Поиск

Ан-10: Элегантный лайнер – высокоплан

Катастрофы[править]

Всего было потеряно 13 самолётов Ан‑10, при этом бытует мнение, что причиной этих катастроф был отказ техники, однако исследования обстоятельств аварий также говорят о присутствии человеческого фактора:

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыКраткое описание
16.11.1959 11167 Львов 40/40 Внезапное резкое снижение (с потерей управления) при заходе на посадку, предположительно из-за обледенения стабилизатора при полностью выпущенных закрылках.
26.02.1960 11180 Львов 32/33 Внезапное резкое снижение (с потерей управления) при заходе на посадку, предположительно из-за обледенения стабилизатора при полностью выпущенных закрылках.
27.01.1962 11148 Ульяновск 13/14 Разбился через полторы минуты после взлёта ночью из-за потери скорости в результате выключения двигателя № 4 вследствие конструктивных недостатков гидросистемы двигателя. Тренировочный полет без пассажиров.
28.07.1962 11186 у Сочи 81/81 Столкновение с горой в результате ошибки диспетчера.
08.02.1963 11193 Сыктывкар 7/7 Обледенение и отказ трёх двигателей в результате попадания в них льда. Тренировочный полет без пассажиров.
08.08.1968 11172 Мирный 0/н. д. Грубая посадка накануне в Иркутске, которая привела к разрушению левой стойки шасси, при посадке крылом задет топливозаправщик.
12.10.1969 11169 Мирный 0/н. д. Посадка на обледеневшую ВПП.
15.05.1970 11149 Кишинёв 11/11 Потеря управления и падение во время ухода на второй круг на двух двигателях (с имитацией отказа). На борту самолёта находились курсанты из Ульяновской ШВЛП. Тренировочный полет без пассажиров.
08.08.1970 11188 близ Кишинёва 1/114 Пожар двигателя № 4, аварийная посадка в поле. Самолёт получил значительные повреждения.
31.03.1971 11145 у Ворошиловграда 64/64 Разбился при заходе на посадку. По неустановленным причинам разрушилось крыло (версии: усталостные трещины металла либо взрыв паров топлива)
12.10.1971 11137 Кишинев н. д. Грубая посадка.
30.04.1972 11159 Внуково 0/н. д. Грубая посадка.
18.05.1972 11215 у Харькова 122/122 Разрушился в воздухе при снижении. Усталостные трещины в элементах силовой конструкции крыла (стрингерах).

Вооружение Ан-12

Имеет бомбардировочное и артиллерийское вооружение.

К артиллерийскому относится система пушечного вооружения, которая состоит из кормовой башни с двумя пушками (23 мм), прицельно-вычислительного блока и электросистем дистанционного управления. Боекомплект рассчитан на 700 снарядов, скорострельность – 1250 выстрелов в минуту.

Бомбардировочное вооружение

  • Две фотографические бомбы и две ночные ориентирно-сигнальные авиабомбы или два дневные ориентирно-сигнальные авиабомбы для сбрасывания с балочных держателей

  • Семьдесят авиабомб калибра 100 кг (ЗАБ, ОФАБ), или 29-32 авиабомб по 250 кг (ЗАБ, ОФАБ, РБК, ПТАБ), или 18 авиабомб по 500 кг (ФЗАБ, ЗАБ, ФАБ), или 18 авиамин для сбрасывания с транспортера

В кабине штурмана для прицельного бомбометания и сброса грузов установлен прицел НКПБ-7. В передней части обтекателя шасси находится два наружных балочных бомбодержателя и два внутри задней части. Ящик держателя для вертикальной подвески шести бомб располагается в хвостовой части фюзеляжа.
 

Ан-12 видео

https://youtube.com/watch?v=JBtLhLuRH3w

В случае необходимости на заднюю створку грузового люка монтируется один ночной фотоаппарат НА-МК/25 или один дневной АФА-42.

Ан-12 характеристики:

Модификация  Ан-12
Размах крыла, м  38.00
Длина самолета,м  33.10
Высота самолета,м  10.53
Площадь крыла,м2  121.7
Масса, кг 
  пустого самолета  28000
  нормальная взлетная  55100
  максимальная взлетная  61000
Внутреннее топливо, л  18100
Тип двигателя  4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20К
Мощность, л.с.  4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч  777
Крейсерская скорость, км/ч  670
Практическая дальность, км  5700
Дальность действия, км  3200
Практический потолок, м  10200
Экипаж, чел  5 + 1
Полезная нагрузка:  90 солдат или 60 парашютистов или 20000 кг груза
Вооружение:  две 23-мм пушки НР-23

Антонов Ан-12. Галерея. 

Ошибки в конструкции Ан-10, приведшие к катастрофам[править]

С Ан-10 произошёл ряд катастроф (см. ). Самолёт был ненадёжен в условиях обледенения, что делало его пилотирование в зимний период крайне опасным. В первых двух катастрофах при посадке произошли неожиданные резкие «клевки» вниз, привёдшие к столкновению с землёй.

Не менее опасной была заложенная в конструкции ошибка, привёдшая к двум катастрофам под Ворошиловградом и Харьковом. В результате их расследования было установлено, что гибкое крыло Ан‑10 создаёт остаточные напряжения на лонжероне, которые постепенно разрушают его. На лонжероне для снижения веса применялось химическое фрезерование, которое увеличило вероятность создания концентраторов напряжения. Это привело к появлению в лонжероне усталостных трещин.
Было принято решение о прекращении в 1973 году эксплуатации на линиях «Аэрофлота» всех самолётов типа Ан‑10. В ВВС и в предприятиях Министерства авиационной промышленности самолёты ещё летали некоторое время. Затем большая часть самолётов была пущена на слом, некоторые были установлены в различных городах СССР как памятники или просто на детских площадках. В частности, в Куйбышеве в парке имени Юрия Гагарина и в Воронеже в парке Советского района самолёты Ан‑10 были переоборудованы в детские кинотеатры, а впоследствии в начале 1990-х разобраны на металлолом. Во Львове аналогичный кинотеатр «Самолёт» просуществовал до конца 1980-х годов. До начала 1980-х годов на базе Ан-10 существовал детский кинотеатр «Антей» в Таганроге, в сквере Комсомольского переулка. В Омской области в п/л им. Гастелло. Детский кинотеатр “Полет” существовал на базе Ан-10, в парке им. Ю.А. Гагарина, в г. Комсомольск-на-Амуре. В начале 90-х был сожжен вандалами. В Киеве в районе Севастопольской площади существовал аналогичный детский кинотеатр «Орленок».

На Ан‑12, выпущенных позже и допущенных к полётам, были установлены датчики на лонжерон; немало Ан‑12 продолжают летать в настоящее время.

Технологии проектирования самолётов во времена создания Ан-10 не позволяли предусмотреть и исключить подобные ошибки.

Двигатель с повышенным КПД

Сердце любого автомобиля по-своему уникально, и прежде чем оказаться за рулём, мне было интересно ознакомиться с особенностями конструкции нового мотора MAN D2676 LOH. Двигатель D2676 LOH экостандарта Euro 6 (превышает требования Euro 6) рабочим объёмом 12,4 л, имеет несколько настроек мощности, на протестированных автобусах была установлена 460-сильная версия.

Из интересных нововведений – система контроля температуры в камере сгорания, поддерживающая высокую температуру отработавших газов даже при частичной нагрузке, например, при несложных топографических условиях и/ или при низкой загрузке автобуса, что позволяет системам доочистки (рециркуляции и сажевому фильтру) работать с оптимальным расходом энергии, к тому же это сокращает время прогрева двигателя.

Как и многие конкуренты, специалисты из Нюрнберга озаботились повышением механического КПД движка: D2676 LOH имеет регулируемую с помощью шкива с вискомуфтой водяную помпу переменной производительности. В отличие от распространённых ранее постоянно работающих насосов системы охлаждения новый узел обеспечивает подачу антифриза в зависимости от потребностей. Регулирование мощности производится бесступенчато в диапазоне от 20 до 95%. Так, при небольшой потребности в охлаждении, например, в режиме устоявшегося прямолинейного движения механическая мощность насоса системы охлаждения может быть снижена на 80%, что позволяет значительно сэкономить топливо.

К другим нововведениям в двигателе относятся новые стальные поршни и новый «активный» датчик уровня масла, который позволяет предотвратить работу двигателя при недостаточном уровне моторного масла, даже если в данный момент проверить уровень вручную затруднительно, например, если в задней части закреплён багажный бокс, и открыть крышку моторного отсека невозможно.

Конструкция Ан-12

Аэродинамическая схема машины представляет собой 4-моторный турбовинтовой высокоплан с хвостовым грузовым люком и однокилевым оперением.

Фюзеляж с большим грузовым люком и приподнятой хвостовой частью обеспечивает удобную погрузку/выгрузку габаритных грузов и их парашютное десантирование. Кран-балка (бортовое погрузочное устройство) грузоподъемностью 2,8 т и транспортер ускоряют и облегчают процессы швартовки, погрузки и выгрузки. Конструкция фюзеляжа Ан-12 практически такая же, как и конструкция Ан-10. Основное отличие – кормовая часть самолета, имеющая хвостовую стрелковую установку и грузовой люк с кабиной воздушного стрелка. В средине фюзеляжа вместо салона пассажиров находится грузовая кабина. Причем передняя часть машины с кабиной экипажа практически полностью совпадает с Ан-10, а именно ее передней частью. Кабина экипажа герметична и имеет отделение от грузовой с помощью гермошпангоута с дверью.

Высокой проходимостью обладает шасси самолета, что позволяет ему с легкостью взлетать с заснеженных, грунтовых и ледовых аэродромов. Погрузка крупногабаритных грузов и техники осуществляется в задней части фюзеляжа через грузовой люк. Уровень грузового пола машины находится близко к земле благодаря схеме «высокоплан», что существенно облегчает и упрощает загрузку. Разгрузка и погрузка осуществляются с применением бортовых лебедок, грузовых трапов, кран-балки и транспортера. Для парашютного десантирования на платформах в машине устанавливается транспортер. На полу есть гнезда для разработки Ан-12 и Ан-10. Для самолета выбрали двигатели АИ-20.

16 декабря 1957 г. взлетел первый Ан-12 в Иркутске. С 1959 года он начал поставляться в ВВС. Во время его эксплуатации взлетная масса была увеличена и составляла уже 61 тонну.

Особенности конструкции

Из-за унификации производства Ан-12 и Ан-10 средняя часть фюзеляжа самолета с грузовой кабиной совпадала конструктивно со средней частью фюзеляжа модели Ан-10 и была конструктивно герметичной. Однако задняя часть фюзеляжа, которая имела грузовой люк, рампу и соединялась со средней, была негерметичной изначально. После производства около ста самолетов среднюю часть все-таки сделали герметичной.

Модификации[править]

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ан-10А  С удлиненным пассажирским салоном (длина фюзеляжа осталась прежней) и с двигателями АИ-20А, а затем АИ-20К. Машина выпускалась сначала в компоновке на 100 пассажирских мест, впоследствии их число было доведено до 112.
Ан-10Б  С обновлённым радиооборудованием и изменённой компоновкой салона, вмещавшего до 132 пассажиров.
Ан-10В  Проект с удлинённым на 6 м фюзеляжем, вмещавшим до 174 пассажиров. Этот же проект имел обозначение Ан-16.
Ан-10Д Проект увеличенной дальности. Использование свободных отсеков крыла для размещения топлива повышало дальность полёта до 3 650 км. Проект не был реализован.
Ан-10ТС  Военно-транспортный самолёт, грузоподъёмностью 14500 кг, способный десантировать личный состав ВДВ в воздухе.
Ан-10ВКП  Воздушный командный пункт, оснащенный аппаратурой спецсвязи для управления войсками. В такой вариант было переоборудовано несколько самолетов, принадлежавших ВВС.

Системы безопасности и бортовая электроника

Neoplan Tourliner оборудован рядом современных и инновационных систем, которые стоит упомянуть. Так, для него впервые предлагается система MAN AttentionGuard. Этот ассистент распознаёт снижение концентрации водителя и при необходимости выдает предупреждения, используя данные системы слежения за дорожной разметкой LGS. Обнаруживая потерю концентрации, MAN AttentionGuard оповещает водителя визуальными, звуковыми и тактильными сигналами, но активно не вмешивается в ситуацию на дороге.

Начиная с середины 2015 года в автобусах MAN Lion’s Coach, MAN Lion’s Intercity и MAN Lion’s Regio, а также во всех туристических автобусах Neoplan используется система слежения за дорожной разметкой (LGS) нового поколения. LGS теперь активируется только при обнаружении обеих разметок полосы (справа и слева). Видеокамера за ветровым стеклом регистрирует линии разметки. Если автобус выходит за пределы полосы без включения указателей поворота водителем, он получает предупреждение в форме вибрации подушки сиденья с определённой стороны. Таким образом, при монотонном движении LGS помогает избежать типичной причины аварий – случайного выхода за пределы полосы в связи с потерей концентрации.

Адаптивный круиз-контроль MAN (ACC) автоматически сохраняет постоянное расстояние до движущегося впереди автомобиля. Радарный датчик за передней облицовкой регистрирует дистанцию на расстоянии до 150 метров и относительную скорость идущего впереди транспорта на той же полосе. На основании этих данных, параметров полосы, собственной скорости и реакции водителя блок управления адаптивного круиз-контроля рассчитывает оптимальную стратегию сближения и управляет ускорением или замедлением с помощью тормоза-замедлителя или рабочего тормоза.

Ещё в качестве опций доступен полный набор ассистирующих систем, в том числе система автоматического торможения EBA и система контроля давления в шинах TPM и новый датчик технического обслуживания, отслеживающий и прогнозирующий сроки ТО и износ компонентов.

Техническая характеристика автобуса Neoplan Tourliner N2216 SHD (460)
ПараметрЗначение
Полная масса, кг18600
Пассажировместимость, чел.49
Вместимость багажных отсеков, м39,7
Распределение полной массы по осям, кг7100 / 11 500
Двигатель:

  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
MAN D2676 LOH
Турбодизель, I-6 (Euro 6)
12 419
460 при 1800 мин-1
2300 при 930–1350 мин-1
Коробка передач:

  • тип
  • количество ступеней вперёд/ назад
MAN Tipmatic c интардером ZF
Автоматизированная
12/1
ПодвескаПневматическая
Тормозная системаПневматическая, ABS, ESR
Передаточное число главной передачи2,73
Шины295/80R22,5

Современное состояние[править]

До сегодняшнего дня сохранился единственный самолёт Ан-10А (борт СССР-11213), который хранится в авиационном музее в Монино.
В Краснодаре сохранились элементы фюзеляжа борта СССР-11192, которые принадлежат частному лицу.
На служебной территории аэропорта города Мирный находится фюзеляж самолёта Ан-10 СССР-11169, приспособленный под складское помещение. 12 октября 1969 года при посадке в а/п Мирный этот самолёт получил повреждения (по вине наземных служб), и был списан.
До 2008 в Новосибирске (Чкаловец) сохранялся СССР-11156, но в 2008 был разделан.
До 2003 в Ульяновске (на учебном аэродроме Академии ГА) оставался сравнительно целый фюзеляж СССР-11154.
До конца 1990-х на аэродроме бывшего РКИИГА сохранялся СССР-11171.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий