Как устроена подводная лодка ”Тайфун”
Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.
«Акула» отдыхает в порту.
Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.
Атомные подводные лодки специального назначения
Проект | Классификация НАТО | Силуэт | Построено | Реактор | Главный конструктор | Предназначение |
---|---|---|---|---|---|---|
Hotel | 1 — К-19 | 2 x ВМ-А, по 70 МВт | С. Н. Ковалёв | исследование новых систем радиосвязи | ||
Hotel | 2 | 2 x ВМ-А, по 70 МВт | С. Н. Ковалёв | корабли связи, ретрансляторы | ||
Yankee-Stretch | 1 — КС-411 «Оренбург» | ЛПМБ «Рубин» | 29 ОБрПЛ СФ, носитель сверхмалых ПЛ | |||
переоборудована из 667БДР «Кальмар» | 1 — БС-136 «Оренбург» | ЛПМБ «Рубин» | 29 ОБрПЛ СФ, носитель сверхмалых ПЛ | |||
переоборудуется из 667БДРМ «Дельфин» | 1 — БС-64 | ЛПМБ «Рубин» | носитель сверхмалых ПЛ | |||
Yankee-Pod | 1 — К-403 «Казань» | ЦКБ МТ «Рубин» | ||||
Yankee Big Nose | ||||||
Uniform, «X-Ray» | 6 (3 — 1910,3 — 1851) | 1 х (36МВт) | Е. С. Корсуков | официально — исследование новых типов АЭУ, фактически — 29 ОБрПЛ СФ | ||
1 | специальные операции (29 ОБрПЛ СФ), большая глубина погружения |
!!Рекомендуем: Обучение ⇒ Оглавление Познавательное ⇒ Главная сайта
Страшнее, чем удар с орбиты
«Посейдон» – средство глобального удара. Его потенциальное воздействие с моря для США страшнее, чем ракетный удар с космической орбиты. «Посейдон», заверяет разработчик КБ морской техники «Рубин», практически невозможно перехватить. И поясняет причину создания дрона: только агрессивные действия Вашингтона вынудили российское руководство прийти к разработке асимметричного ядерного сдерживания.
wikipedia.org
Самая быстрая американская торпеда Mk 48 (на снимке) не сможет уничтожить «Посейдон».
Военно-морские силы – одно из преимуществ США в стратегическом противостоянии в последние десятилетия, и вот это превосходство теперь сведено к нулю. Во многом виной тому – компактный ядерный двигатель «Посейдона». Противоторпеды ВМС США не могут остановить «Посейдон». Во-первых, торпедам не по зубам скорость свыше 200 км/ч благодаря ядерному двигателю и эффекту кавитации, практически воплощённому, по всем данным, только в России. Скорость самой быстрой американской торпеды Mk 48 не больше 100 км/ч. И она не сможет достать «Посейдон» на «его» глубине.
Во-вторых, противолодочная глубоководная натовская торпеда MU90 IMPACT на максимальной скорости 93 км/ч способна проплыть лишь считанные километры. «Посейдон», к тому же, может лихо маневрировать, ведомый навигатором по карте морского дна. Его рельеф определяется 3D-сонаром, находящемся в аппарате.
Добавим сюда гидроакустическую станцию, обладающую способностью кругового прослушивания. «Посейдон» в районе подводного залегания может находиться сколь угодно долго. Он может активно и результативно вести разведку.
Неуютно жить на восточном побережье США, не без оснований предполагая, что где-то неподалеку на морском дне притаился этакий аппарат апокалипсиса, таящий в себе заряд колоссальной мощи. Неуютно и руководству США, американским военным. «Надо же что-то делать!» – подбадривают генералов политики. И попытки наверстать далеко ушедшую вперёд Россию предпринимаются. Во всю длительную историю США и СССР-России мы в гонке вооружений, как правило, догоняли. Сегодня картина изменена на противоположную.
Подводные лодки Первой мировой войны
Подводные лодки, в конце XIX в. чуть было не попавшие в список запрещенного оружия, с самого начала Первой мировой войны доказали свою эффективность. Уже 5 сентября 1914 г. германская субмарина торпедировала британский крейсер «Пасфайндер», а 22 сентября отличилась подводная лодка U-9, потопив в течение считанных минут сразу 3 британских крейсера. В последующие месяцы неограниченной подводной войны немецкие субмарины едва не поставили Англию на колени, блокировав морскую торговлю.
Германская подводная лодка U-9 — боевой корабль Первой мировой войны
Субмарина U-9 образца 1910 г. была одной из первых германских подводных лодок. Она имела водоизмещение 611 т, экипаж состоял из 25 человек, на вооружении имелось 4 торпедных аппарата калибра 450 мм.
В 1914 г. была введена в эксплуатацию еще одна германская подводная лодка — U-35. Субмарина водоизмещением 971 т вооружалась четырьмя 500-мм торпедными аппаратами (2 носовыми и 2 кормовыми), запас составлял 6 торпед. За время службы (до 1918 г.) лодка совершила 19 боевых походов, в течение которых потопила вражеские суда (в основном торговые) водоизмещением более 500 000 т.
Немецкая боевая субмарина U-35,1914 г.
В 1916 г. со стапелей кильской верфи «Дойче Верке» спустился необычный корабль. Это была первая в мире торговая субмарина «Дойчланд» водоизмещением около 2000 т. Не от хорошей жизни Германия строила подобные суда: вся надводная торговля была блокирована британским флотом. Впрочем, в 1917 г. «Дойчланд» перешла в руки ВМФ Германии и путем установки двух торпедных аппаратов была переоборудована в боевую подводную лодку.
Британцы ответили созданием лодок типа «К» — настоящих подводных крейсеров водоизмещением 2800 т. Для надводного хода на них использовались паровые турбины мощностью 10 000 л. с.! Подобные грозные суда позволили Англии эффективно сражаться с германскими субмаринами.
Всего за время войны около 600 подводных лодок воевавших государств потопили 55 крупных надводных кораблей (линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров), 105 эскадренных миноносцев и 33 подводные лодки (11% от числа погибших во время войны). Подводные лодки Германии во время войны потопили 5861 торговое судно общей грузовместимостью 13,2 млн т. Во время боевых действий из 372 немецких подводных лодок погибли 178 (48%).
Подводная лодка «Дойчланд» германского ВМФ изначально строилась как коммерческое судно
Британская субмарина К-22 серии «К» времен Первой мировой войны
Как одна лодка может решить исход войны?
Германская подводная лодка Первой мировой войны U-20 была спущена на воду в 1912 г. Этот подводный корабль стал печально знаменит. 7 мая 1915 г. по ошибке он потопил британский пассажирский лайнер «Лузитания». Погибли граждане Соединенных Штатов Америки, государства, до тех пор державшего военный нейтралитет. Это подтолкнуло США к вступлению в войну против Германии, что резко изменило ход войны не в пользу немцев.
Российский «Каньон»
Изначально эта АПЛ относилась к проекту 949А «Антей» (аналог «Курска»), потом его переработали, убрав пусковые установки для крылатых ракет, в проект 09852 специально для системы «Посейдон». Глухо проходили сообщения об АПЛ «Хабаровск» – штатном носителе «Посейдонов». О характеристиках этой подлодки почти ничего не известно.
Соцсети
АПЛ проекта 09852 (в центре) – самая большая из когда-либо построенных в России. Однако её водоизмещение уступает аналогичному параметру лодок проекта 941 «Акулы». В нижней части изображения – атомная станция АС-12 «Лошарик».
О создании самого подводного аппарата «Посейдон» впервые сообщил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию в марте 2018 года. Такие беспилотники, сказал он тогда, могут оснащаться как обычными, так и ядерными зарядами. Это позволит им поражать широкий спектр целей: авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру. Беспилотник получил неограниченную дальность хода. Глубина, на которую он может погружаться, более километра.
В американских СМИ со ссылкой на информацию Пентагона прошло сообщение о создании Россией беспилотной подлодки, способной нести мощный ядерный боезаряд. Главной целью подводного дрона, утверждали аналитики, должны стать базы американских субмарин и важные объекты на океанском побережье.
Разработка получила от американских военных кодовое наименование Kanyon («Каньон»). Под ним подразумевалась ударная беспилотная подводная лодка с термоядерным боеприпасом мощностью в несколько десятков мегатонн. Она способна скрытно и очень быстро перемещаться на большие расстояния.
Поводом к разного рода суждениям стал репортаж на российском телевидении о совещании по развитию ОПК в ноябре 2015 года. В совещании участвовал президент Путин. В видео «случайно» попали документы о системе «Статус-6» – подводном дроне «мегатонного класса». Примерно через полгода представитель «Объединённой судостроительной компании» подтвердил участие в разработке беспилотного подводного робота, способного нанести неприемлемый ущерб территории США. Это было частью возможного асимметричного ответа России.
Соцсети
В конце 1950-х предполагалось «смыть» восточное побережье США подводным ядерным зарядом.
Для ясности: «Статус-6» и морской беспилотник «Посейдон» – единая разработка. Дрон может погружаться на глубины более километра и передвигаться на расстояние примерно 10 000 км со скоростью около 130-200 км/ч. Он «умеет» поражать цели в любой точке Мирового океана и на его побережье. Посейдон способен быть носителем морского вооружения или, главное, самому стать скоростной торпедой.
ТТХ подводной лодки ”Тайфун”
По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.
В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.
Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…
Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.
Помимо этого, во все помещения подавался кондиционированный воздух, а в свободное от дежурства время экипаж мог посещать бассейн, спортзал, сауну и даже ”живой” уголок. Не боевая машина, а санаторий. Расскажите в нашем Telegram-чате, что думаете по этому поводу.
Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.
Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.
А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).
На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.
Дизельные подводные лодки специального назначения
Проект | Классификация НАТО | Фото или силуэт | Построено | Главный конструктор | Предназначение |
---|---|---|---|---|---|
Golf I Mod | 4 | Н. Н. Исанин | Подводная лодка-ретранслятор | ||
Bravo | 4 | Е. В. Крылов | Подводная лодка — мишень | ||
India | 2 | Б. А. Леонтьев | подводные спасательные работы | ||
32 | Я. Е. Евграфов | транспорт для спецопераций | |||
13 | Я. Е. Евграфов | транспорт для спецопераций | |||
Losos | 2 | Л. В. Чернопятов | подводные спецоперации | ||
— | 2 | И. Б. Михайлов | подводная лаборатория для биологических исследований | ||
Beluga | 1 | Г. П. Москалёв | гидродинамические исследования | ||
5 (1837), 4 (1837к) | Б. А. Леонтьев | автономный подводный спасательный аппарат | |||
Lima | 1 | Е. С. Корсуков | подводная база-лаборатория | ||
1 | ЛПМБ «Рубин» | испытание новых вооружений |
Платиновые
Монеты из платины 950 пробы в 1840 году были выпущены в трех номиналах – 12, 6 и 3 рубля. Каждый – в одном экземпляре. Посередине реверса написано «12 (6 или 3)│РУБЛЕЙ│НА СЕРЕБРО», снизу написан год выхода, под ним – аббревиатура «СПБ», указывающая на монетный двор Санкт-Петербурга. Все надписи разделяются декоративными элементами в виде цветочных розеток, фигурных полос, окружностей с рельефными элементами.
Круговой надписью, разделенной вверху цветочной розеткой, указано количество платины:
- 12 – «9 ЗОЛ•68 ДОЛ•ЧИСТОЙ УРАЛЬСКОЙ ПЛАТИНЫ»;
- 6 – «4 ЗОЛ•82 ДОЛ•ЧИСТОЙ УРАЛЬСКОЙ ПЛАТИНЫ»;
- 3 – «2 ЗОЛ•41 ДОЛ•ЧИСТОЙ УРАЛЬСКОЙ ПЛАТИНЫ».
Ни одна платиновая монета 1840 года на современных аукционах не представлена, поэтому точно сказать, сколько стоит каждая из них, невозможно. Стоимость в зависимости от количества платины составляет:
Номинал, р. | Диаметр, мм | Вес монеты, г | Доля платины, г | Стоимость, р. |
12 | 35,75 | 41,41 | 39,34 | 115803 |
6 | 28,5 | 20,71 | 19,77 | 58196 |
3 | 23,3 | 10,36 | 9,89 | 29113 |
Ставка на атомный подводный флот
Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.
В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.
В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.
Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.
Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.
Первые подводные лодки
Первые проекты подводных лодок были разработаны ещё в XVII в. Это были герметично закрытые бочки, внутри которых находился экипаж и ёмкости, заполняемые водой, – балластные цистерны. Для того чтобы погрузиться под воду, подводная лодка должна была затопить цистерны, а для всплытия выпустить воду из них. Основная проблема была с двигателем и движителем.
Ранние изобретатели «потаённого судна» предлагали различные ласты, вёсла, спирали Архимеда, приводимые в движение мускульной силой. Конечно, сейчас это выглядит забавным, но первое боевое применение подводной лодки относится к концу XVIII в. Тогда, 6 сентября 1776 г., во время Войны за независимость в США, американский солдат Эзра Ли вышел в дельту рек Гудзон и Ист-Ривер на подводной лодке «Черепаха» конструкции инженера Д. Бушнелла. Лодка приводилась в движение вручную: Ли вращал движитель в виде архимедовой спирали. Вооружение «Черепахи» состояло из мощной мины, которую с помощью буравчика нужно было закрепить на корпусе флагманского линкора «Игл», стоявшего на якоре. Затея провалилась: корпус корабля был окован медью, а яйцевидное судёнышко нещадно трепали течения. Хорошо, что обошлось без жертв.
Подводная лодка «Черепаха»
Почти на пару столетий о подводных лодках, как о боевом оружии, забыли. Следует, правда, упомянуть, что проблема приведения подводного корабля в движение очень сложна: ведь и паровая машина, и двигатель внутреннего сгорания нуждаются в атмосферном кислороде и в выхлопных трубах, поэтому необходимо было дождаться появления «правильных» силовых установок. Например, великий изобретатель Р. Фултон, «отец» парохода, наглядно продемонстрировал боевые свойства подводного корабля «Наутилус», взорвав цель буксируемой миной в 1800 г. Его «Наутилус» двигался над водой под парусом, а в погружённом положении – с помощью педального привода, как велосипед.
Отдельно следовало рассмотреть вооружение подводной лодки. Ведь никто и не мог подумать поначалу, что «потаённое» судно сможет что-то большее, чем таранить вражеские суда из-под воды.
Подводная лодка конструкции русского инженера К. А. Шильдера имела велосипедный привод
Французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики Жюль Верн снабдил свой «Наутилус» всего лишь тараном, причём некоторые переводчики ставили его в носу «Наутилуса», а некоторые – на спине. Когда Жюль Верн узнал об изобретении торпеды, то он в панике бегал по Парижу, скупая свой роман, надеясь его уничтожить и переписать заново. И только с появлением электрического мотора, перископа – оптического прибора наблюдения из-под воды – и торпед подводная лодка перестала быть жалкой «лодкой» и превратилась в полноценный подводный корабль – субмарину.
Медные
Любая медная монета 1840 года на реверсе имеет надпись ««КОПѢЙКА│СЕРЕБРОМЪ». Это означало, что ее цена соответствует серебряной копейке (1/100 серебряного рубля), а не то, что в ее составе есть серебро. Копейки из меди имели номиналы ¼, ½, 1, 2, 3. Чеканились несколькими монетными дворами – Сузунским (СМ), Екатеринбургским (ЕМ), Ижорским (СПМ).
Особенности и стоимость всех разновидностей приведены в таблице (если цена не указана, значит, монеты нет в наличии на аукционах, невозможно определить её стоимость).
Номинал | Описание, особенности | Средняя цена, р. |
3 | ЕМ. Вензель с украшением. Аббревиатура крупными буквами | 12000 |
3 | ЕМ. Вензель с украшением. Аббревиатура мелкими буквами | 16000 |
3 | ЕМ. Аббревиатура крупными буквами | 12000 |
3 | ЕМ. Аббревиатура мелкими буквами | 28000 |
3 | СМ | 47000 |
3 | СПМ | 8100 |
3 | ЕМ-Новодел | |
3 | СМ-Новодел | |
3 | СПМ-Новодел | |
2 | ЕМ. Вензель с украшением. Аббревиатура крупными буквами | 71000 |
2 | ЕМ. Вензель украшенный. Аббревиатура мелкими буквами | 6700 |
2 | ЕМ. Вензель обычный. Аббревиатура крупными буквами | 8500 |
2 | ЕМ. Вензель обычный. Аббревиатура мелкими буквами | 4200 |
2 | СМ | 6000 |
2 | СП | |
2 | СПМ | 14000 |
2 | ЕМ-Новодел | |
2 | СМ-Новодел | |
2 | СПМ-Новодел | |
1 | ЕМ | 16000 |
1 | СМ | 14000 |
1 | СПМ | 20000 |
1 | ЕМ-Новодел | 34000 |
1 | СМ-Новодел | |
1 | СПМ. Новодел | |
½ | ЕМ | 6100 |
½ | СМ | 3300 |
½ | СПМ | 21000 |
½ | СПМ. «П» перевернута | |
½ | ЕМ-Новодел | 78000 |
½ | СМ-Новодел | |
½ | СПМ. Новодел | |
¼ | ЕМ | 12000 |
¼ | СМ | 3600 |
¼ | СПМ | 4600 |
¼ | ЕМ-Новодел | 70000 |
¼ | СМ-Новодел | |
¼ | СПМ-Новодел | 12000 |
Как создавалась самая большая подводная лодка
Созданием лодки проекта 941 руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Он был неоднократно отмечен государственными наградами и бессменно на протяжении нескольких десятилетий руководил ленинградским ЦКБМТ ”Рубин”. Коллективу этого бюро и была поручена работа над царь-лодкой. Строительство осуществлялось на северодвинском предприятии ”Севмаш”.
Вот она гордость советского и российского атомного флота.
Второе название лодки — ”Акула” — появилось после того, как генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев именно под таким названием представил лодку делегатам съезда партии и остальному миру в 1981 году. В целом, можно сказать, что оба названия неплохо отражают суть такой лодки. Она как тайфун должна сносить все на своем пути и как акула являться самым опасным ”хищником” в океане.
Период Второй мировой войны
Проект | Серии | Фото/Силуэт | Построено | Главный конструктор | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
I | 6 | Б. М. Малинин | Первый советский проект, большие торпедные лодки | ||
II | 6 | Б. М. Малинин | Подводные минные заградители, изначально проектировались с оглядкой на британскую L-55 | ||
XI | 6 | ||||
XIII | 7 | ||||
XIII-1938 | 5+1 | ||||
III | 4 | Б. М. Малинин | Средние подводные лодки, тоже испытали влияние L-55 | ||
V | 12 | ||||
V-бис | 14 | ||||
V-бис-2 | 13 | ||||
Х | 32 | ||||
X-бис | 11 | ||||
IV | 3 | А. Н. Асафов | Эскадренные подводные лодки | ||
VI | 30 | А. Н. Асафов | Малые подводные лодки с возможностью перевозки по железной дороге | ||
VI-бис | 20 | ||||
XII | 45 (заложено 46) | П. И. Сердюк, | |||
XV | 14+43 | Ф. Ф. Полушкин | |||
IX, IX-бис | 41 | С. Г. Турков,В. Н. Перегудов, В. Ф. Критский | На базе немецкого проекта Е-2 | ||
XIV | 11 | М. А. Рудницкий | Подводные крейсера с торпедно-минно-артиллерийским вооружением |
Основные данные ППЭВМ Единой системы 1840, 1841, 1842
Шифр ЕС | ЕС 1840 | EC1841 | ЕС 1842 |
Процессор | KI810BM86 16-разрядный, быстродействие 1 млн. оп./с (типа регистр — регистр) | К1810В86 16-разрядный, быстродействие 1 млн. оп./с (типа регистр — регистр) | К1810ВМ86М 16-разрядный. быстродействие 2 млн. оп./с (типа регистр — регистр); операции с ФТ и ПТ, возможность организации мультипрограммного режима |
Оперативная память | 256-512 Кбайт | 1024 Кбайт | 512—2560 Кбайт виртуальная память до 1 Гбайт |
Клавиатура | 4 регистра (русский) латинский алфавит; большие (малые) буквы; 92 клавиши, в том числе | ||
Устройство отображения информации | Монохромное алфавитно-цифровое и графическое, цветное графическое; размер экрана 25 строк по 80 знаков | ||
Матричное печатающее устройство | Количество знаков в строке до 132, скорость печати до 160 зн./с | ||
Манипулятор ввода графической информации | – | Есть | Есть |
Интерфейсы | Параллельный СЕГ1ТРОП1С, | Параллельный СЕПТРОП1С, | Параллельный СЕПТРОП1С. |
Электропитание | Напряжение 220В(-15% – +10%), частота 50 ±1 Гц | ||
0,20 | 0,20 | 0,23 | |
Масса, кг | 38 | 40 | 30 |
Условия эксплуата- | Т (10—35)°С; относительная влажность воздуха при 2о°С (40—80)%; атмосферное давление | ||
Программное обе- | Операционная система М86; | Операционные системы М86; | Операционные системы М86; Альфа |
История создания
История подводного флота России берет свое начало еще в 18 веке, когда русский инженер-самоучка сделал чертеж «потаенного судна», скрытого под водой. Внешний вид субмарины напоминал бочку и должен был производиться из досок и медных листов. Однако эта идея так и не смогла воплотиться в реальность.
Только спустя 100 лет при царствовании Николая I была спущена на воду субмарина. Она была небольшого размера, но уже имела вооружение – одну мину и ракеты. В конце 19 века разные кораблестроительные заводы выпускали экспериментальные варианты подводных конструкций.
Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.
Важным этапом развития данного вооружения стали 50-е годы ХХ века. Подлодки стали включать в себя ядерные энергетические установки, благодаря которым получили возможность плавать в автономном режиме, без необходимости дозаправки.
Если провести сравнение России и США, то первая подобная субмарина под названием «Наутилус» появилась у США в 1954 году. Через 5 лет СССР спустил на воду его аналог – проект 627. Спустя короткий промежуток времени появились атомные подлодки второго поколения (проект 667) под названием «Мурена», которые были оснащены разделяющимися боеголовками.
Следующим этапом развития АПЛ стало наличие бесшумных гребных винтов, обеспечивающих тихое движение. Так, в 1980 году появились субмарины третьего поколения, которые выполняли ряд стратегических задач и содержали крылатые ракеты. Всего же в период существования СССР было построено 243 атомные подводные лодки. А если считать общее количество подводных лодок, то оно превышало 1000 единиц.
В последние годы руководство страны уделяет большую часть сил и средств на модернизацию подводного флота. При этом с одной стороны перевооружается подводный ядерный щит времен Советского Союза до уровня, отвечающего современным требованиям военного дела. В то же время проектируются и производятся новые ракетоносцы таких классов как «Борей» и «Ясень».
На сегодняшний день по официальным данным Россия насчитывает 13 АПЛ с баллистическими ракетами, 27 АПЛ с ракетно-торпедным вооружением, 19 дизельных подлодок, 8 АПЛ специального назначения и 1 дизельную ПЛ специального назначения. Много это или мало? Для сравнения, США насчитывает порядка 60 действующих АПЛ, при этом у них в строю числятся только атомные субмарины. А вот Великобритания и Франция имеют всего по 10 атомоходов. Строительство одной современной торпеды оценивается в 1 миллиард долларов.
Серебряные
В 1840 году монеты из серебра чеканились в Санкт-Петербурге под руководством мюнцмейстера Н. Грачева ( «Н» и «Г» на аверсе, «СПБ» на реверсе). Выпускались в рублевом номинале (1 и полтина) и в копейках –25, 20, 10, 5. Почти все из них имеют несколько разновидностей.
1 рубль
Диаметр — 35,5 мм, вес — 20,73 г (из них 17,9936 г серебра стоимостью 1181 р.). Общий тираж составил 2627001 штук. На аверсе по кругу надпись «ЧИСТАГО СЕРЕБРА 4 ЗОЛОТНИКА 21 ДОЛЯ». В центре оборотной стороны двумя строками написано «МОНЕТА│РУБЛЬ», над ней – Корона, ниже – год, под ним – СПБ. На аукционе оценивается в пределах 1222–65000 р.
Имеется 5 разновидностей:
- Орел 1838 – основная.
- 1841 11 перьев – отличается более близким расположением скипетра к крылу и хвостом из 11 перьев. Цена 1580–36000 р.
- Орел 1841 с особым гуртом – на гурте ошибочно написано «Зол*27 21/25 Доль». Брак поднял цену на аукционах до 10200–42000 р.
- Орел 1841 с ошибкой и 9 перьями – увеличено расстояние между скипетром и крылом, уменьшено количество перьев в хвосте до 9. Оценивается в 13800–33600 р.
- Новодел – изображен орел 1832, на реверсе в венке 7 звеньев, общий вес 20,73 г, серебра 18 г, его стоимость 1182 р. Аукционная цена –340730 р.
Полтина
Вышла тиражом 960001 штука без разновидностей. Диаметр – 8,5 мм, вес –10,37 г, из них серебра – 9,00116 г на 591 р. Оценивается в 681–65809 р.
На лицевой стороне по кругу написано «ЧИСТАГО СЕРЕБРА 2 ЗОЛОТНИКА 10 ½ ДОЛЕЙ». На обороте – «МОНЕТА│ПОЛТИНА».
25 копеек
Отчеканены в количестве 604001 штука. Диаметр – 24,3 мм, вес – 5,18 г, металла – 4,49624 г на 295 р. Стоимость на аукционах 2100–15100 р.
По окружности аверса написано «ЧИСТОГО СЕРЕБРА 1 ЗОЛОТНИК 5 ¼ ДОЛЕЙ». Посередине оборотной стороны в 2 строчки «25│КОПЕЕК».
20 копеек
Тираж – 2075000 экземпляров. Диаметр – 22 мм, общая масса – 4,14 г, из них металла – 3,5935 г на 236 р. Стоимость – 205–16700 р.
Надписи по окружности на лицевой стороне нет. В середине реверса – «20│КОПЕЕК» в 2 строчки.
10 копеек
Тираж – 190001 штука. Диаметр – 17,65 мм, вес — 2,07 г, из них металла – 1,7967 г на 118 р. Цены на аукционе зависят от разновидности:
- орел 1832 – порядка 2000 р.;
- орел 1842 – от 113 до 61000 р.
Номинал «10│КОПЕЕК» указан двумя строчками на обороте.
5 копеек
Отчеканены в количестве 420001 экземпляр. Диаметр – 15,1 мм, вес – 1,04 г, металла – 0,9027 г на 59 р. Оцениваются в 160–12400 р.
Посредине оборотной стороны – «5│КОПЕЕК». Других отличий от предыдущей монеты нет.