Поиск

Ил-112 — легкий транспортный самолет в стадии проектирования

ШАГ К ДИВЕРСИФИКАЦИИ

В производственной кооперации по Ил-112В задействовано несколько десятков предприятий, используются детали и комплектующие изделия только российского производства. Головное предприятие ВАСО занимается изготовлением отсеков фюзеляжа, крыла, оперения, мотогондол, стыковкой агрегатов, окончательной сборкой, покраской и проведением комплекса летных испытаний всех строящихся самолетов, начиная с первого летного образца. Ульяновское АО «Авиастар-СП» поставляют для Ил-112В панели фюзеляжа, люки и двери. Казанское АО «КАПО-Композит» производит тормозные щитки, интерцепторы, обтекатели рельсов закрылков, панели хвостовой части крыла, элеронов, триммеры рудей высоты и рулей направления. Самарское АО «Авиаагрегат» холдинга «Технодинамика» – стойки шасси и гидроцилиндры.

– сказал в беседе с обозревателем «КР» президент «Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенев.

Он напомнил, что еще в начале марта министр обороны Сергей Шойгу поднял вопрос о модер­низации парка Военно-транспортной авиации и создании новых транспортников.

– добавил Гутенев.

Ранее главный конструктор Ил-112В Сергей Ляшенко говорил, что машиной уже интересуются потенциальные заказчики.

– рассказывал Ляшенко.

В феврале 2019 года на авиасалоне в Бангалоре директор по маркетингу ПАО «Ил» Тамара Какушадзе сообщала, что у министерства обороны Индии есть потребность в легких транспортных самолетах, а «Ильюшин» готов создать для них на базе Ил-112В проект, предусматривающий не только локализацию, но и интеграцию производителей-комплектаторов, которые есть в Индии. Общая потребность индийской стороны в таких самолетах может достигать более ста машин, более половины – в военном исполнении.

Сколько самолетов Ил-112В в итоге закупит Минобороны России и станет ли он крупносерийным – этот вопрос пока остается открытым.

Фото предоставлены ПАО «Ил» и АО «ОДК».

Он не может возить пять тонн? Как убавить вес?

Вес — штука политическая. Кто-то говорит — толст, а кто-то — бодипозитивен. Советские Ан-26 в составе ВКС России очень даже не молоды — кому-то и за 40, а кто-то плавно движется к 50. За это время каждый проходил капремонт, что постоянно добавляло несколько сотен кило за счёт усиления стареющей конструкции, убавляя столько же в грузоподъёмности. Так что он давно возит не свои паспортные 5,5 тонн, а гораздо меньше.

С Ил-112 всё ровно наоборот — запас прочности закладывали побольше, поэтому место для манёвра есть. Военные хотели получить универсальную машину для перевозки как можно более широкой номенклатуры грузов. Добавил веса и выбор традиционного дляильюшинской» конструкторской школы Т-образного хвостового оперения — оно обеспечивает менее строгое пилотирование и повышает безопасность управления.

(Фото: Армен Гаспарян / Пресс-служба ПАОИл»)

Можно убавить вес некоторых элементов, облегчить оборудование, применить композиты в несиловых элементах. Серьёзный вес добавляет рампа в корме самолёта, нужная для удобной и быстрой погрузки-загрузки и десантирования личного состава и техники, но от этого не уйти, хотя её тоже можноподсушить». Возможно, придётся пойти на снижение дальности за счёт меньшего запаса топлива.

Всё это внедрят на следующих лётных образцах, которые обещают начать строить к концу 2019 года. Не сказать, что ситуация абсолютно рядовая, но нельзя утверждать, чтоникогда такого не было, и вот опять».

(Источник фото)

Перед одноклассниками Ил-112 выигрывает в параметрах грузовой кабины, которую удалось сделать максимально высокой для перевозки разных негабаритных грузов и даже лёгкой техники вродеУАЗа»-буханки,Нивы» с пулемётом, багги или пары-тройки квадроциклов.

Полвека в небе. И еще полвека

Сложившаяся ситуация является следствием того, что большая часть тяжелых транспортных самолетов имеет достаточно небольшой налет, а следовательно, и большой ресурс, которого хватит еще не на один десяток лет. В то же время отечественный авиапром пока не имеет в серийном производстве машин нового поколения, которые будут способны заменить стремительно устаревающие легкие и средние транспортные самолеты.

Основным тяжелым военно-транспортным самолетом в следующие 15–20 лет так и останется Ил-76МД, выпущенный еще в советское время. В настоящее время в эксплуатации ВВС РФ находятся около 90 Ил-76МД, не считая воздушных танкеров Ил-78 и платформ для самолетов ДРЛОиУ А-50. При назначенном производителем ресурсе в 30 000 часов налет строевых самолетов, массовое производство которых пришлось на 80-е годы ХХ века, колеблется в среднем диапазоне от 2500 до 3500 часов, т.е. выработка ресурса на сегодняшний день составляет 10–15%. Программа модернизации Ил-76, о которой говорят уже больше 15 лет, на сегодня представлена единственным самолетом Ил-76МД-М, совершившим первый полет в феврале 2016 года.

Авиа_3

Самолет Ил-76 во время высадки десантников

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

Попытка частично обновить парк Ил-76МД была предпринята в 2013 году, когда был подписан договор между ОАО «ОАК-ТС» и ЗАО «Авиастар-СП» на поставку 39 самолетов модернизированного проекта Ил-76МД-90А в период до 2020 года. На конец 2017 года заказчику поставлено пять единиц, из которых две единицы переданы в ТАНТК имени Бериева для переоборудования в перспективный самолет ДРЛОиУ А-100. Еще один самолет в версии Ил-78М-90А (топливозаправщик) был выкачен в ноябре 2017 года. В настоящее время на заводе «Авиастар-СП» проходит внедрение поточной бесстапельной сборки Ил-76МД-90А, ввод в эксплуатацию которой теоретически позволит ускорить серийный выпуск самолетов. Однако уже сейчас можно говорить о том, что государственный контракт на поставку 39 бортов обновленного тяжелого ВТС успешно сорван.

В то же время необходимо отметить, что при наличии почти сотни строевых Ил-76МД, ресурса которых хватит еще на 15–20 лет, нарушение сроков исполнения контракта не влечет негативных последствий для ВТА России.

Интенсификация серийного производства Ил-76МД-90А необходима в первую очередь для строительства платформ специальных версий А-100 и Ил-78М-90А.

Вопрос же о создании и производстве военно-транспортного самолета нового поколения (Ил-106/ПАК ТА) в очередной раз откладывается в далекое будущее.

Перспективы

Сложно говорить о точности прогнозов, разработку преследовали неудачи четверть столетия.

Они подвергнутся испытаниям, одна летным, вторая – ресурсным и докажет свою высокую прочность. Еще через год выпуск станет серийным и к 2020 году заказчик (Министерство обороны) в рамках проводимой государственной программы получит 62 экземпляра. Темпом работ интересуется В. Путин, что создает дополнительный стимул всей команде.

Что касается планов на 200-300 самолетов, они вполне реалистичны. АН-12 и Ан-26 должны быть списаны на протяжении 6-8 лет. Их место может занять только более совершенный ИЛ-112, который будет выполнять их функции более комфортабельно, технологично и экономно.

Других заказов пока не поступало. Впрочем, модель считается универсальной, рассматриваются возможности создания на ее основе самолетов-разведчиков, воздушные командные пункты и использовать их для радиоэлектронной борьбы. Так что у модели есть шансы получить развитие в виде модификаций и оставить о себе приятный след в самолетостроении.

История создания

Конструкторское бюро авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина занялось проектом лёгкого транспортника ещё в начале 90-х годов. Сначала разработка финансировалась из своих средств, в дальнейшем предполагалось продолжать программу на деньги, вырученные от реализации башкирской нефти. Но осуществить эти планы не удалось.

Министерство обороны РФ провело конкурс весной 2004 года на лучший лёгкий военно-транспортный самолёт и КБ им. С.В. Ильюшина победило в этом конкурсе. В 2006 году предполагалось, что Ил-112В поднимется в воздух, а в следующем 2007 будет осуществлён выпуск установочной партии.

Сборка самолёта должна была происходить на Воронежском авиапредприятии, где всё затормозилось и только к 2010 году предполагалось собрать опытную машину, а приступить к серийному изготовлению в 2011 году. Известно, что в это время министром обороны был Сердюков и его не очень волновало состояние нашего авиационного парка, поэтому финансирование прекратили и ОКБ предложили самим найти средства для продолжения проекта.

Макет Ил-112В

Лишь с приходом на должность министра Обороны Сергея Шойгу финансирование возобновилось и уже первая опытная машина будет готова в 2017 году для государственных испытаний. В 2016 году летом модель Ил-112В была испытана на флаттер и в декабре этого же года ожидается изготовление одного лётного экземпляра и одного ресурсного для испытаний на статику.

Головное предприятие, осуществляющее сборку самолёта Ил-112В – это Воронежское акционерное самолётостроительное общество, части фюзеляжа, люки и двери поставляет акционерное общество «Авиастар-СП», ответственность за изготовление двигателей ТВ7–117СТ несёт акционерное общество «Климов», а «Аэрокомпозит» снабжает деталями и узлами из композиционных материалов.

Плюсы есть, а минусы?

Ближние перспективы у модели самые радужные. Транспортный самолет Ил-112В потенциальный лидер среди аналоговых машин. Однако сколько времени это продлится, если основой стали разработки, которым уже больше 20 лет?

Не смотря на мощную рекламу, скорее всего данная модель морально устареет уже через десяток лет. Значительные вложения могут не окупить себя, если наш лидер отстанет от передовых европейских машин по характеристикам .

Уже рассматривается замена моторов на ВК-3500. Даже сейчас рассчитано, что построят не больше 300 единиц. Это во время незаконченных испытаний и скорее всего, авиационному флоту понадобится очередная модернизация, на которую, как всегда, будет не хватать средств.

И еще один момент, который может смутить. Изначально предполагалось отдать на обкатку не меньше 2-3 лет. Сегодня же сроки сократились до 1 года. Неизвестно, какие сюрпризы ожидают и в период доводки, и после передачи машины в эксплуатацию.

Обзор

Модель представляет собой моноплан – конструкцию с одной парой крыльев. В данном случае они расположены довольно высоко. Три стойки шасси находятся под корпусом (фюзеляжем). Самолет нуждается в 2-х пилотах. При перевозке пассажиров в состоянии транспортировать 44 человека, груза – 6 тонн. Для погрузки используется люк в хвостовой части. Военные ожидают, что смогут транспортировать легкие технические средства, вооружение и личный состав.

Кроме автоматической посадки на аэродромы второй и выше категории, предусмотрена ручная в пунктах без надлежащего радиотехнического обеспечения. Посадка возможна даже на автотрассы, или грунтовые полосы при необходимости.

Модель превосходит аналоги по полетным способностям в сложных климатических условиях, максимальном расстоянии и развиваемой скорости. Все детали, включая мощные современные двигатели, разработаны и произведены на российских предприятиях. При этом рабочие места пилотов эргономичны и удобны. Органы управления расположены оптимально, в кабине экипажа жидкокристаллические дисплеи.

Самолет с тысячей имен

Состояние программы среднего транспортного самолета, достаточно остро необходимого как ВТА, так и гражданским пользователям, демонстрирует завидную стабильность на протяжении последних 20 лет.

Основным самолетом данного класса в ВТА до сих пор остается Ан-12, совершивший свой первый полет в 1957 году и чье производство было прекращено в 1973 году. В частности, только ВВС РФ в настоящее время эксплуатируют порядка 60 самолетов указанного типа. При этом подавляющее большинство этих самолетов построено в середине 60-х — начале 70-х годов прошлого века, а необходимость их скорейшей замены является важнейшей задачей для российского авиапрома.

По заявлению руководителя программы СВТС (среднего военно-транспортного самолета) в ПАО «Ил» Игоря Бевзюка, «с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей, поэтому время на разработку нового самолета, его выход на испытания и в серийное производство остается относительно сжатым».

Программа СВТС является очередной реинкарнацией совместного российско-индийского проекта создания среднего военно-транспортного самолета Ил-214Т, первое упоминание о котором датируется 2000 годом.

Авиа_2

Строительство самолета Ил-112 в цехе окончательной сборки авиазавода в Воронеже

Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

За истекшие 17 лет программа сменила несколько названий — МТС/МТА (многоцелевой транспортный самолет/Multirole Transport Aircraft), Ил-214, Ил-276, СВТС. В 2012 году в индийском Бангалоре компании «ОАК –Транспортные самолеты», Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и Multirole Transport Aircraft Ltd (MTAL) даже подписали генеральный контракт на проектирование многоцелевого транспортного самолета. В 2013 году проводилась совместная со специалистами компании HAL работа по аванпроекту самолета, которая была завершена в октябре 2013 года и представлена ВВС России и Индии. Однако к 2015 году индийцы фактически свернули свое участие в программе, и в настоящее время идет очередной процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС, в декабре планируется начать эскизное проектирование самолета.  В 2023 году планируется первый полет. «Новый» средний ВТС будет выполнен по схеме высокоплана с Т-образным оперением. Максимальная взлетная масса предположительно составит 68 т, а расчетная максимальная полезная нагрузка — 20 т, которые он сможет перевезти на 2000 км.

Грузовая кабина по размерам и конструкции будет унифицирована с Ил-76МД, что подтверждается словами руководителя программы СВТС. Силовая установка на первом этапе будет представлена двумя ПС-90А-76, а в дальнейшем перспективным мотором ПД-14М.

Все эти характеристики повторяются КБ С.В. Ильюшина на протяжении последних 15 лет и аккуратно воспроизводятся в СМИ. Однако вопрос, получит ли в ближайшие десять лет ВТА России новый средний военно-транспортный самолет, остается открытым.

Легкий. И еще один легкий

Легкие военно-транспортные самолеты ВВС РФ в настоящее время представлены советскими Ан-26 (примерно около 40 машин в состоянии летной годности) и Ан-140 российской сборки (девять машин). Ресурс большинства Ан-26, самый новый из которых построен в 1979 году, приближается к концу. В то же время программа «перспективного» легкого ВТС Ил-112В тоже немолода — ей без малого 24 года. В 2011 году МО РФ даже отказалось от дальнейшего финансирования и продолжения программы ЛВТС. Однако смена руководства в МО РФ привела к возобновлению проектирования и строительства нового легкого военно-транспортного самолета.

В настоящее время программа Ил-112 находится в стадии подготовки к выкатке и первому полету. По всей видимости, проблема с силовой установкой будет решена до 2020 года.

18 декабря новый авиационный двигатель ТВ7-117СТ разработки АО «Климов», предназначенный для установки на легкий военно-транспортный самолет Ил-112В, завершил первый этап летных испытаний. Судя по противоречивым сообщениям руководства авиапрома, первый полет машины состоится не ранее весны–лета 2018 года. Точные сроки начала серийного производства Ил-112 сейчас назвать, наверное, не сможет никто.

Авиа_1

Военно-транспортный самолёт Ан-26          

Фото: commons.wikimedia.org/Alan Wilson

Наряду с программой ЛВТС ПАО «Ил» удалось возродить проект турбовинтового самолета для местных авиалиний Ил-114. Самолет, которому в 2020 году исполнится 30 лет, планируется произвести в объеме около 100 единиц, половина из которых будет построена в интересах ВВС России. Таким образом, в случае реализации программы серийного производства на площадке производственного комплекса корпорации «МиГ» в Луховицах Ил-114 станет основной платформой для специальной авиации. В частности, на его базе, видимо, будут создавать патрульные самолеты ПЛО в интересах ВМФ РФ, которые придут на смену Ил-38, самолеты РЭБ и радиоэлектронной разведки и т.д. Также возможно создание грузопассажирской версии для замены Ан-24, которая составит пару рамповому Ил-112В.

Завершая обзор состояния и перспектив ВТА и самолетов специальной авиации, необходимо отметить фактическое сворачивание программы Ту-204/214, которая являлась основной платформой самолетов специального назначения в последние 20 лет. КБ Туполева, видимо, будет ориентировано на модернизацию стратегического бомбардировщика Ту-160М и создание перспективного комплекса дальней авиации.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий