Поиск

«Сорокопятка» – знаменитая рабочая лошадка Великой войны

Видео

Еще в 30-х годах СССР приобрел партию 37-мм противотанковых пушек концерна «Рейнметалл» и сделал их штатным оружием армии задолго до того, как Вермахт унифицировал ту же модель как 37-мм Pak 35 /36. СССР решил производить ее по лицензии, но в 1932 году выпустил собственный ее вариант калибра 45 мм.

Это была пушка М1932, отличавшаяся от исходной 37–мм модели только колесами со спицами. К 1940 году Красная Армия уже имела достаточное количество этих пушек; часть их участвовала на стороне респyбликaнцeв в гражданской войне в Испании.
В 1937 году появилась незначительно измененная модель 1937 года, а через год – танковое орудие М193В. Обе пушки прошли проверку в короткой, но ожесточенной войне с Финляндией в 1939-1940 годах.

Однако эта война оставила у Красной Армии ложное представление о возможностях этого оружия. Ведь у финнов была только легкобронированная техника, и М1932 и М1937 успешно с ней справлялись. Но уже летом 1941 года Красная Армия на горьком опыте убедилась в том, что ее противотанковая артиллерия не способна пробить броню большинства немецких танков. Единственное, что оставалось делать, чтобы остановить массированные атаки немецкой бронетехники, это использовать массированный огонь артиллерии всех имеющихся калибров. Но, несмотря на острую потребность в более мощных противотанковых пушках, советская промышленность пока не могла предложить ничего кардинально нового. Мощные танковые клинья немцев отрезали и окружили многие промышленные центры страны, а для налаживания производства в глубине территории СССР требовалось время.

Появившаяся через год новая противотанковая пушка представляла собой удлиненную модель М32. Ствол по сравнению с исходной моделью был удлинен почти в два раза (с L/46 до L/66) , что резко увеличило начальную скорость снаряда и его пробивную способность.

Производство было начато в 1942 году, но прошло много времени, пока М1942 не поступили в войска в достаточном количестве. Временную брешь в противотанковой обороне закрывали танковые пушки М1938, установленные на импровизированные шасси. Угол горизонтального наведения этих пушек был ограниченным. М1942 оказались незначительно эффективнее старых пушек.
Несмотря на это, СССР продолжал их массовое производство всю войну. Вместо старых колес со спицами на них были установлены дисковые; удлинились лапы станины. И хотя М1942 не всегда могли пробить броню танков следующего поколения, они долгое время оставались на вооружении армий стран Варшавского договора. Многие участвовали в корейской войне, а затем в некоторых ближневосточных конфликтах.

Непатриотичная история создания

Казалось бы, на вопрос, кто именно создал «сорокапятку», ответить легко. За 45-мм противотанковую пушку образца 1937 года орденом Красной Звезды был награждён главный конструктор завода №8 Михаил Николаевич Логинов.

Логинов и сейчас числится в списке создателей оружия Победы, причём перечень разработанного им артиллерийского вооружения больше, чем у всех его коллег. О том же, что все его пушки имеют иностранное происхождение, как-то стараются забыть. Да и список орудий, производство которых на заводе №8 не смогли наладить, весьма велик. А орудия эти были очень нужны Красной Армии, в первую очередь речь идёт о зенитных малокалиберных автоматах. И все современные историки вооружения работу завода №8 оценивают лишь в негативном ключе.

История создания «сорокапятки» началась с закупки в Германии (помимо всего прочего) 37-мм противотанковой пушки, считавшейся на тот момент наилучшей в своём классе. Пушку приняли на вооружение РККА под названием 37-мм противотанковая пушка образца 1930 года и стали выпускать на заводе №8 под индексом 1-К. Несмотря на простоту конструкции и наличие отработанной технологии производство наладили с большим трудом — в первый год забраковали все 255 изготовленных пушек. Всего, по данным справочника А. Иванова «Артиллерия СССР во Второй мировой войне», выпустили 509 орудий, из которых лишь небольшая часть дожила до начала Второй Мировой войны.

Боевое применение пушки

«Сорокопятка» имела множество преимуществ перед другими пушками, главной из которых фронтовые артиллеристы называют малозаметность. Засады и замаскированные позиции часто были «сюрпризами» для немцев, и эффективный огонь позволял отбить атаки превосходящих сил противника. В 1942 году согласно приказу Наркомата обороны артиллерия этого калибра сводилась в легендарные истребительно-противотанковые подразделения.

Личный состав этих частей находился на особом учете, в случае ранения они возвращались в строй только в свои части. Офицеры, сержанты и рядовые получали повышенные нормы пайка, увеличенное денежное довольствие, а так же премиальные выплаты за подбитую технику.

Отличительный знак таких артиллеристов – нарукавный ромб черного цвета с перекрещенными орудийными стволами. По воспоминаниям, когда офицер ПТА заходил в столовую, все присутствующие вставали.

Постоянные попадания по корпусу танков, повреждения ходовой части выводили экипажи из психологического равновесия. Так, один из немецких танкистов скажет после Курской битвы, что у каждого советского пехотинца было по пушке в кармане.

Большую роль играла поддержка расчетами «сорокопяток» наступающей пехоте. В условиях городского боя это легкое и маневренное орудие позволяло поддержать атакующие группы без лишней подготовки. Возможность стрельбы картечью и осколочными снарядами добавляли любви к пушке у пехоты.

После окончания войны пушка была снята с производства, так как на смену ей пришли новые, более мощные орудия. Но карьера 45-мм орудия на этом не кончилась. Конфликт на Корейском полуострове, в который СССР принял решение не вмешиваться официально, щедро снабжался как американской, так и советской стороной.

Оно особо полюбилось корейским товарищам за вышеперечисленные положительные черты. Американцы внимательно изучали, казалось бы, глубоко устаревшие трофейные пушки. Зафиксированы случаи применения трофеев в боях.

Конструкция орудия

45-мм орудие состоит из лафета и ствола с затвором. Ствол – моноблок, что уже отличает от более ранних пушек 37-40-х годов выпуска, которые имели составные, скрепленные стволы. Затвор клинового типа, что обеспечивает высокую скорострельность, до 15 выстрелов в минуту при обученном расчете.

Лафет классического типа, на подрессоренном резиновом ходу. Состоит из люльки, верхнего станка с приборами наведения, нижнего с упорними станинами трубчатой формы, сошники сварные, на станинах места для крепления ЗИП. Нижний станок имеет угол поворота до 60 градусов по горизонту.

Весит пушка в боевом положении 625 кг, в походе вес увеличивается до 1250 кг. Габариты орудия небольшие, при высоте 1300 мм, длинна ее 4885 мм, а ширина 1634 мм. Клиренс в 275 мм обеспечивает неплохие возможности для передвижения на поле боя и в тылу.

Боеприпасы были представлены в нескольких видах:

  • 53-Б-240, бронебойный тупоголовый снаряд, каморного типа, заряд тротила 0,019 кг;
  • 53-БР-240 и 53-БР-240СП, бронебойно-трассирующий выстрел, СП-сплошной;
  • бронебойно-трассирующий (сплошной), снаряды нового выпуска;
  • 53-БР-240П подкалиберная катушка для 45 мм выстрела, имели сравнительно малое распространение;
  • 53-О-240 и 53-О-240А осколочные модификации, А – с корпусом из сталистого чугуна;
  • 53-Щ-240, шрапнельный снаряд, заряд состоял из металлической картечи в картонном тубусе;
  • 53-Д-240 дымовой корректировочный снаряд, давал на месте разрыва четко различимое облако дыма.

Представленные боеприпасы обеспечивали выполнение поставленных на расчеты задач на высоком уровне, что подтверждают отчеты о применении их на поле боя, несмотря на малый калибр орудия и его общую малую эффективность против тяжелых танков.

Боевое применение

Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной – по нормали на 500 м она пробивала 43-мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй.

Бронебойные снаряды некоторых партий, выпущенные с нарушением технологии производства в период до августа 1941 года не соответствовали характеристикам (при столкновении с преградой из броневой стали раскалывались примерно в 50 % процентах случаев), однако в августе 1941 года проблема была решена – в производственный процесс были внесены технические изменения (введены локализаторы) .

Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м – броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42 , разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.

Орудие имело и противопехотные возможности – оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов , они содержали 16 граммов состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд – синильную кислоту HCN .

Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки . Благодаря этому 45-мм пушки образца 1937 года использовались даже

Corax в EVE Online – ракетный эсминец Caldari

Как встречают осень в вашей местности

Ствол другой — проблемы те же

В советское время было принято много писать, каким неприятным сюрпризом стали для немецких противотанкистов с их 37-мм «колотушками» советские танки с противоснарядным бронированием Т-34 и КВ, при этом подразумевалось, что в обратной ситуации возможностей «сорокапятки» вполне хватало для борьбы с панцерваффе.

При этом переписка Народного комиссариата вооружений и Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА) того периода выглядит не столь оптимистично. Так, в письме на имя начальника ГАУ КА генерал-полковника Н.Д. Яковлева указывалось, что немецкие танки уже имеют броню толщиной до 60 мм и в дальнейшем она будет только расти. Далее в письме говорилось:

Проблему эту в ГАУ КА осознавали, и поиск её решения вёлся сразу по нескольким направлениям. Наиболее простым и очевидным виделось принятие на вооружение новой более мощной противотанковой пушки — тем более что фактически такое орудие уже имелось в виде 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2. Однако с этим орудием имелись сложности, причём касались они не только и не столько пресловутой «избыточной мощности», о которой любили упомянуть в советское время в качестве оправдания в стиле «не больно-то и хотелось». Фактически же в конце 1941 года ещё не было ясно, сумеет ли ЗиС-2 преодолеть «детские болезни», связанные с производством как самой пушки, так и снарядов для неё.

Расчёт 45-мм противотанковой пушка 53-К на Карельском перешейке, советско-финская война 1939–1940 гг. Щит орудия задрапирован белой тканью

Ещё одним решением стало создание для уже имеющейся на вооружении «сорокапятки» снарядов повышенной пробиваемости — подкалиберных. Свои подводные камни имелись и тут. В переписке ГАУ КА по этому вопросу особо отмечалось, что для создания сердечников подкалиберных снарядов требуются остродефицитные сорта сталей, но ситуация с легирующими добавками в СССР была далека от благополучной.

Так, летом 1942 года на Кавказе немцы подошли к Баксанскому ущелью, где находился Тырныаузский горно-обогатительный комбинат, добывавший вольфрамово-молибденовую руду. При подходе немцев последние 18 тонн добытого концентрата раздали беженцам, уходившим через перевал Бечо. Конечно, это был не единственный источник легирующих добавок — что-то добывалось в других местах, что-то поступало по ленд-лизу. Но в любом случае выбор — сделать подкалиберный сердечник или резец для станков авиапромышленности — оставался очень тяжёлым, и первые «подкалибры» к «сорокапяткам» были драгоценными в прямом смысле слова.

Наконец, ещё одним вариантом стала модернизация уже имеющегося орудия. Как скромно указано в Википедии,

За кадром остался тот факт, что модернизацию провело так называемое «Особое бюро 4-го спецотдела НКВД» — то есть «шарашка».

Модернизация заключалась в удлинении ствола пушки и увеличении плотности порохового заряда, что дало рост начальной скорости снаряда с 760 до 900 м/с. В остальном в целях упрощения производства нового орудия конструкторы постарались максимально сохранить преемственность со старым. Глядя на списки конструктивных недостатков орудий, составленных в частях, можно сказать, что им это удалось:

Расчёт 45-мм противотанковой пушки 53-К на позиции у окраины деревни. Битва за Москву, осень 1941 — весна 1942 гг.

Сложно не заметить, что в список проблем с новой пушкой перекочевали все проблемы старого образца. Все эти претензии в той или иной форме высказывались в проводимых ГАУ КА опросах:

Расчёт 45-мм противотанковой пушки 53-К меняет огневую позицию в ходе боёв в Венгрии, зима-весна 1945 года. В случае необходимости артиллеристам приходилось самим выступать в роли тягловой силы

Создание пушки

В 1930-х военные теоретики разрабатывали тактику ведения войны с использованием бронированных машин. Для противодействия танкам необходимы были артиллерийские системы, достаточно легкие для удобства перемещения. Еще одним требованием было снижение мощности, как бы ни странно это прозвучало. Орудие должно было эффективно бороться с танками и поддерживать пехоту.

Для упрощения работ советским правительством в 1931 году были закуплены чертежи и опытные образцы 37-мм пушек производства германского «Рейнметалла». Однако калибр немецкого орудия показался военным недостаточно мощным, и на лафет был наложен ствол калибром 45-мм.

В 1937 году пришла очередь модернизации орудия. Были улучшены баллистические характеристики, введена система подрессоривания, но главным введением стала установка полуавтоматического затвора. Занимавшийся модернизацией пушки коллектив завода № 8 в подмосковном городе Подлипки провел почти полгода на полигоне.

Первый пункт был оценен положительно, второй пушка едва не провалила, была сломана одна из рессор. Все же изменения нового орудия касались едва ли не каждой детали:

  • полуавтоматика стала работать не только на бронебойных, но и на осколочных выстрелах за счет принудительного взвода пружин;
  • появился кнопочный спуск;
  • подрессоривание, использовавшееся впервые на советских системах такого рода;
  • деревянные колеса менялись на штампованные металлические, с резиновыми шинами, производства ГАЗ;
  • верхний станок изготавливался клепано-сварным методом, а не литьем, как раньше;
  • нижний станок также сварной;
  • наличие модернизированного поворотного механизма.

Войсковые и заводские испытания 1937 и 1938 годов выявляли как недостатки, так и преимущества нового орудия. В итоге пушка была принята на вооружение в 1938 году с общей оценкой удовлетворительно, и в это же время она запущена в серийное производство.

Испытания танками вермахта 45-мм орудие выдержало с трудом. Эффективное против бронемашин и ранних моделей танков, «сорокопятка» часто оказывалась бессильна против «троек» и «четверок» немцев, не говоря о модернизированных танках с усиленным бронированием, появившихся у немцев после знакомства с КВ. Вопрос об усилении 45-мм пушки был решен в 1942 году, а образец 1937 года снят с вооружения.

Металл снарядов был сильно перекален и получил избыточную твёрдость и хрупкость, в результате чего снаряды просто кололись о броню немецких танков. В тоже время осколочные и шрапнельные снаряды орудия отличались довольно низкой эффективностью при стрельбе по живой силе врага.

45-мм противотанковая пушка М-42, образца 1942 года, получившая индекс ГРАУ 52-П-243С, так же достаточно быстро устарела. Модернизация включала увеличение длинны ствола, а так же мощности заряда в снарядах. Это повысило характеристики, но все равно новейшие немецкие танки пушка пробивать не могла.

Однако производство этих орудий не было остановлено по нескольким причинам. Главной была маневренность орудия, возможность его быстрого перемещения силами расчета из пяти человек по полю боя. Проблему низкой бронепробиваемости решили, предписав расчётам стрелять по бортам и корме. Важен был и экономический фактор, так как производство этих орудий было прекрасно отлажено.

МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА

 Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина (сейчас это АО «ОДК-Пермские моторы»).

Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была значительной, с июня по декабрь 1941 года завод № 19 был единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации.

В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, 2 конструкторских бюро. За короткое время все прибывшее оборудование было введено в строй, а производственно-техническая база завода № 19 расширилась на 65% к довоенному уровню.

С 1941 года завод № 19 начал выпуск нового мотора воздушного охлаждения М-82 (разработан опытно-конструкторским бюро завода № 19 под руководством главного конструктора А.Д. Швецова), в основе конструкции которого лежала принципиально новая схема – двухрядная звезда. Мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что этот двигатель воздушного охлаждения был более надежным, чем двигатели водяного охлаждения: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали.

Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что в 1944 году маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов. В 1943 году за создание мотора АШ-82 опытно-конструкторское бюро завода № 19 было награждено орденом Ленина. В 1942 году «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза», А.Д. Швецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения в годы Великой Отечественной войны А.Д. Швецов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалям, он стал лауреатом четырех Сталинских премий.

За успешную доводку мотора АШ-82 главный инженер завода А.И. Валединский в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В мае 1942 года директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов. Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Под его руководством завод № 19 освоил и серийно выпускал авиационные моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-62ИР. Двигатели стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, ЛаГГ-3, Пе-8, Су-2.

Труд А.Г. Солдатова в годы войны отмечен орденами Ленина, Кутузова 1‑й степени и Отечественной войны 1-й степени, он стал лауреатом Сталинской премии.

Заводом № 19 за годы войны было произведено более 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.

В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тыс. подростков. Увеличился рабочий день, нормы выработки.

В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой. Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600%. Среднее выполнение норм составляло 144%.

Завод № 19 в 1942 году 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя ГКО среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод № 19 получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 году переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение. За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов завод № 19 был награжден орденом Красного Знамени.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий