Модификации
Б-61 с артиллерийским вооружением.
Подводная лодка Б-67 проекта В611.
Подводная лодка Б-73 проекта 611АВ.
Многие подводные лодки проекта 611 подвергались модификациям по тому или иному проекту, как правило — для испытания новых образцов вооружения и оборудования.
- Известные подпроекты
- В611: в 1953—1956 годах Б-67 получила две вертикальные ракетные шахты и использовалась для испытательных стрельб баллистических ракет Р-11ФМ с надводным стартом, проведено 8 запусков.
- АВ611: по откорректированному по итогу испытаний проекту В611 с двумя баллистическими ракетами Р-11ФМ было переоборудовано и достроено пять подводных лодок.
- ПВ611: в 1958—1960 годах Б-67 вместо двух шахт получила одну новую для испытательных стрельб баллистической ракетой С4.7 (Р-11ФМ с подводным стартом).
- АВ611РА (611РА): в 1963—1965 годах Б-67 была переоборудована для испытания гидроакустической станции миноискания «Радиан-1».
- 611РУ: в 1963—1966 годах Б-71 была переоборудована для испытания гидроакустического комплекса МГК-300 «Рубин», позднее установленного на проекте 661 и многих других атомных подводных лодках.
- 611РЭ: в 1964—1966 годах Б-68 была переоборудована для испытания гидроакустического комплекса МГК-100 «Керчь» и буксируемой антенны «Рассвет».
- АВ611С: в 1966—1969 годах Б-78 проекта АВ611 переоборудована для испытания астрокорректора «Символ».
- АВ611Е: в 1967—1969 годах на Б-89 проекта АВ611 были установлены опытные образцы ГАК «Енисей» и ГАС «Луч», позже установленные на АПЛ проекта 705.
- АВ611К: в 1970 году Б-73 получила опытный образец навигационной космической системы «Штырь-М».
- АВ611Ц: в 1969—1970 годах на Б-62 установили опытный комплект оборудования космической связи «Цунами-Б».
- АВ611Д: в 1972—1973 годах Б-78 получила аппаратуру «Днестр» для исследования гидроакустических полей и кильватерного следа надводных и подводных кораблей.
- 611П: в 1968—1978 годах три лодки были переоборудованы в носители глубоководных аппаратов систем «Архипелаг» и «Селигер».
- П611: в 1956-1957 годах Б-64 получила установку запуска крылатой ракеты П-10.
Проект АВ611
Под руководством главного конструктора Н. Н. Исанина была разработана модификация проекта 611, получившая обозначение «В-611». Проект включал оснащение лодок двумя ядерными баллистическими ракетами Р-11ФМ, размещёнными в удлинённой рубке. Была модифицирована одна лодка — Б-67. После её доработки, по изменённому проекту, получившему обозначение «проект АВ611», в литературе встречаются также обозначения, «А611» или «611АВ», были модифицированы ещё 5 лодок: Б-73, Б-78, Б-79, Б-89, Б-62.
История проектирования
Работы над новым поколением больших подводных лодок, прерывавшиеся во время Великой Отечественной войны, возобновились одновременно с созданием проекта 613. Проект был создан в —1948 годах в ЦКБ-18 Наркомата судостроительной промышленности, главный конструктор С. А. Егоров. Предназначением новых лодок были действия на океанских коммуникациях, причём как против судов противника, так и с целью защиты конвоев союзников, минные постановки, дальняя разведка. В конструкции подлодки заметно существенное влияние немецких подлодок серии XXI, а некоторые механизмы были унифицированы со строившимся одновременно проектом 613. Новинкой для советского подводного кораблестроения стало использование внешних шпангоутов прочного корпуса, позволившее улучшить внутреннюю компоновку оборудования и механизмов.
636 «плюс» и «Амур плюс»
Не смотря на то что и сегодня проекты 636 и «Амур» достойно выглядят на фоне своих конкурентов, очевидно необходимо их развитие и модернизация в направлении:
- реализации комплекса оружия как высокоточного комплекса торпедного оружия (ВКТО) аналогично западным НАПЛ;
- включение в боекомплект такого высокоэффективного средства ПЛО как противолодочных ракет (ПЛР);
- реализации эффективного комплекса самообороны и противодействия, включающего в себя антиторпеды, современные средства ГПД (противоторпедной защиты и подавления ГАС и РГАБ) с забортными много-ствольными пусковыми установками калибра 210мм, средства РЭБ радиолиний «буй-самолет»;
- создание эффективного ЗРК НАПЛ;
- внедрение литий-полимерных АБ и анаэробных энергоустановок;
- улучшение скрытности НАПЛ, особенно против гидролокационных средств (отказ от «прямого» «бликующего» ограждения выдвижных устройств, применение на 636 проекте современных противогидролокационных покрытий);
- развитие средств связи и управления обеспечивающие эффективно реализацию концепции ВКТО и «включение» НАПЛ в сетецентрическую систему связи и управления на ТВД.
Представляет интерес вопрос целесообразности развития проекта 636 после развертывания серийного строительства НАПЛ проекта 677 («Амур»).
Считаю что решать этот вопрос должен в первую очередь (ин)заказчик. Несмотря на более новый срок разработки «Амура» и меньшее водоизмещение, 636 проект до сих пор имеет значительные перспективы развития:
- большое количество НАПЛ проекта 877ЭКМ и 636 в ВМС иностранных государств (и ВМФ РФ) ставит задачу по их модернизации (вплоть до создания перспективной версии 636 проекта, с использование новых комплексов и систем (в т.ч. и с НАПЛ проекта «Амур»));
- двухкорпусная конструкция обеспечивает прием усиленного запаса топлива (в ЦГБ) и существенное увеличение дальности плавания, при этом НАПЛ большого водоизмещения с большим радиусом и сроком патрулирования представляют собой весьма значительный сегмент рынка НАПЛ;
- внедрение многоствольных забортных пусковых установок резко повышает боевые возможности НАПЛ, а проект 636 имеет для этого значительные объемы легкого корпуса и надстройки.
С точки зрения повышения боевых качеств НАПЛ очевидно необходимо:
- Проведение комплексной модернизации торпедного оружия НАПЛ, ГАК и БИУС для обеспечения максимальной эффективности применения торпед на большие дистанции (внедрение шлангового оптоволоконного телеуправления, плавного изменения режима хода (и ряд других решений), введение в ГАК бортовых антенн с реализацией пассивного определения дистанции по целям и обеспечения согласованной обработки информации различных антенн ГАК ПЛ и переданной с борта торпед). Данная модернизация должна быть проведена не только в отношении новых образцов, но и старых, в первую очередь торпеды ТЭСТ-71МЭ, в значительном количестве находящихся в боекомплектах НАПЛ проекта 877ЭКМ.
- Введение в боекомплект НАПЛ ПЛР, как средств обеспечивающего поражение ПЛ противника в кратчайшее время. Это требует и расширения возможностей подсистемы гидролокации ГАК.
- Оснащение НАПЛ новыми средствами противодействия (ЗРК, ГПД, РЭБ «буй-самолет», антиторпедами.
На вопросе применения антиторпед необходимо остановиться особо. Россия имеет значительный приоритет в создании активных средств противоторпедной защиты, и сегодня антиторпеда комплекса «Пакет-Э/НК» обеспечивает набольшую вероятность поражения атакующей торпеды среди своих конкурентов. Внедрение антиторпед (АТ) комплекса «Пакет-Э/НК» на НАПЛ проектов 636 и «Амур» резко повышает эффективность их противоторпедной защиты и экспортный потенциал.
При этом необходимо понимать что установка антиторпед требует применения и специальных высокоточных средств целеуказания. Применение штатной ГАС ЦУ комплекса «Пакет-Э/НК» нецелесообразно из-за ограниченного сектора обзора. для обеспечения эффективного применения АТ и борта НАПЛ необходима специальная ГАК ЦУ с максимально «сферической» зоной обзора, аналогичной ГАС со сферической антенной разработанной ОАО «Океанприбор» в рамках темы «Эхо-поиск».
Оснащение НАПЛ проекта 636 и «Амур» антиторпедами резко повышает их экспортную привлекательность, а проведение комплексной модернизации — многократное повышение боевого потенциала и обеспечение соответствия перспективным требования к НАПЛ с обеспечением превосходства над зарубежными НАПЛ.
АРСЕНАЛ ОТЕЧЕСТВА | №3 (17)/2015
Описание конструкции
Корпус
Конструкция корпуса субмарин типа P611, как и предшествующего типа S, предусматривала размещение цистерн главного балласта за пределами прочного корпуса, по одной цистерне с каждой стороны, аналогично седельным сумкам для лошадей («седельные цистерны») (англ. saddle tanks).
Корпус имел клепаную конструкцию. Топливные баки располагались внутри прочного корпуса.
Энергетическая установка и ходовые качества
Субмарины типа P611 оснащались двумя дизельными двигателями мощностью 1 550 л.с. и двумя электродвигателями мощностью 1 300 л.с.
Максимальная скорость подводных лодок составляла:
- в надводном положении;
- при движении под водой.
Дальность плавания подводных лодок в надводном положении составляла при крейсерской скорости в .
Рабочая глубина погружения лодок составляла .
Экипаж и обитаемость
При проектировании подводных лодок типа P611 предполагалось, что численность экипажа составит 35 человек. В ходе эксплуатации численность экипажа была увеличена до 40 человек.
История проектирования
Работы над новым поколением больших подводных лодок, прерывавшиеся во время Великой Отечественной войны, возобновились одновременно с созданием проекта 613. Проект был создан в 1947—1948 годах в ЦКБ-18 Наркомата судостроительной промышленности, главный конструктор С. А. Егоров. Предназначением новых лодок были действия на океанских коммуникациях, причём как против судов противника, так и с целью защиты конвоев союзников, минные постановки, дальняя разведка. В конструкции подлодки заметно существенное влияние немецких подлодок серии XXI, а некоторые механизмы были унифицированы со строившимся одновременно проектом 613. Новинкой для советского подводного кораблестроения стало использование внешних шпангоутов прочного корпуса, позволившее улучшить внутреннюю компоновку оборудования и механизмов.
Примечания
- HMS P611 и HMS P612 были приняты в состав ВМС Великобритании только для перехода в Турцию. После доставки лодок британские экипажи вернулись в Великобританию.
- Мура́т-реи́с Ста́рший (1534 – 1609) (тур. Koca Murat Reis) — албанский капер и адмирал Оттоманского флота.
- Бурак Ярл (? – 1499) (тур. Burak Reis) – османский морской военачальник.
- SS Christopher Newport – это единственное судно, поврежденное подводной лодкой типа P611. 20 сентября 1942 года HMS P614 атаковала германскую подводную лодку U-408, и даже подняла при возвращении на базу «Веселый Роджер», но эта победа не была подтверждена.
- Улуч Али (1519 — 1587) (тур. Uluç Ali Reis) — мусульманский корсар итальянского происхождения, ставший позже адмиралом османского флота, пашой Алжира, пашой Триполи, и отличившийся в битве при Лепанто.
«Малютка»
Субмарины серии «М» представляют собой самые компактные подводные лодки Второй мировой войны СССР. Фильм «ВМФ СССР. Хроника Победы» рассказывает о славном боевом пути многих экипажей, умело использовавших уникальные ходовые характеристики этих кораблей в сочетании с их малыми размерами. Иногда командирам удавалось незаметно подобраться в хорошо защищенные базы противника и уйти от преследования. «Малютки» можно было перевозить по железной дороге и спускать на воду в Черном море и на Дальнем Востоке.
Наравне с достоинствами серия «М» имела, конечно, и недостатки, но без них никакая техника не обходится: непродолжительная автономность, всего две торпеды при отсутствии запаса, теснота и утомительные условия службы, связанные с немногочисленностью экипажа. Эти трудности не помешали героическим морякам-подводникам одержать внушительные победы над врагом.
Немецкие субмарины перед войной
Условия Версальского договора не позволяли Германии строить многие типы кораблей и создавать полноценный военный флот. В предвоенный период, игнорируя навязанные в 1918 году странами Антанты ограничения, немецкие верфи тем не менее спустили на воду полтора десятка субмарин океанского класса (U-25, U-26, U-37, U-64 и др.). Их водоизмещение в надводном положении составляло около 700 тонн. Меньшие по (500 т) в количестве 24 шт. (с номерами от U-44) плюс 32 единицы каботажно-прибрежного радиуса действия имели то же водоизмещение и составляли вспомогательные силы кригсмарине. Все они были вооружены носовыми орудиями и торпедными аппаратами (обычно 4 носовых и 2 кормовых).
Итак, несмотря на многие запретительные меры, к 1939 году на вооружении немецких ВМС состояли достаточно современные подводные лодки. Вторая мировая война сразу после ее начала показала высокую эффективность этого класса вооружений.
Модификации
Б-61 с артиллерийским вооружением. Подводная лодка Б-67 проекта В611. Подводная лодка Б-73 проекта 611АВ. Многие подводные лодки проекта 611 подвергались модификациям по тому или иному проекту. Известны подпроекты 611РУ, 611РЭ, 611РА, АВ611, АВ611С, АВ611Е, АВ611К, АВ611Ц, АВ611Д, 611П, П611, В611, ПВ611.
Проект АВ611
Под руководством главного конструктора Н. Н. Исанина была разработана модификация проекта 611, получившая обозначение «В-611». Проект включал оснащение лодок двумя ядерными баллистическими ракетами Р-11ФМ, размещёнными в удлинённой рубке. Была модифицирована одна лодка — Б-67. После её доработки, по изменённому проекту, получившему обозначение «проект АВ611», в литературе встречаются также обозначения, «А611» или «611АВ», были модифицированы ещё 5 лодок: Б-73, Б-78, Б-79, Б-89, Б-62.
Новшество осталось без внимания
Несмотря на очевидные преимущества, шнорхелями оснащались только СССР и другие страны оставили это изобретение без внимания, хотя условия для заимствования опыта были. Считается, что первыми шнорхели применили нидерландские судостроители, но известно также и то, что в 1925 году подобные устройства спроектировал итальянский военный инженер Ферретти, однако тогда от этой идеи отказались. В 1940 году Голландия была захвачена фашистской Германией, но ее подводный флот (4 единицы) успел уйти в Великобританию. Там тоже не оценили этого, безусловно, нужного устройства. Шнорхели демонтировали, сочтя их очень опасным и сомнительно полезным приспособлением.
Других революционных технических решений строители подводных кораблей не применяли. Совершенствовались аккумуляторы, аппараты для их зарядки, улучшались системы регенерации воздуха, но принцип устройства субмарин оставался неизменным.
Вопросы перспективы отечественных НАПЛ
Главным вопросом здесь является целесообразность строительства «классических НАПЛ» (дизель-электрических) с учетом широкого распространения в мире НАПЛ с анаэробными установками и развития средств противолодочной обороны (ПЛО). При рассмотрении этой проблемы наиболее важны три вопроса.
Первый. Использование анаэробной установки действительно обеспечивает резкое повышение скрытности НАПЛ в первую очередь по критерию «коэффициента нарушения скрытности»), однако обеспечивает только малые хода НАПЛ и резко повышает стоимость и сложность эксплуатации НАПЛ, значительно снижают ее автономность.
Важно — несколько вариантов такой ГЭУ для отечественных НАПЛ уже «на подходе». Второй
Появление современных литий-полимерных аккумуляторов резко повышает подводную автономность дизель-электрических ПЛ, являясь при этом гораздо более экономичным решением чем анаэробная ГЭУ
Второй. Появление современных литий-полимерных аккумуляторов резко повышает подводную автономность дизель-электрических ПЛ, являясь при этом гораздо более экономичным решением чем анаэробная ГЭУ.
Третий. Общее состояние проблемы противостояния «ПЛ против самолета». Резкое повышение возможностей противолодочной авиации по обнаружению малошумных целей в последние десятилетия крайне остро поставили вопрос выживаемости ПЛ в условиях ее противодействия. Причем само по себе наличие у НАПЛ анаэробной установки ее безопасность не обеспечивает, например при залпе ПКР с борта ПЛ. Демаскировка НАПЛ залпом ПКР (КР) при нахождении в районе противолодочной авиации с современными средствами поиска ставит любую НАПЛ на грань уничтожения. Фактически сложилась ситуация когда боевая устойчивость НАПЛ в таких условиях не может быть обеспечена исключительно за счет ее скрытности, необходим комплексный подход, в т.ч. активные средства противодействия авиации (ЗРК ПЛ), низкочастотные средства ГПД, обеспечивающие подавление работы РГАБ в «подводной полусфере» и средства постановки помех линиям связи «буй-самолет» в «надводной».
Необходимо подчеркнуть, что сегодня таких средств (с требуемым уровнем эффективности) нет ни у одной зарубежной НАПЛ. Эффективность ЗРК ПЛ типа IDAS (ФРГ) и A3SM (Франция), заведомо недостаточна, и она не может обеспечить эффективной защиты НАПЛ. Не вдаваясь в подробности, необходимо отметить что в России есть необходимый задел и научно-технический потенциал для создания таких средств НАПЛ, с высоким (необходимым) уровнем эффективности.
Важно отметить что наличие эффективного ЗРК НАПЛ является, вероятно, более эффективным и простым решением для НАПЛ чем анаэробная установка (при условии использования литий-полимерных АБ), но и обеспечивает возможность эффективного «включение» НАПЛ в «оперативно-тактическую сеть» межвидовой группировки действующей на ТВД, повышая и ее эффективность, и эффективность и боевую устойчивость самой НАПЛ (за счет резкого улучшения ситуационной осведомленности и возможности оперативной связи с командованием). Это безусловно ставит дополнительные (но реальные!) требования к бортовым средства связи и управления боем на борту НАПЛ
Конструкция
Двухкорпусная трёхвальная подводная лодка, прочный корпус которой разделялся на семь отсеков:
- Первый отсек — носовой торпедный: шесть торпедных аппаратов.
- Второй отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе находились кают-компания для офицеров, рубка гидроакустика, душевая, на нижнем ярусе — первая группа аккумуляторных батарей.
- Третий отсек — центральный пост, выдвижные устройства.
- Четвёртый отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе — кают-компания старшин, радиорубка, кладовые, камбуз, на нижнем ярусе — вторая группа аккумуляторов.
- Пятый отсек — дизельный. В нём размещались все три главных дизельных двигателя и два дизель-компрессора.
- Шестой отсек — электромоторный. Служит для размещения трёх главных гребных электродвигателей.
- Седьмой отек — кормовой торпедный. Четыре торпедных аппарата, койки личного состава, на нижнем ярусе — вспомогательный электродвигатель.
Конструкция
Двухкорпусная трёхвальная подводная лодка, прочный корпус которой разделялся на семь отсеков:
- Первый отсек — носовой торпедный: шесть торпедных аппаратов.
- Второй отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе находились кают-компания для офицеров, рубка гидроакустика, душевая, на нижнем ярусе — первая группа аккумуляторных батарей.
- Третий отсек — центральный пост, выдвижные устройства.
- Четвёртый отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе — кают-компания старшин, радиорубка, кладовые, камбуз, на нижнем ярусе — вторая группа аккумуляторов.
- Пятый отсек — дизельный. В нём размещались все три главных дизельных двигателя и два дизель-компрессора.
- Шестой отсек — электромоторный. Служит для размещения трёх главных гребных электродвигателей.
- Седьмой отек — кормовой торпедный. Четыре торпедных аппарата, койки личного состава, на нижнем ярусе — вспомогательный электродвигатель.
Представители
Название | Заводской номер | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|
Завод № 196 «Судомех», Ленинград | |||||
Б-61 | 580 | 10 января 1951 | 26 июля 1951 | 31 декабря 1953 | Достраивалась и испытывалась в Таллине |
Б-62 | 631 | 6 сентября 1951 | 29 апреля 1952 | 31 декабря 1953 | «Вега». Модифицировалась как АВ611, АВ611Ц. |
Б-63 | 632 | 6 февраля 1952 | 17 июля 1952 | 30 июня 1954 | с 1978 — Б-863 |
Б-64 | 633 | 15 мая 1952 | 29 ноября 1952 | 30 декабря 1954 | с 1970 — Б-864 |
Б-65 | 634 | 24 июля 1952 | 21 марта 1953 | 6 декабря 1954 | |
Б-66 | 635 | 15 декабря 1952 | 30 июня 1953 | 29 декабря 1954 | «Лира». С 1970 — Б-866 |
Б-67 | 636 | 26 марта 1953 | 5 сентября 1953 | 30 июня 1956 | Построена в Северодвинске. Модифицировалась как В611, ПВ611, 611РА |
Б-68 | 637 | 6 июня 1953 | 31 октября 1953 | 27 ноября 1955 | Модифицировалась как 611РЭ |
Б-69 | 638 | 14 сентября 1953 | 18 июня 1954 | 31 декабря 1955 | Модифицировалась как 611П |
Завод № 402, Северодвинск | |||||
Б-70 | 351 | 14 мая 1954 | 18 сентября 1955 | 29 июня 1956 | |
Б-71 | 402 | 7 июня 1954 | 19 мая 1956 | 30 сентября 1956 | Модифицировалась как 611РУ |
Б-72 | 403 | 16 ноября 1953 | 18 сентября 1955 | 30 июня 1956 | |
Б-73 | 404 | 16 августа 1954 | 16 января 1957 | 30 ноября 1957 | «Лира». Модифицировалась как АВ611, АВ611К |
Б-74 | 305 | 27 сентября 1954 | 5 июня 1956 | 31 октября 1956 | |
Б-75 | 306 | 11 ноября 1954 | 8 июля 1956 | 6 ноября 1956 | |
Б-76 | 307 | 24 января 1955 | 25 августа 1956 | 21 ноября 1956 | |
Б-77 | 208 | 7 мая 1955 | 20 сентября 1956 | 30 ноября 1956 | |
Б-78 | 209 | 16 июля 1955 | 13 июня 1957 | 30 ноября 1957 | «Мурманский комсомолец». Модифицировалась как АВ611, АВ611С, АВ611Д |
Б-79 | 210 | 19 декабря 1955 | 16 июля 1957 | 3 декабря 1957 | Модифицировалась как АВ611 |
Б-80 | 111 | 1 февраля 1956 | 16 января 1957 | 13 июля 1957 | Сохранялась как музейный корабль в Нидерландах, утилизирована в 2019 году |
Б-81 | 112 | 19 апреля 1956 | С 1970 — Б-881 | ||
Б-82 | 113 | 15 июня 1956 | 12 мая 1957 | 17 августа 1957 | Модифицировалась как 611РЕ |
Б-88 | 514 | 17 августа 1956 | 4 июля 1957 | 25 сентября 1957 | «Орион» |
Б-89 | 515 | 5 февраля 1957 | 21 сентября 1957 | 13 декабря 1957 | Модифицировалась как АВ611, АВ611Е |
Б-90 | 516 | 25 октября 1956 | 17 августа 1957 | 30 октября 1957 | «Марс» |
Б-91 | 517 | 25 января 1957 | 26 ноября 1957 | 15 июля 1958 | Модифицировалась как 611П. С 1970 — Б-891 |
Строительство
Для работы над проектом была создана особая технология постройки, заключающаяся в возможности монтажа в секциях всех видов оборудования без предварительного гидравлического испытания. Это позволяло сократить время строительства, но было революционным и потому диковинным решением. В дальнейшем эта технология была признана не слишком надежной, и потому монтаж проходил только после гидравлических испытаний всех частей корабля, как и планировалось ранее. Первая подлодка проекта 611 была заложена в 1951 году и спустя год была спущена на воду. На постройку всех единиц проекта уходило не более двух лет.
Вам будет интересно:Ошибка в образовании формы слова: типичные и грамматические ошибки, морфологические нормы и примеры
Спустя два месяца после спуска на воду первой подлодки нового типа, судостроительный завод посетил министр промышленности В. А. Малышев. Он ознакомился с описанием испытаний корабля и остался не удовлетворен организацией работы — его не устраивали сроки выполнения, а также пугало приближение зимы и ледостава. Для содействия в быстрой постройке новых подводных лодок было принято решение перегнать лодку в Таллин, чтобы избежать проблем, вызванных ледоставом и заодно испытать проходимость судна в ледовых условиях.
Вооружение
Минно-торпедное вооружение
На подводных лодках типа P611 были установлены 4 носовых торпедных аппарата и 1 внешний кормовой аппарат. Боезапас составлял 8 для носовых аппаратов, и 1 была установлена в кормовой аппарат.
Характеристика торпед Mark VIII | |||||
---|---|---|---|---|---|
Калибр, мм | Длина, мм | Масса, кг | Масса взрывчатого вещества, кг | Дальность хода, м | Скорость, узл. |
533 | 6579 | 1566 | 340 | 45706400 | 45,541 |
Характеристика торпед Mark X | |||||
---|---|---|---|---|---|
Калибр, мм | Длина, мм | Масса, кг | Масса взрывчатого вещества, кг | Дальность хода, м | Скорость, узл. |
533 | 7200 | 1620 | 300 | 3280 13120 | 4729 |
Вспомогательная/зенитная артиллерия
На подводных лодках типа P611 было установлено одно палубное орудие 102/40 QF Mk XX.
Характеристика орудия устанавливаемого на подводные лодки типа P611 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Наименование | Калибр мм | Длина ствола мм | Масса ствола с затвором кг | Масса снаряда кг | Начальная скорость м/с | Дальность стрельбы км |
102/40 QF Mk XX | 102 | 4232 | 1318 | 14,1 | 676 | 12,8 |
Зенитное вооружение состояло из одного пулемета системы Льюиса.
HMS P614 в порту Мурманска, 1942 год.
Характеристика зенитного пулемета системы Льюиса подводной лодки типа P611 | ||||
---|---|---|---|---|
Калибр, мм | Длина ствола, мм | Масса, кг | Скорострельность, выстрелов в мин. | Начальная скорость пули, м/с |
7,69 | 665 | 11,8 | 500-600 | 740 |
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
На подводных лодках типа P611 устанавливалось следующее оборудование:
- радар типа 286U;
- активная гидролокационная система ASDIC тип 129;
- пассивная гидролокационная система тип 138.
Проблемы при испытаниях
При первых попытках произвести выстрелы с судна были замечены колебания его носовой части. Чтобы разобраться с проблемой, на завод был приглашен академик Крылов. Изучив чертежи корабля и особенности холостой стрельбы, он пришел к выводу, что колебания случаются из-за выхода воздушного пузыря и находятся в пределах нормы. Вскоре был найден еще один дефект – магнитное поле лодки во время эксплуатации критически превышало допустимую норму. Было обнаружено, что происходит это из-за неверно собранного гребного электродвигателя. Под руководством профессора Кондорского ошибка была исправлена, что дало положительные результаты. Таким образом, большая часть проблем на подлодках была вызвана не ошибками в расчетах и чертежах, а человеческим фактором.
В конце мая — начале июня 1952 года лодка снова вернулась в Ленинград для доработки и ликвидации обнаруженных изъянов и дефектов. Долго велись скоростные испытания, по итогам которых некоторые части конструкции решено было заменить более прочными. Было принято решение обрезать гребные винты, чтобы добиться наибольшего обтекания и, как следствие, наивысшей скорости в воде. Несмотря на то что в результате всех действий с лодкой она получила способность развивать достаточно большую по меркам того времени скорость, цель достигнута так и не была.
В начале лета 1953 года была обнаружена еще одна проблема – вибрация при погружении. Во время пробного погружения на 60 метров для изучения вибрации носовой части произошел пожар. Весь экипаж был срочно эвакуирован, а отсек подвергся герметизации. Пожар был такой силы, что его не удавалось потушить довольно долгое время, и он успел нанести значительный материальный ущерб. К счастью, человеческих жертв удалось избежать. Для восстановления сгоревшего отсека потребовалось больше двух месяцев и немалое финансирование. Была создана особая комиссия, целью которой было выявление причин возгорания. Как оказалось, причиной стали не технические недочеты судна, а халатность экипажа, занимавшегося его сборкой, – отсек загорелся в результате короткого замыкания, которое не несло бы опасности, если бы один из электромонтажников не оставил за распределительным щитом свой промасленный ватник.
После пожара испытания решено было прекратить, и лодка была сдана в эксплуатацию. Началось строительство целой серии подобных моделей.
Модификации
Б-61 с артиллерийским вооружением.
Подводная лодка Б-67 проекта В611.
Подводная лодка Б-73 проекта 611АВ.
Многие подводные лодки проекта 611 подвергались модификациям по тому или иному проекту, как правило — для испытания новых образцов вооружения и оборудования.
- Известные подпроекты
- В611: в 1953—1956 годах Б-67 получила две вертикальные ракетные шахты и использовалась для испытательных стрельб баллистических ракет Р-11ФМ с надводным стартом, проведено 8 запусков.
- АВ611: по откорректированному по итогу испытаний проекту В611 с двумя баллистическими ракетами Р-11ФМ было переоборудовано и достроено пять подводных лодок.
- ПВ611: в 1958—1960 годах Б-67 вместо двух шахт получила одну новую для испытательных стрельб баллистической ракетой С4.7 (Р-11ФМ с подводным стартом).
- АВ611РА (611РА): в 1963—1965 годах Б-67 была переоборудована для испытания гидроакустической станции миноискания «Радиан-1».
- 611РУ: в 1963—1966 годах Б-71 была переоборудована для испытания гидроакустического комплекса МГК-300 «Рубин», позднее установленного на проекте 661 и многих других атомных подводных лодках.
- 611РЭ: в 1964—1966 годах Б-68 была переоборудована для испытания гидроакустического комплекса МГК-100 «Керчь» и буксируемой антенны «Рассвет».
- АВ611С: в 1966—1969 годах Б-78 проекта АВ611 переоборудована для испытания астрокорректора «Символ».
- АВ611Е: в 1967—1969 годах на Б-89 проекта АВ611 были установлены опытные образцы ГАК «Енисей» и ГАС «Луч», позже установленные на АПЛ проекта 705.
- АВ611К: в 1970 году Б-73 получила опытный образец навигационной космической системы «Штырь-М».
- АВ611Ц: в 1969—1970 годах на Б-62 установили опытный комплект оборудования космической связи «Цунами-Б».
- АВ611Д: в 1972—1973 годах Б-78 получила аппаратуру «Днестр» для исследования гидроакустических полей и кильватерного следа надводных и подводных кораблей.
- 611П: в 1968—1978 годах три лодки были переоборудованы в носители глубоководных аппаратов систем «Архипелаг» и «Селигер».
- П611: в 1956-1957 годах Б-64 получила установку запуска крылатой ракеты П-10.
Проект АВ611
Под руководством главного конструктора Н. Н. Исанина была разработана модификация проекта 611, получившая обозначение «В-611». Проект включал оснащение лодок двумя ядерными баллистическими ракетами Р-11ФМ, размещёнными в удлинённой рубке. Была модифицирована одна лодка — Б-67. После её доработки, по изменённому проекту, получившему обозначение «проект АВ611», в литературе встречаются также обозначения, «А611» или «611АВ», были модифицированы ещё 5 лодок: Б-73, Б-78, Б-79, Б-89, Б-62.
Конструкция
Двухкорпусная трёхвальная подводная лодка, прочный корпус которой разделялся на семь отсеков:
- Первый отсек — носовой торпедный: шесть торпедных аппаратов.
- Второй отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе находились кают-компания для офицеров, рубка гидроакустика, душевая, на нижнем ярусе — первая группа аккумуляторных батарей.
- Третий отсек — центральный пост, выдвижные устройства.
- Четвёртый отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе — кают-компания старшин, радиорубка, кладовые, камбуз, на нижнем ярусе — вторая группа аккумуляторов.
- Пятый отсек — дизельный. В нём размещались все три главных дизельных двигателя и два дизель-компрессора.
- Шестой отсек — электромоторный. Служит для размещения трёх главных гребных электродвигателей.
- Седьмой отек — кормовой торпедный. Четыре торпедных аппарата, койки личного состава, на нижнем ярусе — вспомогательный электродвигатель.
Построенные подводные лодки
История службы подводных лодок типа P611 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложена | Спущена | Введенав строй | Дата гибели | Выведена из эксплуатации | Судьба | ||
Oruç Reis | P.611 | 24.05.1939 | 19.07.1940 | 1957 | Возвращена Турции в мае 1942 года. Сдана на слом в 1957 году. | ||
Murat Reis | P612 | 24.05.1939 | 20.07.1940 | 1957 | Возвращена Турции в мае 1942 года. Сдана на слом в 1957 году. | ||
Burak Reis | P614 | 24.05.1939 | 19.10.1940 | 1957 | Патрулирование у берегов Норвегии и непосредственное сопровождение конвоя PQ-17 в Мурманск. 4 июля 1942 года предприняла безуспешную попытку добить торпедой американский транспорт SS Christopher Newport, поврежденный в результате бомбардировки. С декабря 1942 года по август 1943 года – патрульная служба в Южной Атлантике. Возвращена Турции в 1946 году, где ей присвоили имя Burak Reis. | ||
Uluç Ali Reis | P615 | 30.10.1939 | 01.11.1940 | 18.04.1943 | Сопровождала конвой PQ-17 в Мурманск. С декабря 1942 года патрульная служба в Южной Атлантике. Торпедирована и потоплена германской подводной лодкой U-123 18 апреля 1943 у берегов Африки. |