пр.940 – INDIA

Виды подводных лодок ВМФ СССР и России

Подводная лодка «Наутилус»

Атомные подводные лодки

Атомные подводные лодки (АПЛ) имеют ядерную силовую установку для движения. Этот тип подводных лодок имеет широкую сферу применения, они могут использоваться как для поражения кораблей, так и для уничтожения военных баз, портов и других стратегически важных объектов противника. На данный момент АПЛ это самый распространенный тип субмарин. Первая атомная подводная лодка «Наутилус» была создана в США, 14 июня 1952 года конструктором Хайманом Риковером, которого на западе иногда называют «отцом атомного флота». Ее создание стало большим прорывом в мореплавании, так как теперь судна имели почти неограниченную дальность передвижения. Стоит отметить, что «Наутилус» стал первым судном, которому удалось посетить северный полюс.

Инициатором появления первой русской атомной подводной лодки стал А. П. Александров, который 19 августа 1952 года написал письмо И. Курчатову с предложением создать судно этого типа. Первой русской атомной подлодкой стала К-3 «Ленинский комсомол», технической частью ее создания руководили конструкторы Н. А. Доллежаль и В. Н. Перегудов, а общее руководство осуществлял академик А. П. Александров. Завершили ее строительство 4 июля 1958 года, тогда она впервые дала ход под атомной силовой установкой. Так как при ее создании делали упор именно на скорость подводного хода, то получилась она даже быстрее «Наутилуса», показав ход в 28 узлов даже при неполной мощности реакторов.

Дизельные подводные лодки

Дизельная подводная лодка — это лодка, оснащенная дизельным двигателем для надводного передвижения и электромоторами для передвижения под водой, такие лодки еще часто называют дизель-электрическими (ДЭПЛ). С 1910 до 1955 года почти все подлодки были дизель-электрическими, потому что такая система позволяла достичь наибольшей автономности плавания, а также такие судна были более безопасными, ведь исключался риск взрыва, который был на лодках с бензиновыми двигателями. Зачастую основным назначением таких лодок является защита атомных подводных лодок при выходе в открытый океан, дело в том, что атомные подлодки очень подвержены атаке многоцелевых подлодок.

Дизель-электрическая подводная лодка Палтус

Появление таких подводных лодок было очень важно, ведь до них в основном использовались аппараты на мускульной тяге экипажа, на передвижение которых уходило много сил и уплыть на них далеко вряд ли получилось бы. Да, прежде были лодки еще и бензиновыми и керосиновыми двигателями, но и у них тоже было очень много минусов, но от них помогли избавиться ДЭПЛ

Над созданием подлодок с дизельным двигателем конструкторы начали думать еще с момента появления таких моторов, но идеи не могли были быть воплощены в жизнь из-за ненадежности и громоздкости дизелей того времени. Первые ДЭПЛ начали появляться только к началу Первой мировой войны. В наше время такие подлодки теряют свою популярность из-за появления аналогов имеющих атомную силовую установку, которые превосходят этот тип субмарин почти по всем параметрам.

Виды ядерных подводных лодок

Существует несколько видов атомных подводных лодок:

  1. ПЛАТ (подводная лодка атомная торпедная). Этот класс подлодок характеризуется тем, что основным его достоинством является торпедное оружие. Эти лодки используются для уничтожения вражеских кораблей и подводных лодок путем торпедирования. Примерами такого вооружения СССР являются «627(А) КИТ», «671 ЕРШ», «685 Плавник». В современной России есть такие примеры как «К-123 Марс», «885 Ясень».
  2. ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми). ПЛАРК имеет на вооружении крылатые ракеты, которыми бьет по кораблям или береговым объектам. Примером лодок ПЛАРК Советского союза являются лодки серии «651» и «659». На вооружении Российской Федерации имеются такие примеры ПЛАРК как «Орел», «Смоленск», «Омск».
  3. ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими). Такие субмарины имеют баллистические ракеты для удара по стратегически важным объектам противника. В СССР были такие ПЛАРБ как «658», «658М», «658Т» и т.д., В России есть такие примеры: «995 Борей», «К-223», «К-407».
  4. Атомные специального назначения. У этого типа субмарин есть много специальных задач, зачастую это исследования глубин океана. Примеры в СССР: «658У», «БС-64». Атомные подводные лодки специального назначения в Российской Федерации – «АС-21», «АС-23» и множество других моделей.
  5. АГС (атомные глубоководные станции). Они используются для исследования океана на большой глубине. В Советском Союзе были такие АГС как: «Нельма», «Архипелаг», в современной России используются АГС моделей «Белгород», «10830», «10830К».

Основные задачи

Подводные силы — род сил Военно-морского флота, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки.

Основными задачами подводных сил являются: поражение важных наземных объектов противника; поиск и уничтожение подводных лодок, авианосцев и других надводных кораблей противника, его десантных отрядов, конвоев, одиночных транспортов (судов) в море; разведка, обеспечение наведения своих ударных сил и выдачи им целеуказания; уничтожение морских нефтегазовых комплексов, высадка разведывательных групп (отрядов) специального назначения на побережье противника; постановка мин и другие. Организационно подводные силы состоят из отдельных соединений, которые подчинены командующим (командирам) объединениями подводных лодок и командующим объединениями разнородных сил флотов.

В отличие от других родов сил ВМФ подводные силы как ударная сила флота обладают рядом свойств, определяющих их преимущество в вооруженной борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах Мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника.

Также подводные силы как составная часть ВМФ выполняют ряд важных задач по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане: сохранение суверенитета во внутренних морских водах, территориальном море, на дне и в недрах; реализация юрисдикции и защита суверенных прав в исключительной экономической зоне на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах; защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов; защита свободы открытого моря, включающей свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований; защита территории Российской Федерации с морских направлений, защита и охрана государственной границы Российской Федерации на море.

Страшнее, чем удар с орбиты

«Посейдон» – средство глобального удара. Его потенциальное воздействие с моря для США страшнее, чем ракетный удар с космической орбиты. «Посейдон», заверяет разработчик КБ морской техники «Рубин», практически невозможно перехватить. И поясняет причину создания дрона: только агрессивные действия Вашингтона вынудили российское руководство прийти к разработке асимметричного ядерного сдерживания.

wikipedia.org
Самая быстрая американская торпеда Mk 48 (на снимке) не сможет уничтожить «Посейдон».

Военно-морские силы – одно из преимуществ США в стратегическом противостоянии в последние десятилетия, и вот это превосходство теперь сведено к нулю. Во многом виной тому – компактный ядерный двигатель «Посейдона». Противоторпеды ВМС США не могут остановить «Посейдон». Во-первых, торпедам не по зубам скорость свыше 200 км/ч благодаря ядерному двигателю и эффекту кавитации, практически воплощённому, по всем данным, только в России. Скорость самой быстрой американской торпеды Mk 48 не больше 100 км/ч. И она не сможет достать «Посейдон» на «его» глубине.

Во-вторых, противолодочная глубоководная натовская торпеда MU90 IMPACT на максимальной скорости 93 км/ч способна проплыть лишь считанные километры. «Посейдон», к тому же, может лихо маневрировать, ведомый навигатором по карте морского дна. Его рельеф определяется 3D-сонаром, находящемся в аппарате.

Добавим сюда гидроакустическую станцию, обладающую способностью кругового прослушивания. «Посейдон» в районе подводного залегания может находиться сколь угодно долго. Он может активно и результативно вести разведку. 

Неуютно жить на восточном побережье США, не без оснований предполагая, что где-то неподалеку на морском дне притаился этакий аппарат апокалипсиса, таящий в себе заряд колоссальной мощи. Неуютно и руководству США, американским военным. «Надо же что-то делать!» – подбадривают генералов политики. И попытки наверстать далеко ушедшую вперёд Россию предпринимаются. Во всю длительную историю США и СССР-России мы в гонке вооружений, как правило, догоняли. Сегодня картина изменена на противоположную.

Подводные лодки Первой мировой войны

Подводные лодки, в конце XIX в. чуть было не попавшие в список запрещенного оружия, с самого начала Первой мировой войны доказали свою эффективность. Уже 5 сентября 1914 г. германская субмарина торпедировала британский крейсер «Пасфайндер», а 22 сентября отличилась подводная лодка U-9, потопив в течение считанных минут сразу 3 британских крейсера. В последующие месяцы неограниченной подводной войны немецкие субмарины едва не поставили Англию на колени, блокировав морскую торговлю.

Германская подводная лодка U-9 — боевой корабль Первой мировой войны

Субмарина U-9 образца 1910 г. была одной из первых германских подводных лодок. Она имела водоизмещение 611 т, экипаж состоял из 25 человек, на вооружении имелось 4 торпедных аппарата калибра 450 мм.

В 1914 г. была введена в эксплуатацию еще одна германская подводная лодка — U-35. Субмарина водоизмещением 971 т вооружалась четырьмя 500-мм торпедными аппаратами (2 носовыми и 2 кормовыми), запас составлял 6 торпед. За время службы (до 1918 г.) лодка совершила 19 боевых походов, в течение которых потопила вражеские суда (в основном торговые) водоизмещением более 500 000 т.

Немецкая боевая субмарина U-35,1914 г.

В 1916 г. со стапелей кильской верфи «Дойче Верке» спустился необычный корабль. Это была первая в мире торговая субмарина «Дойчланд» водоизмещением около 2000 т. Не от хорошей жизни Германия строила подобные суда: вся надводная торговля была блокирована британским флотом. Впрочем, в 1917 г. «Дойчланд» перешла в руки ВМФ Германии и путем установки двух торпедных аппаратов была переоборудована в боевую подводную лодку.

Британцы ответили созданием лодок типа «К» — настоящих подводных крейсеров водоизмещением 2800 т. Для надводного хода на них использовались паровые турбины мощностью 10 000 л. с.! Подобные грозные суда позволили Англии эффективно сражаться с германскими субмаринами.

Всего за время войны около 600 подводных лодок воевавших государств потопили 55 крупных надводных кораблей (линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров), 105 эскадренных миноносцев и 33 подводные лодки (11% от числа погибших во время войны). Подводные лодки Германии во время войны потопили 5861 торговое судно общей грузовместимостью 13,2 млн т. Во время боевых действий из 372 немецких подводных лодок погибли 178 (48%).

Подводная лодка «Дойчланд» германского ВМФ изначально строилась как коммерческое судно

Британская субмарина К-22 серии «К» времен Первой мировой войны

Как одна лодка может решить исход войны?

Германская подводная лодка Первой мировой войны U-20 была спущена на воду в 1912 г. Этот подводный корабль стал печально знаменит. 7 мая 1915 г. по ошибке он потопил британский пассажирский лайнер «Лузитания». Погибли граждане Соединенных Штатов Америки, государства, до тех пор державшего военный нейтралитет. Это подтолкнуло США к вступлению в войну против Германии, что резко изменило ход войны не в пользу немцев.

История проекта

В 1964—1968 годах в ЦКБ-112 велись работы по проектированию спасательных глубоководных аппаратов и средств их доставки, были разработаны спасательные глубоководные аппараты проекта 1837, средняя подводная лодка С-63 была переоборудована в спасательную по проекту 666. Целью работ было получение подводного спасательного комплекса, лишённого недостатков аналогов, размещённых на надводных кораблях. Подводные лодки-спасатели не зависели от гидрометеорологических условий в районе операции, могли находиться максимально близко к месту проведения спасательных работ, были способны обеспечить наилучшие условия для работы водолазов. 20 сентября 1967 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве двух спасательных подводных лодок специальной постройки.

По заданию, разрабатываемые корабли должны были выполнять следующие задачи:

  • поиск аварийной подводной лодки самостоятельно и совместно с другими поисковыми силами на глубине до 280 метров,
  • поиск аварийной подводной лодки при помощи СГА проекта 1837 на глубине до 500 метров,
  • обследование аварийной подводной лодки при помощи водолазов на глубине до 200 метров,
  • эвакуация экипажа авариной подводной лодки с глубины до 120 метров при помощи водолазов,
  • эвакуация экипажа авариной подводной лодки с глубины до 500 метров при помощи СГА проекта 1837,
  • поиск затонувших самолётов, торпед, ракет на глубине до 500 метров при помощи СГА проекта 1837 (или аналогичных аппаратов проекта 1839),
  • подача шумовых, визуальных и радиосигналов о месте обнаружения аварийной подводной лодки,
  • установление связи с экипажем аварийной подводной лодки при помощи оборудования лодки и водолазов, обеспечение жизнедеятельности терпящих бедствие подводников до эвакуации,
  • оказание медицинской помощи водолазам и эвакуированным морякам, в том числе проведение декомпрессии,
  • обеспечение испытаний новых образцов аварийно-спасательных средств,
  • обеспечение подводных водолазных работ на глубине до 200 метров, а также на глубине до 300 метров с применением метода длительного пребывания водолазов в среде высокого давления,
  • иметь возможность буксировать аварийную подводную лодку в надводном положении.

В 1969 году на базе имевшихся наработок в ЦКБ-112 под руководством Б. А. Леонтьева сразу без предварительного эскизирования был разработан технический проект, получивший номер 940. В 1972 году рабочие чертежи проекта 940 были переданы на завод имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. В 1974—1979 годах были построены две подводные лодки.

Ставка на атомный подводный флот

Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.

В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.

В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.

Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.

Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.

Российский «Каньон»

Изначально эта АПЛ относилась к проекту 949А «Антей» (аналог «Курска»), потом его переработали, убрав пусковые установки для крылатых ракет, в проект 09852 специально для системы «Посейдон». Глухо проходили сообщения об АПЛ «Хабаровск» – штатном носителе «Посейдонов». О характеристиках этой подлодки почти ничего не известно.

Соцсети
АПЛ проекта 09852 (в центре) – самая большая из когда-либо построенных в России. Однако её водоизмещение уступает аналогичному параметру лодок проекта 941 «Акулы». В нижней части изображения – атомная станция АС-12 «Лошарик».

О создании самого подводного аппарата «Посейдон» впервые сообщил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию в марте 2018 года. Такие беспилотники, сказал он тогда, могут оснащаться как обычными, так и ядерными зарядами. Это позволит им поражать широкий спектр целей: авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру. Беспилотник получил неограниченную дальность хода. Глубина, на которую он может погружаться, более километра.

В американских СМИ со ссылкой на информацию Пентагона прошло сообщение о создании Россией беспилотной подлодки, способной нести мощный ядерный боезаряд. Главной целью подводного дрона, утверждали аналитики, должны стать базы американских субмарин и важные объекты на океанском побережье.

Разработка получила от американских военных кодовое наименование Kanyon («Каньон»). Под ним подразумевалась ударная беспилотная подводная лодка с термоядерным боеприпасом мощностью в несколько десятков мегатонн. Она способна скрытно и очень быстро перемещаться на большие расстояния.

Поводом к разного рода суждениям стал репортаж на российском телевидении о совещании по развитию ОПК в ноябре 2015 года. В совещании участвовал президент Путин. В видео «случайно» попали документы о системе «Статус-6» – подводном дроне «мегатонного класса». Примерно через полгода представитель «Объединённой судостроительной компании»  подтвердил участие в разработке беспилотного подводного робота, способного нанести неприемлемый ущерб территории США. Это было частью возможного асимметричного ответа России.

Соцсети
В конце 1950-х предполагалось «смыть» восточное побережье США подводным ядерным зарядом.

Для ясности: «Статус-6» и морской беспилотник «Посейдон» – единая разработка. Дрон может погружаться на глубины более километра и передвигаться на расстояние примерно 10 000 км со скоростью около 130-200 км/ч. Он «умеет» поражать цели в любой точке Мирового океана и на его побережье. Посейдон способен быть носителем морского вооружения или, главное, самому стать скоростной торпедой.

«Косатка» и «Змееголов»

В конце апреля этого года в США был спущен на воду первый опытный автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) Orca («Косатка») XLUUV. Разработана новинка компаниями Boeing и Huntington Ingalls Industries. В этом году достроят ещё четыре изделия, чтобы провести на них полные испытания. От прототипов ждут подтверждения расчётных характеристик.

topwar.ru
Orca («Косатка») XLUUV.

Разработка «Косатки» велась с 2017 года. Проект был завершён недавно, началось строительство техники. Сначала аппарат научат устанавливать морские мины, затем определят возможности выполнять иные задачи. Под иными подразумевается, видимо, перенесение ядерного заряда. Если Orca XLUUV пойдёт в серию, в будущем ВМС США планируют создать целый флот из АНПА, чтобы решать задачи в разных районах Мирового океана.

Orca XLUUV – это малая дизель-электрическая подлодка в корпусе обтекаемой формы со скруглённой носовой частью. У лодки автономная система управления. Система отвечает за вождение аппарата по маршруту, взаимодействует с оператором и другими АНПА. Движитель лодки водомётный, запитываемый от дизель-электрической энергоустановки.

Длина «Косатки» 26 м, в поперечнике около 3 м, водоизмещение – 80 т, максимальная скорость хода – 6-8 узлов. Автономность несколько месяцев, на одной заправке горючим и с многократными подзарядками батарей дальность плавания достигнет 6500 морских миль.

Применение целевой нагрузки обеспечено программными модулями. Специальное оборудование размещается в десятиметровом отсеке с грузоподъёмностью 8 тонн. АНПА сможет нести гидроакустические станции, радиотехнические средства, включая РЛС и системы РЭБ, иные приборы. Изучается и возможность размещения вооружений, в частности, морских мин, торпед.

Продолжаются в США и работы по перспективному проекту АНПА Snakehead («Змееголов»). Первый опытный образец подводных аппаратов большого водоизмещения LDUUV в начале февраля этого года вышел на испытания.

topwar.ru
АНПА Snakehead («Змееголов»).

Автономный аппарат Snakehead создаётся как многоцелевая подводная платформа, способная нести разнообразные нагрузки. Может базироваться на разных носителях, оказывать поддержку подлодкам или флоту в целом.

Изделие Snakehead построено в цилиндрическом корпусе. Длина несколько метров, диаметр около 1,5 м. Аппарат полностью электрический. Источник энергии – литий-ионные батареи большой ёмкости.

Snakehead имеет автономный комплекс управления, навигации и связи. Аппарат предлагается оснащать гидроакустическими средствами для разведки, набором средств для противоминной борьбы, радиотехническими средствами для разведки или подавления.

АНПА будут использовать для разведки и освещения обстановки. Это, конечно, снизит риски для подлодки-носителя. Проект Snakehead в состоянии использовать сменные полезные нагрузки в модульном исполнении.

О сроках испытаний этих двух новинок, пуска в серию говорится туманно. В любом случае догонять Россию с её «Посейдоном» придётся не менее десятка лет. 

Послевоенные дизель-электрические подводные лодки

По окончании Второй мировой войны развитие подводных лодок происходило под сильным влиянием достижений германского флота. Германский Кригсмарине успел разработать весьма эффективные подводные аппараты, но, к счастью для союзников, поставить их на вооружение и использовать по назначению уже не удалось.

Боевая субмарина проекта 877 (тип «Варшавянка») ВМФ России

Советские конструкторы на базе германской подводной лодки серии XXI разработали лодку проекта 613 водоизмещением 1350 т. Ее энергетическая установка состояла из двух дизелей и электродвигателей. Вооружение включало 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата. Под водой лодка развивала скорость хода до 13,1 узла, в надводном положении — до 18,3 узла. Командование ВМФ СССР планировало построить сразу 340 таких лодок. С 1950 по 1957 г. удалось изготовить 215 единиц, что стало рекордной цифрой серийного выпуска подводных лодок в отечественном кораблестроении.

Примерно тогда же в Советском Союзе была разработана более крупная лодка проекта 641. Эта субмарина водоизмещением 1950 т имела на вооружении сразу 10 торпедных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых) калибра 533 мм. Боезапас составлял 22 торпеды или 32 мины. Всего было построено 75 таких подводных кораблей.

Советская подлодка проекта 641

Новые германские лодки проекта 212 оснащаются гибридной двигательной установкой. Под водой используются аккумуляторные батареи, а для плавания в надводном положении — традиционный дизель-генератор. Лодка имеет водоизмещение 1830 т. Под водой она может идти со скоростью до 20 узлов, скорость надводного хода — 14,2 узла. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.

Высоким спросом на мировых рынках вооружений пользуются советские/российские подводные лодки проекта 877 «Варшавянка» и аналогичные им лодки проектов 636 и 677.

Подводная лодка проекта 613 советских ВМС

По проекту 877 изготовлено около 50 лодок. Они имеют водоизмещение 3950 т и оснащены энергетической установкой мощностью 3750 л. с. Скорость подводного хода достигает 17 узлов, надводного — 10 узлов. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.

Следует отметить, что наряду с традиционным торпедным вооружением многие современные дизель-электрические подводные лодки имеют и ракетное вооружение, причем крылатые и противокорабельные ракеты запускаются из стандартных торпедных аппаратов.

Подводная лодка номер U-31 проекта 212 ВМФ Германии

С 1990 по 2003 г. было построено 6 дизель-электрических подводных лодок типа «Коллинз» — единственных типов подводных лодок ВМФ Австралии. Эти субмарины водоизмещением 3353 т — настоящие гиганты среди дизель-электрических «одноклассниц». Их вооружение составляет 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом 22 торпеды. Вместо торпед могут использоваться ракеты «Гарпун» (боезапас 22 ракеты) или мины (44 штуки).

Таким образом, в течение полувека подводная лодка превратилась из плавсредства, способного лишь на непродолжительное время уходить под воду, в совершенный боевой корабль. Такое судно способно длительное время находиться под водой, перемещаться с высокой скоростью и поражать цели не только в море, но и на суше.

Субмарина типа «Коллинз» ВМФ Австралии

Как устроена подводная лодка ”Тайфун”

Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.

«Акула» отдыхает в порту.

Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий