Поиск

Крупнокалиберный пулемёт “Утёс” – пробьет что угодно, не вопрос

Другие особенности салона

Крайние места двадцать четвертого ряда могут быть очень неудобны по причине близкого соседства с кабинками туалетов. Стоит заранее подготовиться к постоянному скоплению людей у кресел. Места последнего, двадцать пятого, ряда считаются самыми неудобными в самолете. Кроме запаха из туалета, постоянного передвижения, звука сливающегося бачка и хлопающих дверей кабинки, люди, сидящие в последнем ряду, не смогут откинуть спинку кресла назад.

В данном самолете даже самые высокие пассажиры могут чувствовать себя некомфортно. Это связано не только с турбулентностью, но и с техническими нюансами авиалайнера. Однако, несмотря на эти недостатки, модель А320 является одной из самых успешных в мире. Уже выпущено более четырех тысяч машин, еще семь готовятся к запуску.

Боевое применение

Новый пулемет предназначен для борьбы с легкобронированными транспортными средствами и групповыми живыми целями противника на расстоянии до 2000 м, огневыми точками, а также низколетящими воздушными целями на наклонных дальностях до 1500 м. Используется очень мощный 12,7х108 крупнокалиберный патрон, имевший целую гамму пуль разнообразного назначения: Б-32 (бронебойно-зажигательная), БЗТ-44 (бронебойно-зажигательно-трассирующая) и МДЗ (зажигательная мгновенного действия).

Первое боевое применение НСВ получил в Афганистане. Первое время с обеих сторон участие в боевых действиях принимали только модификации ДШК (моджахеды использовали ДШК китайского производства). Но во второй половине 80-х в войсках появился и НСВ. Его быстро оценили, главной его особенностью была возможность вести прицельный огонь по противнику, не подпуская его на расстояние эффективной стрельбы из автомата. Имеется множество фотографий блок-постов, где станок 6Т7 нагружен камнями, мешками с песком для предотвращения его козлинных прыжков. Комплектование каждого пулемета оптическим прицелом, а в варианте ночного — и ночным прицелом, делали расчет НСВС главными «глазами» блок-поста.

Не менее «любимым» НСВ был и в обе чеченские кампании, среди чеченцев он получил прозвище «красавчик». Существовало множество курьезных на первый взгляд «модификаций» танкового «Утёса», который добыть было проще, для применения в качестве пехотного.

Пулеметом НСВ-12,7 вооружаются и боевые корабли. В частности, существует спаренная морская турельно-башенная установка «Утес-М», состоящая из двух пулеметов НСВ, размещенных во вращающейся закрытой башне. Правый пулемет имеет правую подачу ленты.

Боевое применение

Первое боевое применение НСВ осуществилось в Афганистане. Первое время с обеих сторон участие в боевых действиях принимали только модификации ДШК (моджахеды использовали ДШК китайского производства). Но во второй половине 1980-х в войсках появился и НСВ. Его быстро оценили, главной его особенностью была возможность вести прицельный огонь по противнику, не подпуская его на расстояние эффективной стрельбы из автомата. Имеются фотографии блокпостов, где станок 6Т7 нагружен камнями и мешками с песком для повышения устойчивости. Комплектование каждого пулемёта оптическим прицелом, а в варианте ночного — и ночным прицелом, делало расчёт НСВС главными «глазами» блокпоста.

Пулемёт оказывает сильнейшее акустическое воздействие на расчёт, поэтому стрелки были обязаны сменяться после интенсивной стрельбы.

Не менее «любимым» НСВ был и в обе чеченские кампании. Существовало множество курьёзных на первый взгляд «модификаций» танкового «Утёса», который добыть было проще, для применения в качестве пехотного.

Военнослужащие алжирской армии отмечали, что «Утёс» безотказно работает при температуре +50 °C, в песке и в грязи. Военные Малайзии успешно применяли пулемёт во время тропического ливня.

Особенности конструкции[править]

НСВ-12,7 был гораздо легче предшественника, 25 кг для пулемета такого калибра при существующих технологиях до сих пор является пределом. Автоматика НСВ основана на отводе пороховых газов, запирание ствола — клиновое, при запирании затвор перемещается влево, при этом серьга затвора бьет по бойку. Спусковой механизм собран в отдельной коробке, имеет очень простую констукцию и позволяет вести только автоматическую стрельбу. При этом спусковой механизм не предназначен для управления огнем непосредственно на пулемете, требуется наличие рукоятки и спускового крючка либо электроспуска на станке или установках. Также отсутствует рукоятка перезаряжания, да и усилие взвода пружины так высоко, что требуются различные рычажные или блочные конструкции для его уменьшения. В конструкции были применены оригинальные элементы, для уменьшения трения все движущиеся части были снабжены роликами, кадмированное покрытие служило в качестве дополнительной «смазки», быстросъемное клиновое устройство закрывания обеспечивало легкую замену ствола без проведения операций его подстройки после смены. Затвор с затворной рамой и сама затворная рама с газоотводным поршнем соединены шарнирно. Возвратная пружина снабжена буфером. Подача патронов с помощью металической ленты могло быть лево- или правосторонним. Вкупе с выбросом стрелянных гильз вперед, а не в сторону, это позволило легко комбинировать «правые»-“левые” пулеметы в спаренных установках. Одну из таких в частности производил Тульский машиностроительный завод им. Рябикова для вооружения катеров. Механический прицел включает в себя прицельную планку, размеченную для стрельбы до 2000 м (прицельная планка ДШК была размечена до 4000 м), и мушку. Мушка первоначально была складывающейся, но затем заводские конструкторы убедили ГРАУ, что большого смысла в этом нет.


Такие установки норвежского производства используются в Финляндии

Применении в бою

Проверка модификаций пулемётного оружия того времени показала, что успешное использование «Утёса» считается оптимальным вариантом огневой поддержки.

При этом, для различных групп войск изначально применялись только следующие виды вооружения:

  1. Мотострелковые батальоны применяли АГС-17 и 30 мм автоматический гранатомёт;
  2. Парашютно-десантные войска использовали АГС-17 и миномёт калибра 82 мм;
  3. При этом только ДШБ имели вооружение в виде перечисленных видов и станковых НСВС 12,7.

Начало боевых действия в Афганистане показало потребность войск в огневой пулемётной поддержке.

Крупнокалиберный пулемёт «Утес»

С того момента, данный вид вооружения использовался практически во всех военных конфликтах, происходящих на земной шаре. На сегодняшний день он применяется более чем в 50 армиях мира. Он успешно устанавливается не только на бронетехнику, но и на различные автомобили, в том числе и гражданские (пикапы).

Огневая мощь пулемёта «Утёс» опасна для следующих видов техники:

  1. Вертолёты;
  2. Автомобили;
  3. БМП;
  4. БРДМ;
  5. БТР;
  6. МТЛБ и другие машины лёгкого бронирования.

Во время боевых действий в черте города, шквальный огонь способен полностью уничтожить укрепление противника. Благодаря дальности стрельбы широко применяется в качестве защиты блок поста.

Из недостатков можно выделить большой вес и обязательное крепление основания. При использовании на земле, лапы орудия приходится закапывать. Если этого не сделать сильная отдача при стрельбе существенно снижает кучность полёта пули.

Пулемет НСВТ

В начале 90-х, пулемёт «Утёс» оказался потерянным для страны. Произошло это по причине того, что после распада Советского Союза, основное производство оказалось на территории Казахстана.

Первое время Осуществлялись закупки оружия, так как собственного аналога не оказалось. Однако после разработки и начала производства крупнокалиберного пулемёта «Корд», во многом превосходившего технически устаревший «Утёс», руководство страны приняло решения об прекращении закупок.

Самолет «Аэробус 320»: схема салона обновленная

А320 имеет ряд преимуществ по сравнению с другими авиалайнерами: большие полки для ручной клади в просторном салоне, широкие люки для загрузки багажа и большая грузовместительная палуба. В начале 2000-х в салоне изменили облицовочные панели, FAP изготавливали с сенсорными экранами, объем полок для ручной клади вырос на одиннадцать процентов, появилось светодиодное индивидуальное освещение и возможность регулировать яркость салона. Кроме этого, обновилась логистика компьютеров, электронно-лучевые экраны были заменены на LCD-дисплеи. По этим причинам, а также из-за сравнительно низкой стоимости аэробус пользуется большой популярностью в мире.

Боеприпасы

В качестве боеприпасов в НСВ используются патроны стандарта 12,7×108 мм, в их числе патроны с пулями Б-32, БЗТ-44, МДЗ и БС.

Патрон Б-32 (масса пули 48 г) — бронебойно-зажигательный и БЗТ-44 (масса пули 44 г) — бронебойно-зажигательный-трассирующий остались «в наследство» от ДШК. Наиболее распространённые типы. Существуют два их вида — так называемые «военные» (сохранившиеся со времён Великой Отечественной войны) и «новые». Дело в том, что для снижения массы пулемёта ствол его был заметно облегчён по сравнению с ДШК. Конструкторы отказались от применения радиаторов — кроме снижения массы, ствол стал гораздо технологичнее. Но это, в свою очередь, сказалось на его живучести — первые партии стволов «выгорали» после 3—4 тысяч выстрелов. В пехотном варианте пулемёт пришлось комплектовать тремя стволами, чтобы соблюсти гарантированный ресурс всего пулемёта — 10 тысяч выстрелов. В итоге было принято решение использовать при производстве патронов так называемые флегматизирующие присадки к метательному заряду или флегматизированные пороха. До этой поры они использовались только в артиллерии. Живучесть ствола при использовании новых патронов выросла до приемлемых пределов — на периодических испытаниях, при жёстком режиме стрельбы (50 выстрелов одной очередью и 50 — тремя очередями по 15—20 выстрелов) ствол выдерживал уже около 6 тысяч выстрелов. Но часто в войсках не делали различий между патронами старыми и новыми, и на завод в Уральске поступали рекламации на преждевременную «смерть» стволов.

Патроны МДЗ и БС — более поздние.

Патрон с пулей МДЗ (масса пули 43 г) — зажигательный мгновенного действия, предназначался для борьбы с низколетящими воздушными целями и автомобильной техникой.

Патрон с пулей БС (масса пули 55 г) — также бронебойно-зажигательный, но снабжён сердечником из твёрдого сплава. Был спроектирован в конце 1970-х годов, когда стало ясно, что бронепробиваемости Б-32 уже недостаточно для борьбы с современными БТР и БМП.

В связи с большей распространённостью в мире патрона 12,7×99 мм НАТО по сравнению с советским 12,7×108 мм, после распада СССР в Польше пытались освоить производство НСВ под патрон НАТО. В Польше пулемёт под натовский патрон стал выпускаться под названием WKM-Bm. Сербский лицензионный вариант НСВ выпускается, помимо стандартного 12,7×108 мм и под натовский патрон. В Казахстане также предпринималась попытка адаптировать «Утёс» под патрон 12,7×99 мм НАТО для продажи за рубежом, однако это требовало переделки едва ли не всей конструкции пулемёта. Кардинальное отличие, которое преодолеть было невозможно — в конструкции ленты. Из советской ленты патрон подаётся толчком затвора вперёд, при этом предварительно патрон уже сдёрнут звеньесъёмником. В стандартном же натовском пулемёте «Браунинг M2» — устаревшая двухступенчатая подача патрона в ствол, в котором автоматика выдёргивает патрон на ходе затвора назад. В НСВ используются 10-звеньевые куски, собирающиеся в ленту по 50 (в пехотном исполнении) и 70 патронов (на танковых установках). Снаряжение ленты производится расчётом с помощью специальной машинки. Натовские патроны поступают в войска уже снаряжёнными в ленты из рассыпных элементов.

Боеприпасы[править]

В качестве боеприпасов в НСВ используются патроны стандарта 12,7х108, в их числе патроны с пулями Б-32, БЗТ-44, МДЗ и БС

Патрон Б-32 (вес пули 48 г)- бронебойно-зажигательный и БЗТ-44 (вес пули 44 г)- бронебойно-зажигательный-трассирующий достались в наследство от ДШК. Наиболее распространены в войсках. Существуют два их вида, так называемые «военные» (имелось в виду — сохранившиеся со времен войны) и «новые». Дело в том, что для снижения массы пулемета ствол его был заметно облегчен по сравнению с ДШК. Конструкторы отказались от применения радиаторов, кроме снижения массы ствол стал гораздо технологичнее. Но это в свою очередь сказалось на его живучести, первые партии стволов «выгорали» после 3-4 тысяч выстрелов. В пехотном варианте пулемет пришлось комплектовать 3 стволами, чтобы соблюсти гарантированный ресурс всего пулемета 10 тысяч выстрелов. В итоге было принято решение использовать при производстве патронов так называемые флегматизирующие присадки. До этой поры они использовались только в артиллерии. Живучесть ствола при использовании новых патронов выросла до приемлемых пределов — на периодических испытаниях, при жестком режиме стрельбы — 50 выстрелов одной очередью и 50 — тремя очередями по 15-20 выстрелов, — ствол выдерживал уже около 6 тысяч. Но часто в войсках не делали различий между патронами старыми и новыми, на завод в Уральске поступали рекламации на преждевременную «смерть» стволов.

Патроны МДЗ и БС — более поздние.
Патрон с пулей МДЗ (вес пули 43 г)- зажигательной мгновенного действия, предназначался для борьбы с низколетящими воздушными целями и автомобильной техникой.

Патрон с пулей БС (вес пули 55 г) — также бронебойно-зажигательный, но снабженный тугоплавким тяжелым сердечником, был спроектирован, когда стало ясно, что бронепробиваемости Б-32 уже недостаточно для борьбы с современными БТР-ми и БМП.

В связи с большей распространенностью в мире патрона 12,7х99 по сравнению с советским 12,7х108 после распада СССР в Польше и в Уральске пытались освоить производство НСВ под патрон НАТО. Достоверных сведений о польском пулемете нет, а вот уральский укороченными патронами стрелял вполне надежно. Кардинальное отличие, которое преодолеть было невозможно, — в конструкции ленты. Из советской ленты патрон подается толчком затвора вперед, предварительно патрон уже сдернут звеньесъемником. Из натовской автоматика выдергивает на ходе затвора назад. В НСВ используется 10-звеньевые куски, собирающиеся в ленту по 50 (в пехотном исполнении) и 70 патронов (на танковых установках). Причем снаряжение ленты производится расчетом с помощью специальной машинки. Натовские патроны поступаютв войска уже снаряженными в ленты из рассыпных элементов. Переснаряжать патроны из одной ленты в другую пришлось бы предварительно, что отрицательно сказалось бы на боевой работе. Поэтому об успешных продажах и замене в войсках тяжелого М2 Браунинг на НСВ слышно не было, программы «перевооружения» НСВ остановлены

Резюме

Самым комфортным самолетом для длительных перелетов на сегодняшний день является «Аэробус 320». Схема салона, подробно изученная перед покупкой билета, позволяет определиться с комфортным местом для перелета. От этого зависят общие впечатления о времени, проведенном в самолете. № 4 (А, В, Е, F) и № 11 (В, С, D, Е) – самые безопасные места в лайнере «Аэробус 320». Схема салона «S7» это детально демонстрирует.

Программа по разработке A320 была запущена в марте 1984 года. Первый полет авиалайнер A320 совершил в 22 февраля 1987 года. На нем использовались двигатели CFM International CFM56-5A1. После прохождения летных испытаний, 26 февраля 1988 года была получен сертификат JAA (Joint Aviation Authorities) и самолет начал поступать в «Air France». А первым же заказчиком из США стала авиакомпания « ».

Первоначальная версия, A320-100, была построена в небольших количествах, но затем была выпущена улучшенная версия A320-200. Улучшения в основном касались увеличения объема топливных баков. Окончательную сертификацию A320-200 прошел в ноябре 1988 года. С тех пор A320-200 вырос в целое семейство среднемагистральных лайнеров, консорциума «Airbus S.A.S», на его основе выпущены следующие модели: A318, A319 и A321.

В проект самолета было внесено много технических нововведений. A320 стал первым пассажирским авиалайнером на который была установлена Электродистанционная система управления (Fly-by-Wire). Преимущество данной системы состоит том, что компьютер с заданной программой контролирует многие параметры самолета, например не допускает превышение по углу атаки или по перегрузке. В лайнере установлена цифровая авионика EFIS фирмы «Thomson CSF». A320 также использует относительно высокий процент композитных материалов по сравнению с предыдущими моделями.

А320-200 приводится в движение двумя турбореактивными двигателями CFMI CFM56-5B или IAE V2500 с тягой от 113 кН до 120 кН каждый.

Модели самолета имеют разные варианты установленных двигателей. От типа установленного двигателя зависит порядковый номер модификации. Например: на A320-211 используются моторы CFM56-5A1, а модель A320-231 комплектуется двигателями IAE V2500-A1, и т.д.

Airbus a320 салон

По сравнению с другими воздушными судами в своем классе, A320 имеет более широкую кабину, значительное грузовое пространство с большими дверями для облегчения погрузки и разгрузки. А низкая стоимость эксплуатации и технического обслуживания являются притягивающим фактором для бюджетных авиакомпаний. Например американская лоу-кост авиакомпания «JetBlue Airways Corporation » расположенная в Нью-Йорке приобрела для своего воздушного флота 233 таких машин. Среди других низкобюджетных перевозчиков со значительным заказами A320, являются британская «EasyJet Company Limited » и малазийская «Air Asia ».

Лучшие места салона самолета Airbus A320 – Аэрофлот

Лучшие места салона самолета Airbus A320 – S7 Airlines

Лучшие места салона самолета Airbus A320 – Ural Airlines

Лучшие места салона самолета Airbus A320 – Wizz Air

На сегодняшний день компанией «Airbus S.A.S» ведется разработка улучшенной модели А320. Новый вариант A320 получил название A320neo. Программа «New Engine Option» является последним шагом в модернизации A320. Программу модернизации «Neo» включены такие усовершенствования как: снижение веса, новый, современный салон с расширенным багажным отделением. Новый планёр будет выполнен с применением новых композиционных материалов. А благодаря установки новых экономичных двигателей CFM International LEAP-X и P&W PW1000G планируется снизить расход топлива на 10-15 процентов.

По сравнению с предыдущими моделями A320, новый A320neo будет производить меньший уровень шума, а также снизится количество вредных выбросов в атмосферу. Модификации подвергнется и крыло самолета, в частности законцовки крыла, которые теперь по стандарту будут иметь форму акульего плавника, так называемые «sharklets».Такая модификация крыла снижает расход топлива на 2-3 процента. Благодаря нововведениям удастся повысить дальность полетов на 950 км и увеличить грузоподъемность.

Общая информация

Схема салона A320

Общие советы по выбору лучших мест читайте в нашей статье .

Бизнес класс

Под салон бизнес класса отведено 3 ряда в носовой части A320. Классические широкие кресла, расположенные по схеме 2 х 2. На каждое место А или F в ряду приходится по два иллюминатора.

Не будем останавливаться подробно не описании бизнес класса, т.к. любое кресло в любом ряду обеспечивает комфорт в полете.

Экономический класс

Как выбрать лучшие места в салоне A320 и получить максимальное удовольствие от перелета авиакомпанией «Россия»?
Экономический класс, в самолете этого типа, начинается с 4 и заканчивается 29 рядом.

Ряд 4

Исключением является вариант, когда салон из full economy переделали в евробизнес + эконом.

Кресла на 4м ряду имеют увеличенного пространство для ног. Впереди, вместо кресла с непредсказуемым пассажиром, перегородка.
Отсутствие кресла перед вами – это большой плюс. Никто не будет откидывать спинку, вторгаясь в личное пространство. Дети не будут кидать в ваш обед свои игрушки.

Отсутствие очередей в туалет на носу самолета, потому что must see в любом лайнере – это туалеты в хвосте. Ну и вы будете первым кто отведает поданную еду в полном ассортименте, свежую и горячую.
В распоряжении пассажиров на местах A и F по два иллюминатора – в два раза больше пейзажей за окном, можно сказать.

Ряды 5-8

Шаг кресел в этих рядах стандартный. Данный блок мест обладает преимуществами носовой части салона, описанными выше.
За исключением 8го ряда. Вид из иллюминатора частично может закрываться передней кромкой крыла и двигателем самолета. Так же возможен повышенный шум во время полета.

Ряды 9-11

Места в обоих рядах находятся над крылом. На креслах 9A и 9F доступен частичный вид из иллюминатора. Из неудобств 9го ряда – возможен повышенный шум от двигателя.
Блок кресел над крылом является зоной пониженного шума. Двигатель самолета полностью закрывает крыло и отсекает шум в эту часть салона.

Ряд 12

Аварийный ряд с увеличенным пространством для ног в креслах B, C, D, E. Имейте в виду, что на местах рядом с иллюминаторами пространство для ног стандартное.

Ряды 13-16

Все преимущества и недостатки кресел над крылом описаны выше.

Ряд 17

К недостаткам мест я отнесу частично закрывающая обзор задняя кромка крыла и повышенный шум от двигателя в полете.

Ряд 18-28

Если вы хотите оказаться в гуще событий, если вы любите массовые скопления людей – вам в хвостовую часть салона.
Параметры кресел здесь ничем не отличаются от мест в носовой части A320, только имейте в виду. Чем ближе к хвосту будет находиться ваше место, тем чаще вы будете созерцать очередь из страждущих попасть в туалетные комнаты, которые в ожидании будет облокачиваться на спинке кресел у прохода, создавать повышенный шум от разговоров.

Авиакомпании с высоким уровнем сервиса пытаются сделать воздушное путешествие максимально комфортным. Однако полет все равно остается довольно утомительной вещью

Поэтому так важно правильно выбрать места в салоне. Один из самых популярных самолетов, которые в настоящее время используются для перевозки пассажиров на дальние расстояния, – «Аэробус 320»

Схема салона у обоих моделей (320-100 и 320-200) выглядит примерно одинаково. В настоящее время эксплуатируется только вторая модель. От первой по техническим причинам разработчики отказались. Но обо всем по порядку.

Тактико-технические характеристики

Тактико-технические характеристики оружия поражают. В первую очередь это касается прицельной и максимальной дальности полёта пули. Его существенное отличие от предшественника ДШКМ было заметно даже по себестоимости. По тем деньгам, одна единица обходилась государству в 5 000 руб, что являлось огромными деньгами. Но, как оказалось пулемёт стоил своих денег. Он не только превосходил орудие, использовавшееся в годы Великой Отечественной, но и кардинально отличался от него в техническом плане.

Характеристики пулемета «Утес»:

  • Патрон — 12,7х108 мм.
  • Масса без ленты — 25 кг.
  • Масса ствола — 9 кг.
  • Масса снаряженной ленты, рассчитанной на 50 патронов — 7,7 кг.
  • Масса патронной коробки, рассчитанной на 50 патронов — 11,1 кг.
  • Масса патрона — 123-137 г.
  • Длина пулемета — 1560 мм.
  • Длина пулемета с электроспуском — 1610 мм.
  • Длина пулемета НСВ на станке 6Т7 — 1900 мм.
  • Высота пулемета НСВ на станке 6Т7 — 380 мм.
  • Число нарезов – 8.
  • Начальная скорость пули — 845 м/с.
  • Дульная энергия пули — 15815-17672 Дж.
  • Режим огня — непрерывный.
  • Темп стрельбы – 700-800 выстрелов/мин.
  • Боевая скорострельность — 80-100 выстрелов/мин.
  • Прицельная дальность — 2000 м.
  • Дальность прямого выстрела по фигуре высотой 2 м — 850 м.
  • Толщина пробиваемой брони на расстоянии 500 м — 16 мм.
  • Емкость ленты: танковый вариант — 150 патронов, пехотный вариант – 50 патронов.

Поразительные для того времени ТТХ пулемёта позволили ему уверенно занять лидирующую позицию на мировом рынке вооружения. Он успешно применялся и применяется практически во всех локальных конфликтах на всей территории земного шара.

Примечания

  1. А. И. Помазунов. Устройство пулемёта, обращение с ним, уход и сбережение // Руководство по 12,7-мм пулемёту «Утёс» (НСВ-12,7) / Под ред. И. Д. Гулевича. — М.: Министерство обороны СССР, 20.1.1978. — С. 6. — 232 с.
  2. А. И. Помазунов. Устройство пулемёта, обращение с ним, уход и сбережение // Руководство по 12,7-мм пулемёту «Утёс» (НСВ-12,7) / Под ред. И. Д. Гулевича. — М.: Министерство обороны СССР, 20.1.1978. — С. 5. — 232 с.
  3. ↑ . ZMT (12 января 2017). Дата обращения 15 сентября 2019.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 мая 2014.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 21 февраля 2016.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 августа 2014.
  7. Кулемет НСВ-Т. Патент України № 123200

История[править]

Крупнокалиберный пулемёт НСВ-12,7 «Утёс» был разработан в Тульском ЦКИБ СОО в конце 1960-х — начале 1970-х в качестве замены устаревшего и тяжелого ДШК (ДШКМ). Своё имя получил по начальным буквам фамилий авторов — Г. И. Никитина, Ю. М. Соколова и В. И. Волкова. Незадолго до этого этот же коллектив участвовал в конкурсе на единый пулемет калибра 7,62 мм, но предпочтение было отдано образцу М. Т. Калашникова.

Для производства НСВ было решено организовать совершенно новый завод в г. Уральске, получивший имя «Металлист», так как производство на заводе Дегтярева в Коврове было перегружено. В качестве рабочей силы было привлечено большое количество инженеров и рабочих из Тулы, Коврова, Ижевска, Самары, Вятских Полян. При производстве НСВ были применены совершенно новые и оригинальные технологии различных союзных НИИ, часть из которых в производстве стрелкового оружия так более нигде не применялись. Так для получения нарезов канала ствола была применена электро-химическая обработка, для термического отпуска — система вакуумного отпуска, так называемое «толстое» хромирование для повышения живучести ствола достигалось технологией струйного хромирования.

В процессе отладки производства, в результате регулярных квартальных испытаний, заводскими конструкторами было внесено огромное количество изменений в конструкцию пулемета, в основном связанных с повышением живучести и надежности работы, а также упрощением конструкции.


НСВТ-12,7 на Т-72 производства Индии

Кроме СССР НСВ производился на заводах в Польше, Болгарии, Индии. В эти страны производство передавалась вместе с лицензией на производство танков Т-72, в состав вооружения которого он входил. Кроме этих стран лицензию получил также Иран, но достоверных сведений о том, удалось ли иранцам освоить производство «Утёса» нет.

Мастера в деле

За разработку нового оружия взялся уже очень опытный и титулованный советский оружейник Василий Дегтярев. Все мы знаем его ручные пулеметы, прошедшие всю Великую Отечественную войну. В короткий срок, буквально через год Дегтярев представил военным свою новую «машинку», получившую обозначение ДК (Дегтярев крупнокалиберный). Пулемет поступил в мелкосерийное производство и активно «обкатывался» на полигонах.

На станке со щитком

Но не все было гладко. У пулемета было два серьезных недостатка. Первый – магазинное питание. По своему обыкновению Дегтярев реализовал питание из 30-патронных отъемных барабанных магазинов. Представьте, сколько их требовалось с собой тащить и как быстро они расходовались, несмотря на небольшую скорострельность. Вторая – собственно скорострельность. Военных категорически не устраивало 300-360 выстрелов в минуту, для зенитного пулемёта этого явно недостаточно.

И без щитка, так гораздо менее заметно

Тогда к делу подключили еще одного легендарного оружейника, будущего создателя ППШ Георгия Шпагина. Его свежие идеи помогли усовершенствовать конструкцию. Шпагин предложил переработать приемник патронов под ленточную систему. Новый модуль с приемником ленты барабанного типа был рассчитан под ленту в 50 патронов, а вся конструкция увеличила скорострельность до 600 выстрелов в минуту, что сравнимо с «Максимом». Военных устроил новый вариант, он получил название ДШК (Дегтярев-Шпагин крупнокалиберный) и с 1939 года поступил на вооружение и в серию.

Модификации[править]

Основное применение получила модификация НСВТ (танковый) в качестве зенитного на танках Т-72, Т-80, Т-90 и поздних модификациях Т-64, самоходных артиллерийских установках, а также на различных бронемашинах. В 1990-х годах пулеметами НСВ было вооружено несколько тысяч бронетранспортеров Panssari-Sisu и боевых машин Sisu NA-110, произведенных в Финляндии для собственных вооруженных сил и для войсковых подразделений из африканских стран под эгидой ООН.

Танковый вариант пулемета (заводской индекс 6П17) был снабжен электроспуском, на этом все отличия заканчиваются. Электроспуск представлял собой примитивную катушку со стержнем, собранные в герметичном пыле-, влагозащищенном корпусе. Прикреплялся к тыльной части ствольной коробки, при подаче тока стержень выдвигался и давил на стержень спускового механизма.


НСВТ-12,7 на танке Т-72 Иракской армии

Нужно сказать, что в первые годы производства НСВ, когда его освоение шло с большим скрипом, танковые заводы, а клиентами «Металлиста» были и Харьковские, Челябинский, Омский, Свердловский заводы бронетехники, задерживали свое производство из-за задержек в поставке пулеметов. Уралвагонзавод, к примеру, к концу каждого месяца держал наготове в Уральском аэропорту грузовой самолет!

В качестве пехотного пулемет НСВ (6П11) использовался на нескольких типах установок. Наиболее удачным был станок Степанова-Барышева 6Т7, пулемет на станке назывался НСВС-12,7, весил 41 кг, основным прицелом являлся при этом оптический СПП производства Новосибирского оптико-механического завода. Существовал и ряд ночных прицелов. Производство станка и укомплектование НСВС производилось на заводе в Вятских Полянах. Чтобы погасить энергию выстрела массы пулемета не хватало, поэтому станок 6Т7 был снабжен оригинальным амортизатором, установленом на сошниковой передней лопате, вкапываемовой в грунт. При этом к массе пулемета добавлялась масса всего станка. Откат этой конструкции был довольно ощутимым, что потребовало установить амортизатор и в прикладе, установленный на пулемете прицел «ездил» вместе с ним, так что стрелок непроизвольно жмурился при стрельбе. Стрельба официально предусмотрена была только из положения лежа, часто в войсках устанавливали пулемет для стрельбы с колена, при этом он отчаяно «козлил», так как амортизатор размещался в таком положении вертикально, ни о какой точности стрельбы говорить уже не приходилось. Сектор стрельбы на 6Т7 был крайне ограничен, зенитная стрельба была невозможна.


НСВ на установке 6У6

Одно из основных достоинств НСВ — его универсальность, то есть возможность его использования и по наземным, и по воздушным целям. Универсальность пытались использовать, но установки при этом получались ужасно громоздкие, тяжелые (одна из них — 6У6 весила в четыре раза больше самого пулемета), популярностью в войсках не пользовались.

Уже в годы независимости Казахстана на заводе в Уральске спроектировали и изготовили несколько сотен станков, являвшихся попыткой реализовать «универсальность» пулемета. За основу взяли конструкции танковых установок, когда пулемет при стрельбе движется по направляющим своеобразной «постели». Тренога и постель представляли собой раздельные конструкции с быстросъемным соединением, прицел устанавливался на постели, тренога позволяла установку для стрельбы лежа и с колена. Отсутствовали приспособления для фиксации наводки. В целом, несмотря на сырость конструкции, точность стрельбы не пострадала, стрелок не жмурил глаз, что позволяло непрерывно следить за результатами стрельбы, воздействие отдачи на плечо было гораздо ниже, чем при стрельбе с 6Т7, заводские стрелки демонстрировали на полигонах Министерства Обороны Казахстана хорошую точность, быстрый перенос стрельбы как по фронту, так и по глубине. Пулемет на станке получил название НСВП-12,7, МО РК официально приняло его на вооружение и закупило около сотни штук.

В это же время в России решили отказаться от закупа пулеметов за границей, пусть даже и в дружественном Казахстане. В то же время начинать производство с первоначальных «сырых» чертежей не стали, на заводе Дегтярева фактически спроектировали новый пулемет, получивший имя «КОРД». Сохранив неизменными посадочные размеры и баллистику для взаимозаменяемости с имеющимися установками и станками, ковровчане кардинально изменили схему запирания ствола.

Основной зарубежный аналог[править]

Основным конкурентом НСВ на рынке вооружения является 12,7 мм (0.50) пулемет Браунинг М2 (M2HB QSB).

Пулемет разработки еще 20-х годов прошлого века, одно из последних творений гениального американского оружейника. Тем не менее он остается на вооружении большинства стран, не связанных отношениями с бывшим СССР и соответственно имеющих на вооружении патрон 12,7х99, а не советский 12,7х108. Вес М2 без станка – 38 кг, на стандартном треножном станке – 58 кг, скорострельность — около 500 выстрелов в минуту, действие автоматики основано на коротком ходе ствола.

Хотя он и превосходит НСВ на пехотном станке по весу (на 17 кг), тем не менее, есть у него и свои преимущества перед советским пулеметом. Скорость пули у уреза ствола – 930 м/с, в то время как у НСВ – 870 м/с, и это несмотря на большие габариты советской патронной гильзы (12,7х108 против 12,7х99 мм у американского патрона)

Это дает пулемету большую пробивную силу (что важно при стрельбе по легкой бронетехнике) и кучность (при прочих равных).

Зачем нужны такие стволы?

Действительно, не проще ли в больших количествах производить обычные пулемёты? Таким же вопросом задались современники этой проблемы на оружейном рынке. Вопрос, как обычно, был в цене. Американцы, наученные хоть и небольшим, но очень их впечатлившим опытом Первой мировой, решили во что бы то ни стало увеличить огневую мощь своих подразделений. Заодно флоту и сухопутным частям дать скорострельное и мощное зенитное оружие. Небольшой, как бы сейчас сказали, «лайфхак» им поневоле предоставили побежденные немцы в виде мощного 13-миллиметрового противотанкового патрона, который Дж. Браунинг адаптировал под свой крупнокалиберный пулемет. Американцы вполне справедливо были уверены, что дешевле иметь несколько «крупняков», поражающих дальше и пробивающих больше, чем ставший уже классическим ряд обычных пулеметов. Работы велись аж с 1918 по 1932 годы, и их итогом стал легендарный, до сих пор стоящий на вооружении «Браунинг М-2HB», его вы можете видеть на крышах «хаммеров» и другой американской техники в новостях из зон боевых действий или в кино.

Устройство ДШКМ

А что же у нас? Поначалу в СССР по понятным причинам не было ни ресурсов, ни возможностей нормально проанализировать опыт минувшей войны. Впрочем, как и во многих других военных державах Европы. Все это время делали ставку на обычный пулемет. Однако уже в 1929 году военные выдают задание на разработку крупнокалиберного пулемета. В отличие от американцев, шедших при разработке все-таки по сухопутному варианту, наши поставили во главу угла зенитную специализацию нового пулемета. В те годы крупнокалиберный пулемет легко мог бороться с любыми типами самолетов на высотах до 1500 м, что и было озвучено в требованиях к новому пулемету.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий