Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

субмарина Российского флота неатомная подводная лодка проекта 636 «Варшавянка»

дизельная подводная лодка «Алроса» в порту Севастополь

субмарина в порту

 

неатомная подводная лодка «Варшавянка»

 
субмарина «Варшавянка» в надводном положении

 
подводная субмарина «Варшавянка»

 
субмарина «Варшавянка» готовится к погружению

 

подводная лодка «Алроса» постоянный участник в праздновании Дня Черноморского флота РФ

субмарина «Варшавянка»

 

В 1976 году советское правительство утвердило технический проект подводной лодки под названием «Варшавянка». Субмарина состоит из шести отсеков, увеличена степень автоматизации, что позволило сократить экипаж. Новшеством стали отдельные каюты для моряков. Дизельная субмарина впервые в истории получила прорезиненное покрытие корпуса и отсеков. Новейшую акустику, связь, корабельные системы и вооружение. Шесть торпедных аппаратов, два из которых – для телеуправляемых по проводам торпед и дальностью 15 километров. Предусмотрено и несколько крылатых противокорабельных ракет. После выхода из воды ракета набирает высоту с дозвуковой скоростью, затем снижается до 10 метров и на сверхзвуковой скорости достигает цели. Дальность поражения до 300 километров.
 
автоматизированный комплекс субмарины «Варшавянка»

Экипаж субмарины имеет противокорабельные зенитные комплексы «Стрела» и «Игла». Проблема шумности была с блеском решена конструкторами благодаря бесследной системе газоотвода дизелей. Все механизмы смонтированы на амортизаторах и резиновых фундаментах.
 

Мал золотник, да грозен

Мудрость английского афоризма «Life begins at 40» («В 40 лет жизнь только начинается») находит подтверждение на примере семейства российских дизель-электрических подводных лодок базовых проектов 877 и 636, по классификации НАТО относимых к типу Improved Kilo. Ведь и четыре десятилетия после поднятия военно-морского флага над головным кораблём, строительство серии продолжается по заказам Министерства обороны России и на экспорт. К настоящему времени закончена 71 такая ДЭПЛ, и ещё несколько находятся в работе.

Родоначальник серии Б-248 сошёл со стапелей судостроительного завода имени Ленинского комсомола, в настоящее время известного как «Амурский судостроительный завод». Подобные корабли делались также в Нижнем Новгороде, а сегодня выпускаются АО «Адмиралтейскиe верфи» в Санкт-Петербурге.

mil.ru
Б-262 «Старый Оскол» – российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» – прибывает в Новороссийскую ВМБ.

При сохранении «фамильных черт» – малой шумности, высокой надёжности в эксплуатации и простоте в обслуживании и ремонте – лодки обновлённого проекта 636.3 комплектуются современным сенсорным, связным и навигационным оборудованием, а также ракетным комплексом «Калибр». Эти и другие новинки превращают лодку сравнительно малой размерности (нормальное водоизмещение 2.350 тонн, длина около 74 метров) в грозное оружие, способное уничтожать надводные и подводные корабли противника, разрушать его объекты на побережье и в глубоком тылу.

Подводная лодка Ростов-на-Дону + видимость в натуре

Не так давно (вначале весны 2021 года) мировая пресса озадачилась событием, связанным с деятельностью подводного флота России. Вышедшая на задание в Средиземное море субмарина проекта «Варшавянка», в буквальном смысле, – исчезла с радаров противолодочных армейских кораблей НАТО.

Сильно взволнованные представители служб НАТО никак не смогли объяснить причину «исчезновения», тогда как российские военные отметили этот момент малым уровнем шумов корабля. Действительно, судя по техническим характеристикам, подводная лодка Ростов-на-Дону и аналогичные субмарины проекта «Варшавянка» отличаются низкими показателями шумов в режиме рабочего хода.

«Палтус» и «Варшавянка»

«Волхов» является вторым по счёту кораблём проекта 636.3 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота. Головной корабль серии получил название «Петропавловск-Камчатский» и был передан ВМФ в ноябре 2019 года. В данный момент в цехах «Адмиралтейских верфей» строятся ещё две «Варшавянки»: «Магадан» и «Уфа».

Проект 636.3 — это модернизированная версия проекта 636 «Варшавянка», который, в свою очередь, является продолжением 877-й серии субмарин под названием «Палтус», разработанной в СССР в конце 1970-х годов.

Подводная лодка проекта 636.3 Объединённая судостроительная корпорация

По сравнению с оригинальной версией проект 636.3 претерпел ряд существенных изменений.

«Подводные лодки модифицированного проекта 636.3 имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения», — говорится на сайте «Адмиралтейских верфей».

В общей сложности в СССР и РФ было построено около 70 подводных лодок проектов 636 и 877. Причём около 40 из них были поставлены на экспорт. В списке бывших и нынешних эксплуатантов подводных лодок данного класса, помимо России, числятся также Индия, Китай, Вьетнам, Иран, Алжир, Румыния и Польша.

Разработкой «Палтуса» и «Варшавянки» занималось Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург).

Как отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации, субмарины данного типа предназначены «для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей, судов и наземных целей противника».

К боевым задачам подлодок типа 636 относят также защиту побережья, военно-морских баз, коммуникаций и границ.

Главными достоинствами кораблей проекта 636 и его модификаций разработчики называют малошумность, мощное минно-торпедное и ракетное вооружение, хорошие бытовые условия экипажа и простоту обслуживания субмарины.

Надводное водоизмещение кораблей проекта 636 составляет 2350 м³, предельная глубина погружения — 300 м, автономность плавания — 45 суток, дальность плавания в режиме работы двигателей под водой с усиленным запасом топлива и скоростью 7 узлов (около 13 км/ч) — 7,5 тыс. миль (около 14 тыс. км).

Длина подводной лодки составляет 73,8 м. Её корпус состоит из шести отсеков, которые отделяются друг от друга водонепроницаемыми перегородками. Это «позволяет оставаться на плаву при аварийном затоплении одного из отсеков, сохраняя при этом боеготовность», говорится на сайте «Адмиралтейских верфей».

Подводные лодки типа 636.3 оснащаются шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм, а также несут ракетный комплекс «Калибр-ПЛ». Общее количество снарядов обоих типов на судне составляет 18 единиц.

«Подводные лодки проекта 636 способны наносить залповые ракетные удары из всех торпедных аппаратов по морским и наземным целям», — говорится на сайте судостроительной корпорации.

Впервые в истории корабли данного проекта приняли участие в боевых действиях в 2015 году, произведя пуск «Калибров» по объектам боевиков террористической группировки «Исламское государство»* на территории Сирии. Запуски по позициям ИГ производились из подводного положения из акватории Средиземного моря.

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.

Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»

Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.

ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.

88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35

Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.

В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.

Советская лодка серии Щ — самая успешная субмарина ВМФ СССР

Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.

Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.

Подводная лодка U-995 типа VII германского Кригсмарине

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота

Советская корабельная пушка калибра 45 мм устанавливалась на боевые субмарины

Модернизации и переоборудования

В 2010 году была заложена первая подводная лодка модифицированного проекта 636.3, принятого на вооружение ВС РФ.
В 636.3 были модернизированы основные системы базового проекта 636: комплекс торпедно-ракетного вооружения, информационно-управляющая система, радиолокационный и гидроакустический комплексы. Внесен ряд усовершенствований в общекорабельные системы для повышения скрытности подводной лодки и улучшения бытовых условий экипажа. Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность: модифицированный проект получил оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современную автоматизированную информационно-управляющую систему, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение.

Подводная лодка Б-268 «Великий Новгород»

Подводная лодка Б-268 Великий Новгород

Описание конструкции

Проект 636 это океанская одновальная двухкорпусная лодка с дизель-электрической главной энергетической установкой, работающей по схеме с полным электродвижением.

Корпус

Для подводной лодки был разработан лёгкий корпус особой обтекаемой формы, которая была получена по результатам теоретических расчётов и модельных испытаний на стендах и в опытовых бассейнах.

Центральный пост управления подводной лодки 636.3

Отсек подводной лодки 636.3

Прочный корпус подводной лодки разделён поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает лодке высокую живучесть. При запасе плавучести около 30% в крейсерском положении, лодка проекта 636 даже при заполнении одного отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву.

Носовой отсек имеет три палубы: верхняя — торпедная, средняя — жилая, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Второй отсек командный: верхняя палуба – центральный пост, средняя – рубка радиста, нижняя – рубка штурмана. Третий отсек жилой: верхняя и средняя палубы – помещения для экипажа, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Четвертый отсек: дизель-генераторы. Пятый отсек: электромоторный, плюс также он служит для выпуска аварийного буя. Шестой кормовой отсек: механико-технический, в нём располагаются электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.

В связи с тем, что новая энергетическая установка и обслуживающие её насосы и системы потребовали больших внутренних объёмов, длина лодки была увеличена на 1,2 метра по сравнению с проектом 877. Одновременно с этим удалось увеличить объём топливно-балластных цистерн, что позволило на 1500 миль увеличить дальность плавания (7500 миль у проекта 636 вместо 6000 миль у проекта 877; 7500 миль это дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов). Дальность подводного плавания экономической скоростью достигла 400 км.

Энергетическая установка и ходовые качества

Гребной винт пр. 636.3

Дизель-электрическая энергетическая установка лодки состоит из двух дизель-генераторов 4-2ДЛ42М мощностью по 1000 кВт, и расположенных на линии вала главного гребного электродвигателя ПГ165 мощностью 5500 л.с. и электродвигателя экономического хода ПГ166 мощностью 190 л.с.
В дополнение к ним, лодка оборудована двумя побортно установленными резервными двигателями малой мощности ПГ168 по 102 л.с., предназначенными для обеспечения движения в узкостях, при швартовке и в аварийном режиме.
А благодаря установке двух групп аккумуляторов (по 120 элементов в каждой) новейшей конструкции, расположенных в первом и третьем отсеках лодки, была достигнута дальность плавания в подводном положении более 400 миль и максимальная скорость до 20 узлов.
Вал главного гребного электродвигателя вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет обеспечить срок службы главного вала в течение 20 лет.
Гребной винт семилопастной, с саблевидными лопастями. В кормовой части установлены подруливающие водометы.

Вспомогательное оборудование

Главная особенность проекта 636 – уникально низкое акустическое поле. Чтобы достичь столь низкого уровня шумности, конструкторы разработали для лодки 36 единиц нового малошумного оборудования (заменившего старое, установленное на проекте 877), покрыли корпус специальным покрытием и применили ещё некоторые конструктивные меры. Благодаря всем этим инновационным решениям, ПЛ проекта 636 обнаруживает ПЛ проекта 877 на дистанции в два раза большей, чем будет обнаружена сама. По уровню скрытности, подводная лодка финальной модификации проекта 636.3, принятая на вооружение в России, не имеет себе равных в мире.

Экипаж и обитаемость

Экипаж из 52 человек размещён в удобных каютах. Подводная лодка имеет камбуз для приготовления пищи, душевую, амбулаторию и кают-компанию для офицерского состава.

Интегрированный пульт управления АИУС “Лама-ЭКМ”

Представители серии

Название Верфь Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние на 01.01.2020 Прим.
Проект 636
366 Yuan Zhend 66 Hao Адмиралтейские верфи 01616 16.07.1996 26.04.1997 26.08.1997 ВМФ НОАК В строю
367 Yuan Zhend 67 Hao Адмиралтейские верфи 01327 28.08.1997 18.06.1998 25.10.1998 ВМФ НОАК В строю
Проект 636М
368 Yuan Zhend 68 Hao Адмиралтейские верфи 01329 18.10.2002 27.05.2004 20.10.2004 ВМФ НОАК В строю
369 Yuan Zhend 69 Hao Адмиралтейские верфи 01330 18.10.2002 19.08.2004 05.2005 ВМФ НОАК В строю
370 Yuan Zhend 70 Hao Адмиралтейские верфи 01331 2004 04-05.2005 05.2005 ВМФ НОАК В строю
371 Yuan Zhend 71 Hao Адмиралтейские верфи 01332 2004 26.05.2005 2005 ВМФ НОАК В строю
372 Yuan Zhend 72 Hao Адмиралтейские верфи 01333 2004 26.08.2005 30.05.2006 ВМФ НОАК В строю
373 Yuan Zhend 73 Hao Красное Сормово 01611 07.1992 08.05.2004 05.08.2005 ВМФ НОАК В строю
374 Yuan Zhend 74 Hao Севмаш 01701 29.05.2003 21.05.2005 (04.06.2005) 17.11.2005 (30.12.2005) ВМФ НОАК В строю
375 Yuan Zhend 75 Hao Севмаш 01702 29.05.2003 14.07.2005 (17.07.2005) 24.11.2005 (30.12.2005) ВМФ НОАК В строю
021 Messali el Hadj Адмиралтейские верфи 01336 2006 20.11.2008 28.08.2009 ВМС Алжира В строю
022 Akram Pacha Адмиралтейские верфи 01337 2007 09.04.2009 29.10.2010 ВМС Алжира В строю
Проект 636.1
HQ-182 Hà Nội («Ханой») Адмиралтейские верфи 01339 24.08.2010 28.08.2012 07.11.2013, 03.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») Адмиралтейские верфи 01340 28.09.2011 28.12.2012 16.01.2014, 03.04.2014 ВМС Вьетнама В строю
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») Адмиралтейские верфи 01341 23.10.2012 28.08.2013 04.12.2014, 01.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») Адмиралтейские верфи 01342 23.10.2012 28.03.2014 13.05.2015, 01.08.2015 ВМС Вьетнама В строю
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») Адмиралтейские верфи 01343 01.07.2013 28.12.2014 02.02.2016, 28.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
HQ-187 Bà Rịa-Vũng Tàu («Вунгтау») Адмиралтейские верфи 01344 28.05.2014 28.09.2015 20.01.2017, 28.02.2017 ВМС Вьетнама В строю
031 Ouarsenis («Уарсени») Адмиралтейские верфи 01346 2015 14.03.2017 02.10.2018, 09.01.2019 ВМС Алжира В строю
032 Hoggar («Хоггар») Адмиралтейские верфи 01347 2016 29.06.2017 26.11.2018, 09.01.2019 ВМС Алжира В строю
Проект 636.3
Б-261 «Новороссийск» Адмиралтейские верфи 01670 20.08.2010 28.11.2013 17.09.2014 Черноморский флот В ремонте 21.09.2015 прибыла в Новороссийск
Б-237 «Ростов-на-Дону» Адмиралтейские верфи 01671 21.11.2011 26.06.2014 30.12.2014 Черноморский флот В ремонте 16.12.2015 прибыла в Новороссийск
Б-262 «Старый Оскол» Адмиралтейские верфи 01672 17.08.2012 28.08.2014 03.07.2015 Черноморский флот В строю 01.07.2016 прибыла в Новороссийск
Б-265 «Краснодар» Адмиралтейские верфи 01673 20.02.2014 25.04.2015 05.11.2015 Черноморский флот В строю 09.08.2017 прибыла в Севастополь
Б-268 «Великий Новгород» Адмиралтейские верфи 01674 30.10.2014 18.03.2016 26.10.2016 Черноморский флот В строю 29.03.2019 прибыла в Севастополь
Б-271 «Колпино» Адмиралтейские верфи 01675 30.10.2014 31.05.2016 24.11.2016 Черноморский флот В строю 03.05.2019 прибыла в Новороссийск
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» Адмиралтейские верфи 01614 28.07.2017 28.03.2019 25.11.2019 Тихоокеанский флот В строю В 2020 году войдет в состав 19 бригады Приморской флотилии разнородных сил ТОФ
Б-603 «Волхов» Адмиралтейские верфи 01615 28.07.2017 26.12.2019 25.11.2020 Тихоокеанский флот Спущена на воду
Б-602 «Магадан» Адмиралтейские верфи 01616 01.11.2019 12.2020 25.11.2021 Тихоокеанский флот Строится Завершены гидравлические испытания прочного корпуса начались изоляционные и монтажные работы
Б-588 «Уфа» Адмиралтейские верфи 01617 01.11.2019 03.2021 25.11.2021 Тихоокеанский флот Строится Завершены гидравлические испытания прочного корпуса начались изоляционные и монтажные работы
Б-? «Можайск» Адмиралтейские верфи 01618 11.2020 12.2021 25.11.2022 Тихоокеанский флот Подписан контракт
Б-? “” Адмиралтейские верфи 01619 11.2020 03.2022 25.11.2022 Тихоокеанский флот Подписан контракт

Зачем была нужна дизельная подлодка

После появления на вооружении флотов вероятных противников этих невидимых на поверхности крейсеров, аналогичные корабли начали строить и для ВМФ СССР. Вскоре выяснилось, что образцы отечественных АПЛ отличаются от зарубежных, причем не в лучшую сторону. Акустические средства обнаружения их довольно быстро засекали по шуму винтов и двигателей. Эту проблему решили позже, а в конце шестидесятых – начале семидесятых внешним угрозам решили дать асимметричный ответ. В 1974 году КБ «Рубин» получило от главкома ВМФ С. Г. Горшкова ТЗ, в котором перечислялись главные требования к новому кораблю: малая заметность, широкий функциональный спектр и уменьшенное число членов экипажа. Через четыре года со стапелей в Комсомольске-на-Амуре сошла первая «Варшавянка». Подводная лодка соответствовала всем пунктам технического задания, а по многим показателям даже превзошла указанные в нем параметры.

Достать «Калибром» из-под воды

Месяц назад первая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636, получившая название «Новороссийск» и построенная специально для Черноморского флота, совершила межфлотский переход после заводских ходовых испытаний и прибыла на Новороссийскую военно-морскую базу. Это первая из шести субмарин этого проекта, предназначенных для ЧФ. Как отмечает командир «Новороссийска» капитан второго ранга Константин Табачный, лодка может действовать на мелководье, достигать больших дальностей перехода, производить стрельбу ракетно-торпедным комплексом по всему диапазону глубин. «Ни в Черном море, ни в Средиземном, ни в Балтийском, ни в Баренцевом морях конкурентов у нас просто нет», – отмечает офицер.

Вооружение лодок этого типа, как правило, составляют шесть торпедных аппаратов с суммарным боезапасом 18 торпед либо четырех крылатых ракет знаменитого комплекса «Калибр». Их запуск можно производить прямо из-под воды. Скорость подводного хода корабля составляет почти 20 узлов, а предельная глубина погружения определена на уровне 300 метров. Экипаж в 52 человека может автономно находиться в море до полутора месяцев, при этом дальность похода в режиме работы двигателя под водой (с увеличенным запасом топлива) способна составить семь с половиной тысяч морских миль.

Как сообщил главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, из числа шести лодок этого класса на двух уже подняты военно-морские флаги, на очереди – постановка в строй еще одного корабля, а до конца 2015 года флоту будет передана очередная лодка этого класса, уже получившая имя «Краснодар».

«В активной фазе строительства на «Адмиралтейских верфях» сейчас находятся еще две подводные лодки проекта 636 – «Колпино» и «Великий Новгород», которые планируется принять в состав ВМФ до конца 2016 года, – подчеркнул адмирал Чирков. – С приходом этих лодок на ЧФ в 2015–2016 годах можно будет с полным основанием говорить о возрождении подводных сил Черноморского флота. Объединение будет иметь в своем составе группировку лодок, обладающих большой дальностью и автономностью плавания, современными комплексами вооружения, эффективными радиотехническими и навигационными комплексами».

Сталь, которая не магнитит

В Новороссийске для приема новых подводных кораблей создана уникальная причальная база. Как сообщил замначальника управления гидротехнического строительства Спецстроя России Евгений Прохоров, в сооружении пирса применена конструкция эстакадного типа (склейка) на свайном основании. Кроме того, созданы специальные устройства для безопасной швартовки лодки, которой подводные лопасти управления («крылья») не позволяют подходить прямо к причальной стенке.

Вообще, «Варшавянки» начали строить достаточно давно. В 1984 году первую подлодку этого класса направили в десятимесячный океанский поход. За все время этого рейда американцы так и не смогли обнаружить наш корабль, после чего в НАТО за лодками этого класса прочно закрепилось название «Черная дыра».

По словам директора «Адмиралтейских верфей» Александра Бузукова, проект 636 – это модернизированная, улучшенная версия еще той, первой «Варшавянки». Корпус корабля, напоминающий очертаниями кита, позволяет добиться внушительной скорости в подводном положении – почти в 20 узлов. При этом плавные, обтекаемые формы для «Варшавянки» создают из цельных кусков металла. Для соединения швов используется особая автоматическая сварка, причем каждый шов проверяется на прочность рентгеном и ультразвуком.

На лодке созданы и относительно комфортные условия для пребывания экипажа. Имеются кондиционер, душ, усовершенствована система удаления отходов. Кают-компания может достаточно быстро быть переоборудована, скажем, в операционную. Необходимое медицинское оборудование на борту также присутствует. При этом все, даже кондиционер, оборудовано средствами шумопоглощения. Все это – в интересах снижения заметности корабля.

Эту же цель преследует и использование в строительстве специальной стали. Она маломагнитного свойства, то есть значительно сокращает магнитные поля. На корпусе лодки даже магнит не держится! Кроме того, внешнюю оболочку дополняет резиновое покрытие, что также обеспечивает защиту от обнаружения локаторами противника. А например, главный вал лодки вращается не по металлическим подшипникам, а по… деревянным втулкам, изготовленным из особо прочного дерева бакаут.

Боевое применение

8 декабря 2015 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-237 “Ростов-на-Дону” выполнила пуск 4 ракет комплекса “Калибр-ПЛ” из восточной части Средиземного моря по двум крупным пунктам террористов ИГ (запрещенная в России террористическая организация) на территории провинции Ракка в Сирии. Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

30 мая 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-265 «Краснодар» выполнила пуск ракет комплекса “Калибр-ПЛ” по позициям боевиков, находящихся восточнее Пальмиры. 23 июня 2017 эта же лодка вновь нанесла удар по объектам ИГ в Сирии.

14 сентября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводные лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино» выпустили 7 ракет комплекса “Калибр-ПЛ” по объектам группировки ИГ в Сирии. Дальность удара составила от 500 до 670 км.

22 сентября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-268 «Великий Новгород» выпустила 3 ракеты комплекса “Калибр-ПЛ” по объектам террористической группировки «Джебхат-ан-Нусра» в провинции Идлиб. Дальность до целей составила около 300 км.

05 октября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводные лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино» выпустили 10 ракет комплекса “Калибр-ПЛ” по объектам группировки ИГ в Сирии.

31 октября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-268 «Великий Новгород» выпустила 3 ракеты комплекса “Калибр-ПЛ” по объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.

03 ноября 2017 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, подводная лодка Б-271 «Колпино» выпустила 6 ракет комплекса “Калибр-ПЛ” по объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.

История

Подводные лодки этого класса предполагалось строить в больших количествах на экспорт в страны Варшавского договора, поэтому проект и носит такое название. Главный конструктор проекта — Ю. Н. Кормилицин.

Лодка предназначена для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций. Основной проект 877 создан в 1970-х годах ЦКБ «Рубин», проект 636 — одна из последних его модификаций. Строительство кораблей проекта 636 началось с середины 1990-х годов.

Б-340 проекта 636М, достроенная в 2005 году по заказу Китая, стала последней подводной лодкой, полностью построенной на заводе «Красное Сормово».

Современное строительство лодок этого проекта осуществляется на заводе Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.

В период с 2010−2016 годах было построено 6 лодок для Черноморского флота ВМФ России. Затем была заказана серия из шести подводных лодок лодок для Тихоокеанского флота ВМФ России с завершением строительства в 2023 году.

экспортный вариант субмарины «Варшавянка» проект 877

 
субмарина для ВМС Индии

 
субмарина для ВМС Ирана

 
 субмарина для ВМС Румынии

 
На сегодняшний день проект «Варшавянка одна из самых бесшумных подводных лодок. Особенностью скрытности является использование подводного звукового канала. Он представляет собой слой глубин, на котором звуковые колебания распространяются на больших расстояниях. Звук от надводного корабля проходит по каналу, отражаясь от его границ. Затем подводная лодка находит сигналы и обнаруживает цель. Благодаря такому методу дальность обнаружения субмарины возрастает в два раза.
 
Большое количество субмарин «Варшавянка» было сосредоточено на Тихоокеанском флоте, а со временем вошли в боевой состав других флотов. Их также строили для ВМС Румынии и Польши, а потом с небольшими изменениями на экспорт в Китай, Иран и Индию, некоторые из них до сих пор служат.
 

Поэтому задачами неатомной подводной лодки проекта 636 Варшавянка являются: охранение ракетных подводных крейсеров, уничтожение надводных кораблей, высадка разведывательно-диверсионных групп; минная постановка и пр. Государство способное всегда обеспечить свои интересы скрытой, боевой угрозой находящейся под водой, уже победитель в политических сражениях.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий