Проект 955 Борей

Постройка

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». К 2013 году ситуация изменилась к лучшему — «Булава» попросту страдала типичными «детскими болезнями», как это довольно часто бывает с любой новой техникой. (Су-24 вначале также страдал «детскими болезнями» — с опытными и самыми ранними серийными машинами произошли 6 катастроф, в том числе с гибелью пилотов, тогда как в настоящее время это одни из надежнейших тактических бомбардировщиков.) Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша» также вошла в нормальный ритм. Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки. 4 февраля 2013 года — в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30% прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 г. может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

Вывод из цеха №55 ПО “Севмаш” ПЛАРБ К-550 “Александр Невский” пр.955, 01.12.2010 г.

При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года выведен из плавучего дока, начаты швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, 25 июля 2014 — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

Церемония вывода из цеха ПЛАРБ “Александр Невский” пр.955 «Борей»

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на начались в декабре 2009 года. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»). Он будет построен в модификации 955У или 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20. Но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. По состоянию на 19 февраля 2014 года сформирован и испытан основной корпус подлодки. Основной задачей на 2014 год является монтаж оборудования, поступающего с заводов—поставщиков.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

18 декабря 2015 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».

Последнюю, восьмую лодку серии планируют заложить в июле 2016 года.

Церемония вывода из цеха ПЛАРБ “Владимир Мономах”. Цех №55 ПО “Севмаш”, 30.12.2012 г.

Стратегическое влияние

АПЛ типа «Борей» оснащены 16 баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) «Булава». Каждая имеет шесть разделяющихся головных частей (типа MIRV) мощностью по 150 Кт. Дальность полета ракеты: 8000 км. БРПЛ РСМ-56 «Булава» (также: 3K30, или 3M30; в НАТО: SS-N-32) это морская версия МБР «Тополь-М» (НАТО: SS-27).

БРПЛ «Булава»

Передача ВМФ РФ новой стратегической подводной лодоки, по взглядам зарубежных экспертов, меняется баланс внутри заключенного между США и Россией Договора о сокращении стратегических вооружений. Согласно последнему обмену данными (опубликован 1 марта 2020 г. Госдепартаментом США) Соединенные Штаты располагали 1373 боеголовками, а Россия – 1326. Добавившиеся 96 зарядов АПЛ “Князь Владимир” сдвигают маятник в пользу России.

Подводный старт МБР «Булава»

За рубежом также активно дискутируется различная информация, касающаяся дислокации АПЛ. Одни источники предсказывают сбалансированное распределение АПЛ типа «Борей» (по четыре в каждом) между Северным и Тихоокеанским флотами. По мнению других (например, «Известия» от 23 марта 2020 г.), предпочтительным останется Тихоокеанский флот. Помимо АПЛ «Рязань» (проект 667-БДР; в НАТО класс Delta III), там дислоцируются две АПЛ типа «Борей» первого проекта (проект 955) «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Лодки проекта 667-БДР также могут оснащаться 16 МБР. Возможной версией их вооружения является РСМ-50 Р-29Р «Высота» с тройной разделяющейся ГЧ. Западные аналитики приходят к выводу, что ТОФ может иметь в своем арсенале, по крайней мере, 240 разделяющихся ГЧ.

Помимо прочего, за рубежом справедливо отмечают, что с поступлением АПЛ типа «Борей» в российском флоте произойдет не только смена поколений лодок стратегического назначения. Увеличение дальности современного баллистического оружия во взаимосвязи с технологическими возможностями в судостроении позволят перенести районы патрулирования стратегического подводного флота в моря вблизи российской территории и в Арктику. Стратегической подводной составляющей России больше не потребуется преодолевать подводную оборону НАТО. Проникновение в центральную Атлантику через игольное ушко GIUK-Gaps (линия противолодочной обороны НАТО в северной Атлантике) останется в прошлом.

Конструкция подводной лодки типа «Борей»

Конструкция лодок типа «Борей» отличается от ранее выпускавшихся субмарин.

Прочный корпус состоит из 8 отсеков:

  1. В 1-ом отделении размещены торпеды, гидроакустические приборы, аккумуляторы.
  2. Центральный пост и жилые помещения находятся во втором модуле. Он называется командным. Кроме этого, в нём размещено большинство из имеющегося оборудования.
  3. В третьей части находятся боевые посты, где несут круглосуточную вахту члены экипажа.
  4. Четвёртые и пятые модули заняты ракетами.
  5. Шестой отсек занят паропроизводящей установкой.
  6. «Сердце» подлодки, ядерный реактор и турбины, находится в седьмом и восьмом отделениях. И тот и другой называются энергетическими.

Собирается подлодка блоками. Наружный (легкий) корпус имеет резиновое покрытие, что даёт возможность субмарине быть малозаметной для противника. Прочный и наружный корпуса отделены друг от друга специальными амортизаторами, что снижает шум работающих турбин и реактора.

Внутри подлодки на своих амортизаторах установлены все агрегаты, которые способны производить вибрацию или просто шум.

Непростая судьба «Борея»

Атомные подводные лодки четвёртого поколения начали создаваться ещё в СССР. Советский подводный флот представлял собой грозную силу противодействующую военно-морским силам НАТО.

Однако его постоянно требовалось обновлять, строить новые подводные корабли по современным технологиям, вооружать их ракетами, которые могли бы достигать цели на большой удалённости от места нахождения субмарины.

В 1978 году был запущен проект 955 «Борей». Название происходит от греческого Βορέας «северный». Заниматься эти было поручено Санкт-Петербургскому ЦКБ «Рубин».

Подводные лодки проекта 955 «Борей» решено было спроектировать, построить и заменить ими корабли проекта 941 «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин», которые уже устарели в начале 80-х годов.

Результаты по новому проекту появились с момента назначения на должность главного конструктора ЦКБ «Рубин» Владимира Анатольевича Здорнова. Под его руководством начались активные работы. На дворе уже был конец 80-х годов. В СССР полным ходом шла перестройка, в экономике страны наступил спад. Менялась международная обстановка.

Западные страны почувствовали, что некогда мощная советская держава начала сдавать свои позиции в мире. Обороноспособность ослабевала. Для её укрепления подводному флоту отводилась большая роль.

Созданию подводной лодки проекта«Борей» придавалось огромное значение. Вооружить её планировалось мощными ракетами «Барк». Работали они на твёрдом топливе, оснащались новейшей системой наведения на цель через спутники. Это значительно улучшало точность стрельбы. Ракета могла запускаться с субмарины даже тогда, когда та находилась под водой.

Не служил препятствием и толстый лёд на поверхности в северных широтах.

Неудачными оказались испытания «Барка». Даже после третьего запуска ракета так и не долетела до цели. От неё пришлось отказаться, хотя она была готова более чем на 70%. Причины снятия её с дальнейшей разработки были не только технические недоработки, но и трудности с финансированием проекта. У преемницы СССР России катастрофически не хватало средств на доработку ракеты «Барк».

Работы по созданию подводной лодки проекта 955 «Борей» продолжались, несмотря на то, что возникли проблемы с её вооружением. «Неудачника» «Барка» заменила «Булава».

Были и у «Булавы» неудачные пуски, но новая МБР показала себя лучше, чем её предшественник «Барк». Её приняли, и началась доработка проекта нового подводного ракетоносца.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться при осуществлении проекта 955 «Борей»:

  1. Недостаточное финансирование. Причина – распад СССР.
  2. Потеря смежников, которые изготавливали и поставляли узлы для АПЛ кораблестроителям. После того, как прекратил своё существование Советский Союз, много предприятий осталось на территориях суверенных государств, бывших союзных республик.
  3. Неудачные испытания ракет для подводной лодки, что сказывалось на сроках её создания.

Были и другие причины, но России удалось с ними справиться. В 2008 году начались испытания первой АПЛ класса стратегического назначения 4-го поколения.

Имя подводному кораблю дали «Юрий Долгорукий». В период его строительства были заложены ракетоносцы этого же типа «Владимир Мономах» и «Александр Невский». Вскоре и они заняли место в строю подводных лодок российских ВМФ.

«С передачей ракетоносца заказчику мы с ним не расстаёмся, следим за его службой, переживаем, радуемся успехам»

– Какие чувства испытываете, когда лодка выходит со стапелей в море? Есть ли у вас любимый проект?

– Ассоциация с детскими ощущениями, когда я был на спуске плавбазы. И ещё это напоминает чудо рождения ребёнка. А мой любимый проект «Рубина», конечно же, «Борей-А». Самый красивый корабль всех времён.

Олег Кулешов
Ещё один из «Бореев» – новейший атомный подводный ракетоносец «Генералиссимус Суворов».

– Чем занят на испытаниях представитель конструкторского бюро? Вам доводилось выходить в море на «Князе Владимире»?

– Программа испытаний разрабатывается нашим бюро и контрагентами. Вместе с ответственным сдатчиком и представителями госзаказчика определяется план проведения испытаний с учётом прогнозов погоды, занятости полигонов и сил обеспечения. Представитель проектанта участвует в испытаниях, фиксирует и анализирует результаты. Конечно, теория и практика проектирования, включая расчёты ходкости, мореходности, управляемости, прочности, шумности и так далее, находятся на таком уровне, что при испытаниях подводной лодки нет оснований ожидать существенных отклонений от проектных значений

Однако практическое подтверждение расчётных значений очень важно. В море ты ощущаешь подводную лодку как единый живой организм и вместе с личным составом, сдаточной командой завода и контрагентами, государственной комиссией оцениваешь её во всех деталях и во всём многообразии взаимодействия технических средств

Всё это я пережил на головном «Борее-А», на котором выходил несколько раз.

– Когда вы познакомились с экипажем «Князя Владимира»?

– В период заводских ходовых испытаний. Мы очень плотно взаимодействовали, у нас сложились хорошие дружеские отношения. После сдачи головного корабля экипаж приезжал к нам в «Рубин», и мы ещё раз получили расширенную обратную связь от пользователей. Сейчас мы осуществляем авторский надзор, то есть обеспечиваем поддержание технической готовности корабля, поэтому бываем на «Князе» достаточно часто.

Олег Кулешов
Так выглядит дом подводников изнутри. Конструктор продумывает не только каким будет корабль с точки зрения его ТТХ, но и как организовать быт моряка.

– Экипажу «Князя Владимира» было интересно осваивать головной корабль?

– Конечно. Моряки с энтузиазмом проводили его испытания, что называется, глаза горели, а нам было очень приятно, что корабль экипажу понравился. Некоторые члены экипажа, в том числе командир, служили на наших предыдущих лодках.

– Владимир Алексеевич, вы, уже отвечая ранее на один из вопросов, сравнили корабль с ребёнком. И как родитель, поставив на ноги своё детище, не теряете с ним связь? 

– Безусловно. У нас это называется – авторский надзор. Он длится всю жизнь корабля. С передачей ракетоносца заказчику мы с ним не расстаёмся. И, конечно же, следим за его службой, переживаем, радуемся успехам.

Конструкция подводной лодки типа «Борей»

Конструкция лодок типа «Борей» отличается от ранее выпускавшихся субмарин.

Прочный корпус состоит из 8 отсеков:

  1. В 1-ом отделении размещены торпеды, гидроакустические приборы, аккумуляторы.
  2. Центральный пост и жилые помещения находятся во втором модуле. Он называется командным. Кроме этого, в нём размещено большинство из имеющегося оборудования.
  3. В третьей части находятся боевые посты, где несут круглосуточную вахту члены экипажа.
  4. Четвёртые и пятые модули заняты ракетами.
  5. Шестой отсек занят паропроизводящей установкой.
  6. «Сердце» подлодки, ядерный реактор и турбины, находится в седьмом и восьмом отделениях. И тот и другой называются энергетическими.

Собирается подлодка блоками. Наружный (легкий) корпус имеет резиновое покрытие, что даёт возможность субмарине быть малозаметной для противника. Прочный и наружный корпуса отделены друг от друга специальными амортизаторами, что снижает шум работающих турбин и реактора.

Внутри подлодки на своих амортизаторах установлены все агрегаты, которые способны производить вибрацию или просто шум.

Конструкция

Класс Borei включает компактный и интегрированный гидродинамически эффективный корпус для снижения широкополосного шума и первое в истории использование водометная двигательная установка на российской атомной подводной лодке. Уровень шума должен быть в пять раз ниже по сравнению с атомными подводными лодками третьего поколения класса Akula и в два раза ниже, чем у американских субмарин класса Virginia. акустическая сигнатура у Borei значительно менее заметна, чем у предыдущих поколений российских ПЛАРБ, но сообщалось, что их гидравлические насосы становятся более шумными после относительно короткого периода работы, что снижает скрытность подводных лодок.

Подводные лодки Borei имеют длину примерно 170 метров (560 футов), диаметр 13 метров (43 футов) и максимальную скорость под водой не менее 46 километров в час (25 узлов; 29 миль / ч). Они оснащены плавучей спасательной камерой, рассчитанной на размещение всего экипажа. Меньшие по размеру, чем класс «Тайфун», первоначально сообщалось, что «Борейс» несут 12 ракет, но могут нести еще четыре из-за уменьшения массы 36-тонной БРПЛ «Булава» (модифицированная версия межконтинентальной баллистической ракеты Тополь-М ) вместо первоначально предложенного R-39UTTH Bark. Стоимость в 2010 году оценивалась примерно в 23 миллиарда рублей ( 734 миллиона долларов, что эквивалентно 863 миллионам долларов США в 2020 году), для сравнения, стоимость ПЛАРБ класса Огайо составляла около США. 2 миллиарда долларов за лодку (цены 1997 года, что эквивалентно более 3 миллиардам долларов США в 2020 году).

Каждая лодка Borei построена из 1,3 миллиона компонентов и механизмов. Для его строительства требуется 17 тысяч тонн металла, что на 50% больше, чем для Эйфелевой башни. Общая протяженность трубопроводов – 109 км, длина кабельных трасс – 600 км. 10 тыс. Резиновых накладок покрывают корпус катера.

Силовая установка подводного ракетоносца

На современных подводных лодках устанавливаются ядерные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Конструкция их, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора около190 мегаватт. Кроме того на лодке установлены паропроизводящие и паротурбинные агрегаты.

Для движения субмарины, установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, питающаяся от паровой турбины.

Имеются так же и гребные винты, вращающиеся от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве подруливающих. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном – 29 узлов (54 км/час). Это конечно несравнимо с самой быстрой АПЛ, лодкой К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.

Атомные реакторы появились на флоте сразу же, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того как построили первую АЭС в СССР. Строительство АПЛ набирает темпы, Потому, что альтернативы им пока нет. Необходимо срочно заменить ими субмарины прошлого, работающие на ДВС, которые ещё в большом количестве стоят на вооружении ВМФ России.

За такими проектами как «Борей», конечно, последуют и другие, но уже ясно одно: благодаря ему Россия вновь приобрела статус непобедимой державы способной дать отпор любому врагу, если это потребуется.

Примечания

  1. Александр Емельяненков. . «Российская газета» — Неделя № 4739 (28 сентября 2008). Дата обращения 19 октября 2009.
  2. (13 февраля 2008). Дата обращения 19 октября 2009.
  3. ↑ . РИА Новости. (20 февраля 2013).
  4. Олег Леонидович Сергеев. . Независимое военное обозрение (25 января 2008). Дата обращения 13 ноября 2011.
  5. . iz.ru . Известия (17 апреля 2019). Дата обращения 18 апреля 2022.
  6. . ТАСС. Дата обращения 27 июня 2022.
  7. Пиликина, Екатерина . Севмаш (10 февраля 2010). Дата обращения 22 февраля 2010.
  8. Геннадий Нечаев. . Взгляд (15 февраля 2008). Дата обращения 19 октября 2009.
  9. . Севмаш (10 января 2013).
  10. (недоступная ссылка). ОСК (8 ноября 2013).
  11. ↑ . Севмаш (23 декабря 2013).
  12. Пиликина, Екатерина . Севмаш (30 декабря 2012). Дата обращения 23 июля 2014.
  13. . lenta.ru (18 января 2013). Дата обращения 19 января 2013.
  14. . Севмаш (9 июля 2014). Дата обращения 14 июля 2014.
  15. . Севмаш (25 июля 2014). Дата обращения 26 июля 2014.
  16. . РИА Новости (8 февраля 2010). Дата обращения 9 февраля 2010.
  17. . АРМС-ТАСС, (24 августа 2009). Дата обращения 19 октября 2009.
  18. . РИА Новости. (3 марта 2010). Дата обращения 12 марта 2010.
  19. . Мурманский вестник (10 марта 2012). Дата обращения 11 марта 2012.
  20. Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой. . iz.ru (13 мая 2019). Дата обращения 13 мая 2022.
  21. ↑ . ИТАР-ТАСС (27 июля 2014). Дата обращения 27 июля 2014.
  22. ↑ . ИТАР-ТАСС (26 декабря 2014). Дата обращения 26 декабря 2014.
  23. ↑ . Дата обращения 18 декабря 2015.
  24. . sevmash.ru. Дата обращения 23 декабря 2016.
  25. . KM.RU (10 января 2013). Дата обращения 20 декабря 2014.
  26. . lenta.ru (11 января 2013). Дата обращения 12 января 2013.
  27. . РИА Новости. (23 декабря 2013).
  28. ↑ . РИА Новости (10 декабря 2014). Дата обращения 20 декабря 2014.
  29. Старожилов, Михаил (23 марта 2006). Дата обращения 22 февраля 2010.
  30. . russianships.info. Дата обращения 5 декабря 2015.
  31. ↑ . РИА Новости (20191129T0313+0300). Дата обращения 29 ноября 2019.
  32. . Независимое интернет-издание “ДНИ24”. Дата обращения 27 июня 2019.

Силовая установка подводного ракетоносца

На современных подводных лодках устанавливаются ядерные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Конструкция их, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора около190 мегаватт. Кроме того на лодке установлены паропроизводящие и паротурбинные агрегаты.

Для движения субмарины, установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, питающаяся от паровой турбины.

Имеются так же и гребные винты, вращающиеся от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве подруливающих. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном – 29 узлов (54 км/час). Это конечно несравнимо с самой быстрой АПЛ, лодкой К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.

Атомные реакторы появились на флоте сразу же, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того как построили первую АЭС в СССР. Строительство АПЛ набирает темпы, Потому, что альтернативы им пока нет. Необходимо срочно заменить ими субмарины прошлого, работающие на ДВС, которые ещё в большом количестве стоят на вооружении ВМФ России.

За такими проектами как «Борей», конечно, последуют и другие, но уже ясно одно: благодаря ему Россия вновь приобрела статус непобедимой державы способной дать отпор любому врагу, если это потребуется.

Модификации

  • пр.955 «Борей-1» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31. Начало проектирования — середина 1980-х годов.
  • пр.955 / 09550 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк». Начало проектирования — конец 1980-х годов (по другим данным — в 1995 году), разработка прекращена в 1998 году. Первая заложенная лодка — К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) — достраивалась по пр.09551.
  • пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» — ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Начало перепроектирования — сентябрь 1998 года (завершено в 1999 году).
  • пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» — ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута. Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в течение 2009 года, строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 года. Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 год. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения.
  • пр.955Б «Борей-Б» — проект атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками. Проектом предполагалась, в частности, установка нового водомётного движителя и оснащение более соверешенным оборудованием. Проект «Борей-Б» был включен в государственную программу вооружений до 2027 года. В соответствии с этим планом ОКР по созданию головного подводного ракетоносца должны были начаться в 2020 году, сдача его флоту после проведения испытаний запланирована на 2026 год. Серийное строительство «Бореев-Б» начнется с 2023 года. Планируется построить не менее четырех единиц. Позднее проект «Борей-Б» был исключён из госпрограммы вооружения на 2018—2027 годы, поскольку проект строительства этих подлодок не отвечал критерию «стоимость — эффективность».

История

Первые проектные работы Проект начался в середине 1980-х годов, а строительство первого судна началось в 1996 году. Ранее в 1980-х годах появилась недолговечная, меньшая параллельная конструкция под обозначением Project 935 Borei II. Параллельно разрабатывалась новая баллистическая ракета подводного базирования (БРПЛ), получившая название R-39UTTH Bark. Однако работы над этой ракетой были прекращены, и была разработана новая ракета РСМ-56 «Булава». Подводную лодку потребовалось перепроектировать под новую ракету, и ее название было изменено на Проект 955 . Суда разработки КБ Рубин строятся на Северной судостроительной верфи России Севмаш в Северодвинске. Из-за неоднократных отказов во время испытательных пусков “Булавы” некоторые эксперты высказали предположение, что подлодки “Борей” могут быть вооружены БРПЛ Р-29РМУ “Синева “, уже находящимися на боевом дежурстве с класса Delta IV подводные лодки.

Сообщалось, что прибытие класса «Борей» позволит ВМФ России возобновить стратегическое патрулирование в южных широтах, где российские ракетные подводные лодки не видели в течение 20 лет.

Запуск и испытания

Дмитрий МедведевЮрий ДолгорукийЮрий ДолгорукийМурманск

Спуск первой подводной лодки Занятие Юрий Долгорукий (Юрий Долгорукий) было запланировано на 2002 год, но было отложено из-за бюджетных ограничений. Судно было в конечном итоге выкатано из строительного цеха 15 апреля 2007 года на церемонии, на которой присутствовали многие высокопоставленные военные и промышленные специалисты. Юрий Долгорукий был первой российской стратегической ракетной подводной лодкой, спущенной на воду за семнадцать лет после окончания холодной войны. Планируемый контингент из восьми стратегических подводных лодок должен был быть введен в эксплуатацию в течение следующего десятилетия, пять проектов проекта 955 планировалось приобрести до 2015 года.

Хотя Юрий Долгорукий был официально выведен из строительного цеха 15 апреля 2007 года, подводная лодка не был спущен на воду до февраля 2008 года. К июлю 2009 года он еще не был вооружен ракетами «Булава» и, следовательно, не был полностью готов, хотя был готов к ходовым испытаниям 24 октября 2008 года. 21 ноября 2008 года реактор Юрия Долгорукого был активирована и 19 июня 2009 г. начала ходовые испытания в Белом море.

. В августе 2009 г. сообщалось, что подводная лодка пройдет до шести испытаний, прежде чем будет введена в эксплуатацию, но проблема с ракетой «Булава» может задержать ее еще больше..

28 сентября 2010 года Юрий Долгорукий завершил ходовые испытания предприятия. К концу октября Тихоокеанский флот России был полностью готов к приему новых российских стратегических атомных подводных лодок класса «Борей». Ожидается, что четыре подлодки будут размещены в Северном флоте и четыре в Тихоокеанском флоте. 9 ноября 2010 года Юрий Долгорукий прошел все ходовые испытания нового оборудования и систем.

Изначально планировалось провести первые торпедные пуски во время проходящих государственных испытаний в декабре 2010 года, а затем в том же месяце провести первый пуск основного комплекса вооружения – БРПЛ РСМ-56 «Булава». Затем план был перенесен на середину лета 2011 года из-за ледовой обстановки в Белом море.

2 декабря 2010 года вторая подводная лодка класса «Борей», «Александр Невский», была переведена в плавучий док на верфи Севмаша. Перед спуском на воду подводной лодки проходили последние приготовления. Подводная лодка была спущена на воду 6 декабря 2010 года, а ходовые испытания начались 24 октября 2011 года.

28 июня 2011 года с подводной лодки класса «Борей» «Юрий Долгорукий» впервые осуществлен пуск ракеты «Булава». Испытание было объявлено успешным. После долгих простоев головное судно «Юрий Долгорукий» наконец вошло в состав ВМФ 10 января 2013 года. Официальную церемонию поднятия флага ВМФ на подводной лодке возглавил министр обороны России Сергей Шойгу. Активно использовалась в 2014 году после серии учений.

17 ноября 2017 года четвертая подводная лодка класса «Борей» и первая модернизированного проекта 955А «Князь Владимир» была выведена из строительного цеха на г. СЕВМАШ, верфь. Подводная лодка была спущена на воду годом позже и впоследствии приступила к заводским испытаниям.

Конструкция

Корпус подводных лодок проекта 955 «Борей» выполнен из стали. Его сборка производится блочным методом. Корпус покрывается резиновым материалом, обеспечивающим понижение гидроакустической заметности. Каждый блок шумящей аппаратуры установлен на каркас корпуса через резинокордные пневматические амортизаторы. Это позволило генеральному директору ЦКБ «Рубин» заявить, что шумность субмарин «Борей» в пять раз меньше, чем АПЛ проекта 971 «Щука-Б».

На подлодке установлены ядерная установка ОК-650В мощностью 190 МВт и паротурбинная установка «Мираж» мощностью 50 000 л. с. Для улучшения маневренности имеется два электродвигателя ПГ-160 мощностью по 410 л. с. Ракетный крейсер «Борей» стал первой российской атомной подводной лодкой с водометным движителем.

Электронное вооружение представлено единым автоматизированным цифровым гидроакустическим комплексом МГК-600Б. Основой системы спасения подводных лодок «Борей» служат всплывающая спасательная капсула, вмещающая весь экипаж, и пять спасательных плотов типа КСУ600Н-4.

Обогнали Америку

На сегодняшний день «Князь Владимир» – самая совершенная стратегическая атомная субмарина в мире. По многим параметрам она значительно превосходит своего ближайшего конкурента – американский атомоход проекта «Огайо» (основа стратегического подводного флота Соединенных Штатов). Так, глубина погружения «Огайо» – 365 метров, что на 35 м меньше, чем у «Борея». Наша субмарина опередила американскую и по скорости хода – 30 узлов против 25, а также по длительности автономного плавания – 90 суток против 70. Высокая автоматизация новейших российских крейсеров позволила уменьшить численность экипажа до 107 человек, тогда как «Огайо» требует присутствия 155 военнослужащих.

Что касается ракет, то дальность полета «Булавы» больше, чем у Trident II, которой оснащены «Огайо». Наша ракета способна доставлять ядерные боеголовки на расстояние до 9300 километров, американская – только на 7800 км. Превосходит «Борей» конкурента из США и по торпедно-минному вооружению: шесть торпедных аппаратов против четырех.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий