Советские асы и их верные “аэрокобры”

Шасси

 Начнем с колес. В наборе даются 2 типа колес: с обжатыми пневматиками и с необжатыми пневматиками. Модификация у нас Q, а диски колес основных стоек шасси то от N. Протектора на резине нет, но на Кобрах видел колеса как с продольным протектором так и без него. Внешняя сторона диска, обращенная к створке ниши шасси пустая и голая. Что не есть хорошо. Пропорции колесных дисков по отношению к диаметру немного нарушены. Тоже самое по поводу протектора применительно и к переднему колесу. В наборе даны 2 типа передних колеса: раннее, которое соответствует колесу модификации F и позднее с диском большего диаметра, которое стали ставить, начиная с модификации L (на фото забыл указать). В довершении всего, первые 2 варианта декали модели имели переднее колесо со спицованным диском (а не диском с плоскими заглушками как на P-39N и ранних P-39Q (Q-1…Q-15), которое устанавливалось на Кобры, начиная с модификации P-39Q-20-BE. В общем, переднее колесо нуждается в доработке. В чертеж AJ-Press переднее колесо также не легло – якобы меньше по диаметру. И снова оставлю вопрос точности чертежа на совесть его автора.
Передняя стойка и подкос похожи на правду. Ниша деталирована более или менее. Много чего нет, но все основное вроде на месте. На створках ниши нет выштамповки под колесо.
С основными стойками и щитками тоже порядок. Но вот с боковыми стенками ниш – увы, нет… они абсолютно плоские без рельефа, отверстий и прочего. Плюс ко всему – неверно сделанная торцевая к фюзеляжу стенка ниши. Ниши подлежат замене на смоляные ниши от Вектор. Но есть проблема – эти смоляные ниши предназначены для модели Hasegawa, и в Эдуард влезут не без проблем.
Створкам ниш немного бы сточить толщину и все будет ОК.

P-39Q-15 в игре

Боевая эффективность

Аэрокобра достаточно сложный для игры самолет. На ней можно неожиданной атакой быстро уничтожить противника, но очень сложно тащить бой, особенно против нескольких противников. Длительные интенсивные маневры не для этого самолета (в патче 1.5 аэрокобра стала способна вести виражный бой, но на это стоит идти только если противник одиночка или уже нет других вариантов). Частая смена высотных эшелонов тоже не для Кобры.

Аэрокобра это средневысотник с претензией на роль высотника, но посредственная динамика и слабый форсаж диктуют свои условия – набор высоты занимает время, со старта лезть к противнику на аэрокобре не рекомендуется. Лучше спокойно набрать высоту и пойти во втором или даже третьем эшелоне

Имея значительное преимущество по высоте можно атаковать даже групповую цель, но всегда предпочтительнее вести бой с одиночной целью – более быстрые и высотные самолеты обычно можно перекрутить (даже на значительной высоте), а от более виражных, при осторожной игре, можно оторваться, чтобы после занять удобную позицию и попробовать атаковать цель снова.

Если удастся сохранить превышение над противниками до финальной части боя, то есть неплохие шансы на победу даже против превосходящего противника.

Для эффективной игры на этом самолете потребуется повышенное внимание к обстановке в бою и разумная осторожность

Достоинства:
  • 37мм пушка, которая потенциально способна наносить большой урон и частые критические повреждения;
  • хорошая для советских самолетов высотность;
  • высокая для советских самолетов скорость пикирования;
  • неплохая маневренность в горизонте.
Недостатки:
  • большая разница между скоростью снарядов пушки и пулеметов;
  • посредственные динамические характеристики;
  • высокая скорость сваливания.

Доступные слоты оборудования и снаряжения

Красный-слоты доступные в “Заводской” комплектации. Зеленый-дополнительно доступные после открытия статуса “Специалист”.

]

Оборудование
  • Улучшенный рефлекторный прицел — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка ll — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
  • Облегчённая конструкция ll — повышает манёвренность самолёта по всем осям на 3%.
Ленты боеприпасов

Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

Экипаж

Навыки экипажа
1 2 3 4 5
Пилот

Прокачка умений пилота:

“Зоркий” увеличивает дальность обнаружения в секторе пилота увеличена на 20%.

“Меткий стрелок I” уменьшает разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%.

“Меткий стрелок II” Складывается с действием «Меткий стрелок I». Разброс при стрельбе курсовым вооружением уменьшен ещё на 5%. Точность стрельбы по активно маневрирующим воздушным целям улучшена на 10%

“Пилотажник” повышает манёвренность по всем осям на 2%.

“Жажда крови” после уничтожения самолёта противника сбрасывается 25% перегрева орудий и на 10% увеличивается точность стрельбы. Складывается с действием умения «Меткий стрелок II». Действует в течение 10 секунд

Ас — отличный урон от 37-мм пушки.

Недостатки

Главным недостатком «Аэрокобры» следует признать опасность сваливания в штопор при ошибках в пилотировании, вследствие чего имели место аварии и катастрофы. Причиной этого являлась предельно задняя центровка, что сделало самолёт очень манёвренным, но неустойчивым. Предельно задняя центровка была и на некоторых других самолётах того времени, например, у И-16, который, подобно «Аэрокобре», являлся очень манёвренным, но весьма сложным в управлении, что также приводило к многочисленным авариям

При переучивании на «Аэрокобру» лётного состава уделялось особое внимание сваливанию и выводу из штопора. В поздних моделях самолёта данную проблему отчасти решили, но угроза срыва в штопор все же оставалась

Опытный пилот мог летать на «Аэрокобре» достаточно безопасно, но для новичков угроза крушения была высока. Для сравнения, пилотирование истребителей Яковлева, во многом уступавших «Аэрокобре», являлось гораздо более простым и доступным для лётчиков с квалификацией ниже средней, составлявших большинство в советской авиации военного времени.
Несмотря на свою исключительную мощность, скорострельность пушки «Аэрокобры» была невелика и составляла всего 3 выстрела в секунду (180 выстрелов в минуту), небольшим являлся и боезапас в 30 снарядов. Следует учесть, что большинство пилотов того времени прицеливались и корректировали огонь по трассирующим выстрелам из своих пушек и пулемётов. На «Аэрокобре» это было невозможно из-за низкой скорострельности установленной на ней пушки. Поэтому вести эффективный огонь из этого орудия могли лишь опытные лётчики, «воздушные снайперы», такие как А. И. Покрышкин и другие хорошо подготовленные пилоты. В связи с этим более целесообразной представлялась бы установка на истребителе пушки меньшего калибра, например, 30-мм, как у германского истребителя Bf.109G поздних модификаций и Bf.109K, обладавшей, при примерно равном весе секундного залпа, в три раза большей скорострельностью, что значительно упрощало прицеливание.
Ещё одним недостатком самолёта являлась входная дверь автомобильного типа, установленная вместо сдвигающегося назад фонаря, как это было на других истребителях. По замыслу создателей, дверь должна была облегчить вход и выход лётчика из кабины. Однако при этом возникла непредвиденная опасность. В случае, если пилот покидал самолёт с парашютом, дверь сбрасывалась от аварийной ручки, при этом лётчик вываливался вбок, подвергаясь повышенной угрозе получить ранение при ударе о хвостовое оперение машины. Зная это, многие лётчики до последнего не выбрасывались с парашютом.

Самолёт категорически не любил посадку на брюхо. Сдвинутое за кабину крыло едва ли не гарантировало получение тяжёлых увечий или гибели лётчика.

Литература

  • Бакурский В. А. Истребитель P-39 «Аэрокобра». — М.: Прометей, 1991. — 20 с. — (Самолёты мира. Вып. 1). — ISBN 5-7042-0519-4.
  • Котельников В. «Аэрокобра». Американский истребитель для сталинских соколов. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 128 с. — (Война и мы. Авиаколлекция). — ISBN 978-5-699-33882-5.
  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
  • Смирнов А. «Соколы», умытые кровью. М., «Яуза», ЭКСМО, 2010. — 608 с.
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
  • P-39 Aircobra. — Т. 1. — (Война в воздухе № 27).
  • P-39 Aircobra. — Т. 2. — (Война в воздухе № 28).
  • Боевое применение P-39 Aircobra. — (Война в воздухе № 45).
  • P-39 AirCobra. Модификации и детали конструкции. — (Война в воздухе № 91).
  • Pelletier, Alain J. Bell Aircraft since 1935. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1992. — 255 p. — (Putnam Aeronautical Books). — ISBN 1-55750-056-8.

Достоинства

Положительные и отрицательные качества самолёта являлись, главным образом, следствием расположения двигателя за кабиной пилота. Плюсы такой компоновки:

  • В передней части фюзеляжа удалось установить очень мощную 37-мм авиационную пушку M4 (производство США) с боезапасом 30 снарядов, весом в 650 граммов каждый. В результате «Аэрокобра» располагала исключительно сильным вооружением по сравнению с большинством серийно выпускавшихся одномоторных истребителей периода Второй Мировой войны. Кроме неё, орудие такого калибра было только на модификациях Як-9Т, Як-9ТК, Як-9ТД и Як-3Т, которые, тем не менее, проигрывали по весу секундного залпа, поскольку имели меньшее вооружение чем у Аэрокобры. О запасе огневой мощи истребителя красноречиво говорит тот факт, что советские лётчики нередко просили снять крыльевые 7,62-мм пулемёты, с целью облегчить самолёт, улучшив тем самым его ЛТХ. Оставшейся пары синхронизированных пулемётов и 37-мм пушки было более чем достаточно для уверенного поражения вражеских самолётов. Огневая мощь «Аэрокобры» являлась настолько большой, что одного попадания 37-мм ОФЗТ снаряда хватало для уничтожения любого истребителя противника; для того, чтобы сбить бомбардировщик хватало трех-четырех попаданий, при этом вражеские самолёты часто взрывались или разлетались на куски..
  • Из-за смещения назад центра тяжести, самолёт получился исключительно манёвренным, совершая полный разворот всего за 19 секунд, что являлось очень высоким результатом, позволявшим получить в бою большое преимущество. На машине можно было выполнять почти все фигуры высшего пилотажа, что особенно высоко ценилось советскими лётчиками, так как на советско-германском фронте зачастую велись манёвренные воздушные бои, являвшиеся редкостью на западе.
  • Поскольку двигатель располагался в средней части фюзеляжа, «Аэрокобра» имела оптимальную аэродинамическую форму носовой части, в результате чего значительно снижалось лобовое сопротивление. Это позволило без повышения мощности двигателя заметно увеличить скорость и манёвренность самолёта. На истребителях с передним расположением мотора передняя часть фюзеляжа неизбежно становилась достаточно широкой, что снижало указанные качества. В результате «Аэрокобра» обладала несколько лучшими лётными характеристиками, чем самолёты с более мощными, но расположенными впереди двигателями (исключение Як-3).
  • Двигатель за кабиной являлся дополнительной защитой для лётчика при атаках в заднюю полусферу.
  • На «Аэрокобре» было установлено шасси с передней стойкой, что из-за недостатка места не представлялось возможным на истребителях с передним расположением двигателя. В итоге значительно улучшался обзор, поскольку нос машины стал более компактным, кабина оказалась вынесена вперед и крылья меньше мешали наблюдению за нижней полусферой. Значительно проще стала и рулёжка на земле в сравнении с другими самолётами того времени, имевшими хвостовое колесо, когда лётчик из-за поднятого носа ничего не видел впереди, и самолёт всегда встречал и сопровождал техник, показывая пилоту, куда двигаться.
  • Благодаря расположению шасси спереди, улучшилась проходимость самолёта по грунту и почти исчезла опасность капотирования, что в ряде случаев позволяло летать с раскисших и заснеженных аэродромов. Более безопасным становился взлёт при сильном боковом ветре. Эти качества не являлись особо актуальными для западных союзников, летавших, в основном, со стационарных аэродромов с твёрдым покрытием, но для советской авиации, работавшей всю войну с грунтовых площадок, было несомненным достоинством.
  • Еще одним важным достоинством самолета являлось высокое качество изготовления как самой машины, так и установленного на ней оборудования. Прочная конструкция «Аэрокобры» позволяла выдерживать при маневрировании большие нагрузки; хорошая технологичность при обслуживании обеспечивала легкий доступ ко всем механизмам, упрощая работу технического персонала. Отечественные самолёты в этом плане зачастую были хуже и механикам приходилось долго разбирать машину, прежде чем им удавалось добраться до места ремонта. Качественная рация позволяла легко установить связь, по воспоминаниям лётчиков, рация на «Аэрокобре» работала как «городской телефон».

Модификации P-39

  • В 1941-1942 гг. производство было сосредоточено на вариантах P-39D-1, D-2, D-3 и D-4. Все они могли нести под фюзеляжем подвесной бензобак вместимостью 284 л или бомбу калибра 227 кг. На них были установлены соответственно – форкиль и 20-мм пушка М-1, двигатель V-1710-63 (мощностью 1325 л.с.), бронированные водяные и маслорадиаторы (как и на первых самолетах серии D), две фотокамеры в хвостовой части фюзеляжа. Остались такие недостатки, как отсутствие обогрева пулеметов на большой высоте и выброс масла из редуктора пропеллера на фонарь кабины.
  • На Р-39Е испытывалось крыло с ламинарным обтеканием, которое затем было использовано на Р-63 “Кингкобра”.
  • Вариант P-39F, построенный в 229 экземплярах, имел пропеллер “Аэропродактс” (вместо “Кертисс”) и выхлопное устройство с 12 патрубками, впервые введенное на Р-400.
  • Варианты G/H/I не строились, однако существовало 25 экземпляров модификации P-39J, в основном подобной варианту F, но с автоматическим регулированием давления наддува двигателя.
  • Было поставлено 210 Р-39К и 250 P-39-L, заказанных как модификация G, но с небольшими отличиями и с двигателем Dash-63 мощностью 1325 л.с. (988 кВт).
  • Следующие 240 экземпляров заказанной серии G строились как Р-39М с двигателем; обеспечивающим лучшие высотные характеристики, но с худшими характеристиками на малых высотах.
  • Первой по-настоящему массовой модификацией стал Р-39N (выпущено 2095 машин). Почти все они были направлены в Советский Союз, где пользовались популярностью вследствие надежности конструкции и способности возвращаться после получения множественных боевых повреждений. Большинство машин имело четыре крыльевых топливных 6ака, поставвляемых в качестве дополнительного набора. Если большая дальность полета не требовалась, можно было соответственно улучшить летные характеристики на малой высоте. Задняя бронеплита была заменена гнутым бронестеклом, и в целом взлетная масса самолета была снижена с 4128 до 3969кг.
  • Основным серийным вариантом стал P-39Q (выпущено 4095). При этом общий выпуск «Аэрокобр» достиг 9558 самолетов. На подварианте (Q-1) вместо четырех крыльевых пулеметов были установлены два 12,7-мм пулемета в подкрыльевых гондолах. Запас топлива и вес бронирования оставались в прежних пределах, но некоторые подварианты имели четырехлопастные винты. Начиная с подварианта Q-20, крыльевые пулеметы зачастую не устанавливались: советские специалисты считали наличие одной 37-мм пушки и двух 12,7-мм пулелеметов достаточным и больше ценили некоторый прирост летных характеристик и маневренности.

Тактико-технические характеристики


Bell P-39D Airacobra

Приведены характеристики, полученные на испытаниях самолёта модификации P-39D в СССР.

Bell P-39 Aircobra. Ночная стрельба «из всех стволов»

Источник данных: Бакурский, 1991, стр. 6; Котельников, 2009, стр. 38-44.

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина

    с пушкой: 9,58 м

    : 9,159 м

  • Размах крыла: 10,363 м
  • Высота: 3,78 м
  • Площадь крыла: 19,86 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 5,35
  • Профиль крыла: NACA-0015 – корень крыла, NACA-23009 – законцовки
  • База шасси: 3,04 м
  • Колея шасси: 3,454 м
  • Масса пустого: 2642 кг
  • Нормальная взлётная масса: 3556 кг
  • Объём топливных баков: 455 л
  • Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения Allison V-1710-35
  • Мощность двигателей: 1 × 1150 л. с. (1 × 846 кВт)
  • Воздушный винт: трёхлопастной «Curtiss»
  • Диаметр винта: 3,16 м
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость:  
    • у земли: 493 км/ч
    • на высоте: 585 на 4200 м
  • Крейсерская скорость: 528 км/ч
  • Посадочная скорость: 145 км/ч
  • Практическая дальность: 993 км (на 550 м)
  • Продолжительность полёта: 3,65 ч
  • Практический потолок: 9600 м
  • Длина разбега: 300 м
  • Длина пробега: 350 м 
  • Время / радиус виража: 19 с / 253 м
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  
    • 1 × 37 мм пушка M4 с 30 патронами или
    • 1 × 20 мм пушка M1 с 60 патронами (D-1, D-2)
    • 2 × 12,7 мм пулемётов M2 по 270 патр. (на D-2 по 200) каждый в носовой части фюзеляжа
    • 4 × 7,62 мм пулемётов по 1000 патр. каждый в крыле
  • Бомбы: 1 × до 272 кг
  • Подвесные топливные баки: 1 × 283 л или 566 л под фюзеляжем

Крыло

 Думали фюзеляжем ограничились все косяки? Не тут-то было. Самым проблемным и видимым недостатком по геометрии является крыло. Если его размеры в норме, то вот его профиль просто ужасен. Непомерно толстые задние кромки, передняя кромка в форме «валенка», толстые и тупые законцовки крыла, излишне выпуклая нижняя поверхность крыла. Также есть подозрения на толщину крыла – она больше нужного. На сколько именно – не измерял. Число нервюр на элеронах больше, чем в реальности – в модели 13, а не 9. Расшивка на крыле неверная. В общем, «пилите, Шура, пилите». Если задние кромки можно сточить вместе с неточной имитацией провиса полотна на элеронах, то вот профиль крыла и переднюю кромку сложно исправить. Странно, как можно было в XXI веке сделать модель с косяками, присущими моделям 60-80-х годов XX века.

На вооружении

Bell Airacobra Mk.I 601-й эскадрильи ВВС Великобритании, 1941

Австралия Австралия

Королевские военно-воздушные силы Австралии

Великобритания Великобритания
  • Королевские военно-воздушные силы
  • Королевский военно-морской флот
Королевство Италия

Королевские военно-воздушные силы Италии — 170 Bell P-39 Airacobra

Италия Италия

Военно-воздушные силы Италии — 102 оставшихся Bell P-39 Airacobra, в 1950 году закончили эксплуатацию.

Польша Польша

Воздушные силы Польши — 1 самолёт Bell P-39 Airacobra, персональный самолёт командующего ВВС Польши генерал-полковника авиации Ф. Полынина

Португалия Португалия

Военно-воздушные силы Португалии — «Эскадрилья Аэрокобра» (позднее «Эскадрилья № 4»)

СССР СССР
  • Военно-воздушные силы СССР
  • Военно-морской флот СССР
  • Авиация ПВО СССР
США США

Военно-воздушные силы США

Франция Франция

Военно-воздушные силы Франции

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий