Надежный и безопасный: почему на ИЛ-96 летает только Президент?

Любимый борт Путина: президентский Ил-96-300ПУ

Ил-96 оказался любимым бортом президента РФ Владимира Путина. Путин сознательно отдает предпочтения именно этому типу, в то время как Медведев, например, больше любит Ту-214.

Модификация самолета президента России называется Ил-96-300ПУ. Есть шутка, что ПУ – это потому что Путин, но на самом деле это «пункт управления». Говорят, что чаще всего Путин летает бортом R96016, выпущенным в 2003 году, хотя официально это информация засекречена. В полет всегда готовятся несколько самолетов и до последнего неизвестно, на каком именно полетит глава государства. Президентский самолет всегда сопровождает дублер – на случай поломки и в целях безопасности.

Ил-96 летного отряда «Россия». Фото: Reuters

В Сети не так много подтвержденных фотографий президентского борта. Но иногда он все же попадает в хронику и фотографии публикуются на сайте Кремля.

Владимир Путин и Сергей Шойгу по пути в Сирию в январе 2020 года. Фото: пресс-служба президента

Арслан Каипкулов, участник проекта «Мечтай со мной» на борту президентского самолета. Фото: пресс-служба президента РФ

Арслан Каипкулов, участник проекта «Мечтай со мной» на борту президентского самолета. Фото: пресс-служба президента РФ

Все современные Ил-96, включая президентский, строятся на Воронежском авиазаводе. Но самолеты летного отряда «Россия» имеют специальное покрытие, что делает их менее заметными для радаров, а на борту устанавливается современная система связи, которая позволяет самолету выступать в качестве центра управления.

Почему президенту можно, а пассажирам нельзя

Производство Ил-96 стоило дорого. И хотя самолет показывал себя, как надежный и безопасный борт, превосходно выполняя рейсы за рубеж, в начале 2000-х на рынке появились более экономичные и дешевые борта. Правительство РФ сняла пошли с ввозимых в Россию самолетов, вместимость которых превышает 300 человек. И «Аэрофлот» принялся покупать Boeing и Airbus. Производство самолета для нужд гражданской авиации встало, а в 2014 году «Аэрофлот» завершил полеты на Ил-96.

При этом Ил-96 оказался любимым бортом президента РФ Владимира Путина. Большой, надежный и вместительный – на сегодняшний день в специальном летном отряде «Россия» уже десять таких самолетов. Их производство худо-бедно продолжается по сей день. Однако заказов от авиакомпаний у ВАСО нет (самолеты производит Воронежское акционерное самолетостроительное Общество).

Тем не менее, сегодня в мире еще есть одна авиакомпания, которая продолжает эксплуатацию Ил-96. Это кубинская Cubana, она выкупила несколько бортов «Аэрофлота» и летает на них в том числе на межконтинентальных маршрутах.

Например, из Гаваны в Мадрид.

Есть ли у самолета будущее?

Несмотря на нелегкую судьбу, производство самолета, как я уже писал, не прекращается все эти годы. Мощностей и заказов мало, но в Воронеже надеются предложить рынку принципиально новый современный борт на базе Ил-96. Это будет Ил-96-400М.

В сентябре воронежский завод отчитался о завершении одного из этапов сборки первого опытного образца такого самолета. Его строительство самолета планируется завершить к концу 2020 года, после чего он будет передан для испытаний.

Сроки презентации уже неоднократно сдвигали, но в Воронеже все же надеются, что государство поддержит их проект. Если все будет хорошо и самолет при поддержке государства получится, слово будет за авиакомпаниями.

Очевидно, что сделать Ил-96-400М массовым не выйдет: слишком прочны на рынке позиции Boeing и Airbus. Однако даже если «Аэрофлот» вынудят купить несколько таких бортов, то потребуется массовая работа по приспособлению к обслуживанию «Илов»: нужно будет обучать летный состав, персонал аэропортов, создавать тренажеры, базы запчастей и т.д. Эту работу пока не удалось сделать даже за 10 лет эксплуатации «Суперджетов».

Ил-96 – по-настоящему надежный самолет. За все годы эксплуатации ни один из бортов не был потерян в результате авиакатастроф.

Есть ли самолету место на рынке?

На данный момент в России на Ил-96 летает только специальный летный отряд, обслуживающий высших должностных лиц государства. Один экземпляр есть в КБ имени Илюшина, еще один борт – у министерства обороны.

В управлении делами президента не стали комментировать планы по пополнению парка спецотряда “Россия”.

Выпуск серийных самолетов планируется начать в следующем году, пояснил Русской службе Би-би-си руководитель программы Ил-96 ВАСО Дмитрий Квитко. По его словам, в летном отряде “Россия” подтвердили заинтересованность в получении Ил-96-400М.

“Мы также рассматриваем возможное сотрудничество и с рядом других авиакомпаний. Так, например, у нас подписано соглашение о намерениях с авиакомпанией Royal Flight (российская чартерная авиакомпания – Би-би-си), в рамках которого идет проработка вариантов комплектации самолета, которая бы устроила данного эксплуатанта”, – сообщил Квитко. – Мы видим потенциал использования Ил-96-400М в чартерных перевозках”.

Опираясь на опыт вывода на рынок других российских самолетов – SSJ-100 и МС-21, – можно предполагать, что для новых Ил-96 государство предложит серьезные меры поддержки, считает глава аналитической службы “АвиаПорт” Олег Пантелеев. Например, ставка лизинга для них может быть номинирована в рублях. Это позволит избежать волатильности курса и, как следствие, неопределенности с размером платежа.

В 2017 году “Коммерсант” со ссылкой на свои источники сообщал, что минпромторг, минфин, минэкономики, Росавиация и ОАК должны выбрать российского лизингодателя, который будет за счет государства докапитализирован для покупки и передачи в лизинг шести Ил-96-400М. По сообщениям, общая сумма докапитализации оценивалась более чем в 40 млрд рублей. Основными претендентами называли Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) и “Ильюшин Финанс Ко” (ИФК).

ГТЛК с 2015 года занимается лизингом SSJ-100 по поручению президента Путина. В компании не ответили на запрос Би-би-си.

Официальный представитель ИФК Андрей Липовецкий пояснил, что компания консультируется с производителем и разработчиком самолетов Ильюшина, чтобы обновленный самолет имел привлекательные характеристики для пассажиров и авиакомпаний. “По результатам станет понятен круг потенциальных заказчиков на данный самолет, и, соответственно, лизингодателей”, – сказал Липовецкий.

По словам Пантелеева, потенциальными покупателями для самолета может быть “стартап”, за которым будет стоять крупная структура, либо авиакомпания, которая будет создана под этот проект в расчете на бюджетную помощь.

Image caption

Программа Ил-96 взлетит за счёт бюджета

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий