Тактико-технические характеристики, вооружение
ДПЛ проекта 06363 – двухкорпусная, одновальная и одновинтовая.
Предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в “ближней” морской зоне.
- длина субмарины составляет 73,8 м; ширина – 9,9 м, осадка – 6,2 м;
- надводное водоизмещение – 2 тыс. 350 т, подводное – 3 тыс. 100 т;
- максимальная глубина погружения – до 300 м;
- надводная скорость – 17 узлов, подводная – до 20 узлов;
- главная энергетическая установка – дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью около 5 тыс. 500 л. с. и два дизель-генератора 30ДГ мощностью в 1 тыс. 500 киловатт каждый);
- автономность плавания – 45 суток;
- экипаж – 52 человека.
Строящиеся для ВМФ России лодки данного типа модернизированы по сравнению с 636/636М: они получили современные комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики. На вооружении лодок находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса “Калибр-ПЛ”. Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокую скрытность лодки.
Конструкция
Корпус
Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.
Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».
Прочный корпус разделён на шесть отсеков:
- Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя – жилая, в нижней – первая группа аккумуляторов.
- Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе – центральный пост, под ним – вторая палуба, на которой располагается рубка радиста и штурманская рубка. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
- Третий отсек – трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя – второй группой аккумуляторной батареи.
- Четвёртый отсек – дизель-генераторный.
- Пятый отсек – электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
- Шестой отсек – кормовой, в нём находятся электродвигатель экономичного хода и приводы рулей, кормовой люк.
Силовая установка
Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин). Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).
Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6000 миль на 7 узлах.
Обитаемость
На 57 членов экипажа имеется 45 спальных мест, расположенных в каютах первого и третьего отсеков. Ввиду отсутствия необходимого числа спальных мест, в пунктах базирования экипаж располагается в казармах.
Вооружение
Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.
Немного истории
В январе 1954 года произошло знаменательное событие в области военных разработок. В США спустили на воду первую в мире атомную подлодку (АПЛ) «Наутилус». Этот факт расширил границы возможностей субмарин того времени, увеличив не только автономность, но и глубину погружения, не говоря уже о вооружении.
С этим связана задумка Советского союза создать такую субмарину, которая превосходила бы все вражеские суда данного типа. В 60-х годах прошлого века в стране стали всерьез думать о защите от таких угроз.
Так, было положено начало подлодок проекта 636 и 877 «Варшавянка», модификации которых стоят на вооружении у современной России.
Перед конструкторами стояла задача оснастить подводную лодку (ПЛ) тихим двигателем, продвинутую технику обнаружения целей и мощным вооружением. инженеры усердно работали над этими проектами в течении семи лет, начиная с 1972 года, когда чертежи были готовы.
И уже в 1982 году первая ПЛ проекта 877 была спущена на воду. Ими планировалось оснастить все страны, участвовавшие в Варшавском договоре, откуда и второе название.
Корабли серии
- Головная подлодка серии, Б-261 «Новороссийск» (заводской номер 01670), была заложена 20 августа 2010 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передана ВМФ России 22 августа 2014 г. и конце октября направлена на глубоководные испытания на Северном флоте. 21 сентября 2020 г. прибыла к постоянному месту дислокации в Новороссийске.
- Вторая субмарина проекта, Б-237 «Ростов-на-Дону» (заводской 01671), заложена 21 ноября 2011 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передача флоту состоялась 30 декабря 2014 г.
- Третья — Б-262 «Старый Оскол» (заводской 01672) — заложена 17 августа 2012 г., спущена на воду 28 августа 2014 г. и передана флоту 3 июля 2020 г. в рамках Международного военно-морского салона в Санкт- Петербурге.
- Четвертая ДПЛ — Б-265 «Краснодар» (заводской 01673) — заложена в феврале 2014 г., спущена на воду 25 апреля 2020 г., передача флоту состоялась 5 ноября 2020 г.
- Пятая — Б-268 «Великий Новгород» (заводской 01674) — заложена 30 октября 2014 г., в день 310-летия «Адмиралтейских верфей». Спущена на воду 18 марта 2020 г., передача флоту состоялась 26 октября 2020 г.
- Шестая — Б-271 «Колпино» (заводской 01675) — также заложена 30 октября 2014 г., спущена на воду 31 мая 2020 г., передача флоту состоялась 24 ноября 2020 г.
Вооружение
Вооружение подлодок «Варшавянка» делится на следующие категории:
- торпедно-минные снаряды;
- противокорабельные ракетные установки;
- противовоздушная оборона.
Вооружение ПВО представлено ПЗРК «Стрела-3» или «Игла». Боекомплект — 8 зенитно-управляемых ракет.
Шесть торпедных аппаратов
«Варшавянка» имеет 6 торпедных аппаратов в носовой части. Калибр — 533 мм, система имеет автоматическую подачу снарядов. Боекомплект предусматривает 18 торпед.
Противокорабельные ракеты «Калибр»
Для поражения надводных целей предусмотрено 4 установки для противокорабельных ракет «Калибр». Применяются ПКР ЗМ-54. Экспортные подлодки оснащались модификациями ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1.
Технические характеристики «Варшавянки»
Начнем с габаритов и продолжим маневренностью. При ширине около 10 метров, длина подводной лодки «Варшавянка» насчитывает 73,4 м. При таких размерах надводное водоизмещение составляет более 2300 т с осадкой примерно 6 метров.
Все вышеперечисленное увеличивается при погружении ПЛ в воду. Так к водоизмещению прибавляется еще около 1600 т, а к скорости еще 3 узла. Максимальная глубина погружения 300 метров, но оптимальной считается 240 м. Под водой «Варшавянка» чуть быстрее.
Хорошую маневренность обеспечивает гибридный мотор, состоящий из пары дизель-генераторов по 1500 л.с. каждый и электромотора мощность в 5500 л.с. Для улучшения маневренности используются дополнительные электродвигатели. Помимо всего этого, на борту есть специальный электрический агрегат в 190 л.с., предназначенный для экономичного хода.
Все вышеперечисленное актуально для модели 877 проекта и его модификаций. А для 636 справедливы эти же цифры, но с небольшими улучшениями, например, чуть более высокая скорость под водой, примерно на 3 узла. Строго говоря, именно эти субмарины считаются наиболее эффективными и используются в ВМФ РФ. Кроме ПЛ основной серии, российский флот располагает ее различными модификациями.
Работа этой техники невозможна без экипажа, который насчитывает 52 человека. При таком составе на борту лодка может автономно функционировать на протяжении 45 дней.
Максимальная дальность плавания 400 миль, однако будучи оснащенной технологией РДП лодка типа «Варшавянка» может увеличить этот показатель до 6000 миль.
РДП позволяет пополнять запасы сжиженного воздуха для экипажа не поднимаясь на поверхность. Также, эта система участвует в вентиляции моторного отсека дизель-генераторов, выводя выхлопы по выдвижным трубам. По таким же трубам и поступает воздух.
Orders
People’s Republic of China
In 2002 the Chinese Navy ordered another eight boats of this type for around 1.5 to 1.6 billion US dollars, which were delivered by 2006.
Algeria
In mid-2006 Algeria ordered two boats from Project 636, which were delivered to the Algerian Navy in 2009 . In 2012 Algeria ordered two more boats, which should be delivered in 2020. The first of these two boats, the name of which is not yet known, was taken over by the Algerian Navy in October 2018, the second is to follow in late 2018 / early 2019
Russia
Due to the delays in the construction of Project 677 ( Lada class), the Russian Navy ordered six (according to other information seven) boats from Project 636.3 for the Black Sea Fleet as an interim solution . The first boat, the Novorossiysk (B-261), set out for test drives in May 2014 after being laid down in August 2010. It entered service on August 22, 2014. Construction of the following three boats, Rostov-na-Donu (B-237), Stary Oskol (B-262) and Krasnodar (B-265) began in November 2011, August 2012 and February 2014, respectively.
The new submarine brigade of the Black Sea Fleet is to be stationed both in Novorossiysk and in Sevastopol.
In September 2016, the Russian Navy ordered another six boats of this type for the Pacific fleet. Two of them were laid down in July 2017 and are scheduled to go into service in 2019.
Vietnam
The last customer so far was the Vietnamese Navy , which signed a purchase agreement for six boats in December 2009. The boats are referred to as Project 636M and 636.1 respectively. In November 2013 the HQ 182 Hanoi was handed over as the first boat . This and HQ 183 Ho Chi Minh City were put into service in April 2014. The HQ 184 Haiphong arrived in Vietnam in January 2015 , the remaining boats are to follow by 2016. The contract is valued at US $ 2.1 billion.
Russia will support Vietnam in setting up the necessary infrastructure and training the crews.
Преимущества и недостатки перед АПЛ
Зная описание характеристик «Варшавянки», можно ее сравнить с теми же атомными подлодками.
Дизель-электрические двигатели – это не случайный выбор, т.к. эти агрегаты имеют ряд достоинств, превосходящих АПЛ. А именно:
- Тихий ход;
- Нет столь сильной нужды в охлаждении;
- Легки в обслуживании.
Скрытность – это все для подлодки, поэтому очень важно ее сохранять на должном уровне. Однако, такая задача почти невыполнима при шуме от работы атомного реактора на АПЛ, не говоря уже о высокой скорости распространения звуковых волн в воде
Так что ДЭПЛ с их малошумными силовыми установками смотрятся предпочтительней.
Атомные реакции, происходящие в реакторе АПЛ, сопровождаются сильными выбросами тепла.
Поэтому для таких ПЛ жизненно важно сохранять рекомендованный температурный режим силовой установки. Для этого используется вода, которая создает характерный звуковой фон
Чего нельзя сказать о его конкурентах, ведь им достаточно хорошей вентиляции и радиаторов для работы.
Для технического обслуживания атомного реактора нужны познания в ядерной физике и многом другом. Это и осложняет, допустим, ремонт некритических повреждений. Дизельные двигатели внутреннего сгорания устроены гораздо легче, поэтому обслуживать их не составляет большого труда.
Основным недостатком ДЭПЛ является плохие, по сравнению с атомоходами, условия проживания экипажа. Речь идет не об удобстве расположения или питании людей на борту, а о развлечениях, которые отвлекают их от психологического давления долгого плавания.
Такой результат стал последствием уменьшения размеров для меньшей заметности.
Достоинства и недостатки
Ключевое преимущество подводных лодок «Варшавянка» — их скрытность. Конструктивные особенности субмарины в сочетании с малошумными двигателями позволяет ей подходить к целям практически вплотную, оставаясь невидимой для большинства средств обнаружения.
Данные аспекты в сочетании с собственной дальностью обнаружения делает подводные лодки оптимальным выбором в борьбе с кораблями противника. В большинстве случаев именно нанесение первого удара и возможность уйти от ответного решает исход боя.
Другое преимущество — противокорабельные ракеты «Калибр» способные поражать надводные цели из-под воды. Это в значительной степени расширяет спектр боевых возможностей подводной лодки. Дополнительно указывается и вероятность применения «Варшавянки» на любых широтах.
Прямых недостатков данного типа субмарин пока не выявлено. Есть определенные ограничения в огневой мощи, однако данные показатели не считаются критичными. Не выявлено недостатков и в ходе боевого применения подлодки.
История
Возросшие к 1970-м годам возможности гидроакустических средств привели к лёгкому обнаружению подводных лодок по акустическому полю, и советские конструкторы стали уделять вопросам снижения шумности первостепенное внимание. Так как шумность подводных лодок проекта 641Б , относящихся ко второму поколению, снизить не удалось, то было принято решение создать принципиально новый корабль, в связи с чем в конструкторском бюро «Рубин» под руководством Ю
Н. Кормилицина была начата разработка проекта дизельных подводных лодок третьего поколения . В соответствии с заданием, проектирующаяся лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любой подводной лодки данного класса, что достигалось оптимальным сочетанием малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия. Изначально в проект были заложены большие возможности для последующих модернизаций.
Строительство велось двумя сериями, значительно отличающимися по характеристикам. В составе ВМФ СССР все лодки были отнесены к проекту 877, а экспортные – одна серия обозначалась как проект 877Э и 877ЭКМ, вторая – проект 636 .
Описание конструкции
Проект 636 это океанская одновальная двухкорпусная лодка с дизель-электрической главной энергетической установкой, работающей по схеме с полным электродвижением.
Корпус
Для подводной лодки был разработан лёгкий корпус особой обтекаемой формы, которая была получена по результатам теоретических расчётов и модельных испытаний на стендах и в опытовых бассейнах.
Центральный пост управления подводной лодки 636.3
Отсек подводной лодки 636.3
Прочный корпус подводной лодки разделён поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает лодке высокую живучесть. При запасе плавучести около 30% в крейсерском положении, лодка проекта 636 даже при заполнении одного отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву.
Носовой отсек имеет три палубы: верхняя — торпедная, средняя — жилая, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Второй отсек командный: верхняя палуба – центральный пост, средняя – рубка радиста, нижняя – рубка штурмана. Третий отсек жилой: верхняя и средняя палубы – помещения для экипажа, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Четвертый отсек: дизель-генераторы. Пятый отсек: электромоторный, плюс также он служит для выпуска аварийного буя. Шестой кормовой отсек: механико-технический, в нём располагаются электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.
В связи с тем, что новая энергетическая установка и обслуживающие её насосы и системы потребовали больших внутренних объёмов, длина лодки была увеличена на 1,2 метра по сравнению с проектом 877. Одновременно с этим удалось увеличить объём топливно-балластных цистерн, что позволило на 1500 миль увеличить дальность плавания (7500 миль у проекта 636 вместо 6000 миль у проекта 877; 7500 миль это дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов). Дальность подводного плавания экономической скоростью достигла 400 км.
Энергетическая установка и ходовые качества
Гребной винт пр. 636.3
Дизель-электрическая энергетическая установка лодки состоит из двух дизель-генераторов 4-2ДЛ42М мощностью по 1000 кВт, и расположенных на линии вала главного гребного электродвигателя ПГ165 мощностью 5500 л.с. и электродвигателя экономического хода ПГ166 мощностью 190 л.с.
В дополнение к ним, лодка оборудована двумя побортно установленными резервными двигателями малой мощности ПГ168 по 102 л.с., предназначенными для обеспечения движения в узкостях, при швартовке и в аварийном режиме.
А благодаря установке двух групп аккумуляторов (по 120 элементов в каждой) новейшей конструкции, расположенных в первом и третьем отсеках лодки, была достигнута дальность плавания в подводном положении более 400 миль и максимальная скорость до 20 узлов.
Вал главного гребного электродвигателя вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет обеспечить срок службы главного вала в течение 20 лет.
Гребной винт семилопастной, с саблевидными лопастями. В кормовой части установлены подруливающие водометы.
Вспомогательное оборудование
Главная особенность проекта 636 – уникально низкое акустическое поле. Чтобы достичь столь низкого уровня шумности, конструкторы разработали для лодки 36 единиц нового малошумного оборудования (заменившего старое, установленное на проекте 877), покрыли корпус специальным покрытием и применили ещё некоторые конструктивные меры. Благодаря всем этим инновационным решениям, ПЛ проекта 636 обнаруживает ПЛ проекта 877 на дистанции в два раза большей, чем будет обнаружена сама. По уровню скрытности, подводная лодка финальной модификации проекта 636.3, принятая на вооружение в России, не имеет себе равных в мире.
Экипаж и обитаемость
Экипаж из 52 человек размещён в удобных каютах. Подводная лодка имеет камбуз для приготовления пищи, душевую, амбулаторию и кают-компанию для офицерского состава.
Интегрированный пульт управления АИУС “Лама-ЭКМ”
negotiations
Indonesia
Russia offered boats from project 636 for the Indonesian submarine tender in 2011, but was excluded from the procedure because the boats were “too big for an island nation”. France with the Scorpène class , Germany with the 209 class and South Korea with the Chang Bogo class, a license build of the 209 class , remained in the competition. Indonesia finally decided on the Chang Bogo class.
Philippines
The Philippine Navy wants to procure at least two submarines from 2018 to 2022 and is negotiating a draft memorandum of understanding with Russia on boats from Project 636.
Venezuela
Russia has been negotiating with Venezuela since 2008 about the sale of initially three and later six submarines. The current status of the negotiations is unknown. According to the news agency RIANovosti Venezuela came after a meeting of Venezuelan President Chavez with US – President Obama in April 2009 of the negotiations back and earmarked for Venezuela boats were sold to Vietnam.
Описание конструкции
Проект 636 это океанская одновальная двухкорпусная лодка с дизель-электрической главной энергетической установкой, работающей по схеме с полным электродвижением.
Корпус
Для подводной лодки был разработан лёгкий корпус особой обтекаемой формы, которая была получена по результатам теоретических расчётов и модельных испытаний на стендах и в опытовых бассейнах.
Центральный пост управления подводной лодки 636.3
Отсек подводной лодки 636.3
Прочный корпус подводной лодки разделён поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает лодке высокую живучесть. При запасе плавучести около 30% в крейсерском положении, лодка проекта 636 даже при заполнении одного отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву.
Носовой отсек имеет три палубы: верхняя — торпедная, средняя — жилая, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Второй отсек командный: верхняя палуба – центральный пост, средняя – рубка радиста, нижняя – рубка штурмана. Третий отсек жилой: верхняя и средняя палубы – помещения для экипажа, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Четвертый отсек: дизель-генераторы. Пятый отсек: электромоторный, плюс также он служит для выпуска аварийного буя. Шестой кормовой отсек: механико-технический, в нём располагаются электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.
В связи с тем, что новая энергетическая установка и обслуживающие её насосы и системы потребовали больших внутренних объёмов, длина лодки была увеличена на 1,2 метра по сравнению с проектом 877. Одновременно с этим удалось увеличить объём топливно-балластных цистерн, что позволило на 1500 миль увеличить дальность плавания (7500 миль у проекта 636 вместо 6000 миль у проекта 877; 7500 миль это дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов). Дальность подводного плавания экономической скоростью достигла 400 км.
Энергетическая установка и ходовые качества
Гребной винт пр. 636.3
Дизель-электрическая энергетическая установка лодки состоит из двух дизель-генераторов 4-2ДЛ42М мощностью по 1000 кВт, и расположенных на линии вала главного гребного электродвигателя ПГ165 мощностью 5500 л.с. и электродвигателя экономического хода ПГ166 мощностью 190 л.с. В дополнение к ним, лодка оборудована двумя побортно установленными резервными двигателями малой мощности ПГ168 по 102 л.с., предназначенными для обеспечения движения в узкостях, при швартовке и в аварийном режиме. А благодаря установке двух групп аккумуляторов (по 120 элементов в каждой) новейшей конструкции, расположенных в первом и третьем отсеках лодки, была достигнута дальность плавания в подводном положении более 400 миль и максимальная скорость до 20 узлов. Вал главного гребного электродвигателя вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет обеспечить срок службы главного вала в течение 20 лет. Гребной винт семилопастной, с саблевидными лопастями. В кормовой части установлены подруливающие водометы.
Вспомогательное оборудование
Главная особенность проекта 636 – уникально низкое акустическое поле. Чтобы достичь столь низкого уровня шумности, конструкторы разработали для лодки 36 единиц нового малошумного оборудования (заменившего старое, установленное на проекте 877), покрыли корпус специальным покрытием и применили ещё некоторые конструктивные меры. Благодаря всем этим инновационным решениям, ПЛ проекта 636 обнаруживает ПЛ проекта 877 на дистанции в два раза большей, чем будет обнаружена сама. По уровню скрытности, подводная лодка финальной модификации проекта 636.3, принятая на вооружение в России, не имеет себе равных в мире.
Экипаж и обитаемость
Экипаж из 52 человек размещён в удобных каютах. Подводная лодка имеет камбуз для приготовления пищи, душевую, амбулаторию и кают-компанию для офицерского состава.
Интегрированный пульт управления АИУС “Лама-ЭКМ”
Мал золотник, да грозен
Мудрость английского афоризма «Life begins at 40» («В 40 лет жизнь только начинается») находит подтверждение на примере семейства российских дизель-электрических подводных лодок базовых проектов 877 и 636, по классификации НАТО относимых к типу Improved Kilo. Ведь и четыре десятилетия после поднятия военно-морского флага над головным кораблём, строительство серии продолжается по заказам Министерства обороны России и на экспорт. К настоящему времени закончена 71 такая ДЭПЛ, и ещё несколько находятся в работе.
Родоначальник серии Б-248 сошёл со стапелей судостроительного завода имени Ленинского комсомола, в настоящее время известного как «Амурский судостроительный завод». Подобные корабли делались также в Нижнем Новгороде, а сегодня выпускаются АО «Адмиралтейскиe верфи» в Санкт-Петербурге.
mil.ru
Б-262 «Старый Оскол» – российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» – прибывает в Новороссийскую ВМБ.
При сохранении «фамильных черт» – малой шумности, высокой надёжности в эксплуатации и простоте в обслуживании и ремонте – лодки обновлённого проекта 636.3 комплектуются современным сенсорным, связным и навигационным оборудованием, а также ракетным комплексом «Калибр». Эти и другие новинки превращают лодку сравнительно малой размерности (нормальное водоизмещение 2.350 тонн, длина около 74 метров) в грозное оружие, способное уничтожать надводные и подводные корабли противника, разрушать его объекты на побережье и в глубоком тылу.
«Сочетание скрытности и дальности»
Подлодки проекта 636 «Варшавянка» — это модернизированный вариант многоцелевых дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус», разработанных в СССР в конце 1970-х годов.
Эти подлодки, которые всё ещё несут службу в российском ВМФ и предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в ближней морской зоне.
Производитель «Варшавянок» отмечает, что по сравнению с предыдущими проектами они имеют более высокую боевую эффективность.
«Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения», — отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации.
Фото РИА Новости Алексей Даничев
Как и последние серии «Палтусов», «Варшавянки» первоначально строились на экспорт. Эти подлодки поставлялись в том числе в такие страны, как Китай, Вьетнам и Алжир.
ВМФ России первоначально планировал заменить свои «Палтусы» советской постройки на подлодки проекта 677 «Лада». Однако из-за ряда проблем с проектированием и строительством этот проект был прекращён. Также было принято решение построить для российского флота серию «Варшавянок», производство которых уже было налажено.
Подлодки «Волхов», «Петропавловск-Камчатский» и другие строящиеся для нужд ВМФ корабли относятся к модернизированному варианту «Варшавянки» — проекту 636.3. Они были разработаны в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин».
Одной из самых заметных особенностей подлодок «Варшавянка» стал их малый размер. Длина корабля проекта 636 составляет 73,8 м, ширина — 9,9 м, надводное водоизмещение составляет 2350 т. Предельная глубина погружения — 300 м.
«Варшавянки» оснащены дизель-электрической установкой: гребным электродвигателем мощностью около 5,5 тыс. л. с. и двумя дизель-генераторами 30ДГ мощностью 1,5 тыс. КВт каждый.
Она может развивать надводную скорость до 17 узлов и подводную скорость 20 узлов. Автономность «Варшавянки» составляет 45 суток, а без всплытия она может преодолеть 400 морских миль (почти 741 км). При этом дальность плавания в режиме РДП (с забором воздуха, необходимого для работы двигателя внутреннего сгорания под водой) с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов составляет 7,5 тыс. морских миль (13 890 км). Численность экипажа — 52 человека.
Ходовая часть
Для подзарядки аккумуляторов этой подводной лодке не нужно всплывать на поверхность, достаточно поднять РДП (их еще называют шнорхелями), чтобы обеспечить доступ забортного воздуха и удаление продуктов сгорания топлива. Дизель применен малодымный, что снижает заметность корабля в открытом море.
Использованы и другие новшества. Основной дизель (5,5 тыс. л. с.) не служит для приведения судна в движение, его назначение состоит только в приведении в движение ротора генератора зарядки аккумуляторов. В надводном положении ход обеспечивает экономичный мотор (мощностью 130 л. с.), а еще два (по 102 л. с.) являются резервно-маневровыми. Кинематическая схема такова, что все три двигателя работают на один винт. Он тоже особенный, шестилопастной, что позволяет вращать его с меньшей скоростью (250 об./мин.), производя, соответственно, и шума меньше.