Проект перспективного авианосца

Устройство полетной палубы

Старт самолетов авиационной группы будет осуществляться с четырех позиций. Для этого полетная палуба оснащена двумя стартовыми системами:

  • Двумя традиционными трамплинными дорожками (рампами). Длина одной из них превышает 250 метров.
  • Двумя электромагнитными катапультами. По мнению разработчиков, они будут использоваться перспективными палубными истребителями Т-50.

Посадку самолетов обеспечит один аэрофинишер. Он представляет собой специальное устройство, в котором основную функцию выполняет натянутый поперек палубы трос.

Во время посадки самолет зацепляется за него при помощи крюка (гака). Посадочная скорость с использованием данного аэрофинишера существенно снижается.

С целью сэкономить площадь и компактно располагать бортовую авиационную группу авианосца в его проекте предусмотрено использование специальных подъемников двух типов:

  • вертикального;
  • качельного.

Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом?

И снова возвращаясь к теме многострадального «Кузнецова». Он, по сути, представляет собой именно концепцию авианесущего крейсера, но никак не авианосца в классическом понимании этого термина. Судите сами: мощное зенитное, ракетное и противолодочное вооружение, авиакрыло и противолодочные вертолеты… Создается обманчивое впечатление, что этот монстр может действовать как отдельная боевая единица, но это не так.


Во-первых, используемые самолеты Су-33 – чистой воды перехватчики. Во-вторых, полное отсутствие ДРЛО. В-третьих, малая численность авиационной группировки. В-третьих, приходится иметь на борту огромное количество технического состава, вообще никак не относящегося к самолетам. Отразить атаку подлодок противника в одиночку такой корабль все равно не сможет, а количество самолетов на нем в современных условиях как-то не впечатляет.

Проще говоря, авианосцы проекта 23000э (к ним относится и «Шторм») должны быть именно мобильными плавучими аэродромами, за оборону которых отвечают специализированные корабли. Примечательно, что в СССР это понимали, и защищать авианосцы должны были ТАКР. Но затем, из-за провальной экономической ситуации, полноценные АУГ так и не были созданы.

Конечно, никто не говорит, что судно будет вообще лишено средств защиты, но делать из него аналог «авианесущего ударного крейсера» все же не стоит, так как назначение у корабля абсолютно другое.

А для чего нам вообще новые авианосцы?


Это наиболее важный аспект. Когда был предложен авианосец «Шторм», вопрос этот задавался многократно и в различных вариациях. На самом деле, для чего нашей стране столь дорогостоящая «игрушка», коей по определению является любой авианесущий крейсер в нынешних условиях? Во-первых, это важный элемент престижа для страны с такими размерами. Во-вторых, текущая геополитическая ситуация такова, что хотя два-три авианосца нам точно не помешают. Наличие у берегов той же Сирии подобного судна с обученными летчиками авиакрыла – сильный аргумент в спорах с многими противниками. Доказано американцами. Многие отчего-то продолжают считать, что авианосец имеет на борту 20-30 самолетов… Те времена давно прошли.

Тяжелый крейсер того класса, к которому принадлежит будущий авианосец «Шторм», имеет не менее 70 ударных самолетов. Согласитесь, аргумент весомый. Тем более что у нас в Сирии общая численность авиационной группировки и того меньше, но задачи она способна решать весьма серьезные.

Кроме того, авианесущее судно значительно менее уязвимо в отношении атак, нежели чем сухопутная база. Конечно, это справедливо только в отношении борьбы с различными нелегальными группировками, но ведь большего от авианосцев и требовать глупо! Если речь идет о глобальной войне, куда полезнее подводный флот, а для решения более глобальных задач без сухопутного базирования все равно не обойтись…

Почему дальше не развивается концепция «Кузнецова»?

Во-первых, дело не столько в самом корабле, сколько в полном отсутствии необходимой для него инфраструктуры. Так, международный опыт однозначно показывает, что авианосец в море – одна огромная мишень для подлодок и надводных кораблей противника. Чтобы не потерять столь ценное судно в первом же походе, его отправляют действовать не в одиночку, а в составе АУГ, то есть авианосной ударной группировки.

Вот в этом-то и загвоздка… У нас есть корабли для формирования такого рода команды, но за всю историю единственного отечественного авианосца учений по их боевому взаимодействию в составе единой группы не проводилось ни разу. Так что реального опыта использования АУГ у нас просто нет, а потому российский авианосец «Шторм» должен в этом плане стать настоящим «первопроходцем», на котором все эти идеи будут проверяться на практике.

Во-вторых, есть большая проблема со специализированными самолетами ДРЛО и РЭБ. Когда они появятся (и появятся ли) и в каком количестве, неизвестно. Также специалисты предупреждают, что нашему флоту срочно требуются самолеты противолодочной обороны. Да, у нас есть легендарные вертолеты Ка-29/32, но для некоторых задач эффективнее все же самолеты.

Сильные стороны авианесущего судна

Преимущество авианесущих суден над сухопутными базами заключается в том, что корабли за счет своей мобильности менее уязвимы для атак противника. При необходимости судно можно доставить в положенное место, а после выполнения боевых задач быстро убрать. Преимущественно такие действия производятся в случаях, если противником является та или иная нелегальная группировка. По мнению военных экспертов, в случае глобальной войны, для ВМФ желательно наличие подводного флота.

Одним из несомненных достоинств авианесущих суден считается их самодостаточность. Они оснащены всей необходимой техникой и снаряжением.

Авианесущие корабли – основа будущих АУГ

В настоящее время на судостроительном предприятии «Цзяннань Чансин» в г. Шанхай заложен третий и, вероятно, атомный авианесущий корабль для ВМС НОАК.

По оценкам обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий, если судостроительные предприятия продолжат строить один авианосец каждые пять–шесть лет, то поскольку, третий заложен в 2018 г., соответственно четвертый и пятый авианесущие корабли будут заложены в 2024 г. и 2030 г. Значит, строительство шестого корабля начнется в 2036 г.

Перспективный авианосец ВМС НОАК

Однако, существует вторая точка зрения. Согласно ей китайские судостроительные предприятия выполнят программу создания шести авианосных ударных групп (АУГ) из расчета, что строительство четвертого, пятого и шестого авианесущих кораблей начнется в 2024, 2027 и 2030 гг. соответственно. Таким образом, крайняя АУГ достигнет полной боеготовности не позднее 2035 г.

Третий и четвертый авианосцы при полном водоизмещении около 80 тыс. тонн получат прямую взлетную палубу с двумя или тремя электро-магнитными катапультами (ЭМК). При этом, пока не удается установить тип силовой установки. По оценке спецслужб США, полное водоизмещение пятого и шестого кораблей может достигнуть 110 тыс. тонн.

Авианесущие корабли полной боеготовности

Следует отметить, что процесс получения статуса «полная боеготовность» рассчитан из срока 41 месяц, который состоит из следующих этапов:

  • проверка всех элементов и возможностей авианосца в заданных морских районах – 21 месяц;
  • проведение контрольных межфлотских походов – 2 месяца;
  • слаживание состава палубной авиагруппы в дивизионном учебном центре и в процессе походов – 10 месяцев;
  • учебно-контрольные мероприятия экипажа авианосца – 5 месяцев;
  • слаживание действий экипажа авианосца с экипажами других кораблей АУГ – 3 месяца;
  • участие в межвидовых учениях – 1 месяц.

Чем будет вооружено судно?

Функцию противовоздушной обороны судно будет выполнять при помощи четырех зенитных боевых модулей, рассчитанных на вертикальный пуск. Вероятно, авианосец «Шторм» будет также оборудован такими перспективными корабельными версиями зенитных ракетных комплексов, как С-500. Они будут использоваться для его защиты с воздуха. Работы с данными ЗРК позволят в будущем оборудованию выявлять любую аэродинамическую и баллистическую цель, движущуюся со скоростью 7 тыс. м/с на дистанции 800 тыс. метров. Противоторпедная оборона – защита многоцелевого авианосца «Шторм» под водой – будет осуществляться при помощи новейших средств. На данном этапе вся информация о том, из каких единиц будет состоять антиторпедная система, не разглашается. Но, как утверждают разработчики, она обязательно будет состоять на вооружении данного авианосца.

Электронный комплекс будет представлен интегрированными датчиками и радиолокационной станцией, имеющей активную фазированную антенную решетку.

Авианосец «Шторм» оснастят оборонительной системой вооружения. Его боевой запас будет состоять из крылатых ракет и авиационных бомб.

Подъемная сила

Авианосец у нас сейчас один, и то в ремонте. Зато есть планы по строительству новых подобных кораблей. Судя по выставкам вооружений, их два. Это проекты ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ведущий институт в области проектирования кораблей) и Невское ПКБ (основной проектант больших «платформ») — авианосцы проекта 23650 «Шторм» и 11430 «Ламантин». Кроме энергоустановки их роднит то, что это циклопические машины водоизмещением от 70 до 90 тыс. т и длиной более 300 м. На них могут базироваться до 90 летательных аппаратов, в том числе и беспилотных.

Для сравнения, у «Адмирала Кузнецова» водоизмещение чуть более 60 т, и он несет 50 летательных аппаратов. Но все это пока проекты. Стоимость разработки и строительства только одного авианосца оценивается экспертами в 300–400 млрд рублей. Сумма гигантская, особенно если учесть, что для создания полноценного авианосного флота надо как минимум два, а то и четыре таких корабля.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» Андрей Лузик/пресс-служба Северного флота/ТАСС

Между тем даже сами модели этих кораблей весьма показательны. Ведь по ним легко проследить, куда движется конструкторская и флотская мысль в области создания авианосного флота. Прежде всего это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба. На ней вместо массивной островной надстройки, как на «Адмирале», — вышка управления. Это экономит место на палубе и снижает радиозаметность корабля в море. На корме и в носовой части самолеты и вертолеты нескольких типов: тяжелые истребители Су-57, легкие МиГ-29К/КУБ и даже самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Як-44.

При этом на самой летной палубе две взлетно-посадочные полосы: большая и поменьше. Одна, «классическая», — с трамплином, вторая — плоская, как на американских авианосцах. На ней предполагается установить электромагнитную катапульту. У старта с трамплина более высокие требования к тяговооруженности истребителей, так как, чтобы подняться в воздух в полной боевой экипировке, самолет должен вывести двигатели в режим форсажа. Это не только вырабатывает ресурс, но и повышает расход топлива, что в итоге сокращает время выполнения боевого задания.

В то же время электромагнитная катапульта способна буквально выбросить машину с палубы, словно пушечное ядро. При этом, в отличие от трамплина, самолеты при таком старте можно поднимать в воздух при более высоких показателях качки, ветра и волнения. По некоторым данным, в отличие от самих проектов авианосных кораблей, электромагнитная катапульта не только создана, но и прошла испытания.

Зачем вообще России авианосцы?

Летчик-испытатель корпорации «МиГ» Герой России Михаил Беляев рассказал, что с высоты авианосец похож на спичечный коробок. Сесть на него непросто. К тому же нужно четко зацепиться тормозным гаком за трос аэрофинишера, что сделать без специальной подготовки очень сложно.

В условиях перманентного ремонта единственного нашего авианесущего крейсера отрабатывать навыки посадки на «коробок» сложно, но возможно. В отсутствие «палубы» наши пилоты летают на тренажерах. Компьютерный комплекс с 3D и гидроприводами, имитирующими положение самолета в пространстве, находится в Москве. Реальная палуба с трамплином — в Крыму. Это учебно-тренировочный комплекс НИТКА (наземный испытательный тренажер корабельной авиации) — уникальное сооружение, имитирующее палубу авианесущего крейсера. Благодаря ей летчики могут получить необходимый опыт в ожидании приземления на плавучий аэродром.

Грани головоломки

Советник генерального директора Крыловского центра доктор технических наук Валерий Половинкин считает, что концептуальное проектирование кораблей — не просто способ избежать лишних трат из-за неверного выбора, организационных и технических ошибок при создании дорогостоящих систем. Это самый надежный путь к избранной цели и гарантия, что в какой-то момент разработчики не окажутся в тупике или на обочине. Отработка корабля будущего, даже в макете, дает возможность без существенных инвестиций в проект точно следовать общемировым тенденциям при создании аналогичных кораблей в мире. Оперативно вносить в проект пожелание военных.

Например, сейчас перспективный авианосец рассматривается в двух версиях: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн. Если он будет неатомный, то 55-65 тысяч тонн. От этого фактора зависит количество самолетов, которые можно разместить на корабле.

По проектировочным нормам, на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещен один летательный аппарат. Исходя из этого, если водоизмещение составит 65 тысяч тонн, то на корабле сможет базироваться 50-55 самолетов, если 85 тысяч — порядка 70 разных летательных аппаратов. Из этого можно сделать еще один вывод — в неатомном исполнении корабль, скорее всего, будет предназначен для экспорта. В атомном — для российского флота. Судить об этом можно по той программе обновления Военно-морского флота, которая реализуется в рамках госпрограммы вооружения.

Например, было принято решение о ремонте и глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у нас четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий». В свое время эти корабли специально создавались под задачи охраны и сопровождения авианесущих крейсеров. Набор стоящего на них вооружения позволяет им вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей. А атомная энергетическая установка существенно расширяет возможности крейсеров по выполнению автономных походов.

Для этих кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», к сожалению, закончить его строительство до развала государства не успели, и гигант был порезан на «иголки» прямо на судостроительной верфи в Николаеве на Украине. Впрочем, решение о необходимости ремонта и модернизации «Орланов» говорит о том, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.

Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году там же окажется и самый молодой из «Орланов» — крейсер «Петр Великий». Вполне возможно, что к этому моменту будет принято решение и о начале строительства нового авианосца.

В Северодвинске возводится плавучий док, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев. На док планируется потратить около $500 млн. бюджетных средств.

«В этом году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, — говорит начальник Морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин. — В итоге мы получим более 20 самолетов МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. В полном объеме начнет функционировать полигон «НИТКА» в Ейске». Все это говорит, что флот готов к приходу новых авианосцев.

Какой ГЭУ будет оснащен?

Для будущего авианосца в качестве главной энергетической установки предусмотрена обычная силовая. Но не исключено, что ее заменят ядерной. Несмотря на то что некоторые специалисты ВМФ предпочтение отдают котлотурбинному варианту, скорее всего, авианосцы «Шторм» будут оснащаться атомными реакторами «Ритм-200». Но это произойдет после того, как они пройдут испытания на ледоколах «Арктика».

Для того чтобы прекратить конструкторские споры о виде силовой установки, был предложен компромисс: выполнение функции основного двигателя «доверят» «Ритму-200», а дизель будет использован как вспомогательный движок, незаменимый в экстренных случаях.

Подготовка личного состава авианесущих кораблей

Подготовка экипажей авианосцев организована на двух судах обеспечения учебного процесса (СОУП) с бортовыми номерами 88 и 89. Суда построены на верфях компании Guangzhou Shipyard International Company Limited (ранее – 433-й судостроительный завод ВМС НОАК), входящей в состав Китайской государственной кораблестроительной корпорации.

СОУП с бортовым номером 89

Известны следующие ТТХ судов обеспечения учебного процесса: длина – 219 м, ширина – 28 м, осадка – 8 м, полное водоизмещение –  23200 тонн.

В качестве силовой установки СОУП используются два дизельных двигателя, которые передают крутящий момент на два вала с винтами постоянного шага. Максимальная скорость судна 17 узлов (по другим данным – 20), дальность плавания экономичным ходом 8 тыс. миль.

На борту оборудованы классы для команды авианосца, а для летчиков палубной авиации установлены пилотажные тренажеры.  На время учебного похода на судне возможно размещение 2,5 тыс. военнослужащих. Запасов продовольствия и топлива достаточно для плавания продолжительностью в 21 день.

Внутренняя компоновка СУОП с б/н 88

Крейсер или аэродром

Последняя фраза специалиста о том, что на корабле будет размещено «ракетное и радиоэлектронное вооружение» — одна из самых интересных в определении облика будущего корабля. Дело в том, что в советском, а теперь и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы.

Так, единственный оставшийся у России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже одним своим названием говорит, что он не авианосец, а прежде всего «тяжелый авианесущий». То есть крейсер с дополнительным авиационным вооружением. Которое для него вспомогательное, а не основное вооружение. И это при том, что на вооружении корабля находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27.

Макет перспективного авианосца России

Под взлетной палубой крейсера, это главное отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки. Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» — всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630. Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира. Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается «чистокровным» авианосцем в том понимании, как это видят в США.

Тем не менее, по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов» наиболее универсальным морским оружием. В отличие, например, от подводных лодок с крылатыми ракетами большой дальности, такой крейсер одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, а также в любых локальных конфликтах. Именно в последних наиболее эффективно использовать подобных корабли.

Это ярко продемонстрировали США в ходе операций в Персидском заливе и у берегов Югославии, когда основные ударные силы ВВС НАТО были представлены корабельным авиационными соединениями, практически неуязвимыми для наземных сил противника. Однако, как отмечают специалисты, разноплановость вооружений сейчас не так важна, как узкая специализация кораблей.

«Авианосец никогда не будет в море один, — сообщил бывший замглавкома ВМФ Владимир Касатонов, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером».

С прицелом на будущее

Первое, что бросается в глаза — это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца. Вместо массивной, ее еще называют островной надстройки, — вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и по логике должно снизить радиозаметность корабля в море. Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина — большой и поменьше, и, соответственно — два направления взлета.

Схема перспективного авианосца России

А еще — закрепленные на корме и в носовой части авианосца самолеты и вертолеты — как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего ВМФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

Даже беглый взгляд на модели самолетов дает представление, какие именно машины планируется разместить на авианосце. Это палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (АВАКС), предположительно, Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32.

Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. А сам корпус корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снизилось на 20 процентов. Уже одно это — существенная экономия энергетики, возможность увеличения скорости и автономности. На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм.

Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта. А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках — новейшие комбинированные энергоустановки, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение.

Для взыскательного заказчика

Еще не утихли дискуссии вокруг «Шторма», как на проходившем в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне МВМС-2019 был представлен очередной проект – авианосец «Ламантин» (проект 11430), разработанный Невским проектно-конструкторским бюро (НПКБ).

Военные эксперты полагают, что «Ламантин» рассматривается как более бюджетная альтернатива проекту 23000. Проектные характеристики «Ламантина» следующие: водоизмещение – 90 тысяч тонн, длина – 350 метров, скорость – 30 узлов, автономность плавания – почти 120 суток. Ориентировочный срок службы авианосца – 50 лет.

Авиакрыло «Ламантина» будет представлено 60 летательными аппаратами, включая тяжелые истребители и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Авиационный боезапас ориентировочно составит от 1600 до 2000 тонн. Корабль будет оснащен ядерной силовой установкой, двумя электромагнитными катапультами, четырьмя аэрофинишерами и уже традиционным трамплином. Область применения разрабатываемого корабля будет точно такой, как и у «Шторма».

Какие корабли сейчас стоят на вооружении ВМФ РФ

«Адмирал Кузнецов», хоть и многофункциональный, способен отражать массированные воздушные атаки, не имеет оснащения для борьбы с кораблями. Опционально эта возможность есть, но фактически противокорабельные ракеты с борта уходили только на испытаниях 1994 года. Ожидается переоснащение данным средством в ближайшую модернизацию.


Процесс строительства авианосца «Адмирал Кузнецов»

После сирийского конфликта начались слухи о скором списании ТАВКР, но информация явно преувеличена. Потенциал у машины все еще огромный и она успешно справляется с возложенными задачами. Кроме того, даже в сравнении с американским флотом, российский авианесущий крейсер не так стар и находится в удовлетворительном техническом состоянии.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий