Ту-12 – самолет 77 – Ту-77

Разработка

В Туполев Ту-73 В начале 1947 года проект реактивного бомбардировщика затягивался, и Туполев предложил переоборудовать средний бомбардировщик Ту-2 на импортные британские Роллс-Ройс Нене реактивные двигатели для создания реактивного бомбардировщика как можно быстрее. Проектные работы начались задолго до того, как 31 мая 1947 года было получено официальное разрешение на переоборудование одного Ту-2С в мастерской ОКБ и переоборудование еще пяти на Заводе №2. 23, но постройка прототипа под обозначением КБ Ту-77 началась уже в начале мая.

Изменения от стандартного Ту-2 были сведены к минимуму по скорости производства и заключались в следующем:

  • Два реактивных двигателя Nene заменили стандартный Швецов АШ-82 FN радиальные двигатели.
  • Крыло двугранный был уменьшен до 3 ° с 6 °.
  • Фюзеляж был удлинен на 400 мм (16 дюймов), а задняя часть фюзеляжа увеличена на 300 мм (12 дюймов).
  • Новый трехколесный велосипед ходовая часть При этом главные редукторы убирались в гондолы двигателей.
  • Были установлены дополнительные топливные баки, и конструкция баков была изменена с учетом изменений с бензин к керосин.
  • Система управления была переработана и триммеры были приспособлены к лифты.
  • Крыло и оперение были усилены.
  • 20 мм (0,79 дюйма) Пушка ШВАК были удалены из корни крыльев и 23 мм (0,91 дюйма) Нудельман-Суранов НС-23 Пушка устанавливалась во внешнем обтекателе по правому борту в носовой части.

Тестирование и оценка

Опытный образец был завершен в июле и впервые поднялся в воздух 27 июля 1947 года. Два самолета были показаны на Тушино Дисплей Дня авиации 3 августа 1947 года. Он завершил заводские испытания в сентябре и прошел государственные приемочные испытания с 4 октября 1947 года по 27 февраля 1948 года, где он был переименован в Ту-12. НИИ ВВС (Наоочно-Исследовательский Институт Военно-Воздушных Селей – Научно-испытательный институт ВВС) в отчете резюмировал различия между Ту-2 и Ту-12 как «значительный прирост скорости, улучшенная скороподъемность, более высокий практический потолок, но более низкие полевые характеристики и требуемый значительно больший запас топлива. для достижения такой же дальности, как у Ту-2 ». Как отсутствие герметичной кабины, значительно снижающей ее эффективность на большой высоте, так и отсутствие противообледенительный оборудование передней кромки крыла и оперения, а также остекление кабины было отмечено как серьезная проблема. На высоких скоростях невозможно было повернуть и поднять вручную орудийные башни ВУБ-68 и Лу-68. Вибрация пушки НС-23 при стрельбе вывела из строя оборудование в кабине штурмана и повредила остекление кабины. Включение Идентификация друга или врага (IFF) Система отрицательно повлияла на систему внутренней связи и радио. Пришлось установить новые генераторы, поскольку оригинальные не производили достаточно электроэнергии.

Испытания, проведенные НИИ ВВС, включали столкновения Ту-12 с советским самолетом. МиГ-9 и Як-23 реактивные истребители, которые были очень полезны при оценке наступательного вооружения истребителей, оборонительного вооружения бомбардировщика и надлежащей тактики, применяемой для обоих типов самолетов. Испытания продемонстрировали неполноценность нынешнего 12,7-мм (0,50 дюйма) вооружения и означали, что отныне каждый советский бомбардировщик будет иметь оборонительное вооружение с использованием турелей с механическим приводом, которые несли 20-мм или более крупногабаритные орудия.

На пять модифицированных заводом самолетов был поставлен двигатель Климов РД-45, советская нелицензионная копия двигателя Нене, и все шесть самолетов использовались ВВС для ознакомления и обучения летного состава. Построенные самолеты позже отправили на испытания. Один самолет использовался для испытаний дронов, а другой, переименованный в Ту-12ЛЛ, устанавливал различные импульсные реактивные двигатели на пилоне над фюзеляжем.

Катастрофы Ту-22М3

С 2021 года в СМИ сообщалось о двух катастрофах и трех авариях Ту-22М3 по небоевым причинам.

Предыдущая катастрофа произошла 22 января 2021 года. При заходе на посадку на аэродроме в Мурманской области бомбардировщик приземлился с повышенной перегрузкой, разрушился и загорелся. Трое членов экипажа погибли, один был госпитализирован в состоянии средней тяжести, написала «Газета.ru».

А 8 июля 2004 года Ту-22М3 из-за неполадки энергоснабжения потерпел крушение при заходе на посадку на аэродром в Новгородской области. На борту бомбардировщика не было вооружений, он выполнял плановый тренировочный полет. Экипаж погиб.

F-35 “Лайтнинг” II

Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Самолет Lockheed Martin F-35 Lightning II представляет собой семейство одноместных одномоторных, многоцелевых истребителей пятого поколения в стадии разработки, для выполнения задач штурмовика, разведчика и перехватчика со стелс-возможностями. F-35 имеет три основные модификации: F-35A представляет собой вариант с обычным взлетом и посадкой, F-35B – короткого, вертикального взлета и посадки, F-35C – палубный вариант.

F-35 создан на базе X-35, по программе Единого ударного истребителя (JSF). Его в настоящее время разрабатывает и строит группа аэрокосмической промышленности во главе с Lockheed Martin. Среди других важных партнеров по F-35 можно назвать Northrop Grumman, Pratt & Whitney и BAE Systems.

F-35 совершил свой первый полет 15 декабря 2006 года. Соединенные Штаты планируют купить 2443 самолетов. Варианты F-35 призваны обеспечить в ближайшие десятилетия основную часть тактической авиации ВВС США, морской пехоты и ВМС. Поставки F-35 для Вооруженных сил США должны быть завершены в 2037 году. F-35C отличается от вариантов F-35A и F-35B большей поверхностью крыла и усиленным шасси для лучшего контроля при эксплуатации в сложных условиях взлета и посадки на палубу.

F-35 Lightning II

Самолет пятого поколения F-35А ВВС США.

Фото: Wikimedia Commons.

1. F-22 “Рэптор”

Lockheed Martin F-22 Raptor.

Lockheed Martin F-22 Raptor является одноместным, двухмоторным, сверхзвуковым, супер маневренным истребителем пятого поколения, использующим технологии “стелс”. Он был разработан в первую очередь, как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но имеет дополнительные возможности штурмовика, самолета радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки.

Lockheed Martin Aeronautics является генеральным подрядчиком и несет ответственность за элементы планера, системы вооружения и окончательную сборку F-22. В рамках партнерской программы Boeing Defense, Space & Security обеспечивает крылья, кормовую часть фюзеляжа, интеграцию авионики и систему профессиональной подготовки. Самолет обозначался по-разному: и F-22, и F/A-22 до официального принятия на вооружение в декабре 2005 года, как F-22A.

Несмотря на затяжное развитие, Военно-воздушные силы США считают, что F-22 – важнейший компонент тактических ВВС, и утверждают, что самолет не имеет себе равных среди любых известных или перспективных истребителей. Lockheed Martin утверждает, что Raptor сочетает скрытность, скорость, маневренность и ситуационную осведомленность, совместно с вооружением классов “воздух-воздух” и “воздух-земля”, что делает его сегодня в целом лучшим истребителем в мире.

Главный маршал авиации Ангус Хьюстон (Angus Houston), бывший начальник Сил обороны Австралии, в 2004 году заявил, что “F-22 будет самым выдающимся истребителем из когда-либо построенных”.

F-22 Raptor

В полете F-22A Raptor.

Фото: Wikimedia Commons, Master Sgt. Andy Dunaway.

Top 10 U.S. fighter jets.

  • – Пять самых смертоносных средств ведения войны ВВС США;
  • – Су-35 – самый грозный истребитель российских ВВС;
  • – ПАК ФА способен стать грозным соперником F-22 и F-35;
  • – Лучшее оружие: самые смертоносные ВВС на планете.
< Назад   Вперед >

Интересные факты о штурмовике

Курьёзный случай произошёл 30 марта 2016 года в Приморье. Самолёт Су 25 заходил на посадку, на военный аэродром Черниговка, и неожиданно упал не долетев до полосы, пилот успел катапультироваться. Машина рухнула на хозяйственные постройки во дворе частного дома, пострадал гараж, погибли 50 кур. Самолёт попал на погреб, уничтожив припасы хозяина дома. Военные, по словам пострадавшего, обещали возместить нанесённый ущерб.

Во время войны в Афганистане 24 октября 1987 года, при атаке целей у кишлака Кобай в первом заходе в Су 25 лейтенанта П.Н. Голубцова попал снаряд ПЗРК и оторвал половину хвостового оперения. Начался пожар в двигателе, который удалось частично погасить, пилот принял решение посадить самолёт на своём аэродроме.

Дотянув на одном двигателе до полосы, лейтенант Голубцов произвёл посадку, но система торможения не сработала и пришлось направить самолёт на грунт, чтобы затормозить машину. Лейтенант Пётр Голубцов награждён орденом Боевого Красного Знамени. За время войны в Афганистане потеряны лишь 23 машины. Живучесть «Грачей»(так лётчики называли Су 25) феноменальная. Своеобразный рекорд поставил самолёт, на котором после посадки насчитали 165 пробоин.

Су 25

Всего за время боевых действий в Афгане было произведено 139 пусков управляемых ракет и 137 из них поразили цель. Правительство Ирака сняло с вооружения Су 25 в 2003 году, а в 2014 году вновь закупила эти машины в РФ и Иране, поняв, что этот штурмовик как нельзя лучше подходит для ведения боевых действий против боевиков ИГИЛ.

Россия предполагает оставить на вооружении ВКС самолёты Су 25 до 2020 года. Так, спустя десятилетия подтвердился конструкторский талант инженеров фирмы «Сухой», создавших такой незаменимый штурмовик.

Су 25

Морской вариант

Расположение пушки здесь также может помешать установке поводка катапульты на палубном варианте штурмовика.

Создание морского самолёта на базе Т-12 позволяет решить основную задачу при создании ударного авианосца. Сегодня, ТАКР «Кузнецов» не имеет на борту специальной машины для действий по наземным и морским целям, перехватчик Су-33 в этой роли неорганичен, а Су-25УТГ вряд ли может гарантированно взлететь с трамплина, неся под крылом нагрузку более одной — двух тонн.

Бронированный штурмовик Т-12 с радиусом действия 1100 – 1300 км и низкой ЭПР мог стать грозой любому военно-морскому супостату наряду с атомными подводными лодками.

В центральном отсеке нагрузки можно разместить одну противокорабельную ракету типа Х-35 или Х-31П, в этом же качестве может выступить и противорадиолокационная Х-58.

Высокая маневренность и возможность длительного полета на малой высоте делают из такого штурмовика очень непростую цель для палубных перехватчиков, а способность к активной самообороне при помощи ракет обратного старта, может превратить «кошку» в «мышку» с последующим ударом ракетой с активной ГСН Р-77.

В палубном исполнении при сложенных крыльях и оперении габариты машины составляют: длина 13.3 метра, ширина 4.5 метра и высота около 5 метров. Сопоставимый по взлетному весу палубный истребитель МиГ-29 занимает в два раза больший объём: 639 куб.м против 300 куб.м у Т-12. Четырёхстоечное шасси также более устойчиво.

Сила, как всегда, в правде

Западники, воочию убедившиеся на что способны ВКС РФ, находятся в настоящее время в тревожном ожидании. Если сам Байден признал, что гиперзвуковой «Кинжал» перехватить практически невозможно, а один удар этой ракеты обладает такой разрушительной мощью, которую не способно выдержать даже подземное сооружение, рассчитанное на прямое попадание ядерной бомбы – на что и на кого в таком случае остаётся надеяться им?

А российские пилоты, имеющие полное превосходство в украинском небе, контролируют не только зону боевых действий, но и районы сосредоточения военной техники и живой силы, ежедневно поступающих на Украину из-за границы. Причём одним контролем они не ограничиваются. Лучшее подтверждение тому – ракетный удар по Яворовскому полигону во Львовской области, который с началом российской спецоперации был переквалифицирован в сборный пункт для западных наёмников и перевалочную базу европейского и американского вооружения.

Официального подтверждения нет, но предположительно полигон превратили в груду развалин стратегические бомбардировщики Ту-160 залпом из восьми «умных» крылатых ракет Х-101. В результате, почти 270 человек, пожелавших воевать за украинские деньги, добавились к общему числу безвозвратных потерь. Не менее 450 раненых иностранных наёмников вывезены в Польшу. Также известно, что на складах в Яворове уничтожено иностранное оружие (в основном это противотанковые ракетные комплексы и ПЗРК) на общую сумму около 380 млн долларов. Кто бы и что сейчас ни говорил, чем бы ни грозил из-за океана, правда заключается в том, что сильнее пилотов ВКС никого сегодня в Европе нет.

Вооружение Ту-128

В состав вооружения самолета вошли четыре ракеты класса «воздух-воздух» Р-4/К-80, разработанные КБ Бисновата. Обычно это были две ракеты Р-4Р, имеющие полуактивное радарное наведение и зафиксированные на внешних пилонах, а также две Р-4Т, которые размещались на внутренних пилонах и имели инфракрасное наведение. Вооружение самолета модернизировали в 60-е годы, его оснастили ракетами Р-4ТМ и Р-4РМ.

Военное применение Ту-128 предусматривало несколько вариантов. Один из них подразумевал выявление целей, и наводка перехватчика выполнялась при задействовании наземных станций и самолетов ДРЛО Ту-126. Взаимодействуя с этим комплексом, борт Ту-128 мог работать в полуавтономном режиме. От разведчика оператор-штурман получал курс и состав цели, дальнейший поиск перехватчиком выполнялся самостоятельно.

12.12.1963 в Министерстве обороны СССР было закреплено название авиационного комплекса ракетного перехвата, в составе которого находились:

  • самолет Ту-128;

  • ракеты класса «воздух-воздух» Р-4Т и Р-4Р;

  • БРЛС РП-С «Смерч».

Серийное производство самолета Ту-128 длилось до 1970 года. За все время выпустили 188 перехватчиков. В 1971 г. создали 10 машин для обучения пилотов, четыре из которых были переоборудованы из истребителей. Эта модификация получила именование Ту-128УТ. В ее конструкции на месте радара появилась дополнительная передняя кабина. Дальнейшие проекты туполевского бюро с названиями Ту-138 и Ту-148 не получили дальнейшего развития.

LTV A-7 «КОРСАР II» — заслуженный ветеран штурма

Палубный штурмовик (США)

Чтобы обезопасить себя от осколков собственных бомб при сбросе боеприпасов с малых высот, пилот А-7 использует бомбы замедленного падения Mk.82

Главным недостатком штурмовика «Скайхок» была невысокая дальность полета. Применять машину для нанесения ударов по целям, находящимся в глубоком тылу противника, было невозможно. Первоначально такая роль отводилась бомбардировщику F-111, однако он не мог взлетать с палуб авианосцев.

Возникла потребность в еще одном самолете, который был бы так же дешев, как «Скайхок», но превосходил бы его радиусом действия. Исследования по созданию такой машины начались в 1962 году

Было рассмотрено 27 вариантов, при этом главное внимание уделялось цене доставки одного боеприпаса в тыл врага. После разорительной войны с Кореей американцы собирались вести следующую, вьетнамскую, весьма экономично

В объявленном конкурсе проектов победила фирма «Воут», предложившая недорогую модификацию палубного истребителя F-8 «Крусейдер», созданного в 1955 году.

Техобслуживание А-7. Под поднятым носовым обтекателем видна бортовая радиолокационная станция

Внешне штурмовик очень напоминал «Крусейдер», но имел более дешевый двигатель и усиленное крыло, способное переносить боеприпасы. В носовой части фюзеляжа располагались две пушки. Самолет оснастили новой навигационно-прицельной системой, позволявшей точно вычислять курс к цели и наносить удары по ней. В 1964 году был построен макет самолета. 27 сентября 1965 года первая из трех опытных машин поднялась в воздух. Самолет получил название «Корсар II». В 1966-1968 годах было выпущено 199 таких машин. В 1967 году из них сформировали первую эскадрилью. Вскоре она отправилась во Вьетнам. В самом начале войны самолет совершил около 1400 боевых вылетов, при этом только один штурмовик был потерян.

В 1983 году один самолет в составе миротворческих сил в Ливане сбили сирийские ПВО. В 1986 году в заливе Сидра «Корсар» участвовал в нанесении ударов по Ливии. Во время операции «Буря в пустыне» штурмовик использовался как для проникновения вглубь территории Ирака, так и для дозаправки в воздухе других самолетов.

В 1993 году самолет был снят с вооружения армии США, однако до сих пор он входит в состав ВВС Ливии, Ливана, Гренады, стран Персидского залива.

Учебно-боевая модификация А-7 греческих ВВС

Предпосылки создания

В данной связи интересно рассмотреть предпосылки подвигнувшие военных на заказ нового штурмовика в далеком 1981 году.

Чуть более одной пятилетки назад совершил свой первый полет Су-25 – самолет, который военные и не собирались заказывать. Только после начала его боевой работы в Афганистане в мин.обороне осознали какой «бриллиант» попал к ним в руки. Кстати, сегодня аналогичная история повторяется в отношении БПЛА, что называется «пока гром не грянет – мужик не перекрестится».

Эксплуатация «Грача» «по боевому» обнажила и слабые стороны машины – отсутствие «всепогодности» и невозможность применять высокоточное оружие. КБ не стояло на месте, идеи по расширению функциональности Су-25 вскоре были реализованы в его модификации Су-25Т, которая совершила первый полет в 1984 году.

Штурмовик оснастили новым прицельным комплексом и подвесным контейнером «Меркурий» для действий в тёмное время суток.

Обыгрывалось и оснащение самолета бортовой радиолокационной станцией «Копьё», сначала в контейнерном исполнении, а потом и в размещении непосредственно на самолёте (такая модель была показана в одном из телевизионных интервью В.Бабака – главного конструктора машины).

ИК-сигнатуру двигателей удалось радикально снизить, сопло оборудовали специально профилирован­ным затурбинным стекателем, охлаждаемым набегаю­щим потоком воздуха Благо­даря этому ИК-излучение двигателя в заднюю полусфе­ру снижено до 360 Вт/стерад (у исходного двигателя — 1200 Вт/стерад).

В результате этих мероприятий Су-25Т оказался способен заменить в девяностых годах «рабочих лошадок» фронтовой авиации – Су-17 и МиГ-27.

Дозвуковая скорость как выяснилось, ничуть не снижает эффективности штурмовика, а скорее оборачивается достоинством, так как сверхзвуковой полет на малой высоте не позволяет пилоту эффективно находить и поражать цели, а менее тяжёлая силовая установка дозвуковой машины высвобождает вес, который можно направить на повышение боевой живучести.

В 1982 году совершил свой первый полёт Ил-102. Этот самолет по своим лётным данным ближе других оказался к тактико-техническому заданию на штурмовик девяностых.

Двухместный, два двигателя РД-33И с тягой 5200 кгс каждый, в перспективе предполагалось применение УВТ и реверса тяги, что позволяло сократить пробег до 300 – 350 метров, внутренняя подвеска вооружения – до шести бомб калибром не более 250 кг и диаметром не более 325 мм. При всём при этом по сути Ил-102 остался на уровне своего далёкого предка Ил-40 созданного еще в 1952 году. Шансов на победу в конкурсе с Су-25, а уж тем паче с Су-25Т у него практически не было.

В направлении расширения функциональности двигалась программа перехватчика Су-27, в результате чего появились два независимых многоцелевых ударных самолёта Су-30М и Су-34.

Обе эти машины можно без преувеличения назвать отечественными аналогами американского истребителя-бомбардировщика F-15E «Страйк Игл», с той лишь разницей, что в виду особых требований Су-34 еще получил возможность совершать продолжительные перелёты ограниченные только своевременной дозаправкой и техническим состоянием, раньше такая способность являлась прерогативой дальних бомбардировщиков. А также благодаря бронированию кабины может ограниченно применять неуправляемое оружие в зоне действия зенитной артиллерии, что роднит его с классическим штурмовиком.

В этой связи возникает резонный вопрос, если для замены Су-25 создан Су-25Т, он же вместе с Су-34 заменит Су-17 и МиГ-27, одновременно Су-34 берет на себя функции фронтового бомбардировщика Су-24, то зачем разворачивать дорогостоящие работы над новым проектом, имеется в виду Т-12?

Вопрос далеко не праздный. Ситуация становится еще запутаннее если вспомнить, что в этот самый период группа под руководством В.Бабака – главного конструктора «Грача», работала над ещё одним самолетом, метящим в нишу штурмовиков – одномоторным Су-37.

На данном этапе разговора будет полезно обратить внимание «за океан». Чем в это время занимались американцы?

Как появилась идея о создании стратегических бомбардировщиков

Первый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1, разработанный Туполевым

В ходе Второй мировой войны боевые действия растянулись на огромные расстояния. Даже появившиеся в её ходе ракеты не были способны покрывать необходимые расстояния до цели: дальности первой баллистической ракеты Фау-2 едва хватало для того, чтобы перелететь Ла-Манш.

У Великобритании, СССР и США разработок в области ракетостроения и вовсе не было, чтобы можно было полагаться на подобное оружие хотя бы в будущем.

Поэтому задача дальних ударов в тылу противника возложили на перспективные типы бомбардировщиков.

Гражданский гидросамолет Savoia-Marchetti S.66 мог стать бомбардировщиком

Конечно, говорить о том, что дальняя авиация не существовала до конца Второй мировой, нельзя. Но и дальность была не та, и цель была слишком призрачна.

Поэтому основная масса конструкторов концентрировалась на текущих военных заказах, создавая самолеты средней и малой (даже по тем меркам) дальности.

В СССР эту тему исторически курировал Туполев: именно с его легкой руки страна получила первый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1 и его развитие — ТБ-3.

ТБ-3 участвовали в Халхин-Голе и даже Великой Отечественной войне

Именно этот самолет стал основой будущих военных частей дальней авиации, которая сформировалась много позже.

В тридцатые годы опустошенные Первой мировой страны не имели достаточно ресурсов для реализации многих идей.

Подумать только: первый «летающий сплав», дюралюминий (и его советский аналог кольчугалюминий) появились только за десять лет до полета ТБ-3.

Многие первые бомбардировщики были очень похожи на Dornier Do R

Поэтому и сам ТБ, и его европейские четырехмоторные аналоги производства Bloch, Savoia Marchetti, Dornier (успешно сбежавшего из Германии), Heinkel и Junkers строились с полотняной обшивкой, только осваивая современные на то время компоновку цельнометаллического моноплана.

С германской авиацией того периода все происходило еще интереснее: по результатам перемирия, Германии навязали жесткие правила по созданию вооружений.

Поэтому практически все самолеты строились исключительно в роли гражданских, а их основная часть получала два или три мотора.

Ряд первых самолетов Туполева тоже не успели переделать в бомбардировщик

Конструкторы предполагали возможное масштабирование аппаратов, но многие из них не получили увеличенных версий даже на бумаге.

Зато дальняя авиация в Советском Союзе развивалась, как на дрожжах: девиз «Дальше, больше, сильнее» работал лучше любого государственного заказа.

Благодаря этому за короткое время появился ряд уникальных самолетов, значительно поспособствовавших развитию авиационной инженерии, таких как ДБ-А, АНТ-20 «Максим Горький», ДБ-ЛК.

Бомбардировщик, созданный по схеме летающее крыло – ДБ-ЛК, – даже успели запустить в серию

К сожалению, судьба гигантов оказалась предсказуема: техника того времени не достигла достаточного развития, чтобы позволить человеку эффективно управлять и обслуживать огромные летательные аппараты.

Тоже самое происходило в других странах: гиганты Франции, Италии, Швеции, Дании один за другим оказывались бесполезны в реальных условиях.

Ни грузов для перевозки, ни реальных боевых задач для них все еще не существовало.

«СЕПЕКАТ ЯГУАР» — англо-французский долгожитель

Истребитель-бомбардировщик (Великобритания, Франция)

Этот «Ягуар» сфотографирован перед принятием топлива от заправщика — по правому борту видна выпущенная заправочная штанга

В 1965 году ВВС Франции и Королевские ВВС Великобритании решили объединить усилия по созданию учебно-боевого тактического самолета, и уже 17 мая 1965 года британская ВАС и французская «Бреге» подписали соглашение о сотрудничестве.

Через год появился концерн «СЕПЕКАТ» — Европейское объединение по производству учебно-боевого тактического самолета. Крыло и оперение разрабатывали британцы, а фюзеляж проектировали французы. Еще две вошедшие в «СЕПЕКАТ» фирмы, «Роллс-Ройс» и «Турбомека», создавали двигатель.

В 1966 году определился общий вид самолета и началось строительство 10 опытных образцов-прототипов, 3 из которых впоследствии разбились при испытаниях. Наконец, в 1968 году 400 самолетов, по 200 для каждой страны, были запущены в серийное производство. 20 апреля 1972 года состоялся первый полет французской машины, уже под названием «Ягуар». Всего к 1986 году был построен 531 самолет.

Война в Персидском заливе в 1991 году стала звездным часом для «Ягуара». На ней он не раз продемонстрировал свои высокие боевые возможности

В 1977 году французские «Ягуары» бомбили колонны партизан из Фронта освобождения Северо-Западной Африки в Мавритании, в 1986 году участвовали в военных действиях в Чаде. Всего в ВВС Франции из них было сформировано девять эскадрилий.

Британские «Ягуары» впервые столкнулись с реальным противником только в 1991 году в небе Ирака. В отличие от более тяжелых и нагруженных боеприпасами

«Торнадо» они не понесли потерь в тех боях. Начатая было замена «Ягуаров» на германобританское творение приостановилась. Лишь в 2007 году уступить дорогу их заставил французский «Мираж 2000 N».

GR3A – последняя модификация «Ягуара», на которой устранили основной недочет предыдущих версий: недостаточную мощность двигателей

Военные самолеты Су. Основа ПВО СССР перехватчик Су-15.

Су-15

Работы по созданию средства перехвата воздушных целей стартовали в 1961г. За основу был взят, уже зарекомендовавший себя, Су-11. Прототип подготовили к 1962г. ГИ самолет прошел без существенных замечаний, и весной 1965г. комплекс перехвата принимают на вооружение. Самолет имел такой запас прочности, что мог развивать сверхзвуковую скорость у самой земли. Аналогов с такими исключительными характеристиками на тот момент не было ни в одной стране мира.

Вам может быть интересно — «Вертолеты Миля».

Крупносерийное производство развернулось в 1966г. Всего выпущено 1300 перехватчиков Су-15. Долгое время этот самолет составлял основу ПВО Советского Союза.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий