Д-3 – Р-15 (проект)

9. Использованная литература и источники

  1. 12СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. Академика В. П. Макеева» / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева»; ООО «Военный Парад», 2007. — С. 131. — ISBN 5-902975-10-7
  2. 12СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 132.
  3. 12345678910Баллистическая ракета подводных лодок Р-29РМ (РСМ-54) – rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/r29pm/r29pm.shtml. Информационная система «Ракетная техника».
  4. 123456789СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 133.
  5. 12Наземная отработка реактивных двигательных установок и тепловакуумные испытания космических летательных аппаратов – www.ihst.ru/~akm/30t16.htm.
  6. ЖРД РД0243, РД0244, РД0245. Ракета морского базирования РСМ-54 на сайте КБХА – www.kbkha.ru/?p=8&cat=10&prod=50.
  7. Рисунок РГЧ, СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 119.
  8. 12345СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 134.
  9. СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 265.
  10. 12СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 266.
  11. 12СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 267.
  12. СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 165.
  13. 1234СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 135.
  14. 123СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 136.
  15. Завтра 60 лет Владимиру Дегтярю генеральному директору и генеральному конструктору ОАО «ГРЦ им. академика В.П.Макеева» – www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=4164. Пресс-служба Роскосмоса (12.09.2008).
  16. Горизонты фирмы Макеева – www.oborona.ru/110/754/index.shtml?id=3639, oborona.ru
  17. 123Ледяная «Синева»: Ракета Р-29РМУ-2 – www.popmech.ru/article/5644-ledyanaya-sineva/page/11/ // Популярная механика : Сделано в России. — В. 20.07.09.
  18. 12 gazeta.ru, Россия сильна своей «Синевой», 24 июля 2007 – www.gazeta.ru/2007/07/24/oa_245129.shtml
  19. Владимир Гундаров У ракет фальстарта нет. Как противостоять разоружению страны – nvo.ng.ru/armament/2007-06-08/6_rockets.html. Независимое военное обозрение (2007.06.08).
  20. Ракетные комплексы баллистических ракет подводных лодок – www.militaryparitet.com/nomen/russia/rocket/balrock/data/ic_nomenrussiarocketbalrock/12/.
  21. Ракеты-носители на базе баллистических ракет подводных лодок – tihiy.fromru.com/Rn/RN_BRLP.htm.
  22. 123РН «Штиль» – www.makeyev.ru/rocspace/rkkshtil/. — описание семейства ракет-носителей «Штиль» на сайте государственного ракетного центра.
  23. СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 351.
  24. К-64, БС-64 – www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/667BDRM/K-64/K-64.htm. www.deepstorm.ru. — История подводной лодки К-64.
  25. 1234Морские стратегические силы – russianforces.org/rus/navy/. Стратегическое ядерное вооружение России (26.04.2010).
  26. 12Коллектив авторов. Стратегическое ядерное вооружение России – militera.lib.ru/tw/stratrus/index.html / под редакцией П. Л. Подвига. — М.: ИздАТ, 1998. — С. 288.

История создания

Работы над баллистической ракетой для подводных лодок четвёртого поколения «Борей» начались в СССР в конце 1980-х годов.

Первоначально для применения на этих АПЛ разрабатывалась ракета «Барк». За её основу была взята трёхступенчатая жидкостная ракета Р-39Р, которой вооружались тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» — самые большие подлодки в мире.

  • Атомная подводная лодка проекта 955А «Борей-А»
  • globallookpress.com

Этот проект вело «КБ машиностроения». Однако первые три испытательных пуска Р-39УТТХ «Барк» были неудачными: вес ракеты оказался выше установленного в техническом задании. Это означало, что для её эффективного использования пришлось бы переделывать весь проект подлодок «Борей».

В 1998 году работы по проекту «Барк» были свёрнуты. Разработку новой ракеты для «Бореев», впоследствии названной «Булавой», поручили Московскому институту теплотехники (МИТ) — создателю ракет «Тополь» и «Тополь-М».

Также по теме


«Малошумность, многофункциональность, высокая автономность»: как подводная лодка «Магадан» усилит Тихоокеанский флот

В состав Тихоокеанского флота ВМФ России вошла новая дизель-электрическая подводная лодка «Магадан». До 2024 года ТОФ получит шесть…

МИТ ещё с начала 1990-х занимался эскизным проектированием баллистической ракеты морского базирования. Для ускорения работ конструкторы отказались от пусков со специального погружаемого стенда.

После успешных испытаний с макетом «Булавы» было принято решение перейти к тестовым пускам с подлодки «Дмитрий Донской» модернизированного проекта «Акула».

В 2004 году были произведены бросковые испытания из подводного положения. Затем в 2005 году — испытательные пуски из надводного и подводного положения. После этого занимавший тогда пост министра обороны РФ Сергей Иванов заявил, что ракета будет принята на вооружение к концу 2007 года. Однако принятие «Булавы» откладывалось из-за ряда технических проблем на последующих пусках.

С 2011 пуски ракеты проводились с подлодки «Юрий Долгорукий» — головного корабля проекта 955 «Борей», а в 2013 году она была принята на вооружение.

Немного сведений из истории ракеты «Сатана»

Межконтинентальную баллистическую ракету тяжелого класса Р-36М создавали в Днепропетровском КБ «Южное» (нынешний город Днепр). Работы начались в сентябре 1969 года после принятия Совмином Советского Союза постановления о создании ракетных комплексов Р-36М. Ракеты должны были обладать высокой скоростью, мощностью и другими значительными характеристиками. Завершение конструкторами эскизного проекта произошло зимой 1969 года. Межконтинентальные ядерные баллистические ракеты предусматривались с четырьмя разновидностями в боевом оснащении. Предполагались разделяющиеся, маневрирующие и моноблочные головные части.

При работе над новой ракетой, которой дали маркировку Р-36М, использовалось все, что было лучшим на то время. Применялся весь накопленный учеными опыт, который был наработан при создании предшествующих ракетных комплексов. В итоге создали новую ракету с редкостными ттд, а не модификацию Р-36. Работа над созданием Р-36М шла одновременно с другим проектом. Это были ракеты третьего поколения, специфичностью ттд их были:

  • Использование РГЧ ИН;
  • Задействование автономных систем управления с БЦВМ;
  • Командный пункт и ракета были в сооружении с высокой защищенностью;
  • Дистанционное переприцеливание должно производиться перед стартом;
  • Более совершенные средства преодолевания ПРО;
  • Присутствие высокой боевой готовности, которая обеспечивалась быстрым стартом;
  • Усовершенствованная система управления;
  • Присутствие повышенной живучести в комплексах;
  • Увеличение радиуса при поражении объектов;
  • Повышенная боевая эффективность, которая должна обеспечить увеличение мощности, скорости и точности попадания ракет;
  • Уменьшение в двадцать раз радиуса поражения при блокирующем ядерном взрыве относительно ракет 15А18, устойчивость к гамма-нейтронным излучениям повышена в 100 раз, устойчивость к рентгеновским излучениям — в десять раз.

Межконтинентальную ядерную баллистическую ракету Р-36М впервые испытали на известном полигоне Байконур в феврале 1973 года. Ракетный комплекс испытывать завершили только в октябре 1975 года. Чтобы не задерживаться с развертыванием, решили поставить его на боевом дежурстве. В 1974 году разворачивание первого ракетного полка прошло в городе Домбаровском.

В дальнейшем межконтинентальные ядерные баллистические ракеты Р-36М заменили на МБР Р-36М УТТХ. Они отличались доработанными агрегатно-приборными блоками, а также имели более совершенную систему управления. Значительное улучшение произошло и с эксплуатационными характеристиками БРК, а также с повышением защищенности пунктов управления и ШПУ. Тестовые пуски производились в 1977-1979 годах на Байконуре. Пуски осуществлялись с использованием ГЧ с 10 ББ, мощностью каждой по 0,55 Мт.

Стратегические ракетные комплексы Р-36М УТТХ с ракетами 15A18, которые оснащены 10-блочными разделяющимися ГЧ являются универсальными, высокоэффективными комплексами стратегического назначения. Одна ракета Р-36М УТТХ может обеспечить поражение до десяти целей. Возможно поражение крупных и высокопрочных малоразмерных площадных целей в обстановке эффективных противодействий ПРО неприятеля.

Радиус поражения доходит до 300 000 кв.км. При наведении на цель одного из боевых блоков его скорость возле поверхности земли при торможении в атмосфере становится значительно ниже, чем при приближении к атмосферному участку. В частности, скорость полета отделяющихся ГЧ на высоте 25 км в конце АУ 4 км/с могла составлять 2,5 км/с. Скорости встреч современных ББ МБР у поверхностей все еще засекреченные.

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.

Ссылки [ править ]

  1. . Федерация ученых-атомщиков .
  2. ^ Подвиг, Павел (2004). Стратегические ядерные силы России . Массачусетский технологический институт. п. 315.
  3. Норман Кеннет, Полмар Мур (2005). Подводные лодки времен холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Потомакские книги. п. 113.
vтеПоследовательности российских и бывших советских военных обозначений для радаров, ракетных и ракетных систем
Радиолокационные системы
Наземный
  • С-3
  • П-8
  • П-10
  • П-12
  • П-14
  • П-15
  • П-18
  • П-19
  • П-20
  • П-30
  • П-35
  • П-40
  • П-70
  • Каста 2Э
  • РСН-225 Азов
  • СНР-75
  • 1С91
  • 30Н6
  • 64N6
  • 76Н6
  • 96L6E
  • 9С15
  • 9С19
  • 9С32
  • Дуга
  • Днестр
  • Днепр
  • Дарьял
  • Дунай
  • Волга
  • Дон-2Н
  • Воронеж
  • Контейнер
Корабль
В воздухе
  • N001
  • N002
  • N005
  • N006
  • N007
  • N008
  • N010
  • N011
  • N012
  • N014
  • N019
  • N025
  • N035
  • N036
Ракеты
МБР
  • БЖРК
  • GR-1
  • R-7
  • R-9
  • R-16
  • R-26
  • R-36
  • Р-36М
  • R-46
  • РС-24
  • РС-26
  • РТ-2
  • РТ-2ПМ
  • РТ-2ПМ2
  • РТ-20
  • РТ-21
  • РТ-23
  • РС-28 Сармат
  • UR-100
  • УР-100МР
  • УР-100Н
  • UR-200
IRBM
  • R-14
  • RSD-10
БРСД
  • R-5
  • R-12
  • РТ-15
  • РТ-25
SRBM
  • 2K1
  • 2K6
  • 9K52
  • 9K720
  • R-1
  • R-2
  • R-11
  • R-11A
  • R-17
  • ОТР-21
  • ОТР-23
  • TR-1
БРПЛ
  • R-13
  • R-15
  • R-21
  • R-27
  • R-29
  • R-39
  • РСМ-45
  • РСМ-56
Земля-земля (круиз)
  • Буря
  • RSS-40
  • 3М-51 Альфа
  • 3М-54 Калибр
  • 9М730 Буревестник
Поверхность-поверхность (военно-морской флот)
  • П-1
  • П-5
  • П-15
  • П-70
  • П-120
  • П-270
  • П-500
  • П-700
  • П-750
  • П-800
  • П-900
  • П-900А
  • П-1000
  • РКВ-500А
  • РПК-2
  • РПК-6
  • РПК-7
  • УРПК-3
  • УРПК-4
  • УРПК-5
Земля-воздух
  • 2К11 Круг / СА-4 “Ганеф”
  • 2К12 Куб / СА-6 “Виновник”
  • 2К22 Тунгуска / СА-19 “Гризон” / СА-Н-11 (гусеничный пушечно-ракетный комплекс в том числе СА-19)
  • Каштан CIWS (морской пушечно-ракетный комплекс, в том числе SA-19 ​​/ SA-N-11)
  • 9К33 Оса / СА-8 “Геккон” / СА-Н-4
  • 9К31 Стрела-1 / СА-9 “Гаскин”
  • 9К32 Стрела-2 , он же СА-7 Грааль
  • 9К34 Стрела-3 / СА-14 “Гремлин” / СА-Н-8
  • 9К38 Игла / СА-16 “Буравчик” / СА-18 “Тетерев” / СА-24 “Гринч” / СА-Н-10 / СА-Н-14
  • 9K333 Верба
  • 9К35 Стрела-10 / СА-13 «Суслик»
  • 9К37 Бук / СА-11 “Овод” / СА-17 “Гризли” / СА-Н-7 / СА-Н-12
  • Панцирь-С1 / СА-22 «Борзая» (колёсный или гусеничный пушечно-ракетный комплекс, в том числе СА-22)
  • 9К330 Тор / СА-15 «Рукавица» / СА-Н-9
  • 42S6 Морфей
  • С-25 Беркут / СА-1 “Гильдия”
  • С-75 Двина / СА-2 “Указатель” / СА-Н-2
  • С-125 Нева / Печора / СА-3 “Гоа” / СА-Н-1
  • С-200 Ангара / Вега / Дубна / СА-5 “Гаммон”
  • С-300 / СА-10 “Ворчун” / СА-12 “Гладиатор / Гигант” / СА-20 “Горгулья” / СА-Н-6
  • С-350 (50Р6) Витязь
  • С-400 Триумф / СА-21 “Гроулер”
  • С-500 55Р6М «Триумфатор-М».
  • М-11 Шторм / СА-Н-3 “Кубок”
  • Сосна-Р
Воздух-поверхность
  • КСР-2
  • КСР-5
  • КС-1
  • К-10С
  • KH-11
  • Х-15
  • Х-20
  • Х-22
  • Х-23
  • Х-25
  • Х-26
  • Х-28
  • Х-29
  • Х-31
  • Х-35
  • Х-38
  • Х-41
  • Х-55
  • Х-58
  • Х-59
  • Х-80
  • Х-90
  • 9М114В Штурм-В
  • Гермес-А
  • Х-47М2 Кинжал
Воздух-воздух
  • К-5
  • R-3
  • R-4
  • R-8
  • R-23
  • R-27
  • R-33
  • R-37
  • R-38
  • R-40
  • R-60
  • R-73
  • R-77
  • R-172
Противотанковый
  • 3М6
  • 9K111
  • 9K112
  • 9К114
  • 9К115
  • 9К115-2
  • 9K121
  • 9М14
  • 9М15
  • 9М17
  • 9М113
  • 9М117
  • 9М119
  • 9М120
  • 9М123
  • 9М133
  • 9М133М Корнет-М
  • Корнет-Д
  • Гермес
Неуправляемые ракеты
С воздушным запуском
  • РП-1
  • РП-5
  • РП-6
  • РП-9
  • РП-15
  • РП-21
  • РС-82
  • RS-132
Ракетная артиллерия
  • БМ-14
  • БМ-21
  • БМ-24
  • БМ-25
  • БМ-27
  • БМ-30
  • ТОС-1
Двигатели
  • РД-8
  • РД-9
  • R-11
  • R-13
  • R-15
  • R-25
  • R-29
  • РД-33
  • РД-45
  • РД-58
  • РД-107
  • РД-117
  • РД-0120
  • РД-0124
  • РД-0146
  • РД-170
  • РД-180
  • РД-191
  • РД-500

Что такое баллистическая ракета

Много вопросов возникает в отношении отличий баллистических и крылатых ракет. Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что отличия сводятся к траектории полета.

Как это часто бывает, особенности кроются в названии. Так и название крылатой ракеты говорит само за себя. Большую часть пути крылатая ракета держится в воздухе за счет крыльев, представляя из себя по сути самолет. Наличие крыльев обеспечивает ей очень высокую маневренность, позволяющую не только менять траекторию движения, отклоняясь от средств ПВО, но даже лететь на высоте нескольких метров от земли, огибая рельеф. Так ракета и вовсе сможет остаться незамеченной для ПВО.

Это не самолет, а крылатая ракета.

Этот тип ракет имеет меньшую, в сравнении с баллистических, скорость, которая обусловлена, в том числе, более высоким лобовым сопротивлением. Тем не менее, они подразделяются на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые.

Первые развивают скорость, близкую к скорости звука, но не превышают ее. Примером таких ракет может быть знаменитая американская крылатая ракета ”Томагавк”. Сверхзвуковые ракеты могут развивать скорость до 2,5-3 скоростей звука, а гиперзвуковые, над которыми сейчас работает очень много стран, должны набирать 5-6 скоростей звука.

Еще один пример крылатой ракеты.

Баллистические ракеты летают немного иначе. Они имеют баллистическую траекторию и большую часть своего пути находятся в неуправляемом полете. Грубо говоря, это похоже на то, что ракету просто бросили в противника, как камень. Конечно, есть точный расчет и системы наведения, но именно такой относительно простой способ позволяет нести очень большой заряд, размер и вес которого существенно превышают то, что возьмет ”на борт” крылатая ракета.

Первые научные труды и теоретические работы, связанные с баллистическими ракетами, описаны еще в 1896 году К.Э. Циолковским. Он описал такой тип летательных аппаратов и вывел зависимость между многими компонентами ракеты и ее полета. Формула Циолковского до сих пор составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет.

Во многом именно этому человеку мы обязаны не только военными, но и мирными ракетами. К.Э. Циолковский.

Конструкционные особенности ракеты «Сатана»

Р-36М — это двухступенчатые ракеты, применяющие последовательные разделения ступеней. Баки с горючим и окислителем отделены при помощи совмещенного промежуточного днища. Бортовую кабельную сеть, и трубы пневмогидравлику проложили вдоль корпуса и закрыли их с помощью кожуха. Двигатель первой ступени располагает четырьмя автономными однокамерными ЖРД, с имеющейся турбонасосной подачей топлива по замкнутому циклу. Управление ракетой в полете происходит командами системой управления. Двигатель второй ступени содержит в себе наличие однокамерного маршевого и четырехкамерного рулевого ЖРД.

Также предусмотрено совершение пусков даже в обстановке применения ядерного оружия неприятелем возле позиции местоположения ракет. «Сатана» обладает темным теплозащитным покрытием. Им облегчается преодоление радиационных пылевых облаков, образовавшихся в результате применения ядерного оружия. Специальными датчиками, измеряемыми гамма- и нейтронные излучения при преодолении ядерного «гриба», регистрируется он и отключается система управления, причем при функционирующих двигателях. На выходе из зоны опасности автоматикой включается система управления и корректируется траектория полета. Собственно эти МБР обладали особо мощным боевым оснащением и комплексом преодоления ПРО.

Как бы там ни было, но до сей поры баллистическая ракета «Сатана» все еще остается непревзойденным и довольно-таки грозным российским оружием.

Ракета с ядерной боеголовкой

Не сложно догадаться, что самой страшной ракетой является именно та, которая способна нести ядерный заряд. Именно она может стать главным оружием в ядерной войне. Вот, что будет после ядерной войны. Тем не менее, многие ракеты оснащены возможность несения ядерного заряда в виде опции. В конфликтах, где применение ядерного оружия нецелесообразно, они используются для доставки неядерного боевого заряда. Именно такие боеголовки в простонародье, как правило, и называются обычными.

Более подробно останавливаться на этом пункте не стоит, так как все отличия видны из названия. Тем не менее, ядерное оружие является большой и интересной темой, о которой мы еще поговорим в ближайшее время.

Развитие [ править ]

Проект атомной подводной лодки Советского Союза начался в середине 1950-х годов и был направлен на присоединение ядерных боеголовок к различным системам доставки. Советские военные требовали от ВМФ использовать ядерное оружие для повышения эффективности военно-морских операций против крупных кораблей, военно-морских баз, групп кораблей или других стратегических целей. Постановление также давало ОКБ-586, российское конструкторское бюро, задание на создание ракеты Р-15 для Д-3 20 марта 1958 года. Планируемая дальность полета ракеты Р-15 составляла 1000 километров. а конструкция требовала улучшений со стороны систем D-1 и D-2. Ракету планировалось запустить прямо из пусковой трубы, в отличие от Д-1 и Д-2, которые приходилось поднимать.

Ракета Р-15 была спроектирована для атомной подводной лодки в 1958 году. В СКБ-143 началось проектирование подводной лодки проекта 639 с тремя ракетами Р-15. В то время как другое конструкторское бюро в 1958 году, ЦКБ № 16, работало над проектом В-629, который будет использовать Р-15. Проектом В-629 была спроектирована дизельная подводная лодка с единственной ракетой Р-15 на борту. Большинство проектных проектов было бы остановлено, потому что размер и вес ракеты не соответствовали техническим характеристикам. Работы по ракетному комплексу Д-3 и сопутствующим проектам подводных лодок были прекращены в декабре 1958 г.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий