Проект 23550 Арктика

«Боевой ледокол» проекта 23550, его преимущества

Весьма интересный проект патрульного корабля ледового класса, разработанный в рамках программы перспективных разработок для ВМФ РФ.

Официально имеет обозначение: «Универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса», как видно из названия, такие корабли ни у нас, как и ни у кого другого, еще не строились.

Его особенностью является внушительное водоизмещение, подходящее скорее эскадренному миноносцу, чем патрульному кораблю. Но такое водоизмещение, обусловлено его ледокольными качествами, он способен раскалывать лед толщиной до 1.5 метра.

Назначение и характеристики.

Универсальный корабль проекта 23550 совмещает в себе функции патрульного корабля, буксира и ледокола. Может использоваться для проведения поисково спасательный операций, эскорта гражданских судов.

Основное назначение контроль северных морских границ, служба в качестве ледокола для сопровождения кораблей и судов обеспечения ВМФ.

Характеристики:

Водоизмещение: 8500 т.

Габариты: длинна -114 м, ширина — 20 м, осадка — 6 м.

Скорость хода: 16 узлов.

Дальность: 6000 миль, Автономность 60 суток.

Экипаж: 60 (основной)+50 (дополнительный) человек.

Вооружение: ПКР «Калибр» (модульное), 100 мм арт. установка А-190 (Возможен вариант установки 76 мм АК-176).

Есть ангар с вертолетом КА-27 (постоянное базирование).

Есть скоростные бронированные катера типа «Раптор» и судно на воздушной подушке » Манул «.

Преимущества проекта 23550.

— На картинке выше, видна часть корпуса, позволяющая оценить толщину борта двухслойного корпуса.

— Корабль проекта 23550 является кораблем двойного назначения, хоть он и называется патрульным кораблем, но имеет ангар для установки модульного вооружения и вполне может быть модернизирован до уровня боевого корабля.

— Так же, особенного внимания заслуживает достаточно крупная посадочная палуба с ангаром для постоянного базирования.

— Состав радиолокационного вооружения не называется, но вполне возможна установка РЛС уровня «Фрегат» или «Корвет», что благодаря высокой высоте антенного поста, даст кораблю хорошие возможности по обнаружению низколетящих и надводных целей.

— Стоимость данного корабля не называется, но судя по его экономичному оснащению, она не может быть большой. Корабль строится в соответствии критерию стоимость/эффективность.

— Корабль имеет большое водоизмещение, в него заложены высокие модернизационные возможности.

Мои комментарии:

1) Об РЛС заметности.

Обводы корабля выполнены с учетом снижения радиолокационной заметности, по крайней мере на уровне современных боевых кораблей.

Наибольшие вопросы вызывают формы рубки и антенной мачты, на как мы видим прямых углов там нет (по крайней мере в проектных эскизах).

Теоретически иллюминаторы могут портить радиолокационную сигнатуру, но это решается нанесением металлизированного напыления на стекла.

Ангары для лодок, должны закрываться жалюзийными заслонками.

2) О слабом вооружении.

По идее данный корабль в опасных миссиях будет действовать в составе флота и прикрываться коллективной ПВО флота. Хотя несколько зенитных автоматов могли бы и поставить. По ударному вооружению, также.

Более того, данный патрульный корабль, при модернизации вполне можно довести до уровня фрегата. Тем более мы не знаем, какое радиолокационное вооружение в него заложено по проекту, вполне могут установить ФАР «Фрегат М» или радар со списанного крейсера.

Заключение.

Перед написанием стати, думал что придется описывать этот корабль в негативном свете, но проанализировав его характеристики, пришел к выводу, что все с ним нормально, придраться не к чему… Он достаточно сбалансирован и вполне может применяться в военных целях.

Корабль нужный, если мы хотим контролировать свои северные территории. Более того, это первый корабль с водоизмещением эсминца, построенный в современной России.

Основная интрига, заключается в том, какие на него будут ставить двигатели? Ведь он разрабатывался до санкций, хоть и был заложен в 2017 году. Надеюсь у нас есть подходящие для него двигатели….

Уникальный боевой корабль ледового класса «Иван Папанин» спущен на воду в Санкт-Петербурге

Уникальный боевой корабль ледового класса, каких в России еще не было, спущен на воду в Санкт-Петербурге. «Иван Папанин», названный в честь известного советского полярника, в Арктике будет выполнять целый комплекс задач: ведь он одновременно и ледокол, и буксир, и патрульный корабль. Оснащен грозным оружием, и если что, может дать достойный отпор.

Длиной 110 метров и высотой с семиэтажный дом корабль «Иван Папанин» уникальный в своем роде. Как и знаменитый полярник, один из первооткрывателей Арктики, он тоже станет первым. Таких в России еще не строили. Его уже прозвали «универсальный солдат», ведь это не просто патрульный корабль, но еще буксир и ледокол.

А значит и задачи может выполнять разные. Это сопровождение и проводка судов, перевозка грузов, участие в спасательных операциях, и все это в Арктике, которой Иван Папанин посвятил себя. Сегодня на церемонии его племянница. Валентина Романенко вспоминает как впечатлен был Папанин первозданной красотой Заполярья.

«Было тихо, безмолвно, красиво, он был очарован природой, и на всю жизнь потом связал себя с Севером», — рассказывает Валентина Романенко.

«Иван Папанин» — научный, спасательный и боевой корабль. Наносить удары может по любым целям на земле, в воде и воздухе. На борту артиллерийские установки, но главное — есть возможность установить зенитно-ракетные комплексы. Боевой ледокол еще и грозный пограничник, способный дать отпор нарушителям.

«Корабль многоцелевой, и как мы уже говорили, он предназначен не только для чисто военных целей, хотя он и создавался как военный корабль; это еще и корабль-буксир, корабль науки, корабль-ледокол; он может решать самые разнообразные задачи в условиях Крайнего Севера; для этого, естественно, внесены соответствующие конструктивные наработки, абсолютно новые, тоже, можно сказать, это наше российское ноу-хау, которое позволит работать ему весьма эффективно», — поясняет председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Георгий Полтавченко.

Рабочие режут специальный задержник — массивную балку, что удерживает корабль. Торжественный момент: «Иван Папанин» начинает движение.

У кораблей этого проекта нет аналогов в мире. Похожие стоят на службе Военно-морских сил Норвегии, но российский превосходит их — водоизмещение больше, мощное вооружение. И в отличие от «одноклассников», Иван Папанин может справиться с двухметровыми льдами.

«Здесь применена система электродвижения, винты фиксированного шага, исключительно для того, чтобы система работала в условиях Арктики надежно и долго; кроме этого, этот корабль уже, в отличие, например, от предыдущего «Ильи Муромца», оснащен более современными средствами связи, навигации, не говоря о том уже, что этот корабль с вооружением, а предыдущий был без вооружения», — отмечает генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.

Автономность плавания 60 суток. Район не ограничен, как говорят военные, это ближняя и дальняя океанские зоны.

«Корабль предназначен для решения разных задач в суровых условиях Арктики, начиная от его названия, от патрулирования, в том числе и оказания помощи аварийным объектам, находящимся в Арктическом бассейне, как военным, так и гражданским объектам», — говорит начальник Технического управления ВМФ России Игорь Зварич.

Пока проектом предусмотрены лишь два корабля подобного класса. Следующий заложат через год. У «Папанина» впереди этап испытаний, после чего он войдет в состав Военно-морского флота.

https://youtube.com/watch?v=Qo4gwPB5Cto

«В суровых полярных условиях»

В комментарии RT контр-адмирал в отставке Герой России Всеволод Хмыров заявил, что строительство кораблей проекта 23550 позволит силовым ведомствам РФ выполнять широкий спектр задач в Заполярье. По его мнению, корабли под шифрами «Ермак» и «Арктика» расширяют возможности мореплавания и демонстрации силы в арктических морях.

«Корабли ледового класса, оснащённые ударным вооружением, имеют возможность прикрывать береговые объекты, действовать в составе соединений надводных сил, обеспечивать безопасность прохода подводных лодок. Также они смогут заниматься проводкой судов, принимать участие в аварийно-спасательных операциях», — говорит Хмыров.

  • Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 (шифр «Арктика») у причала завода «Адмиралтейские верфи»
  • РИА Новости
  • Алексей Даничев

Аналогичной точки зрения придерживается и Мозговой. По его словам, заложенный в Выборге корабль станет эффективной платформой для выполнения длительных миссий в высоких широтах. 

«Такие корабли, безусловно, нужны нашей стране, так как они приспособлены для выполнения боевых и патрульных задач в суровых полярных условиях. Думаю, что имеет смысл построить как минимум четыре корабля ледового класса для ФСБ и аналогичное количество для ВМФ», — рассуждает Мозговой.

Не в себе: в Москве мужчина в женском платье напал с топором на людей

Как отметил аналитик, строительство кораблей под шифрами «Ермак» и «Арктика» продиктовано необходимостью реагировать на потенциальные риски для региона и экономической деятельности РФ в Заполярье. Источником возможных угроз являются западные государства, входящие в блок НАТО, считает Мозговой.

«Американские подлодки регулярно плавают под полярными льдами. Кроме того, в Штатах разворачивается программа строительства военных ледоколов для береговой охраны. Помимо них, к Арктическому региону присматриваются Канада, Норвегия, Дания, Исландия. Угрозы могут исходить и от этих стран. По этой причине Россия принимает меры по укреплению военного присутствия в северных широтах», — подчеркнул Мозговой.

Стратегическая задача

«Арктика» — самый крупный и мощный на сегодняшний день атомный ледокол в мире. Его закладка состоялась в ноябре 2013 года, спуск на воду — в июне 2016-го.

В декабре 2019 года начались ходовые испытания корабля для проверки гребной электрической установки, манёвренных характеристик от резервных дизель-генераторов, навигационного оборудования и системы жизнеобеспечения. В начале октября 2020-го капитан сдаточной команды «Арктики» Олег Щапин заявил, что корабль подтвердил заложенные проектом характеристики.

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин на ледоколе «Арктика»

12 октября «Арктика» прибыла из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск. Судно преодолело порядка 4800 морских миль (около 9 тыс. км), из них во льдах — около 1030 миль (более 1900 км).

Во время перехода ледокол вышел к географической точке Северного полюса. Как рассказал руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Петербурге Константин Князевский, «Арктика» успешно преодолела все ледовые поля на 50% мощности. По его словам, «этого удалось достичь благодаря уникальным обводам корпуса судна».

«Арктика» оснащена инновационным водо-водяным ядерным реактором «РИТМ-200» разработки ОКБМ имени И.И. Африкантова (Нижний Новгород). Энергетическая установка была спроектирована с учётом современных тенденций развития мировой атомной энергетики и не имеет аналогов в мире.

Также по теме


Энергия для Арктики: какую пользу принесут России плавучие атомные электростанции

В России введена в эксплуатацию единственная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), сообщили в компании «Росэнергоатом»….

«РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно, дешевле по материалоёмкости и занимает меньше места на судне, а следовательно — экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нём (интегральная компоновка)», — поясняется в материалах ФГУП «Атомфлот».

«РИТМ-200» является установкой двухреакторного типа. Его совокупная тепловая мощность достигает 350 МВт, а показатель мощности на валах — 60 МВт.

Водоизмещение «Арктики» составляет 33,5 тыс. т, длина корпуса — 173,3 м, ширина — 34 м, высота — 15,2 м, осадка — 10,5 м/8,65 м, скорость хода по чистой воде — 22 узла (40,7 км/ч), численность экипажа — 53 человека. Корабль способен преодолевать лёд толщиной до 2,9 м.

В настоящее время на «Балтийском заводе» ведётся строительство трёх кораблей проекта 22220: «Сибирь», «Урал», «Якутия». Они должны войти в строй в 2021, 2022, 2024 годах. В 2021 году будет заложен пятый ледокол «Чукотка» со сроком сдачи заказчику в 2026-м.

Финансирование строительства кораблей осуществляется за счёт бюджетных денег и привлечения средств госкорпорации «Росатом». Новые корабли заменят постепенно выводящиеся из эксплуатации атомные ледоколы советских проектов. В настоящее время Россия продолжает использовать четыре таких судна: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы».

В комментарии RT заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарёв заявил, что замена советских ледоколов осуществляется в плановом порядке.

Атомный ледокол «Арктика» в полярных льдах

«Строительство ледоколов, безусловно, укрепит позиции России в Арктике. Наша страна своевременно создаёт новые суда, способные работать в высоких широтах

Это важно делать, так как другие страны тоже предпринимают определённые шаги на этом направлении», — сказал Пушкарёв

Как отметил депутат, модернизация атомного ледокольного флота является стратегической задачей для современной России. По его словам, ввод в строй новых кораблей позволит эффективно развивать экономику отечественного Заполярья. В частности, ледоколы проекта 22220 обеспечат достижение плановых объёмов транспортировки грузов по Северному морскому пути (СМП) в 80 млн т к 2024 году.

Основным драйвером роста перевозок в Арктике являются расширяющиеся мощности проекта ПАО «Новатэк» в Ямало-Ненецком автономном округе по сжижению природного газа («Ямал-СПГ»). В Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики ожидают, что к 2030 году грузопоток по Северному морскому пути увеличится до 120 млн т, а к 2035 году — до 160 млн т.

История создания проекта 23550

Патрульный корабль ледового класса проекта 23550 впервые был представлен широкой публике в 2015 году, во время салона МВМС-2015. Его посетители имели возможность познакомиться с макетом нового корабля. Тогда же впервые были озвучены некоторые из характеристик будущей серии. В частности, были опубликованы данные о комплексе вооружения российского патрульного ледокола. Еще можно добавить, что уникальное судно вызвало огромный интерес у посетителей мероприятия.

Нельзя сказать, что создание боевых ледоколов – это абсолютно новое дело для отечественных кораблестроителей. В 1941 году гражданские корабли этого класса были включены в состав ВМФ и вооружены. Так, например, ледокол «Сталин» получил 10 орудий и пулеметы. Всю войну он занимался проводкой кораблей по Северному морскому пути. Послевоенные ледоколы также можно назвать кораблями двойного назначения. Причем возможность военного использования часто закладывалась еще во время проектирования. Так, например, на атомоходы типа «Арктика» – это самый массовый проект советских ледоколов – могли быть установлены артиллерийские установки. А наличие вертолета превращало их в отличный патрульный корабль. В последние годы для ВМФ РФ было заложено несколько ледоколов, но это мирные суда, не имеющие на борту оружия…

Предназначение и некоторые характеристики универсальных кораблей проекта 23550

Корабли по проекту 23550 предназначены для исполнения служебно-боевых задач в районах северных широт, причем даже в покрытой льдом акватории. Благодаря этой особенности, характеристикам и облику кораблей, им пришлось претерпеть множество изменений. Так, например, самая заметная конструктивная особенность – это специфическая конфигурация корпуса, которая может потребоваться при преодолении льдов.

Надстройка получится относительно крупная, она выйдет за пределы корпуса с частью вооружений. На баке установят артиллерийскую систему с крупным калибром, сзади нее расположат основную надстройку, на которой будет мостик и мачта для радиоэлектроники. На корме надстройки разместится вертолетный ангар с относительно большой взлетно-посадочной площадкой. В одной из версий проекта на корме корабля предусматривали небольшую площадку с пусковой ракетной установкой.

По имеющимся данным корабли по проекту 23550 будут обладать полным водоизмещением до 6800 тонн, длиной — 114 метров, шириной — 18 метров, а осадкой – 6 метров. В составе экипажа предполагается включение 49 военнослужащих. Более того, будет возможным принятие на борт еще 47 человек, предположительно десанта.

Главную энергетическую установку с мощностью более двадцати лошадиных сил расположат посередине корпуса. Основным средством движения кораблей будет установление на них двух полноповоротных винторулевых колонок мощностью более восьми лошадиных сил от каждой. Чтобы повысить маневренность, колонки дополнят двойными подруливающими устройствами тоннельного типа, мощностью до семисот лошадиных сил.

Скоростной режим кораблей будет до 18 узлов, с дальностью хода до шести тысяч миль, а автономность предполагается до двух месяцев. Конструктивные особенности корпуса позволят им справляться с толщиной льдов до полутора метров, в то время как в состоянии постоянного движения толщина преодолеваемых льдов не может быть выше одного метра.

Конструкция

Макет проекта 23550

Полное водоизмещение корабля по проекту — 8500 тонн. Длина наибольшая 114,5 метра, ширина наибольшая 19,5 метров, осадка наибольшая 6,5 метров.
Конструкция корпуса позволяет преодолевать лёд наибольшей толщиной до 1,7 метра, а непрерывным ходом до 1,0 метра. Экипаж составляет 60 человек, также на кораблях может разместиться дополнительный экипаж из 50 человек. Арктическая категория корабля Arc7. На борту судна будут базироваться два скоростных патрульных боевых катера проекта 03160 «Раптор», которые рассчитаны для преследования и задержания нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажных действий, вертолёт Ка-27 или Ка-226 и БПЛА в одном (ВМФ) или двух палубных ангарах (ФСБ). Также в составе этого корабля будет базироваться одно судно на воздушной подушке проекта 23321 «Манул».

ГЭУ и движитель

На данном проекте реализована концепция единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) с системой электродвижения (СЭД). Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага обеспечивает собственный ход судна во всех режимах эксплуатации.

Для этих кораблей, специалистами концерна «Русэлпром» разработаны, изготовлены и поставлены судовые комплекты главных и вспомогательных дизель-генераторов, системы управления возбуждением, гребные электродвигатели и преобразователи, в качестве электропривода гребного винта и для регулирования оборотов. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля построена на основе 4-х дизель-генераторов 28-9ДГ (на базе 10Д49) «Коломенский завод» мощностью по 3,5 МВт. «Русэлпром» поставляет 2-ва гребных электромотора мощностью по 6,3 МВт. Также имеется носовое подруливающее устройство.

Вооружение

  • 1 × 76,2 мм артиллерийская установка АК-176МА;
  • 2 × 30 мм АК-630М;
  • 4 × 12,7 мм «Корд»;
  • ПЗРК «Игла», «Верба»;
  • 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр-К» (по 4 КР типа 3М-54, 3М-14 «Калибр») или 2 контейнерные пусковые установки (по 4 ПКР «Уран» Х-35У).

Специальное оборудование

Специальное оборудование представлено буксирной лебедкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъемностью 28 тонн каждая.

Назначение

Планируется, что новые патрульные суда арктического класса будут проводить охрану и мониторинг арктических вод, участвовать в недопущении незаконной экономической деятельности в своей зоне, конвоировать и даже буксировать в порты задержанные суда, нарушающие конвенционные требования на территории арктических водных ресурсов РФ. Кроме того, в спектре других задач этого многофункционального корабля — участие в спасательных операциях, снятие судов с мелей, пожаротушение на плавучих и береговых объектах, перевозка спецгрузов.


Великий ледовый путь. Для освоения Арктики нужны новые атомные ледоколы Подробнее

Корабли

ИмярусскийТезкаСтроительНомер ИМОПоложилЗапущенВведен в эксплуатациюПоложение дел
ВМФ России
Иван ПапанинИван ПапанинИван Папанин Адмиралтейская верфь, Санкт-Петербург989815119 апреля 2017 г.25 октября 2019 г.2023 г. (планируется)Запущен
Николай ЗубовНиколай ЗубовНиколай Николаевич ЗубовАдмиралтейские верфи, Санкт-Петербург989816327 ноября 2019 г.2024 г. (планируется)В разработке
Пограничная служба России
Пурга Пурга русский за Снежная буря Выборгский ССЗ, Выборг991659925 июля 2020 г.2024 г. (планируется)В разработке
Выборгский ССЗ, ВыборгПланируется

Особенности конструкции

Корабль пр. 23550 имеет полное водоизмещение около 9 тыс. тонн при длине 114 м и ширине 20 м. Предусмотрены характерные скругленные обводы носовой части. Многоярусная надстройка смещена назад. В ее кормовой части имеется ангар для вертолета. Для использования последнего корма корабля образует взлетную площадку.

Главная энергоустановка корабля построена на основе четырех дизель-генераторов 28-9ДГ коломенского производства мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство.

ГЭУ обеспечивает скорость хода до 18 узлов и максимальную дальность плавания порядка 10 тыс. миль.

Экипаж корабля – 60 человек. Имеется возможность взять на борт еще 50 чел. Автономность по запасам – 70 суток.

Проект «Арктика» предлагает использование набора различных радиоэлектронных систем для наблюдения за обстановкой, поиска целей и наведения вооружения. Сообщается о применении РЛС обнаружения и наведения «Позитив», навигационного локатора, корабельной системы РЭБ и т.д.

Основным оружием сторожевика пр. 23550 является носовая 76-мм артиллерийская установка АК-176МА. Также предусматривается использование ствольных систем меньшего калибра для защиты от легких плавсредств. При необходимости корабль сможет нести ударное ракетное вооружение. Для этого на нем предлагается размещать контейнерный вариант комплекса «Калибр».

Кормовые ангар и площадка обеспечивают базирование вертолета типа Ка-27 или БПЛА разных типов. В корпусе корабля имеются объемы для перевозки двух скоростных катеров пр. 03160 «Раптор» и одного катера на воздушной подушке пр. 23321 «Манул».

Корабль пр. 23550 имеет кормовое буксирное оборудование. С его помощью предлагается оказывать помощь терпящим бедствие или буксировать задержанные суда. Предусматривается установка двух электрогидравлических кранов грузоподъемностью по 28 т для работы с различными грузами.

На 2.000 миль дальше

По планам, Совершение дальних походов для этой военно-морской платформы обусловлено необходимостью погранконтроля арктического шельфа на всей его протяжённости. В задачи «Пурги» также будет входить содействие досмотру грузов, перемещаемых по Северному морскому пути. Именно поэтому и отличается дальность плавания кораблей предназначенных для двух силовых ведомств.

Исходя из основной задачи – защиты государственных границ РФ в Арктике и охраны экономических ресурсов региона, патрульный ледокол, как ожидается, существенно укрепит безопасность Заполярья. Помимо современного вооружения, навигационного и радиоэлектронного оборудования, корабль будет оснащён специальными средствами, например, буксирной лебёдкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъёмностью 28 тонн каждая. Это означает, что предусмотрена возможность буксировки, то есть корабль способен выполнять ещё и поисково-спасательные функции.

Повышенное внимание ряда иностранных государств, обладающих ледокольным флотом (в первую очередь речь о США и Норвегии) к арктической зоне России, а также новая стратегия ВМС США, в которой особое место уделяется береговой охране, требует наращивания корабельной группировки для гарантированного обеспечения пограничной безопасности. Как было заявлено российской стороной, любые несанкционированные заходы в национальные терводы, в том числе под предлогом якобы «свободы судоходства» будут пресекаться кораблями береговой охраны Погранслужбы РФ

Такими, как «Пурга».

mil.ru
Любые несанкционированные заходы в национальные терводы будут пресекаться кораблями береговой охраны Погранслужбы РФ. Такими, как «Пурга».

Дизайн

Патрульные корабли проекта 23550 имеют плановое водоизмещение 6800 тонн, длину 114 метров (374 футов 0 дюймов) и проект 6 метров (19 футов 8 дюймов). Они предназначены для прорыва льда толщиной до 1,5 метров (4 футов 11 дюймов). Корабли будут оснащены двумя Пр.03160 Военные катера типа Raptor, а Ка-32 вертолет и малый корабль на воздушной подушке. Планируется, что основной состав экипажа составит 60 человек с размещением еще 50 специалистов. Вооружение будет включать 100-мм орудие (по некоторым источникам – 76-мм орудие) и 3М-54 Калибр противокорабельные ракеты.

Проект 23550 будет иметь дизель-электрический силовая установка с четырьмя 3500-киловаттными Коломна Электроагрегаты 28-9ДГ в составе 16-цилиндровый 10D49 дизельные двигатели вождение генераторы произведено Русэлпром. Кроме того, на судах будут две вспомогательные дизель-генераторные установки с коломенскими дизелями и генераторы «Русэлпром». В то время как ранняя концепция была представлена ABB Азипод азимутирующие двигательные установки, окончательная конструкция имеет обычные валопроводы, гребные винты и рули направления. Двигатели мощностью 6,3 мегаватт будут производить «Русэлпром». Корабли будут иметь запас хода 60 суток и дальность полета 6000 единиц. морские мили (11000 км; 6900 миль).

Суда усилены для плавания в покрытых льдом арктических морях согласно Российский Морской Регистр Судоходства ледовый класс Arc7.

Мозговой центр Глобальная безопасность указал на некоторые сходства между дизайном 23550 и Норвегия с Шпицберген класс, и Канада с Гарри ДеВольф класс. Все три класса имеют примерно одинаковое водоизмещение, способны преодолевать одинаковые глубины льда и имеют экипажи одинакового размера, с местом для специалиста по миссии. Однако класс 23550 намного лучше вооружен.

В 2020 году было объявлено, что ВМФ России приступит к испытаниям установки модульных контейнеров на патрульные корабли, которые позволят таким кораблям нести значительно модернизированную боевую технику, предназначенную для различных задач. Предполагалось, что в контейнерах будет находиться различное вооружение, включая гидроакустические системы и торпеды, противокорабельные и крылатые ракеты.

Военные игры в Арктике. Первый боевой ледокол принят на вооружение

Кроме головного корабля — «Гарри Девольфа», планируется построить еще пять ледоколов этого класса. Контракт на закупку между министерством обороны Канады и канадской судостроительной был подписан в 2015 г. Общая стоимость контракта составляет 4,3 млрд. канадских долларов. Чистая доля закупки оценивается в 2,3 млрд. канадских долларов. Оставшаяся сумма предназначена для обслуживания кораблей на период в 25 лет. Учитывая суровые условия эксплуатации в Арктике, командование ВМС Канады считает, что через 25 лет корабли будут выведены из эксплуатации. Каждый год намечалось строить по два корабля. Новые военные корабли специально предназначены для патрулирования самых северных районов Канады и морских вод. Планируется, что они также укрепит позиции страны в Арктике.

Арктический патрульный корабль типа «Гарри Девольф».

«Гарри Девольф» при водоизмещении в 6,6 тыс. т имеет длину 103,6 м. В движение корабль приводят дизель-электрическая система из четырех генераторов мощностью 3,6 МВт и два дизельных двигателя мощностью 6 тыс. л.с. На свободной воде корабль развивает ход до 17 узлов, а при взламывании льда толщиной в один метр – до 3 узлов. Стандартный экипаж «Гарри Девольфа» составляет 65 чел., дополнительно на борт можно принять до 22 чел.

Схема арктического патрульного корабля типа «Гарри Девольф».

По оценкам западных специалистов, конструкция «Гарри Девольфа» очень похожа на норвежский корабль береговой охраны «Свальбард» (KV «Svalbard»), так, например, их основные размерения практически совпадают. Конструкция корабля учитывает особенности действий в арктическом регионе. Имеется закрытый бак для защиты оборудования и персонала от экстремальных погодных условий арктического климата. Полезная нагрузка размещается в кормовой части, здесь можно установить до шести 20-футовых ISO-контейнеров, необитаемые подводные аппараты, 12 метровый десантный катер, а также вооружение и снаряжение для десантных подразделений. Установленный на корме кран грузоподъемностью до 20 т позволяет кораблю разгружаться не только в оборудованных портах, что в Арктике имеет существенное значение. На отдельную внутреннюю палубу для транспортных средств могут загружаться вездеходы, малотоннажные грузовые автомобили и снегоходы. В ангаре на корме предусмотрено размещение вертолета типа CH-148. Вертолет будет использоваться для ведения морской разведки, борьбы с подводными лодками (оснащается двумя торпедами) и поисково-спасательных операций. Вооружен «Гарри Девольф» 25-миллиметровой артиллерийской установкой Mark 38 и двумя крупнокалиберными пулеметами M2.

Церемония принятия на вооружения «Гарри Девольфа», Галифакс.

Аналогичные российские патрульные корабли ледового класса, пока еще не вышли из стадии строительства. Хотя контракт на постройку до 2020 г. первых двух кораблей проекта 23550 (шифр «Арктика») был заключён между Минобороны России и АО «Адмиралтейские верфи» 4 мая 2016 г., но головной корабль серии — «Иван Папанин» был спущен на воду только 25 октября 2021 г. и сейчас стоит у достроечной стенки. Передача флоту запланирована на конец 2023 г.

Канадский арктический патрульный корабль.

По проекту стандартное водоизмещение «Ивана Папанина» — 6,8 тыс. т, длина — 114,5 м, экипаж – 60 человек. То есть довольно близко к канадскому «Гарри Девольф». Однако, в отличии от канадца, российский боевой ледокол вооружен до зубов:

  • ракетное вооружение — 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса КР «Калибр» или 2 пусковые установки ракетного комплекса «Уран» Х-35У
  • артиллерийское вооружение — 1 × 76,2 мм АУ АК-176МА, 2 х 30 мм АК-306М, 4 х 12,7 мм.

Российский патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» (проект 23550), март 2021 г., «Адмиралтейские верфи».

Также на борту корабля будут базироваться два скоростных патрульных боевых катера проекта 03160 «Раптор», предназначенные для преследования и задержания нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажных действий. А в палубном ангаре — вертолёт Ка-27 и БПЛА.

Изображение канадского арктического патрульного корабля типа «Гарри Девольф».

Изображение российского арктического патрульного корабля проект 23550.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Флот Арктика боевой ледокол корабль «Гарри Девольф» Ледокол Северный флот России

Предыдущая статья В России разрабатывают РСЗО «Торнадо-Г» на гусеничной платформе

Следующая статья Смогут ли роботы изо льда самовосстанавливаться на далеких планетах

Предоставлено SendPulse

Нравится 4

Конструкция

Полное водоизмещение корабля по проекту — 9000 тонн. Длина наибольшая 115 метра, наибольшая ширина 20 метров. Осадка габаритная 7 метров. Конструкция корпуса позволяет преодолевать лёд максимальной толщиной до 1,7 метра, непрерывным ходом до 1,0 метра. Экипаж составляют 60 человек, также на кораблях может разместиться дополнительный экипаж из 50 человек. На борту будут базироваться два скоростных патрульных боевых катера проекта 03160 «Раптор», которые рассчитаны для преследования нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажных действий, и вертолёт типа Ка-27 в ангаре. Также в составе корабля будет базироваться судно на воздушной подушке проекта 23321 «Манул».

ГЭУ и движитель

На данном проекте реализована концепция единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) с системой электродвижения (СЭД). Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага обеспечивает собственный ход судна во всех режимах эксплуатации.

Для кораблей, построенных по данному проекту, специалистами концерна «Русэлпром» разработаны, изготовлены и поставлены судовые комплекты главных и вспомогательных дизель-генераторов, системы управления возбуждением, гребные электродвигатели и преобразователи, в качестве электропривода гребного винта и для регулирования оборотов. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля построена на основе четырёх дизель-генераторов 28-9ДГ «Коломенского завода» мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство.

Вооружение

  • 1 × 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА.
  • 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр-К» (по 4 КР типа 3М-54, 3М-14 «Калибр») или 2 контейнерные пусковые установки (по 4 ПКР «Уран» Х-35У).

Специальное оборудование

Специальное оборудование представлено буксирной лебедкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъемностью 28 тонн каждая.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий