М-50 – стратегическая лебединая песня КБ Мясищева

Альтернативный М-17 (ДСБ-17)

Предположим, что ДСБ-17 с 4 ТРД Jumo 004 был принят на вооружение ВВС СССР как М-17, допустим в начале 1947 года. Слабым местом остается двигательная группа и, как следствие, не самая выдающаяся скорость самолета – 805 км/час (ну, как для 1947 года).

Положение с авиационными ТРД существенно улучшилось после приобретения в 1947-м у Великобритании двигателей «Дервент-V» и «Нин-1» фирмы «Роллс-Ройс», запущенных в серию под названием РД-500 и РД-45. «Дервент-V» имел центробежный компрессор и одноступенчатую турбину. Двигатель развивал статическую тягу 1600 кгс при 14 700 об/мин. «Нин-1» являлся разновидностью своего предшественника, но отличался двухсторонним компрессором. Его тягу удалось довести до 2272 кгс при 12 400 об/мин, а удельный расход топлива до 1,08 кг/кгс×ч, при массе 727 кг.

Конструкция самолета предусматривала возможность замены четырех двигателей типа ЮМО-004 на два боле мощных двигателя РД-500 или РД-45 или отечественных двигателя конструкции А.А. Люльки (для сравнения: двигатель ТР-2 (экспериментальный экземпляр) — тяга 1885 кг, двигатель ТР-1А — тяга 1500 кг, двигатель ТР-1 -тяга 1300 кг.)

Установим на М-17, допустим, 2×РД-500 «Дервент-V» . И что получим? Установка этих двигателей улучшала аэродинамическую компоновку и уменьшала полетный вес самолета, обеспечивала снижение разбега до 150 м и увеличение максимальной скорости до 820 км/час. Повысятся и остальные ЛТХ. Дальность самолета, как показали расчеты, должна увеличиться на 200 км.

Установка 2 х РД-45 «Нин-1» увеличила максимальную скорость до 850 км/час.

Самолет

ДСБ-17

ДСБ-17

ДСБ-17

Ил-22

Су-10

Ил-28

Год

1945

1946

1947

1947

1948

1948

Размах крыльев, м

20,80

23,1

20,60

21,45

Длина, м

16,00

21,1

19,06

17,65

Высота, м

6,25

6,56

6,70

Площадь крыла, м²

48,00

74,5

71,30

60,8

Масса, кг

    пустого самолета

9450

8280

8450

14 590

11 300

12 890

    нормальная взлетная

14 410

12 700

13 050

24 000

18 950

18 400

    максимальная взлетная

19 212

17 600

17 850

27 300

21 230

23 200

    топлива нормальная

2250

2500

2500

Тип двигателя

ТРД Jumo-004

РД-500 Дервент

РД-45 Нин

ТР-1

ТР-1

ВК-1

Тяга, кгс

4×900

2×1695

2×2230

4×940

4×1400

2×2700

Mаксимальная cкорость, км/ч

    у земли

710

725

750

657

810

    на высоте 5000 м

805

810

850

718

850

906

Время набора высоты 5000 м, мин.

9

8

7,5

Дальность полета, км

1600

1800

2100

864

2400

Практический потолок, м

11 500

12 800

13 500

11 100

12 000

12 500

Экипаж, чел.

3

3

3

4

4

3

Вооружение

23-мм пушка НС-23
задняя 20-мм пушка Б-20 или НС-23
бомбовая нагрузка до 3000 кг.

То же самое

То же самое

4×23 мм

Бомбовая нагрузка до 3000 кг

5×20

Бомбовая нагрузка до 4000 кг.

4×23

Бомбовая нагрузка до 3000 кг.

При мизерной доле риска такого прогноза (всего на год-два) вперед, наверное, можно было бы с известной точностью сделать какие-то выводы по поводу дальнейшего развития реактивных бомбардировщиков СССР среднего фронтового класса. Если взять самолеты С.В. Ильюшина, которые были созданы на той же самой опытно-производственной базе, что и ДСБ-17, и завершить сопоставление с бомбардировщиками Туполева и Сухого, то могут возникнуть естественные вопросы: являлись ли бомбардировщики Ил-22 (1947 г.) и Ил-28 (1948 г.) значительно лучшими, чем спроектированный, но не допущенный к постройке самолет В.М. Мясищева ДСБ-17? Мне кажется, что нет.

Для чего следовало давать новые ТЗ и строить переразмеренные и перетяжеленные бомбовозы Ту-14 и Су-10, если бы ДСБ-17 был построен и испытан летом 1946 г., почти одновременно с истребителями Як-15 и МиГ-9?

А в 1947 мог уже быть принят на вооружение и строиться серийно. А к моменту принятия РИ Ил-28 (1948), М-17 уже стоял бы на вооружении в сотнях штук.

А какое влияние могли оказать серийные советские бомбардировщики М-17 (ДСБ-17) на военную и политическую ситуацию в мире в 50-х годах?

М-17 наносят удар по американским авиабазам во время Корейской войны. Корея. АИ 1950 г.

Сергей Сыч

  • • Авиация и Космонавтика 1996-08 / И.Султанов — Неизвестный «Мясищев»
  • • http://www.airwar.ru/enc/bomber/rb17.html
  • • Авико Пресс. Альманах «Наши Крылья». РБ-17
  • • www.Avicopress.ru . Авиация. РБ-17
  • • Иллюстрированная энциклопедия самолетов ЭМЗ им. В.М. Мясищева
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий