Даешь малые высоты!
Появлению нового поколения крылатых ракет предшествовал ряд технологических новшеств.
К ним можно отнести: уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризацию радиоэлектронных комплектующих и появление интегральных схем (а с ними и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин и схем управления с небольшим энергопотреблением), новое математическое обеспечение, появление компактных и экономичных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических топлив, новых материалов и технологий в производстве летательных аппаратов. Авиация в ходе локальных войн осваивала малые и предельно малые — в десятки метров — высоты и сокращала время пребывания в зоне действия ПВО противника. С другой стороны, уже исчерпала себя концепция массированного ядерного удара, даже ядерное оружие требовало более избирательного применения. Им предполагали наносить удары только по важным военным и промышленным объектам — стартовым позициям ракет, военно-морским базам, пунктам управления, складам ядерного оружия и ГСМ, электростанциям, узлам коммуникаций.
В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века практически одновременно в СССР и в США специалисты проработали концепцию нового боеприпаса большой дальности — малогабаритной дозвуковой (0,5—0,8М) крылатой ракеты малой заметности, реализующей полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с автономной системой наведения на основной части траектории. Стратегические КР такого типа уже не замахивались на межконтинентальные дальности: они должны были позволить своим носителям произвести массированный пуск, оставаясь вне пределов поражения средствами противовоздушной, противолодочной или противокорабельной обороны противника, его тактических ракет. Главными достоинствами КР должны были стать: небольшие размеры (которые позволили бы разместить большой боекомплект во внутренних бомбоотсеках бомбардировщиков, на кораблях и подводных лодках), возможность залпового пуска и подхода нескольких ракет к цели с разных направлений, незначительная радиолокационная заметность, малое время нахождения в «поле зрения» ПВО, всепогодность.
Полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Обеспечение точного автономного выведения ракеты в район цели требовало специальной корреляционной системы. При небольших габаритах задача становилась особенно сложной. Требовались новые точные трехмерные карты земной поверхности. И в СССР — при наличии серьезных теоретических проработок — практические работы по этой теме развернули уже после появления сообщений об аналогичных разработках в странах НАТО.
Семен Федосеев
Северный флот
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПЛАРБ | ТК-208 «Дмитрий Донской» | пр.941УМ | 1981 |
ПЛАРБ | К-535 «Юрий Долгорукий» | пр.955 | 2012 |
ПЛАРБ | К-51 «Верхотурье» | пр.667БДРМ | 1984 |
ПЛАРБ | К-84 «Екатеринбург» | пр.667БДРМ | 1985 |
ПЛАРБ | К-114 «Тула» | пр.667БДРМ | 1987 |
ПЛАРБ | К-117 «Брянск» | пр.667БДРМ | 1988 |
ПЛАРБ | К-18 «Карелия» | пр.667БДРМ | 1989 |
ПЛАРБ | К-407 «Новомосковск» | пр.667БДРМ | 1990 |
ПЛАРК | К-119 «Воронеж» | пр.949А | 1989 |
ПЛАРК | К-410 «Смоленск» | пр.949А | 1990 |
ПЛАРК | К-266 «Орёл» | пр.949А | 1992 |
ПЛАРК | К-560 «Северодвинск» | пр.885 | 2013 |
ПЛА | К-317 «Пантера» | пр.971 | 1990 |
ПЛА | К-461 «Волк» | пр.971 | 1991 |
ПЛА | К-328 «Леопард» | пр.971 | 1992 |
ПЛА | К-154 «Тигр» | пр.971 | 1993 |
ПЛА | К-157 «Вепрь» | пр.971 | 1995 |
ПЛА | К-335 «Гепард» | пр.971 | 2001 |
ПЛА | Б-239 «Карп» | пр.945 | 1984 |
ПЛА | Б-276 «Кострома» | пр.945 | 1987 |
ПЛА | Б-534 «Нижний Новгород» | пр.945А | 1990 |
ПЛА | Б-336 «Псков» | пр.945А | 1993 |
ПЛА | Б-138 «Обнинск» | пр.671РТМК | 1990 |
ПЛА | Б-414 «Даниил Московский» | пр.671РТМК | 1990 |
ПЛА | Б-448 «Тамбов» | пр.671РТМК | 1992 |
ПЛАСН | БС-64 «Подмосковье» | пр.09787 | 1986 |
ПЛАСН | БС-136 «Оренбург» | пр.09786 | 1981 |
ПЛАСН | АС-23 | пр.1851 | 1986 |
ПЛАСН | АС-21 | пр.18511 | 1991 |
ПЛАСН | АС-35 | пр.18511 | 1995 |
ПЛАСН | АС-13 | пр.1910 | 1986 |
ПЛАСН | АС-15 | пр.1910 | 1991 |
ПЛАСН | АС-33 | пр.1910 | 1994 |
ПЛАСН | АС-31 | пр.10831 | 2010 (?) |
ПЛСН | Б-90 «Саров» | пр.20120 | 2008 |
ДПЛ | Б-585 «Санкт-Петербург» | пр.677 | 2010 |
ДПЛ | Б-808 «Ярославль» | пр.877 | 1988 |
ДПЛ | Б-459 «Владикавказ» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-471 «Магнитогорск» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-177 «Липецк» | пр.877 | 1991 |
ДПЛ | Б-800 «Калуга» | пр.877 | 1989 |
ТАКР | «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» | пр.11435 | 1990 |
ТАРКР | «Адмирал Нахимов» | пр.11442 | 1988 |
ТАРКР | «Пётр Великий» | пр.11442 | 1998 |
РКР | «Маршал Устинов» | пр.1164 | 1986 |
БПК | «Вице-адмирал Кулаков» | пр.1155 | 1981 |
БПК | «Североморск» | пр.1155 | 1987 |
БПК | «Адмирал Левченко» | пр.1155 | 1988 |
БПК | «Адмирал Харламов» | пр.1155 | 1989 |
БПК | «Адмирал Чабаненко» | пр.11551 | 1999 |
ЭМ | «Адмирал Ушаков» | пр.956 | 1993 |
МРК | «Айсберг» | пр.12341 | 1979 |
МРК | «Рассвет» | пр.12341 | 1988 |
АКА | АК-388 | пр.1400М | 1980 |
МПК | «Брест» | пр.1124М | 1988 |
МПК | «Юнга» | пр.1124М | 1989 |
МПК | «Нарьян-Мар» | пр.1124М | 1990 |
МПК | «Онега» | пр.1124М | 1990 |
МПК | «Мончегорск» | пр.1124М | 1993 |
МПК | «Снежногорск» | пр.1124М | 1994 |
МТЩ | «Гуманенко» | пр.12660 | 2000 |
МТЩ | «Комендор» | пр.266М | 1974 |
МТЩ | «Машинист» | пр.266М | 1975 |
БТЩ | «Полярный» | пр.1265 | 1984 |
БТЩ | «Ельня» | пр.1265 | 1986 |
БТЩ | «Котельнич» | пр.1265 | 1987 |
БТЩ | «Соловецкий юнга» | пр.1265 | 1988 |
БТЩ | «Коломна» | пр.1265 | 1990 |
БТЩ | «Ядрин» | пр.1265 | 1991 |
РТЩ | РТ-236 | пр.1258Э | 1985 |
БДК | «Иван Грен» | пр.11711 | 2018 |
БДК | «Оленегорский горняк» | пр.775 | 1976 |
БДК | «Кондопога» | пр.775 | 1976 |
БДК | «Александр Отраковский» | пр.775 | 1978 |
БДК | «Георгий Победоносец» | пр.775/II | 1985 |
ДКА | Д-464 | пр.1176 | 1985 |
ДКА | Д-148 | пр.1176 | 1993 |
ДКА | Д-182 | пр.1176 | 1996 |
ДКА | «Николай Рубцов» | пр.1176 | 2005 |
Суммарно СФ |
Особенности нового зенитного ракетного комплекса 98Р6Е «Абакан»
ЗРК не является стратегическим, и это подчёркивают его разработчики. «Абакан» не конкурент С-300 и С-400. Это узкоспециализированная система, в этом и заключается ее главная особенность. В задачи «Абакана» входит перехват оперативно-тактических баллистических ракет, а также гиперзвуковых целей, по другим целям он работает не так эффективно.
В зенитном ракетном комплексе ЗРК 98Р6Е «Абакан» использованы ракеты от одного ЗРК, а РЛС от другого. При его создании разработчики взяли ракеты от зенитной системы «Антей-4000» и радиолокационную станцию от одной из перспективных зенитных систем (какой именно не разглашается). Это сочетание и позволило сделать «Абакан» уникальным по своим характеристикам.
Заказчиком комплекса выступила одна и стран Ближнего Востока, причем с конкретными характеристиками: не требовался многофункциональный комплекс типа С-400 или С-500, заказ был на узкоспециализированный зенитный комплекс, способный бороться с баллистическими целями. При этом он должен был быть максимально автоматизированным.
Российским разработчикам из «Алмаз-Антея» удалось в короткие сроки создать ЗРК «Абакан», полностью удовлетворяющий требования заказчика. Комплекс рассчитан на борьбу с одноступенчатыми ракетами со скоростью до 3-х км в секунду и дальностью до 3-х тысяч километров. ЗРК способен поражать цели на высоте до 25 км и дальности до 45 км. Комплекс с легкостью интегрируется в любую противоракетную систему и может работать как автономно, так и в связке с другими средствами ПВО.
В первую очередь комплекс создавался для работы в паре с российскими зенитными ракетными системами большой дальности. Его задача — дополнять их, это фактически конструктор, с его помощью можно создать модульную систему ПВО. Известно, что у того же С-400 количество пусковых установок ограничено, а если занять какое-то количество ракет для перехвата сложных целей, то число боеприпасов для перехвата обычных будет уже меньше положенного. Вот тут на помощь придёт «Абакан», который и займётся сложными баллистическими целями. Комплекс способен уничтожить в воздухе как современные, так и перспективные нестратегические баллистические ракеты.
Также «Абакан» может работать в связке с иностранными зенитными ракетными системами. Фактически любая страна может расширить возможности своей системы ПВО-ПРО с помощью «Абакана».
И сейчас такая связка С-400 и «Абакана» становится особенно актуальной. Это происходит в условиях ставки на так называемое перенасыщение ПВО/ПРО, когда одновременно атакует большое число объектов. Наиболее чётко это просматривается в создаваемой во многих развитых странах технологии «роя беспилотников», которая теоретически может прорвать практически любую противовоздушную оборону, поскольку ракет не хватит на все эти дроны-камикадзе и ударные беспилотники.
«Абакан» может работать не только в связке с другими ЗРК, но и самостоятельно. Комплекс способен выполнять задачи, которые присущи такому комплексу ПРО тактического звена, как израильский «Железный купол». Эксперты называют новый российский ЗРК универсальным комплексом ПВО-ПРО, который может применяться для защиты важных военно-промышленных объектов, включая командные пункты, от ударных средств противника.
Впервые ЗРК «Абакан» был представлен на международной выставке Dubai Airshow 2022, прошедшей в Объединенных Арабских Эмиратах в ноябре этого года.
Не так давно НиТ писал о новой российской зенитной ракетной системе С-500 «Прометей». Существует консолидированное мнение мирового экспертного сообщества о том, что органичное сочетание рекордной на сегодня дальности стрельбы, недосягаемой для зарубежных аналогов высоты полета управляемых ракет класса «поверхность-воздух» и уникальности системы самонаведения превращает С-500 в самое совершенное из существующих ныне средств противоракетной и противовоздушной обороны. Так ли это? Читайте в материале НиТ.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Теги: Техника/вооружение «Абакан» зенитно-ракетный комплекс ЗРК РЛС Россия
Предыдущая статья Ил-96-400М станет летающей лабораторией для двигателей ПД-35
Следующая статья Десантник-зенитчик: перспективный российский ЗРК «Птицелов»
Предоставлено SendPulse
Нравится 2
Одноголовые ракеты
Больше боеголовок — больше поражённых целей. Уважающая себя баллистическая ракета, до которой не дотянулись ограничения, имеет минимум три боеголовки. Но вот ни одной «многоголовой» крылатой ракеты просто нет. Потому что они запрещены.
Вообще, любые «многоголовые» ракеты — мощный дестабилизирующий фактор. Возможность одной ракетой накрыть сразу несколько целей делает обезоруживающий удар более простым и эффективным. С другой стороны, если такую ракету уничтожат на позиции, потеряны будут все её боеголовки разом. А значит, велико желание использовать их первыми.
В современные крылатые ракеты вполне влезет пара боеголовок
Вот и запретили хотя бы крылатым ракетам иметь многочисленные боеголовки. Благо таких на вооружении ещё просто не было. Попытки ограничить блоки и для МБР также принимались. Убедить военных отказаться от уже существующих ракет не вышло, только внесли некоторые ограничения.
Бегущий груз
Забрасываемый вес использовался в качестве критерия при классификации различных типов ракет во время переговоров по ограничению стратегических вооружений между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Этот термин стал политически противоречивым во время дебатов по соглашению о контроле над вооружениями, поскольку критики договора утверждали, что советские ракеты могли нести большую полезную нагрузку и, таким образом, позволяли Советам поддерживать более высокий забрасываемый вес, чем американские силы, с примерно сопоставимым количеством более низких – ракеты с полезной нагрузкой.
Ракеты с самой большой полезной нагрузкой в мире – это российские SS-18 и китайские CSS-4, а по состоянию на 2017 год Россия разрабатывала новый тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета с жидкостным ракетным топливом под названием Сармат.
Депрессивная траектория
Забрасываемый вес обычно рассчитывается с использованием оптимальной баллистической траектории из одной точки на поверхности Земля к другому. Оптимальная траектория максимизирует общую полезную нагрузку (забрасываемый вес) с использованием имеющегося импульса ракеты. Уменьшая вес полезной нагрузки, можно выбирать различные траектории, которые могут либо увеличить номинальную дальность полета, либо уменьшить общее время полета.
Пониженная траектория является неоптимальной, поскольку более низкая и пологая траектория занимает меньше времени между запуском и ударом, но имеет меньший забрасываемый вес. Основными причинами выбора пониженной траектории являются уклонение от систем противоракетной обороны за счет сокращения времени, доступного для сбивания атакующей машины (особенно во время уязвимой фазы горения против систем ПРО космического базирования) или ядерный сценарий первого удара. Альтернативная, невоенная цель для снижения траектории связана с концепцией космического самолета с использованием воздушно-реактивных двигателей, которая требует, чтобы баллистическая ракета оставалась достаточно низкой внутри. атмосфера для работы дыхательных двигателей.
Серия на четырех верфях
Головное судно обновленной серии обстановочных судов проекта 3052 заложили 25 августа 2020 года на судоверфи ООО «Судостроительный комплекс Р-Флот» в поселке Окском Богородского района Нижегородской области. Всего здесь строятся три судна серии. Примечательно, что одновременно с закладкой состоялось открытие и самой верфи. Теперь к полному спектру работ с конструкторской документации, производству судового оборудования и дельных вещей, компания добавила возможность строительства судов длиной до ста метров и осадкой до трех метров.
Вся серия теплоходов проекта 3052 строится на четырех площадках. Помимо «Р-Флота» в проекте задействованы Жигаловская ремонтно-эксплуатационная база Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства (филиал ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей»), где строятся три судна серии, по два заказа размещены на Самусьском ССЗ и на «Благверфи» в Благовещенске.
В свое время, такой же подход нескольких площадок был реализован при строительстве иной серии обстановочных судов проекта 3050.
Столь широкая география верфей объясняется местами поставок заказов, ближе к нужным бассейновым управлениям ВВП, где и будет работать судно. При этом генеральный подрядчик у проекта один – ГК «Морская Техника».
Основная сложность в размещении заказов на верфях заключалась в том, что состояние и техническое оснащение у всех предприятий-строителей разное. Есть полноценные заводы, с крытыми цехами, большим объемом технологического оборудования, способные выполнять работы по строительству серии сложных судов, а есть и небольшая верфь, суда на которой строятся под открытым небом. Одни предприятия собирают блоки в кондукторах, другие вверх килем. Если говорить о спуске, то судостроительные заводы с большой историей используют для спуска классические слипы, тогда как новые судостроительные предприятия, такие, как «Р-флот» или «Благоверфь» не строят дорогостоящих сооружений для спуска, а используют пневматические ролики-мешки.
Соответственно подход к реализации проекта, как и технологическая документация, должна варьироваться. Но на выходе заказчик должен получить 10 одинаковых судов, по единому проекту, с унифицированным пакетом оборудования и единой номенклатурой запасных частей.
Для реализации этого проекта «Морская Техника» выбрала инновационный для России концепт распределенной верфи — управления проектом строительства судов одновременно на нескольких строительных площадках. Также МТ занимается комплексной поставкой оборудования на всю серию из десяти судов.
Основные характеристики обстановочного судна проекта 3052: | |
Длина, м | 35,6 |
Ширина, м | 6,48 |
Высота надводного борта, м | 1,156 |
Осадка, м | 1,4 |
Валовая вместимость, рег. тонн | 162 |
Мощность главного двигателя, кВт | 2х 220,00 |
Автономность, сут. | 6 |
Экипаж, чел. | 10 |
«Баллистики» против «Бури»
В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.
В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.
Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.
Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.
Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.
Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.
Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.
Химический состав и основные эксплуатационные свойства
Марку Р18 относят инструментальным быстрорежущим сталям.
В состав входят следующие химические элементы:
- C 0,73 – 0,83;
- Si до 0,5;
- Mn до 0,5;
- Ni до 0,4;
- S до 0,03;
- P до 0,03;
- Cr 3,8 – 4,4;
- Mo до 1;
- W 17 – 18,5;
- V 1 – 1,4;
- Co до 0,5;
- Fe ~73.
Набор этих веществ придает этой стали определенные свойства, которые позволяют применять для производства режущего инструмента для станков токарно – фрезерной группы, резьбообразующих, для получения и обработки отверстий. Этим инструментом обрабатывают детали из легированных, углеродистых и конструкционных сталей с пределом прочности до 1000 МПа. Кроме того, таким инструментом можно обрабатывать цветные металлы.
Во время процессов резания инструмент, произведенный из стали Р18, сохраняет свои эксплуатационные параметры при температурах до 600 ºC.
ГОСТ
Производители стали выпускают следующую номенклатуру продукции:
- Прокат разного сечения – ГОСТ 1133-71;
- Полосы разной формы- ГОСТ 4405-75;
- Прутки, в т.ч. калиброванные – ГОСТ 4405-75;
- Профиль ТУ 14-11-245-88.
Перечислена только малая часть ассортимента выпускаемых проката из стали.
Аналоги стали Р18
Среди отечественных сталей, предназначенных для производства инструмента, можно подобрать аналог – Р12. За рубежом выпускают следующие марки:
- США – Т1;
- Германия – HS18-0-1;
- Европейский союз – 1.3355;
- Китай – W18Cr4V.
Быстрорежущая сталь с маркировкой Р18, содержащая в своем составе 18% вольфрама, длительное время применялась для производства большинства режущего инструмента. После прохождения термической обработки ее твёрдость составляла 62 – 65 по HRC и обладает хорошей прочностью. Недостатком этого материала по праву считают карбидную неоднородность, особенно это касается прутков большого диаметра.
Виды поставки стали Р18 и складское наличие стали на наших складах
На складах компании ЗАО “Промет-М” размещено более 50 тонн стали марки Р18. Весь прокат свежий, сетифицирован, не Китай. Перейти на склад стали Р18
Сортовой прокат, в том числе фасонный: | НТД | |
---|---|---|
Сталь Р18 | ГОСТ 19265-73 | есть в наличии. Перейти |
Сталь Р18 | ГОСТ 2590-88 | нет в наличии |
Сталь Р18 | ГОСТ 2591-88 | нет в наличии |
Калиброванный пруток | НТД | |
---|---|---|
Сталь Р18 | ГОСТ 19265-73 | есть в наличии. Перейти |
Сталь Р18 | ГОСТ 7417-75 | нет в наличии |
Шлифованный пруток и серебрянка | НТД | |
---|---|---|
Сталь Р18 | ГОСТ 19265-73 | есть в наличии. Перейти |
Сталь Р18 | ГОСТ 19455-77 | есть в наличии Перейти |
Полоса | НТД | |
---|---|---|
Сталь Р18 | есть в наличии. Перейти |
Мы заботимся о наших клиентах и предлагаем следующий комплекс услуг:
- производим отгрузку малотоннажными партиями;
- производим комплектацию сборных вагонов (до 50 наименований);
- осуществляем отгрузку на экспорт;
- ответхранение
История создания
Межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса Р-36М была разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление Совета министров СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.
КБ «Южное» после смерти знаменитого М.К. Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, получившую обозначение Р-36М, применяли весь опыт, накопленный коллективом при создании предыдущих моделей ракет. В целом это была новая ракетная система с уникальными ТТХ, а не модификация Р-36. Разработка Р-36М шла параллельно с проектированием других ракет третьего поколения, общими особенностями ТТХ которых были:
- применение РГЧ ИН;
- использование автономной системы управления с БЦВМ;
- размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;
- возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;
- наличие более совершенных средств преодоления ПРО;
- высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;
- использование более совершенной системы управления;
- повышенная живучесть комплексов;
- увеличенный радиус поражения объектов;
- повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.
- радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.
Суда, достроенные на верфи
Проект | Стр. № | Построено | Название | Рег. № | Приписка |
---|---|---|---|---|---|
Тип БОР, проект 574 / 574А, тип Бор-500 | 46х | 1959 | Суворов | 074046 | Байкал |
Тип БОР, проект 574 / 574А, тип Бор-500 | 46х | 1959 | Иркутск | Байкал | |
Проект 395, тип Бологое | 1401 | 07.12.1963 | Г.Ю. Верещагин | 074817 | Листвянка |
Тип КПЛ-5-30, проект 528(Р-12А)/К-27, 528(Р-12М)/К-27 | /72 | 06.1973 | Т-27 | 020538 | Улан-Удэ |
Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | 609/74 | 06.1975 | Т-30 | 179713 | Улан-Удэ |
Буксиры, толкачи, буксиры-толкачи | 843/844 | 04.07.1975 | БВТ-10 | 179708 | Усть-Баргузин (Байкал) |
Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | /78 | 27.09.1976 | ВС-107 | 179754 | Улан-Удэ |
Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | /83 | 09.1977 | Т-31 | 179831 | Улан-Удэ |
Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | 673/85 | 15.06.1978 | ВС-109 | 179861 | Улан-Удэ |
Тип КПЛ-5-30, проект 81040 | 855/118 | 25.07.1990 | Т-54 | 228030 | Иркутск |
Тип КПЛ-5-30, проект 81040 | 30.07.1991 | Т-55 | 228042 | Улан-Удэ |
Межконтинентальное оружие: теория управления и составляющие
Многоступенчатые баллистические ракеты носят название межконтинентальных. Такое название появилось неспроста: из-за большой дальности полета становится возможным перебросить груз на другой конец Земли. Основным боевым веществом (зарядом), в основном, является атомное либо термоядерное вещество. Последнее размещается в передней части снаряда.
Далее в конструкции устанавливается система управления, двигатели и баки с топливом. Габариты и масса зависят от требуемой дальности полета: чем больше расстояние, тем выше стартовый вес и габариты конструкции.
Баллистическую траекторию полета МБР отличают от траектории иных ракет по высоте. Многоступенчатая ракета проходит процесс запуска, затем на протяжении нескольких секунд движется вверх под прямым углом. Системой управления обеспечивается направления орудия в сторону цели. Первая ступень привода ракеты после полного выгорания самостоятельно отделяется, в этот же момент запускается следующая. При достижении заданной скорости и высоты полета ракета начинает стремительно двигаться вниз к цели. Скорость полета к объекту назначения достигает 25 тыс. км/ч.
Преимущества
Курс, взятый баллистическими ракетами, имеет два важных желательных свойства. Во-первых, баллистические ракеты, летящие над атмосферой, имеют гораздо большую дальность, чем это было бы возможно для крылатых ракет того же размера. Полет ракеты с двигателем через тысячи километров по воздуху потребует значительно большего количества топлива, что сделает ракеты-носители крупнее и проще для обнаружения и перехвата. Ракеты с двигателями, которые могут покрывать аналогичные дальности, такие как крылатые ракеты, не используют ракетные двигатели для большей части своего полета, а вместо этого используют более экономичные реактивные двигатели
Однако крылатые ракеты не сделали баллистические ракеты устаревшими благодаря второму важному преимуществу: баллистические ракеты могут очень быстро перемещаться по траектории полета. МБР может поразить цель на расстоянии 10 000 км примерно за 30–35 минут
При конечной скорости более 5000 м / с баллистические ракеты гораздо труднее перехватить, чем крылатые ракеты, из-за гораздо более короткого времени. Таким образом, баллистические ракеты являются одним из видов оружия, которого больше всего боятся, несмотря на то, что крылатые ракеты дешевле, мобильнее и универсальнее.
Современные разработки в баллистике
Поскольку боевые ракеты любого вида являются опасными для жизнедеятельности, главной задачей обороны является усовершенствование точек для запуска поражающих систем. Последние должны обеспечить полную нейтрализацию межконтинентального и баллистического оружия в любой точке движения. К рассмотрению предложена многоярусная система:
- Данное изобретение состоит из отдельных ярусов, каждый из которых имеет свое назначение: первые два будут оснащены оружием лазерного типа (самонаводящиеся ракеты, электромагнитные пушки).
- Следующих два участка оснащаются тем же оружием, но предназначенного для поражения головных частей оружия противника.
Разработки в оборонном ракетостроении не стоят на месте. Ученные занимаются модернизацией квазибаллистической ракеты. Последняя представлена как объект, имеющий низкий путь в атмосфере, но при этом резко изменяющий направление и диапазон.
Баллистическая траектория такой ракеты не влияет на скорость: даже на предельно низкой высоте объект передвигается быстрее, нежели обычный. Например, разработка РФ «Искандер» летит на сверхзвуковой скорости – от 2100 до 2600 м/с при массе 4 кг 615 г, круизы ракеты передвигают боеголовку весом до 800 кг. При полете маневрирует и уклоняется от противоракетной обороны.
На обломках советского ВМФ
Степень секретности российской кораблестроительной программы прямо пропорциональна степени неопределенности экономической деятельности в Мировом океане. Этим, в частности, объясняется длительный — более десяти лет — срок разработки ПВК-2050.
О ее необходимости впервые заговорили чуть ли не на следующий день после первой инаугурации Владимира Путина, в 2000 году. Спустя 78 дней после вступления в должность Президента РФ, Владимир Путин полдня провел в конференц-зале Центра стратегических разработок. Здесь шла защита кандидатской диссертации главкома ВМФ Владимира Куроедова на тему: «Стратегия государства по защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане». После доклада диссертанта началась дискуссия, продолжавшаяся около двух часов. Все это время в ней участвовал и Владимир Путин.
ПО Севмаш
Корвет «Гремящий» проекта 20385.
Так вырабатывались общие подходы к решению вопроса о том, какой флот нужен России, исходя из морской деятельности государства. В начале XXI века, после четырех лет горбачевской «перестройки» и девяти лет ельцинского безвременья, в морской деятельности царили хаос, разруха и бесправие.
А спустя еще 19 дней произошла трагическая гибель атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) «Курск», которая показала, что Северный флот — на тот момент самый боеспособный в Военно-морском флоте России — тяжело болен. Возможно, констатация этого факта отодвинула на четыре года разработку кораблестроительной программы. Это были годы борьбы между пессимистами и оптимистами, между континентальным и пространственным морским мышлением в строительстве Вооруженных сил РФ.
Удручающее сомнение в технологической способности страны содержать современный океанский флот отразилось в первом варианте плана развития ВМФ на период до 2040–2050 годов. Его основным пунктом стал отказ от защиты интересов страны в океанах, и, как следствие, предпочтение в строительстве небольших кораблей, предназначенных для действий в 200-мильной исключительной экономической зоне.
hisutton.com
Концептуальное изображение атомной подводной лодки 5-го поколения проекта 545 «Хаски».
«Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем, и переходим к кораблям многофункционального применения», — заявил тогда главком ВМФ Владимир Куроедов.
Иными словами, речь шла о кораблях 4-го и 3-го рангов, даже не 2-го ранга. О кораблях 1-го ранга — крейсерах и эсминцах — речь вообще не заходила. Что касается авианосцев, то их Куроедов считал, кораблями туманного будущего. «Авианосец — это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить об этой составляющей флота рановато», — говорил главком ВМФ.
Тот план развития ВМФ после отставки автора — адмирала Куроедова — был существенно изменен. Долгосрочная программа военного кораблестроения на период до 2050 года, утвержденная Президентом РФ в мае 2014 года, является компромиссом между приверженцами континентального и пространственного морского мышления. Компромисс заключается в том, что сначала надо построить флот для защиты экономической зоны, и лишь спустя десятилетия Россия вернется в Мировой океан.