Новейшие корветы проекта 22800

Об инфраструктуре для “Бореев” на Тихоокеанском флоте

Инфраструктура для базирования стратегических атомных подлодок типа “Борей” на Тихоокеанском флоте будет полностью готова к 1 октября, заявил Виктор Чирков.

“Для того, чтобы подводная лодка пришла, перебазировалась и занималась своим предназначением, все это будет к 1 октября готово полностью”, – сказал он.

Главком подчеркнул, что строительные работы на Дальнем Востоке ведутся “в соответствии с графиками”.

“Все предусмотрено для размещения экипажей, пирс для стоянки подводной лодки также готов, заканчивается монтаж оборудования”, – перечислил Чирков. Кроме того, по его словам, готовится пункт погрузки вооружения для “Бореев”.

Постройка кораблей для ВМФ задерживается только из-за импортозамещения

Задержка строительства кораблей для Военно-морского флота России связана только с необходимостью замещения импортных комплектующих, других причин нет, заявил главком ВМФ РФ.

“Проблемы с задержкой строительства кораблей связаны с импортозамещением, больше никаких проблем нет”, – сказал Чирков.

Он напомнил, что основная задержка связана со строительством кораблей, на которые устанавливаются газотурбинные двигательные установки украинского производства. “Мы надеемся, что к концу 2017, в 2018 году уже поступят (отечественные) турбины, и ситуация будет налажена”, – добавил адмирал.

Ранее сообщалось, что российское НПО “Сатурн” начнет поставки газотурбинных двигателей для военных кораблей в конце 2017 – начале 2018 года. В среду в Минпромторге подтвердили ТАСС, что корабли начнут получать отечественные установки в 2017 году, причем угрозы срыва поставок нет, а финансирование проекта полностью обеспечивается. В Объединенной судостроительной корпорации сообщали, что планируют начать передачу военным кораблей с российскими энергетическими установками в 2020 году.

Украинскими двигателями оснащаются, в частности, фрегаты проектов 11356 и 22350 для ВМФ России. Как заявил ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин, из-за приостановки поставок агрегатов с Украины строительство ряда кораблей пришлось приостановить. Он отметил, что работу по импортозамещению в этой сфере планируется завершить до 2018 года.

От «Скорпиона» до «Буянов»

Желание получить современные мореходные МРК, сконструированные по методике «дешево и сердито», позволяющие за достаточно короткие сроки создать действующие под «зонтиком» береговой ПВО ударные корабельные группировки, стало посещать флотское командование еще в «лихие девяностые». Это явилось отправной точкой для появления в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» в начале «двухтысячных» идеи постройки серии ракетно-артиллерийских катеров проекта 12300 (шифр «Скорпион»).

Имея полное водоизмещение всего в 465 тонн, «Скорпионы» должны были нести 100-мм универсальную артустановку А-190Э со скорострельностью 80 выстрелов в минуту, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1», а главное — 4 противокорабельные ракеты «Яхонт» вертикального старта с дальностью стрельбы 300 км и массой боевой части 200 кг.

Предсерийный «Скорпион» заложили 5 июня 2001 года в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел». Изначально планировалось сдать катер заказчику уже в 2005 году, но… Сначала достройку «Скорпиона» притормозил недостаток финансирования, а позже военные и вовсе потеряли к детищу «Алмаза» интерес. Объяснялось это тем, что «Скорпион» был «узко заточен» под действия лишь против надводных целей.

В то же время Опытное конструкторское бюро «Новатор» имени Люльева Л. В. уже успешно заканчивало работу над созданием ракетного комплекса «Калибр». Широкая ракетная номенклатура «Калибра» позволяла поражать не только надводные, но и наземные цели.

При этом из того же универсального корабельного стрельбового комплекса можно было осуществлять запуск и сверхзвуковых противокорабельных ракет, являвшихся главным убойным «козырем» малютки-«Скорпиона». Стоит отметить, что дальность пуска «Калибров» превышала 500 км, что де-факто нарушало условия Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Но поскольку «Калибры» декларировались как ракеты морского, а не сухопутного базирования, де-юре они РСМД не нарушали.

В общем, военному руководству захотелось получить нечто более универсальное и дальнобойное, чем «Скорпион», пусть и по большей цене. Как результат, первенец проекта 12300 так и остался недостроенным, ибо в него «Калибр» никак не влезал! Зато у Зеленодольского проектно-конструкторское бюро имелся как опыт создания первого в России ракетного корабля с «Калибрами», «Татарстана» проекта 11661К, так и строившиеся 500-тонные малые артиллерийские корабли проекта 21630 (шифр «Буян»), спроектированные для каспийской акватории.

В отличие от «Скорпиона», переделать под «Калибры» «Буяны» с попутным увеличением тоннажа кораблей почти вдвое оказалось заметно проще. Что «зеленодольцы» с благословения государства и сделали, получив на выходе уже знакомые нам «Буяны-М».

Форсированная по срокам постройка столь компактных, но обладавших высоким ударным потенциалом боевых кораблей вызвала у аналитиков массу вопросов. Последние исчезли лишь 7 октября 2015 года, когда, как уже говорилось, 3 «Буяна-М» и «Татарстан» отстрелялись из акватории Каспия по целям в Сирии «Калибрами».

Но, при всех имеющихся у проекта 21631 плюсах, в ходе эксплуатации «Буянов-М» на Черном море у зеленодольских МРК обнаружились и минусы, перечисленные нами в начале статьи.

Вместо «Альбатросов»

Новым «Каракуртам» предстоит заменить малые противолодочные корабли (МПК) проекта 1124 «Альбатрос», которые строились для ВМФ СССР еще в 1970–1980-х годах. Всего в разных модификациях их было выпущено порядка 90. Эти корабли и сейчас в строю. В состав Черноморского флота до сих пор входят шесть МПК проекта 1124М. Еще шесть числятся в рядах Северного флота, а восемь — Тихоокеанского. А Балфлот располагает кораблями проекта 133.1 — данная модификация «Альбатроса» строились еще в ГДР.

«Альбатросы», обладающие хорошей скоростью и мореходностью, всё еще прикрывают военные порты от субмарин противника, а также сопровождают и защищают подлодки и корабли российского ВМФ.

Сейчас ВМФ начинает их модернизацию. В ходе работ они получат обновленные цифровые гидроакустические комплексы и противолодочное оружие. Также на них заменят и силовые установки. Ожидается, что после модернизации корабли должны прослужить не один год. Тем не менее флоту нужны более современные аналоги.

Производство «Каракуртов» уже хорошо налажено российской промышленностью. В следующем году Балтфлот пополнит новейший МРК — «Одинцово». Он должен был войти в состав Северного флота, но недавно командование ВМФ пересмотрело свое решение. Это первый «Каракурт», вооруженный уникальным зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М». В результате корабль сможет не только постоять за себя, но и прикроет от авиации и ракетных ударов вероятного противника другие «Каракурты».

Таким образом, Балтфлот получит мощнейший ракетный кулак из трех МРК. При необходимости они смогут взять под контроль не только основную часть Балтийского моря, но и создать угрозу военной инфраструктуре НАТО в глубине Европы.

Ищут замену

В Минобороны уже принято принципиальное решение о разработке охотников на базе МРК проекта 22800 «Каракурт». В настоящее время, как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, уточняются тактико-технические данные, состав вооружения и оснащение кораблей.

Охотники смогут действовать в прибрежных морях — Балтийском, Японском, Черном, Баренцевом и Охотском, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— Существующие противолодочные корабли строились еще для советского флота, — рассказал он «Известиям». — Пришло время задуматься, что придет им на замену. Корпус «Каракурта» как основа для будущего охотника — неплохой вариант. Они малозаметны для РЛС, так как сделаны с использованием стелс-технологий. Для них разработаны современные комплексы боевого управления, целеуказания и связи. Переделка вряд ли будет долгой. Скорее всего, вместо крылатых ракет «Калибр» установят гидроакустическое оборудование и противолодочное оружие — реактивные бомбометы для глубинных боеприпасов и комплексы «Пакет-НК», предназначенные для борьбы с подлодками и торпедами противника.

Морские охотники охраняют военно-морские базы и ближнюю зону от дизельных субмарин и диверсантов, сказал бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— В случае начала боевых действий они должны будут очистить эти воды от врага, — пояснил эксперт. — Также они прикрывают ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, выходящие на боевое дежурство. Охотники не дадут возможности перехватить наши подлодки рядом с базами, чем гарантируют ответный удар.

Немаловажно и то, что экипажи «Каракуртов» обеих модификаций — ракетной и противолодочной — можно будет учить по одной программе, конечно, за исключением специалистов по крылатым ракетам и по борьбе с подлодками. Это позволит флоту сэкономить время и деньги, считает Дмитрий Болтенков

Модульный принцип

Для кораблей с относительно небольшим водоизмещением корветы на удивление серьезно вооружены. Модульность позволяет менять оружие и оборудование в зависимости от задачи, будь то борьба с пиратством или поддержка крупных ударных операций.

Главный калибр корвета, универсальная артиллерийская установка АК-176МА (76,2 миллиметра) эффективно отрабатывает как надводные, так и воздушные цели на дистанциях двенадцать и семь километров соответственно. Скорострельность – до 120 выстрелов в минуту. У АК-176МА по сравнению с аналогичными системами предыдущего поколения в два раза точнее наведение приводов и лучше кучность стрельбы. А штатного боекомплекта в 152 снаряда хватит, чтобы доставить серьезные неприятности даже крупному кораблю.

В кормовой части есть место для монтажа установки вертикального пуска ракет семейства “Калибр”, “Оникс”, а также зенитно-ракетных комплексов “Гибка”, или “Штиль-1”. То есть корабль может выполнять как ударную, так и оборонительную функцию, прикрывая союзников своей ПВО. Для защиты от боевых пловцов противника корвет оснащен противодиверсионным гранатометным комплексом ДП-65 с собственной гидроакустической станцией с радиусом действия около 400 метров. Подобное оружие незаменимо при обороне портов и военно-морских баз. А для борьбы с пиратами и контрабандистами установлены два 14,5-миллиметровых пулемета.

“Невидимый” и быстрый

Корабли проекта 22160 на редкость универсальны: могут охранять территориальные воды и морские базы, патрулировать 200-мильную исключительную экономическую зону, эскортировать гражданские суда и поражать все типы наземных, надводных и воздушных целей. Сравнительно небольшие, 94-метровые с водоизмещением в 1800 тонн, они способны находиться вдали от берега до 60 суток. По показателям автономности корветы вдвое превосходят, например, 4000-тонные фрегаты проекта 11356.

Максимальная дальность плавания – шесть тысяч морских миль, скорость – до 30 узлов. Выдающихся для таких “малышей” показателей мореходности удалось достичь благодаря производительной двигательной установке общей мощностью 34 тысячи лошадиных сил, обтекаемым обводам корпуса и современному навигационному оборудованию. Корпус корвета и надстройка спроектированы с применением технологии “стелс”, что снижает общую радиозаметность. У бортов корабля высокие, так называемые обратные завалы, а у компактной надстройки – угловатые формы. Кроме того, верхняя палуба защищена специальным радиопрозрачным композитным покрытием.

Еще одна особенность проекта 22160 – ангар для десантно-штурмовой лодки в кормовой части. Корвет может отправить группу морских пехотинцев для досмотра подозрительного судна и, если потребуется, прикрыть их огнем. Также в ангаре помещается многоцелевой вертолет. Бортовая электроника корабля довольно продвинутая. Навигационная радиолокационная станция “Пал-Н” на крыше надстройки используется для сканирования, обнаружения, идентификации и отслеживания воздушных или наземных целей. Там же расположена система радиолокационного обнаружения “Позитив-МЭ1”. Кроме того, корвет оборудован техническими средствами для отслеживания дайверов-диверсантов, подводных лодок и торпед, что делает его незаменимым при охранении более крупных кораблей.

История строительства

Первые два корабля проекта заложены 24 декабря 2015 года на ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“» в присутствии заместителя Министра обороны Российской Федерации Ю. И. Борисова. Серия корветов проекта 22800 будет строиться с учётом политики импортозамещения, двигатели для них будут произведены на петербургском заводе «Звезда», что позволит избежать задержки в обновлении корабельного состава ВМФ России. Представители Министерства обороны также заявляют «Каракурт» как дешёвую замену сторожевым кораблям проекта 11356, сроки строительства которых затягиваются в связи прекращением поставок двигателей с Украины.

Всего для ВМФ России запланировано к постройке 18 кораблей этого проекта. Первые семь законтрактованы для постройки на ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“».

10 мая 2016 года малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 «Шторм» был заложен ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“» на производственных мощностях в г. Феодосии, переданных ему в аренду из состава имущественного комплекса ФГУП «СЗ „Море“». 29 июля 2016 года на ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“» заложен четвёртый корабль проекта — «Шквал».

3 августа 2016 года стало известно, что АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» получил контракт на пять малых ракетных кораблей проекта 22800.

24 декабря 2016 года вновь были подтверждены планы на строительство 18 кораблей (в отдельных публикациях СМИ соответствующая информация была ошибочно преподнесена как относящаяся только к “ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»).

По состоянию на 2 июня 2016 года строятся шесть представителей серии. Головной корабль, получивший название «Ураган», планируется передать флоту в декабре 2017 года, второй корабль «Тайфун» — в 2018 году, третий «Шторм» и четвёртый «Шквал» — в 2019 году.

По состоянию на 30 июля 2017 года:

  • всего заказано Министерством обороны Российской федерации 12 кораблей проекта, из них
    • договоры на семь заключены с ОАО «Пелла»
      • 4 должны быть построены на основной площадке в Отрадном
      • 3 должны быть построены на заводе «Море» в Феодосии
    • контракты на пять кораблей заключены 5 августа 2016 года с Зеленодольским заводом
      • часть из них будет построена на основной площадке в Зеленодольске
      • часть будет построена на заводе «Залив» в Керчи
  • планируется в 2018 году заказать шесть кораблей — все на Амурском судостроительном заводе

Ориентировочная стоимость одного малого ракетного корабля проекта 22800 составляет 2 млрд рублей в ценах 2017 года.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий