Истребитель И-15 – герой испанского неба

Именные эскадрильи

Как правило, боевые эскадрильи, в которых воевали советские летчики-добровольцы, имели обычные для ВВС Испанской республики номера. Например, эскадрилья, в которой воевал Михаил Якушин и которой командовал знаменитый летчик Анатолий Серов, именовалась 1-й авиационной эскадрильей 26-й авиационной группы. Но некоторые советские командиры заслужили право на то, чтобы их эскадрильи стали «именными», они назывались по фамилиям своих лидеров. Так, на фронтах Испании сражалась эскадрилья капитана Павла Рычагова, которая после его возвращения на родину стала именоваться эскадрильей старшего лейтенанта Александра Осадчего, а когда уехал и он, – эскадрильей капитана Ивана Еременко. Существовали также «именные» эскадрильи таких легендарных летчиков, как комбрига Бориса Туржанского, капитана Сергея Тархова (позднее — эскадрилья капитана Константина Колесникова), старшего лейтенанта Александра Минаева и капитана Валентина Ухова. Всего же в республиканских ВВС было 14 «именных» эскадрилий советских летчиков-добровольцев.

Советские летчики, участники первого воздушного боя 4 ноября 1936 года, на аэродроме Сото под Мадридом. В верхнем ряду второй слева — Павел Рычагов

Бои за Теруэль

1937 год завершился тяжелыми боями за Теруэль. Наступление республиканской армии, начавшееся 15 декабря, явилось полной неожиданностью для франкистов Перед началом наступления авиация республиканцев была стянута на аэродромы провинции Кастеллон и Валенсия. В боях участвовали пять эскадрилий И-16 Стоявшая в первые дни наступления плохая погода препятствовала действиям авиации с обеих сторон, но уже 21 декабря республиканские войска вошли в Теруэль Это заставило Франко отказаться от очередного наступления на Мадрид и бросить все силы на Теруэльский фронт

В это время, учитывая успех под Те-руэлем, республиканское командование решило провести смену состава в истребительных эскадрильях. 3 января большая часть советских летчиков убыла через Францию в СССР. На смену им прислали новую группу Времени на полноценную подготовку нового состава эскадрилий противник не дал.

29 декабря началось контрнаступление франкистов на Теруэль Несколько улучшившиеся погодные условия позволили самолетам противоборствующих сторон подняться в небо В этот день легкие бомбардировщики франкистов Не-45 и Не-46 под прикрытием истребителей CR-32 из группы 2-С-З пытались нанести удар по республиканским частям. Однако истребители И-15 и И-16 сумели перехватить самолеты противника на подходе к цели. Бой закончился потерей франкистского CR-32 с бортовым номером 3-87, а у республиканцев подбили один И-16

На следующий день И-16 опять сошлись в бою с CR-32 из группы 2-С-З, сопровождавшими Ro-37bis, Не-45 и Не-46 При этом франкисты сумели сбить два республиканских истребителя.

17января огнем с земли был подбит один И-16, советский летчик сумел выпрыгнуть с парашютом из потерявшего управление истребителя, но попал в плен

18января состоялся воздушный бой истребителей И-16 с франкистскими Bf 109В из 2.J/88, которыми командовал Вольфганг Шелман Противникам удалось сбить по одному самолету.

20 января произошло два крупных воздушных боя, в которых с каждой из сторон участвовало до 50 самолетов. Республиканцы при этом смогли сбить семь истребителей противника, потеряв два И-16.

7 февраля группа СБ-2, летевшая под прикрытием И-16 эскадрильи Девотченко, была внезапно атакована истребителями Bf 109В из 1 J/88 и 2.J/88 В ходе завязавшегося воздушного боя было потеряно четыре бомбардировщика, несколько самолетов получили значительные повреждения и совершили посадку вне своих аэродромов Два Bf 109В из франкистских эскадрилий были сбиты истребителями И-16 и один — стрелком-радистом из экипажа СБ-2 Никифорова Такие потери бомбардировщиков вынудили республиканское командование на месяц вывести эскадрильи СБ-2 с фронта

7 февраля стало дебютным днем для немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87A Вот как описывает это событие Евгений Степанов «От замыкающей группы бомбовозов отделилась тройка одномоторных машин какой-то неизвестной конструкции Войдя в пике, они устремились к земле Выйдя из пике, фашисты вновь устремились вниз К земле потянулись их пулеметные трассы. Что за самолет? Истребитель? Бомбардировщик9 В прицел вписалась горбатая пилотская кабина, я открыл огонь и, рванув ручку на себя, проскочил над фашистом. В тот же момент пущенная немцем очередь разнесла на моем истребителе приборную доску. Одна из пуль разорвала рукав летной куртки. «Чудом жив остался, — мелькнуло в голове. Значит там кроме пилота еще и стрелок ..». Только на следующий день нам сказали, что фашисты применили новый пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87».

Характерной особенностью Теруэльской операции стало успешное использование республиканцами ложных аэродромов. Как вспоминал Александр Гусев, за период с 15 декабря по 25 января 1938 года ни одна бомба не упала на действующий аэродром его эскадрильи. Зато истребители И-16 сбили три бомбардировщика противника во время налетов на ложные аэродромы

В течение всего февраля, несмотря на плохие погодные условия, в окрестностях Теруэля разворачивались жестокие воздушные бои. 22 февраля националисты захватили Теруэль, и накал боев начал спадать

И-15 в небе Испании

В начальный период гражданской войны в Испании республиканские летчики успешно воевали на И-15 с фашистскими истребителями Heinkel-51 и Fiat CR-32, а также с машинами других типов, находившимися на вооружении войск генерала Франко.

И-15 называли «Чатос» (по-испански «курносый»), и он вошел в историю как один из лучших истребителей своего времени. Особо прославил эти самолеты своим летным и тактическим мастерством летчик А.К.Серов. Действия его эскадрильи во время уничтожения аэродрома «Гарапенильос» и блокады итальянской дивизии «Литтория» вошли в военные учебники по авиационной тактике.

В ходе воздушных сражений выявлялись не только сильные и слабые стороны боевых самолетов, но и совершенствовалась тактика воздушного боя, разрабатывались новые приемы борьбы в воздухе. Так, в Испании наши летчики стали использовать тесное взаимодействие скоростных истребителей И-16 и маневренных И-15. Задача состояла в том, чтобы догнать врага и завязать бой, после чего И-15 сковывали боем истребители противника, а И-16 атаковали вражеские бомбардировщики.

Такая тактика оказалась весьма эффективной и впоследствии применялась нашими летчиками в Китае и Монголии. Именно испанские успехи И-15 дали этому уже снятому с производства самолету «вторую жизнь» и фактически предрешили появление И-15бис.

До окончания войны в Испанию поступили более 20 новых машин И-15бис, но принять активное участие в боевых действиях они не успели. После поражения республиканцев эти машины в числе прочих самолетов вошли в состав авиации франкистов.

И-15бис

И-15бис ДМ-2 в игре

Исследование и прокачка

Данный самолет является акционным (подарочным), не продается и не исследуется. Получить его можно во время одной из промо-акций Wargaming или в комплекте с товаром партнеров WG.

Боевая эффективность

Премиум самолет 3 уровня отличается высокими показателями маневренности,в общем стандартный советский легкий истребитель,маневренный бой на малых высотах дает ему реализовать весь свои богатый потенциал,набивая “Ас” за “Ас’ом” не забудьте поблагодарить разработчиков за столь яркий и чудесный подарок,ведь имея реактивные ускорители можно каруселить даже с более маневренными противниками,хоть таковых и очень мало.

И-15бис ДМ-2 почти у всех «одноклассников» выигрывает в маневренности. А так же способен крутить противников и IV уровня. Мощный реактивный двигатель позволяет хорошо ходить в вираж через верх

У этого самолёт нет закрылок, поэтому очень важно правильно выполнять виражи. Где добавить форсаж что бы не потерять скорость, а где надо этот форсаж убавить что бы хорошо войти в вираж

На этом самолёте очень важно контролировать ситуацию вокруг. Так же если вы начали кружить противника, то не стоит его отпускать. Вы всё равно сможете рано или поздно его перекрутить и сбить.

Доступные слоты оборудования и снаряжения

Красный-слоты доступные в “Заводской” комплектации. Зеленый-дополнительно доступные после открытия статуса “Специалист”.

]

Оборудование
  • Улучшенный оптический прицел — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка l — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
  • Облегчённая конструкция l — повышает манёвренность самолёта по всем осям на 3%.
Ленты боеприпасов

Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

Экипаж

Навыки экипажа
1 2 3 4 5
Пилот

Прокачка умений пилота:

“Зоркий” увеличивает дальность обнаружения в секторе пилота увеличена на 20%.

“Меткий стрелок I” уменьшает разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%.

“Меткий стрелок II” Складывается с действием «Меткий стрелок I». Разброс при стрельбе курсовым вооружением уменьшен ещё на 5%. Точность стрельбы по активно маневрирующим воздушным целям улучшена на 10%

“Пилотажник” повышает манёвренность по всем осям на 2%.

“Жажда крови” после уничтожения самолёта противника сбрасывается 25% перегрева орудий и на 10% увеличивается точность стрельбы. Складывается с действием умения «Меткий стрелок II». Действует в течение 10 секунд

Оценка И-15бис ДМ-2

  • Ас — за грамотное использование огневой мощи.
  • Медаль Горовца — за грамотное использование огневой мощи, а так же маневренности.
  • Медаль Рудорффера — за удачно сложившийся бой, при котором грамотно была использована огневая мощь и маневренность.

Испанские и китайские уроки

На тот момент машина представляла собой действительно первоклассный самолет, созданный для скоростного полета и способный выполнить все стоящие перед ним задачи. Два мощных мотора, убирающиеся шасси, закрытые кабины всех трех членов экипажа (летчика, штурмана и стрелка-радиста), гладкая алюминиевая обшивка — все это обеспечивало СБ достаточно высокую скорость, позволяющую оторваться от истребителей, стоящих на вооружении в странах, считающихся «потенциальными противниками». Четыре пулемета (сдвоенная установка у штурмана, верхний турельный и нижний люковый – у стрелка-радиста) могли отогнать или уничтожить любой атакующий самолет по курсу бомбардировщика или в задней полусфере, а бомбовой нагрузки в 500-600 кг хватало для того, чтобы эффективно поразить цели на поле боя.

Надо сказать, что скорость выпуска СБ тоже была высокой: если за весь 1936 год на авиазаводе в Тушино, который стал базовым для новой машины, выпустили 268 самолетов, то уже в 1937-м на двух предприятиях — в Москве и в Иркутске — было собрано 926. А больше всего машин — 1778 — было выпущено в 1940 году.

Экипаж бомбардировщика СБ вернулся с вылета на разведку, сентябрь 1941 года. Характерно, что штурман, стоящий в центре, единственный из троих членов экипажа одет в утепленный комбинезон: в передней кабине СБ сильно задувало в прорези для сдвоенной пулеметной установки

К этому времени СБ имел уже богатую боевую биографию, причем накопленную в основном за пределами родной страны. И это тоже было нормально для того неспокойного времени. Первое боевое применение СБ состоялось в Испании, куда три десятка советских крылатых машин отправились в сентябре 1936 года. К 28 октября после переправки морем и сборки все бомбардировщики были зачислены в республиканские ВВС. В тот же день СБ, получившие у испанцев ласковое прозвище «Катюшка», вылетели на свою первую боевую бомбежку. Они нанесли удар по аэродромам франкистов Севилья и Ла-Таблада и тем самым оказали колоссальную помощь защитникам Мадрида. Оставшиеся без воздушной поддержки войска противника не сумели добиться серьезных успехов в ходе очередного штурма испанской столицы.

К концу осени 1937 года в испанском небе летали уже свыше 90 «Катюшек», которые наглядно демонстрировали свои преимущества и возможности перед бомбардировщиками генерала Франко — «Капрони», «Савойя-Маркетти» и «Юнкерсами». И не только перед ними: итальянские истребители «Фиат» и немецкие «Хейнкель», которые до того момента удерживали господство в воздухе, тут же потеряли его. Республиканские ВВС почувствовали себя королями неба.

Бомбардировщик СБ после возвращения из боевого вылета закатывают под деревья для маскировки, сентябрь 1941 года

Увы, это длилось недолго. В начале 1937 года в Испанию прибыли первые новейшие германские истребители «Мессершмит-109», чья скорость позволяла им на равных тягаться с советскими СБ. И уже в июле того же года республиканские бомбардировщики стали нести первые потери в столкновениях с новыми истребителями франкистов. Эти бои выявили слабости, присущие СБ от рождения: недостаточно мощное оборонительное вооружение, отсутствие защиты кабины пилота и незащищенные бензобаки. Пока бомбардировщик имел преимущество в скорости перед истребителями, все это было несущественно, но как только скорости уравнялись, «Катюшки» стали фактически беззащитными.

Опыт испанских боев не остался без внимания в СССР: бомбардировщики СБ начали модернизировать. Появилась бронированная спинка пилотского сидения, улучшилось оборонительное вооружение, бензобаки стали протектированными, что исключило их возгорание при попадании. Но главная защита самолета — его высокая скорость — оставалась без изменений, тогда как истребители во всем мире летали все быстрее и быстрее. Это подтвердил и опыт участия советских СБ в войне в Китае против японских войск. Поначалу, как в Испании, наши самолеты отправлялись на бомбежку без сопровождения истребителей даже в дневное время, поскольку превосходили по скорости и вооруженности японские истребители. Но по мере того, как японцы заменяли свою истребительную технику на новую, более скоростную, превосходство советского самолета сходило на нет, и вскоре китайские СБ стали вылетать на боевые задания только в сопровождении и в основном ночью.

Трофейный финский бомбардировщик советского производства СБ-2 перед вылетом на аэродроме Нуммела, июнь 1944 года

772 добровольца-интернационалиста

Из почти двух тысяч советских военных специалистов и добровольцев (а воевать в Испании отправлялись только те, кто выразил свое желание, и от таких желающих в полном смысле слова не было отбоя) — летчики составляли больше трети. По данным испанского историка Рикардо Миральеса, куратора постоянной выставки «Русские в Гражданской войне в Испании, 1936-1939», в общей сложности на стороне республиканского правительства воевали 772 советских летчика и авиационных специалиста. Кроме пилотов, в Испанию отправлялись авиатехники и другие специалисты, а также инженеры и рабочие авиазаводов, которые помогали испанцам налаживать лицензионное производство советских самолетов. Из семисот с лишним советских летчиков-добровольцев 93 (по испанским данным — 99) не вернулись на Родину, отдав свои жизни за республиканскую Испанию.

Советские летчики, пилоты истребителей И-16, на фоне одного из своих боевых самолетов на испанском аэродроме

Самолет-истрсбитель И-16:

1 — киль, 2 -съемные панели обшивки гаргрота, 3 сдвижной фонарь кабины пилота, 4 телескопический прицел, 5 – трубка Вентури, 6 эксплуатациоиный лючок, 7 —кок винта, 8 у ты навески руля направления, 9 – руль направления, 10- хвостовой костыль, 11 – откидная дверца кабины пилота в закрытом положении, 12- направляющая сдвижного фонаря кабины, 13 — воздушный вши, 14 — выхлопные патрубки, 15 фонарь кабины в открытом положении, 16—дверца кабины в открытом положении, 17 – колесо основной сюйки шасси, 18 —съемные панели капота двшателя, 19 — юнырек кабины пилота, 20 ЛНО левой консоли крыла, 21 —шиток подкоса основной стойки шасси, 22 шиток стойки и колеса, 23- – крышка пулеметного отсека, 24 -ПВД, 25 – элерон, 26 стабилизатор, 27—узлы навески руля высоты, 28 —окна подсветки приборной доски, 29 крыльевой пулемет, 30— амортизатор, 31 —узлы крепления костыля, 32 — косшльная опора, 33 опорная пята, 34—эксплуатационные лючки, 35—лючок пулемет ною отсека, 36 спинка сиденья, 37—чашка сиденья, 38—узлы крепления сиденья, 39—крыльевая пушка, 40 —жалкми регулировки охлаждения цилиндров двигателя, 41 – тросы уборки стоек шасси

А ЧЕЧИН, H.0K0ЛЕЛОВ«Моделист-конструктор» № 9’2008

Каталонская кампания

17 декабря франкисты возобновили свое наступление, нанося удар в направлении Барселоны.

21 декабря с аэродрома Вальс на перехват группы бомбардировщиков Не.111Е из К/88 взлетели два звена истребителей И-16. Как выяснилось, Не 111 шли под большим истребительным прикрытием Перевес сил оказался значительным, так что сорвать бомбардировку республиканцам не удалось В схватке республиканцы потеряли один И-16 и еще два были серьезно повреждены

На следующий день в короткой схватке И-16 сбили CR-32 с бортовым номером 3-103, летчик при этом погиб.

24 декабря летчики И-16 сбили еще один CR-32, который пилотировал сержант Джузеппе Марин из 25-й эскадрильи группы La Cucaracha.

26 декабря 1938 года И-16 сбили самолет командира группы La Cucaracha подполковника Дуччио Тессари

28 декабря звено И-16 из третьей эскадрильи в составе Франциско Тарасоны, Хоче Вальсы и Мануэля Монтиллы атаковало над Кастельданой группу бомбардировщиков SM 79 и истребителей CR-32. Итальянцы потеряли один CR-32 Летчик Альдо Гасперини погиб

Двумя днями позже самолеты третьей эскадрильи, сопровождавшие И-15, сбили очередной CR-32

4 января 1939 года четвертая эскадрилья атаковала группу бомбардировщиков Не.111Е При этом республиканцы сбили один бомбардировщик На следующий день И-16 четвертой эскадрильи провели бой с Bf 109D, в ходе которого один из И-16 получил серьезные повреждения Вечером того же дня звено И-16, патрулировавшее морское побережье недалеко от Барселоны, было неожиданно, со стороны солнца, атаковано Bf 109. При этом немцы сбили один И-16 с бортовым номером СМ-222 Ближе к вечеру пара Лопес де Санта-Мария и Лучано Табернеро Герре-ро атаковала группу Не.111Е, шедшую в сопровождении Bf-109D, сбив в ходе скоротечного боя один Bf 109D.

25 января в воздух с аэродрома Ла-Гаррига поднялись последние пригодные к полетам И-16 Истребителям предстояло сопровождать И-15. В воздухе республиканцы встретились с CR-32 из «La Cucaracha», сбив два из них — сержанта Луиджи Катены и капрала Марино Маси

Истребитель Маси стал последним CR-32, сбитым И-16 в воздушном бою гражданской войны в Испании.

На заключительном этапе войны потери республиканцев в воздушных боях были очень большие. Так к 31 декабря в шестой эскадрильи «Москас» осталось три исправных самолета, в четвертой — 8. Общее количество исправных И-16 не превышало 20 машин.

26 января франкисты вошли в Барселону.

В последующие дни республиканская армия распалась на мелкие отряды, прокладывающие себе путь к французской границе. Воздушные бои фактически прекратились.

Уцелевшие самолеты республиканцев концентрировались на аэродромах Фигуэ-рас и Виллаюга. Аэродромы подвергались ударам франкистской авиации. В конечном итоге во Францию удалось перелететь всего двум И-16, остальные были уничтожены на земле в результате налетов или приведены в неисправное состояние летчиками и техниками. Некоторое количество исправных истребителей И-16 франкисты смогли захватить на других аэродромах. Всего в руках националистов оказалось 52 истребителя И-16, последние два из них списали только в 1954 году.

Война

Но самым главным испытанием для лётчиков с опытом боевых действий в Испании стала Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года полк входил в состав ВВС Северного фронта и базировался на аэродроме Горелово под Ленинградом. Первая победа пришла 6 июля 1941 года. Лейтенант Дмитрий Титоренко на истребителе И-16 сбил немецкий двухмоторный самолёт-разведчик Юнкерс-88D. Карта, полученная со сбитого немецкого самолёта, позволила предотвратить атаку немцев на сеть советских аэродромов. В боях под Ленинградом лётчики полка сбили 63 самолёта противника и ещё 13 повредили. Ещё 40 машин пилоты уничтожили в результате штурмовых действий на аэродромах противника. В этих боях сам полк понёс тяжёлые потери: 57 самолётов было сбито, 30 лётчиков погибли.

В 1944 году советские лётчики закрепили за собой господство в воздухе, а в 19-м полку освоили тактику «свободной охоты». Чёткой задачи «охотникам» не ставилось, им определялся квадрат, в котором они действовали. Опытные лётчики сами принимали решения, вступать в бой с противником или лучше отступить.

Знаменитый ас, первый в истории трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин считал, что «свободная охота» – высшая форма деятельности для воздушного бойца. Лётчики полка выполнили около 3500 таких боевых вылетов.

Именно с 22 марта – дня формирования легендарного 19-го отдельного истребительного полка, ведёт свою историю и 237-й гвардейский Проскуровский центр показа авиационной техники. Всем нам известные по трансляциям парадов на Красной площади пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи» – прямые потомки «свободных охотников» времён Великой Отечественной войны.

Обложка: https://ria.ru

«Курносые» и «мошки»

Всего, по данным испанских источников, Советский Союз поставил республиканскому правительству Испании 648 самолетов. В основном это были самые современные на тот момент советские боевые машины, и первыми стали бомбардировщики СБ – в середине сентября 1936 года в Испанию морским путем доставлен 31 самолет. 28 октября того же года прибыли 40 истребителей И-15, чуть позже – первая партия И-16. Истребители из Советского Союза заслужили у испанцев характерные ласковые прозвища: «пятнадцатые» именовались «чато», то есть «курносые», а «шестнадцатые» – «моска», то есть «мушка». А у противника, прежде всего франкистских летчиков и пилотов-итальянцев, «мошки» назывались «рато», то есть «крыса»: очень уж большие неприятности сулила встреча с этими небольшими, но очень верткими и опасными самолетами. Кроме того, воевали в Испании в качестве штурмовиков и легких бомбардировщиков советские бипланы Р-5 и их наследники — бипланы Р-Z, которые испанцы называли «Наташа».

Истребитель И-15 из состава ВВС республиканской Испании, 1937 год

И-15 в годы Великой Отечественной Войны

Подразделения И-15бис активно использовались в первый период Великой Отечественной войны до замены этих машин новыми скоростными истребителями и штурмовиками.

В эти труднейшие месяцы войны полки и эскадрильи, вооруженные машинами И-15бис, неоднократно успешно выполняли задания командования – вели воздушные бои, наносили удары по наземным частям и аэродромам противника. 27 июня 1941 года командир эскадрильи 147-го авиаполка старший лейтенант Л.И.Иванов, используя отличную маневренность И-15бис, завязал бой с семью самолетами, сопровождавшими бомбардировщики.

Воспользовавшись этим, летчики эскадрильи успешно атаковали фашистские бомбардировщики и не пропустили их к цели. В неравном длительном бою Л.И.Иванов, виртуозно пилотируя свой самолет, сбил один немецкий истребитель и повредил другой

В июле 1941 года отважному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза

В дальнейшем боевое применение устаревшего И-15бис ограничивалось ведением штурмовых действий. Большинство этих самолетов было передано в штурмовые авиаполки. Личный состав умело использовал свойства надежных, хорошо освоенных машин в боях с врагом. Бомбовая нагрузка была небольшой – до 150 кг, поэтому 82-мм реактивные снаряды на И-15бис обычно устанавливались на стандартных направляющих.

12 августа 1941 года семь истребителей И-15бис 65-го штурмового авиаполка нанесли бомбово-штурмовой удар по колонне противника в районе Паниилы (Карельский фронт). Шесть самолетов Bf-109 пытались помешать советским летчикам. В ходе завязавшегося напряженного боя командир эскадрильи капитан М.Краснолуцкий нижним крылом своего самолета «обрезал» хвостовое оперение Bf-109, но из боя не вышел, так как его поврежденный И-15 остался управляемым. Противник, потеряв еще два самолета, ушел на свой аэродром.

В действующей армии И-15бис находились на ряде фронтов до конца 1942 года, после чего их начали передавать в учебные подразделения. До конца войны эти самолеты оставались на вооружении только на Дальнем Востоке, где выполняли скорее миссию сдерживания, чем реальной боевой силы.

• Справочник авиации • Самолеты того же периода • Советские истребители •

Брунетская операция

В ночь с 5 на 6 июля 1937 года началось крупнейшее наступление республиканцев Принимавшие в нем участие И-16 базировались на аэродромах Алкалале-де-Хенарес и Бараяс

6 июня в бою с истребителями FIAT был поврежден И-16 Г Хозяинова из эскадрильи И Девотченко — летчик при этом выпрыгнул с парашютом

На следующий день в небе над Севильей-ла-Нуэва и Брунете были сбиты два CR-32 из 19-й эскадрильи Asso de Bastoni

С 8 июля в боевую работу включилась еще одна эскадрилья И-16, которой командовал ГПлещенко В подразделении были собраны в основном летчики из ленинградской бригады Эскадрилья базировалась на аэродроме Манзанарес-де-ла-Сиерра

В течение последующих двух дней успеха в воздушных боях не сумела добиться ни одна из сторон

10 июля истребители И-16 из эскадрильи ГПлещенко сбили CR-32 с бортовым номером 3-56 Еще два поврежденных неприятельских истребителя вышли из боя Нов этот день на аэродром не вернулся И-16 Ф Колосова В последующих боях эскадрилья Плещенко несла самые большие потери — к концу Брунетской операции в эскадрилье осталось только два исправных самолета и два летчика

12 июля в воздушном бою сошлись звено И-16 и звено FIAT CR-32 Один из франкистских истребителей был уничтожен, но оставшиеся сумели сбить все И-16 В их числе оказались командир эскадрильи А Минаев и американец А Баумлер — они выпрыгнули с парашютами и приземлились в расположении своих войск

На следующий день Ф Тинкер сбил новейший немецкий истребитель Bf-109B, который пилотировал унтер-офицер Гвидо Хюнесс Немецкий истребитель упал в окрестностях Виллаверде

14 июля И-16 летали на прикрытие ударных самолетов P-Z, но защитить их они не смогли — позднее франкистские истребители CR-32 из Patrulla Azuf сбили пять P-Z

Через четыре дня И-16 уничтожили один Bf-109B, которым управлял унтер-офицер Харбах Пилот воспользовался парашютом и после приземления попал в плен В этот же день республиканцы потеряли два И-16 из эскадрильи Г Плещенко

Отразив наступление республиканских войск, 18 июля 1937 года франкисты перешли в контрнаступление Воздушные бои приняли еще более ожесточенный характер 19 июля противники потеряли по одному самолету (И -16 и Не-51) 20 и 22 июля было сбито по одному И-16 из эскадрильи Г.Плещенко 24 июля И-16 перехватили выполнявший разведывательное задание бомбардировщик Дорнье Do-17P, однако тот, получив серьезные повреждения, сумел все же дотянуть до своего аэродрома 25 июля 1937 года после взятия франкистами Брунете сражение завершилось

8 июля в ходе Брунетской операции республиканцы получили очередную партию из 31 истребителя И-16 и нескольких двухместных УТИ-4 Последние попали в авиашколу в Эль-Кармоли

Модификации истребителя И-15

И-15бис (И-152). Самолет имел смешанную конструкцию, во многом аналогичную конструкции И-15, которая отличалась высокой прочностью. Верхнее крыло было прямым, без «чайки». На истребителе устанавливался двигатель М-25В мощностью 750 л.с. Кольцо Тауненда вокруг головок цилиндров мотора было заменено капотом, полностью закрывавшим их. Кресло пилота оборудовалось бронеспинкой.

ДИТ (двухместный истребитель тренировочный) был создан в 1938 году на базе истребителя И-15бис. Обладавший почти теми же летными характеристиками, что и обычный И-15бис, имевший облегченное вооружение (два пулемета ШКАС, 100 кг бомб), самолет был идеальным летающим стендом для будущих летчиков-истребителей. Серийный выпуск истребителей ДИТ планировалось наладить на подмосковном заводе № 207 – бывшем «Дирижаблестрое». Однако, пока велись подготовительные работы, было реализовано правительственное решение о выпуске на этом заводе бомбардировщика Су-2, первоначально известного как СЗ-3 (сталинское задание – 3). Таким образом, ДИТ серийно не выпускался.

И-15бис ТК. Вариант был создан в 1939 году. Для повышения мощности и высотности двигателя истребитель оборудовали двумя турбокомпрессорами ТК-3. При этом взлетная масса самолета увеличилась на 140 кг, и в результате при испытаниях заметных изменений летных качеств помимо увеличения потолка и скорости на большой высоте отмечено не было.

И-15бис с гермокабиной. Вариант построен в 1939 году на базе серийной машины И-15бис, на которую была установлена первая в СССР герметическая кабина регенерационного типа инженера Щербакова. Кабина жесткой клепаной конструкции с защитными слоями снаружи и изнутри вставлялась в сварную ферму фюзеляжа. Полукруглый купол имел девять иллюминаторов. Общая масса составляла 78 кг. Испытания показали, что созданная гермокабина вполне удачна, но на самолет с потолком 9800 м устанавливать ее нерационально.

И-15бис с ПВРД. Этот вариант стал первым в СССР самолетом, на котором были установлены и испытаны прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД). Зимой 1939 года проведены испытания опытного образца, на которых удалось получить незначительный прирост скорости.

Всего было построено 2408 машин И-15бис. В 1939 году серийное производство самолета было прекращено, и заводы перешли на выпуск истребителя И-153 (именно этот самолет, кстати, и ассоциируется у нас с собственным именем «чайка»).

см. также «боевое применение И-15бис»

• Справочник авиации • Самолеты того же периода • Советские истребители •

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий