Альтернативный М-17 (ДСБ-17)
Предположим, что ДСБ-17 с 4 ТРД Jumo 004 был принят на вооружение ВВС СССР как М-17, допустим в начале 1947 года. Слабым местом остается двигательная группа и, как следствие, не самая выдающаяся скорость самолета – 805 км/час (ну, как для 1947 года).
Положение с авиационными ТРД существенно улучшилось после приобретения в 1947-м у Великобритании двигателей «Дервент-V» и «Нин-1» фирмы «Роллс-Ройс», запущенных в серию под названием РД-500 и РД-45. «Дервент-V» имел центробежный компрессор и одноступенчатую турбину. Двигатель развивал статическую тягу 1600 кгс при 14 700 об/мин. «Нин-1» являлся разновидностью своего предшественника, но отличался двухсторонним компрессором. Его тягу удалось довести до 2272 кгс при 12 400 об/мин, а удельный расход топлива до 1,08 кг/кгс×ч, при массе 727 кг.
Конструкция самолета предусматривала возможность замены четырех двигателей типа ЮМО-004 на два боле мощных двигателя РД-500 или РД-45 или отечественных двигателя конструкции А.А. Люльки (для сравнения: двигатель ТР-2 (экспериментальный экземпляр) — тяга 1885 кг, двигатель ТР-1А — тяга 1500 кг, двигатель ТР-1 -тяга 1300 кг.)
Установим на М-17, допустим, 2×РД-500 «Дервент-V» . И что получим? Установка этих двигателей улучшала аэродинамическую компоновку и уменьшала полетный вес самолета, обеспечивала снижение разбега до 150 м и увеличение максимальной скорости до 820 км/час. Повысятся и остальные ЛТХ. Дальность самолета, как показали расчеты, должна увеличиться на 200 км.
Установка 2 х РД-45 «Нин-1» увеличила максимальную скорость до 850 км/час.
Самолет | ДСБ-17 | ДСБ-17 | ДСБ-17 | Ил-22 | Су-10 | Ил-28 |
Год | 1945 | 1946 | 1947 | 1947 | 1948 | 1948 |
Размах крыльев, м | 20,80 | 23,1 | 20,60 | 21,45 | ||
Длина, м | 16,00 | 21,1 | 19,06 | 17,65 | ||
Высота, м | 6,25 | 6,56 | 6,70 | |||
Площадь крыла, м² | 48,00 | 74,5 | 71,30 | 60,8 | ||
Масса, кг | ||||||
пустого самолета | 9450 | 8280 | 8450 | 14 590 | 11 300 | 12 890 |
нормальная взлетная | 14 410 | 12 700 | 13 050 | 24 000 | 18 950 | 18 400 |
максимальная взлетная | 19 212 | 17 600 | 17 850 | 27 300 | 21 230 | 23 200 |
топлива нормальная | 2250 | 2500 | 2500 | |||
Тип двигателя | ТРД Jumo-004 | РД-500 Дервент | РД-45 Нин | ТР-1 | ТР-1 | ВК-1 |
Тяга, кгс | 4×900 | 2×1695 | 2×2230 | 4×940 | 4×1400 | 2×2700 |
Mаксимальная cкорость, км/ч | ||||||
у земли | 710 | 725 | 750 | 657 | 810 | |
на высоте 5000 м | 805 | 810 | 850 | 718 | 850 | 906 |
Время набора высоты 5000 м, мин. | 9 | 8 | 7,5 | |||
Дальность полета, км | 1600 | 1800 | 2100 | 864 | 2400 | |
Практический потолок, м | 11 500 | 12 800 | 13 500 | 11 100 | 12 000 | 12 500 |
Экипаж, чел. | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Вооружение | 23-мм пушка НС-23 | То же самое | То же самое | 4×23 мм Бомбовая нагрузка до 3000 кг | 5×20 Бомбовая нагрузка до 4000 кг. | 4×23 Бомбовая нагрузка до 3000 кг. |
При мизерной доле риска такого прогноза (всего на год-два) вперед, наверное, можно было бы с известной точностью сделать какие-то выводы по поводу дальнейшего развития реактивных бомбардировщиков СССР среднего фронтового класса. Если взять самолеты С.В. Ильюшина, которые были созданы на той же самой опытно-производственной базе, что и ДСБ-17, и завершить сопоставление с бомбардировщиками Туполева и Сухого, то могут возникнуть естественные вопросы: являлись ли бомбардировщики Ил-22 (1947 г.) и Ил-28 (1948 г.) значительно лучшими, чем спроектированный, но не допущенный к постройке самолет В.М. Мясищева ДСБ-17? Мне кажется, что нет.
Для чего следовало давать новые ТЗ и строить переразмеренные и перетяжеленные бомбовозы Ту-14 и Су-10, если бы ДСБ-17 был построен и испытан летом 1946 г., почти одновременно с истребителями Як-15 и МиГ-9?
А в 1947 мог уже быть принят на вооружение и строиться серийно. А к моменту принятия РИ Ил-28 (1948), М-17 уже стоял бы на вооружении в сотнях штук.
А какое влияние могли оказать серийные советские бомбардировщики М-17 (ДСБ-17) на военную и политическую ситуацию в мире в 50-х годах?
М-17 наносят удар по американским авиабазам во время Корейской войны. Корея. АИ 1950 г.
Сергей Сыч
- • Авиация и Космонавтика 1996-08 / И.Султанов — Неизвестный «Мясищев»
- • http://www.airwar.ru/enc/bomber/rb17.html
- • Авико Пресс. Альманах «Наши Крылья». РБ-17
- • www.Avicopress.ru . Авиация. РБ-17
- • Иллюстрированная энциклопедия самолетов ЭМЗ им. В.М. Мясищева