пр.22160

Описание конструкции

Корпус

Основной отличительной особенностью кораблей проекта 22160 является модульная сборка. Такая методика постройки боевых кораблей впервые в России проходит обкатку на строительстве новых сторожевиков. Основная часть узлов и агрегатов, включая элементы вооружения, на кораблях однотипны, поэтому их монтаж и установка производится непосредственно на месте строительства. Универсальность конструкции кораблей заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может изменяться в процессе эксплуатации.

Корпус судна и форма надстроек созданы с применением технологии «Стелс», что снижает радиолокационную заметность корабля. Борта корабля имеют высокие обратные завалы, а компактная надстройка – угловатые формы. Надстройка на кораблях проекта 22160 в 2 раза меньше чем на кораблях типа «Стерегущий». Верхняя палуба и палубные пространства защищены с помощью композитных материалов с низкой отражающей поверхностью. Носовая артиллерийская установка имеет угловатую форму башни с минимальной площадью отражающей поверхности.

Корабли имеют осадку в 4 метра, что позволяет им выполнять поставленные перед ними задачи как в открытом море, так и в морских заливах и на речных фарватерах.

Корпус корабля имеет отсек в кормовой части в котором возможно размещение двух 40-футовых контейнеров. В контейнерах могут содержаться модули и оборудование, необходимые для выполнения поставленной в данный момент задачи. Также в кормовой части размещён ангар для десантно-штурмовой моторной лодки. При открытии двери ангара, он наполняется водой и лодка имеет возможность выйти из корабля и зайти обратно своим ходом.

Позади надстройки расположен вертолётный ангар, позволяющий хранить базирующийся на корабле вертолёт в защищённом от воздействия погоды месте.

Бронирование

Бронирование на кораблях проекта 22160 отсутствует. Палуба и палубное пространство защищены композитными материалами.

Энергетическая установка и ходовые качества

На головном корабле серии, корвете «Василий Быков» установлены дизельные двигатели германской фирмы MAN.

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие приличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности смогут ходить на огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться таким показателями.

В качестве двигательной установки для кораблей проекта 22160 предусмотрены двигатели типа CODAG (комбинированный дизель и газ) с общей выходной мощностью 25 000 кВт. Электрические системы, установленные на судне, включают в себя четыре дизель-генератора мощностью 300 кВт и один аварийный и портовый дизельный генератор мощностью 100 кВт.

Патрульные и максимальные скорости судна составляют соответственно 16 узлов и 30 узлов. Корабль имеет дальность хода 6000 миль на скорости патрулирования и может поддерживать автономный режим 60 дней.

Достоинства и недостатки

Появление кораблей проекта 22160 вызвало в последние годы немало споров как среди специалистов, так и среди «диванных экспертов». Причиной тому послужил целый ряд особенностей этих новых «сторожевиков». В перечень их достоинств, в частности, заносили следующие:

  1. Низкая стоимость и сравнительно короткий срок строительства;
  2. Очень большой срок автономности – вдвое больше, чем, к примеру, у больших противолодочных кораблей;
  3. Возможность установки разнообразных боевых модулей, изменяющих предназначение корабля;
  4. Наличие на борту вертолета;
  5. Радиолокационная малозаметность.

Критики проекта 22160 были по-своему не менее убедительны. Прежде всего они указывали на отсутствие полноценного гидроакустического оборудования, что напрямую противоречило первоначальным заявлениям конструкторов. Назывались и другие недостатки:

  1. Непонятное целевое назначение корабля. По своим функциям он подходит скорее погранохране, а не ВМФ, а «противопиратские» возможности могут остаться невостребованными, поскольку у берегов Сомали с каждым годом становится всё спокойнее;
  2. Незащищенность задней полусферы. Артустановка направлена вперед, а от пулеметов и противодиверсионных гранатометов толку немного;
  3. Слабая защита (в базовом варианте) от атак с воздуха. АК-176 для этого не особенно годится, а ПЗРК – оружие последней надежды;
  4. Низкая скорость.

Кроме того, не исключено, что при установке модульного вооружения может заметно снизиться срок автономности, то есть именно та проектная характеристика, ради которой конструкторы пожертвовали очень многим. Имеются также сильные сомнения относительно возможности использования вертолета и десантно-штурмовой лодки в условиях шторма и значительного волнения. Корабль слишком мал для того, чтобы сохранять достаточную для этого устойчивость уже при трех-четырех баллах.

Вооружение

Наряду со стандартным вооружением и модулями с УВП предусмотрен монтаж дополнительного оружия по требованию заказчика. Дело в том, что, помимо шести запланированных единиц для ВМФ, имеется еще и экспортный вариант. Например, между артустановкой и надстройкой есть место для УВП зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Штиль-1».

ВариантВМФ РФЭкспорт
Артустановка76,2-мм АК-176МА57-мм А-220М
Зенитно-ракетный комплекс3М-47 «Гибка»
Противодиверсионные гранатометы2 ДП-65;
1 ДП-64
2 ДП-65
Пулеметы1 12,7-мм пулемет в переносном варианте2 морские тумбовые пулеметные установки с пулеметами КПВ
АвиацияКа-27 ПС

Дополнительно могут быть установлены:

  • 2 модуля 3С14УК2 по 4 ячейки системы «Калибр-НК» (8 КР 3М-54К или 3М-14К) или в экспортном варианте Club(3М-54КЭ/3М-14КЭ) – в кормовой части;
  • 2 модульные УВП 3С90Э. 1 ЗРК «Штиль-1»¬¬(24 ракеты9М317Э) – в носовой части, только в экспортном варианте.

С одной стороны, ударный комплекс не соответствует основному предназначению патрульного корабля. С другой, это дезориентирует противника при выборе приоритетной цели.

Примечательно, что экспортное орудие А-220М, уступает флотскому варианту (АК-176МА) по боевой эффективности. В то же время форма его башни имеет низкую радиолокационную заметность. Для экспорта эта особенность стала маркетинговым преимуществом.

Радиоэлектронное вооружение

Состав радиоэлектронных средств будет также зависеть от требований импортеров. Так, на модификации с системой «Штиль-1» потребуется дополнительная РЛС подсветки целей.

В штатном исполнении будут установлены:

  • РЛС «Позитив-МЭ1»(дальность действия по цели типа истребитель – 110 км);
  • навигационная станция «Пал-Н»;
  • гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03 (обнаружение подводных лодок на дальности до 12 км);
  • гидроакустическую станцию (ГАС) с протяженной буксируемой антенной «Виньетка-ЭМ» (дальность обнаружения ПЛ до 20 км);
  • ГАС «Паллада» (защита от подводных диверсионных сил и средств);
  • стандартные корабельные средства радиоэлектронной борьбы.

Старшие братья

Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.

История создания

Потребность в обновлении корабельного состава флота назрела еще в 90-е годы. В настоящее время крейсера и эсминцы еще имеют потенциал для глубокой модернизации.

Что касается сторожевых, малых противолодочных и малых ракетных кораблей, то они нуждаются в срочной замене.

Цели проектирования

На основе анализа потребностей ВМФ было решено создать патрульный корабль проекта 22160. Основное назначение – охрана водных районов и выполнение эскортных функций. Предусмотрено решение следующих задач мирного времени:

  • патрулирование назначенных районов;
  • пограничные функции;
  • обеспечение безопасности судоходства;
  • участие в поисково-спасательных операциях.

В военное время будут стоять следующие задачи:

  • дозорная служба по охране береговых объектов с моря;
  • защита морских коммуникаций;
  • огневая поддержка высадки десанта;
  • обеспечение действий сил специальных операций.

По утверждению руководителя группы разработчиков, Алексея Наумова, специализацией проекта 22160 является именно борьба с пиратством.

Проектирование

Проект 22160 разработан в Северном проектно-конструкторском бюро в соответствии с основными требованиями:

  • низкая радиолокационная заметность;
  • модульная компоновка;
  • увеличенная до 6000 миль дальность плавания.

Исходя из назначения корабля, его сначала планировалось оснастить артиллерийской установкой и средствами ПВО ближней зоны. Модульная компоновка позволила дополнительно разместитьУВП для крылатых ракет (КР).

Строительство

Всего намечено передать флоту шесть единиц этого проекта. Не исключено, что их количество будет увеличено. Постройка головного корабля «Василий Быков» начата 26 февраля 2014 г. в Зеленодольске. Спуск со стапелей прошел 28.08.2017 г. и с ноября того же года начато его дооборудование на предприятии «Залив» (Керчь).

Дальнейшая реализация программы была задержана из-за санкций. Второй корпус, «Дмитрий Рогачев», бортовой номер (БН) 368, пробыл на стапеле с июля 2014 г. до 2017 г. Зато в 2016 году было заложено сразу три корабля: «Павел Державин» (БН 369), «Сергей Котов» и «Виктор Великий». Постройка шестого в серии – «Николая Сипягина» начата 13.01.2018 г.

По проекту, главная энергетическая установка (ГЭУ) должна выпускаться в сотрудничестве с компанией «Ман» (Германия). Экономические санкции против РФ внесли коррективы в эти планы. В результате немецкие комплектующие были установлены лишь на «Дмитрии Рогачеве». В дальнейшем использовались изделия Коломенского завода.

Примечания

  1. ↑  (рус.) ?. lenta.ru. lenta.ru (6 апреля 2014). Дата обращения: 4 августа 2018.
  2. .
  3.  (англ.). blackseafleet-21.com. Дата обращения: 28 ноября 2018.
  4.  (рус.) ?. www.severnoe.com. Акционерное общество «Северное Проектно-Конструкторское Бюро». Дата обращения: 4 августа 2018.
  5. Сергей Птичкин. . rg.ru. «Русское оружие» (2 июля 2017). Дата обращения: 4 августа 2018.
  6. . Дата обращения: 15 мая 2014.
  7. . Дата обращения: 23 июля 2022.
  8. Дмитрий Сергеев.  (рус.) ?. ТРК «Звезда» (18 января 2018). — Первая реализация на флоте модульной концепции морского вооружения. Дата обращения: 23 августа 2018.
  9. . www.aoosk.ru. Дата обращения: 22 июня 2021.
  10. . Морской ВПК. Дата обращения: 9 декабря 2018.
  11. . ФлотПром. Дата обращения: 28 ноября 2018.
  12. ↑ . www.balancer.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018.
  13. . ФлотПром. Дата обращения: 28 ноября 2018.
  14. Роман Крецул, Алексей Рамм. . Известия (22 июля 2020). Дата обращения: 23 февраля 2021.
  15. . Дата обращения: 28 ноября 2018.
  16. . Дата обращения: 11 января 2018.
  17. . Дата обращения: 28 июля 2014.
  18.  (рус.) ?. ria.ru. РИА «Новости» (26 марта 2018). Дата обращения: 4 августа 2018.
  19. . Дата обращения: 11 июня 2019.
  20. . Дата обращения: 18 февраля 2016.
  21. . Дата обращения: 11 января 2018.
  22. ↑ . ВПК.name. Дата обращения: 27 августа 2022.
  23. . Дата обращения: 11 января 2018.
  24. . Дата обращения: 13 января 2018.
  25. . Дата обращения: 26 марта 2018.
  26. . Дата обращения: 6 января 2022.
  27. . Дата обращения: 15 июня 2022.
  28. Алексей Никольский. . www.vedomosti.ru. Ведомости (15 июня 2022). Дата обращения: 2 ноября 2022.
  29.  (англ.). The Maritime Executive. Дата обращения: 8 мая 2022.

Патрульный корабль проекта 22100.

Корабли этого проекта классифицируются как “пограничные сторожевые корабли 1 ранга, ледового класса”.

Характеристики: Водоизмещение – 2700 т. Скорость 20 узлов. Дальность -12000 миль. Автономность – 60 суток.

Вооружение – АК-176М (76 мм) и два 14.5 мм ручных пулеметных установки. Возможна установка модульного вооружения.

Стоимость: 128 миллионов долларов.

Преимущества: 1)Основное преимущество ледовый класс, то есть усиленный корпус. 2) Очень комфортные условия обитания экипажа.

Данный корабль должен использоваться для охраны гос. границы, противопиратской борьбы и спасательных операций.

Корабли этого проекта заменяют сторожевые корабли 11351 «Нерей», созданные на базе сторожевых кораблей (фрегатов) проекта 1135 “Буревестник”.

Сторожевые корабли 11351 «Нерей», картинка с ru.wikipedia.org

Черноморский патруль

Проект 22160 был разработан в АО «Северное проектно-конструкторское бюро». Эти суда предназначены для патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах и экологического мониторинга окружающей среды.

В военное время они выполняют задачи по охранению кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил противника, отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

Водоизмещение таких кораблей составляет 1,5 тыс. т, длина — 94 м, ширина — 14 м, а осадка — 3,4 м. Они могут находиться в автономном плавании 60 суток и развивать скорость до 30 узлов. Максимальная дальность хода достигает 6 тыс. морских миль. На судне предусмотрены места для размещения 80 членов экипажа. При этом фактическая численность команды определяется поставленной перед судном задачей.

На вооружении патрульных кораблей стоят 57-мм автоматическая артиллерийская установка АУ А-220М (разработчик — ЦНИИ «Буревестник») и две морские тумбовые пулемётные установки калибра 14,5 Завода им. В.А. Дегтярёва. От ударов с воздуха судно защищают зенитный комплекс «Гибка» и ПЗРК «Игла».

Радиоэлектронную борьбу судно может вести с помощью системы постановки пассивных помех ПК-10 и корабельного комплекса радиоэлектронного подавления ТК-25Э.

«На корабле предусмотрена возможность базирования вертолёта Ка-27ПС. Корабль оснащён самыми современными комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения», — отмечается на сайте Минобороны.

  • Вертолёт Ка-27ПС Тихоокеанского флота производит посадку на палубу крейсера «Варяг» во время учений
  • РИА Новости

В оборонном ведомстве также отметили, что при строительстве кораблей проекта 22160 в России впервые стали применять модульную концепцию, которая позволяет оперативно изменять набор вооружений. В том числе, как отмечают некоторые СМИ, на суда могут быть установлены пусковые установки крылатых ракет «Калибр».

Также по теме


«Надёжная защита от вероятного нападения»: как развивается программа по созданию атомных подводных лодок класса «Борей»

Первый серийный ракетоносец проекта 955А («Борей-А») «Князь Олег» спущен на воду со стапелей завода «Севмаш». До конца года…

Корабль «Павел Державин» был заложен в феврале 2016 года. Церемония спуска на воду состоялась 21 февраля 2019-го. После завершения государственных испытаний судно поступит на вооружение Черноморского флота для охраны водного района Новороссийской военно-морской базы ЧФ.

Головным кораблём проекта стал «Василий Быков». Он был заложен в 2014 году и передан ВМФ в декабре 2018-го. Вторым судном этого класса стал «Дмитрий Рогачёв» — он пополнил состав Черноморского флота в прошлом году. Как ранее отмечали представители Зеленодольского завода, в планах предприятия — строительство патрульных кораблей «Сергей Котов», «Виктор Великий» и «Николай Сипягин».

Производство «Сергея Котова» находится на финальной стадии: в этом году его планируется спустить на воду. Как отмечают эксперты, судя по интервалу между спуском кораблей данной серии на воду и их передачей заказчику, «Сергей Котов» может пополнить ВМФ РФ уже в 2021 году.

Ее Величество модульность

Пока Зеленодольский завод начинал постройку своих модульных патрульных кораблей, «Алмаз» отнюдь не почивал на лаврах, а… выкатил к 2016 году свой проект модульного корвета нового поколения на основе проекта 20385! Это и был корвет проекта 20386.

При этом «20386-й» отличался от «20385-го» куда больше, чем тот — от «20380-го». Главной «изюминкой» проекта 20386 стала все более входящая в моду модульность. По словам разработчиков, корвет нового поколения, в зависимости от выполняемых им задач, должен был оснащаться временно устанавливаемым вооружением в виде модулей с буксируемой ГАС «Виньетка», восьмеркой ракет комплекса «Калибр», съемными системами РЭБ, РТР и т.д.

Сделаем маленькое отступление.

Заявленный в проектах 22160 и 20386 принцип модульности, безусловно, красив. Но вот насколько он реализуем на практике? Зачем ОПК производить модули, которые до поры до времени не будут смонтированы на корабле? Как экипаж корабля будет осваивать эти находящиеся где-то на берегу модули? Сколько времени будет занимать монтаж и демонтаж модулей? Где и какими средствами эта операция будет осуществляться? Наконец, съемная конструкция по определению сложнее и дороже стационарной. Таким образом, сомнений в реализуемости заявленного создателями корабля принципа модульности довольно много.

А теперь вернемся к описанию конструктивных особенностей корвета проекта 20386.

«20386-й» декларируется как корабль, набитый хай-теком от киля до клотика. Высочайший уровень автоматизации на корвете должен будет позволить значительно сократить экипаж. Основную надстройку планируется изготовить из получаемых методом вакуумной инфузии композиционных материалов. Также на корвете нового поколения будут внедрены «стелс»-технологии в куда большем объеме, чем на кораблях предшествующих проектов. Вместо использованных на «Стерегущих» дизелей «20386-й» оснастят комбинированной газотурбинной установкой с частичным электродвижением. Подводя итог, можно сказать, что революционный «20386-й» должен будет превосходить всех своих «одноклассников» по мореходности, автономности, дальности плавания и комплексу вооружения.

Но у всего, как известно, есть цена. Заявленное водоизмещение «20386-го» — 3400 тонн — доросло до вполне «фрегатских» показателей. Для сравнения напомним, что стандартное водоизмещение строящихся сейчас фрегатов проекта 1135 составляет 3620 тонн. Цена у новинки тоже оказалась не маленькая. Стоимость головного корвета проекта 20386 «Дерзкий», заложенного в 2016 году, согласно контракту МО РФ и «Северной верфи», составила около 29 млрд рублей… Что не помешало представителю управления кораблестроением ВМФ РФ объявить о грядущей постройке не менее десятка корветов проекта 20386.

Резюмируем: с 2016 года отечественный ОПК одновременно ведет строительство корветов проекта 20380, их увеличенной версии проекта 20385, патрульного модульного «не корвета» проекта 22160 с водоизмещением корвета и модульного суперкорвета проекта 20386 с водоизмещением фрегата. Стандартизация?.. Да к черту ее!

«Надёжно войдёт в структуру ВМФ»

Все шесть кораблей проекта 22160 предназначены для Черноморского флота. В этом регионе традиционно складывается непростая обстановка с точки зрения безопасности, отмечают аналитики. Главная причина такого положения дел — постоянные попытки НАТО нарастить здесь своё присутствие.

Так, в первой половине июля глава украинского Минобороны Андрей Таран и генсек НАТО Йенс Столтенберг в ходе телефонного разговора договорились расширить присутствие «сил и средств» в Чёрном море. В то же время в черноморскую акваторию регулярно заходят боевые корабли стран НАТО, в том числе США.

  • Патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков»

«Черноморский флот находится в достаточно непростой ситуации. Ему постоянно приходится соприкасаться с боевыми судами НАТО, которые регулярно обозначают там своё присутствие и проводят учения, в том числе с участием Украины. При этом они особо и не скрывают, против кого это направлено», — пояснил Кнутов.

По словам экспертов, укрепление состава патрульных кораблей актуально и в свете возможного повторения провокаций наподобие той, что украинские моряки устроили в Керченском проливе в 2018 году. Напомним, тогда три украинских судна попытались незаконно пересечь границу России, после чего были задержаны российскими пограничниками.

В свою очередь, бывший заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов в интервью RT отметил, что такие корабли в целом довольно востребованы в российском флоте.

Патрульный «не корвет»

В принципе, «Стерегущие» наших моряков вполне устроили. В связи с тем, что первая четверка корветов продолжительное время не покидала Балтийское море, проекту 20380 некоторые приписывали недостаточную мореходность. Но после того как летом коллегия МО во главе с министром обороны Сергеем Шойгу одним махом поменяла всю верхушку командования Балтфлота, внезапно выяснилось, что дальние походы «Стерегущим» вполне по силам. Мало того, после шести вояжей за пределы Датских проливов «Бойкий» и «Сообразительный» успешно совершили трехмесячный поход по Северной Атлантике, Средиземному морю и Индийскому океану.

И все же, несмотря на множество положительных характеристик корветов проекта 20380, морякам хотелось большего. Сказано — сделано. Постройка «Стерегущих» еще только набирала обороты, а «Алмаз» уже разработал их модернизированную версию — корвет проекта 20385. От своего предшественника он отличался несколько большим водоизмещением, выросшей автономностью, а главное — заменой ПКР «Уран» на универсальный корабельный стрельбовый комплекс, позволяющий использовать все семейство ракет «Калибр» и «Оникс». Роль «вишенки на торте» играло увеличение с 12 до 16 числа ячеек ЗРК «Редут».

Модифицированный «Стерегущий» крыл свой базовый вариант по всем статьям, хотя и был заметно дороже. В 2012–13 годах заложили два корвета проекта 20385: «Гремящий» и «Проворный». При этом строительство «20380-х» свернуто не было. То есть с этого момента Россия строила корветы одновременно по пусть и очень похожим, но все же двум проектам, что явно не отвечало требованиям стандартизации.

Но это был далеко не конец истории.

Зеленодольский завод имени А. М. Горького, специализирующийся на постройке противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок» и малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М», тоже был не прочь построить что-нибудь корветоподобное, и к 2014 году разработал патрульный корабль модульного типа проекта 22160. Корветом новинка официально не называлась, но де-факто проект 22160 имел водоизмещение, как у «Стерегущего».

При этом зеленодольский «не корвет» превосходил «Стерегущего» по степени автоматизации, мореходности, автономности и дальности плавания. Однако заметно уступал «20380-му» по вооружению. Точнее, для проекта 22160 была заявлена возможность установки за счет модульности даже ракетного комплекса «Калибр» — но головной корабль проекта 22160 «Василий Быков», насколько известно, достраивается без «Калибров»…

Так или иначе, в 2014–16 годах было заложено сразу 6 патрульных кораблей проекта 22160. Таким образом, с этого момента в России строились корветы сразу по двум очень похожим проектам, одновременно с которыми сооружались зеленодольские «не корветы» с водоизмещением корветов. Как это соотносилось с требованиями стандартизации? Ну, как-то, наверное, соотносилось…

За дело берется «Алмаз»

Не секрет, что процесс обновления корабельного состава ВМФ России сталкивается с заметными проблемами. До сих пор ядро Флота составляют вымпелы, построенные во времена СССР. Очевидное устаревание, а также физический износ этих кораблей в совокупности с трудностями модернизации и ремонта вполне способны поставить боеспособность ВМФ под вопрос. Если, конечно, на смену советским «ветеранам» моряки своевременно не получат новые боевые корабли в достаточном количестве. Желательно, к тому же, более современные и мощные, такие как корветы проекта 20386.

Проблематикой постройки новых многоцелевых боевых надводных кораблей, предназначенных для использования в ближней морской зоне, отечественные Флот и ОПК озаботились еще в начале 1990-х годов. Но заложенный в 1997-м головной сторожевой корабль проекта 12441 «Новик» настолько соответствовал поговорке «первый блин комом», что достроен не был.

«Обжегшись» на проекте 12441, ВМФ и Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» решили сделать ставку на более простой и дешевый корабль. Последствием этого решения стала разработка достаточно компактного (стандартное водоизмещение 1800 тонн) и многофункционального корвета проекта 20380. Головной корабль нового проекта «Стерегущий» был заложен в 2001 году, а в 2008-м вошел в строй.

К концу 2021 года в боевом составе ВМФ России находились уже пять корветов проекта 20380: четыре — на Балтийском флоте и один — «Совершенный» — в составе Тихоокеанского флота. Причем «Совершенный», строившийся на АСЗ, стал среди корветов своего проекта настоящим чемпионом по долгострою. Заложенный в 2006-м он был сдан флоту лишь в 2017-м. За это время стоимость корабля успела взлететь с 6,5 млрд до 13 млрд рублей.

Запомним это и двинемся дальше.

Управление

Управляемость судна находится на весьма высоком уровне. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 4,5 длины корабля. На разворот в 360 градусов ему достаточно минуты. При развороте используется подруливающее устройство. При скорости до 5 узлов (на малых ходах) судно управляется с помощью специального джойстика. Важным параметром является возможность удерживания корабля в одной точке. Это очень удобно при спасательных и досмотровых операциях.

Еще одним весомым достоинством кораблей «Рубин» стал их класс автоматизации. Благодаря современной мостиковой системе ТРИМС разработчикам удалось довести уровень автоматизации до класса А1. Это позволило сократить численность экипажа, несущего вахту в сторожевой рубке, до трех человек. При этом они смогут управлять всеми системами и механизмами судна. Конечно же, каждый из членов экипажа должен быть профессионалом.

Вооружение

Оба корабля проекта 22160, вошедшие в состав российских ВМС, имеют одинаковый комплект вооружения, в состав которого входят следующие элементы:

  1. Артиллерийская установка АК-176, размещенная в носовой части судна. Калибр орудия 76 мм, дальность действия по наземным/надводным целям – до 15 700 метров. Эта пушка может поражать также воздушные цели на высоте до 7 километров. Боекомплект составляет 152 снаряда;
  2. Две тумбовые установки с пулеметами Владимирова калибра 14,5 мм. Предназначены для стрельбы по малоразмерным надводным целям, но могут применяться против самолетов и вертолетов противника;
  3. Два «противодиверсионных» гранатомета ДП-64. Предназначены для уничтожения боевых пловцов противника;
  4. Восемь переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-С» для противовоздушной обороны в ближней зоне.

Десантно-штурмовая лодка, размещенная на борту, вооружается тремя пулеметами – двумя обычными и одним крупнокалиберным.


Модернизированная артиллерийская установка АК-176МА. Форма башни соответствует требованиям технологии радиолокационной малозаметности

«Штатный» вертолет – Ка-27ПС (поисково-спасательный). Вооружения на борту он не имеет. Возможно, в будущем на этих кораблях сумеют принимать ударный вертолет Ка-52К, но пока это лишь планы.

Когда начиналось строительство «Василия Быкова», предполагалось, что этот корабль будет оборудован гидроакустическим комплексом, который позволит обнаруживать подводные лодки на удалении до 140 километров, обеспечивая территориальную оборону. В реальности, однако, на борту появилась только станция «Ариадна», предназначенная для обнаружения боевых пловцов под водой. Таким образом, для поиска субмарин имеющиеся корабли проекта 22160 использовать нельзя.

В то же время на борту можно разместить один из следующих видов модульного вооружения:

  1. Крылатые ракеты «Калибр». Допускается использование всех её вариантов. Боекомплект составляет 8 ракет в двух пусковых установках;
  2. Противокорабельные ракеты типа Х-35 «Уран»;
  3. Зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1». Этот ЗРК способен уничтожать воздушные цели на высотах до 15 000 метров и на удалении до 50 километров. На кораблях проекта 22160 допускается размещение двух модулей «Штиль-1» по 12 ракет в каждом. Вертикальный старт обеспечивает всеракурсную противовоздушную оборону.


Модуль зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1»

Конструкция

На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике был реализован модульный принцип.

Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач
Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ»

Силовая установка

Первоначально предполагалась установка дизель-редукторного агрегата на базе четырёх немецких V-20-цилиндровых дизелей 20V4000G63L «MTU» и редукторов «ZF», которые стоят на корабле «Василий Быков», но в связи с санкциями было выполнено импортозамещение и на следующие корабли устанавливается российская главная энергоустановка, которая состоит из двух двухвальных дизель-реверс-редукторных агрегатов ДРРА-6000 на базе двух четырёхтактных V-16 цилиндровых дизельных двигателей с турбонаддувом 16Д49 «Коломенский завод» (аналогичные 4 установлены на корветы проекта 20380) общей мощностью 12 000 л.с.(8826 кВт), которые работают на два вала с винтами фиксированного шага, реверс-редукторная передача производства ПАО «Звезда», локальная система управления НПО «Аврора».

Вооружение

Патрульный корабль «Василий Быков» Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота

Артиллерийское вооружение проекта состоит из универсальной артиллерийской установки АК-176МА с возможностью поражения морских, береговых и воздушных целей. Боекомплект — 152 выстрела в башне и 152 выстрела в погребе.

Для противовоздушной и противоракетной обороны предполагается, кроме артиллерийской установки, использовать ПЗРК «Игла-С» (комплект до 8 шт.) и аппаратуру РЭП.

На корабле предусмотрено базирование 12-тонного вертолёта, в том числе боевых Ка-29 и Ка-52К, для которых оборудован постоянный ангар, погреба для боезапаса и зарезервировано 30 кубических метров топлива. Отдельный ангар оборудован в бортовой надстройке для базирующихся на корабле БПЛА.

В кормовом слипе корабля предусмотрено базирование бронированной десантно-штурмовой лодки проекта 02800.

Для противодиверсионной обороны на проекте установлено два дистанционно-управляемых гранатомёта ДП-65 и два 12,7 мм пулемета «Корд». Также корабль комплектуется двумя ручными противодиверсионными гранатометами ДП-64.

На корабле декларирована возможность установки модульного контейнерного вооружения и оснащения, в том числе крылатых ракет Калибр или Х-35 в составе ракетного комплекса «Калибр-К». В августе 2020 года они проходили испытания на корабле «Василий Быков» на испытательных полигонах Северного флота, но пока в ВМФ России из контейнерного снаряжения широко применяются только водолазные контейнеры.

Так же идут испытания контейнерной гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2»

Мореходность

Для проекта были заявлены хорошая обитаемость и мореходность, а также возможность использования вооружения при волнении моря до 5 баллов. Заявленная автономность патрульного корабля проекта 22160 превышает автономность современных фрегатов проекта 11356Р и проекта 22350 гораздо большей размерности.

Заключение.

При такой стоимости, данный патрульный корабль очень выгоден нашему флоту, т.к для восстановления его обороноспособности, нужно быстро восстановить численность флота, которая у нас находится на катастрофическом уровне.

Тем более корабль обладает хорошей мореходностью и дальностью, он способен заменить фрегат в дальних походах. Например, для морского прикрытия операции в Сирии.

Зарубежный опыт строительства флота, показывает, что для восстановления мощи флота, надо строить не современные корабли с кучей перспективного оборудования, а недорогие корабли, с надежным, проверенным оборудованием, которое уже не требует доводки. По этому пути шли и США и Китай. Но наша страна легких путей не ищет…

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий