Проект «Grosstraktor» — уже не тракторы, ещё не танки

История[править]

Весной 1928 года 3-м машиностроительным фирмам, Daimler-Benz, Krupp и Rheinmetall, было дано техническое задание от Рейхсвера: построить дешёвый танк с противопульной бронёй, массой до 7,5 тонн, максимальной скоростью по шоссе 25-30 км/ч и желательно умением плавать с помощью навесных устройств. Daimler-Benz отказалась принять участие, а Krupp и Rheinmetall приступили к разработке машины. Концерны тесно сотрудничали друг с другом. Проекты оказались очень похожи из-за одинаковой компоновки и одинаковых башен, которые делали на в Rheinmetall. К -му было готово по 2 танка от каждой фирмы. Их тайно переправили в СССР и испытали в советско-немецкой танковой школе КаМа, находящейся под Казанью. Каждый из танков проехал от 1660 до 1865 км. Однако всё-таки тактико-технические характеристики этих машин не вдохновили ни советских, ни немецких инженеров. Летом они вернулись в Германию. В 1934 году танки передали в Мюнстер на «зимовку». С 1935 года до начала Второй Мировой войны их использовали в качестве учебных машин в танковой школе в Пултосе. В серию эти танки не пошли, так как Вермахт отдал предпочтение проекту LaS, в последствии названном Panzerkampfwagen I Ausf.A.

Модификации танка и машин на его базе

  • Т-28 — опытный образец (1932 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка обр. 1932 г.(установлена 37-мм из-за отсутсвия в наявности необходимой) и три пулемета ДТ.
  • Т-28 — первый серийный образец (1933-1934 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 4 пулемета ДТ.
  • Т-28 — основной серийный образец (1934-1938 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка и 5 пулеметов ДТ.
  • Т-28 — основной серийный образец (1938-1940 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Л-10 и 5 пулеметов ДТ.
  • Т-28 — с конической башней (1940 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 4 пулемета ДТ. Выпущено 13 машин.
  • Т-28 Э — экранированный танк (1939-1940 гг.). Усилена броневая защита лобовой части корпуса и башен за счет установки дополнительных броневых листов.
  • Т-28 — с гидромеханической трансмиссией (1937-1938 гг.). На серийном танке была установлена опытная гидромеханическая трансмиссия. Выпущен опытный образец.
  • Т-28 — с торсионной подвеской (1938 г.). На серийном танке была установлена торсионная подвеска с опорными катками от СМК. Изготовлен опытный образец.
  • Т-28 — танк-тральщик (1939 г.). Серийный танк, оснащенный колейным катковым тралом.
  • ИТ-28 — мостовой танк (1940 г.). Вооружение: два пулемета ДТ. Выпущена небольшая партия машин.
  • Электротральщик — на базе Т-28 (1940 г.). Осуществлял дистанционный подрыв мин при помощи электромагнитного излучения ультравысокочастотного генератора, установленного в танке. Изготовлена опытная установка генератора.
  • 152,4-мм самоходная мортира — на базе шасси танка Т-28 (1932 г.). Опытная самоходная установка. Вооружение: 152,4-мм мортира обр. 1931 г. и два пулемета ДТ.
  • 152,4-мм самоходная береговая пушка — на базе шасси танка Т-28 (1933 г.). Опытная самоходная установка. Вооружение: 152,4-мм морская пушка Б-10.
  • Т-29-4, Т-29-5, Т-29 — опытные колесно-гусеничные танки (1934 г.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танка Т-28 по аналогичной компоновочной схеме. Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 (ПС-3 или Л-10) и 4 пулемета ДТ. Выпущено несколько опытных образцов.
  • СУ-8 — опытная самоходная установка на базе шасси танка Т-28 (1935 г.). Вооружение: 76,2-мм зенитная пушка обр. 1931 г. и пулемет.
  • СУ-14, СУ-14-1 — самоходные артиллерийские установки (1935, 1936 гг.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танков Т-28 и Т-35. Вооружение: 203-мм гаубица Б-4 обр. 1931 г. или 152,4-мм морская пушка Б-10.
  • МБВ — моторный броневой вагон (1936-1937 гг.). Создан на основе использования узлов, агрегатов и орудийных башен танка Т-28 и Т-35. Вооружение: три 76,2-мм танковые пушки КТ-28 (или Л-11, которые в период войны были заменены на Ф-34), 8 пулеметов ДТ и 4 пулемета «максим». Выпущено 2 образца.
  • СУ-14Бр2, СУ-14-2 — самоходные артиллерийские установки с бронированным боевым отделением (1939 г.). Созданы на базе СУ-14 и СУ-14-1. Вооружение: 152,4-мм пушка обр. 1935 г. Забронировано 2 машины.

Leichte Traktor — первые опыты

Разработка лёгких танков началась в мае и октябре 1928 года компаниями Krupp и Rheinmetall-Borsig. В мае 1930 года был готов прототип у Rheinmetall-Borsig, который в июне того же года был испытан на полигоне «Кама». Результаты испытаний позволили разработать и собрать два последующих прототипа. Один из них имел поворачивающуюся на 360 градусов башню, а второй был разработан как самоходное орудие.

Вес прототипов варьировался от 8 до 9,5 тонн. Leichte Traktor (VK 31) был вооружён 37-мм орудием KwK L/45 и лёгким пулемётом, установленными в башне (башня производилась компанией Swedish Bofors и располагалась в задней части корпуса).

Экипаж VK 31 состоял из 3-х человек. Максимальная толщина брони — 12 мм, а полный вес — 9,5 тонн. Максимальная скорость на дороге — 30 км/ч, двигатель, мощностью 100 л.с. располагался сзади. С 1931 по 1932 год Krupp работал над улучшением и модернизацией прототипов Rheinmetall-Borsig.

Kleintraktor — немецкий малый трактор», в очертаниях которого уже угадываются контуры будущего Pz.I

В 1931 году был получен заказ на производство 289 таких танков, но в 1932 году проект был закрыт по причине наличия других, более продвинутых, проектов, таких как, например, Kleintraktor / La.S («малый трактор», прототип будущего легкого танка Pz.I), и обе компании произвели всего 3 прототипа VK 31.

Технические характеристики среднего танка Т-28

Боевая масса, т: 25,4;

Экипаж, чел: 6;

Количество выпущенных, шт: 503.

Размеры:

  • Длина корпуса, мм: 7370;
  • Ширина, мм: 2870;
  • Высота, мм: 2625;
  • Клиренс, мм: 500.

Бронирование:

  • Тип брони: стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх), мм: 30;
  • Лоб корпуса (середина), мм: 15;
  • Лоб корпуса (низ), мм: 30;
  • Борт корпуса, мм: 20+10 (экран);
  • Корма корпуса, мм: 18-20;
  • Днище, мм: 15-18;
  • Лоб башни, мм: 20;
  • Маска орудия, мм: 20.

Вооружение:

  • Пушки: 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года);
  • Боекомплект пушки: 69;
  • Пулемёты: 4-5 × 7,62-мм ДТ;
  • Боекомплект: 1200 патронов.

Подвижность:

  • Двигатель: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т;
  • Мощность двигателя, л. с: 450;
  • Скорость по шоссе, км/ч: 42;
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25;
  • Запас хода по шоссе, км: 180-190;
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 120-140;
  • Преодолеваемый подъём, град: 37;
  • Преодолеваемая стенка, м: 1,0;
  • Преодолеваемый ров, м: 3,5;
  • Преодолеваемый брод, м: 1,0.

Großtraktor (Гробтрактор) ТТХ

Орудие

Оборудование — на скорострельность и все на сведение.

Kw.K. 37 L/24 A (условно 4 лвл)

Калибр — 75 мм

ДПМ — 577

Перезарядка — 12.48 сек

Скорострельность — 4.81 выстр/ мин

Сведение — 3.8 сек

Точность — 0.479

Обзор — 246.1 м

Голдовый снаряд — кумулятивный

Боекомплект — 102 шт

Пробитие среднее

  • ББ — 50 мм
  • Кумуль — 87 мм

Урон

  • ББ — 120
  • Кумуль — 105

Цена

  • ББ — 30 серебра
  • Кумуль — 2000 серебра (5 золота)

УВН

  • Вверх — 60 град
  • Вниз — 12 град

Защищённость

Прочность — 480 хп

Башня броня

  • Лоб — 14 мм
  • Борт — 8 мм
  • Корма — 8 мм

Корпус броня

  • Лоб — 14 мм
  • Борт — 8 мм
  • Корма — 8 мм
  • Экран борта — 6 мм

Подвижность

С оборудованием на мощность двигателя.

Двигатель BMW-Va

Мощность — 267.5 лс

Масса танка — 16.40 т

Тяговооруженность — 16.3 лс/ т

Максимальная скорость

  • Вперёд — 44 км/ час
  • Назад — 15 км/ час
  • Средняя — 32 км/ час

Скорость поворота

  • Корпуса — 40.18 град/ сек
  • Башни — 42.76 град/ сек

Серийное производство и опытные образцы

Для сборки Т-28 был выбран завод «Красный Путиловец», поскольку предприятие обладало квалифицированным персоналом и необходимым станочным парком. Документация на новую машину поступила на завод уже в декабре 1932 года. Несмотря на возникавшие проблемы с оснасткой и оборудованием, первые 12 машин были собраны к 1 мая 1933 года.

Выпущенные машины разделяются на несколько серий, которые обличаются вооружением и элементами внешнего вида. Различают машины образца 1933, 1934, 1938 и 1940 гг. Наиболее отличным является последний вариант, получивший коническую основную башню, но таких машин было построено всего 13. После установки экранов на броню обозначение машин менялось на Т-28Э.

Машины имели повышенную скорость хода, но в дальнейшем от идеи отказались.

Кроме того, существовал ряд опытных машин на базе шасси Т-28:

  • колесно-гусеничный Т-29;
  • инженерная машина ИТ-28, перевозившая мостовую ферму грузоподъемностью 50 т;
  • зенитный танк СУ-8;
  • самоходные установки со 152 мм мортирой и береговой пушкой;
  • самоходная гаубица СУ-14, оснащенная 203 мм орудием Б-4.

Приглашение в специальный бой

После наступления прайм-тайма в окне игры в области чата появится кнопка Специальные бои.

Каждый игрок, желающий участвовать в бою, должен заявить о своей готовности к бою.

Чтобы заявить о своей готовности к бою:

  1. Зайдите в Ангар и выберите танк, на котором вы готовы участвовать в сражении.
  2. В нижней части окна в области чата нажмите на кнопку Специальные бои. В открывшемся канале чата вы увидите список всех предстоящих боёв с краткой информацией о них.
  3. Выберите бой, в котором хотите участвовать, щёлкнув по нему левой кнопкой мыши. На экране появится окно «Бои на Глобальной карте».
  4. Найдите своё имя в нижнем списке игроков и выберите его щелчком мыши.
  5. Нажмите на кнопку Готов!. Ваше имя в списке будет помечено зелёным цветом.
  6. Нажмите на кнопку со стрелкой:

В бою примут участие все игроки, чьи имена на момент начала сражения окажутся в списке участников. Время, оставшееся до начала боя, отображается в верхней части окна «Бои на Глобальной карте».

Успейте заполучить в Премиум магазине наборы Инженера с подарками: ключами для игры на Blitzträger auf E 110 и Стартерами Инженера . Времени осталось совсем немного — до 10 октября 23:59 (МСК) !

До завершения:

После завершения игрового события 11 октября 12:00 (МСК) :

  • Неиспользованные ключи для выхода в бой на Blitzträger auf E 110 пропадут.
  • Неиспользованные стартеры автоматически активируют соответствующее количество порталов. Всё имущество из них будет автоматически начислено вам на аккаунт.
  • После автоматического открытия порталов Гончих и Инженера, Стартеры Инженера, которые могли выпасть с определённым шансом, выпадут не больше трёх раз для каждого из порталов.
  • Всё имущество, полученное из порталов, останется у вас.

Битва против Blitzträger auf E 110, усовершенствованного творения Макса фон Кригера, идёт полным ходом! Возможно, у вас уже была возможность выйти в бой на этой невероятно мощной машине и сразиться с отрядом Гончих.

Вне зависимости от того, чью сторону вы выбрали в этой битве за превосходство, в подмогу вам доступны специальные наборы Премиум магазина. К ним в подарок прилагаются ключи , позволяющие играть на Blitzträger auf E 110, а также Стартеры Инженера для запуска Портала Инженера с игровыми ценностями. Кроме того, в наборах вы найдёте тематические декали игрового события и Танковый премиум аккаунт.

Выбирайте свой набор и скорее выходите в бой!

История создания

Учитывая опыт Первой мировой войны, немецкое командование понимало необходимость создания собственных бронетанковых сил, однако по условиям Версальского договора создавать таковые было запрещено. К середине 1920-х годов бюро по вооружению Сухопутных войск разработало секретные требования к тяжёлому танку массой 20 т. В 1925 году Rheinmetall-Borsig, Krupp и Daimler-Benz получили задание разработать тяжёлые танки под кодовым названием «Armeewagen 20», что в переводе с немецкого означает буквально «армейская повозка образца 1920 года». Затем название изменили на Grosstraktor, что означает «большой трактор». Тем самым немцы завуалировали создание боевых машин под тракторы, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

В качестве предъявляемых требований значилось:

  • масса 15 тонн,
  • длина 6 метров,
  • высота 2,40 метра,
  • скорость 40 км/ч,
  • удельное давление на грунт — порядка 0,5 кг/см²,
  • размещение одной 75-мм пушки KwK L/24 в главной башне и 2—4 пулемётов в малой башне, в корпусе и в главной башне (спаренный с пушкой),
  • преодолеваемая стенка высотой до 1 метра,
  • преодолеваемый подъём до 30°,
  • преодолеваемый брод глубиной 0,8 метра.

Каждой из фирм-участниц проекта предстояло построить по 2 прототипа из мягкой неброневой стали с толщиной металлических листов 6—14 мм. Армейское командование сразу рассчитывало внедрить принцип взаимозаменяемости основных узлов тяжёлых танков, что повлияло на их внешний вид и конструктивные элементы. Все машины предполагалось собирать на заводах «Рейнметалл-Борзиг». В 1928 году закончили сборку опытных образцов фирмы «Крупп» и «Рейнметалл». А в 1929 году был готов и первый танк фирмы «Даймлер-Бенц». Сборка второго образца затянулась до 1930 года. Компоновка «больших тракторов» была очень похожа на английские танки времён Первой мировой — опоясывающие гусеницы и ромбовидный силуэт машины. Экипаж составлял 6 человек. Вооружением служила короткоствольная пушка KwK L/24 и три пулемёта, один из которых был установлен в одноместной башенке в кормовой части машины. Также известно, что на одну из машин «Даймлер-Бенц» предполагалась установка 150-мм гаубицы вместо основного орудия.

Ходовая часть, при видимой идентичности у всех машин, несколько различалась. Например, у танка фирмы «Даймлер-Бенц» она состояла из 16 сдвоенных катков малого диаметра на один борт, сблокированных в 8 тележек, 3 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. При этом шесть тележек опорных катков соединялись в три блока, а две передние оставались независимыми. В качестве упругих элементов подвески использовались пластинчатые рессоры. В свою очередь, у танка фирмы «Крупп», применительно на один борт, имелось по 14 опорных катков (крайние катки были чуть большего диаметра) сблокированных в 7 тележек, 2 независимых катка спереди и сзади, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Ходовая часть танка фирмы «Рейнметалл-Борзиг» была оснащена, применительно на один борт, 16 опорными катками, сблокированными в 8 тележек, 3 независимыми роликами (2 впереди и один сзади) и 3 поддерживающими роликами. Расположение ведущих и направляющих колёс не изменилось. Этот танк единственный из всех, который имел эвакуационный люк в бортовом экране.

Боевая масса машин также была разной: самым тяжёлым «трактором» оказался образец «Даймлер-Бенц», чей вес перевалил за 19 тонн, крупповский образец имел боевую массу в 16 тонн, а прототип фирмы «Рейнметалл-Борзиг» — 15 тонн.

Стоит ли брать Großtraktor

До патча 5.5 (середина лета 2018-го года) этот «песочный тяж» был премиумным. После вся техника (практически) песочного уровня поменяли статус с «премиумный» на «коллекционный».

Конкретно этот танк потерял одну свою фишку — фугас с хорошим пробитием.

Орудие

В целом — неплохо. Очень комфортные УВН — вниз 12 град.

Солидный разовый урон — 120 единиц.

Из минусов. Долгая перезарядка. Низкая точность и не быстрое сведение. Пробитие в целом хватает, но не ультимативно.

До патча 5.5 на этом танке был интересный снаряд — фугас. Он обладал пробитием около 50 мм, то есть чуть меньше обычного бронебойного. При этом урон составлял 200 единиц. На данный момент ОФ был убран.

Подвижность и броня

В целом Гробтрактор достаточно подвижен. Бодрая скорость поворота шасси. Бодро набирает скорость. По ощущениям — очень приятно, когда танк охотно отзывается на движение джойстика. И у этой машины приятное управление (ИМХО).

Максимальная скорость чуть более 40 км/ час. То есть вполне среднее значение.

Брони нет. 14 мм во лбу и по 8 мм борта и корма. На весь борт экран 6 мм. Это значит, что броня практически не защищает. Любой выстрел противника пробивает с вероятностью около 100%. Без шанса танконуть.

Сколько фармит

До патча 5.5 “Трактор” был премиумным. После переведён в категорию коллекционных. Тем не менее обладает неплохим (для уровня) коэффициентом фарма — 140%.

Для сравнения:

БТ-7 арт — 145%

СУ-76 И — 130%

Тут сюрпризов нет и фарм высоким быть не может. Для примера несколько боев:

1 бой

2 бой

В целом

Großtraktor — чисто коллекционная техника. Для своего уровня обладает своими любопытными фишками. Есть свой фан (разовый урон), хотя значительно уступает БТ-7 арт.

Однако низкий уровень не позволяет его рассматривать “для дела” (фарм, средний урон по аккаунту).

Как получить

Периодически попадается в продаже. Некогда стоимость этой «редкости» была высокая. Но крайний ценник (в середине марта 2019-го) был стандартным для танков этого уровня — чуть менее 400 рублей (плюс куча «плюшек» — слот в ангаре, 500к серебра, 7 дней прем аккаунта, бустеры):

Оборудование для Großtraktor — Krupp

Количество вариаций в подборе дополнительных модулей у нас очень ограниченное, что обусловлено низким уровнем техники, однако, даже тут важно сделать правильный выбор. Так, наиболее оптимальным решением будет поставить на танк Grosstraktor — Krupp оборудование. в следующем виде: 1

– лучший выбор при прочих равных, в так мы получаем комплексный буст, действующий сразу на несколько важнейших параметров. 2. – учитывая нашу ограниченность в обзоре и полноценный уровень боев, данный модуль выглядит очень выгодно. 3. – хоть как-то улучшит ситуацию с нашей отвратительной скоростью сведения

в следующем виде: 1. – лучший выбор при прочих равных, в так мы получаем комплексный буст, действующий сразу на несколько важнейших параметров. 2. – учитывая нашу ограниченность в обзоре и полноценный уровень боев, данный модуль выглядит очень выгодно. 3. – хоть как-то улучшит ситуацию с нашей отвратительной скоростью сведения.

Немецкий «Traktor» в русском поле

В период 1926-1932 годами , «MAN», «Крупп» и «Даймлер» получили от правительства Германии заказы на разработку прототипов лёгких и средних танков под кодовым названием «traktor». Своеобразное название было лишь маскировкой — в то время Версальский договор прямо запрещал военные разработки, и немцам приходилось идти на хитрости.

Leichte Traktor — немецкий «легкий трактор» с поворотной башней

Прототипы «тракторов», под покровом секретности, были протестированы на танковом полигоне «Кама» (Panzertruppenschule Kama) располагавшемся на территории в СССР (куда руки «партнеров» по Версалю дотянуться не могли), недалеко от Казани. Конструкция этих машин была разработана с учётом уроков, полученных при конструировании Leichte Kampfwagen I и II (1918-1919 г.г.).

https://youtube.com/watch?v=OofoCNzqQlo

Машины на базе Leichttraktor[править]

В 1933 г. один из танков Leichttraktor получил новую ходовую часть, представлявшую собой вариацию на тему свечной подвески Кристи. Танк получил по 4 опорных катка большого диаметра на борт, а также по 3 поддерживающих. Также были заменены ведущие колёса и ленивцы. Эти наработки были использованы при проектировании ходовой части нового среднего танка Z.W.

Отдельно от танков развивалась история с самоходными орудиями. Проектирование САУ велось с мая 1928 г. и уже 3-го июля был составлен отчет в соответствии с которым установка на имевшееся танковое шасси 75-мм представлялось невозможным в виду небольших габаритов машины и башни. Таким образом, основным стал проект имевшей обозначение L.Tr. als Selbstfahrer fuer 3,7 cm Kanone, предполагавший получение «противотанкового танка».

На испуг!

Опыт использования «НИ» был признан удачным, и Военный совет Одесского оборонительного района поручил заводу им. Январского восстания подготовить к бою еще 70 бронетракторов.

Самодельные боевые машины изготавливались из подручных материалов, включая части вышедших из строя серийных моделей легких танков, и выглядели весьма разнообразно. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-миллиметровых пулемета Дегтярева. Пушки были редкостью. Иногда для устрашения противника в башню вставлялось обычное бревно, имитирующее орудийный ствол.

По воспоминаниям секретаря Ленинского райкома партии Одессы Н.Г. Луценко, с 20 августа по 15 октября 1941-го было собрано 55 бронетракторов, которые тут же отправлялись в бой.

21 сентября 1941 года 20 бронетракторов и несколько танков приняли участие в психической атаке на румынские позиции под селом Большой Дальник, где удерживали врага подразделения 25-й Чапаевской дивизии.

Ранним утром после короткой артподготовки перед траншеями, занимаемыми румынской пехотой, с включенными фарами, сиренами и громким скрежетом и лязгом появилась неизвестная бронетехника. Две машины подорвались на собственных минах (проходы в минных полях делались в спешке), остальные прорвали линию обороны и обратили противника в бегство.

2 октября того же года танковый батальон Н.И. Юдина, состоявший в основном из бронетракторов, прорвался через позиции 1-й пограничной дивизии румын. Румыны в беспорядке отступили, понеся значительные потери от огня преследовавших их «НИ». Впоследствии в донесении Юдина сообщалось, что батальон в ходе боя уничтожил до тысячи солдат противника. Цифра явно завышенная, тем не менее в этот день бронетрактора нанесли противнику наибольший урон за все время их участия в боях под Одессой.

Во время атаки танки Юдина оторвались от пехоты и оказались за румынской линией обороны, фактически в окружении. Теперь нужно было прорываться назад, но на пути отхода тихоходных (6-7 км/час) и слабо защищенных бронетракторов румыны уже успели сосредоточить значительные силы артиллерии. Юдин решил прорываться к своим прямым лобовым ударом.

Ход битвы описан в книге «Оборона Одессы. 1941. Первая битва за Черное море»:

Снаряды румынских пушек легко пробивали слабую броню, но у батальона не было другого выхода, кроме как прорываться прямо через вражеские батареи. Румынские артиллеристы расстреливали бронетрактора в упор, но затем прислуга вражеских орудий разбежалась, бросив пушки, когда танки ворвались на их позиции. Батальон потерял в бою до трети танков, в том числе и танк комиссара батальона. Сам комиссар, старший политрук Мазолевский, пропал без вести

Бронетрактористами были захвачены 24 орудия разных калибров. Их прицепили к «НИ» и отбуксировали к своим. В этом бою было захвачено много пленных и других трофеев.

Маршал Антонеску негодовал, его храбрые солдаты бежали, завидев несколько советских танков, которые к тому же оказались даже не танками, а всего лишь вооруженными тракторами.

15 октября войска, защищавшие Одессу, были эвакуированы морем, а оставшиеся на ходу бронетрактора уничтожены экипажами или оставлены на улицах города.

Командир отдельного танкового батальона майор Николай Иванович Юдин оборонял Севастополь. Он погиб 20 июня 1944 года в городке Буске Львовской области.

Подбитый советский бронетрактор «НИ». Немецкая открытка 1941-1942 годов

Изображение из архива Петра Каменченко

Neubaufahrzeug — вторая итерация проекта «Grosstraktor»

Разработка новых немецких средних танков началась с октября 1932 года. Верховное Командование германской армии разместило заказ на разработку нового «Тяжёлого Трактора» (Grosstraktor) в компаниях Krupp и Rheinmetall-Borsig. Обе компании должны были разработать прототип тяжёлого танка, и каждая предложила собственный проект. Вначале прототипы имели рабочее название Pz.Kpfw.VII (Pz.Kpfw.IV neu Art), но в октябре 1933 года проект был переименован в Neubaufahrzeug (вновь построенное транспортное средство).

Rheinmetall Model A и Krupp Model B были похожи в общих чертах и конструкции, и отличались, главным образом, толщиной брони и расположением вооружения в башне. Прототип Rheinmetall (Pz.Kpfw NbFz V) имел 37-мм орудие Tankkanone L/45, установленное над 75-мм KwK L/24, в то время как прототип Krupp имел те же орудия, но установленные в ряд. Вдобавок, на оба прототипа устанавливались по две слегка модифицированная башни с Panzer I, вооружённые пулемётами (одна сзади, а вторая спереди от основной башни).

Тяжелый многобашенный танк «Neubaufahrzeug» или точнее Pz.Kpfw NbFz V

Pz.Kpfw NbFz V и VI были похожи по компоновке с английским танком Vickers «Independent», советским танком Т-35 и французским Char-2C, и оказались слишком сложными и обладали худшими боевыми характеристиками, чем ожидалось. Rheinmetall изготовил только два прототипа (№ 1 и № 2) в 1934 году и ещё три (№ 3, № 4 и № 5) в 1935-36 годах. № 1 был единственным с установленными одно над другим орудиями и антенной на башне. Остальные 4 прототипа имели башню с двумя орудиями, установленными в ряд, по схеме Krupp. Также планировалось устанавливать на эти танки 105-мм орудие KwK L/28.

В августе 1935 года № 1 и № 2 приняли участие в учениях кадровой танковой дивизии, а остальные — скрупулёзно испытывались на полигоне в местечке Putloss в 1935-36 годах. В 1937 году было принято решение о переоборудовании танков NbFz в Nebel Panzer, вооружённых 105-мм орудиями и способных выставлять дымовую завесу, но документальных подтверждений этому не сохранилось. Тем временем вовсю развернулась работа над танком Panzer IV, которому суждено было стать главным танком германского Вермахта. Вскоре все работы по проекту NbFz были свёрнуты.

Тяжелый многобашенный танк «Neubaufahrzeug» . Отличить его легко по расположенным в ряд орудиям в главной башне

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий