Управление парашютами производится с помощью пиропатронов.
На самолете установлено две гидросистемы, основная и дублирующая, которые управляют приводами створок бомболюка и стеклоочистителей, шасси и тормозами. Источниками постоянного тока в системе электрооборудования самолета служат по два генератора на каждом двигателе и две аккумуляторные батареи, в свою очередь каждая из них состоит из двух аккумуляторов. На самолете используется электрическая сеть 115 вольт, 400 Гц от преобразователей ПО-4500. На разных модификациях машины состав электрооборудования был разным.
На самолете установлена противообледенительная система, состоящая из электрических нагревателей и теплого воздуха, подаваемого от двигателей. Освещение кабины самолета — обычное, с помощью ламп накаливания, а приборные доски освещались с помощью ультрафиолетовых светильников и люминицентных ламп.
В различных модификациях на летательный аппарат подвешиваются торпеды, морские мины, крылатые ракеты. Модель Ту-16К-10-26 разработана так, что можно было подвесить сразу три ракеты, эта же модель использовалась для подвески бомб. Для облегчения подвески таких серьезных грузов было разработано подъёмно-такелажное оборудование.
Самолет имел самое передовое на тот момент оборудование:
- астрономические компасы;
- дистанционный экваториальный астрономический компас;
- навигационное устройство;
- гирокомпас;
- аэрогоризонты;
- радионавигационное оборудование;
- систему дальней навигации.
Для метания бомб по видимым целям использовался бомбовый прицел ОПБ-11Р, при метании по невидимым целям применяли радиоприцел РБП-4. В гермокабине самолета была нормальная для человека температура и давление, то только до высоты самолета 7250 метров. Если аппарат взлетал выше, то экипаж использовал кислородные маски и приборы.
https://youtube.com/watch?v=BsZc7bfvebI
Вооружение и оснащение
Пушечное вооружение самолёта было представлено семью двадцатитрёхмиллиметровыми пушками АМ-23. Они размещались в трёх дистанционных башенных установках и одной носовой. КОУ мог взять управление всеми на себя. Инженерные особенности конструкции оставляли военным большую свободу в практическом использовании свободнопадающих бомб. Отсек для боеприпасов рассчитан на 3000 кг, но если нужно создать запланированный перегруз, то Ту-16 в состоянии поднять 9000 кг в отсеке и ещё нести прицепные бомбы на крыльях. Это означало, что самолёт мог сбросить противокорабельную фугасную бомбу ФАБ-9000М-54, которая была способна серьёзно повредить и даже затопить авианосец противника.
Ту-16, подготовка
Различные модификации бомбардировщика позволяли использовать буквально все виды авиационных боеприпасов того времени. Это бомбы, торпеды, мины и крылатые ракеты. В варианте ракетоносца Ту-16 нёс сразу три крылатые ракеты общим весом более 12 тонн. На него же можно было подвешивать и бомбы.
Ту-16 был оснащался передовыми по тем временам приборами и электронными системами. Существовала возможность боевого применения машины в любое время суток, при любых погодных условиях и поражения видимых и невидимых целей.
Ту-16, памятник в Рязани
Боевое применение
Стратегический бомбардировщик Ту-16 на протяжении десятилетий оставался одним из основных самолётов Вооружённых Сил Российской Федерации.
В период «холодной войны», Ту-16 являлся одним из основных сил ядерного сдерживания. В эти годы боеготовность полков Ту-16 была доведена до высокого уровня. Именно благодаря Ту-16-ым сложился примерный паритет между ядерными потенциалами СССР и США.
К счастью применять ядерное вооружение пришлось только на полигонах. Ту-16-ые были главными участниками советских ядерных испытаний. Проверка спецвооружения происходила на полигонах под Семипалатинском и на Новой земле. За 1957 год было испытано не менее 5 сбросов атомных бомб: 8 марта, 22 и 26 августа, 13 и 26 сентября. Уже в следующем году было проведено 8 бомбардировок: 4 января, 13, 14, 15, 18, 20 и 22 марта. Наибольшее количество сбросов произвели в 1962 году. Также, хочется отметить, что на полигоне №2 под Семипалатинском была испытана первая советская термоядерная бомба. Хотя бомба и была подорвана в не полном снаряжении, её тротиловый эквивалент составлял 1,6 мгт. Последние испытание атомной бомбы в СССР состоялся в конце 1962 года, с борта Ту-16, перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний.
Афганская война
Несмотря на свой долгий срок службы – почти 40 лет, единственной войной, в которой участвовали Ту-16 была Афганская война. В этой войне в основном принимали участие такие самолёты как: Ту-16А, Ту-16КСР-2-5 и Ту-16КСР-2-5-11, Ту-16Р – разведчик, Ту-16П – постановщик помех. В ходе боевых действий в Афганистане Ту-16 наносили бомбовые удары по районам прилегающим к городам Герат и Кандагар. Типовое вооружение самолётов состояло из 12 бомб ФАБ-500 калибром 500 мм. Также Ту-16 использовались во время масштабной Панджшерской операции 1984 года. В этой операции было задействовано 24 ракетоносца Ту-16КСР-2-5, с вооружением ФАБ-250, и 2 эскадрильи 200-го Гв.ТБАП Бобруйска и 251-го Гв.ТБАП из Белой Церкви.
В 1986 году Ту-16 вновь были привлечены к боевым действиям в Афганистане. Их целью стали базы, на которые опирались разросшиеся формирования крупных полевых командиров. Так как склады и оружейные мастерские располагались в труднодоступных ущельях авиация 40-ой Армии не давали ощутимых результатов. А Ту-16, благодаря своей боевой мощи, без проблем могли накрыть всю территорию Афганистана. В налётах принимали участие Ту-16 и МиГ-21 в качестве прикрытия.
В последние месяцы войны, Ту-16-ые, активно использовались в качестве прикрытия выводимых наземных частей. В группу прикрытия входила эскадрилья Ту-16 из 251-го ТБАП Белой Церкви.
Зарубежные конфликты
Помимо Афганской войны Ту-16 применялись и в зарубежных конфликтах между странами.
Перед «шестидневной войной», между Египтом и Израилем, в июне 1967 года ВВС Египта получили 20 бомбардировщиков Ту-16К. Но Египет так и не смог реализовать боевой потенциал бомбардировщиков. Командование Израиля, понимая на что способны Ту-16, при помощи истребительно-бомбардировочной авиации нанесла массированный удар по аэродромам Египта, в результате чего не один Ту так и не поднялся в воздух.
В 1973 году египетские ВВС получили на вооружение новые машины Ту-16У-11-16 вместо уничтоженных в 1967 году. В боевых действий приняли участие 16 бомбардировщиков базировавшихся на аэродромах к югу от Синая, вне досягаемости израильской авиации. После разрыва военного договора между Египтом и СССР в 1976 году египетские Ту-16 оказались без запасных частей, для бомбардировщиков. Тогда Египет обратился за помощью к Китаю. В обмен на истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН Китай поставлял необходимое оборудование.
В ходе ирано-иракской войны Ту-16К-11-16 иракских ВВС наносили неоднократные ракетно-бомбовые удары по объектам в глубине иранской территории (в частности, ими был совершен налет на аэропорт в Тегеране). В ходе боевых действий в районе Персидского залива в 1991 г. иракские Ту-16, почти вылетавшие ресурс, оставались на земле, где частично были уничтожены авиацией союзников.
Эксплуатация Ту-22
В части ВВС СССР серийный бомбардировщик Ту-22 стал поступать с 1962 года в двух вариантах. Ту-22Б был предназначен для нанесения точечных ударов по морским, стационарным и малоподвижным целям. Второй вариант Ту-22К и Ту-22КД мог комплектоваться одной сверхзвуковой ракетой Х-22 «Буря» класса «воздух-поверхность» или авиабомбами свободного падения общей массой до 13 т.
Вооружение самолета размещалось не только в основном бомбоотсеке центроплана, но и на гондолах основного шасси, которые отводились для патронов ПИКС. Защиту задней полусферы обеспечивала управляемая дистанционно пушечная установка ДК-20, в состав которой входила пушка Р-23.
В состав экипажа входили командир корабля, штурман и бортовой оператор.
На Ту-22 было установлено самое современное бортовое оборудование того времени. Оно включало в себя РЛС «Рубин-1А» переднего обзора (в ракетоносцах – РЛС «ПН»), РЛС управления пушечной оборонительной установкой «Аргон-2», астроориентатор БЦ-63А, пушечный телеприцел ТП-1, навигационный бомбардировочный автомат ЦНВУ-1, радиовысотомер РВ-25А, автопилот АП-7МЦ, радиокомпас АРК-11, средства РЭБ, радиотехническую систему ближней навигации РСБН-2С.
Ту-22 был оснащен катапультируемыми креслами, во время посадки экипажа на рабочие места кресла опускались вниз за счет электроподъемников.
На более поздние серии Ту-22 установили систему дозаправки в воздухе. Ее получили 176 экземпляров.
Известные несчастные случаи
- 25 мая 1968 года ВВС СССР Той-16 Badger-F пилотировал полковник Андрей Плиев гудел авианосец ВМС США USS Essex (CV-9) в Норвежском море. Ту-16 сделал четыре прохода, а на последнем крыле обрезается на море , и он упал без каких – либо выживших. Части трех тел были обнаружены в США.
- 28 августа 1978 г. ранняя модель Ту-16 разбился на острове Hopen в Свальбард , Норвегия. Все семь экипажа погибли в результате несчастного случая. Он был обнаружен четыре человек норвежец погода прогнозирования команды в. СССР отказался признать потерю самолета , пока тела экипажа не были даны им. Норвегия расшифрована содержимое самописец на возражения Советского правительства.
- 27 июня 1980 г. советские ВВС Ту-16 Badger на Токио Экспресс полета разбился под авиабазе Komatsu в префектуре Исикава в Японском море . Там не было в живых. Остатки трех членов экипажа были обнаружены в японском Maritime силы самообороны корабля Немура.