Поиск

Гаубица-пушка МЛ-20 – на суше, в танках и море

Корпусная артиллерия

Ефимов: Системой предусмотрено наличие принятой на вооружение 122-мм корпусной пушки А-19. Ведется проектирование новой 152-мм гаубицы, проходит полигонные испытания два варианта: МЛ-15 и МЛ-20 .


Гамарник: Что делается по минометам?

Ефимов: Минометы такого калибра мы пока проектировать не готовы.

Гамарник: Я бы просил 203-мм мортиру, если нельзя миномет.

Уборевич: Товарищ Ефимов, по 203-мм мортирам у нас какая ситуация?

Ефимов: В феврале 1934 года на НИАП для испытаний с завода «Красный Путиловец» была доставлена 203-мм мортира «Ж». Вес в боевом положении 4 тонны. Дальность стрельбы составила около 5 км. Вес снаряда — 81кг, Начальная скорость – 260 м/с. На заводе «Баррикады» спроектировали еще одну корпусную мортиру «ОЗ». Мортира «03» может стрелять всеми штатными 203-мм снарядами. Так, при стрельбе 80-кг снарядами на полном заряде начальная скорость составляла 310 м/с, дальность — 6991 м, а для 100-кг снаряда — 260 м/с и 5233 м соответственно.

Уборевич: И каков результат?

Ефимов: Артиллерийское управление не нашло необходимым принимать на вооружение эти мортиры.

Уборевич: Почему?

Ефимов: Слишком мала дальность, Иероним Петрович.

Уборевич: Какое будет мнение товарищей, нужна ли кроме пушки и гаубицы в корпусе еще 203-мм мортира?

Воронов: У нас имеется 203-мм гаубица Б-4 с дальностью стрельбы в 19 километров. Полагаю возможным ограничиться этой гаубицей, а мортиры не иметь. Действительно 5 километров для корпусного орудия очень мало. Лучше сосредоточиться на нескольких самых важных направлениях, чем сразу все виды орудий проектировать.

Якир: Повторно напоминаю, что А-19 весит восемь тонн, этот вес для корпуса не приемлем. 152-мм гаубица образца 1909/30 годов весит 3 тонны на марше и имеет дальность около 10 километров. Допускаю, что новая шестидюймовая гаубица будет скажем 4 тонны и дальность километров 12. Значит, ей в пару нужна корпусная пушка, и самое лучшее под 107-мм снаряд, благо он у нас уже есть.

Уборевич: Что скажет товарищ Воронов?

Воронов: Полностью согласен с предложением Ионы Эммануиловича.

Уборевич: А почему действительно 122-мм пушка стоит в корпусном звене, товарищ Ефимов?

Ефимов: Поскольку армий у нас в мирное время нет, а есть только корпуса, и корпусные и армейские орудия сведены в полки корпусного подчинения. Этому вопросу такого внимания не уделялось. Как прикажете, Иероним Петрович, так и сделаем.

Уборевич. Хорошо. Будем рассматривать корпусную артиллерию отдельно от армейской. Есть ли иные мнения? Если будет новый корпусной дуплекс 152-мм гаубица и ей в пару 107-мм пушка, обе артиллерийские системы весом около 4 тонн, какие будут максимальные дальности, примерно?

Петров: Ориентировочно можно говорить о 16..18 километрах дальности для пушки и 11..12 километрах дальности для гаубицы.

Уборевич: Итак, в корпусном звене получается необходимым иметь новую 152-мм гаубицу и новую 107-мм пушку на одном лафете массой 4 тонны, а 122-мм пушку А-19 перевести в армейское звено. Кто за? Кто против? Единогласно.

/Примечание автора: в реальной истории новая 107-мм пушка была принята на вооружение под официальным наименованием «107-мм универсальная дивизионная пушка большой мощности обр. 1940 г.» и после производства 140 единиц была снята с производства в связи с рядом причин, в том числе в связи с упразднением стрелковых корпусов в 1941 году. В отличии от 100-мм пушек под унитарный патрон, 107-мм пушка предусматривала раздельно-гильзовое заряжание и была способна поражать более широкое разнообразие целей.

Проектирование 152-мм гаубицы образца 1938 года (М-10) началось в 1937 году, она была принята на вооружение в 1939 году под официальным наименованием «152-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.». Впоследствии прилагательное «дивизионная» было опущено из официального наименования орудия. Орудие и его дальнейшая модификация Д-1 (гаубица М-10 на лафете 122-мм гаубицы М-30) сыграло важную роль в Великой Отечественной войне/

Источники информации

Литература

  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.: илл. с. — ISBN 985-433-703-0
  • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М.: АСТ, 2002. — 576 с.: 32 л. ил. с. — ISBN 5-17-015302-3
  • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб.: Нева, 2003. — 64 с. — ISBN 5-7654-2731-6
  • Шунков В. Н. Красная Армия. — М.: АСТ, 2008. — 352 с. — ISBN 978-5-17-037177-8
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. — М.: Экспринт, 2005. — 48 с. — ISBN 5-94038-080-8

Ссылки и примечания

  1. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 654-655.
  2. Шунков В.Н. Красная Армия. — С. 123.
  3. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 655-656.
  4. Желтов И.Г. и др. Танки ИС. Боевое применение. — (Танкомастер, спецвыпуск 2004 г.).
  5. ↑ Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — С. 4-6.
  6. ↑ Шунков В. Н. Красная Армия. — С. 125.
  7. М. Коломиец. Бои у реки Халхин-Гол // Фронтовая иллюстрация, № 2, 2002
  8. Широкорад А. Б. Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 631-632. — 848 с.
  9. Широкорад А. Б. Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 684. — 848 с.
  10. ↑ Свирин М., Коломиец М. Курская дуга. — М.: ЭксПринт НВ, 1998. — 80 с.
  11. Military Balance 2007. — С. 196.
  12. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 80.
  13. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 218. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  14. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 104. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  15. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 358. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  16. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 70. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  17. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 234. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  18. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 365. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  19. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 134. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  20. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 138. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  21. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 177. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  22. ↑ Шунков В.Н. Красная Армия. — С. 124.
  23. ↑ Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.. — С. 1111.
  24. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1111.
  25. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-699-20527-1
  26. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 656-661.
  27. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 348.
  28. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 102.
  29. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 103.
  30. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 371.
  31. Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, бронеавтомобилей, самоходок и полугусеничных машин 1933—1945. — М.: АСТ, Астрель, 2002. — 271 с. — ISBN 5-17-018980-Х
  32. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 105-106.
  33. Guy Grançois. Le 155 mm Schneider des batteries mobiles de cote 1920-1945 // Guerre, Blindés&Matériel, № 91, 2010
  34. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 78.
  35. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 76-77.

Краткое описание альтернативной реальности

Произведение является классической альтернативной историей без попаданцев, мистики, пришельцев и прочих путей переноса людей, предметов и информации из будущего в прошлое.

Развилка с нашей историей возникает в 1931 году, после чего альтернативная история СССР движется своим чередом, каким она при определенном стечении обстоятельств вполне могла бы идти без воздействий внешних факторов.

Стиль произведения — литературно-исторический винегрет: читателя встретят герои Агнии Барто, Максима Горького, Леонида Соболева, Михаила Кольцова, Эрнста Хемингуэя и других авторов тридцатых годов двадцатого века, совместно с фрагментами мемуаров (С. Аллилуевой, Н. Кузнецова, А. Москалева, и иных) и собственными фантазиями Автора.

Представленная альтернатива является в своем роде альтернативой в квадрате: в данном произведении автор безжалостно лишает альтернативный СССР тридцатых годов двадцатого века почти всех ключевых мемов российской альтернативной истории, которая на рубеже двадцатого и двадцать первого века заполнила домашние книжные полки любителей этого жанра. Здесь отсутствуют суровый и справедливый полубог Иосиф Сталин, эффективный менеджер Лаврентий Берия, намазанный зеленкой лоб Никиты Хрущева, ноутбук из будущего, промежуточный патрон и командирская башенка на Т-34.

В 1941 году всему советскому народу, от младенцев до стариков, выпало тяжелейшее Испытание. При этом основная тяжесть катастрофических событий лета-осени 1941 года легла на плечи двадцатилетних советских мужчин, призванных на военную службу в 1940 году в 19-летнем возрасте. В 1931 году им было десять лет.

Следовательно, альтернативная история СССР, которая реалистично описывала бы более благоприятное для советских людей развитие событий в 1941 году, должна отличаться от реальной истории в части, касающейся воспитания детей вообще и, в частности, в части работы пионерской организации.

Вот такую альтернативную историю Автор и предлагает доброжелательному вниманию Читателя.

Конструкция 152-мм пушки-гаубицы Д-20

152-мм пушка-гаубица Д-20 – артиллерийское орудие в составе полевой артиллерии, в котором сочетаются свойства пушки и гаубицы (с преобладанием «пушечных» свойств). По сравнению с пушкой, пушка-гаубица имеет меньшую длину ствола и большие углы возвышения ствола. По сравнению с гаубицей, у пушки-гаубицы большая дальность стрельбы.

Ствол пушки-гаубицы Д-20 состоит из трубы, казенника, обоймы и дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Лафет пушки-гаубицы Д-20 заимствован от пушки Д-74 различаются только профилем веретена тормоза отката и диаметром передней обоймы.

Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором, заполнен стеолом-М. Накатник гидропневматический, заполнен стеолом-М. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в обойме ствола и откатываются вместе с ним.
Станины сварные, коробчатого типа. Для перекатывания орудия на короткие расстояния имеются подхоботовые катки, торсионное подрессоривание при стрельбе с колес не выключалось. Основные колеса заимствованы с грузового автомобиля ЯАЗ.

Подъемный механизм пушки-гаубицы Д-20 имеет один сектор, обеспечивающий угол вертикальной наводки от -5 до +63 град. Поворотный механизм винтового типа, расположен с левой стороны орудия, угол горизонтального наведения составляет 58 град. Уравновешивающий механизм пневматический, толкающего типа, состоит из двух одинаковых колонок. На нижнем станке закреплен поддон, который в боевом положении являлся опорой системы, колеса при этом вывешиваются.

Прицельные приспособления состояли из механического прицела С-71 с артиллерийской панорамой и прицела прямой наводки ОП-2–97.

Транспортировка 152-мм пушки-гаубицы Д-20

1. История создания

Из тяжёлых орудий корпусного-армейского звена Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка образца 1910 года. Это орудие было спроектировано французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи и использовалось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м годам оно явно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в 1930 и 1934 годах. Модернизации существенно улучшили характеристики пушки обр. 1910 г., но, тем не менее, она не вполне удовлетворяла требованиям своего времени, главным образом по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. В 1935—1936 годах конструкторское бюро (КБ) завода № 172 (Пермский завод) в Мотовилихе пыталось продолжить модернизацию орудия, однако Главное артиллерийское управление (ГАУ) не поддержало эти работы, и они были прекращены. Началось проектирование нового орудия.

В КБ завода № 172 были спроектированы две гаубицы-пушки — МЛ-15 и МЛ-20. Над проектированием МЛ-20 работала группа инженеров под руководством известного советского конструктора-оружейника Ф. Ф. Петрова, причём первоначально работы над этим орудием велись в инициативном порядке, тогда как МЛ-15 создавалась по заданию ГАУ. Оба орудия имели многочисленные заимствования от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. — ствол с затвором, противооткатные устройства. МЛ-20 также имела с этим орудием общий колёсный ход, подрессоривание и станины, а у МЛ-15 эти элементы конструкции были разработаны заново.

В апреле 1936 года первый образец МЛ-15 был направлен на полигонные испытания, однако их не прошёл и был отправлен на доработку. В марте 1937 года МЛ-15 вышла на повторные полигонные испытания, которые прошли без замечаний. МЛ-20 вышла на полигонные испытания 25 декабря 1936 года, а в следующем году — на войсковые. По итогам этих испытаний МЛ-20, после устранения недостатков, в основном касающихся лафета, была рекомендована к принятию на вооружение. 22 сентября 1937 года МЛ-20 была принята на вооружение под официальным названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.».

С сегодняшней точки зрения выбор МЛ-20 вместо МЛ-15 труднообъясним. Автор публикаций в области отечественной артиллерии А. Б. Широкорад полагает, что МЛ-15 имела явные преимущества перед МЛ-20 — она была существенно легче (в походном положении на 600 кг, в боевом — на 500 кг) и была более мобильна (скорость возки — до 45 км/ч). С другой стороны, МЛ-15 имела более современную и сложную конструкцию лафета. В других источниках утверждается, что выбор был сделан из экономических соображений — для МЛ-20 уже была готова технологическая оснастка.

Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б

– Принят на вооружение: 1987- Разработан: с 1976 по 1986- Производитель: Мотовилихинские заводы- Всего выпущено: более 1200

Боевой расчет: 8 человек

Калибр, мм: 152

Дальность стрельбы Мста-Б

– Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5- Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5

Скорострельность Мста-Б

– Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7

– Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810- Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)- Угол возвышения, град.: −30…+70- Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28- Кучность стрельбы: По дальности, Вд/Х мак: 1/363. По боку, Вб, м: 11

Вес Мста-Б

– Масса ОФС, кг: 43,56- Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05- Масса гаубицы в походном положении кг: 7000- Масса ствола кг: 2599- Масса дульного тормоза кг: 170

Размеры Мста-Б

– Длина гаубицы в походном положении мм: 12700- Ширина гаубицы: 2500- Высота гаубицы: 2950- Дорожный просвет мм: 400- Ширина колеи мм: 2150- Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130- Длина направляющей части канала ствола мм: 6184- Число нарезов: 48

– Высота линии огня мм: 1330- Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000- Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5- Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5- Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)- Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0

– Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5- Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60

12. Сохранившиеся экземпляры

МЛ-20 представлена в экспозициях многих военных музеев, а также служит элементом ряда мемориалов. В Москве её можно увидеть в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и Центральном музее Вооружённых Сил, в Санкт-Петербурге — в Музее артиллерии и инженерных войск, в Перми — в музее Мотовилихинских заводов. В Финляндии это орудие экспонируется в музее г. Хямеэнлинна, в Белоруссии — в Брестской крепости на площадке артиллерийского вооружения, в Польше — в Познаньской цитадели, в Израиле — в музее Batey ha-Osef, на Украине — в Киевском музее Великой Отечественной войны, в Крыму (Севастополь) — диорама «Сапун-гора», Запорожье – рядом с мемориальным комплексом возле плотины. Шостка – возле городского музея. Шоссе Псков – Гдов, в качестве памятника.

2. Описание конструкции

Схема 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 года (МЛ-20): а — ствол; б — казённик с затвором; в — дульный тормоз; г — противооткатные устройства; д — щитовое прикрытие; е — колёсный ход; ж — станины

МЛ-20 являлась гаубицей-пушкой, то есть артиллерийской системой, у которой гаубичные свойства преобладают над пушечными. Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант — со свободной трубой). МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката веретённого типа, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела. Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для облегчения заряжания при больших углах возвышения казённик МЛ-20 оснащён механизмом удержания гильзы. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие имело механизм взаимной замкнутости, который препятствует открыванию затвора, если ствол не соединён должным образом с противооткатными устройствами. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа. Накатник и откатник содержат по 22 литра жидкости каждый, давление в накатнике составляет 45 атмосфер.

Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций.

Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами (некоторые ранние орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки обр. 1910/34 гг.), рессоры пластинчатые. Возка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8—10 минут. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4—5 км/ч. Лафет пушки МЛ-20 был признан нормализованным, получил обозначение 52-Л-504А и был использован при модернизации 122-мм пушки А-19. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которые выпускались Харьковским паровозостроительным заводом — разработчиком и первым производителем знаменитого танка Т-34 и оснащались тем же двигателем В-2, что и «тридцатьчетвёрки».

152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Вид слева

152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (МЛ-20) в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург. Вид сзади справа

Обратите внимание на модернизированный колёсный ход. Эти орудия использовались для традиционного полуденного выстрела

152-мм гаубица-пушка обр

1937 г. (МЛ-20) в музее Batey ha-Osef, Израиль. Вид спереди

152-мм гаубица-пушка обр. 1937 года (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Ещё один вид слева

Послесловие к Кировской весне 1931-1935

В сравнении с нашей реальностью, ситуация в альтернативной истории «Кировская весна» в связи с убийством И.В. Сталина в 1931 году и назначением С.М. Кирова на пост генерального секретаря ЦК ВКП(б) поменялась следующим образом:

Главное: существенным образом снижен ущерб народам СССР от массового голода, охватившего в 1932—1933 годах обширные территории СССР. Официальная оценка масштабов голода, была дана Государственной Думой РФ в заявлении от 2 апреля 2008 года «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР»: «В результате голода, вызванного насильственной коллективизацией, пострадали многие районы РСФСР (Поволжье, Центрально-Чернозёмная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири), Казахстана, Украины и Белоруссии. От голода и болезней, связанных с недоеданием», в 1932—1933 годах там погибло около 7 млн. человек».

Тоже главное: пионерская организация сохраняет свои типовые черты, присущие ей в момент становления в середине двадцатых годов. Пионерские отряды не сращены со школой и в пионеры не принимаются все дети поголовно. Напротив, пионерское движение объединяет разные виды внешкольной активности и осознанно формирует кадровый резерв для комсомола (меньшинство молодежи) и коммунистической партии (меньшинство взрослых людей).

Несколько снижен масштаб репрессий в период 1931-1936 годы.

Возращены в места постоянного проживания часть ссыльных переселенцев.

Некоторая часть Народных комиссариатов приобрела новых руководителей:

1. Народный комиссариат финансов – Григорий Яковлевич Сокольников.
2. Народный комиссариат сельского хозяйства – Никита Сергеевич Хрущев
3. Народный комиссариат обороны – Иероним Петрович Уборевич
4. Народный комиссариат внутренних дел – Мартемьян Никитич Рютин
5. Народный комиссариат государственной безопасности — Артур Христианович Артузов

Иная судьба сложилась у гениального (по мнению Автора) советского авиаконструктора Александра Сергеевича Москалева, чей легкий транспортный самолет САМ-5 уступает самолету У-2 роль учебного самолета и постепенно занимает нишу самолета У-2 в части транспортных и санитарных самолетов.

Коротко говоря, в СССР строится «социализм с человеческим лицом». Оставляя за рамками произведения автора данного лозунга в нашей реальности, Автор с симпатией относится к данной идее.

3. Производство

Производство МЛ-20 велось только на заводе № 172 в Перми с 1937 по 1946 годы. Кроме выпуска буксируемых орудий, было выпущено около 4000 стволов МЛ-20С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-152 и ИСУ-152 (всего было построено 3242 САУ ИСУ-152 и около 670 САУ СУ-152, точное число варьирует в различных источниках). Преемником МЛ-20 стала 152-мм пушка-гаубица Д-20, находившаяся в серийном производстве с 1956 года. Данное орудие имело идентичную с МЛ-20 баллистику.

Производство МЛ-20
Год1937193819391940194119421943194419451946Итого
Изготовлено, шт.148500567901134218091002275325156884

По всей видимости, значительное снижение объёмов производства буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20 в 1943—1946 гг. было вызвано двумя причинами. Первой из них было начавшееся производство тяжёлых САУ СУ-152 и ИСУ-152 — значительная доля произведённых тогда стволов шла на их вооружение. Вторым фактором стало появление у противника тяжёлых танков, и в рамках программы по повышению мощности танковой и противотанковой артиллерии РККА заводу № 172 было предписано увеличить выпуск 122-мм пушек А-19 в счёт плана по выпуску гаубиц-пушек МЛ-20.

4. Организационно-штатная структура

Изначально МЛ-20 предназначалась для корпусной артиллерии. Вместе с 122-мм пушкой обр. 1931/37 гг. (А-19) она составляла так называемый «корпусной дуплекс». В 1940—1941 гг. имелось три типа корпусных артиллерийских полков:

  • два дивизиона МЛ-20 и один дивизион А-19 или 107-мм пушек (24 гаубицы-пушки);
  • два дивизиона МЛ-20 и два дивизиона А-19 или 107-мм пушек (24 гаубицы-пушки);
  • три дивизиона МЛ-20 (36 гаубиц-пушек).

Вскоре после начала Великой Отечественной войны корпусная артиллерия была упразднена вместе со стрелковыми корпусами. Вновь она была возрождена во второй половине войны. По штату корпусные артполки во второй половине войны имели 122-мм пушки или 152-мм гаубицы, однако некоторые источники мемуарного характера свидетельствуют об использовании в них МЛ-20. Считалось, что корпусная артиллерия должна быть оснащена более мобильными орудиями, чем МЛ-20. В 1943 году на вооружение была принята 152-мм гаубица Д-1, которая стала основой корпусной артиллерии, а более мощную и менее мобильную МЛ-20 окончательно перевели в армейскую артиллерию.

С 1943 года МЛ-20 использовалась в артполках более крупной организационно-штатной единицы — общевойсковой армии. Общевойсковая армия имела артиллерийский полк из 18 МЛ-20. Гвардейские армии с начала 1945 года имели артиллерийскую бригаду из 36 МЛ-20.

Помимо стрелковых и механизированных частей МЛ-20 состояла на вооружении чисто артиллерийских бригад и полков резерва Верховного Главного Командования (РВГК). Пушечный полк РВГК имел 24 МЛ-20. С 1943 года формируются артиллерийские бригады РВГК, пушечная бригада имела 36 МЛ-20. Пушечные бригады РВГК могли входить в состав более крупных артиллерийских соединений — артиллерийских дивизий прорыва и пушечных артиллерийских дивизий.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий