МиГ-15 – легендарный «Фагот» Корейской войны

Литература

  • Арсеньев, Е., Крылов Л. Истребитель МиГ-15. — М.: ЭксПринт НВ, 1999. — (Армада Вып. № 10). — ISBN 5-85729-019-8.
  • Беляков Р. А., Мармен Ж. Самолёты «МиГ» 1939—1995. — М.: АВИКО ПРЕСС, 1996. — С. 76-107. — ISBN 5-86309-033-2.
  • Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.
  • Gordon Yefim. Mikoyan-Gurevich MiG-15. The Soviet Union’s Long-lived Korean War Fighter. — Hinckley, England: Midland Publishing, 2001. — 158 p. — (AeroFax). — ISBN 1-85780-105-9.
  • Gunston B., Gordon Y. MiG Aircraft since 1937. — London, GB: Putnam, 1998. — P. 55-77. — 288 p. — ISBN 0-85177-884-4.

Рекомендации

Заметки

  1. ^
  2. Родни Стил, МиГ v Saber войны в месяц (1976), стр. 41.
  3. ^ войны в месяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 41).
  4. Войнамесяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 42).
  5. Stephens, Going Solo , стр. 231-233
  6. Войнамесяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 43).
  7. Eather, Odd Jobs , стр. 119, 126
  8. Херст, Забытом Мало , стр. 126, 142
  9. ^ Hurst, Забытом Мало , стр. 143-145
  10. Eather, Odd Jobs , стр. 126-127
  11. ^ РАФ Исторический раздел, Борец Единицы , стр. 58
  12. Stephens, Going Solo , с. 234
  13. Hurst, Забытом Мало , стр. 147-151
  14. Eather, Odd Jobs , стр. 132-133
  15. Eather, Odd Jobs , стр. 136
  16. Hurst, Забытые Мало , стр. 152
  17. Hurst, Забытые Мало , стр. 167
  18. Hurst, Забытом Мало , стр. 171-172
  19. Крылов; Tepsurkaev, советские МиГ-15 Aces Корейской войны , стр. 48-49
  20. Gabreski был Второй мировой войны тузов с 28 победами над люфтваффе в его пользу. Войнамесяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 44).
  21. Войнамесяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 44).
  22. Stephens, The Royal Australian Air Force , стр. 236-237
  23. Уилсон, Братство Авиаторов , стр. 181-182
  24. Stephens, Going Solo , с. 241
  25. Hurst, Забытом Мало , стр. 194-195
  26. ^ войны в месяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 46).
  27. РАФ Исторический раздел, Борец Единицы , стр. 59
  28. Eather, Odd Jobs , стр. 152
  29. Hurst, Забытом Мало , стр. 215-216
  30. Войнамесяц (1976). МИГ В Сабля, Родни Steel (стр. 48).
  31. Budiansky, Стивен (2016). Код Warriors . Нью – Йорк: Альфред А. Кнопф. стр. 140-141. ISBN   .
  32. ^ Залог (февраль 1991)
  33. ^

Список используемой литературы

  • Калл, Брайан и Ньютон, Денис. С янки в Корее. Volume One . Grub Street, 2000. ISBN  1-902304-49-7
  • Дэвис, Ларри. МиГ Alley воздуха в воздушном бою над Кореей . Уоррен, штат Мичиган: Squadron / Signal Publications Inc., 1978. ISBN  0-89747-081-8 .
  • Франсильон, Рене. Dans ле Cieux де Избранных . Воздушный вентилятор № 317 апрель 2005
  • Гордон, Ефим и Дэвисон, Питер. Микоян Гуревич МиГ-15 ФАГОТ . Специализированные издателей и оптовики. 2004. ISBN  1-58007-081-7
  • Крылов, Леонид и Tepsurkaev, Юрий. Советский МиГ-15 асов корейской войны . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2008. ISBN  1-84603-299-7 .
  • Кум-Сук, нет и Osterholm, J. Roger. МиГ-15 к свободе: Мемуары о Wartime северокорейского Defector Кто первый Поставленный Секретный истребитель для американцев в 1953 году . McFarland & Co. Publishers, 1996.
  • Mesko, Джим. Воздушная война над Кореей . Carrollton, Техас: Squadron / Signal Publications Inc., 2000. ISBN  0-89747-415-5 .
  • Томпсон, Уоррен. F-86 Saber Aces 4 – го авиакрыла . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2006. ISBN  1-84176-996-7 .
  • Томпсон, Уоррен. F-86 Saber Aces 51 – го истребительного авиаполка . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2006. ISBN  1-84176-995-9 .
  • Томпсон, Уоррен. F-86 Saber Aces 4 – го истребительного крыла перехватчика . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 2002. ISBN  1-84176-287-3 .
  • Томпсон, Уоррен. Корея Air War (2) . Лондон, W1X 9DA, Великобритания: Osprey Publishing Ltd, 1988. ISBN  1-85532-234-X .
  • Томпсон, Уоррен и Dorr, Роберт. Korean Air War . St Paul, MN, USA: Motorbooks International, 2003. ISBN  0-7603-1511-6 .
  • Томпсон, Уоррен; Dorr, Роберт; Озеро, Джон. Korean War Aces . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publications, 1995. ISBN  1-85532-501-2 .
  • Werrell, Кеннет. Сабли Над МиГ Alley: F-86 и битва за господство в воздухе в Корее . Аннаполис: ВМС США институт прессы, 2005. ISBN  1-59114-933-9 .
  • Сяомин Чжан. Red Wings Over Яла . Texas A & Пресс-Колледж Стейшн M University, 2002. ISBN  1-58544-201-1

Тактико-технические характеристики

Приведены данные выпущенного заводом № 155 в 1949 году МиГ-15бис сер. № 105015 с двигателем № 94-291.
Источник данных: Gordon, 2001, pp. 121, 114-116; Арсеньев, Крылов, 1999, стр. 78.

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 10,11 м
  • Размах крыла: 10,08 м
  • Высота: 3,7 м
  • Площадь крыла: 20,6 м²
  • Угол стреловидности по передней кромке: 37°
  • Коэффициент удлинения крыла: 4,85
  • Коэффициент сужения крыла: 1,61
  • Профиль крыла: ЦАГИ С-10C у корня крыла, ЦАГИ СР-3 – законцовки
  • Средняя аэродинамическая хорда: 2,12 м
  • База шасси: 3,475 м
  • Колея шасси: 3,81 м
  • Масса пустого: 3582 кг
  • Нормальная взлётная масса: 4960 кг
  • Объём топливных баков: 1400 л (+ 2 × 250 л или 300 л или 400 л или 600 л ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРД ВК-1
  • Тяга: 1 × 2700 кгс (26,5 кН)
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость:  
    • у земли: 1076 км/ч
    • на высоте 5000 м: 1045 км/ч
    • на высоте 10000 м: 987 км/ч
  • Скорость отрыва: 227 км/ч
  • Посадочная скорость: 170 км/ч
  • Практическая дальность: 1200 км / 1976 км с ПТБ
  • Практический потолок: 15 500 м
  • Скороподъёмность:  

    • у земли: 50,0 м/с
    • на высоте 5000 м: 35,2 м/с
    • на высоте 10000 м: 20,8 м/с
  • Время набора высоты:

    • 5000 м за 1,95 мин
    • 10000 м за 4,9 мин
  • Время / радиус виража:

    • на высоте 2000 м: 20,7 с / 460 м
    • на высоте 5000 м: 34,0 с / 845 м
    • на высоте 10000 м: 63,7 с / 1840 м
  • Набор высоты за разворот:

    • на высоте 5000 м: 3090 м
    • на высоте 11400 м: 1450 м
  • Нагрузка на крыло: 240,8 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,544
  • Длина разбега: 475 м
  • Длина пробега: 670 м
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  
    • 1 × 37 мм пушка Н-37 с 40 патр.
    • 2 × 23 мм пушки НР-23 с 80 патр. на ствол
  • Точки подвески: 2
  • Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг

Особенности ведения воздушной войны в Корее

Корейские события заслуживают внимание тем, что они явились ареной боевого столкновения реактивных самолётов, открывших новую эру в истории авиации. Наши МиГ-15 осуществляли воздушную поддержку частей армии Китая

Для американских воздушных сил появление МиГ-15 оказалось неожиданным, их F-80 c прямым крылом обладали меньшей скоростью и превращались в лёгкую добычу для наших самолётов. США срочно перебросили в Корею новейший F-86 «Сейбр», который и противостоял советским самолётам в воздушной войне. Наши лётчики не имели права вести бой и преследовать противника над территорией Южной Кореи и морем. Но перед советскими лётчиками не стояла цель уничтожения F-86, основной задачей было не пропустить очередной налёт бомбардировщиков В-29.

В то время у нас не было противоперегрузочных костюмов, а пилоты США имели такие и это снижало наши возможности ведения маневренного воздушного боя. Ветераны корейской войны вспоминали, что «Сейбр» обладал превосходством на малых высотах, особенно это выражалось на виражах, а МиГ обладал отличной скороподъёмностью и часто бой заканчивался после первого захода. Неудачно атаковав, «Сейбр» уходил вниз, а МиГ стремился набрать высоту. После чего, каждый пилот использовал лучшие качества своего самолёта машины и в результате наш МиГ оказывался наверху, а американец внизу.

МиГ-15 бис

На исход боя часто оказывало наличие у «Сейбра» радиодальномера, с ним наши самолёты сбивали с дальней дистанции, порядка 2,5 км. Это печальное положение для советских лётчиков тянулось до 1952 года, пока на наши самолёты не поставили соответствующее оборудование.

МиГ-15 отлично зарекомендовал себя при перехвате бомбардировщиков В-29, весной 1951 года на корейско-китайской границе советские пилоты разбили большую группировку этих самолётов, а в октябре того же года американцы понесли большие потери при налётах на Северную Корею и до конца войны больше не использовали бомбардировщики днём. Во время корейских событий 23 воздушных поединка выиграл советский пилот Евгений Попеляев, именно он заставил произвести вынужденную посадку американский F-86, который впоследствии перегнали в Москву в центральный аэродинамический институт.

Огромную сенсацию в западной прессе вызвало появление наших МиГ-15 в Корее — это получило название «корейский сюрприз» и впоследствии американские лётчики называли этот театр боевых действий «аллеей МиГов»

отава

МиГ-15с изогнутый , чтобы атаковать ВВС США B-29s , 1951.

Сражения МиГа Alley произвело много истребителей тузов . Лучшие асы были русские. Николай Сутягин утверждал , 21 убийств, в том числе девять F-86s, один F-84 и один Глостер Метеор менее чем за семь месяцев. Его первое убийство было F-86A Роберта Х. Laier 19 июня 1951 (перечисленные американцами как отсутствующие в действии), и его последнее был 11 января 1952, когда он сбит и погиб Thiel М. Ривза, который был подвесе F-86E (Ривз также указан как МВД). Другие известные советские асы включают Yevgeni Г. Пепеляев, который приписывают 19 убийств, и Лев Кириллович Щукина, который приписывают 17 убийств, несмотря на то , сбиты два раза сам.

Верхняя ася ООН войны, капитан Джозеф С. Макконнелл , утверждала , 16 МиГов, в том числе три на один день. Его история показана в фильме под названием The Макконнелл Story , в ролях : Алан Лэдд и Джун Эллисон . На второе месте забили туз ООН, майор Джеймс Джабар , был первой ООН струйных против реактивного туза. Еще один туз, Фредерик С. «Boots» благословлять , утверждал девять МиГ-15 в его F-86 Saber , а позже написал No Guts, No Glory , руководство воздушного истребителя боя , который до сих пор изучается сегодня. Джеймс P Хагерстр утверждал 8,5 убивает. Джордж Эндрю Дэвис-младший стал одним из первых членов нового ВВС США получить Почетную медаль после того, как был убит, ведя его сечение двух F-86s против 12 МиГ-15 , когда он пытался застрелить их всех ,

Вновь созданная Народно-освободительной армии ВВС Китая также появились семь эйсов. Среди них, Цзян Daoping сбил верхний туз США Джозеф С. Макконнелл . Хойт Ванденберг , то начальник штаба ВВС США , заявил , что PLAAF стала одной из основных военно – воздушных сил.

Более тридцати пилотов Saber было заявлено, что был сбит в тылу врага , и их судьба никогда не была окончательно установлена. Выжившие пилоты, схвачен и позднее репатриирован после перемирия, сообщили , что допрошены корейцев, русских и китайцев. В течение многих лет после того, как Корейская война закончилась в 1953 году, ходили упорные слухи пилотов плену у Советов.

Ряд компьютерных видеоигр , основанных на боевом МИГЕ Alley был произведен, среди них МиГ Alley Ace , выпущенный MicroProse в 1985 году.

Конструкция самолёта

Аэродинамическая схема нового самолёта представляла моноплан с крылом стреловидного вида среднего расположения и задним крестообразным оперением. Косая балка крыла и его лонжерон образовывали нишу в виде треугольника, в которую убирались шасси.

Крыло оснащалось механизацией из элеронов с триммерами и закрылков-щитков, выпускающихся на определённый угол на режимах посадки и взлёта. На крестообразном хвостовом оперении стабилизатор делил руль направления на верхнюю и нижнюю часть.

Компоновочная схема МиГ-15 бис

Силовая установка истребителя состояла из двигателя РД-25Ф, на поздних модификациях, начиная с МиГ-15 бис, ставили более мощный ВК-1, воздушный поток направлялся от воздухозаборника в носовой части по двум каналам, огибавшим отсек кабины лётчика к располагавшемуся в хвосте самолёта двигателю.

Трёхопорное, убирающееся в полёте шасси, имело амортизаторы рычажного типа. Носовая стойка самоориентирующаяся, система торможения стояла воздушная. Шасси убирались и выпускались при помощи гидравлики. В системе управления отсутствовали тросы, она была жёсткой на основе тяг и качалок. На последней модификации машины в систему управления внедрили гидроусилители.

Вооружение МиГ-15 было представлено тремя пушками в носовой части под воздухозаборником — одной Н-37 и двумя НР-23. Пушки размещались на выдвижном лафете и при помощи специальной лебёдки перезарежались в течении 20 минут. Дополнительно имелась возможность подвески под крылом двух бомб по сто килограмм.

Кабина истребителя выполнена герметичной с принудительной вентиляцией, оборудована катапультируемым креслом

Остекление фонаря кабины открывало хороший обзор, что весьма немаловажно для ведения воздушного боя. На приборной доске кабины сконцентрированы пилотажные приборы — авиагоризонт АГИ-1, указатель скорости, высотомер, указатель скольжения и вариометр, навигационные приборы — дистанционный гиромагнитный компас, система захода на посадку, радиокомпас и радиовысотомер

Кабина пилота МиГ-15

Для связи с землёй и между самолётами предназначалась радиостанция РСИУ-3, самолёт оснащался аппаратурой госопознования СРО-1. На левой панели внутри кабины стоял рычаг управления двигателем, на правой панели были сосредоточены включатели радиооборудования и систем самолёта. Посередине находилась ручка управления с рычагом торможения и гашетками пушек. Лётчик удобно располагался в катапультном кресле.

Эксплуатация истребителя МиГ-15

В боевых условиях МиГ-15 впервые применён весной 1950 года в Китае при обороне города Шанхая от налётов гоминдановской авиации. Широко применялся во время Корейской войны 1950-1953 годов, где завоевал себе право называться одним из лучших истребителей начала 50-х годов и прозвище «корейский сюрприз» от американских пилотов, до этого считавших свои «Сейбры» F-86 лучшими в мире самолетами и даже не предполагавшими, что у Советского Союза на этот счет совершенно другое мнение.

Точный перечень всех боевых соприкосновений с использование МиГ-15, наверное, даже нельзя и упомнить. Как уже говорилось ранее — если где-то в мире в 1950-х происходила стычка современных боевых самолетов, с 90% вероятностью одна из сторон применяла МиГ-15.

История создания

В 1946 году после приглашения в Кремль, группа конструкторов ОКБ-155 ознакомилась с требованиями по строительству машины с реактивным двигателем, имеющим возможность достичь околозвуковой скорости. А.И. Микоян и М.И. Гуревич понимали, что создание такого самолёта возможно, если использовать все наработки прежних лет по аэродинамике стреловидного крыла.

Параллельно с такими работами разрабатывали конструкцию катапультируемого кресла и двигателя для реактивного самолёта. Своего двигателя у нас ещё не было, пришлось ехать за опытом и двигателями Rolls-Royce Nene и Derwent в Англию. Купив десять английских двигателей в 1946 году и 15 штук в 1947 году, советские инженеры изучили и сняли чертежи моторов. Вскоре получив обозначение РД-45, переделанный английский мотор был запущен в серию.

МиГ-15

В ОКБ-155 тем временем окончательно был принят вариант простого фюзеляжа с двумя воздушными каналами от носа корпуса до двигателя, расположенного в хвосте самолёта. Заводское обозначение эта машина имела И-310 и три опытных экземпляра были построены в 1947 году, один из них оснастили двигателем повышенной надёжности РД-45Ф.

По старой традиции в последние дни уходящего 1947 года пилот ОКБ-155 В.Н. Юганов опробовал в воздухе предсерийный экземпляр реактивного истребителя. Прошёл год и 30 декабря 1948 года первая серийная машина под управлением того же В.Н. Юганова оторвалась от бетонной полосы заводского аэродрома и выполнила установочный полёт.

МиГ-15 взлёт

С каждым днём росло качество выпускаемых самолётов, изделие в ходе изготовления подвергалось постоянному совершенствованию. Конструктором В.Я. Климовым был подготовлен модернизированный двигатель ВК-1, которым оснастили новую модификацию самую массовую, получившую индекс МиГ-15 бис. Перед непосредственным выходом в серию, заменили вооружение машины — были установлены две новые пушки НР-23 и одна Н-37. После согласования с министерством обороны в конструкторском бюро разработали проект нового учебного самолёта МиГ-15УТИ и уже в январе 1949 года новая машина была опробована в полёте. На этой «спарке» не одно поколение пилотов получило путёвку в небо.

Советская роль

Фотопулемёт полоса показывает советский МиГ-15 над Кореей, апрель 1953.

По Budiansky, «В конце марта 1951 года первый RSM ( первый Radio Squadron, мобильный ), по- прежнему работает в Японии, взял российские наземные диспетчер в голосовой связи с советским МиГом Истребители работает над Северной Кореей. Это стало» интеллект непредвиденным », потому что„советская доктрина называется жестким контроль истребителей станций на основании отслеживать местоположение дружественных и вражеских самолетов на радаре в течение всего боя.“Эти перехватывает радио дала дополнительное предупреждение за пределами диапазона радара. Этот прорыв в радиоразведывательных, Централизованные на одном USAFSS заводе в Сеуле, означал в режиме реального времени прослушивания российских диспетчеров и истребителей и последующего прохождения информации американских пилотов. «анализ НКИ трафика в июне 1952 года пришел к выводу , что более 90 процентов МиГов занимаются в воздухе операции над Северной Кореей были пролетело русскими «.

Советский Союз сохранил участие их экипажей в секрете корейской войны в течение многих лет, хотя она была широко подозревались силами ООН. Советские самолеты были украшены Северной Кореей или Китая маркировки и пилоты носили либо северокорейскую форму или гражданскую одежду, чтобы скрыть их происхождение. Для радиосвязи, они были даны карточку с общими корейскими словами для различных летающих условий прописано фонетический в кириллице . Эти ухищрения не долго выжить неистовство воздух-воздух боя, однако, и пилоты вскоре услышали общение на русском языке .

Советский МиГ-15 полки были основаны на китайских полях в Маньчжурии, где, в соответствии с существующими правилами ООН участия, они не могли быть атакованы. Многие советские полки прошли предварительную подготовку на советских базах в соседнем советском морском военном округе . Советские войска ПВО начали прибывать по Ялу, создание радиолокационных установок, центры наземного контроля, прожекторов и большое количество зенитных орудий для предотвращения любых нападений на китайских аэродромах.

В то время как пилоты ООН изношены на ограничениях , налагаемых на нападение китайских аэродромов самолета МиГа, это не было известно до тех пор , много лет спустя , что сами пилоты МиГа работают в условиях жестких ограничений. Для того, чтобы сохранить впечатление , что советские летчики не дрались в Корее, им было запрещено летать над некоммунистической контролируемой территорией или в пределах от 30 до 50 миль (50-80 км) от линии фронта союзников. Один советский пилот , который был сбит в ООН на территории , контролируемой застрелился из пистолета , а не быть взят в плен. Еще один пилот , который выпрыгнул в Желтом море был обстрелял , чтобы предотвратить его от захвата. Советские летчики не разрешил проводить самолеты ООН по ООН под контролем Желтого моря.

Несмотря на ограничения, многие пилоты США воспользовался «горячим следам» за исключением летать над Китаем, чтобы продолжить МиГи через реку Ялу. Позже, «по горячим следам» стала активной охоты МИГ над Маньчжурией, с США пилотов поддержания «кодекс молчания» о патрулях. Лидеры полета выбрали ведомых, который будет молчать, и много рулонов компрометирующих фотопулемют кадры «таинственно» исчез.

ООН провели операцию Moolah , чтобы побудить коммунистов пилотов, особенно советских летчиков, перебежать в Южной Корее с МиГ-15. Операция была предназначена , чтобы получить анализ летных характеристик самолета МиГ-15, а также служить психологической цели подрывая советских летчиков.

С концом холодной войны участия СССР в Корейской войне стала широко признано в качестве пилотов, участвовавших в конфликте , показали их роль.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий