Поиск

Летающая лодка «Каталина» – морской труженик

Обзор

А теперь перейдем непосредственно к обзору модели #2123 Academy 1/72 Consolidated PBY-5 Catalina без траты времени на словоблудные вступления и исторические справки. Упаковка модели из плотного белого картона и за ее содержимое можно не беспокоиться. Все литники и декаль запаяны в пакеты. Всего в коробке имеется 5 литников из серого пластика, 1 литник из прозрачного пластика, 1 литник из полиэтилена, декаль, инструкция и вроде клей в тюбике, который сразу отправился по своему назначению в мусорку. Всего – 111 деталей из серого пластика, 14 из прозрачного и 4 пневматика колес основных стоек из полиэтилена. Так как на момент обзора модель уже находилась в постройке, то сделать фото литников в исходном состоянии было невозможно. Пришлось довольствоваться чем есть.

Инструкция стандартная для Academy – ничего интересного и впечатляющего. Цвета, указанные в инструкции лучше сверять с другими более надежными источниками (Squadron Signal Walkaround PBY Catalina).

Антенны

Прилагающиеся к модели приемные и передающие антенны радара бесполезны. Многие PBY-5 до середины 1942 г. не несли радар. А в варианте окраски 1940 г. таких радаров на Каталинах вообще не было. В 1941 г. встречались Каталины PBY-5 с радаром ASV раннего типа с частоколом антенн на бортах фюзеляжа. Но такого варианта в модели нет и не факт, что он был в 1940-м. Отсутствуют точки крепления высокочастотных антенн и антенны MHF. Сами приемные и передающие антенны радара сделаны грубовато. На фото показано сравнение этих антенн с антеннами из травления Eduard и прототипом. Трубка Пито сделана более-менее ничего.

Декаль

Декаль типичного для ранней Academy качества – толстая и жесткая. При переводе на модель будет нещадно блестеть и отваливаться. Сама декаль небогата – только о/з, б/н, приборка да черные полоски на киль, стабилизаторы и верхнюю поверхность крыла. Приборка, данная в декали довольно убога и напоминает реальную лишь отдаленно. Декаль прилагается на один единственный вариант: Consolidated PBY-5 Catalina, 14-P-11, bu.no. 8891, VP-14, Kaneohe circa 1940
Этот самолет базировался на авиабазе в Канеохэ, о. Оаху, Гавайские острова в начале 40-х годов. Самолет был уничтожен во время атаки японской авиации на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. Более подробно про судьбу Каталин Перл-Харбора – здесь  и здесь.
По поводу заводских номеров есть разногласия, некоторые источники утверждают что это был 2291, некоторые 2357. В интернете есть несколько фотографий этой Каталины. Первая датирована концом 30-х годов и снята в NAS Corpus Christi, Texas. Вторая датирована 1940 г. Есть еще раскрашенное фото, снятое там же где и второе.
По первой фото сразу видны огрехи декали:

  • вертикальная полоса на киле очень узкая
  • надпись 14-Р-11 в инструкции неверно позиционирована
  • нет эмблемы эскадрильи
  • надпись US NAVY на хвосте в декали мелкая и не идет ни в какое сравнение с фото
  • передние кромки киля и стабилизаторов необходимо окрасить в черный
  • в черный необходимо окрасить брызговики
  • верх фюзеляжа между носовой турелью и остеклением кабины пилотов на фото окрашен черным (показано на примере другой Каталины)

На момент нападения на Перл-Харбор Каталина была окрашена в Blue Gray/Light Gray.

«Каталины» в СССР

Лицензионная копия под названием ГСТ (Гидро-Самолёт Транспортный) выпускалась в Таганроге. С января 1939 года и по октябрь 1941 года было выпущено 27 самолётов, 11 из которых базировалось в Севастополе до конца обороны Крыма. По непроверенным данным, один ГСТ в штате 16-го транспортного авиационного отряда Северного флота дожил до конца войны.

По ленд-лизу в 1944-45 гг было поставлено 137 PBN-1 и 48 PBY-6А (возможно, и некоторое количество PBY-5А — 20?), все они документально именовались КМ-1. В послевоенное время на некоторые «Каталины», в связи с невозможностью закупки родных американских двигателей, устанавливали отечественные АШ-82, такие самолёты получили обозначение КМ-2.

Поступление американских летающих лодок на действующие флоты началось летом 1944 года, первоначально на Северный флот через Атлантику, затем на Тихоокеанский через Берингов пролив. Для Черноморского флота и полярной авиации Главсевморпути было выделено 59 машин. Перегонка выполнялась через Бразилию, Марокко, Ирак в Баку, а оттуда в Севастополь. Последняя партия (28 машин) была перегнана в Москву с 23 июня по 21 августа 1945 года.

Самолёты поступали на вооружение в 118-й разведывательный, 44-й, 53-й и 54-й смешанные авиационные полки, а также в 20-ю отдельную авиационную эскадрилью Северного флота, где использовались для воздушной разведки, поиска подводных лодок, а также поисково-спасательных работ. Наиболее известным случаем стало спасение команды и пассажиров с потопленного немецкой подводной лодкой транспорта «Марина Раскова» и экипажей тральщиков Т-114 и Т-118 (всего спасено 73 человека)

В составе Балтийского флота Каталины поступали на вооружение 29-й отдельной авиационной эскадрильи, где использовались. преимущественно в качестве поисково-спасательных.

На Черном море «Каталины» поступили в 18-ю отдельную авиационную эскадрилью, специализировавшуюся на задачах противолодочной обороны. Самолёты не использовались для поиска ПЛ, но применялись для транспортных перевозок и также в качестве поисково-спасательных.

Всего к 9 мая 1945 года ВВС западных флотов насчитывали 107 PBN-1, что составило 73% их самолетного парка гидроавиации. Тихоокеанский флот получил к началу войны с Японией 49 PBN-1 и 21 PBY-6A. Новой техникой был полностью переоснащен 16-й разведывательный авиаполк, а 48-й и 117-й полки закончили перевооружение уже после начала боевых действий. Летающие лодки на Дальнем Востоке решали те же задачи, что и на западных театрах.

Летающая лодка «Каталина» по своим летным характеристикам и, особенно, по бортовому радио- и приборному оборудованию являлась наиболее современным гидросамолетом в советской морской авиации.

«Каталины» использовались на Черноморском флоте СССР вплоть до 1955-56 годов в составе 30-го ОДРАП на аэродроме Саки. Лётчики, летавшие на них, отзывались о технике очень хорошо. Впоследствии самолёты были списаны и разобраны.[источник не указан 308 дней]

Советы осваивают американскую летающую лодку

Переработка чертежей и прочей технической документации, а также руководство запуском в серию были поручены ОКБ Георгия Михайловича Бериева. Серийное производство планировалось наладить на Таганрогском авиазаводе № 31.

В феврале 1937 года для ознакомления с производством и приемки документации и оборудования группа специалистов завода и КБ была командирована на завод в Сан-Диего (США), на котором выпускался гидросамолет PBY-1. Много времени заняли перевод документации на русский язык и пересчет дюймовых размеров в метрическую систему.

Вскоре, согласно контракту, для ознакомления технического персонала ОКБ и завода с конструкцией и технологией производства PBY-1 в СССР прибыло 40 специалистов фирмы. Они принимали участие в приемке и технологической оснастке закупленного оборудования, проверяли комплектность и качество узлов и деталей. Техническая помощь американских инженеров позволила быстро освоить новую технологию и приступить к серийному производству.

В мае 1938 года была построена первая лодка с американскими двигателями «Райт Циклон» GR-1820-G3. 3 июня начались заводские испытания. Самолет легко взлетал, набирал высоту выполнял горизонтальный полет, виражи, развороты, спираль и планирование. На всех эксплуатационных режимах полета машина обладала хорошей устойчивостью, что позволяло быстро освоить ее.

В январе 1939 года началась серийная постройка летающей лодки под обозначением ГСТ (гидросамолет транспортный). В отличие от американского прототипа, модификации ГСТ оснащались различными двигателями отечественного производства. Стрелковое вооружение включало четыре подвижных установки пулеметов ШКАС.

транспортный гидросамолет ГСТ

История создания

В начале 30-х годов американская фирма «Консолидейтед Эйркрафт» начала разработку нового патрульного бомбардировщика для перехвата морских конвоев в случае войны на Тихом океане. Руководил работами инженер Айзек Лэддон. Предыдущая летающая лодка фирмы – P2Y – оказалась для этой роли неподходящей.

Опытный самолёт XP3Y совершил первый полёт в марте 1935 года и сразу же был передан для испытаний флоту. Прототип настолько превзошёл предшественников по лётным качествам, что уже осенью его вернули для переоборудования в бомбардировщик, а через год самолёты PBY-1 получила первая эскадрилья.

Последующие «номерные» модификации самолёта, вплоть до PBY-4, отличались друг от друга в основном возрастающей мощностью двигателей. На поздних модификациях PBY-4 вместо небольших окон в хвостовых люках применили крупные выпуклые блистеры. На серии PBY-5 блистеры стали стандартными. Эта серия, выпускавшаяся с 1940 по 1943 год, стала первой действительно массовой.

Но ещё больше произвели амфибий PBY-5A, оснащенных трёхстоечным убирающимся шасси и протектированными баками. Последняя серия, PBY-6A, оснащалась радаром. Изменения, как правило, вносились по результатам боевого применения. Например, попытки использовать PBY-4 в качестве бомбардировщиков выявили их высокую уязвимость. Так и появились защищённые баки и броня.

Морская авиационная фабрика в Филадельфии производила существенно модифицированный самолёт, официально названный PBN-1 Nomad. С помощью дополнительных баков увеличили дальность, усилили крыло, изменили корпус. Большая часть «Кочевников» откочевала по программе ленд-лиза в Советский Союз, но некоторые изменения, в частности, изменённый хвост, применили и на PBY-6A.

Согласно первой, он договорился о закупке трёх самолётов, находясь с визитом в США. По другой, «Каталину» спешно арендовали для поисков пропавшего самолёта Леваневского в 1937 году. Так или иначе, в 1939 году в Советском Союзе наладили выпуск летающих лодок по лицензии.

Им присвоили обозначение «ГСТ» (гидросамолёт транспортный). Однако из-за сложной и трудоёмкой в производстве конструкции сборку довольно быстро прекратили. Эксплуатировались ГСТ в основном полярной авиацией. После нападения Германии на СССР из-за прекращения выпуска новые, но уже знакомые лётчикам «Каталины» серий PBY-5A и PBY-6A поставлялись по ленд-лизу.

Лётно-технические характеристики летающих лодок Consolidated Catalina

ХарактеристикаPBY-1PBY-2PBY-3PBY-4PBY-5PBY-5APBY-6APBN-1ГСТ
ДвигателиПратт энд Уитни R-1830-64Пратт энд Уитни R-1830-64Пратт энд Уитни R-1830-66Пратт энд Уитни R-1830-72Пратт энд Уитни R-1830-92Пратт энд Уитни R-1830-92Пратт энд Уитни R-1830-92Пратт энд Уитни R-1830-92М-62ИР
мощность, л.с.9009001000105012001200120012001000
Размах крыла, м.31,7
Длина самолёта, м.20,6720,6720,6720,6719,4719,4719,4719,4720,68
Площадь крыла, м.кв.130
Масса пустого самолёта, кг.646066007500760084609485973587456670
Масса взлётная, кг.986012200138001510016065156851652512000
Скорость максимальная, км/ч283284305315320286284297329
Практический потолок, м.637064307435734565854480440046005500
Дальность полёта, км.338534103480331045604070405541454500

Летющие лодки Бериева – лидеры гидроавиации мира

После войны начался расцвет КБ Бериева. Очень удачные конструкции летающих лодок Бе-6 были приняты на вооружение морской авиации ВМФ СССР. Бе-6, о котором мы писали в начале, стал предтечей модели Бе-12, которая, представьте, стоит на вооружении морской авиации и в наши дни. Уникальная конструкция Бе-6 и Бе-12 «Чайка» обеспечивает самолету феноменальную дальность полёта, высокую прочность и устойчивость на воде. Самолет имеет 19 модификаций: от разведчика и противолодочного до десантного самолета для 40 солдат с полным вооружением. За время эксплуатации Бе-12  установил 42(!) мировых рекорда.

Летающая лодка Бе-6

Отдельно следует упомянуть разработки реактивных самолетов: опытный Р-1 создал задел для серийного реактивного гидросамолета. Первый из них – Бе-10 стал рекордсменом, установив 12 мировых рекордов. Он произвел фурор в мировой гидроавиации.

Георгий Бериев, в силу возраста, отошел от дел в 1968 году и долгое время занимался теоретическими вопросами гидроавиации в СССР. За это время под руководством нового главного инженера Таганрогского КБ Бериева, А.К. Константинова, были созданы замечательные в своем классе машины А-50 ДРЛО и Ту-142МР.

Летающая лодка Бе-12 «Чайка»

Но подлинной жемчужиной работы всего КБ Бериева, или, как оно называется в наши дни, ТАНТК имени Г.М. Бериева стал совершивший свой первый полет в 1986 году новый рекордсмен – гидросамолет А-40 «Альбатрос». Обладающий набором уникальных характеристик, А-40 установил 126 (!) мировых рекордов. Он принес отечественной гидроавиации звание первой в мире и недостижимой для конкурентов. К сожалению, в связи с распадом СССР, производство и эксплуатация А-40 для вооруженных сил свернулись.

Второе рождение «Альбатроса» произошло в 2008 году в лице уже гражданского, известного на весь мир, летающего спасателя Бе-200. Способный выбросить на одной заправке топливом до 270 тонн воды на место пожара, причем без посадки, в глиссирующем режиме,  набирая воду, Бе-200 просто не имеет аналогов в мире. В медицинском варианте самолет может перевозить до 54 пациентов на носилках. И всё это при возможности посадки как на сушу, так и на воду, даже в сильную качку.

Реактивная летающая лодка А-40 «Альбатрос»

Фюзеляж

Начнем с геометрии. В целом все очень хорошо. Единственные замечания возникли к зализу киля, линия которого не совсем совпала с линией чертежа и к зализу между задней кромкой крыла и фюзеляжем, который по форме довольно сильно отличается (это заметно уже при сравнении с фотографиями). Еще хвостовая часть сужается ровно, а не с плавным изогнутым переходом, как на чертеже. Все отличия продемонстрированы на фото. Самый заметный косяк – зализ крыла, но исправить его несложно. Остального не видно на готовой модели.
Сечения и обводы модели не проверял. Не факт что верные, но и не исправимые, если они действительно неверные. Форма редана и подводной части фюзеляжа в норме. Можно придраться к толщине задней кромки киля. На киле нет тяги триммера, а вырез в руле направления меньше нужного по длине. Уступ на передней кромке зализа крыла несколько иной формы.

Летающие лодки: рекордсмены, труженики войны и тыла

До организации нового КБ в Таганроге на его месте находился «номерной» завод № 31, который выпускал летающие лодки-амфибии конструкции нашего талантливого инженера В.Б. Шаврова – Ш-1 (прототип) и серийные Ш-2 и её модификации. С 1929 года было произведено около 1200 таких лодок, но для нужд Советского Союза этого было явно недостаточно.

Георгий Михайлович Бериев

Всё изменилось с приходом на пост главного конструктора нового ЦКБ МС Георгия Бериева. Бурная энергия молодого главного инженера и коллектива КБ и завода № 31 быстро дала свои плоды. На свет появились несколько образцов уникальных самолетов. Некоторые из которых, такие как катапультные КОР-1 и КОР-2 для боевых кораблей и МБР-2 (гражданский вариант – МП-1 и МП-1Т), стали рабочими лошадками отечественной довоенной гидроавиации. На самолете МП П.Осипенко, М.Раскова и другие наши лётчицы и лётчики установили немало мировых рекордов.

В годы Великой Отечественной войны КБ Бериева занималось перспективными разработками и поиском новых конструкторских решений, что дало хороший результат в послевоенные годы. А мощности самого завода № 31 использовались для постройки купленного по лицензии у США в 1937 году очень удачного самолета PBY, известного как «Каталина», с отечественными двигателями.

Летающая лодка на подводных крыльях Бе-8

Гидросамолеты были очень востребованы в годы Второй мировой войны на всех театрах военных действий как разведчики. Нашли они и новую для себя роль – борьбы с подводными лодками. Здесь отличилась упомянутая нами «Каталина» и британский тяжеловес Шорт Сандерленд.

Афтемаркет

Афтемаркета довольно много и я приведу его как для моделей PBY-5 так и для амфибий PBY-5A.Смола:

Двигатели Vector 72004 Pratt & Whitney R-1830

Двигатели Aires 7060 Pratt & Whitney R-1830 late version. Сделаны еще красивее, чем Vector при минимальной разнице в стоимости.

Двигатели Quickboost 72056 Consolidated PBY-1/5 Catalina engines – безделушка, Aires и Вектор лучше.

Двигатели Aeroclub Models E043 14 cyl. Pratt & Whitney 1830 Twin Wasp for Catalina – низкое качество литья.

  • Капоты Quickboost 72007 Consolidated PBY-5 corrected cowlings. Бесполезная безделушка.
  • Лопасти винтов Quickboost 72006 Consolidated PBY-5 Catalina propeller x 2 – даются винты с более широкими лопастями позднего типа.

Kora 7220 JATO rockets for Consolidated PBY-5A Catalina с травлением

Red Roo 72122 Catalina Fishtail exhaust

True Details 72037 PBY-5A Catalina wheels

Травление и маски

Eduard CX115 PBY-5 Catalina paint masks

Eduard XS189 Express Mask PBY-5 Catalina

  • Eduard 72242 PBY-5A Catalina – неполное, но полезное травление. Обзор травления.
  • Platz M72X-04 PBY-5A Catalina – окрашенная копия травления Eduard

Декали

Aerocalcas Argentinas 7216 PBY-5 Catalina, MB326, S55 (Armada Argentina)

Aussie Decals 72021 PBY-5 Catalina (RAAF)

Draw Decals PBY-5 Catalina (Always)

Dutch Decal 72068 Martin WH-1, Consolidated PBY-5/A, DH-85, DB-7B, Brewster B- 340, Dorner Do 215B, STM Ryan, Fokker D.XXIII

FCM Decals 7206 Brazil PBY-5A, T-37, P-47D, Tiger Moth

FCM Decals 7208 Brazil B-25B/J, PBY-5, EMB-326, T-6G, ND-622, Breguet XIX

Flevodecals 72013 “Royal Netherlands Navy Pt. II” (Grumman TBM-3E Avenger, Harvard, Catalina, Oxford, Beech TC-45J, Fokker S-11)

Isra decal IAF-75 Israeli Air Force B17G Flying Fortress, PBY-5A Catalina and Bristol Beaufighter

MAV Decals 720193 SAAF PBY-5 Catalina

Model Alliance 72198 WWII Coastal Command Pt 1

  • Moria Aranid 1/72 Catalina MKII (SAAF)
  • PD Decals 72019 PBY-5 Catalinas (RAAF,US Navy)
  • Renaissance Flight 72005 PBY-5 Canso Catalina “Princesse des etoiles” Okavango conversion

Vingtor Decals 72007 PBY-5 Catalina MKi/IV (333sq RAF Norway)

Whiskey Jack Decals 72030 PBY-5A Canso (Canadian Pacific Airlines)

История появления гидросамолета ГСТ

Все знают о выдающихся успехах советских авиаторов 30-х годов 20 века, недаром даже звание Героя СССР изначально утвердили специально для награждения летчиков – покорителей пятого океана. Однако несмотря на то, что военный воздушный флот Советского Союза был одним из самых передовых, стране реально не хватало пассажирских самолетов и т.н. «летающих лодок» — самолетов морского базирования.

Желая изучить опыт зарубежного самолетостроения в этой области, в 1936 году было принято решение закупить несколько образцов иностранных гидросамолетов. В 1937 году с американской фирмой «Consolidated» был заключен договор о приобретении лицензии на производство новейшей летающей лодки PBY-1. Она была предназначена для ведения разведки в открытом море, максимальная продолжительность её полета составляла до 30 ч., по других характеристикам это также был один из лучших представителей в своем классе.

Первые образцы

Разнообразные гидропланы, самолеты амфибии и лодки-самолеты занимали умы инженеров и конструкторов в разных странах ещё на заре развития авиации. До Первой мировой войны это были скорее спортивные и экспериментальные разработки. Но уже в ходе боевых действий выяснилось, что самолеты морского базирования – отличные разведчики, которые в тесной связке с тяжелыми кораблями образуют идеальное сочетание «тяжелой руки» корабельной артиллерии, и внимательные глаза морской разведки.

Летающая лодка Шаврова – Ш-2

Изначально гидропланы представляли собой сухопутные самолеты на поплавках. Затем стали появляться специализированные модели. Кстати, первый полноценный самолет-лодка был создан нашим соотечественником, талантливым инженером Д.П. Григоровичем, в 1912 году.

Самолеты-лодки Григоровича моделей М очень помогли русскому Балтийскому флоту в годы Первой мировой войны, особо выделились модели М-5 и М-9. Был создан и особый гидроавианосец – «Орлица».

Летающая лодка МБР-2

После тяжелых для нашей страны революционных событий и Гражданской войны наступает не очень благоприятное время для развития отечественной гидроавиации. Однако руководство страны, прекрасно осознавая большую ценность таких самолетов, начинает работы в этом направлении. Так, в 1934 году создается ЦКБ МС под руководством Георгия Бериева, самолетам которого суждено было войти в историю.

Конструкция и лётно-технические характеристики

Самолёт имел цельнометаллический фюзеляж-лодку. Пять шпангоутов с водонепроницаемыми переборками делили лодку на шесть изолированных отсека. В переборках предусматривались герметичные люки. В носу лодки находились кабины – стрелка и пилотская. В следующем отсеке были места для радиста и штурмана. Пост борттехника разместили внутри пилона, на котором устанавливалось крыло. В хвостовой части находились места наблюдателей-бортстрелков и входные люки.

К центроплану крепились съёмные консоли. На «Каталины» ставились звездообразные моторы воздушного охлаждения различных марок. Так, на PBY-5 стояли двигатели «Пратт-Уитни» R-1830 мощностью 1200 л.с. каждый. На советских машинах ГСТ обычно устанавливали М-62 мощностью по 1000л.с. а после войны – АШ-82ФН.

Сравним «Каталину» с другими довоенными летающими лодками – советским дальним морским разведчиком Че-2 (МДР-6) и немецким гидросамолётом производства «Бломунд Фосс».

PBY-5AЧе-2BV 138 С-1
Взлётный вес, кг16066720017500
Максимальная скорость, км/ч314350285
Дальность полёта, км403026504300
Потолок, м400085005000
ВооружениеПулемёты калибра 7,62 и 12,7мм, до 1800 кг бомбПулемёты калибра 7,62мм, до 500 кг бомб20мм пушки, пулемёты калибра 7,92мм и 13мм, до 300 кг бомб

Че-2, проигрывая по грузоподъемности и дальности полёта, имел лучшие скоростные качества, так что его пытались использовать даже для перехвата немецких торпедоносцев. Впоследствии конструктор самолёта Четвериков говорил, что главным достоинством «Каталины» стала именно её отличная приспособленность к эксплуатации в морских условиях.

Немецкие самолёты с тремя дизельными моторами были соперниками PBY в северных морях, ведя охоту на конвои. Им даже случалось встречаться с «Каталинами» в воздушном бою. В такой ситуации на их стороне было более мощное оборонительное вооружение. Но построено немецких летающих лодок было гораздо меньше, а до сегодняшнего дня ни одного не сохранилось.

Интерьер

Интерьер Каталины сделан примитивно. Отсутствует деталировка полов, стенок, переборок, многочисленное оборудование в кабине бортовых стрелков, нет потолочной консоли в кабине пилотов, приборка дана примитивной декалью, кресла на себя вообще не похожи. Не даны интерьеры кабин штурмана, радиста и переднего стрелка. Но это небольшая беда – через иллюминаторы они практически не видны. В общем – работы с интерьером – непаханое поле.
Приведу наглядный пример того, как выглядит этот интерьер на доработанной модели 1/48.
Я не призываю повторять такую самоубийственную доработку, просто она наглядно показывает насколько далек от истины интерьер Academy. Кое как улучшить поможет травление от Eduard.

Рекомендации

Список используемой литературы

  • Бриджмен, Леонард. «Сводный Vultee Model 28 Каталина.» Джейн Борьба Самолеты Второй мировой войны . Лондон: Студио, 1946. ISBN  1-85170-493-0 .
  • Cacutt, Len, ред. «PBY Catalina:. Ocean Patroller» Great Aircraft мира . Лондон: Маршалл Кавендиш, 1989. ISBN  1-85435-250-4 .
  • Крид, Роско. PBY: Каталина летающая лодка . Аннаполис, штат Мэриленд: ВМС США институт прессы, 1986. ISBN  0-87021-526-4 .
  • Крокер, Мел. Черные кошки и Dumbos: Борьба PBYs Второй мировой войны в . Хантингтон – Бич, Калифорния: Crocker Медиа Выражения, 2002. ISBN  0-9712901-0-5 .
  • Dorny, Луис Б. ВМС США PBY Catalina Единица войны на Тихом океане . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2007. ISBN  1-84176-911-8 .
  • Freeman, Элмер (1984). Эти ВМС Ребята и их PBY – х: Алеутское решение . Спокан, штат Вашингтон .: Kedging Publishing Co. ISBN  0-9632463-0-5 .
  • Гонт, коралловый и Роберт Cleworth. Кошки на войне: история РАФ Каталины в Азиатско – Тихоокеанском театре войны. Розвелл, Южный Уэльс , Австралия: JR Cleworth, 2000. ISBN  978-1-86408-586-0 .
  • Greenhous, Бреретон и др. Горнило войны 1939-1945: Официальная история Royal Canadian Air Force, Vol. III. Торонто: Университет Торонто Press, 1994. ISBN  978-0-8020-0574-8 .
  • Gunston, Билл (1986). Американские Военные самолеты . Нью – Йорк: Crown Publishers Inc. ISBN  0-517-61351-4 .
  • Хендри, Эндрю. Летающие кошки: Каталина самолеты во время Второй мировой войны . Аннаполис, штат Мэриленд: США военно – морской институт, 1988. ISBN  0-87021-213-3 .
  • Kinzey, Берт. PBY Catalina в деталях и масштабе . Carrollton, Техас: Squadron / Signal Publications, Inc., 2000. ISBN  1-888974-19-2 .
  • Нотт, Ричард С. Черный кот рейдеров Второй мировой войны . Аннаполис, штат Мэриленд: США военно – морской институт, 2000. ISBN  1-55750-471-7 .
  • Легг, Дэвид. Consolidated PBY Catalina: в мирное время записи . Аннаполис, штат Мэриленд: ВМС США институт прессы, 2002. ISBN  1-55750-245-5 .
  • Миллер, Натан (1997). Война на море: Военно – морская история Второй мировой войны . Нью – Йорк: Oxford University Press. ISBN  978-0-19-511038-8 .
  • Петреску, Флориан Ион и Рейли Виктория Петреску. История авиации . Stoughton, Висконсин: Книги по требованию, 2012. ISBN  978-3-84823-077-8 .
  • Ragnarsson, Рагнар. ВМС США PBY Каталина Units атлантической войны . Botley, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2006. ISBN  1-84176-910-X .
  • Scarborough, William E. PBY Catalina в действии (Aircraft номер 62) . Carrollton, Техас: Squadron / Signal Publications, Inc., 1983. ISBN  0-89747-149-0 .
  • Scarborough, William E. PBY Catalina: Прогулка по . Carrollton, Техас: Squadron / Signal Publications, Inc., 1996. ISBN  0-89747-357-4 .
  • Вагнер, Рэй. Повесть о PBY Каталина (Aero Биографии Том 1). Сан – Диего, Калифорния: Полет Классика, 1972. ISBN  978-0-911721-30-0 .

Литература

На русском

Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.

На английском

  •  (англ.) Creed, Roscoe. PBY: The Catalina Flying Boat. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1986. ISBN 0-87021-526-4.
  • Crocker, Mel. Black Cats and Dumbos: WW II’s Fighting PBYs. Crocker Media Expressions, 2002. ISBN 0-9712901-0-5.
  •  (англ.) Dorney, Louis B. US Navy PBY Catalina Units of the Pacific War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84176-911-8.
  •  (англ.) Hendrie, Andrew. Flying Cats: The Catalina Aircraft in World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 1988. ISBN 0-87021-213-3.
  •  (англ.) Kinzey, Bert. PBY Catalina in Detail & Scale. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN 1-888974-19-2.
  •  (англ.) Knott, Richard C. Black Cat Raiders of World War II. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2000. ISBN 1-55750-471-7.
  •  (англ.) Legg, David. Consolidated PBY Catalina: The Peacetime Record. Annapolis, MD: US Naval Institute Press, 2002. ISBN 1-55750-245-5.
  •  (англ.) (англ.) Ragnarsson, Ragnar. US Navy PBY Catalina Units of the Atlantic War. Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-910-X.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina in Action (Aircraft number 62). Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN 0-89747-149-0.
  •  (англ.) Scarborough, William E. PBY Catalina — Walk Around. Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-357-4.
  •  (англ.) Wagner, Ray. The Story of the PBY Catalina (Aero Biographies Volume 1). San Diego, CA: Flight Classics, 1972.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий