Су-24 – FENCER

Огибание рельефа местности

Еще одним нововведением «сушки» стал режим полета с автоматическим огибанием рельефа местности на малых высотах. Бомбардировщик на огромной скорости несется над землей, а бортовая система по данным от специальной РЛС «Рельеф» дает команды на набор высоты перед препятствием или снижение на ровном участке. Такой режим полета оказался не всем под силу, поэтому на Су-24 служили и служат только летчики с крепкими нервами.

Всепогодность на новой машине тогда удалось реализовать за счет сложнейшей прицельно-навигационной системы (ПНС) «Пума». Она включает 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора «Орион-А», радиолокационная командная линия «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н» и др. «Пума» обеспечивала по тем временам просто фантастический функционал, позволяющий летать и наносить удары при минимальной видимости.

Впервые в отечественной авиации пилот и штурман фронтового ударного самолета были размещены в кабине рядом, плечом друг к другу

Летчики теперь могли общаться не только по «радио», но и жестами, взглядами, что очень важно в боевой обстановке, где каждая секунда на счету

Экипаж бомбардировщика состоит из двух человек — летчика и штурмана. Длина самолета — 22,67 метра, высота — 5,92 метра, размах крыла — 17,64 метра. Максимальная взлетная масса — 39,7 тонны. Максимальная скорость полета — 1,7 тысячи километров в час. Практический потолок — 11 тысяч метров. Перегоночная дальность — 3 тысячи километров, боевой радиус действия — 600 километров. Боевая нагрузка — до 7 тонн.

Су-24 стал первым советским самолетом, где применили систему катапультирования с креслами К-36Д, обеспечивавшую спасение экипажа практически на всех режимах полета и на любой высоте, в том числе нулевой.

В 1975 году в одном из бомбардировочных авиаполков экипаж Су-24 готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. И так получилось, что ручка управления штурмана зацепилась за чеку системы катапультирования и выдернула ее. Ничего не подозревавший летчик был с земли выброшен катапультным креслом в воздух. На штатной высоте раскрылся парашют, и он благополучно приземлился неподалеку.

Экипаж самолета, помимо своей воли испытавший систему спасения, получил именные золотые часы от генерального конструктора КБ Павла Сухого и именные защитные шлемы от главного конструктора катапультируемых кресел Гая Северина.

Задействованная в Сирии техника

С момента начала операции российских вооруженных сил в САР, состав группировки регулярно менялся. Техника проходит ротацию в связи с изменениями военно-политической обстановки и стоящих перед группировкой задач. Также осуществляется замена техники для проведения ремонтных работ в России и предотвращения чрезмерного износа самолетов.

С территории России осуществляли вылеты на боевые задачи самолеты дальней и стратегической авиации. Начиная с 17 ноября 2015 года, вылеты совершили не менее 6 Ту-160, 5 Ту-95МС и 14 Ту-22М3.

За 3 года проведения операции были задействованы не менее 86 самолетов истребительной и фронтовой авиации, не менее 20 вертолетов.

По данным открытых источников, в Сирии побывали 8 истребителей Су-35, 4 истребителя Су-27СМ, не менее 16 Су-30СМ, 34 бомбардировщиков Су-24 и 12 Су-34. Штурмовые удары наносили 12 Су-25СМ. Так же, по сообщениям СМИ, в феврале 2021 г. в Сирии проходили тестирование в боевых условиях истребители пятого поколения Су-57, в количестве от 2 до 4 машин.

Поддержка авиационной группировки осуществляется самолетами ДРЛО А-50 и разведчиками Ил-20М1. Поддержка российских ССО и сирийской армии осуществляли и осуществляют вертолеты Ка-52, Ми-8, Ми-24 и Ми-28.

Рейтинг автора

Автор статьи

Виталий Рябов

За плечами служба по призыву, а после и по контракту. Сейчас на пенсии.

Написано статей

241

KAB-1500L laser-guided air bomb

The KAB-1500L, KAB-1500LG-F-E is the current production standard, is a 1,500 kg, laser-guided bomb designed to hit stationary ground and surface targets when used by the latest generation of Russian-made fighters and bombers. It is the Russian counterpart to United States Paveway II/III laser-guided bombs. Once released, the pilot or a third party must aim at the target with a laser designator in order to successfully direct the KAB bomb. The KAB-1500LG-F-E features an impact fuze with three delay modes.

The KAB-1500L bombs were deployed successfully during the Russian military campaign in Chechnya. Usually, the Su-24 Fencer and Mig-27 Flogger aircraft use this type of weapon in strike missions but can be used by the latest generation of Su-30MK multirole aircraft. The spectrum of targets to hit by this weapon include: railway and highway bridges, military and industrial facilities, ships and transport vessels, ammunition depots and railway terminals. Source deagel.com

Developer and manufacturer: GNPP “Region”

Performance:

KAB-1500LG-Pr-EKAB-1500LG-F-EKAB-1500LG-OD-E
Weight, kg
(total/warhead/explosive)1525/1120/2101525/1120/4401450/1170/650
Dimensions, m:
length4,284,284,24
diameter0,580,580,58
wingspan0,85 (retracted)0,85 (retracted)0,85 (retracted)
1,3 (extended)1,3 (extended)1,3 (extended)
Drop altitude, km1 to 81 to 81 to 10
Aircraft drop speed, km/h550 to 1100550 to 1100550 to 1100
Aiming accuracy, m4 to 74 to 74 to 7
Warheadpenetratinghigh explosivefull air explosive
Type of blasting devicecontact with threecontact with threedirect action contact
types of delaytypes of delay

Source ktrv.ru

Both aircraft can carry up to six rocket pods. The weight of conventional bomb armament amounts to between 7.5t and 8t.

Operational history

Substantial numbers of ex-Soviet Su-24s remain in service with Azerbaijan, Kazakhstan, Russia, Uzbekistan and Ukraine. In 2008, roughly 415 were in service with Russian forces, split 321 with the Russian Air Force and 94 with the Russian Navy.

On 19 December 2008, a Su-24M crashed near the southwest Russian city of Voronezh. The pilots ejected. Preliminary information indicates the crash was caused by a malfunction in the aircraft’s flight control system.

On 13 February 2012, a Su-24 crashed in Kurgan region. Both pilots ejected safely. Engine failure was stated as the probable cause of the crash.

On 30 October 2012, a Su-24M crashed in Chelyabinsk Oblast, Russia. During the flight that the nose cone became broken. After unsuccessful try in emergency landing, crew of two flew to safe territory and ejected. No reported fatalities. A regional government website stated that emergency was result of aircraft control system failure. Flights of Su-24 was suspended at Shagol base.

The Russian Air Force considers eventually replacing the Su-24 with the Sukhoi Su-34.

Operation Desert Storm

During Operation Desert Storm, the Iraqi Air Force evacuated 24 of its 30 Su-24MKs to Iran. Another five were destroyed on the ground, while the sole survivor remained in service after the war.

Second Chechen War

Main article: List of Russian aircraft losses in the Second Chechen War

Su-24s were used in combat during the Second Chechen War performing bombing and reconnaissance missions. Up to four were lost, one due to hostile fire.

On 4 October 1999, a Su-24 was shot down by a SAM while searching for the crash site of a downed Su-25. The pilot was killed while the navigator was taken prisoner.

2008 South Ossetia War

In August 2008, a low intensity conflict in the breakaway Georgian regions of Ossetia and Abkhazia, escalated to open war between Russia and Georgia. Russian Su-24s were heavily involved in bombing strikes and reconnaissance flights over Georgia.

Libyan civil war

During the 2011 Libyan civil war, on 5 March 2011, rebels shot down a Libyan Air Force Su-24MK during fighting around Ra’s Lanuf with a ZU-23-2 antiaircraft gun. Both pilots died. A BBC reporter was on the scene soon after the event and filmed an aircraft part at the crash site showing the emblem of the 1124th squadron, flying the Su-24MK.

Syrian Civil War

During the escalation of the Syrian Civil War, starting in November 2012, around two months after the first air raids from different fixed wing aircraft started and after 18 months since the beginning, the first Su-24 medium bombers were filmed dropping their heavy payload on the rebels.

Стратегическая авиация 1945–1965 гг

Изначально атомные бомбы несли «обычные» самолеты дальней авиации, которые были поршневыми. Однако быстрый прогресс реактивных истребителей потребовал роста скорости бомбардировщиков, и сразу после окончания Второй мировой войны турбореактивные двигатели получили и они.

В начале 1950-х гг. в арсеналах СССР и США появились термоядерные бомбы. У американцев они были намного крупнее атомных бомб и весили до 19 т. Это потребовало более крупных носителей, чем В-29, которые сбросили первые атомные бомбы на Японию. В США под «термояд» в 1946 г. был сделан огромный бомбардировщик В-36 с гибридной силовой установкой: 6 поршневых и 4 реактивных двигателя. Он простоял на вооружении до 1959 г., но основным носителем уже не считался – появились более совершенные чисто реактивные машины.

Бомбардировщик В-29 «Суперкрепость». США. 1945 г

Бомбардировщик В-36 «Конвэр». США. 1949 г

Американцы разрабатывали реактивный тяжелый бомбардировщик В-47 с 1943 г. по 1947 г. Мощности 4 двигателей В-47 не хватило, и на нем установили 6 двигателей. В СССР первый реактивный тяжелый бомбардировщик Ту-16 поднялся в небо только в 1952 г. Зато его двигатели АМ-3 оказались в 4 раза мощнее чем у В-47, и их понадобилось всего два. Первые реактивные «стратеги» не устраивали военных по боевой нагрузке и дальности, поэтому и в США, и в СССР почти сразу появилось их второе поколение. Американцы по-прежнему увлекались многомоторностью – на В-52 было 8 двигателей. КБ Туполева сделало ставку на экономичность, и Ту-95 получил уникальные и по сей день турбовинтовые двигатели. Бомбардировщики стареют медленно: истребители начала 1950-х гг. уже давно списаны, В-52 и Ту-95 стоят на вооружении до сих пор.

Бомбардировщик В-52 «Стратосферная крепость». США. 1952 г.

Непонятно почему, но англичане решили принять на вооружение сразу три типа тяжелых бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие. Они получили общее обозначение V-серия V-серия, хотя общим у них была только первая буква названий. Первый из них – «Вэллиент» – был, в общем, самолетом обычной схемы, а вот два других весьма интересны. «Вулкан» был построен по редкой для бомбардировщиков схеме «бесхвостка», то есть не имел горизонтального оперения. А футуристические формы «Виктора» до сих пор служат источником вдохновения для авиационных художников.

Бомбардировщик «Вэллиент». Великобритания. 1955 г.

Бомбардировщик «Вулкан». Великобритания. 1956 г.

Бомбардировщик «Виктор». Великобритания. 1958 г.

Задача истребителя – догнать, задача бомбардировщика – убежать. Поэтому сверхзвуковой бомбардировщик В58 появился в США уже в 1956 г., всего через пару лет после появления сверхзвуковых истребителей.

Машина оказалась сложной и ненадежной и была снята с вооружения, прослужив всего 10 лет. Советский сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 тоже был не подарок, но все же пробыл в строю до середины 1990-х гг.

Следующая попытка американцев оказалась и вовсе неудачной. Бомбардировщик ХВ-70 «Валькирия», способный лететь втрое быстрее скорости звука, поднялся в воздух в 1964 г. Однако он оказался слишком дорог, и построено было только два опытных самолета, да и то один из них был потерян в результате столкновения с истребителем сопровождения.

Бомбардировщик Ту-22. СССР. 1962 г.

Тяжелые бомбардировщики периода Второй мировой войны встречали истребители противника, «ощетинившись» десятками стволов пулеметов и пушек. Их реактивные наследники ограничивались уже единичными стрелковыми оборонительными системами. С появлением ракет «воздух-воздух», которые истребители запускали с дистанции нескольких километров, защита огнем и вовсе потеряла смысл. Англичане строили свою V-серию уже без пушек, американцы демонтировали с В-52 стоявшую в хвосте 20-мм шестистволку. На советских бомбардировщиках пушечную установку оставили – но не для поражения вражеских истребителей, а для отстрела помеховых снарядов. Они взрываются, разбрасывая полоски фольги и создавая «радиооблако», которое мешает РЛС противника увидеть бомбардировщик.

Бомбардировщик В-58 «Хастлер» . США. 1956 г.

Первые стратегические бомбардировщики появились после войны

B-36 носили термоядерные и ядерные бомбы. А одна из модификаций предполагала ядерную силовую установку

Послевоенный мир развивался семимильными шагами: именно тогда на смену B-29 воздушные войска США начали получать колоссальные Convair B-36 с издевательским названием Peacemaker — «Миротворец».

Шестимоторные колоссы производства Convair получил дальность полета в 11 тысяч километров при высоте полета до 16.

Именно он считается первым «полноценным» стратегическим бомбардировщиком.

Он же стал первым реактивным, получив 2 внешних мотогондолы со спаренными турбореактивными двигателями J47 (на них же летали F-86 Sabre и ряд других самолетов).

B-52 активно эксплуатируются с момента выпуска, участвуя во всех локальных конфликтах

Компоновка B-36 легла в основу рекордсмена Boeing B-52 Stratofortress. Этот самолет, впервые взлетев в 1954 году, до сих пор в строю и обгоняет все известные типы по количеству рекордов.

Машины первых модификаций смогли совершить полет дальностью 27000 километров. Последующие неоднократно совершали кругосветные путешествия, облетая земной шар.

Боевой радиус действия B-52 позволял стратегическим силам НАТО в Европе при необходимости дотянуться до целей в европейской части СССР вплоть до Москвы с запасом до 31 тонны бомб в грузолюке.

Поздние модификации «Стратокрепости», в том числе стоящие на вооружении B-52H, летают на дальность до 17 тысяч километров при аналогичной высоте полета.

Симметричным ответом СССР должны были стать перспективные проекты Туполева и Мясищева, разрабатывавшиеся с 1948 года.

Работа привела к появлению проекта «95», первый опытный образец которого совершил полет в 1952 году. Уже через 2 года самолет пошел в серию под названием Ту-95.

Ту-95 на многие годы стал основой дальней авиации СССР и России. И не только

С тех пор он непрерывно модернизируется, продолжая находится на боевом дежурстве России численностью 68 самолетов (примерно столько же в войсках США находится B-52).

Несмотря на устаревшие технологии, недостаточные технические характеристики в сравнении с более современными машинами, оба самолета более чем достаточны для основной своей задачи — удаленной доставки ядерного заряда.

Старые, проверенные самолеты легко обслуживать и модернизировать, а большой парк машин на стоянке позволяет снимать целые узлы для проведения быстрого ремонта.

Патрульную модификацию легко узнать по локатору внизу и характерной антенне на “спине”

Однако, поздние модификации принципиально отличаются от первых: обновленная авионика позволяет B-52 и Ту-95 использовать современное высокоточное вооружение (включая крылатые ракеты).

Вот только даже их чуть не уничтожило собственное оружие: ракеты.

Топливная система

Запас топлива на борту самолета Су-34 находится в нескольких топливных баках, расположенных в фюзеляже, цетроплане и консольных частях крыльев. Количество баков и их точное расположение отличается по данным из различных источников.

Все баки связаны между собой системой трубопроводов с перекачивающими насосами. Это позволяет равномерно вырабатывать топливо в ходе полета, сохраняя центровку самолета в заданных пределах.

Забор керосина в топливоподающую аппаратуру двигателей выполняется из специального расходного бака. Внутренняя поверхность всех баков покрыта протектором на основе пенополиуретановой смеси.

При пробитии бака Су-34 с такой защитой исключается формирование топливовоздушных смесей, которые могут привести к пожару на борту.

Для увеличения радиуса действия возможна установка сбрасываемых топливных баков на внешних подвесах. Максимальный объем подвесных емкостей до 3000 л.

В роли заправщика могут выступать машины типа Ил-78 или другой самолет Су-34, оснащенный специальным подвесным агрегатом для дозаправки. Заправка может осуществляться в ночных условиях при помощи подсветки шланга двумя фарами, размещенными в носовой части.

Третье поколение: всепогодный Су-24

Третье поколение представляет Су-24 – всепогодный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Этот самолет до сих пор успешно эксплуатируется ВКС России спустя 26 лет с момента окончания его выпуска. 

Конструкторы КБ Сухого создали мощный двухдвигательный сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. На борту самолета стояла новейшая для того времени прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входила бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). Отличительной особенностью машины являлась также широкая номенклатура средств поражения, которая включала как управляемое, так и неуправляемое вооружение. Су-24 стал первым в СССР ударным самолетом тактической авиации, который можно было использовать в любое время дня и ночи и при любых погодных условиях.

Самолет Су-24

В 1983 году был принят на вооружение модернизированный Су-24М. Кстати, на этой машине совершена почти половина боевых вылетов в ходе военной операции России в Сирии.

Запуск в серию

Первый полет Су-24 выполнил 17 января 1970 года. В скором
времени было развернуто серийное производство новой машины на Новосибирском
заводе имени Чкалова. Первый серийный самолет был поднят в воздух в
Новосибирске уже 31 декабря 1971 года, а в 1973 году начались поставки в Военно-воздушные
силы.

В июне 1979 года с аэродрома Новосибирского авиазавода впервые
взлетела модернизированная версия самолета — Су-24М. Она получила усовершенствованный
вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М «Тигр» с лазерно-телевизионным
прицельным комплексом «Кайра-24» и станцией обнаружения источников
радиолокационного излучения «Фантасмогория».

Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное вооружение.
Су-24М имеет встроенную шестиствольную пушку калибра 23 миллиметра ГШ-6-23 с
боезапасом 500 выстрелов, расположенную на левом воздухозаборнике.

Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех
КАБ-500Кр с телевизионным наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до
двух КАБ-1500Л с лазерным наведением. В состав управляемого ракетного
вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с радиокомандным
наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58. В качестве оружия
самообороны самолет может применять УР класса «воздух-воздух» с тепловой
головкой самонаведения Р-60 (Р-60М). Самолет может нести и ядерное оружие.

Тяжелые и дальние бомбардировщики 1918–1945 гг

В межвоенный период авиация развивалась быстрее иных видов военной техники, ведь самолеты в отличие от танков и пушек востребованы и в мирное время. К тому же доктрина стратегических бомбардировок генерала Дуэ создала у политиков Запада иллюзию, что мощная авиация сама по себе может выиграть войну, и мерилом могущества государства стали считать количество и качество бомбардировщиков.

В 1926 г. на смену фанерным бомбардировщикам-бипланам, схожим с моделями Первой мировой войны, пришли цельнометаллические монопланы. Первые серийные из них создал советский конструктор А. Туполев: двухмоторный АНТ-4 (поступил на вооружение в 1929 г. как ТБ-1 – тяжелый бомбардировщик первый) и четырехмоторный ТБ-3. К концу 30-х дюраль стал главным авиационным металлом, а моноплан – классической схемой всех бомбардировщиков. Легкий двухмоторный ТБ-1 летал быстрее построенного позже четырехмоторного ТБ-3, отягощенного запасом топлива, зато ТБ-3 мог совершать дальние перелеты и нести больший груз бомб.

Бомбардировщик ТБ-1

Находившийся в экономической блокаде СССР в середине 1930-х гг. достиг предела возможностей своей промышленности и без доступа к новым технологиям не мог реализовать многие передовые технические решения. Новый прорыв в военном авиастроении совершили в США, создав в 1933 г. двухмоторный «Мартин B-10». Его гладкая обшивка с минимальным количеством выступов и отверстий, кабины летчиков и стрелка, закрытые обтекаемыми стеклянными колпаками, шасси, в полете убирающиеся внутрь корпуса – снизили сопротивление воздушному потоку и повысили скорость самолета.

Do-17. Германия. 1937 г.

Вскоре в США появился мощный и скоростной четырехмоторный бомбардировщик – Боинг B-17 «Летающая крепость». Его крылья были тоньше, легче и более обтекаемыми за счет применения новых методов обработки металла и оснащения их подвижными элементами, изменяющими сопротивление воздуху при взлете и посадке. Двигатели с устройствами дополнительного наддува воздуха при меньшей массе стали мощнее и хорошо работали на больших высотах, где из-за разреженного воздуха другим моторам не хватало кислорода. Еще одним нововведением B-17 стали винты изменяемого шага: при увеличении скорости лопасти винта изменяли угол, снижая сопротивление воздуха. К началу Второй мировой войны подобными машинами обзавелись Британия, Франция и Италия.

В 1939 г. в США компания «Консолидэйтед» выпустила бомбардировщик B-24 со створками бомболюков, которые не распахивались наружу, а отъезжали на роликах внутрь, что улучшало аэродинамику. B-24 уступал B-17 в скорости, высоте и бомбовой нагрузке, но был проще в производстве, и в годы войны B-24 выпустили в 1,5 раза больше, чем B-17.

Бомбардировщик B-17

В-24 и В-17 наносили массированные удары по Германии, вылетая по нескольку тысяч с аэродромов Англии и Средиземноморья группами по 40 машин. Пока у союзников не появились дальние истребители, В-17 защищались лишь круговым огнем своих пулеметов.

Четырехдвигательный поршневой бомбардировщик «Хендли Пейдж Галифакс» (Великобритания, Вторая мировая война) имел бомбовую нагрузку 6000 кг

Боевое применение

В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.

Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).

Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.

Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.

Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.

Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии (2008). В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминаются, однако часть экспертов указывает на потерю двух (http://lenta.ru/news/2010/08/04/casualties/) самолётов этого типа (см. подробнее).

Оружие СУ-24

Используя восемь точек подвески, бомбардировщик СУ-24 способен иметь в своем вооружении 7.5 тонн различного вооружения. От пулемета и неуправляемых ракет до полуторатонных наводящихся бомб. Которые, к слову, управляются благодаря излучению небольшого контейнера Фантасмагория.

Штурмовик предназначается, как для уничтожения наземно-воздушных единиц, так и для ликвидации различных статичных целей. Примером тому могут служить различные взлетные полосы, мосты, укрепления и прочие цели.

Но на этом его функциональное применение не заканчивается. Зачастую его используют для разведки и аэрофотосъемки. Применяют и для минирования местности с воздуха.

Изменяемая стреловидность

Су-24 стал ответом на вызов времени. В начале 1960-х в
мире произошли революционные изменения в военном деле. Появление управляемого
ракетного вооружения кардинально изменило взгляды на боевую авиацию и тактику ее
применения. Зенитные ракеты «прогнали» истребители и бомбардировщики с больших
и средних высот.

Основной на то время советский ударный самолет Су-7Б
перестал устраивать военных. Нужна была принципиально новая машина, способная
преодолевать ПВО на сверхзвуковой скорости и предельно малых высотах. Важнейшим
требованием была всепогодность нового самолета, то есть способность действовать
вне зависимости от погоды и времени суток. За решение этой задачи взялось КБ Сухого.
Су-34 признан лучшим ударным самолетом мира

Проблему устойчивого сверхзвукого полета на малых высотах
удалось решить за счет крыла большой стреловидности. Но такая конструкция привела
к высоким взлетным и посадочным скоростям, требующим идеально ровных и длинных
полос. А фронтовой бомбардировщик должен действовать с полуразбитых и грунтовых
аэродромов.

Конструкторы сделали «ход конем». На самолете по примеру новейшего
на тот момент американского тактического бомбардировщика F-111 применили крыло с изменяемой
стреловидностью. В зависимости от режима полета на Су-24 консоли крыла
устанавливаются в одно из четырех положений: 16 градусов — на взлете и при
посадке, 35 — в крейсерском дозвуковом полете, 45 — при боевом маневрировании и
69 градусов — при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

Интересные факты о самолёте Су 24

  •         Интересно, что среди Су-24 во время афганской войны потерь не было, потому что они действовали с аэродромов расположенных в азиатской части СССР и избежали боевых потерь.
  •         Иран присвоил иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе, которые были перегнаны туда с территории Ирака.
  •         Сирийский Су-24 в сентябре 2014 года залетевший на 800 м в израильское воздушное пространство, был сбит ракетой Пэтриот.
  •         12 апреля 2014 года Су-24, принадлежавший ВКС России и не имеющий на борту вооружения прошёл 12 раз над эсминцем ВМС США «Дональд Кук», имитируя атаку с воздуха. Этот корабль предназначен для борьбы с кораблями, самолётами, ракетами и подводными лодками противника и обязан осуществлять оборону и охрану своих судов при переходе морем.

Су-24 взлёт, вид из кабины

В данном случае эсминец не мог противодействовать атаке, так как у него всё ПВО вышло из строя – это было следствие включения на самолёте новейшего средства радиоэлектронной борьбы «Хибины». Проделав несколько заходов, Су-24 скрылся за горизонтом и только тогда заработала система ПВО эсминца. Видя своё бессилие перед обычным  бомбардировщиком, 27 моряков написали рапорт об уходе. Это было хорошим уроком для зарвавшихся американцев.

После того как распался СССР, служившие на Украине лётчики мечтали возвратиться в Россию. Когда девять Су-24 поднялись в воздух, шесть экипажей решили вернуться на Родину и они перелетели на аэродром Шаталово, куда позже было возвращено знамя этого полка бомбардировщиков.

Су-24

Первоклассный фронтовой бомбардировщик Су-24 быстро занял подобающее ему место в ВВС СССР. Сейчас на вооружении России состоят более 300 самолётов, в 2009 году ВВС получили последний модернизированный Су-24М2, в настоящее время продолжается модернизация машин до уровня Су-24 СВП-24.

Targeting

The Su-24 bomber’s integrated navigation and aiming system is the PNS-24. PNS-24, in conjunction with radio navigation equipment, can perform the following functions: terrain warning; detection of targets and their destruction by level and toss bombing; target designation for missiles; detection of operating radars and launch of missiles on these radars; and automatic and semi-automatic aircraft control during landing approach to a height of 40m to 50m.

The Su-24M aircraft is equipped with the PNS-M modified integrated navigation and aiming system, which includes a laser/TV-sighting system for the air-to-surface laser/TV-guided missiles.

SVP-24 Gefest, the modern navigational sighting system, was installed on Su-24M bombers of the Central Military District in 2013. The system improves the accuracy of the onboard weapons.

The system is also being equipped to the naval frontline bombers of the 43rd Independent Naval Attack Aviation Regiment of the Russian Navy.

История создания

Истребитель-бомбардировщик Су-34 (код НАТО Fullback) с расширенным функциональным предназначением создавался как преемник широко известного бомбардировщика и штурмовика Су-24. При создании новой машины учитывался фактор применения вероятным противником истребителей четвертого и переходного к пятому поколений.

Изначально конструкция разрабатывалась по схеме «продольный триплан», которая была хорошо изучена в КБ Сухого. При этом габариты самолета, по сравнению с предшественником Су-24, были увеличены, что позволило увеличить радиус действия и боевую нагрузку.

Новинкой стала приплюснутая форма носового обтекателя, позволившая реализовать компоновку кабины с параллельным расположением двух членов экипажа.

Данная компоновка была позаимствована из незавершенного проекта учебного самолета для подготовки пилотов корабельной палубной авиации.

Разработка проекта под кодом Т-10В началась летом 1986 года под руководством генерального конструктора КБ М.П. Симонова, а уже весной 1990 года был выполнен первый полет прототипа перспективной машины. Для постройки прототипа использовался серийный экземпляр самолета Су-27УБ.

Дальнейшая доводка замедлилась из-за распада СССР и кризисной ситуации в Российской Федерации. Широкая публика увидела «Утку» в конце зимы 1992 года на выставке в Белоруссии.

Затем самолет демонстрировался на ежегодных выставках 1992 и 1993 годов в Жуковском. Первый международный показ Су-34 состоялся на авиасалоне в Ле-Бурже поздней весной 1995 года.

Последующие статические и летные испытания самолета заняли еще 9 лет, в ходе которых применялись шесть предсерийных образцов самолетов. Государственные испытания Су-34 начались через 20 лет после начала конструкторских работ и продлились почти пять лет.

Параллельно шло производство единичных серийных машин, которые приняли участие в конфликте в Южной Осетии. Официальное принятие истребителя-бомбардировщика Су-34 на вооружение ВВС РФ состоялось только в марте 2014 года.

В настоящее время идет планомерное наращивание объемов производства самолета, который должен к 2020 году полностью вытеснить из строевых частей Су-24.

По состоянию на осень 2017 года произведено и отгружено не менее 108 экземпляров бомбардировщика. На базе основной модели самолета Су-34 существует единственная модификация – Су-32, предназначенный для экспорта.

Vympel R-60 (AA-8 Aphid)

The Molniya (now Vympel) R-60 (NATO reporting name: AA-8’Aphid’) is a short-range lightweight infrared homing air-to-air missile designed for use by Soviet fighter aircraft. It has been widely exported, and remains in service with the CIS and many other nations.

TypeShort-range air-to-air missile
Place of originSoviet Union
Service history
In service1974- present
Production history
ManufacturerVympel
Specifications
Weight43.5 kg (96 lb)
Length2,090 mm (6 ft 10 in)
Diameter120 mm (4.7 in)
Warhead3 kg (6.6 lb)
Detonation
mechanism
proximity
Enginesolid-fuel rocket engine
Wingspan390 mm (15 in)
Operational
range
8 kilometres (5.0 mi)
Flight altitude20,000 m (66,000 ft)
Speed Mach 2.7
Guidance
system
infrared homing

Source wikiwand.com

ruforces (flickr)

The Su-24M aircraft is armed with: Kh-25L (AS-10 Karen) laser-guided missiles (range 20km; up to four missiles carried); Kh-29LT (AS-14 Kedge) laser / TV-guided missiles (range 10km; up to three missiles carried); Kh-31P (AS-17 Krypton) passive radar-homing missiles (range 180km; up to two missiles carried); and Kh-59 (AS-13 Kingbolt) TV-command-guided missiles (range 90km; up to two missiles carried).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий