Поиск

Истребитель шестого поколения: фантастика или реальность?

Компоновка истребителя 6 поколения

Скорее всего, истребители следующего поколения будут иметь необычную компоновочную схему. «Летающее крыло» уже давно перестало быть новинкой, однако, вероятно, что мы увидим самолеты с еще более диковинным внешним видом. В середине 90-х годов корпорация «Боинг» разработала прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика Bird of Prey («Хищная птица»). Данный летательный аппарат (ЛА) был построен по схеме «утка», однако не имел ПГО, его функции выполнял несущий фюзеляж. Такая форма самолета обладала всеми преимуществами схемы «утка» и сумела избежать свойственных ей недостатков.

При создании Bird of Prey были использованы новейшие технологии и материалы, включая 3D-печать.

Еще одним прототипом истребителей будущего стал американский ЛА X-36, первый полет которого произошел в 1997 году. Этот летательный аппарат будто бы взят из голливудского реквизита для очередной серии «Звездных войн». Машина не имеет вертикального оперения, оснащена двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ), форма этого ЛА делает его минимально заметным на экранах радаров. Именно малозаметность на нынешний момент является одним из основных средств защиты для истребителей и главным залогом их выживаемости.

Правда, стелс-технологии нередко приводят к ухудшению летных качеств самолетов, и всегда резко повышают цену производства ЛА и его эксплуатации.

F-35 (США)

Самое скандальное детище американского военпрома. Может похвастаться, что в рунете у него хейтеров намного больше, чем у Илона Маска — а это непросто! В целом, понятное отношение к самой дорогой в мире военной программе современности.

F-35 бросает вызов чувству прекрасного и представлению о том, каким на самом деле должен быть истребитель. Критики обвиняют его в чрезмерно высокой стоимости и бесконечных проблемах с оборудованием. Кроме того, многие из заявленных технологий ещё не вышли за границы лабораторий, в то время как сам самолёт уже вовсю производится.

F-35A Lightning II(фото: U.S. Air Force)

Выпустили его в значительно больших количествах, чем F-22. В конце прошлого года заказчикам передали уже больше 265 машин. И неплохо бы нам получить столько же Су-57 к концу следующего десятилетия!

За 2018 год планируется сдать ещё 90, а со следующего — начать производить больше сотни в год.

Кроме США, в создании самолёта участвуют восемь стран-партнёров. Ещё три закупили его по линии экспорта.

На данный момент идёт подготовка лётного и технического состава и доработка машины, однако ВВС и КМП США уже заявили о начальной оперативной готовности.

Кроме Штатов, F-35 летают в Норвегии, Италии, Израиле и Японии.

Летные характеристики истребителя 6 поколения

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Вероятно, что их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.

Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны в кабине истребителя и различные нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом (ИН). Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся облика истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.

Современные беспилотники в большинстве своем также управляются человеком, просто это происходит дистанционно. Если говорить о беспилотном истребителе, то он должен действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Сегодня складывается такая ситуация, когда бортовой компьютер управляет уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения. Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.

Все это все чаще приводит к вопросу целесообразности нахождения пилота в кабине.

27 июня 2016 года в университете Цинциннати (США) был проведен интересный эксперимент. На авиационном симуляторе сошлись опытный пилот и компьютер. Машине противостоял полковник ВВС США в отставке Джин Ли. Фокус. Летчик ни разу не смог победить компьютер. Позже полковник отметил, что его электронный противник показывал более быструю реакцию и всегда выбирал агрессивную и наиболее эффективную тактику боя.

Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.

Правда, существует определенный моральный аспект: готовы ли мы делегировать право убивать людей неодушевленной машине? Однако, как показывает новая и новейшая история, военные не слишком «заморачиваются» вопросами морали, так что когда ИН будет действительно готов взять на себя управление истребителем, то профессия пилота станет пережитком прошлого.

Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? Если судить по последним разработкам в этой области, то вряд ли. Современные лазеры слишком громоздки и маломощны, чтобы установить их на истребитель.

Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром).

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. И непонятно, когда оно наступит. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв в области использования истребительной авиации, пока не существует. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут развиваться быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.

Основные мировые требования к самолету 5-го поколения

Прежде всего, новые аппараты обязаны иметь значительно лучшие летные показатели и боевые характеристики. Именно по этой причине были разработаны характеристики,  которым должен отвечать новый боевой самолет.

  • Снизить к минимуму заметность самолета для радиолокационных вышек и для инфракрасных детекторов при пассивном или скрытом методе работы бортовых датчиков самолета;

  • Повышение многофункциональности, что позволяет использовать машину для более широкого спектра боевых заданий. Это должно обеспечить эффективное ведение боя как с воздушными, так и с надводными, и наземными вражескими объектами.

  • Самолет должен иметь круговую информационную систему, что позволяет контролировать все передвижение объектов вокруг самолета. Не так давно был создан шлем для данных самолетов, который позволяет пилоту смотреть сквозь самолет в любом направлении.

  • Также установлены скоростные показатели, которым должен отвечать самолет. Так, самолеты 5-го поколения должны достигать сверхзвуковых скоростей без использования режима форсажа.

  • Высокие показатели сверхманевренности аппарата.

  • Самолеты нового поколения должны быть способны производить многоканальную стрельбу ракетами с большого расстояния, а также осуществлять обстрел со всех ракурсов противников в ближнем бою.

  • Управление бортового информационного оборудования и новой системы помех должно производиться в автоматическом режиме.

  • Управление машиной должно проводиться всего одним боевым летчиком, который должен работать с индикатором тактической обстановки, на который выводится информация со всех внешних датчиков, причем данная информация предварительно обрабатывается компьютерными программами за счет сопоставления, масштабирования и наложения информации.

  • Вся конструкция и аэродинамика самолета данного типа должна обеспечивать возможность очень быстрого изменения траектории движения без запаздываний. Причем выполнение поворотов и виражей не должно требовать очень точной координации органов управления.

  • Для эффективной работы и боевого применения самолет должен прощать пилоту даже грубые погрешности управления в достаточно широком диапазоне.

  • Также автоматика самолета 5-го поколения обязана самостоятельно решать тактические задачи и иметь так называемую программу «В помощь пилоту».

Существуют отличия в приоритетных направлениях развития самолетостроения данного поколения в разных странах. Актуальным требованием к самолету, изготовленному в Российской Федерации, была сверхманевренность, что должно было обеспечить максимальную устойчивость аппарата на различных углах атаки. Также новый самолет обязан выдерживать высокие показатели перегрузки

Большое внимание было уделено разработке боевого вооружения, которое могло бы обеспечить максимальную эффективность боя при нахождении цели вне вектора траектории. Нужно отметить, что практически такие же требования были выдвинуты и для американских проектов 5-го поколения, но вскоре они поставили другие приоритетные цели, которым должен по максимуму отвечать самолет

Итак, американские конструкторы предпочли уделить особое внимание динамике всей машины. Американцы отказались от ранее намеченного пути за счет того, что были созданы новые высокоманевренные ракеты, которые могли проводить атаку с любого угла

Новые ракеты оснащены головками с самонаведением, что позволяет проводить атаку не только с положения за задней полусферой противника. За счет всего этого планировалось проводить воздушные бои на средних дальностях, а в случаях особых ситуаций можно перейти в ближний бой. Данные самолеты и их оборудование по снижению заметности машины перевели воздушные бои в категорию «первый увидел – первый сбил». С одной стороны, логика американцев и их приоритетов понятна, но встреча двух подобных аппаратов с подобным набором оборудования приведет к возвращению более старых тактик боя, и тогда маневренность очень даже будет нелишней.

Радиофотоника вместо электроники

Эксперты признают, что микроэлектроника, в частности, производство чипов – одна из основных проблем отечественного ВПК. По этому направлению Россия серьезно отстает от Запада, хотя производство самых важных элементов уже налаживается. И даже предложено решение обойти конкурентов с помощью принципиально новых разработок, а именно радиофотоники

Ученые в сфере оборонных технологий считают возможным отказаться от электронов и обратить внимание на фотоны, которые не имеют массы и летят быстрее. По оценкам специалистов, серверы, работающие на принципах фотоники, уменьшились бы в сотню раз по сравнению с нынешними, а скорость передачи данных возросла бы в десять раз

«Сейчас РЛС — это многоэтажный дом. Если начнет работать радиофотоника, то станцию можно будет установить на обычном Камазе», — убежден заместитель генерального директора ОАО «РТИ» Игорь Бевзюк. Радиофотоника может изменить расстановку сил сдерживания, ведь миниатюрные и подвижные РЛС – прекрасная альтернатива современным гигантским и дорогостоящим радиолокационным станциям. «Эффективность и дальность будет точно такая же на тысячи километров. Имея возможность использования нескольких таких комплексов, можно объединить их в целую сеть, которая увеличит характеристики этих РЛС. И это будет отечественная технология», — уверен Бевзюк.

Еще одно ноу-хау, которое может стать российским прорывом в сфере военных разработок, — терагерцовые технологии. «Они воплощают давнюю мечту военных о совмещении в одной станции подавляющих средств и средств радиолокационных. Из радара выходит терагерцовый луч, который бьет по цели. Своим излучением он позволяет подавить и лишить функционала любую часть боевого объекта», — рассказывает Бевзюк. По некоторым данным, у России есть лабораторные образцы подобного оружия. Но это уже государственная тайна.

Новый истребитель шестого поколения полетит даже в космос (фото)

Сегодня, спустя год после объявленных санкций, отечественной оборонке есть, что предъявить государству. Российские инженеры концерна радиоэлектронных технологий представили проект истребителя шестого поколения, и пусть пока только в чертежах и 3D макетах. Он создан с нуля и на основе отечественных разработок.

По замыслу авторов, пилотирование и применение оружия на новом самолете будет происходить в сверхзвуковом режиме. «Самолет 6-го поколения будет беспилотный. Мы стараемся заменить летчика роботизированным комплексом и компьютерным разумом – тогда решатся многие проблемы», — говорит Владимир Михеев, советник 1-го заместителя генерального директора АО «КРЭТ». Роботизированный истребитель выдержит серьезные перегрузки. Также в отсутствие пилота на борту можно будет разместить больше дополнительного оборудования, начиная от авионики и заканчивая различным вооружением. Кроме того, ожидается, что самолет будет выполнять задачи даже в космосе.

TF-X (Турция)

А как дела в Европе?

Что-торисуют» французы и немцы, но денег не хватает. Так что они замахиваются сразу на шестое поколение — когда-нибудь потом.

В обозримом будущем шансы поднять собственную машину есть у… Турции. Да, та ещё авиастроительная держава.

Турки уже нашли себе консультантов — помочь за идею(подзаработать и хоть как-то сохранить у себя инженерные кадры) согласились англичане и шведы. Трудно сказать, что из этого выйдет, но планов у турок много.

TF-X

Возможно, до середины следующего десятилетия они поднимут прототип, но всё зависит от политической целеустремлённости. Пока же Турция находится дальше всех — даже в том, чтобы просто определиться с проектом.

Мир не планирует стать спокойным местом — и гонка вооружений в ближайшее время явно не прекратится. До окончательного заката пилотируемой авиации(который все упорно предрекают) мы увидим ещё не одну стремительную и грациозную машину. Ну и, конечно, уйму неграциозных, закрытых и провальных — за такими даже интереснее и веселее следить.

Истребительные поколения

Существует несколько классификаций поколений истребителей, единых соглашений по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:

Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е или в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения – дозвуковые истребители, без бортовых радаров, оснащенные только радиоприцелами. Еще одним характерным признаком истребителей является прямое крыло. Типичными представителями этой группы машин являются Мессершмитт Me.262, Де Хэвиленд Вампир, Як-15, МиГ-9.

Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х или в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета, наличие радара, стреловидное крыло, ТРД с форсажной камерой, значительная высота полета. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15, МиГ-17, F-86 Сэйбр, Дассо Мистэр. Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-х.

Третье поколение. Самолеты этого поколения могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух» и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем. Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы является советский МиГ-21 и американский истребитель F-4 Phantom. Также к ней относятся такие машины, как МиГ-23, французский истребитель Mirage F1 и шведский Viggen.

Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению истребителей связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ, двухконтурным двигателем, управляемым вооружением и совершенной авионикой. Истребители четвертого поколения обладают значительно более высокими маневренными качествами по сравнению с машинами третьего поколения, они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности. Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Первый опыт использования подобных машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27. Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.

Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за развала СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд в этом направлении. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения: F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году) и F-35 Lightning II (2015 год). Российский истребитель ПАК ФА уже много лет находится на этапе испытаний, разработки в этом направлении ведутся в Китае и Японии. Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются: активное использование стелс-технологий, оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой, сверхманевренность, способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа, новые системы управления самолетом и вооружением.

Из-за санкций восстановилось производство собственной микроэлектроники

Минувший год оказался продуктивным и для предприятия имени академика Решетнева в Красноярском крае. На заводе производят 80% военных спутников России. Здесь как нигде понимают — отставание России в микроэлектронике, начавшееся в 90-е годы, нужно ликвидировать, и как можно скорее.

И здесь для этого многое делают. К примеру, совсем недавно наладили производство уникальной контурной антенны для спутников. «По этой антенне могут передаваться интернет-данные, цифровой радио- и телевизионный сигнал высокой четкости», — объяснил Александр Величко, начальник отдела разработки антенн ИСС им. М. Ф. Решетнёва.

Антенна сконструирована таким образом, что транслирует сигнал строго на ограниченную территорию. Так, его можно направить исключительно на Россию. Еще недавно производством этой уникальной антенны занимались лишь две страны — Франция и Канада, но теперь отечественные ученые научились делать ее самостоятельно.

Предприятие освоило создание спутниковых радиостанций. По оценкам военных, они могут работать в любых условиях. Но главное — они полностью защищены от вражеских помех. «Эта радиостанция спутниковой связи практически не имеет аналогов в мире, она малогабаритная.

Ее называют «Белозер». При появлении помех радиостанция автоматически перестраивается на другую частоту, и связь не пропадает», — рассказал военный представитель на «Ярославском радиозаводе» Юрий Федотов. Также на предприятии запустили производство новейших авиационных радиомаяков. Прибор необходим для спасения экипажа, если самолет совершает вынужденную посадку в безлюдной местности. Радиомаяк подает сигнал на спутник, и месторасположение борта определяется с точностью до метра. До недавнего времени такие радиомаяки выпускали на Украине.

Новый двигатель для вертолета МИ-8

Армия будущего – это не только прорывные новинки, но и проверенные машины, которые продолжают совершенствовать. Вертолет Ми-8 — самый массовый в истории авиации и самый продаваемый в мире. Его экспортную модификацию покупали даже США. Однако у авиационного завода в Улан-Удэ, где его выпускают, начались проблемы с поставками двигателей ТВ3: раньше их производили на украинском машиностроительном предприятии «Мотор Сич». «Если быть до конца точными, то разработка двигателя была российской с самого начала.

Он был спроектирован на территории Российской Федерации еще в составе Советского Союза и передан на освоение массового производства «Мотор-Сич», – объясняют на заводе. В новых условиях выпуск вертолетных двигателей организовали в Санкт-Петербурге на заводе имени Климова.

Новый двигатель по своим параметрам превзошел тот, что делали на Украине. Разработчики убеждены: их детище обладает лучшей тягой, не теряет мощности даже при высокой минусовой и плюсовой температуре, имеет хорошие характеристике на подъеме. По словам специалистов завода, в новых двигателях нет ни одной иностранной детали.

За год на предприятии подготовили испытательную базу и даже выпустили первую партию в десять штук. В кротчайшие сроки запустили производство и электронного блока управления двигателем (ЭБУ) для сверхманевренной модификации МиГ-29. Эти блоки еще называют «мозгами» двигателя, раньше их также делали на Украине.

На авиационном заводе Улан-Удэ теперь можно увидеть и еще одну винтокрылую машину с полностью отечественной «начинкой», правда, пока на этапе сборки. Это первый в России арктический вертолет. Создатели обещают, что при -50 на улице в кабине будет +30. И добавляют, что борт можно было построить и раньше — сроки сдвинулись из-за проблем с украинскими двигателями. «У меня нет прогноза по импортозамещению, но есть четкое указание верховного главнокомандующего — за два с половиной года полностью заместить украинскую продукцию. Все идет по плану и контролируется», — пояснил ситуацию замминистра обороны РФ Юрий Борисов.

Великий скачок

Впервые о созданиишестёрок» задумались в США. Учитывая неоспоримое лидерство американцев в авиастроении, это неудивительно. Правда, создавать ещё более совершенные машины решили отнюдь не потому, что пятое поколение устарело.

В начале 90-х годов стало ясно:пятёрки» получаются машинами очень сложными, а главное — дорогими. Насытить ими войска будет затратно даже для США. При этом американцы находятся в уникальном положении — конкурентов в этой сфере у них нет. РФ не до самолётов, Китаю ещё десятилетия развиваться до перспективных машин. Отрыв Штатов оценивали минимум в 20 лет.

Конечно, и флот, и ВВС США имели свои программы шестого поколения. На фото:Боинг» F/A-XX — перспективный палубный истребитель, который должен заменить F/A-18. Справа — беспилотная версия

Учитывая эти преимущества, можно было попытаться уйти в ещё больший отрыв. Не строить массово пятое поколение, а перевести все средства на создание более совершенных самолётов. И когда в начале третьего десятилетия 21-го века остальные страны наконец подойдут к постановке в серию своего пятого поколения, у США в воздухе будет уже шестое. И разрыв станет непреодолимым.

А это уже машина для ВВС.Локхид-Мартин» NGAD(Next Geneation Air Dominance,воздушное превосходство нового поколения»)

В целом, военным идея понравилась. Конечно, снимать все средства в пользу перспективных шестёрок не стали, но некоторое финансирование работ обеспечили.

Первым делом нужно было решить, что нового будет в шестом поколении. Предлагались самые различные варианты: крейсерский гиперзвук(гиперзвуковой принято называть скорость более чем в пять раз превышающую скорость звука. — Прим. ред.), оптический камуфляж и многое другое.

Самолёт шестого поколения со ставкой на скорость. ВидениеЛокхид-Мартин»

В конце концов с основными параметрами определились. Главной фишкойшестёрок» должно стать опциональное наличие пилота. Самолёты предполагалось создавать с расчётом, что значительная часть машин будет беспилотной. А каждая пилотируемая станет лидером небольшой стайки беспилотных собратьев. Сверхманёвренность распространится на все режимы полёта, в том числе и на максимальных скоростях. Самолёт получит лазерное и гиперзвуковое оружие, возможность чинить мелкие повреждения прямо в воздухе. Ну и стандартныйджентельменский набор»: большестелс», лучше электроника и радары, более продвинутая связь и передача данных.

Применения лазерного оружия по наземным целям с беспилотного варианта NGAD отБоинг»

Пилотируемые истребители шестого поколения ведут в бой беспилотные версии самих себя

J-20 (Китай)

Азиатский дракон, ещё один новичок.

Сначала зарубежные эксперты заявили(а потом и китайские государственные СМИ подтвердили), что новый истребитель уже активно эксплуатируют не только в учебных и испытательных центрах, но и в строевых частях. Известно, что его разместили в юго-восточной части страны, у Южно-Китайского моря, полного спорных островов(и иностранных военных кораблей).

Внешний вид ряда элементов самолёта вызвал в отечественных патриотических кругах ассоциации с МиГ 1.44, нереализованным советским проектом истребителя пятого поколения. Впрочем, в американских кругах он вызвал такие же ассоциации, но уже с F-22.

J-20(фото: Ruimin YAN)

Всё просто — китайцы внимательно изучили весь мировой опыт, апохожесть» появилась в первую очередь благодаря схожим требованиям. Кстати, при первой демонстрации ПАК ФА в американском околоавиационном сообществе сложилось мнение, чтопроклятые русские украли наш YF-23».

Если с происхождением J-20 всё сложно, то в качестве подхода к развитию китайцы, похоже, взяли американскую методу(сейчас её реализуют на F-35).

J-20 полетел на год позже Су-57, в 2011-м. Но самолёт явно всё еще не доделали — летает он на наших двигателях от Су-27, а с китайскими движками только проходит испытания.

В ближайшие годы обещают поднять радикально доработанную версию J-20B.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий