«По-прежнему представляет загадку»
В СМИ неоднократно появлялась информация о возможном возрождении проекта 705.
«На мой взгляд, «Лира», несмотря на свою революционность и необычайно высокий уровень автоматизации, осталась в прошлом. Создание лодки наподобие проекта 705 — слишком дорогая затея. Гораздо уместнее заимствовать отдельные технологические решения, которые воплощены в ней. Правда, этот процесс и так происходит», — отметил Корнев.
- К-560 «Северодвинск» проекта 885
Российские АПЛ унаследовали от «Лиры» «лимузинную» форму ограждения выдвижных устройств (рубка) и обтекаемую форму корпуса. В частности, данные новации воплотились в подлодках проекта 971 «Щука-Б» (строились в 1980-е годы), а также в субмаринах проекта 885 «Ясень», которые сейчас поступают на вооружение ВМФ.
«Лира» была, наверное, самой красивой АПЛ в составе советского флота. Хотя использование обтекаемых форм было вызвано не эстетическим вкусом инженеров, а вполне практическими соображениями, так как это уменьшало шумность. Возможно, нашла своё применение и технология реактора с ЖМТ. Есть версия, что данный тип реактора установлен на автономном аппарате «Посейдон», который обладает невероятными скоростными и манёвренными характеристиками», — рассказал Корнев.
Вадим Козюлин также отмечает, что в «Лире» была воплощена в жизнь масса смелых технических решений, которые и сейчас применяются при разработке АПЛ и различных вооружений.
«О боевой вахте «Лиры» нам известно не много. Данная АПЛ по-прежнему представляет загадку для российских и зарубежных исследователей. Учитывая сроки утилизации, потенциал лодок этого проекта не был до конца раскрыт. Однако у меня нет сомнений, что создание «Лиры» и её эксплуатация обогатили оборонную промышленность и ВМФ знаниями, которые воплощены в новейших образцах подводной техники России», — резюмировал Козюлин.
«Большое количество средств поражения»
Су-57 — российский многофункциональный боевой самолёт, предназначенный для поражения воздушных, наземных и морских целей. Машина способна преодолевать комплексы ПВО противника, осуществлять мониторинг воздушного пространства на больших удалениях от места базирования и разрушать системы управления вражеской авиацией.
Разработчиком Су-57 является компания Sukhoi. Первый полёт машина совершила 29 января 2010 года. До августа 2017-го самолёт именовался ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и обозначался заводским шифром Т-50.
- Су-57 в сборочном цеху
- РИА Новости
По информации разработчика, помимо сверхманёвренности, достоинствами Су-57 являются длительный сверхзвуковой крейсерский режим полёта, короткие взлёт и посадка, малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, всенаправленное и многоканальное применение оружия, высокая помехозащищённость аппаратуры, а также качественно новый уровень защиты пассивными и активными средствами, в том числе и в составе группы.
Малая заметность Су-57 достигается благодаря особой геометрии планера, использованию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применению специальных радиопоглощающих композитных материалов и камуфляжной окраске, которая может быть защитной (сливаться с фоном) и деформирующей (искажать зрительное восприятие формы самолёта).
Как утверждают специалисты Sukhoi, в результате всех этих мер истребитель получил возможность осуществления скрытых манёвров на театре военных действий (ТВД).
Важным достоинством Су-57 разработчик называет «принципиально новый комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой (модульной. — RT) архитектурой».
Бортовое радиоэлектронное оборудование отличает высокий уровень автоматизации управления и интеллектуальная поддержка экипажа «с возможностью расширения и модернизации».
Также по теме
Космическая «Лиана»: как Россия формирует систему радиоэлектронной разведки
Российские предприятия завершают разработку нового разведывательного спутника «Пион-НКС». Об этом сообщил министр обороны Сергей…
Реализация открытой архитектуры значительно снижает нагрузку на лётчика и позволяет ему концентрироваться на выполнении поставленных задач. Также авионика Су-57 «позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно».
Ударное вооружение истребителя пятого поколения преимущественно размещено во внутрифюзеляжных отсеках, что значительно повышает радиолокационную малозаметность.
Благодаря данной мере сигнал вражеской радиолокационной станции значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате противник не получает информацию о пространственном положении и скорости самолёта.
В арсенал Су-57 входит широкая номенклатура управляемых и неуправляемых средств поражения. Максимальная боевая нагрузка самолёта составляет 10 т. По информации Минобороны, поставщиком средств поражения для истребителя выступает АО «Корпорация « Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).
Как сообщают военные, внутри фюзеляжа истребителя пятого поколения можно разместить авиационные ракеты класса «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и ракеты класса «воздух — поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59). На внешних точках подвески истребителя устанавливаются корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг.
В феврале в интервью РИА Новости глава КТРВ Борис Обносов рассказал, что ракеты, размещённые в отсеках Су-57, имеют складывающиеся крылья и рули. По его словам, «это дело новое, до этого внутри фюзеляжа размещались только мощные стратегические образцы».
В перспективе арсенал Су-57 пополнится новыми средствами поражения. Об этом в декабре 2019 года заявил РИА Новости генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.
- Истребитель Су-57 поднимается в небо
«Напомню, что самолёт (Су-57) сможет применять большое количество новых средств поражения, часть из которых уже созданы, а некоторые ещё разрабатываются. Под новые функции, новые задачи испытания будут продолжаться», — сказал Слюсарь.
В конце февраля агентство ТАСС со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сообщило, что для Су-57 разработана малогабаритная гиперзвуковая ракета класса «воздух — поверхность» для внутрифюзеляжного размещения.
Торпедное оружие. Торпеды “Рыба-4” и “Рыба-5”
Тяжелая электрическая торпеда “Рыба 4” разработана китайскими конструкторами на базе советской САЭТ-60 (Самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда образца 1960 года), благодаря конструкторской документации и нескольким образцам, полученным из СССР. Опытно-конструкторская работа началась в 1973 г.
Морская торпеда “Рыба-4”
Решение технических вопросов заняло почти 10 лет в результате чего, серийное производство торпеды стартовало только в 1984 г. Было разработано две модификации, а именно “Рыба-4А” с пассивным акустическим наведением и “Рыба-4Б” с активно-пассивным наведением.
Торпеды “Рыба-4 А и Б” входят в номенклатуру вооружения дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проектов 033, 035, 039, 040, а также в комплект поставки экспортных ДЭПЛ проектов S20, S26 и МS.
В отношении тяжелой тепловой торпеды под обозначением “Рыба-5” известно, что она предназначена для вооружения АПЛ проекта 093Э, ДЭПЛ проекта 039 и последующих лодок.
Тепловая торпеда “Рыба-5”
Данный боеприпас оснащен более эффективной активно-пассивной акустической системой наведения. В основном данные торпеды поставляли на экспорт в ВМС иностранных государства, на вооружении которых находились лодки китайского производства.
Тактико-технические характеристики торпедного оружия ВМС Китая. Образцы “Рыба-4” и “Рыба-5”
Характеристика/модель | Рыба-4 | Рыба-5 |
Производственное обозначение | H/YZQ-004 | H/YZQ-005 |
Экспортное обозначение | ЕТ-31 | ЕТ-34 и ЕТ-36 |
Начало ОКР | 1966 | 1980 |
Начало пр-ва | 1982 | |
Постановка на вооружение | 1984 | 2000 |
Тип носителя | ПЛ | ПЛ |
Предназначение | Противокорабельная | Противолодочная |
Калибр (мм) | 533 | 533 |
Длина (м) | 7,74 | 7,8 |
Масса торпеды (кг) | 1755 | |
Масса БЧ (кг) | 309 | 400 |
Скорость (уз) | 30-40 | До 50 |
Оптимальная дальность пуска (км) | 6 | |
Максимальная дальность пуска (км) | 15 | 25 |
Средняя глубина пуска (м) | 5-45 | 10-50 |
Максимальная глубина пуска (м) | 150 | 200 |
Максимальная глубина цели (м) | 300 | 500 |
Тип двигателя | электрический | тепловой |
Наведение | Активное/пассивное акустическое + проводное | Активное/пассивное акустическое + проводное |
Дальность обнаружения цели ГСН торпеды (м) | 1200-1500 | 1300-1700 |
Читайте продолжение:
По материалам китайского специализированного военно-технического издания «Корабельное знание»
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и получайте мгновенное сообщение о новых публикациях!
Принцип работы
Перед выстрелом торпеды торпедист устанавливал заданные направление и глубину хода торпеды. После выхода торпеды из торпедного аппарата и запуска электродвигателя постоянного тока, который подключался к винтам напрямую без использования редуктора, торпеда развивала начальную скорость 23 узла (САЭТ-50), устремляясь в направлении цели. В конструкцию модернизированной торпеды САЭТ-50М была введена система обесшумливания, позволившая сохранить чувствительность аппаратуры самонаведения с одновременным увеличением скорости торпеды до 29 узлов. Во время движения электрическая торпеда устойчиво держалась на курсе и не оставляла видимого следа, чем обеспечивала скрытность атаки. Если торпеда по какой-либо причине начинала уклоняться от заданного направления, то гироскоп действуя на золотник рулевой машинки перекладывал вертикальные рули направляя торпеду по заданному курсу. Если торпеда начинала уклоняться от заданной глубины, то изменившееся давление наружной воды действуя на диск передавала соответствующее усилие золотнику рулевой машинки, которая перекладывала горизонтальные рули и возвращала торпеду на заданную глубину хода. При выходе торпеды в зону действия аппаратуры самонаведения, её пассивная гидроакустическая система принимала звуковые импульсы винтов корабля-цели и, преобразуя их в электрические сигналы, управляла рулями, обеспечивая выход торпеды в район винтов с дальнейшим пересечением района миделя корабля-цели. Как только торпеда входила в зону действия неконтактного магнитного взрывателя, происходило замыкание цепи запала и воспламенение взрывчатого вещества, вызывая взрыв заряда БЧ на расстоянии 4-5 метров от днища поражаемой цели.
Перспективный проект ракето-торпеды Шквал
Перспективным проектом торпеды для отечественных ВМС является комплекс «Шквал» с ракето-торпедой, который разработан для поражения надводных и подводных кораблей противника ядерным боезарядом. «Шквал» не плывет, а фактически летит в газовом «пузыре» (воздушной каверне), который создается при помощи специального устройства — кавитатора, закрепленного на носу. Носителями уникального вооружения являются военные корабли, подводные лодки и пусковые установки наземного базирования. Максимальная скорость устройства до 370 км/час. В конце 90-х был создан экспортный вариант ракето-торпеды «Шквал-Э», с эффективной дальностью 7 км, для поражения надводных целей с применением обычных боеголовок. Скорость ракето-торпеды в подводном положении составляет 100 м/сек. Экспортная стоимость ракето-торпеды «Шквал-Э» 6 миллионов долларов США.
Основные тактико-технические характеристики ракето-торпеды «Шквал»:
- Масса торпеды — 2,7 тонн
- Длина — 8 200 мм
- Диаметр — 533 мм
- Скорость — 200 узлов
- Дальность хода — 11 км
- Глубина хода — от 6 до 30 м
- Масса боевой части — 210 кг.
Ракето-торпеда Шквал ВА-111
Хочется отметить, что Украина также обладает определенным промышленно-технологическим потенциалом для участия в производстве, модернизации и ремонте торпедного вооружения. Научно-производственное объединение «Киевский завод автоматики им. Петровского», совместно с предприятиями РФ и Киргизии, было и остается составной частью ранее выстроенной в СССР кооперации по производству минно-торпедного оружия. Основными потребителями украинской продукции являются российские предприятия-изготовители торпед концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор», завод «Двигатель» город Санкт-Петербург и завод «Дастан» в Киргизии. Для выполнения заказов Министерства обороны РФ, а также обеспечения экспортных поставок в интересах третьих стран, НПО «Киевский завод автоматики им. Петровского», поставляет в РФ комплекты аппаратуры управления для глубоководной электрической торпеды УГСТ, торпед МПТ-1У ракетного противолодочного комплекса «Медведка», для универсальной электрической торпеды УСЭТ-80, приборы курса для противолодочной электрической торпеды ТЭСТ-71МЭ, комплекты приборов управления для торпед СЭТ-65, САЭТ-60 и других. Также предприятие выпускает приборы управления для подводных скоростных кавитирующих ракето-торпед «Шквал». Украинский комплекс К-10 обеспечивает приведение подводной ракеты в заданную точку акватории.
Но де-факто, все эти изделия и узлы поставляются для производства торпед, которые были созданы еще до 90-х годов. Поэтому на предприятии заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудничества с РФ, особенно по направлению создания новых видов минно-торпедных вооружений. Для этого необходимо разработать и изготовить опытные образцы модернизованных приборов управления для основных типов минно-торпедного вооружения уже на современной элементной базе.
И в заключение хотелось бы отметить, что торпедное оружие хранит в себе массу секретов, за каждый из которых вероятному противнику в бою придется заплатить дорогую цену.
Торпедное оружие. Изделие “Рыба-3”
В рамках первой попытки самостоятельной разработки тяжелой электрической торпеды для атомных подводных лодок (АПЛ) первого и второго поколения китайские конструкторы создали боеприпас под обозначением “Рыба-3”. При длине 6,6 м и калибре 533 мм торпеда имела массу 1340 кг, из которых на БЧ отводилось 190 кг. Максимальная дальность пуска составляет 13 км, а глубина варьируется от 6 до 350 м.
Торпеда “Рыба-3” ВМС Китая
В дальнейшем китайские конструкторы модифицировали систему акустического наведения, которая обеспечила возможность перенацеливания. Фактически, китайским инженерам удалось создать универсальный образец торпедного оружия, позволяющий бороться как с надводными кораблями, так и с подводными лодками вероятного противника.
Обновленная версия торпеды получила обозначение “Рыба-3II” (также известна, как “Китайский осетр”). Испытания проходили в период с 1988 по 1997 гг. в акватории Южно-Китайского моря. На завершающем этапе экипаж АПЛ проекта “Хань” потопил судно-цель водоизмещением 1750 тонн.
Конструкция
Корпус торпеды выполнен из листовой стали и разделен на 4 основных отсека:
Боевое зарядное отделение
- В боевом зарядном отделении находились пассивная акустическая система самонаведения торпеды (ССН), неконтактный магнитный взрыватель (разработки И.П.Яковлева), запальные приспособления и взрывчатое вещество. Работа ССН основывалась на использовании магнитострикционного эффекта, антенна включала 4 приемника магнитострикционного типа, образующие попарно левую и правую базы.
Проекция и разрез торпеды САЭТ-50
Аккумуляторное отделение
- В аккумуляторном отделении находились свинцово-кислотная аккумуляторная батарея В-6-IV включающая в себя 45 аккумуляторов.
Кормовая часть
- В кормовой части имелась силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды. На торпеде установлен электродвигатель постоянного тока ПМ5-3М. Вал гребного винта соединен с двигателем непосредственно без редуктора.
Хвостовая часть
- В хвостовой части располагались гребные винты и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине.
Конструкция
Торпеда САЭТ-50М выполнялась из листовой стали и имела сигарообразную форму разделённую на 4 основных отсека:
- Боевое зарядное отделение;
- Аккумуляторное отделение;
- Кормовая часть;
- Хвостовая часть.
В боевом зарядном отделении находились пассивная акустическая система самонаведения торпеды, неконтактный магнитный взрыватель, запальные приспособления и взрывчатое вещество.
В аккумуляторном отделении помещалась свинцово-кислотная аккумуляторная батарея из элементов БАМ-3.
В кормовой части имелась силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды.
В хвостовой части располагались гребные винты и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине.
Описание российского военного самолёта ПАК ФА Т-50
ПАК ФА Т 50 схема
Трапециевидное крыло с высоким расположением плавно входит в сопряжение с корпусом и составляет основу интегрального планера традиционной компоновки. Механизация крыла – это отклоняемые носки и расположенные вдоль задней кромки флапероны, работающие на околозвуковых скоростях и элероны, создающие нужный крен на посадке и взлёте.
На дозвуковых скоростях подъёмную силу создаёт не только крыло, но и средняя часть фюзеляжа с аэродинамическими наплывами в корневых утолщениях каждой консоли.
На фюзеляже встроены боковые хвостовые балки с пилонами, на которых крепится вертикальное цельноповоротное оперение, способное разворачиваться в любом направлении. Так как аэродинамический тормоз на самолёте не предусмотрен, торможение осуществляется дифференцированным поворотом рулей направления и стабилизатора, создающих тем самым большое лобовое сопротивление.
За мотогондолами, размещёнными по обе стороны фюзеляжа, расположили друг за другом отсеки вооружения, за ними в хвостовой балке между соплами силовых установок – отсек тормозного парашюта. Справа в носу самолёта располагается авиационная скорострельная пушка, по левому борту устройство для дозаправки машины в воздухе.
Доля композитных материалов в поверхности планера равна 70%, что составляет четверть веса всей конструкции и общий вес машины снизился.
Двигатели ПАК ФА Т 50
ПАК ФА Т 50 схема двигателей
На первых самолётах, вышедших в серию и на опытных образцах установлены двигатели АЛ-41Ф1, достигающие без использования форсажа скорость звука. Эти силовые установки отличаются наличием системы цифрового управления и оборудования плазменного зажигания для более эффективного использования топливовоздушной смеси. Разработчики планируют установить новый модернизированный двигатель с тягой на форсаже свыше 20 тонн.
Схема шасси обычная трёхопорная, как у Су 27, стойки убираются внутрь фюзеляжа против набегающего встречного потока воздуха. На двух основных опорах по одному тормозному колесу, на передней опоре два нетормозных и стойка закрывается створкой, на которой размещены две посадочные фары.
Кабина ПАК ФА Т 50
ПАК ФА Т 50 фото кабины
Широкая просторная кабина нового истребителя по внутреннему оборудованию подобна кабине Су 35, на передней панели находятся два дисплея и один меньшего размера, применена широкоугольная коллимационная система ШКС-5 и речевой информатор. Один индикатор резервный, информация о полёте проецируется на стекло шлема пилота. Управление машиной осуществляется боковой ручкой с коротким ходом и тензометрическим РУДом.
Из авионики, по заявлению производителей, будет поставлена РЛС в корне отличающаяся от аналогичных радаров. Помимо основной локационной станции, установят ряд других радио и оптиколокационных станций, работающих в режимах большой активности и пассивности, составляющих,так называемую, умную обшивку.
Пятое поколение самолётов должно соответствовать требованиям малозаметности.
Материалы, которыми покрыт планер Т 50 имеют радиопоглощающие и отражающие свойства, элементы крыла и фюзеляжа построены под определёнными углами, чтобы избежать эффекта уголкового отражателя. Остекление фонаря изготовлено из материала, снижающего отражение радиоволн на 30%.
Для снижения радиозаметности большая часть вооружения спрятана внутри фюзеляжа. Маскировочная окраска для слияния с фоном делает самолёт более невидимым в зрительном диапазоне – это защитная окраска, применятся ещё и демпфирующая, искажающая форму машины до неузнаваемости. Тепловая и звуковая незаметность имеет прямую зависимость от конструкции силовой установки.
Автор книги: Рудольф Гусев
12САЭТ–60. Серебряный взлет электроторпед
Серебряный взлет электроторпед по времени начался с принятием на вооружение торпеды САЭТ–60 в феврале 1961 года. На флотах она появилась позднее – на Каспийском заводе «Дагдизель» шла основательная подготовка к серийному производству. Торпеду разработало СКБ завода «Двигатель», и Главным конструктором ее был Петр Валерьянович Матвеев. К тому времени электрическим торпедам исполнилось около двадцати лет отроду, тогда как парогазовым было уже около ста лет. В этот период состязание тепловой и электрической энергетики развернулось на новом этапе: парогазовые торпеды меняли в топливе окислители, а электрические – в аккумуляторных батареях свинец на серебро.
Еще недавно электрические торпеды по дальности и скорости серьезно проигрывали парогазовым, поэтому и шли к ним осторожно и неуверенно. Казалось, что единственным их преимуществом является всего лишь бесследность
Воздушные парогазовые торпеды оставляли за собой на поверхности моря след. Расторопная жертва, обнаружив его, порой успевала уклониться и избежать зловещей встречи с торпедой, либо, наоборот, броситься ей наперерез и принять удар на себя, спасая Флагмана. У нас электрическую торпеду начали делать в 1927 году после того, как немцы через шведов предложили за 1,5 миллиона шведских крон готовые электроторпеды и аккумуляторы. Гром грянул, мы перекрестились и подключили к работе сразу целых два треста. И только через десять лет вышли на стрельбы с двумя торпедами. Стрельбы проводились на Каспийском море на Махач-Калинской пристрелочной станции. Первый выстрел был произведен 6-го июня 1938 года с опытового судна «Серго Орджоникидзе», так как уникальное сооружение стационарной станции, более известной под красивым именем «Тамара» еще не было сдано в эксплуатацию. Первый блин оказался комом: одну торпеду утопили. И продолжалось бы так ни шатко, ни валко еще долго
Ведь дела и с тепловыми торпедами тогда тоже не ладились, и все внимание было отдано им. Но в конце 1939 года в Германии побывала советская делегация под руководством Тевосяна
В ее составе были и минеры. От зорких глаз Гончарова, Шибаева и Костыгова не ускользнуло, что боекомплект немецких подводных лодок на 2/3 состоит из электроторпед. Когда стало ясно, что мы надежно отстаем, последовали реорганизации и оргвыводы. Впрочем, немцы еще раз «порадели» за наши электроторпеды. В 1942 году в районе Поти выскочила на берег немецкая электрическая торпеда G–7E. «Подарок» ускорил доводку торпеды, ее испытания и подготовку серийного производства. Так, с 1942 года и началось у нас состязание двух видов энергетики в торпедах: электрической и тепловой. Казалось что после войны с началом разработки бесследных тепловых торпед, век электроторпед закончится. Ан нет. Электроторпеды не спешили выкладывать свои козыри. За бесследностью торпед востребовалась малошумность. Пожалуйста. Первыми самонаводящимися торпедами стали электрические. Далее стала важна большая глубина стрельбы. Пожалуйста. У электроторпед мощность энергоустановки от глубины не зависит. Наконец, надежность. Конструкция электроторпед заметно проще, значит, и отказов меньше. Торпеды ЭТ–46, САЭТ–50, САЭТ–50М потеснили тепловые торпеды. Вот только срок содержания электроторпед на кораблях был маловат: три-четыре месяца…
Предпосылки к созданию
Немецкая подводная лодка U-250 в Кронштадтском доке, с торпедами T-V на борту
Исследование возможности торпедного самонаведения в Советском Союзе начались в 1936г. Под руководством А.А. Розанова группа исследователей МНИИ-1 в качестве основного варианта аппаратуры рассматривала акустически пассивную систему. После ее создания в 1939 году, конструкторы ЦКБ-39 поместили ее на торпеде 53-38. Однако приспособить пассивную акустическую систему к парогазовой торпеде не удалось. Высокий шум поршневого двигателя полностью глушил слабый сигнал от цели. Даже попытки снижения скорости торпеды до 30 узлов не дали результатов. С началом Второй Мировой Войны работы по торпедному самонаведению прекратились.
18 сентября 1944 года в Кронштадтский док доставили немецкую подлодку U-250, с немецкими самонаводящимися торпедами Т-V на борту. После того как торпеды были извлечены, началось их изучение