На страже морских рубежей
Предлагаю Вашему вниманию фотообзор корабельно-катерного состава Береговой охраны Федеральной пограничной службы ФСБ России. Так получилось, что на сайте «Сделано у нас» ВМФ России уделяется достаточно много внимания, а пограничники остались «в тени». Я решил исправить эту ошибку!
Обзор не претендует на роль справочника, из которого можно узнать исчерпывающую информацию о всех типах кораблей, катеров и вспомогательных судов, их количестве и ТТХ. Однако получить первоначальные знания о разнообразии и современном облике кораблей, охраняющих морские и речные рубежи нашей Родины — можно!
1. Пограничный сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей»:
Водоизмещение: 3642 тонны
Максимальная скорость хода: 31 узел
На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.
Такую окраску имели пограничные корабли и катера в 90-е годы:
2. Пограничное патрульное судно проекта 850285:
Водоизмещение: 2553/2684/2695 тонн
Максимальная скорость хода: 19 узлов
На судне имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.
3. Пограничный корабль обеспечения проекта 1595 «Певек»:
Водоизмещение: 4040 тонн
Максимальная скорость хода: 18 узлов
4. Пограничный сторожевой корабль проекта 97П:
Водоизмещение: 3525 тонн
Максимальная скорость хода: 15 узлов
На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.
5. Пограничный сторожевой корабль проекта 745П:
Водоизмещение: 1620 тонн
Максимальная скорость хода: 13 узлов
6. Пограничный сторожевой корабль проекта 12081 «Слепень»:
Водоизмещение: 450 тонн
Максимальная скорость хода: 23 узла
7. Пограничный сторожевой корабль проекта 1248/12481 «Москит»:
Водоизмещение: 213 тонн
Максимальная скорость хода: 17,5 узлов
8. Пограничный сторожевой корабль (корабль управления) проекта 1249:
Водоизмещение: 225 тонн
Максимальная скорость хода: 17 узлов
9. Пограничный сторожевой корабль проекта 12412/1241ПЭ «Молния»:
Водоизмещение: 475/495 тонн
Максимальная скорость хода: 32,8/30,5 узлов
10. Пограничный сторожевой корабль проекта 10410 «Светляк»:
Водоизмещение: 375 тонн
Максимальная скорость хода: 32 узла
11. Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 «Ропит-Марс-06»:
Водоизмещение: 670 тонн
Максимальная скорость хода: 24,8 узла
На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.
12. Пограничное патрульное судно ледового класса проекта 22120 «Пурга»:
Водоизмещение: 1066 тонн
Максимальная скорость хода: 24 узлов
На судне имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.
13. Пограничное патрульное судно проекта 6457С «Спрут»:
Водоизмещение: 835 тонн
Максимальная скорость хода: 21,5 узел
14. Пограничный сторожевой корабль проекта 14310/14310М «Мираж»:
Водоизмещение: 120 тонн
Максимальная скорость хода: 50 узлов
15. Пограничный сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»:
Водоизмещение: 57,5 тонн
Максимальная скорость хода: 48 узлов
Пицунда, Абхазия, 24 июня 2011 года:
16. Пограничный сторожевой катер проекта 12150 «Мангуст»:
Водоизмещение: 27,2 тонн
Максимальная скорость хода: 52 узла
Кроме указанных типов, в составе БО ФПС ФСБ России имеется ещё несколько типов сторожевых катеров (более мелких), СВП, а также большое количество вспомогательных судов различного назначения. Общее количество кораблей, катеров и судов всех типов, используемых пограничниками, в т.ч. маломерных, достигает четырёх сотен!
Ближайшая перспектива.
ПСКРы пр. 12412 «Молния» — постепенное списание по мере поступления кораблей новых проектов.
ПСКРы пр. 10410 «Светляк» — завершение серийного строительства.
ПСКР пр.10410 (зав. №808) в достройке на Ярославском ССЗ — 32-й корабль серии:
ПСКРы пр. 22460 «Ропит-Марс-06» — серийное строительство на 2-х ССЗ — Судостроительная (Санкт-Петербург) и «Восточная верфь» (Владивосток).
ПСКР «Бриллиант» в достройке на СФ «Алмаз» — 1-й серийный корабль:
ПСКА пр. 12200 «Соболь» и 12150 «Мангуст» — продолжение серийного строительства.
Транспортировка ПСКА типа «Соболь» из Санкт-Петербурга на Дальний Восток:
В ближайшее время на Зеленодольском ССЗ должна состоятся закладка первого ПСКРа нового проекта 22100 «Океан». Пограничные сторожевые корабли этого типа должны прийти на смену ПСКРам проектов 11351 и 97П.
Про подготовке материала использованы фотографии:
Владимира Сергеевича с сайта russianplanes.net
И. Казимирчика с сайта fleetphoto.ru
Baltiec на Яндекс.Фотках https://fotki.yandex.ru/users/baltiec/
а также с сайтов forums.airbase.ru и docklife.ucoz.ru
Характеристики кораблей можно посмотреть здесь: https://russian-ships.info/pogran/
Четвертый ранг
К данному классу относятся двухдечные линкоры, количество пушек у которых варьируется в пределах от 44 до 60 штук. По размерам корабли четвертого ранга считаются самыми маленькими и с водоизмещением не более 500 т. Прибрежная морская зона стала местом для использования этих судов. В данную классификацию вошли боевые и десантные катера.
Первые корабли уничтожают морскую технику противника, вторые – осуществляют выгрузку десанта и вооружения на берег. В данной категории имеются специальные тральщики для рейдов в акваториях. С 2000 г. на Балтийском флоте используются ракетные катера «Р-2» и «Р-32».
Вооружение универсальных кораблей проекта 23550
На баке перед надстройкой будет артустановка А-190 со 100мм орудием, вероятно, установят зенитные автоматы. В отдельных версиях в районе кормы корабельного корпуса будут подъемные устройства для ударных ракетных комплексов. Здесь будут две пусковые установки по четыре ракеты в каждой. Возможно, установят ракетный комплекс «Калибр», либо о Club-K контейнерного исполнения.
По бокам от вертолетного ангара в надстройке будут размещены лацпорты, в них будут храниться катера и спасательные плоты. Под палубой размещения вертолета будут располагаться два ангара для скоростных катеров по проекту 03160 «Раптор», с водоизмещением до 23 т, с пулеметным вооружением и возможностью перевозки до двадцати человек десанта.
Среди многих задач, корабли обязаны будут следовать задачам, которые свойственны буксирам. Для этих целей их оснастят буксирными устройствами с тяговым усилием до восьмидесяти тс. Не исключается также и применение подъемных кранов, в количестве двух единиц, а грузоподъемность каждого будет достигать 28 т.
С помощью самых разнообразных видов оснащения перспективными патрульными кораблями могут решаться многие задачи боевой, транспортной и иной направленности. Артиллерийским и ракетным вооружением можно открывать огонь по надводным или береговым целям, а также вести оборонительные бои при воздушных нападениях. С таким транспортно-боевым потенциалом возможно обеспечение патрулирования в указанных акваториях с сопровождением самых разнообразных судов, включая и их защиту от всевозможных угроз.
Скоростные катера и вертолеты позволят патрульным кораблям задерживать любых нарушителей с проведением всех необходимых последующих процедур.
С использованием корпусов с конструкционными особенностями ледоколов, арктическими патрульными кораблями могут выполняться проводки караванов сквозь льды. С буксирным оборудованием и подъемными кранами они смогут принимать участие в спасательных операциях, буксировке поврежденных судов или оказывать помощь прочим судам другими методами. Летную палубу можно использовать, чтобы размещать те или иные грузы с помощью стандартных контейнеров.
На 2.000 миль дальше
По планам, строительство «Пурги» займёт четыре года. Совершение дальних походов для этой военно-морской платформы обусловлено необходимостью погранконтроля арктического шельфа на всей его протяжённости. В задачи «Пурги» также будет входить содействие досмотру грузов, перемещаемых по Северному морскому пути. Именно поэтому и отличается дальность плавания кораблей предназначенных для двух силовых ведомств.
Исходя из основной задачи — защиты государственных границ РФ в Арктике и охраны экономических ресурсов региона, патрульный ледокол, как ожидается, существенно укрепит безопасность Заполярья. Помимо современного вооружения, навигационного и радиоэлектронного оборудования, корабль будет оснащён специальными средствами, например, буксирной лебёдкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъёмностью 28 тонн каждая. Это означает, что предусмотрена возможность буксировки, то есть корабль способен выполнять ещё и поисково-спасательные функции.
Повышенное внимание ряда иностранных государств, обладающих ледокольным флотом (в первую очередь речь о США и Норвегии) к арктической зоне России, а также новая стратегия ВМС США, в которой особое место уделяется береговой охране, требует наращивания корабельной группировки для гарантированного обеспечения пограничной безопасности. Как было заявлено российской стороной, любые несанкционированные заходы в национальные терводы, в том числе под предлогом якобы «свободы судоходства» будут пресекаться кораблями береговой охраны Погранслужбы РФ
Такими, как «Пурга».
mil.ru
Любые несанкционированные заходы в национальные терводы будут пресекаться кораблями береговой охраны Погранслужбы РФ. Такими, как «Пурга».
На 2.000 миль дальше
По планам, строительство «Пурги» займёт четыре года. Совершение дальних походов для этой военно-морской платформы обусловлено необходимостью погранконтроля арктического шельфа на всей его протяжённости. В задачи «Пурги» также будет входить содействие досмотру грузов, перемещаемых по Северному морскому пути. Именно поэтому и отличается дальность плавания кораблей предназначенных для двух силовых ведомств.
Исходя из основной задачи — защиты государственных границ РФ в Арктике и охраны экономических ресурсов региона, патрульный ледокол, как ожидается, существенно укрепит безопасность Заполярья. Помимо современного вооружения, навигационного и радиоэлектронного оборудования, корабль будет оснащён специальными средствами, например, буксирной лебёдкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъёмностью 28 тонн каждая. Это означает, что предусмотрена возможность буксировки, то есть корабль способен выполнять ещё и поисково-спасательные функции.
Повышенное внимание ряда иностранных государств, обладающих ледокольным флотом (в первую очередь речь о США и Норвегии) к арктической зоне России, а также новая стратегия ВМС США, в которой особое место уделяется береговой охране, требует наращивания корабельной группировки для гарантированного обеспечения пограничной безопасности. Как было заявлено российской стороной, любые несанкционированные заходы в национальные терводы, в том числе под предлогом якобы «свободы судоходства» будут пресекаться кораблями береговой охраны Погранслужбы РФ
Такими, как «Пурга».
mil.ru
Любые несанкционированные заходы в национальные терводы будут пресекаться кораблями береговой охраны Погранслужбы РФ. Такими, как «Пурга».
Стандартное вооружение проекта 1135
Типовой сторожевой корабль проекта 1135 оснащался следующим вооружением:
- Двумя спаренными 76-мм башенными артиллерийскими установками. Размещались они на корме. Боекомплект предполагал 500 снарядов на один ствол. Их доставка проводилась из погреба, который располагался под башней. Артустановки были бронированными. Толщина брони — 5 мм. Обеспечивали темп стрельбы в 40-45 выстрелов одним стволом, который следовало потом охлаждать в течение 3 минут забортной водой. Сам ствол установки до полного выхода из строя должен был выдерживать 3000 выстрелов.
- Двумя ЗРК малой дальности «Оса-М». Один размещался в носовой части корабля, второй — в кормовой. Они находились в специальных погребах палубы, там же размещался и боевой комплект (24 зенитные управляемые ракеты на каждый комплекс). Ракеты устанавливались в 4 барабанах, по 5 штук в каждом. Перезаряд производился за 20 секунд. Скорострельность комплекса — 2–2,8 выстрела в минуту, в зависимости от видов цели (воздушная, надводная). Комплекс обнаруживал цели на дальности 25-30 км, при этом высота обнаружения соответствовала 3,5-4 км. Минимальная высота, на которой гарантировалось поражение цели, составляла 60 м над уровнем моря.
- Одного противоположного комплекса УРПК-4 «Метель», который располагался в носовой части СКР. Комплект составлял 4 ракеты-торпеды. При пуске торпеды она в заданной точке отделялась от ракеты и осуществляла парашютное приводнение. Потом погружалась на глубину, осуществляя поиск цели системы самонаведения. Глубина ее рассчитана на 400 м, скорость в поисковом режиме 23 узла, а при наведении на цель 40 узлов. Дальность действия 8 км.
- Двумя реактивными бомбометами РБУ-6000 «Смерч-2». Находились в носовой части судна. Боекомплект находился в погребе, заряжание стволов осуществлялось дистанционно. Дальность работы по цели от 300 до 5800 м. Поражалась цель на глубине от 15 до 450 м. Подводная лодка гарантированно разрушалась при подрыве бомбы на расстоянии до 7 метров.
- Двумя 533-мм торпедными аппаратами ЧТА-53-1135. Находились они по бортам корабля. Боевая часть торпеды весила 500 кг, а сама торпеда 2,1 тонны. Скорость ее была в диапазоне 40-43 узлов. Дальность 19 км, глубина 12 м. Каждая торпедная установка имела боезапас по 8 штук на один аппарат.
- 16 минами ИГДМ-500. Для упрощения установки мины при движении корабля применялись специальные рельсы. Диапазон глубин в месте их постановки составлял от 8 до 35 м.
Также корабли проекта 1135 оснащались установками постановки помех, различными системами управления огнем, радиационными станциями и иным необходимым оборудованием.
Реализованные в проекте 1135 «Буревестник» основные ТТХ: водоизмещение СКР — стандартное 2810 тонн, полное 3200 тонн; длина судна 123 м, ширина 14,2 м; автономность плавания — 15 суток. Экипаж проекта 1135 в стандартном исчислении – 191 человек, из которых 22 офицера, 27 мичманов.
Особенности конструкции
Корабль пр. 23550 имеет полное водоизмещение около 9 тыс. тонн при длине 114 м и ширине 20 м. Предусмотрены характерные скругленные обводы носовой части. Многоярусная надстройка смещена назад. В ее кормовой части имеется ангар для вертолета. Для использования последнего корма корабля образует взлетную площадку.
Главная энергоустановка корабля построена на основе четырех дизель-генераторов 28-9ДГ коломенского производства мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство.
ГЭУ обеспечивает скорость хода до 18 узлов и максимальную дальность плавания порядка 10 тыс. миль.
Экипаж корабля – 60 человек. Имеется возможность взять на борт еще 50 чел. Автономность по запасам – 70 суток.
Проект «Арктика» предлагает использование набора различных радиоэлектронных систем для наблюдения за обстановкой, поиска целей и наведения вооружения. Сообщается о применении РЛС обнаружения и наведения «Позитив», навигационного локатора, корабельной системы РЭБ и т.д.
Основным оружием сторожевика пр. 23550 является носовая 76-мм артиллерийская установка АК-176МА. Также предусматривается использование ствольных систем меньшего калибра для защиты от легких плавсредств. При необходимости корабль сможет нести ударное ракетное вооружение. Для этого на нем предлагается размещать контейнерный вариант комплекса «Калибр».
Кормовые ангар и площадка обеспечивают базирование вертолета типа Ка-27 или БПЛА разных типов. В корпусе корабля имеются объемы для перевозки двух скоростных катеров пр. 03160 «Раптор» и одного катера на воздушной подушке пр. 23321 «Манул».
Корабль пр. 23550 имеет кормовое буксирное оборудование. С его помощью предлагается оказывать помощь терпящим бедствие или буксировать задержанные суда. Предусматривается установка двух электрогидравлических кранов грузоподъемностью по 28 т для работы с различными грузами.
Примечания
- Фактически до 9 мая года; 13 мая года был арестован членами Движения Сопротивления.
- Как премьер-министр, в период до избрания первого президента, разделяя полномочия с председателем палаты депутатов парламента.
- Как председатель палаты депутатов парламента, в период до избрания первого президента, разделяя полномочия с премьер-министром.
- Как премьер-министр, в период до избрания нового президента, разделяя полномочия с председателем палаты депутатов парламента.
- Как председатель палаты депутатов парламента, в период до избрания нового президента, разделяя полномочия с премьер-министром.
- Партия прав граждан ЗЕМАНОВЦЫ была переименована в Партию прав граждан в апреле 2014 года.
На что способны российские боевые ледоколы
Потребность ВМФ России в новых кораблях ледокольного класса в последние годы была очевидна. Так, например, во время недавних учений Северного флота для доставки личного состава и техники на Новосибирский архипелаг пришлось привлекать ледокольные суда «Росатомфлота». Именно по итогам этих учений министр обороны Шойгу заявил о планах создать в Арктике специальное подразделение патрульных кораблей ледокольного класса. Нетрудно догадаться, какие именно корабли он имел в виду.
В подобном направлении движется не только Россия. Планы по развитию ледокольного флота недавно были озвучены в Канаде.
Как уже было отмечено выше, главной «изюминкой» этих кораблей является их высочайший уровень универсальности, позволяющий выполнять множество задач:
- Проводить охрану и мониторинг российской арктической акватории, предотвращения нарушения конвенционных требований в суверенной экономической зоне страны;
- Конвоировать и буксировать в порт суда-нарушители;
- Участвовать в поисковых и спасательных операциях в арктической зоне;
- Сопровождать и поддерживать корабли обеспечения;
- Помогать судам, севшим на мель;
- Самостоятельно перевозить грузы в контейнерах на верхней палубе;
- Участвовать в ликвидации пожаров на береговых и плавучих объектах.
Военные игры в Арктике. Первый боевой ледокол принят на вооружение
Кроме головного корабля — «Гарри Девольфа», планируется построить еще пять ледоколов этого класса. Контракт на закупку между министерством обороны Канады и канадской судостроительной был подписан в 2015 г. Общая стоимость контракта составляет 4,3 млрд. канадских долларов. Чистая доля закупки оценивается в 2,3 млрд. канадских долларов. Оставшаяся сумма предназначена для обслуживания кораблей на период в 25 лет. Учитывая суровые условия эксплуатации в Арктике, командование ВМС Канады считает, что через 25 лет корабли будут выведены из эксплуатации. Каждый год намечалось строить по два корабля. Новые военные корабли специально предназначены для патрулирования самых северных районов Канады и морских вод. Планируется, что они также укрепит позиции страны в Арктике.
Арктический патрульный корабль типа «Гарри Девольф».
«Гарри Девольф» при водоизмещении в 6,6 тыс. т имеет длину 103,6 м. В движение корабль приводят дизель-электрическая система из четырех генераторов мощностью 3,6 МВт и два дизельных двигателя мощностью 6 тыс. л.с. На свободной воде корабль развивает ход до 17 узлов, а при взламывании льда толщиной в один метр – до 3 узлов. Стандартный экипаж «Гарри Девольфа» составляет 65 чел., дополнительно на борт можно принять до 22 чел.
Схема арктического патрульного корабля типа «Гарри Девольф».
По оценкам западных специалистов, конструкция «Гарри Девольфа» очень похожа на норвежский корабль береговой охраны «Свальбард» (KV «Svalbard»), так, например, их основные размерения практически совпадают. Конструкция корабля учитывает особенности действий в арктическом регионе. Имеется закрытый бак для защиты оборудования и персонала от экстремальных погодных условий арктического климата. Полезная нагрузка размещается в кормовой части, здесь можно установить до шести 20-футовых ISO-контейнеров, необитаемые подводные аппараты, 12 метровый десантный катер, а также вооружение и снаряжение для десантных подразделений. Установленный на корме кран грузоподъемностью до 20 т позволяет кораблю разгружаться не только в оборудованных портах, что в Арктике имеет существенное значение. На отдельную внутреннюю палубу для транспортных средств могут загружаться вездеходы, малотоннажные грузовые автомобили и снегоходы. В ангаре на корме предусмотрено размещение вертолета типа CH-148. Вертолет будет использоваться для ведения морской разведки, борьбы с подводными лодками (оснащается двумя торпедами) и поисково-спасательных операций. Вооружен «Гарри Девольф» 25-миллиметровой артиллерийской установкой Mark 38 и двумя крупнокалиберными пулеметами M2.
Церемония принятия на вооружения «Гарри Девольфа», Галифакс.
Аналогичные российские патрульные корабли ледового класса, пока еще не вышли из стадии строительства. Хотя контракт на постройку до 2020 г. первых двух кораблей проекта 23550 (шифр «Арктика») был заключён между Минобороны России и АО «Адмиралтейские верфи» 4 мая 2016 г., но головной корабль серии — «Иван Папанин» был спущен на воду только 25 октября 2021 г. и сейчас стоит у достроечной стенки. Передача флоту запланирована на конец 2023 г.
Канадский арктический патрульный корабль.
По проекту стандартное водоизмещение «Ивана Папанина» — 6,8 тыс. т, длина — 114,5 м, экипаж – 60 человек. То есть довольно близко к канадскому «Гарри Девольф». Однако, в отличии от канадца, российский боевой ледокол вооружен до зубов:
- ракетное вооружение — 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса КР «Калибр» или 2 пусковые установки ракетного комплекса «Уран» Х-35У
- артиллерийское вооружение — 1 × 76,2 мм АУ АК-176МА, 2 х 30 мм АК-306М, 4 х 12,7 мм.
Российский патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» (проект 23550), март 2021 г., «Адмиралтейские верфи».
Также на борту корабля будут базироваться два скоростных патрульных боевых катера проекта 03160 «Раптор», предназначенные для преследования и задержания нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажных действий. А в палубном ангаре — вертолёт Ка-27 и БПЛА.
Изображение канадского арктического патрульного корабля типа «Гарри Девольф».
Изображение российского арктического патрульного корабля проект 23550.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Теги: Флот Арктика боевой ледокол корабль «Гарри Девольф» Ледокол Северный флот России
Предыдущая статья В России разрабатывают РСЗО «Торнадо-Г» на гусеничной платформе
Следующая статья Смогут ли роботы изо льда самовосстанавливаться на далеких планетах
Предоставлено SendPulse
Нравится 4
Мореходные качества
Уже на первых испытаниях стало ясно, что судно имеет весьма неплохие мореходные качества. Германский мотор фирмы MTU, которым оснащается пограничный корабль проекта 22460, считается лучшим в своем классе. Вместе с удачной конструкцией обводов корпуса он позволяет судну на протяжении продолжительного периода времени поддерживать приличную скорость. При волнении в 4-5 баллов она составляет порядка 25 узлов. При отсутствии волн корабль может достичь скорости в 30 узлов. При этом выбег судна с полного хода до «стопа» составляет порядка двух с половиной сотен метров. А чтобы корабль перешел с полного переднего на полный задний ход, нужно всего 90 секунд.
Строительство
Контракт на постройку до 2020 года первых двух кораблей проекта 23550 (шифр «Арктика») был заключён между Минобороны России и АО «Адмиралтейские верфи» 4 мая 2016 года. Корабли будут строиться в интересах Военно-морского флота Российской Федерации. На церемонии спуска на воду 25 октября 2019 года головного корабля «Иван Папанин», генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков заявил, что для Береговой охраны ПС ФСБ России будут построены ещё два корабля проекта 23550, при этом Александр Бузаков уточнил, что строить корабли будет «Выборгский судостроительный завод».
Первый корабль, получивший название «Иван Папанин» в честь И. Д. Папанина, был заложен 19 апреля 2017 года, передача флоту первоначально запланирована на конец 2023 года. 25 октября 2019 года «Иван Папанин» был спущен на воду, достраивается на плаву. Планировалось выйти на швартовные испытания в конце 2022 года, а в третьем квартале 2023 года — на заводские ходовые испытания.
Второй корабль, получивший название «Николай Зубов» в честь Н. Н. Зубова, заложен 27 ноября 2019 года. Спуск на воду был запланирован на третий квартал 2024 года.
25 июля 2020 года на Выборгском судостроительном заводе, получившем заказ на строительство двух кораблей проекта 23550 (уже под шифром «Ермак»): он будет обладать такими же характеристиками (внешний облик, параметры, тоннаж), что и корабли под шифром «Арктика», отличия будут заключаться в основном в наборе вооружений. Заказчиком корабля стала Пограничная служба ФСБ России (а не ВМФ России, как на первые два корабля проекта), стоимость контракта составила около 18 млрд рублей, заложен первый из них — «Пурга»; ориентировочный срок сдачи корабля — конец 2024 года. «Пурга» станет первым крупнотоннажным судном ледового класса в составе Береговой охраны ПС ФСБ России.
Конструкция[ | ]
Полное водоизмещение корабля по проекту — 9000 тонн. Длина наибольшая 115 метра, наибольшая ширина 20 метров. Осадка габаритная 7 метров. Конструкция корпуса позволяет преодолевать лёд максимальной толщиной до 1,7 метра, непрерывным ходом до 1,0 метра. Экипаж составляют 60 человек, также на кораблях может разместиться дополнительный экипаж из 50 человек. На борту будут базироваться два скоростных патрульных боевых катера проекта 03160 «Раптор», которые рассчитаны для преследования нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажных действий, и вертолёт типа Ка-27 в ангаре. Также в составе корабля будет базироваться судно на воздушной подушке проекта 23321 «Манул».
ГЭУ и движитель
На данном проекте реализована концепция единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) с системой электродвижения (СЭД). Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага обеспечивает собственный ход судна во всех режимах эксплуатации.
Для кораблей, построенных по данному проекту, специалистами концерна «Русэлпром» разработаны, изготовлены и поставлены судовые комплекты главных и вспомогательных дизель-генераторов, системы управления возбуждением, гребные электродвигатели и преобразователи, в качестве электропривода гребного винта и для регулирования оборотов. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля построена на основе четырёх дизель-генераторов 28-9ДГ «Коломенского завода» мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство.
Вооружение
- 1 × 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА.
- 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр-К» (по 4 типа 3М-54, 3М-14 «Калибр») или 2 контейнерные пусковые установки (по 4 ПКР «Уран» Х-35У).
Специальное оборудование
Специальное оборудование представлено буксирной лебедкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъемностью 28 тонн каждая.
Начало проекта 1135 «Буревестник»
Как уже было отмечено выше, новые сторожевые корабли, которым было присвоено название — проект 1135 «Буревестник», проектировались на Северном ПКБ (ЦКБ-35, г. Ленинград). Тактико-технические характеристики сторожевого корабля (сокращенно СКР) должны были обеспечивать противовоздушную и противокорабельную оборону кораблей и транспортов в ближней зоне моря, гарантированно уничтожать самолеты противника и крылатые ракеты на низких высотах. ТТЗ на разработку новой серии кораблей руководство Военно-морского флота СССР выдало в 1964 году.
Строительство предполагалось вести в 3 местах, а именно в Калининграде (прибалтийский судостроительный ), Керчи (), Ленинграде (). Количество кораблей проекта 1135 закладывалось для перекрытия потребностей всех четырех флотов СССР.
Пограничный вариант
«Пургу» и её собрата, способного преодолевать почти двухметровые льды, на Выборгском судостроительном заводе заказала Погранслужба ФСБ России. Патрульные корабли (полное водоизмещение по проекту – 8.500 тонн) по внешнему облику, параметрам и техническим характеристикам один в один с кораблями, которые были построены под шифром «Арктика» для ВМФ России. Отличия разве что в наборе вооружений. Контракт на два патрульных ледокола для морских пограничников стоимостью 18 миллиардов рублей (сроком сдачи конец 2024 года и конец 2025 года) знаменует новую веху в истории Погранслужбы – «Пурга» станет первым крупнотоннажным судном ледового класса в составе береговой охраны.
mil.ru
Патрульный ледокол «Иван Папанин» был спущен на воду 25 октября 2019 года.