МиГ-9 – FARGO

Введение

В конце второй мировой войны, в Советском Союзе активизировались работы по созданию реактивной техники. Сразу четыре ОКБ (Микояна, Яковлева, Лавочкина и Сухого)
приступили к разработке реактивных истребителей. В связи с тем, что к
этому моменту отечественная авиапромышленность не имела собственного реактивного двигателя, первые реактивные самолёты проектировались под трофейные немецкие Юнкерс ЮМО-004 и BMW-003A. К этому времени в фашистской Германии, США и Англии уже были разработаны и внедрены в серийное производство
первые образцы реактивной техники. Советским конструкторами и
производителям предстояло в кратчайшие сроки сократить серьёзное
отставание в данной области.

В ОКБ Микояна разрабатывалось сразу два проекта реактивного истребителя с двумя двигателями БМВ-003А. Первый из них, И-260 имел компоновку схожую с Me-262 — два двигателя располагались под крылом. Второй, И-300 был реданной схемы, с размещением силовой установки в фюзеляже. Впоследствии от И-260
отказались в пользу второго проекта, который был внедрён в серийное
производство и принят на вооружение под обозначением МиГ-9. Кроме того,
МиГ-9 стал первым поднявшимся в воздух советским истребителем с
турбореактивным двигателем, всего на пару часов опередив в этом
конкурента — Як-15. Наряду с Як-15 и Як-17, МиГ-9 стал переходным типом истребителя от поршневых истребителей Второй мировой войны к околозвуковым реактивным МиГ-15.

Модули

  • Таблица
  • Дерево

Двигатель

УровеньДвигательМощность двигателя, л.с. / ТягаТипМасса, кгСтоимость,
IX NAME_MODULE_RD-21_SPEC_TOP_MIG-9_11050реактивный1320148000
IX РД-211050реактивный1320148000

Конструкция

УровеньКонструкцияЖивучестьМасса, кгСтоимость,
IX И-3084203440193000
IX NAME_MODULE_I-308_PLANER_SPEC_TOP_MIG-9_14203440193000

Фюзеляжное вооружение

УровеньПулемётКалибрНачальная скорость снаряда, м/сУронСкорострельность, выстр/минМасса, кгСтоимость,
IX 23-мм НС-23КМУ (Ф)2317601404209084500
X 23-мм НР-23 (Ф)2320001704809085000
X WEAPON_NAME_G23MM-NR-23-F_SPEC_TOP_MIG-9_12320001704809085000

Фюзеляжное вооружение

УровеньПулемётКалибрНачальная скорость снаряда, м/сУронСкорострельность, выстр/минМасса, кгСтоимость,
VIII WEAPON_NAME_G37MM-N-37-F_SPEC_TOP_MIG-9_137144029018012091000

Двигатель

IX

ДвигательNAME_MODULE_RD-21_SPEC_TOP_MIG-9_1

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с.1050
Типреактивный
Масса, кг1320

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

IX

2xNAME_MODULE_RD-21_SPEC_TOP_MIG-9_1

IX19800

ДвигательРД-21

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с.1050
Типреактивный
Масса, кг1320
Стоимость:
Стоимость исследования19800
Стоимость покупки148000

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

IX19800

2xРД-21

IX

ДвигательРД-20

Характеристики:
Мощность двигателя, л.с.800
Типреактивный
Масса, кг1246

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

IX

2xРД-20

Конструкция

VIII

КонструкцияИ-300

Характеристики:
Живучесть380
Масса, кг3398

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

VIII

И-300

IX20200

КонструкцияИ-308

Характеристики:
Живучесть420
Масса, кг3440
Стоимость:
Стоимость исследования20200
Стоимость покупки193000

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

IX20200

И-308

IX

КонструкцияNAME_MODULE_I-308_PLANER_SPEC_TOP_MIG-9_1

Характеристики:
Живучесть420
Масса, кг3440

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

IX

NAME_MODULE_I-308_PLANER_SPEC_TOP_MIG-9_1

Фюзеляжное вооружение

VIII

Пулемёт23-мм НС-23КМ (Ф)

Характеристики:
Калибр23
Начальная скорость снаряда, м/с1760
Урон130
Скорострельность, выстр/мин420
Масса, кг90

Применяемость:Яковлев Як-15, Сухой Су-9, Лавочкин Ла-160, Микоян, Гуревич МиГ-9

VIII

2×23-мм НС-23КМ (Ф)

IX30400

Пулемёт23-мм НС-23КМУ (Ф)

Характеристики:
Калибр23
Начальная скорость снаряда, м/с1760
Урон140
Скорострельность, выстр/мин420
Масса, кг90
Стоимость:
Стоимость исследования30400
Стоимость покупки84500

Применяемость:Яковлев Як-15, Сухой Су-9, Микоян, Гуревич МиГ-9

IX30400

2×23-мм НС-23КМУ (Ф)

X35400

Пулемёт23-мм НР-23 (Ф)

Характеристики:
Калибр23
Начальная скорость снаряда, м/с2000
Урон170
Скорострельность, выстр/мин480
Масса, кг90
Стоимость:
Стоимость исследования35400
Стоимость покупки85000

Применяемость:Лавочкин Ла-15, Ильюшин Ил-40, Яковлев Як-30, Микоян, Гуревич МиГ-15бис, Яковлев Як-15, Яковлев Як-19, Микоян, Гуревич МиГ-9

X35400

2×23-мм НР-23 (Ф)

X

ПулемётWEAPON_NAME_G23MM-NR-23-F_SPEC_TOP_MIG-9_1

Характеристики:
Калибр23
Начальная скорость снаряда, м/с2000
Урон170
Скорострельность, выстр/мин480
Масса, кг90
Стоимость:
Стоимость покупки85000

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

X

2xWEAPON_NAME_G23MM-NR-23-F_SPEC_TOP_MIG-9_1


XМиГ-15бис →

Вооружение отсутствует

Фюзеляжное вооружение

VIII

Пулемёт37-мм H-37KM (Ф)

Характеристики:
Калибр37
Начальная скорость снаряда, м/с1440
Урон290
Скорострельность, выстр/мин180
Масса, кг120

Применяемость:Лавочкин Ла-160, Микоян, Гуревич МиГ-9

VIII

37-мм H-37KM (Ф)

VIII

ПулемётWEAPON_NAME_G37MM-N-37-F_SPEC_TOP_MIG-9_1

Характеристики:
Калибр37
Начальная скорость снаряда, м/с1440
Урон290
Скорострельность, выстр/мин180
Масса, кг120
Стоимость:
Стоимость покупки91000

Применяемость:Микоян, Гуревич МиГ-9

VIII

WEAPON_NAME_G37MM-N-37-F_SPEC_TOP_MIG-9_1

Вооружение отсутствует

Вооружение отсутствует

Премиумный самолет
Подарочный самолет

Эксплуатация

Первые МиГ-9, выпущенные крупной серией, покинули сборочные цеха весной 1947 года. Предполагалось, что они смогут принять участие в первомайском параде, но из-за поспешного запуска истребителя в серию и недоведённости конструкции, производство временно пришлось прекратить. На параде, однако, МиГ-9 появились.

В строевые части новые истребители стали поступать одновременно с Як-15.

При этом самолёт Яковлева, сохранивший не только внешнее сходство с Як-3, но и похожий на него по технике пилотирования, поначалу осваивали легче и охотнее. А вот недоверие к более «перспективному», но непривычному даже на вид МиГ-9 было выше. Кроме того, освоение техники тормозило не только отсутствие опыта работы с реактивными самолётами  в отведённые сроки просто не укладывались. Фактически, «перелом» в отношении к новому истребителю произошёл только в 1948 году.

Постоянная спешка приводила к тому, что в ходе эксплуатации постоянно выявлялись новые недостатки, а завод постоянно пытался их устранить. Например, при стрельбе из пушек на больших высотах двигатели глохли. Для борьбы с этим на стволы орудия стали монтировать локализаторы-«глушители». При этом выяснилось, что «глушитель» пушки Н-37 вскоре выходит из строя  просто разваливается. Кончилось тем, что министр государственного контроля Л. Мехлис доложил правительству о плохом качестве МиГ-9.

Летно-технические характеристики

Технические характеристики: экипаж: 1 человек, длина: 9,75 м, размах крыла: 10,0 м, высота: 3.2 м, площадь крыла: 18,2 м², профиль крыла: ЦАГИ 1-А-10 – корень крыла, ЦАГИ 1-В-10 – законцовка крыла, база шасси: 3,02 м, масса пустого: 3533 кг, нормальная взлётная масса: 4988 кг, масса топлива во внутренних баках: 1298 кг, объём топливных баков: 1595 л, силовая установка: 2 × ТРД РД-20, тяга: 2 × 7,8 кН (800 кгс).

Лётные характеристики: максимальная скорость: у земли: 864 км/ч, максимальная скорость: на высоте 5000 м: 910 км/ч, максимальная скорость: на высоте 10000 м: 853 км/ч, практическая дальность: на высоте 1000 м: 430 км, практическая дальность: на высоте 5000 м: 605 км, практическая дальность: на высоте 10000 м: 800 км, продолжительность полёта: на высоте 1000 м: 45 мин, продолжительность полёта: на высоте 5000 м: 1 ч 4 мин, продолжительность полёта: на высоте 8500 м: 1 ч 21 мин, практический потолок: 13 500 м, скороподъёмность: у земли: 22,0 м/с, скороподъёмность: на высоте 5000 м: 17,4 м/с, время набора высоты: на 5000 м за 4,3 мин, время набора высоты: на 10000 м за 10,8 мин, нагрузка на крыло: 278 кг/м², тяговооружённость: 0,316, длина разбега: 950 м (при массе 4950 кг), длина пробега: 1060 м (при массе 3760 кг).

Вооружение: стрелково-пушечное: 1 × 37 мм пушка Н-37 – 40 патр. и 2 × 23 мм пушки НС-23 с 80 патр. на ствол.

Модификации

После принятия на вооружение МиГ-9 на его базе собирались выпускать учебно-тренировочную «спарку». Испытания двухместного самолёта закончили в 1948 году, но к этому времени уже готовился к производству новый истребитель МиГ-15. В итоге «спарку» использовали в качестве летающей лаборатории для отработки конструкций кресел-катапульт.

На самолёте с шифром «ФП» пытались бороться с остановкой двигателей при стрельбе путём переноса 37 мм пушки.

На МиГ-9М установили форсированные двигатели, гермокабину с катапультируемым креслом, а размещение орудий полностью изменили. Но даже в таком виде истребитель был хуже перспективного МиГ-15.

Библиография

  • Гордон, Ефим (2002). Ранние советские реактивные истребители: 1940-е и начало 1950-х годов. Красная звезда. 4 . Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-139-3.
  • Гордон, Ефим; Дмитрий Комиссаров (2009). ОКБ Микояна: История КБ и его самолетов. Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-307-5.
  • Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации скопа 1875–1995. Лондон: скопа. ISBN 1-85532-405-9.
  • Ганстон, Билл; Ефим Гордон (1998). Самолеты МиГ с 1937 года. Лондон: Патнэмская авиационная книга. ISBN 0-85177-884-4.
  • Чжан, Сяомин (2002). Красные крылья над Ялу: Китай, Советский Союз и воздушная война в Корее. Военная история Техасского университета AM. 80 . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета AM. ISBN 1-58544-201-1.

Эксплуатация МиГ-9

Начало эксплуатации

Первым эксплуатацию реактивных истребителей в ВВС начал личный состав
50-го отдельного учебно-тренировочного Краснознамённого авиационного
полка, ещё во время подготовки самолётов Як-15 и МиГ-9 к участию в
ноябрьском воздушном параде 1946 года.
В декабре лётчики полка совершили первый групповой перелёт на 11
реактивных самолётах с аэродромов Чкаловский и Раменское на аэродром
Сейма с одной промежуточной посадкой.

С января 1947 года переучивание лётного состава ВВС на новую «матчасть» (Як-15
и МиГ-9) начал проводить организованный на аэродроме Сейма 1-й
Учебно-методический центр. Причём лётный состав из строевых частей 10,
11 и 14 ИАК, прибывший на переподготовку в январе, был включён в число
участников предстоящего 1 мая воздушного парада.

Одновременно с подготовкой лётчиков технический состав строевых
частей проходил обучение практической эксплуатации и обслуживанию
реактивных самолётов как на аэродроме Сейма, так и в ГК НИИ ВВС и на
авиазаводах.

К 27 апреля 1947 года в основном была отработана слётанность полков и
произведены несколько репетиций парада, а 1 мая мировая общественность
наконец-то воочию увидела достижения советских авиастроителей.

Стоит отметить, что появление в СССР большого количества реактивных
истребителей имело огромное политическое значение. Ведь никто в мире и
не мог предполагать, что разорённый войной Советский Союз
в столь короткие сроки сможет приступить к постройке реактивной
авиации. При этом, думается, за рубежом не были осведомлены о возникших
при этом проблемах. Несмотря на все трудности, отечественная
промышленность всё же смогла в короткие сроки решить эту весьма сложную
задачу.

МиГ-9 в строевых частях

По плану перевооружения ВВС реактивные истребители МиГ-9 получили следующие части:

  • 14-й истребительный авиакорпус 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии.
  • 5-й истребительный авиакорпус 309-й истребительной авиадивизии 7-й воздушной армии.
  • 1-й гвардейский истребительный авиакорпус 3-й гвардейской истребительной авиадивизии 16-й воздушной армии.
  • 10-й истребительный авиакорпус 15-й истребительной авиадивизии 14-й воздушной армии.
  • 11-й истребительный авиакорпус 5-й гвардейской истребительной авиадивизии 15-й воздушной армии.
  • 1-й учебно-методический авиацентр

К поступающим в строевые части машинам технический и лётный персонал
относился очень настороженно. Многие лётчики просто боялись летать на
непривычных глазу самолётах, и этому имелась довольно простая
психологическая причина — у реактивного самолёта не было винта. Техникам
не хватало опыта для обслуживании самолётов, а также времени для
освоения новой матчасти. Всё это приводило к авариям, зачастую не
связанными с конструкционными недостатками самолёта.

Для исправления ситуации были приняты следующие меры. Во-первых, во
все части, вооружённые МиГ-9, направили бригады техников и инженеров с
заводов № 1 и № 16. Во-вторых, в эти же части были направлены более
привычные лётчикам истребителям Як-15 и Як-17, которые очень сильно напоминали по технике пилотирования и внешнему виду поршневые Як-3. Благодаря этим действиям освоение новой техники значительно ускорилось, а количество лётных происшествий снизилось.

Параллельно с освоением в частях МиГ-9 происходило дооснащение
истребителей пушками. В связи с задержками поставок на завод № 1 пушек Н-37 и НС-23КМ
истребители передавались ВВС без вооружения. Из-за этого приходилось
отправлять в строевые части технические бригады для вооружения
самолётов.

Кроме этого, в течение 1948 года в строевых частях были проведены
следующие технические мероприятия: установлены глушители на пушки НС-23, крепление для бронестекла,
прицел ПКИ-1 заменён на АСП-1Н, доработаны шасси и пневмосистема,
заменены деревянные обтекатели на хвостовом оперении, усилена обшивка
крыла, а также другие крупные работы.

Варианты

И-300
опытный образец, построено три
МиГ-9 / FS / I-301
единственный серийный вариант, оснащенный РД-20 или РД-21 двигатели
МиГ-9 / ФП / И-302
один опытный образец с пушкой Н-37 перемещен в сторону фюзеляжа
МиГ-9 / FL / I -305
один опытный образец с двигателем Люлька ТР-1, незавершенный
МиГ-9 / FF / I-307
два опытных образца с форсажем Двигатели РД-20Ф или РД-21
МиГ-9 / FN / I-320
один опытный образец с двигателем Rolls-Royce Nene, не укомплектованный
МиГ-9Л / FK
один самолет, модифицированный для испытаний авионики для противокорабельной крылатой ракеты воздушного базирования Радуга КС-1 Комет
МиГ-9М / FR / I- 308
один опытный образец с двигателями РД-21
МиГ-9УТИ / ФТ / И-301Т
двухместный учебно-тренировочный самолет, построено всего два

Mikoyan-Gurevich MiG-9 (Fargo) History

The MiG-9 (NATO codename “Fargo”) was only the Soviet Union’s second attempt at designing and building a viable jet combat platform. The design was adopted by the Mikoyan Gurevich Bureau, and although not a successful design, the MiG-9 formed the basis and ancestor of the superb MiG-15 “Fagot” aircraft, famous for its service in the Korean War (1950- 1953) became popular.

Thanks to the German turbojet design, which is easily recognizable in this Soviet supplement, the MiG-9 still produced nearly 600 prototypes and several variants.

There is no doubt that the appearance of the MiG-9 influenced the upcoming 1947 MiG-15 design – and the future Mikoyan-Gurevich creation during the Cold War – as all had easily recognizable nose-mounted split air intakes (powering two turbojets running about halfway into the fuselage) and a high vertical tail. The MiG-9’s cockpit is forward-facing, just like the MiG-15 and later. Interestingly, the MiG-9’s armament also shows its influence over the MiG-15, as both are armed with one 37mm gun and two 23mm guns.

While the MiG-9 Fargo was designed with straight wings, all later Mikoyan jets were equipped with swept wings. Power comes from two German BMW 003A turbojets disguised as Soviet RD-20s.

While the development of the MiG-9 began in 1935, the I-300 series prototypes were not scheduled for test flight until 1946, with deliveries starting in the last month of that year. By 1947, the aircraft was refitted with more powerful RD-21 engines in the MiG-9F, although the series proved to be a heavy aircraft compared to the first attempts of Soviet jet fighters on the Yak, Can fly convincingly in battle – fifteen.

As the mechanics and tactics of turbojet design are still in their infancy, the MiG 9 is also a design inherently prone to engine and airframe failure.

Конструкция МиГ-9

МиГ-9 – это одноместный истребитель, имеющий цельнометаллическую конструкцию и силовую установку в составе двух турбореактивных двигателей. Схематично представляет собой моноплан с убирающимся трехопорным шасси и среднерасположенным крылом.

Фюзеляж выполнен по типу полумонокока и имеет работающую гладкую обшивку. В составе силового каркаса носовой части находятся 15 шпангоутов и 4 лонжерона переменного сечения, набор стрингеров и по две балки для крепления передней стойки шасси и оружейной установки. В составе силового каркаса хвостовой части находятся 20 шпангоутов, 4 лонжерона, 2 нервюры для фиксации основных стоек шасси и набор стрингеров. Стыковку носовой части фюзеляжа с хвостовой осуществляли за счет восьми фитингов.

Носовая часть имеет два туннеля, которые подводят воздух к компрессорам моторов от лобового воздухозаборника. Каналы имели эллиптическое сечение и проходили по бокам обшивки фюзеляжа.

В состав силового каркаса носовой части входили воздушные туннели.

Между шпангоутами № 6 и № 11 разместили кабину пилота. Фонарь кабины имел обтекаемую форму и состоял из подвижной части, которая смещалась по трем направлениям, и козырька.

Крыло имело трапециевидную форму и относительную толщину 9% по всему размаху. В составе силового каркаса крыла находились 2 лонжерона, 21 нервюра и набор стрингеров. Профиль крыла был комбинированным: между нервюрами №1-№3 – малонесущий ЦАГИ 1-А-10, между №3-№6 – переходной, а №6-№21 – несущий ЦАГИ 1-В-10. Благодаря применению такой комбинации сводился к минимуму риск возникновения штопора во время полета на большом угле атаки. Крыло комплектовался элеронами типа «Фрайз» и закрылками от ЦАГИ. Углы отклонения элеронов – 22,5° вверх и 14,5° вниз, углы отклонения закрылок на взлете – 22,5°, на посадке – 50°.

Хвостовое оперение цельнометаллической конструкции свободнонесущее, имеет высокорасположенный стабилизатор.

Конструкция шасси трехопорная с передней стойкой. Основные стойки шасси имеют качающуюся полувилку и выносные амортизаторы. Передняя опора комплектуется гидравлическим демпфером и качающейся вилкой. Шасси имеет масляно-гидравлическую амортизацию. На основных стойках установлены однотормозные колеса, размер которых – 660 х 160, носовая стойка имела нетормозное колесо (480 х 200). Система выпуска и уборки шасси пневматическая.

В составе силовой установки находились два турбореактивных мотора РД-20, имеющие тягу по 800 кг каждый. Изначально истребители МиГ-9 комплектовали двигателями А-1 с ресурсом 10 часов, которые были получены как трофеи и представлены переработанными в СССР двигателями BMW-003. Позже силовую установку заменили моторами РД-20 с ресурсом по 25 и 50 часов, выпущенными на казанском заводе № 16 , а далее РД-20Б, имеющими ресурс 75 часов.

Расположение двигатели получили параллельное относительно нижней части фюзеляжа. Пуск силовой установки происходил за счет пусковых моторов «Ридель». Поскольку генератор фиксировался на левом двигателе, пуск рекомендовали проводить без него. Как пусковое топливо применялся бензин Б-78 или Б-70, общий запас которого составлял 12 л. Бензобак пусковых двигателей имел емкость 2 л и размещался на правом моторе.

Конусы сопел двигателей можно было разместить в четырех положениях: «запуск», «взлет», «полет» и «скоростной полет». Система управления конусом электродистанционная.

Фюзеляж был защищен от горячих газов путем применения защитного экрана. Он имел гребень, который разделял газовые потоки. Начало гребня находилось на шпангоуте №19, а к шпангоуту №34 он заканчивался, представляя со шпангоута №29 защитный экран. Внутренняя обшивка защитного устройства была изготовлена из листового дюраля 0,5 мм толщиной, а внешняя – из жароупорной стали 1,2 мм. В области защитного экрана между внешней и внутренней обшивкой оставлен зазор 15 мм, служащий для прохождения охлаждаемого воздуха.

В состав топливной системы входили четыре фюзеляжных и шесть крыльевых баков, общая емкость которых достигала 1595 л. Все резервуары, кроме бака № 4, имели мягкую конструкцию. Двигатели питались керосином, который поступал из бака № 2.

Топливные резервуары соединялись таким образом, чтобы равномерно распределять топливо с обеих сторон, обеспечивая центровку самолета во время полета.

Серийное производство

Серийный МиГ-9 (И-301, ФС)

Серийный истребитель И-301 получил заводской шифр «ФС» и военное
обозначение МиГ-9. На серийных МиГах устанавливалась отечественная копия
двигателя БМВ-003, выпускающаяся на двигателестроительном заводе в
Казани, под обозначением РД-20. Была усовершенствована колёсная часть
шасси. В топливной системе применили мягкие топливные баки,
изготовленные из специальной прорезиненной баковой ткани. Это
усовершенствование позволило эффективнее использовать объёмы топливных
баков. Вооружение состояло из одной пушки Н-37 с боезапасом в 40 выстрелов и двух НС-23КМ с боезапасом по 80 выстрелов на ствол.

Пока в ГК НИИ ВВС
проходили государственные испытания МиГ-9, на заводе № 1
разворачивалось его крупносерийное производство. По наработкам
полученным во время изготовления малой серии, конструкция истребителя
была адаптирована к серийному производству и к декабрю 1946 года была
выпущена новая серийная документация. Кроме того, к началу 1947 года,
завод № 1 был переоснащен для выпуска нового самолёта. И уже в марте из
сборочного цеха, вышли первые серийные МиГ-9. Первая партия из 48 машин,
была отправлена в Раменское.

Ввиду того что запуск в серию МиГ-9 был осуществлён в срочном
порядке, до завершения госиспытаний и отработки опытной матчасти, первая
серия МиГ-9 оказалась недовведенной. 24 апреля, по результатам приёмки и
подготовки первых реактивных истребителей к воздушному параду первого
мая, главком ВВС маршал авиации К. А. Вершинин направил в МАП перечень основных недостатков истребителей МиГ-9 (37 дефектов) и двигателей РД-20 (15 дефектов). После устранения обнаруженных дефектов конструкции, в июле 1947 года производство Миг-9 было возобновлено.

Всего, за три года серийной постройки, было изготовлено 604 МиГ-9
малой, первой и основной серий. Из них 10 самолётов в 1946 году, 292 — в
1947 году и 302 машины в 1948 году. Серийный выпуск этого истребителя был прекращён в 1948 году в связи с переходом на МиГ-15, считающийся одним из лучших в своё время.

История эксплуатации

На МиГ-9 летали на советской службе истребительные полки в 1-й, 7-е, 14-е, 15-е, и 16-е Воздушные армии. Эти последние двое базировались около Калининград и в Восточной Германии соответственно. В дополнение 177-й истребительный авиационный полк из 303-я авиационная дивизия возле Ярославль Летал на самолете в 1949 году.

Шесть дивизий МиГ-9, по два полка по 31 самолет в каждой, были переданы в Китай в ноябре – декабре 1950 г. для противовоздушной обороны и обучения. 17-я гвардейская истребительная авиационная дивизия (ГИАД) обороняла Шэньян, то 20-я истребительная авиационная дивизия (IAD) охраняется Таншань, а 65-й ИАД защищал Гуанчжоу. 144-й ИАД защищал Шанхай, 309-я охраняемая Гунчжулин и 328-й ИАД защищен Пекин. Эти подразделения позже передали свои самолеты 6-й, 7-й, 12-й, 14-й, 16-й и 17-й истребительной авиационной дивизии ВВС Народно-освободительной армии, когда их обучение было завершено. Китайцы рассматривали возможность отправки своих МиГ-9 в Корею в 1951 году под давлением Советского Союза, но передумали, когда командиры НОАК сообщили, что, по их мнению, было бы лучше переучивать пилотов МиГ-9 на МиГ-15.

Вооружение

В 1941 году истребитель МиГ-3 был вооружён одним крупнокалиберным пулемётом и двумя винтовочного калибра. МиГ-9 над такой огневой мощью мог только «посмеяться».

Но в итоге самолёт вооружили батареей из 3 орудий. В носовой части фюзеляжа, под воздухозаборником, монтировались две 23 мм пушки НС-23. За перегородкой, разделяющей воздухозаборник на 2 канала, устанавливалось 37 мм орудие Н-37. Патронные ящики находились перед кабиной, между бронепереборками. Обе 23 мм пушки имели боезапас по 80 выстрелов, 37 мм  40 выстрелов.

Первые самолёты имели простой коллиматорный прицел ПКИ-1. Позже начали устанавливать прицел АСП-1Н, оснащённой системой гироскопов, вырабатывающей поправки на упреждение (при известной дальности до цели). Результаты стрельбы фиксировал кинофотопулемёт. Подобный комплекс вооружения сохранится и на последующих истребителях КБ, включая МиГ-17. А вот установка ракетного или бомбового вооружения на истребителе не предполагалась.

Mikoyan-Gurevich MiG-9 (Fargo) Specification

Length:

9.75m

Width:

32. 81 feet (10 m)

Height:

3.96m

Curb Weight:

7,540 lb (3,420 kg)

MTOW:

5,070 kg

(difference: +3,638 pt)

Performance

2 x RD-20 (BMW 003A) turbojets, each producing 1,746 pounds of thrust.

Performance

Maximum Speed:

566 mph (911 km/h; 492 knots)

Service Limit:

44,291 ft (13,500 m; 8.39 mi)

Maximum range:

900 miles (1,448 km; 782 nautical miles)

Default:

1 x 37mm gun extending from the nose air splitter.

2 x 23mm guns extending on either side of the nose air intake.

Changes

I-300 – Prototype model designation; equipped with 2 German BMW 300A turbojets; first flight 24 April 1946.

MiG-9 – Name of the basic production model series; limited production.

MiG-9F – equipped with an upgraded RD-21 turbojet.

MiG-9FP – prototype model; modified weapon layout.

MiG-9FL – Development model with Lyulka TR-1A engine.

MiG-9FF – Prototype model; equipped with RD-20F or RD-21 afterburner.

MiG-9FR – Cockpit pressurization; final production model.

MiG-9UTI – two-seat trainer model

MiG-9L – prototype test bed aircraft

Заключение

Среди первых реактивных истребителей МиГ-9 не снискал себе мировой славы. Он быстро промелькнул в истории авиации Отечества, не оставив яркого следа. На вооружении ВВС побыл всего 5 лет – с 1946 по 1951 годы. Создавался в годы когда прогресс в авиации шел быстрыми темпами. Появился он позже своих конкурентов и делался в спешке.

Несмотря на хорошие летные данные, настоящей боевой единицы из него не получилось. Но и совсем бесполезным и никчемным его назвать нельзя. Успешно применяться он мог только в роли дневного истребителя-перехватчика. Главную свою роль МиГ-9 сыграл в получении опыта конструирования, постройки и освоения новых технологий. Личный состав летчиков и техников ВВС СССР получил бесценный опыт эксплуатации нового вида самолетов. Без всего этого не было бы дальнейших успехов с МиГ-15.

МиГ-9 сыграл важную психологическую роль, участвуя на воздушных парадах. Вероятному противнику было продемонстрировано наличие на вооружении СССР современных реактивных самолетов, создавая видимость массового поступления техники в войска, что оказалось неожиданным для руководства ведущих западных стран, разведки которых бодро докладывали о невозможности быстрого налаживания производства реактивных самолетов в разрушенной войной стране.

Этот серийный самолет участвовал в съемках фильма «Им покоряется небо». Самолет для фильма был восстановлен до летного состояния но на съемках совершал только короткие подлеты. Сейчас выставлен в Монино.

Нельзя умолчать и про конструкторов, инженеров и простых рабочих, создавших в довольно короткие сроки совершенно новую технику, работавших днями и ночами для создания воздушного щита Родины. Руководство страны смогло эффективно организовать в разрушенной войной стране массовое производство реактивной техники. Современным «эффективным менеджерам» важнее всего личная прибыль и аналогичные сложные задачи им не под силу.

Самолеты МиГ-9 и Як-15 были первенцами в своем деле и имели исключительно важное значение в становлении реактивной авиации в стране. Выделять лучший из них не имеет смысла, каждый занял свою нишу в авиации страны

Подробнее о создании Як-15 и сравнении его с Миг-9 в следующей статье.

Используемая литература:

  • Авиация и Космонавтика / Е.Арсеньев — Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна
  • Авиация и Время 2016-02 / А.Чечин — Парадный истребитель (Самолет МиГ-9)
  • Авиация и Космонавтика 2018-11 / Г.Серов — Штурм звукового барьера
  • Мировая авиация. Выпуск №35
  • Aviation Historian 03 / V.Kotelnikov — The ultimate war prize
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
  • Якубович Н.В. Все МиГи. Боевые самолеты Микояна.
  • Якубович Н.В. Реактивные первенцы СССР.
  • Якубович Н.В. Боевые самолеты Яковлева.

/Андрей Тищенков/

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий