Поиск

Пассажирский двухмоторный самолет Ил-114

Производство

К 2012 году производство Ил-114 на ТАПОиЧ было завершено, завод переориентирован на другую деятельность.
Тогда же руководство «Авиационного комплекса имени Ильюшина» предпринимало шаги по организации производства Ил-114 в России; по их оценке, не менее ста самолётов Ил-114 потребуется различным ведомствам РФ до 2030 года, уже имеются предварительные заявки от тринадцати российских авиакомпаний на 48 пассажирских Ил-114.

Возобновление

В июле 2014 года Президент России В. Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос организации серийного производства самолёта Ил-114 в России. Такое производство могло бы быть развёрнуто на самарском заводе «Авиакор», входящем в группу «Базовый элемент» (по оценке директора завода А. Гусева, освоение серийного производства Ил-114 займёт около пяти лет и потребовало бы инвестиций в размере 10—12 млрд руб.).
27 августа появилось сообщение о том, что развертывание производства Ил-114 для гражданской авиации признано нецелесообразным,
но уже в октябре вице-премьер Д. Рогозин сообщил, что президент поддержал идею разработки пассажирского самолёта на базе Ил-114.

Согласно исследованиям ГосНИИГА, на российском рынке наблюдается острый дефицит региональных авиалайнеров, вследствие чего из одного областного центра в другой приходится летать через Москву; это подтверждает и глава Росавиации Александр Нерадько.
В связи с этим, в 2014—2015 гг. началось возрождение проекта обновлённых пассажирских самолётов Ил-114 (по тогдашним планам, он появится в России к 2019 году) под обозначением Ил-114-300.
В июне 2015 года обсуждались перспективы производства Ил-114 на площадках самарского «Авиакор».; в октябре было оглашено решение о возобновлении производства самолёта на нижегородском заводе «Сокол», первые машины, на основе планеров Ташкентского авиастроительного завода, намеревалось создать к 2017 году.

В декабре 2016 года Правительство РФ издало распоряжения, согласно которому Министерству промышленности и торговли РФ поручается внести 1,517 млрд руб. в уставный капитал Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) на производство Ил-114 и 2,4 млрд руб. — на модернизацию Ил-96, а также внести в уставный капитал Объединённой двигателестроительной корпорации 783 млн рублей на разработку и организацию производства двигателя ТВ7-117 для Ил-114 и полутора млрд рублей — на разработку перспективного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35 для Ил-96

Первый серийный Ил-114-300 будет создан на рубеже 2020—2021 годов; в год планируется выпускать двенадцать самолётов, базовым вариантом самолёта будет пассажирский (самолёт также будет выпускаться в медицинском, разведывательном, патрульном и противолодочном вариантах). Ведутся переговоры с Ташкентским авиазаводом о том, чтобы использовать их восемь оставшихся фюзеляжей.

В начале 2019 года стало известно, что сборку опытного экземпляра планируют закончить к лету 2019 года, летные испытания намечены на 2020 год, первые серийные машины появятся в 2021 году «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» планирует производить около двенадцати Ил-114-300 ежегодно после 2021 года.;
однако, в сентябре сроки начала серийного производства были сдвинуты на 2023 год, первый полёт обновлённого самолёта запланирован на ноябрь 2020 года.

В феврале 2020 года на заводе РСК «МиГ» стартовала агрегатная сборка первого самолета Ил-114-300 по серийным технологиям.

Заказчики

По итогам МАКС-2017 было подписано соглашение между Государственной транспортной лизинговой компанией и АО «Гражданские самолеты Сухого» (входит в ОАК); согласно документу, компания приобретёт до пятидесяти региональных самолётов Ил-114-300, предварительный договор поставки должен быть согласован до конца 2017 года.

В июне 2019 года директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко сообщил, что на обновлённый самолёт есть заказчики.
В сентябре 2019 госпредприятие Красноярского края по обслуживанию региональных авиалиний, базирующееся в красноярском аэропорту Черемшанка, сообщило о соглашении о намерениях приобрести три самолёта Ил-114-300

Заключённые соглашения и подписанные меморандумы о поставках с авиакомпаниями
Дата заключения соглашенияЛизингодательЭксплуатантСроки поставок Ил-114-300 Ил-114ТОпционПримечаниеПоставлено
28.08.2019 Оборонлогистикан.д.2022—20235предварительное соглашение
28.08.2019н.д. Полярные авиалинии2023—20268предварительное соглашение
30.08.2019н.д. КрасАвиас 20243предварительное соглашение
Всего16

Возможность оборонного применения

Летающая лаборатория НПО «Радар-ММС» – пока единственный пример удачного использования этой машины. Для ее размещения используется обычный самолет Ил-114, характеристики которого позволяют проводить в воздухе длительное время (до 11 часов). Эта способность к продолжительному барражированию особо ценна для военных заказчиков и может быть очень кстати в случае принятия решения о замене Ила-38 более современной моделью. При гипотетическом снижении массы аппарата тонны на две-три время беспосадочного полета может возрасти и до 14 часов. При огромной протяженности границ Российской Федерации надобность в патрульных самолетах будет актуальной всегда. Уже рассмотрены варианты пилонов для наружной подвески бомбового вооружения, пушечных контейнеров или радиобуев общей массой до 1,5 т. Возможна установка и другого оборудования, в том числе электронно-разведывательного.

Почему самолет получился тяжелым

По двухмоторной схеме, избранной инженерами КБ Ильюшина, созданы и некоторые иностранные пассажирские самолеты (франко-итальянский ATR72-600, немецкий «Фоккер-50», канадский «Бомбардир» Q400 NextGen и другие). Их главное отличие от российского перспективного лайнера начала 90-х годов состоит в исключительно коммерческой направленности проектов. По давней традиции, советские (тогда еще) конструкторы заложили в конструкцию избыточную прочность планера и невиданный для западных аналогов запас летучести, иными словами, крыло Ил-114 для гражданского самолета неоправданно велико. Самолет может садиться на грунтовые и малоподготовленные площадки, ему не грозит разрушение, но у этих чудных свойств есть и обратная сторона. Аппарат вышел тяжелым, его скороподъемность оставляет желать лучшего, расход горючего великоват. Вполне возможно, КБ пыталось создать машину двойного назначения – и мирного, и военного, к тому же на момент разработки концепции Ил-114 цена на керосин была невысокой.

Интересные факты

Испытательные полёты, аэродром Раменское 5 июля 1993 года. Уже при разбеге стало понятно, что с самолётом творится неладное. Пробежав больше положенного, машина с трудом оторвалась в конце ВПП и с увеличивающимся креном и большим углом атаки наскребла 45 метров высоты, рухнула в торце полосы и загорелась. Причина – отказ электронного блока в системе флюгирования правого двигателя. Винт зафлюгировался и машина вышла на режим срыва, экипажу не хватило времени и высоты. Пять человек из девяти погибли.

Ил 114-100

На рулении в Домодедово 5 декабря 1999 года у грузового Ил 114Т из-за сильного порыва ветра заклинило руль высоты. Несмотря на возражение членов экипажа, командир В. Свиридов принял решение продолжать взлёт. Машина не выдержала направление на взлёте, сошла с полосы и врезалась в ограждение. Самолёт взорвался, погибли пять человек.

Интересны несколько версий военных Ил 114, разработанных в ОКБ им. С.В. Ильюшина, но к сожалению, так и не построенных.

Один из вариантов Ил 114МП патрульный морской самолёт, на котором должен быть установлен поисково-прицельный комплекс и РЛС поиска, всё оборудование поместили в кабину сзади с большим блистером. На точках подвески под крылом и фюзеляжем разместили торпеды, контейнеры стрелкового вооружения, мины, РГБ, прожекторы и др.

Для выполнения патрульных полётов в прибрежных экономических зонах и работ по поиску и спасению предлагался упрощённый вариант Ил 114П.

Ил 114

Самолёт военной фоторазведки Ил 114ФК должен был сменить Ан 30 и так же как на «Антонове» носовая часть корпуса имела остеклённую кабину. Несмотря на сопротивление чиновников ОАК, с завидным упорством протаскивающих на наш рынок зарубежные самолёты, думается, что наши отечественные машины, которые гораздо дешевле и надёжнее западных аналогов, займут достойное место в нише перевозчиков региональных воздушных линий.

Кабина Ил-114

Пассажирский салон Ил-114

Похожее

Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История

Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива

Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена

Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность

Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета

Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История

Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость

Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок

Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета

ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок

Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель

АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

You have no rights to post comments

Эксплуатация

С 2002 по 2010 год два самолёта Ил-114 (рег. номера RA-91014, 91015) эксплуатировались в России авиакомпанией «СЗАТК Выборг». Самолёты преимущественно использовались для чартерных полётов, в 2006—2007 гг. также выполняли регулярные рейсы Санкт-Петербург — Волгоград (планировались поставки авиакомпании третьего самолёта в модификации Ил-114-300, однако планы не были реализованы ввиду прекращения деятельности авиакомпании).

Семь самолётов Ил-114-100 эксплуатировались в авиакомпании «Ўзбекистон Ҳаво Йўллари» до 1 мая 2018 года.. По причине низкой надежности и малого ресурса двигателя ТВ7-117С первых серий, а также воздушного винта СВ-34, самолёты «Ўзбекистон Ҳаво Йўллари» были снабжены двигателями 127H Pratt & Whitney.

История создания

В начале 1980-х годов ОКБ им. Ильюшина выступило с инициативным предложением о создании нового турбовинтового (ТВД) пассажирского 60-местного самолёта для местных авиалиний Ил-114. В тот период многие зарубежные фирмы вели разработки аналогичных самолётов с ТВД — ATR-42 (ATR-72), Fokker 50, Dash 8-300, SAAB 2000. Предложенный проект самолёта Ил-114 рассматривался как замена устаревшему Ан-24, который уже перестал удовлетворять требованиям времени и парк которых стал быстро сокращаться из-за выработки ресурса. Самолёт Ил-114 предназначался для замены, также на ряде местных линий, турбореактивных самолётов Як-40 и Ту-134. Инициатива ОКБ была поддержана, и в 1986 году вышло постановление Совета Министров СССР о разработке самолёта.

Главный конструктор Ил-114 — Н. Д. Таликов.

При разработке самолёта особое внимание было уделено снижению уровня шума, как на местности, так и в кабине. Для этой цели были разработаны шестилопастные малошумные винты СВ-34 (производства ОАО «НПП Аэросила») с системой синхронизации их вращения по частоте и фазам

Кроме этого, увеличен зазор между концами лопастей и обшивкой фюзеляжа. В перспективе ожидается использование на самолёте ТВД мощностью около 2800 л. с.

Опытный самолёт Ил-114 выполнил первый полёт 29 марта 1990 года. Командир воздушного судна — Белоусов Вячеслав Семенович — заслуженный лётчик-испытатель. Лётные и сертификационные испытания проходили в различных климатических условиях в Ташкенте, Якутске и Архангельске. Самолёт неоднократно демонстрировался на авиационных выставках в Париже, Фарнборо, Бангалоре, Берлине, Тегеране. Из-за недостатка средств сертификация чрезмерно затянулась, и только 24 апреля 1997 года самолёт был сертифицирован МАК (сертификат типа № 130—114).

Серийное производство предполагалось на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ), где были созданы мощности по выпуску ста самолётов в год. Ранее предполагалось выпускать самолёты также в Москве на МАПО им. Дементьева.

Стоимость машины:

  • 7—9 млн долларов, на конец 1990-х годов.
  • 12,5 млн долларов, на 2009 год.
  • 16—20 млн долларов — каталожная стоимость Ил-114-300, к началу производства в 2018—2019 годах.

В постсоветский период авиакомпании стран СНГ не проявили большого интереса к Ил-114, серийное производство самолёта так и не началось.
До 2012 года Ил-114 выпускался мелкосерийно на ташкентском ТАПОиЧ; всего было построено 17 машин, две машины были потеряны в катастрофах.

Надежды

Характеристики самолета вполне обычны для среднемагистральных машин. Он берет на борт 64 пассажира, его скорость – 500 км/ч, потолок – 7,2 км, дальность – до 1000 км. Для посадки и взлета нужна ВПП длиной 1,5 км.

Остается надеяться, что обновленный лайнер, обретя многие достоинства, избавится от всех недостатков, которыми обладал самолет Ил-114. Новости об успехах российских авиастроителей в области боевых машин разных классов радуют, но несомненным достижением отечественной индустрии станет российский гражданский борт, соответствующий, наконец, самым последним мировым требованиям. 114-й «Ильюшин», весьма вероятно, будет безопасным, комфортабельным, экономичным и надежным. Уникальный многолопастный винт уменьшит шум и в салоне, и над городскими кварталами, примыкающими к аэропортам. И еще один момент, характеризующий в высшей степени положительно перспективный лайнер Ил-114: производство его будет исключительно отечественным.

Модификации

Ил-114-100

Летающая лаборатория на базе самолёта Ил-114

Летающая лаборатория на авиашоу МАКС 2017.

Название моделиКраткие характеристики, отличия.
Ил-114-100Другое обозначение — Ил-114РС — вариант с ТВД (2 × 2750 л. с.). Лётные испытания начались 26 января 1999 года, а в конце 1999 года он получил сертификат типа. От исходного варианта он отличается повышенной экономичностью и несколько увеличенной дальностью полёта с максимальной коммерческой нагрузкой. Весной 2001 года первые три самолёта переданы узбекской авиакомпании «O’zbekiston Havo Yo’llari», которая заказала 10 самолётов. Рынок самолётов данной модификации оценивается в 300 единиц.

На 24 мая парк самолётов в «O’zbekiston Havo Yo’llari» составляет 7 машин, 6 из которых имеют новую авионику фирмы «Collins» (борт UK-91102 имеет российский ЦПНК и с 1 декабря 2011 года находится на хранении).

Ил-114-300На самолёте предполагается установка двух турбовинтовых двигателей ТВ7-117СМ (мощность 2650 л. с.) с малошумными шестилопастными воздушными винтами СВ-34.03, вспомогательной силовой установки ТА-1 и цифрового пилотажно-навигационного комплекса ЦПНК-114М2. Для унификации с Ил-112 планируется замена двигателей на модернизированные ТВ7-117СТ, мощностью — 2800 л. с.
Ил-114ЛЛ Летающая лаборатория на базе Ил-114, изготовленная в Ташкенте по заказу Санкт-Петербургского научно-производственного предприятия «Радар ммс» в 2004 году для испытания производимого оборудования. Широкой публике самолёт был показан на МАКС-2005, где совершил ряд демонстрационных полётов.
Ил-114МПроект самолёта с ТВД ТВ7-117СМ и увеличенной взлётной массой.
Ил-114МАПроект самолёта Ил-114М с двигателями Pratt & Whitney Canada, рассчитанный на перевозку 74 пассажиров.
Ил-114МППроект морского патрульного самолёта, способный вести борьбу против надводных кораблей и подводных лодок.
Ил-114ППроект патрульного самолёта для охраны территориальных вод и экономической морской зоны, оснащённый радиоэлектронным комплексом «Стриж». Имеет в хвостовой части удлинённый обтекатель для магнитомера. Продолжительность полёта — до 10 часов.
Ил-114ПРПроект самолёта для радиотехнической разведки и РЭБ.
Ил-114ТК проектированию грузового варианта Ил-114 приступили во второй половине 1994 года. Грузовой самолёт Ил-114Т отличается от исходного варианта грузовой кабиной, оснащённой напольной механизацией, обеспечивающей быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, средствами предотвращения смещения грузов и боковой дверью, расположенной с левого борта фюзеляжа за крылом. Дверь имеет размеры 3,25 м × 1,71 м и открывается вверх. Самолёт может перевозить 8 контейнеров 3АК-1 или 3АК-0,6, пять контейнеров 1АК-1,5, восемь поддонов ПА-1,5 или четыре поддона ПА-3,0, возможна перевозка навалочных грузов. Лётные испытания опытного самолёта начались в сентябре 1997 года в Ташкенте. Самолёт демонстрировался на авиасалоне МАКС-1997.
Ил-114ФКПроект военного варианта для разведки и картографирования.
Ил-140Проект варианта для контроля тактической воздушной обстановки.
Ил-140МПроект самолёта для экологического мониторинга и проведения морских поисково-спасательных операций.
Ил-140ОРРПроект самолёта океанского разведчика рыбы.

Характеристики Ил-114 и Ил-114-300

Технические характеристики самолета Ил-114 включают следующие параметры:

Самолет рассчитан на бетонное или грунтовое покрытие плотной структуры, а также короткую взлетно-посадочную полосу. Машина не зависит от земных источников питания. Кабина и салон Ил-114 защищены от шума, а сама конструкция судна предполагает использование более тихих винтов и качественно новых крыльев для снижения длины посадочной полосы.

На сегодняшний день существует ряд модификаций Ил-114. Рассмотрим их отличия:

  1. Ил-114-100. Повышенная экономичность и увеличенная дальность полета Ил-114. Машины этой модели экспортировались в Казахстан.
  2. Ил-114-300. Разрабатываемая для будущего внедрения модель.
  3. Ил-114ЛЛ. Воздушная лаборатория, созданная для испытаний техники.
  4. Ил-114М. Проект машины, где увеличена взлетная масса судна.
  5. Ил-114МА. Разрабатываемый проект на базе двигателей “Pratt and Whitney”.
  6. Ил-114МП и Ил-114П. Модели патрульных самолетов, планируемые для будущего производства.
  7. Ил-114ПР. Концепт разведывательной машины.
  8. Ил-114Т. Грузовое судно для перевозки контейнеров и грузов навалочного типа.
  9. Ил-114ФК. Военная машина для разведки.
  10. Ил-140. Один из проектов по разведке и надзору за обстановкой в воздушном пространстве.
  11. Ил-140М. Проектируемое судно для поисково-спасательных операций и контролю над состоянием экологической обстановки.

Опыт коммерческой эксплуатации

Всего произведено два десятка машин. Семь из них были подготовлены для эксплуатации узбекской авиакомпанией, хотя изначально контракт предполагал поставку 20 самолетов. Северо-западной авиационной транспортной компанией «Выборг» была предпринята попытка работать с двумя Ил-114 по лизинговой программе. Однако экономическая эффективность оказалась невысокой, самолеты часто простаивали на земле по различным причинам, главными из которых были технические проблемы, в основном с все теми же двигателями. Всего состоялись семь сотен рейсов, все они обошлись без серьезных последствий, но после некоторых из них обнаруживались неполадки, особенно досадные в случаях, когда приходилось высылать специалистов и запчасти на удаленные аэродромы. В 2010 году АК «Выборг» была закрыта, и немалая вина в этом финансовом крахе лежит на самолете Ил-114.

Региональный пассажирский самолет Ил-114-300

Турбовинтовой модернизированный самолет Ил-114-300 предназначен для обеспечения рынка авиаперевозок современными воздушными судами отечественного производства в классе пассажирских самолетов с количеством мест до 68 и грузовых самолетов с полезной нагрузкой до 7 тонн. Опытно-конструкторские разработки по созданию самолета проводились путем глубокой модернизации Ил-114 с учетом положительного опыта эксплуатации самолетов Ил-114-100.

Разработчиком пассажирского самолета Ил-114-300 является ОКБ им. С.В. Илюшина. Производство нового самолета локализовано на площадках головного изготовителя АО «РСК «МиГ» в филиалах ЛАЗ им. П.А. Воронина (г. Луховицы) и НАЗ «Сокол» (г. Нижний Новгород). 

Общие сведения о самолете

Геометрические размеры, (м):

Длина самолета

26,9
Размах крыла 30,0
Размах стабилизатора 11,1
Высота на стоянке 9,2

Размеры пассажирской кабины, (м):

Длина

18,93

Максимальная ширина 2,64
Максимальная высота  1,92
Радиус разворота самолета на 180° при максимальном повороте колес передней стойка (55°),(м)

12,3

Минимальная ширина ВПП, РД для разворота самолета на 180°,  (м)  27

В 2022 году планируется завершить сертификацию Ил-114, с 2023 – начало серийных поставок самолетов полностью российского производства, сертифицированных по нормам авиационных правил (АП-25). Производственные мощности позволяют выйти на плановый объем производства – 12 самолетов в год.

Эксплуатация ИЛ-114-300 возможна при температуре наружного воздуха от  – 50°С до + 45°С без ограничений по географической широте района выполнения полетов. Самолет отлично справляется с задачами взлета и посадки на горных аэродромах высотой до 3 000 метров. Проектный ресурс ИЛ-114-300 составляет 30 000 летных часов, 30 000 полетов, срок эксплуатации составляет 30 лет.

Самолет оснащен новыми турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01, эксплуатация модификации которых также предусмотрена на военно-транспортном самолете Ил-112, что соответствует принципам унификации.

Сравнение проектных ресурсов и сроков службы Ил-114-100 и Ил-114-300

 

В ходе опытно-конструкторских разработок ряд систем и оборудования ИЛ-114-300 были модернизированы, а именно:

  1. Навигационный комплекс
  2. Система кондиционирования воздуха
  3. Система автоматического регулирования давления
  4. Система управления перемещением закрылков
  5. Внешнее и внутреннее светотехническое оборудование
  6. Система управления индикации топлива
  7. Система торможения колес, тормозные и не тормозные колеса
  8. Система управления ПОС (противообледенительная система) самолета

Все элементы модернизации проведены исключительно на отечественных производствах. В рамках выполнения опытно-конструкторских разработок на самолете Ил-114-300 будут разработаны современный интерьер кабины экипажа и интерьер пассажирской кабины. Предусматривается 3 варианта компоновки пассажирского салона самолета, включающие 68 мест, 60 мест и 52 места. На базе Ил-114-300 возможно создание патрульных и санитарных самолетов, пригодных для эксплуатации в полярной авиации с установкой лыжно-колесного шасси в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; также возможно применение самолета на неподготовленных аэродромах.

 Летно-технические характеристики
Взлетная мощность (л.с) 2 x 2900/3100
Максимальная нагрузка (кг) 6500
Максимальное количество пассажиров 68

Практическая дальность полёта (резерв топлива по АП-25):

–  с максимальным количеством пассажиров (км)     

–  с полной заправкой топливом и нагрузкой 1300 кг (км)

1400

5000

Крейсерская скорость полета, км/час ИС До 500
Максимальная высота полета, м 7600
Масса:- максимальная взлетная, кг- максимальная посадочная, кг 23 500 23 500 

Длина разбега (все двигатели работают), м*

Длина пробега (все двигатели работают), м*

* масса ВС – 23 500 кг

750

650

Потребная длина ВПП (с учетом отказа двигателя при наличии КПБ (концевая полоса безопасности) длиной 400 м), м 1400
Коэффициент топливной эффективности, г/(пасс×км) 19
Часовой расход топлива, кг/час 550

По предварительным подсчетам, производство Ил-114-300 с использованием отечественных мощностей позволит сэкономить $5 млрд. на импортных поставках аналогичной техники иностранных конкурентов.

Отличия Ил-114-300 от предыдущих аналогов

В новой модели будет изменен угол крыла, что облегчит взлет и посадку судна и обеспечит большую устойчивость самолета. Будет тщательно пересмотрена и обновлена вся система электроники и навигационное оборудование. Кабина пилотов будет оборудована цветными жидкокристаллическими мониторами, а контроль полета будет осуществляться с помощью современной техники, что позволит управлять машиной в условиях низкой видимости и неблагоприятной погоды.

Салон судна подвергнется усовершенствованию для увеличения комфорта перелета. Рулевое управление будет осуществляться с помощью совершенно нового двухканального гидравлического привода. Дверь салона, ведущая к крылу, будет демонтирована. По результатам исследований, эвакуация пассажиров в случае экстренной ситуации успешно производится через переднюю и заднюю двери.

Самолеты будут сертифицированы в рамках стандартов, разрешающего их выход на внешние рынки авиамоделей. Стоимость Ил-114-300 для внутреннего рынка составит 960 миллионов рублей. Это максимально разрешенная цена продажи данного самолета внутри страны.

Ил-114-300 будет современным комфортабельным и надёжным самолётом

Компоновка салона

Еще один способ повышения эффективности самолета лежит на поверхности. Дизайн всегда был «узким местом» нашего авиапрома. Внутренний объем пассажирского салона у «Ильюшина» и «Бомбардира» примерно одинаков (75-80 куб. м). Длина и диаметр фюзеляжа тоже отличаются мало (около 19 и 2,8 м соответственно). Остается лишь использовать этот простор рационально. Канадцам это удалось, а нашим пока нет. Так, объем багажных полок у импортной машины составляет 3,7 куб. м, а у «Ильюшина» – всего 3,4, при этом проход между сиденьями практически одинаковый. Есть и другие вопросы, требующие решений, по разным показателям комфорта. Если подойти к ним грамотно, то все преимущества иностранного самолета вполне можно нивелировать.

Материалы и крыло

Для того чтобы на базе разработанного еще в восьмидесятые годы самолета создать современный авиалайнер, инженерам ильюшинского КБ придется пересмотреть очень многие конструктивные решения, принятые еще в советские времена. Построить универсальную машину, одновременно удовлетворяющую требованиям и Министерства обороны, и гражданских авиакомпаний, сегодня невозможно. Коммерческий успех вероятен, если на три тонны (до 13 т) уменьшить вес пустого Ил-114. Перспектива в этом случае открывается вполне радужная, но без применения новейших композитных материалов добиться такого эффекта крайне затруднительно, а скорее всего, вообще невозможно. Площадь крыла также, возможно, придется разумно уменьшить.

История Ил 114

Действительно, Ил 114 встал на крыло (точнее, только попытался подняться в небо) ещё в начале девяностых годов прошлого века. В те времена в небе СССР работали проверенные Ан 24, которые уже не соответствовали требованиям времени и по техническим характеристикам, и по экономичности, и по уровню комфорта. Мне на Ан 24 приходилось летать не один раз и я полностью согласен со специалистами – что-то нужно было как-то менять. 3-4 часа полета на Ан 24 – это если и не подвиг, но что-то героическое в таком покорении пространства было.

Предсерийный Ил 114 совершил первый полет 7 августа 1992 года. Полет прошёл успешно и был сформирован заказ на первые пять машин. А в августе 1992 года случилась катастрофа, и с деньгами в стране стало совсем, а скоро и страны не стало.

Конструкторское бюро на свой страх и риск разрабатывало модификации: появился транспортник, разработали экспортный вариант машины и даже построили 10 машин Ил 114-100 (из них семь и до настоящего времени работают в небе Узбекистана).

И вот случилось чудо – проект решил поддержать лично президент Путин. Проект предполагает организацию серийного производства самолета на заводе «Сокол» в Нижем Новгороде.  Зачем президент это сделал? Зачем России эта устаревшая машина? Или она не такая уж устаревшая?

Летно-технические характеристики Ил 114

Прежде чем вешать на самолет ярлык «устаревший» нужно разобраться с его характеристиками и понять:

  • можно ли назвать самолет устаревшим для мирового авиационного рынка?
  • устарели ли машина для внутреннего рынка?

Сегодня мы будем говорить о  Ил 114-300 – это самый свежий вариант пассажирского самолета, который изготовлен полностью из российских агрегатов и материалов.

Ил 114-300 – это моноплан с низкорасположенным крылом и хвостовым оперением стреловидной формы, оснащённый двигателями большой экономичности ТВ7-117СМ с винтом, обладающим низким уровнем шума.

Самолет может выполнять взлет и посадку на взлетно-посадочные полосы длинной не более 1600 метров. При этом полоса может быть бетонной, а может быть и с грунтовым покрытием!!! Да, мы живем в 21 веке, но для России и сегодня актуален взлет с грунта и не только из-за внутренней необустроенности – заявлены большие планы на возведение новых заводов, на освоение Арктики и т.д.

Самолет оборудован встроенными трапами.

В пассажирском салоне с достаточной долей комфорта можно разместить 64 пассажира – два ряда сдвоенных кресел, есть два ёмких багажных отделения, туалет (естественно) и кухня.

Навигационный комплекс серийного  пассажирского самолета позволяет летать в сложных метеоусловиях по категории II ИКАО.

Плюсы и минусы Ил 114

А теперь давайте поговорим о том, насколько самолет устарел и нужна ли эта машина России.

Специалисты говорят о том, что на мировом рынке Ил 114 (напомню – турбовинтовой) может реально конкурировать в коммерческом сегменте ближнемагистральных самолетов с нынешними лидерами рынка:

  • канадской Bombardier;
  • бразильской Embraer;
  • франко-итальянским ATR;
  • японской Mitsubishi, которая совсем недавно вывела на рынок самолет Regional Jet.

Не факт, что в сложившейся политической обстановке нашу машину пустят на рынки Северной Америки или Европы. Однако, земной шар несколько больше, чем «цивилизованный мир».

А «плюсики» у нашего  «устаревшего» самолета есть. Это цена, что очень существенно. А ещё – экономичность. Наши самолеты всегда ругали за прожорливость. Ил 114 со своими 590 кг/час топлива не просто лидер. Он лидер вне конкуренции. Франко-итальянец «кушает» 800 кг/час, а канадец – 2600 кг/час.

А ещё посадка/взлет на грунт, автономность от наземного электропитания, встроенные трапы и ещё много приятных для потребителя мелочей. И как самый большой плюс – перспективный и качественный планер, который очень много лет будет летать без существенных переделок.

Есть и минусы – для производства самолета нужны деньги. А в условиях сложной экономической ситуации в стране самолет может не найти своего покупателя в коммерческом сегменте.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий