Противопехотная мина – оружие обороны

VIP-авиация

За границей такой вид давно уже занял лидирующие позиции и обладает высокой подачей сервиса. В России он определяется как деловой и только начал набирать скорость в своем развитии. К этой же категории относят и бизнес-авиацию. Обычно под таким видом понимают использование малогабаритных самолетов в частном порядке.

Самым популярным бортом на данный момент остается Gulfstream G500. Такие воздушные суда чаще всего находятся в частном владении одного хозяина либо снимаются в аренду у определенных компаний, занимающихся предоставлением исключительно VIP-сервиса. Самолет заказывается с персоналом в виде пилотирующего состава и обслуживающего проводника. Все нюансы обговариваются непосредственно с заказчиком (включая обстановку салона).

Служба информирования о минной обстановке

Поскольку помимо остановки противника ограничивалась и
свобода собственного передвижения, особую важность приобретала документация об
установленных минных полях. Задача по предоставлению командованию обзора
применения и оборонительной оценки минных заграждений возлагалась на службу
информирования о минной обстановке (Minenmeldedienst)

В сухопутных войсках вермахта точно прописывалось, какие
отчетные документы о минировании («Minenschriften«) и с какой
детализацией должен подготовить каждый установщик мин. Различали план и схему
минирования (минно-взрывных заграждений, МВЗ). Кроме того, отрабатывались
доклад о минировании и карта минных полей.

Под планом минирования понимался выполненный в масштабе
рисунок и описание МВЗ со всеми прилагаемыми деталями и планами обстановки. Они
составляли основу документации по применению мин. Планы предписывалось
исполнять всякий раз при установке МВЗ. В отношении схем минирования, напротив,
речь шла о выполненном без учета масштаба предварительном плане минирования в
простой форме.

Донесение о минировании

Документ содержит описание местоположения, номер, тип и
способ подрыва мин в определенных высшим армейским командованием по карте районах
для комбинированного минирования. После точного описания границ районов в этом
донесении сообщается о минах:

В общей сложности 67 «T-Mine 42» установлены на неизвлекаемость детонатором вниз, с дополнительным зарядом и предохранительным детонатором ZZ.42.

Согласно современным немецким военно-историческим изданиям,
в течение многих лет после окончания боевых действий в 1945 г. мины привели к
большому количеству жертв в Германии. Помимо многих мужчин из состава команд
разминирования и персонала, работавшего с боеприпасами, из-за мин погибали
гражданские лица и дети.

Так, например, муниципалитет Восзенак (Vossenack) в
Хюртгенвальде (Hürtgenwald) сообщил о 44 подрывах на минах в период между 1945
и 2008 гг., из которых до 1952 г. более чем 30 с летальным исходом. По военным
источникам, в 1945 г. при разминировании Атлантического вала на датских пляжах
Северного моря 2500 немецких военнопленных обезвредили около 1,4 миллиона мин.
При этом около 1000 саперов погибли.

По материалам военно-исторического
журнала «Clausewitz». Иллюстрации журнала.

Осколочные противопехотные мины: устройство, методы использования

В действие осколочные мины приводятся как посредством прямого воздействия, на сеть растяжек вокруг установленного боеприпаса, так и дистанционно с применением радиовзрывателя. Мины различаются по своему действию.

ПОМЗ-2

Наиболее простой вариант осколочной мины это ПОМЗ-2 и ПОМЗ-2М. Это чугунная рубашка с готовой насечкой, внутрь которой вставлена стандартная буровая шашка в 75 гр. В нижней части корпуса отверстие для колышка, сверху стакан для размещения взрывателя натяжного действия МУВ с Р-образной чекой.

Принцип действия взрывателя похож на действие запала УЗРГМ, но без замедлителя. Запал срабатывает мгновенно. В настоящее время ПОМЗ не выпускается, но, как и ПМД наладить выпуск корпусов этого типа боеприпасов можно за считанные дни на любом литейном производстве.

Противопехотные мины СССР серии МОН наиболее известны в современном мире, фактически это аналог американского «Клеймора», но с советскими дополнениями. Корпус выгнут для направления снопа осколков в нужном направлении, на корпусе имеются упрощенные прицельные приспособления и ножки-усы для её установки. В зависимости от дальности поражения различают:

  • МОН-50, дальность поражения 50 метров(фактически 25-30),
  • МОН-90, сильно увеличенный и неудобный в использовании вариант МОН-50,
  • МОН-100, мина направленного действия, рассчитанная на поражение на дальности до 100 метров. Но учитывая её массу и размеры(тазик 23 сантиметра в диаметре, вес 5 кг), не самый любимый предмет минёров,
  • МОН-200, монстр в минном царстве, диаметр окружности 45 см, вес 25 кг. Как маскировать такое тазик при установке не представляет, наверное, никто, кроме конструкторов этого шедевра.

Поражение за счет обломков корпуса и готовых поражающих элементов, размещенных в корпусе. Используются поражающие элементы двух типов – шарикоподобные и роликоподобные осколки.

Шаров – 540, роликов 485 на МОН-50. Устанавливается выгнутой частью в сторону противника. Мины этой серии могут устанавливаться с применением радиовзрывателя, либо использовать обычные взрыватели натяжного действия.

ОЗМ-72 или просто «Ведьма»

Осколочная мина заграждения, так расшифровывается эта аббревиатура. При подрыве готовые поражающие элементы издают шум похожий на свист, отсюда и название. Разработаны эти боеприпасы на основе немецких шпрингмин или просто «лягушек».

При срабатывании взрывателя сначала происходит подрыв вышибного заряда, корпус взлетает на высоту до 1,5 метров над поверхностью земли, и только после этого срабатывает основной заряд. Все вокруг засыпает град шрапнели, в корпусе ОЗМ содержится 2400 готовых поражающих элементов. ОЗМ-4 более ранний вариант ОЗМ-72, в настоящее время не производится.

Характеристики ОЗМ-72 и ОЗМ-4

ХарактеристикиОЗМ-72ОЗМ-4
корпусСталь, готовые поражающие элементыЧугун
Масса, кг55,4
Масса ВВ, гр660170
Датчик целиНатяжной, вся номенклатураНатяжной, вся номенклатура
Радиус поражения2512

Известны также увеличенные варианты ОЗМ-160 и ОЗМ-152, которые используются в управляемом варианте. В качестве боевой части этих боеприпасов используется 152 мм ОФЗ и 160 мм миномётная мина.

Ручная установка противопехотных мин этого типа занимает крайне много времени, так как для их размещения требуется вырыть колодец приличной глубины.

Виды авиации в Российской Федерации

Внутри государства существует четкое разграничение по назначению воздушных судов. Все виды авиации в РФ описаны в главном авиационном документе — Воздушном кодексе. Какая бывает авиация:

  • Гражданская.
  • Государственная.
  • Экспериментальная.

Каждый из перечисленных видов подразделяется на подвиды. Так, например, под видами гражданской авиации понимаются: непосредственно гражданская (созданная для пассажироперевозок), гражданская коммерческая (используемая в коммерческих целях, перевозке грузов, транспорта и так далее), авиация общего назначения (направленная на выполнение полезных работ для общества в сельском хозяйстве, для осуществления медицинской, полицейской помощи, а также для частных перелетов и обучения).

Под экспериментальной обычно понимаются технические испытания авиатехники и разные экспериментальные работы. Государственная авиация подразделяется на военную и государственную специального назначения (отряды МЧС, МВД, созданные для исполнения разного рода специальных заданий). Данные два вида авиации могут использоваться и в коммерческих миссиях.

Авиация ПВО, ВМФ, специального назначения и транспортная

Первый вид предназначается для защиты и прикрытия стратегически расположенных военных и других объектов, а также территорий от нападения с воздуха

Несмотря на всю важность функции авиации ПВО, выполнение работы идет на одном-единственном представителе — МиГ-31

Среди видов авиации России выделяются пилотирующие отряды ВМФ, предназначенные для предотвращения нападения и уничтожения противника, а также его стратегически важных объектов в морских водах. Она же является защитой военным кораблям на берегу и во время выполнения разведывательных, боевых миссий. Авиация ВМФ делится на несколько родов: истребительная, ракетоносная, штурмовая и разведывательная. Она, так же как и армейская, имеет в строю вертолетный парк. Часто базой для летательных аппаратов являются авианосцы.

Авиация специального назначения выполняет функции помощника летательным аппаратам в виде воздушной дозаправки с помощью специальных приборов, установленных в том числе на беспилотных аэропланах, совершает радиолокационный дозор. Операции по поиску и спасению также включены в обязательства. Изначально создавалась для работы с ВМФ.

И последний вид, выделяющийся среди военной авиации, — транспортный. Он используется для переброски грузов и десанта. В наличии транспортной авиации находится и самый большой транспортно-военный самолет в мире, прозванный «Русланом», — Ан-124, а также Ан-12, Ан-26, Ил-76. Функции транспортной авиации — перевозить в том числе и тяжеловесные грузы в виде танков, малогабаритных самолетов, ракет, самоходных артиллерийских установок и другую боевую технику.

Унификация использования полевых мин

В конце 1943 г. порядок обращения с полевыми минами резко
изменился. Распоряжение главного инженера и фортификатора при начальнике
Генерального штаба СВ вермахта от 20 декабря 1943 г. регламентировало установку
мин саперными взводами и особенно учебными подразделениями всех родов войск.

В дальнейшем эти «указания для саперов», которые
были распределены по всем полкам и отдельным батальонам полевых и запасных
частей, стали «альфой и омегой» использования мин на фронте. Они
дополнили соответствующие служебные инструкции новыми методиками и
предложениями с фронтов.

Специальный комбинированный выпуск первых десяти
«указаний для саперов» стал базой по обращению с минами, минными
взрывателями и другими средствами взрывания. По оценкам современных специалистов,
издание не только продемонстрировало высокое техническое понимание дела, но и
смогло обобщить обширный фронтовой опыт и личные знания авторов.

Установка противотанковых мин солдатами «Ваффен-СС». Россия 1944 г

Поскольку количество моделей противотанковых и
противопехотных мин, способов их использование и вариантов установки было очень
большим, в ходе проведения боевой подготовки рекомендовалось сконцентрироваться
на нескольких наиболее распространенных типах инженерных боеприпасов.

Начиная  с 1943 г.,
всего около 15 немецких профильных наставлений и служебных записок (памяток) —
каждый документ дошел до настоящего времени — регламентировали техническое и
организационное использование мин. Для минных полей и управляемых мин разрабатывались
секретные инструкции.

Минные поля следовало создавать по определенным схемам,
которые подробно описывались в конкретном наставлении (памятке). В случае, если
этого требовала обстановка, такие схемы позволяли быстро снять минное поле или
в течение короткого времени проделать в нем проходы.

Дальняя

Назначение стратегической авиации (дальней) — в уничтожении объектов противника, в том числе и летательных, непосредственно в тылу боевых действий. Помимо этого, дальняя авиация выполняет разведывательную функцию и другие специальные задания. Основным представителем самолетного парка является Ту-160.

Первым бомбардировщиком стал знаменитый «Илья Муромец», созданный в 1914 году, еще при царской России, тогда же была создана первая специальная эскадра тяжелых бомбардировщиков. А во время Второй мировой войны произошла одна интересная история, связанная с советским бомбардировщиком дальней авиации Пе-2. Тогда, в 1942 году, он успешно перевез в обе стороны наркома иностранных дел Молотова, который сумел добиться союзных «рукопожатий» с США и Великобританией.

Товарищ Молотов вспоминал, что на момент нахождения в самолете одетый так же, как и остальной экипаж — в унты, комбинезон на меху и шлем, он перестал себя ощущать вторым человеком СССР после генерального секретаря Сталина. Немецкая разведка, кстати, узнала об этом случае только через несколько дней, когда уже невозможно было помешать переговорам. Таким образом, Пе-2 прозвали «дипломатический бомбардировщик».

Полевые мины — новое «качество»

Необходимость увеличения производства мин возникает позже, с
продолжением войны в 1941 г. В частности, вермахт укрепляет и минирует
прибрежных районы Северного моря, Ла-Манша и Бискайя, где в будущем пройдет
Атлантический вал. Кроме того, сначала африканская кампания, а затем и война
против Советского Союза, придают использованию мин новое «качество».

Установка противотанковых мин в тылу Атлантического вала в асфальт вдоль дороги. Весна 1944 г.

В минном производстве в немецком рейхе с 1942 г. участвуют
многие средние компании. Некоторые новые типы мин, например, противопехотную
«S-Mine 42», промышленность изготавливает до нескольких миллионов
штук. Особенностью ее конструкции был деревянный корпус и небольшой вес заряда ВВ
в 500 гр.

Схема противопехотной «S-Mine 42» в деревянном корпусе

Идея производства подобной мины возникла в ходе русской
кампании. Оказалось, что деревянная мина из-за низкого содержания металла плохо
регистрировалась электромагнитным миноискателем. Красная армия же активно
применяла «деревянные» мины. Причем, как отмечали сами немцы,
красноармейцы, используя различные типы мин, проявили себя, как особо умелые
«воины-минеры», у которых следует многому учиться.

В немецкой «памятке о русских средствах взрывания,
минах и детонаторах» («Merkblatt
über russische Spreng- und Zündmittel, Minen und Minenzünder«) от 1
января 1942 г. описаны 80 различных советских мин и большое число минных
взрывателей. В сухопутных же войсках Германии на тот момент использовались
только три типа полевых мин и пять минных детонаторов.

Обезвреживание советской противотанковой мины в деревянном корпусе солдатами «Хорватского легиона».

Армейская и истребительная авиации

Для того чтобы вести лидирующую ступень в воздушном пространстве, ее нужно сначала занять, этим занимается истребительная авиация. Она борется за превосходство путем уничтожения воздушных судов противника, уходя в тактическую глубину. Вести воздушный бой нелегко, поэтому пилоты выполняют такие маневры на истребителях, самые известные из которых — МиГ-29 и Су-27.

Армейская или войсковая авиация — вид авиации ВВС, напрямую подчиняющийся сухопутным войскам РФ. С помощью нее совершается десантирование военных, проводится разведка и поддерживаются боевым огнем сухопутные войска. Подразделяется на штурмовую, транспортную, специального назначения и разведывательную. Плюсом является то, что помимо самолетов армейцы располагают и вертолетами, например Ми-24, Ка-52, Ми-28.

Противопехотные фугасы

Мины этого типа обычно имеют взрыватель нажимного действия, который срабатывает при давлении на него определённой массы. Это сделано для того чтобы взрыватели не срабатывали от веса диких животных.

Это такие мины как советская ПМН или итальянская TS50. Срабатывание их происходит при давлении на эластичную крышку. После этого срабатывает взрыватель и происходит взрыв ВВ содержащегося в корпусе.

Что влечёт за собой потерю конечности, при взрыве TS50 или гибель человека, если взорвалась ПМН. Более поздние фугасные мины ориентированы именно на выведение человека из строя. Считается, что ранение одного человека требует доставки его на санитарный пункт, следовательно, задержку противника и ослабление его сил на 1-2 человек дополнительно.

Мины такого типа уничтожают только подрывом, извлечение противопехотных фугасов, которые довольно часто устанавливаются на «неизвлекаемость» очень опасное занятие. Так, например возможность неизвлечения мин типа ПМН может дублироваться установкой рядом с ней или под ней мины-сюрприза типа МС.

Характеристики ПМН, TS50 и М14

ПараметрыПМН (СССР-Россия)TS50 (Италия)М14 (США)
Масса, гр550200130
Масса ВВ, гр2005230
Габаритные размеры, мм53х11090х4840х56
Датчик цели, мм1004838

Отдельно стоит отметить советскую противопехотную мину ПМД-6, её особенность в простоте устройства. Мина представляет собой деревянный ящичек, с откидной верхней крышкой, в него устанавливается тротиловая шашка весом 200 гр. в которую вкручен взрыватель типа МУВ с Т-образной чекой.

При воздействии массы на крышку мины, боковая стенка выдавливает Т-образную чеку и взрыватель срабатывает. Боеприпасы этого типа можно массово производить в любой столярной мастерской, для их комплектации достаточно только взрывателей и тротиловых шашек стандартного типа. Такая же мина, но с герметичным корпусом имела название МКФ.

По принципу экономии создана и мина ПМП, которая представляет собой пистолетный патрон 7,62 мм ТТ, в стволике, сам патрон подпружинен, при давлении на датчик цели полая верхняя часть цилиндра срезает чеку, патрон под действием пружины опускается вниз, на жало ударника, после чего производится выстрел в стопу противника. При необходимости патрон можно заменить на любой другой.

Это впоследствии приводит к гангрене. Это надёжно выводит противника из строя, кроме того требует несколько человек для его доставки на перевязочный пункт.

Противоступневая мина ПФМ-1 фугасного действия распространяется посредством сброса с летательных аппаратов или рассеивания из кассетных снарядов РСЗО. ПФМ известна как «Лепесток».

В качестве ВВ используется жидкая взрывчатка, мощности взрыва хватает чтобы контузить конечность даже без наличия раны.

К третьему вопросу урока

Противотранспортные мины предназначаются для минирования автомобильных и железных дорог, аэродромов. Заряд мины может быть рассчитан не только на поражение транспортного средства, но и на разрушение дороги. Мины устанавливаются в боевое положение через определённое (заданное) время, а взрываются от воздействия на её реагирующий орган проходящего транспорта.

МЗУ-2 “Верба”, противотранспортная мина

Мина предназначена для использования в качестве противопоездной мины, объектной мины, мины-ловушки, устройства неизвлекаемости других мин. Для выполнения возлагаемых на мину задач она оснащена следующими датчиками цели: наклонный датчик – срабатывает при наклоне мины более чем на 10 градусов от горизонтального положения мины или смещении мины с ускорением более 0.05м/сек/сек; вибрационный датчик -срабатывает при возникновении сейсмических колебаний грунта, вызванных движением железнодорожного состава. При скорости движения состава в пределах 30-160 км/час датчик срабатывает, когда до головы поезда остается 35 метров, при меньших скоростях датчик срабатывает на удалении от 0 до 35 метров; сдвоенный наклонный датчик – срабатывает при изменении положения мины более чем на 10 градусов, независимо от начального положения мины. Таймера для использования в качестве объектной мины МЗУ-2 не имеет. В качестве таймера используется взрыватель замедленного действияВЗД-144, который накручивается на пусковую кнопку мины.

Объектные мины предназначаются для разрушения мостов, тоннелей и др. сооружений. Они устанавливаются внутри разрушаемого объекта в специальных минных колодцах (камерах) или в грунте.

         Специальные мины — боеприпасы узко целевого назначения (магнитные и сигнальные мины и др.).

1

        

        Противотанковые мины.

1. Противотанковая металлическая мина (общий вид): 1 — корпус с зарядом взрывчатого вещества, 2 — взрыватель, 3 — реагирующий орган (нажимная крышка), 4 — ручка.

2. Противотанковая безкорпусная мина: 1 — нажимная крышка, 2 — заряд взрывчатого вещества, 3 — взрыватель, 4 — промежуточный детонатор, 5 — пластмассовая пробка, 6 — запальное гнездо.

3. Противотанковая противоднищевая кумулятивная мина: 1 — корпус, 2 — крышка, 3 — заряд, 4 — стальная облицовка, 5 — промежуточный заряд, 6 — взрывной механизм, 7 — промежуточный детонатор, 8 — взрыватель, 9 — предохранитель.

Противопехотные мины.

1. Противопехотная осколочная мина: 1 — корпус, 2 — направляющий стакан, 3 — заряд взрывчатого вещества, 4 — взрыватель, 5 — промежуточный детонатор, 6 — вышибной пороховой заряд, 7 — капсюль-детонатор, 8 — предохранительные чеки.

2. Противопехотная фугасная пластмассовая мина: 1 — нажимная крышка, 2 — предохранитель, 3 — тарельчатая пружина, 4 — заряд взрывчатого вещества, 5 — детонатор, 6 — предохранительная скоба. 3. Противопехотная шрапнельная (выпрыгивающая) мина: 1 — корпус мины, 2 — взрыватель, 3 — «усики».

Заключительная часть. 4- мин

Подведение итогов занятия.

Выставление оценок в журнал и дневники учащихся.

Задание на дом: Виды мин и их назначение и особенности.

Урок подготовил: Салифов И.М. преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ СОШ № 7 г. Азнакаево РТ

Классификация противопехотных мин

Мины можно классифицировать по методу установки, по действию, по методу взрывания. Но наиболее полной будет их подразделение по способу поражения:

  • фугасные, поражение за счёт энергии взрыва ВВ (взрывчатые вещества), в качестве примера можно привести советские мины типа ПМД-6, ПМН,
  • фугасного действия, неустанавливаемые, ПФМ-1 «Лепесток», засевание ими территории осуществляется из кассет ЛА (летательных аппаратов) или снарядов,
  • осколочного действия, знаменитые ПОМЗ,
  • направленного осколочного действия, МОН и американский «Клеймор»,
  • мины-сюрпризы, осколочного или фугасного действия, вынесены в отдельную категорию ввиду разнообразия датчиков цели, наиболее известные варианты МС-1 и МС-4,
  • осколочного действия, с вышибным зарядом, например ОЗМ-72,
  • пулевые, аналог фугасных, но вместо ВВ используется вставленный в трубку боевой патрон, поражение осуществляется пулей, ПМП.

Взрыв мины происходит от воздействия на датчик цели. В фугасных минах это обычно сдвижная или эластичная крышка, для мин осколочного действия это может быть взрыватель дистанционного управления или сеть-растяжка из тонких металлических проводов.

Нужно отметить, что это справедливо для советских и российских мин, хотя противопехотные мины США и Германии и имеют похожее устройство, тем не менее, отличаются устройством взрывателя и действием.

Отдельно стоит упомянуть любопытное оружие наших заклятых друзей Pursuit-Deterrent Munition M86, появившейся в армии США после подписания Америкой Оттавского соглашения о нераспространении мин, 3 декабря 1997 года.

Фактически М86 представляет собой противопехотную осколочную мину, но называется боеприпасом сдерживания и формально миной не является. Так США обошли запрет противопехотных мин.

Опять же к слову, несмотря на подписание конвенции, десятками государств на настоящее время остаётся неуничтоженным не менее 150 тыс. единиц этих боеприпасов.

Не лучше поступили и шведы, просто переименовав Truppmina 12B в Forsvarsladdning 22. И граница на замке, и конвенция в порядке. Но Оттавский договор все-таки изменил направление развития минного дела.

Сейчас минные боеприпасы разрабатываются с учётом возможности их уничтожения, в отличие от устаревших боеприпасов, современные мины не стоят на боевом дежурстве десятками лет, а самоуничтожаются через определённый период времени.

Справедливости ради стоит отметить, что Россия эту конвенцию не подписывала, и на сегодняшний день вполне может наладить производство устаревших и современных типов мин.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий