Вспомогательные суда
К вспомогательным судам относят: многофункциональные буксиры, перегрузочные суда (плавучие перегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят дебаркадеры.
- многофункциональные буксиры предназначены для внутренних и прибрежных операций. Основными функциями универсального буксира являются транспортировка тяжелого оборудования, буксировка, борьба с аварийными разливами нефти и участие в ликвидации последствий загрязнения акватории. Надежная конструкция корпуса, как правило, включающая в себя большую рабочую палубу, обеспечивает судну отличную маневренность, хорошую остойчивость, возможность работы на мелководье.
- перегрузочные суда предназначены для перевалки грузов в море. Современные перегрузочные комплексы включают несколько кранов установленных на понтоне и системы обработки грузов, состоящей из бункеров, конвейеров и погрузчиков.
- снабженческие суда обеспечивают доставку топлива и смазочных материалов на корабли и суда. Процесс передачи материалов называется бункеровкой. Они оснащены бункерной мачтой высотой до 35 м с гидравлической подачей. Так как большинство бункеровщиков для пополнения запасов морских судов транспортируют мазут, они оснащаются системой подогрева.
- дебаркадеры (плавучие причалы) это причальное сооружение в виде судна или понтона стационарно установленного, как правило, на реках, и предназначен для стоянки грузовых и пассажирских судов.
Отечественным верфям – в большое плавание
Благодаря развитым радиоэлектронным средствам разведки и связи, «Иван Хурс» в ходе учебной или боевой операции способен стать координатором действий для целой эскадры или корабельной ударной группы (КУГ), находящейся во взаимодействии с авиацией и сухопутной армией.
mil.ru
Первый корабль проекта 18280 – «Юрий Иванов».
Корабль способен получать и оперативно обрабатывать огромное количество информации сразу по нескольким каналам. Поэтому во флотских кругах нового разведчика уже успели окрестить «флагманом сетецентрической войны».
«Иван Хурс» принципиально новый корабль для российского флота, который будет существенно превосходить по своим тактико-техническим характеристикам и возможностям корабли-разведчики предыдущих поколений. Многофункциональность, высокий уровень автоматизации и интеграции систем позволяют предположить, что такого рода корабли станут ключевыми элементами АСУ флота, которая станет составным компонентом единой автоматизированной системы управления войсками возглавляемой НЦУО МО России.
Корабль «Иван Хурс» был заложен на главном стапеле ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» 14 ноября 2013 года. Спуск на воду состоялся 16 мая 2017 года – после того, как неоднократно откладывался. Причиной тому оказалось то самое усовершенствование проекта по сравнению с головным в серии кораблём «Юрий Иванов», о котором говорил главный конструктор Александр Рыжков. Акт о завершении государственных испытаний корабля был подписан 18 июня 2018 года. Надо сказать, что и первый в серии СРЗК проекта 18280 «Юрий Иванов», также сошедший со стапелей завода «Северная верфь», строился неоправданно долго: он был заложен ещё 27 декабря 2004 года и не спущен в срок, потому что Коломенскому заводу ЗАО «Трансмашхолдинг» не удалось вовремя завершить работу над экспериментальными ходовыми системами корабля.
nordsy.spb.ru
Передача корабля ВМФ России.
Надо сказать, что структурное подразделение АО «ОСК» – судостроительный завод «Северная верфь» – при необходимости справился бы со строительством и большей серии, чем четыре корабля типа «Иван Хурс». Производственные мощности предприятия предназначены для организации серийного строительства, ремонта и модернизации как боевых надводных кораблей, так и гражданских судов водоизмещением до 12.000 тонн. Недавно Генеральный директор «Северной верфи» Игорь Пономарёв объявил о начале очередной модернизации предприятия, которая позволит верфи строить крупнотоннажные суда и корабли с длинной корпуса вплоть до 250 метров и водоизмещением до 25 тыс. тонн, т.е. это будут корабли способные работать от ближней морской и до океанской зон действия.
Российский ВМФ загрузил производственные мощности судостроительного завода «Северная верфь» полностью до 2020 года, портфель заказов составил рекордные 200 млрд рублей.
СРЗК «Иван Хурс» активно осваивает Черноморскую акваторию, как и его собрат по проекту «Юрий Иванов» акваторию Тихого океана. Появление таких кораблей в составе ВМФ России – это сигнал нашим нервным «соседям» о том, что теперь Андреевский флаг будет развиваться не только у наших морских границ, но и на всех просторах мирового океана.
Авианосцы
ТАВКР «Адмирал Кузнецов» является единственным представителем авианосцев России. В отличие от ударных атомных авианосцев США, российский корабль имеет дизельные и паротурбинные двигатели, в результате чего значительно уступает американским аналогам. Включает в себя следующее вооружение:
- Истребитель Су-33: загрузка вооружения 6,5 т, в том числе: Управляемые ракеты Р-73, Р-27Р/ЭР, Р-27Т/ЭТ «воздух-воздух»;
- Управляемые ракеты Х-41, П-800 «Оникс» «воздух-земля»;
- Неуправляемые ракеты 80мм, 122мм и 266мм;
- Бомбы 500кг, 250кг и 100кг.
Истребители МиГ29-К и МиГ-29Куб: загрузка вооружения 4,5 т, включающая управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля», бомбы и пушки.
- Ракетное вооружение: ПУ ПКРК «Гранит», ЗРАК «Кортик», ПУ ЗРК «Кинжал»;
Противолодочное вооружение РБУ-12000.
Все авианосцы России и СССР читать
Основные характеристики
- Водоизмещение стандартное — 2500 т
- Водоизмещение полное — 4000 т
- Длина — 95,0 м
- Ширина — 16,0 м
- Осадка — 4,0 м
- Скорость полная — 20 узлов
- Скорость экономическая — 16 узлов
- Дальность плавания — 8000 миль (на 16 узлах)
- Автономность — 45 суток
- Экипаж — 120 человек
- Силовая установка — 2 двухвальных дизель-редукторных агрегатов 5ДРА с суммарной мощностью около 5500 л.с.
Вооружение
Корабль вооружён четырьмя 14,5 мм морскими тумбовыми пулемётными установками МТПУ «Жало» и ПЗРК типа «Игла», «Верба».
Радиотехническое вооружение
- Аппаратура связи;
- Комплексы радиотехнической разведки;
- Аппаратно-программный комплекс технических средств;
- «Подзаголовок-23» — базовая система обеспечения электронной совместимости (ЭМС) радиолокационных обнаружительных и навигационных станций, систем управления зенитными артиллерийскими и ракетными комплексами, систем взаимного обмена информации;
- МР-231-3 — навигационная РЛС;
- «Мостик-18280» — интегрированная мостиковая система;
- «Гамма-01Ф-18280» — пожарно-охранная система технических средств пожаротушения разработки и производства НПО «Пожарная автоматика сервис»;
- «Экран-ЦМ» — корабельная система телевизионного вещания.
Главная энергетическая установка
ГЭУ разработана на АО «Коломенский завод» (входит в состав «Трансмашхолдинга») и включает в себя 2 двухвальных дизель-редукторных агрегатов 5ДРА на базе 2-х V-8-цилиндровых дизелей 11Д42 30/38 мощностью 2516 л.с.(1850 кВт) и двух редукторов производства ПАО «Звезда». Применение современной электронной цифровой системы управления и винтов регулируемого шага обеспечивает плавный набор мощностей от частичных до номинальных режимов.
На обломках советского ВМФ
Степень секретности российской кораблестроительной программы прямо пропорциональна степени неопределенности экономической деятельности в Мировом океане. Этим, в частности, объясняется длительный — более десяти лет — срок разработки ПВК-2050.
О ее необходимости впервые заговорили чуть ли не на следующий день после первой инаугурации Владимира Путина, в 2000 году. Спустя 78 дней после вступления в должность Президента РФ, Владимир Путин полдня провел в конференц-зале Центра стратегических разработок. Здесь шла защита кандидатской диссертации главкома ВМФ Владимира Куроедова на тему: «Стратегия государства по защите и реализации национальных интересов России в Мировом океане». После доклада диссертанта началась дискуссия, продолжавшаяся около двух часов. Все это время в ней участвовал и Владимир Путин.
ПО Севмаш
Корвет «Гремящий» проекта 20385.
Так вырабатывались общие подходы к решению вопроса о том, какой флот нужен России, исходя из морской деятельности государства. В начале XXI века, после четырех лет горбачевской «перестройки» и девяти лет ельцинского безвременья, в морской деятельности царили хаос, разруха и бесправие.
А спустя еще 19 дней произошла трагическая гибель атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) «Курск», которая показала, что Северный флот — на тот момент самый боеспособный в Военно-морском флоте России — тяжело болен. Возможно, констатация этого факта отодвинула на четыре года разработку кораблестроительной программы. Это были годы борьбы между пессимистами и оптимистами, между континентальным и пространственным морским мышлением в строительстве Вооруженных сил РФ.
Удручающее сомнение в технологической способности страны содержать современный океанский флот отразилось в первом варианте плана развития ВМФ на период до 2040–2050 годов. Его основным пунктом стал отказ от защиты интересов страны в океанах, и, как следствие, предпочтение в строительстве небольших кораблей, предназначенных для действий в 200-мильной исключительной экономической зоне.
hisutton.com
Концептуальное изображение атомной подводной лодки 5-го поколения проекта 545 «Хаски».
«Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем, и переходим к кораблям многофункционального применения», — заявил тогда главком ВМФ Владимир Куроедов.
Иными словами, речь шла о кораблях 4-го и 3-го рангов, даже не 2-го ранга. О кораблях 1-го ранга — крейсерах и эсминцах — речь вообще не заходила. Что касается авианосцев, то их Куроедов считал, кораблями туманного будущего. «Авианосец — это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить об этой составляющей флота рановато», — говорил главком ВМФ.
Тот план развития ВМФ после отставки автора — адмирала Куроедова — был существенно изменен. Долгосрочная программа военного кораблестроения на период до 2050 года, утвержденная Президентом РФ в мае 2014 года, является компромиссом между приверженцами континентального и пространственного морского мышления. Компромисс заключается в том, что сначала надо построить флот для защиты экономической зоны, и лишь спустя десятилетия Россия вернется в Мировой океан.
Северный флот
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПЛАРБ | ТК-208 «Дмитрий Донской» | пр.941УМ | 1981 |
ПЛАРБ | К-535 «Юрий Долгорукий» | пр.955 | 2012 |
ПЛАРБ | К-51 «Верхотурье» | пр.667БДРМ | 1984 |
ПЛАРБ | К-84 «Екатеринбург» | пр.667БДРМ | 1985 |
ПЛАРБ | К-114 «Тула» | пр.667БДРМ | 1987 |
ПЛАРБ | К-117 «Брянск» | пр.667БДРМ | 1988 |
ПЛАРБ | К-18 «Карелия» | пр.667БДРМ | 1989 |
ПЛАРБ | К-407 «Новомосковск» | пр.667БДРМ | 1990 |
ПЛАРК | К-119 «Воронеж» | пр.949А | 1989 |
ПЛАРК | К-410 «Смоленск» | пр.949А | 1990 |
ПЛАРК | К-266 «Орёл» | пр.949А | 1992 |
ПЛАРК | К-560 «Северодвинск» | пр.885 | 2013 |
ПЛА | К-317 «Пантера» | пр.971 | 1990 |
ПЛА | К-461 «Волк» | пр.971 | 1991 |
ПЛА | К-328 «Леопард» | пр.971 | 1992 |
ПЛА | К-154 «Тигр» | пр.971 | 1993 |
ПЛА | К-157 «Вепрь» | пр.971 | 1995 |
ПЛА | К-335 «Гепард» | пр.971 | 2001 |
ПЛА | Б-239 «Карп» | пр.945 | 1984 |
ПЛА | Б-276 «Кострома» | пр.945 | 1987 |
ПЛА | Б-534 «Нижний Новгород» | пр.945А | 1990 |
ПЛА | Б-336 «Псков» | пр.945А | 1993 |
ПЛА | Б-138 «Обнинск» | пр.671РТМК | 1990 |
ПЛА | Б-414 «Даниил Московский» | пр.671РТМК | 1990 |
ПЛА | Б-448 «Тамбов» | пр.671РТМК | 1992 |
ПЛАСН | БС-64 «Подмосковье» | пр.09787 | 1986 |
ПЛАСН | БС-136 «Оренбург» | пр.09786 | 1981 |
ПЛАСН | АС-23 | пр.1851 | 1986 |
ПЛАСН | АС-21 | пр.18511 | 1991 |
ПЛАСН | АС-35 | пр.18511 | 1995 |
ПЛАСН | АС-13 | пр.1910 | 1986 |
ПЛАСН | АС-15 | пр.1910 | 1991 |
ПЛАСН | АС-33 | пр.1910 | 1994 |
ПЛАСН | АС-31 | пр.10831 | 2010 (?) |
ПЛСН | Б-90 «Саров» | пр.20120 | 2008 |
ДПЛ | Б-585 «Санкт-Петербург» | пр.677 | 2010 |
ДПЛ | Б-808 «Ярославль» | пр.877 | 1988 |
ДПЛ | Б-459 «Владикавказ» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-471 «Магнитогорск» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-177 «Липецк» | пр.877 | 1991 |
ДПЛ | Б-800 «Калуга» | пр.877 | 1989 |
ТАКР | «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» | пр.11435 | 1990 |
ТАРКР | «Адмирал Нахимов» | пр.11442 | 1988 |
ТАРКР | «Пётр Великий» | пр.11442 | 1998 |
РКР | «Маршал Устинов» | пр.1164 | 1986 |
БПК | «Вице-адмирал Кулаков» | пр.1155 | 1981 |
БПК | «Североморск» | пр.1155 | 1987 |
БПК | «Адмирал Левченко» | пр.1155 | 1988 |
БПК | «Адмирал Харламов» | пр.1155 | 1989 |
БПК | «Адмирал Чабаненко» | пр.11551 | 1999 |
ЭМ | «Адмирал Ушаков» | пр.956 | 1993 |
МРК | «Айсберг» | пр.12341 | 1979 |
МРК | «Рассвет» | пр.12341 | 1988 |
АКА | АК-388 | пр.1400М | 1980 |
МПК | «Брест» | пр.1124М | 1988 |
МПК | «Юнга» | пр.1124М | 1989 |
МПК | «Нарьян-Мар» | пр.1124М | 1990 |
МПК | «Онега» | пр.1124М | 1990 |
МПК | «Мончегорск» | пр.1124М | 1993 |
МПК | «Снежногорск» | пр.1124М | 1994 |
МТЩ | «Гуманенко» | пр.12660 | 2000 |
МТЩ | «Комендор» | пр.266М | 1974 |
МТЩ | «Машинист» | пр.266М | 1975 |
БТЩ | «Полярный» | пр.1265 | 1984 |
БТЩ | «Ельня» | пр.1265 | 1986 |
БТЩ | «Котельнич» | пр.1265 | 1987 |
БТЩ | «Соловецкий юнга» | пр.1265 | 1988 |
БТЩ | «Коломна» | пр.1265 | 1990 |
БТЩ | «Ядрин» | пр.1265 | 1991 |
РТЩ | РТ-236 | пр.1258Э | 1985 |
БДК | «Иван Грен» | пр.11711 | 2018 |
БДК | «Оленегорский горняк» | пр.775 | 1976 |
БДК | «Кондопога» | пр.775 | 1976 |
БДК | «Александр Отраковский» | пр.775 | 1978 |
БДК | «Георгий Победоносец» | пр.775/II | 1985 |
ДКА | Д-464 | пр.1176 | 1985 |
ДКА | Д-148 | пр.1176 | 1993 |
ДКА | Д-182 | пр.1176 | 1996 |
ДКА | «Николай Рубцов» | пр.1176 | 2005 |
Суммарно СФ |
Балтийский флот
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ДПЛ | Б-806 «Дмитров» | пр.877ЭКМ | 1986 |
ЭМ | «Настойчивый» | пр.956 | 1992 |
КРВ | «Стерегущий» | пр.20380 | 2007 |
КРВ | «Сообразительный» | пр.20380 | 2011 |
КРВ | «Бойкий» | пр.20380 | 2013 |
КРВ | «Стойкий» | пр.20380 | 2014 |
СКР | «Неустрашимый» | пр.11540 | 1990 |
СКР | «Ярослав Мудрый» | пр.11540 | 2009 |
МПК | МПК-192 | пр.1331М | 1986 |
МПК | «Казанец» | пр.1331М | 1987 |
МПК | «Зеленодольск» | пр.1331М | 1987 |
МПК | «Алексин» | пр.1331М | 1989 |
МПК | «Кабардино-Балкария» | пр.1331М | 1989 |
МПК | «Калмыкия» | пр.1331М | 1990 |
МРК | «Одинцово» | пр.22800 | 2020 |
МРК | «Советск» | пр.22800 | 2019 |
МРК | «Мытищи» | пр.22800 | 2018 |
МРК | «Зыбь» | пр.12341 | 1989 |
МРК | «Гейзер» | пр.12341 | 1989 |
МРК | «Пассат» | пр.12341 | 1990 |
МРК | «Ливень» | пр.12341 | 1991 |
МРК | «Зелёный Дол» | пр.21631 | 2015 |
МРК | «Серпухов» | пр.21631 | 2015 |
РКА | «Кузнецк» | пр.12411Т | 1985 |
РКА | Р-257 | пр.12411Т | 1986 |
РКА | «Заречный» | пр.12411 | 1989 |
РКА | «Димитровград» | пр.12411 | 1991 |
РКА | «Моршанск» | пр.12411 | 1992 |
РКА | «Чувашия» | пр.12411 | 2000 |
БТЩ | «Александр Обухов» | пр.12700 | 2016 |
БТЩ | «Леонид Соболев» | пр.1265 | 1990 |
БТЩ | «Новочебоксарск» | пр.1265 | 1991 |
БТЩ | «Сергей Колбасьев» | пр.1265 | 1992 |
БТЩ | БТ-115 | пр.1265 | 1993 |
РТЩ | РТ-57 | пр.10750 | 1989 |
РТЩ | РТ-248 | пр.10750 | 1990 |
РТЩ | «Василий Поляков» | пр.10750 | 1991 |
РТЩ | «Виктор Сигалов» | пр.10750 | 1992 |
РТЩ | «Леонид Перепеч» | пр.10750 | 1993 |
БДК | «Минск» | пр.775/II | 1983 |
БДК | «Калининград» | пр.775/II | 1984 |
БДК | «Александр Шабалин» | пр.775/II | 1985 |
БДК | «Королев» | пр.775/III | 1991 |
МДКВП | «Евгений Кочешков» | пр.12322 | 1990 |
МДКВП | «Мордовия» | пр.12322 | 1991 |
ДКА | «Денис Давыдов» | пр.21820 | 2014 |
ДКА | «Лейтенант Римский-Корсаков» | пр.21820 | 2014 |
ДКА | «Мичман Лермонтов» | пр.21820 | 2014 |
ДКА | Д-67 | пр.11770 | 1994 |
ДКА | «Алексей Баринов» | пр.11770 | 2009 |
ДКА | «Иван Пасько» | пр.11770 | 2009 |
ДКА | Д-465 | пр.1176 | 1986 |
ДКА | Д-325 | пр.1176 | 1991 |
ДКА | Д-365 | пр.1176 | 1994 |
Суммарно БФ | Подводные лодки: 1 1 дизельная подводная лодка Надводные корабли: 53 1 эсминец, 4 корвета, 2 сторожевых корабля, 9 малых ракетных кораблей, 6 малых противолодочных кораблей, 6 ракетных катеров, 5 базовых тральщиков, 5 рейдовых тральщиков, 4 больших десантных корабля, 2 малых десантных корабля на ВП, 9 десантных катеров |
Совместные учения с Китаем
21 мая 2014 г. отряды боевых кораблей Тихоокеанского флота провели совместные учения в Южно-Китайском море.
Статья по теме
Ползущий дракон. В чем сила армии Китая?
В учениях с российской стороны задействованы:
- гвардейский ракетный крейсер «Варяг»,
- большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев»,
- большой десантный корабль «Адмирал Невельской»,
- эсминец «Быстрый»,
- танкер «Илим»,
- морской буксир «Калар».
Китай задействовал на учениях шесть своих кораблей.
Впервые учения прошли в составе смешанных отрядов кораблей, кроме этого, впервые проведены ракетно-артиллерийские удары по морским целям на разные дальности.
В 2014 году российско-китайские учения провели уже в третий раз. В в июле 2013 года они состоялись в Японском море, в них приняли участие около 20 кораблей.
Характеристики систем корабля
Средства обнаружения. РЛС «Пал-Н» обеспечивает обнаружение надводных целей в интересах навигации. Другая РЛС – «Фуркэ-2» отвечает за обнаружение и распознавание воздушных целей. Дальность ее обнаружения – до 150 км. РЛС «Монумент-А» обеспечивает целеуказание и наведение противокорабельных ракет на цель.
Ударные средства. Комплекс «Уран», оснащенный восемью противокорабельными ракетами Х-35, способен уничтожать надводные корабли водоизмещением до 5 тыс. тонн на дальности до 20 км.
ЗРК «Редут» – корабельный вариант сухопутного ЗРК С-350 «Витязь», оснащенный 12 ЗУР 9М96М с максимальной дальностью поражения 150 км. В его составе также РЛС «Полимент», способная обеспечить обстрел до 16 целей, включая скоростные, летящие со скоростью до 1000 м/сек. ПЗРК обеспечивает защиту корвета от низколетящих целей.
Систему вооружения корвета прекрасно дополняет уникальная 100-мм артустановка А-190. Она поражает цели на дальности до 21 км с темпом стрельбы 80 выстрелов в минуту. А-190 «всеядна». Она может поражать морские, наземные и воздушные цели, включая летящие на высоте 15000 м.
Шестиствольную 30-мм автоматическую артустановку АК-630 вряд ли можно отнести к новинкам. Она была создана в далеком 1964 году и принята на вооружение в 1976 году. Тем не менее, несмотря на столь почтенный возраст, до сих пор способна уничтожать воздушные цели на дальности до 4 км, и морские – до 5 км.
От подводных лодок и торпед корветы защищены комплексом «Пакет-НК», в состав которого входят 2 торпедных аппарата и боекомплект из восьми торпед. На борту корвета имеется палубный ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ.
Мозг корвета – боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Сигма-20380». Она помогает вести боевое управление одним или несколькими кораблями, действующими в составе тактического соединения.
В планах Министерства обороны – серия из 24 корветов типа «Стерегущий». Всего с 2008 года российский ВПК изготовил для ВМФ шесть корветов, несущих службу на Балтийском и Тихоокеанском флотах: «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий» (все на БФ), «Совершенный» и «Громкий» (на ТОФ).
Ожидается, что один-два корвета возможно будут построены в текущем году, причем 7-й в серии, уже спущенный на воду корвет «Ретивый», после достройки и испытаний отправится на Черноморский флот. Корвет «Строгий» также спущен на воду и находится на этапе достройки на плаву.
Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» проходит подготовку к швартовым испытаниям. Еще один боевой корабль – «Резкий» строится. В настоящее время уже готов его корпус. Стоит отметить, что эти суда строятся на Амурском ССЗ.
История строительства
Головной корабль СРЗК «Юрий Иванов», названный в честь вице-адмирала ВМФ СССР, Начальника Разведывательного Управления Главного штаба ВМФ СССР Иванова Юрия Васильевича, заложен на судостроительном заводе «Северная верфь» 27 декабря 2004 года под заводским номером 787. В 2012 году АО «Коломенский завод» и компания АО «Армалит» допустили срыв поставок двигателей и трубопроводной аппаратуры, из-за чего корабль не спустили на воду в срок. Корабль должен был войти в состав Северного флота. Спущен на воду 30 сентября 2013 года. 27 ноября 2014 года начались ходовые испытания. Акт приёма-передачи ВМФ России был подписан 29 декабря 2014 года. Подъём Андреевского флага был запланирован на 6 февраля 2015 года, в день 95-летия Иванова Юрия Васильевича, однако был в очередной раз перенесён, и произошёл лишь 26 июля 2015 года. Окончательная сдача корабля СФ произошла лишь 16 ноября 2015 года, порт приписки г. Североморск.
Закладка второго корабля, названного в честь следующего Начальника Разведывательного Управления Главного штаба ВМФ СССР вице-адмирала Хурса Ивана Кузьмича, прошла 15 ноября 2013 года. Спуск на воду состоялся 16 мая 2017 года. 25 июня 2018 года состоялась церемония подъёма Военно-Морского флага и «Иван Хурс» официально вошёл в состав ЧФ, порт приписки г. Севастополь.
Всего планируется построить как минимум 4 таких корабля, вслед за Северным флотом и Черноморским флотом их получат Тихоокеанский и Балтийский флоты России.
Корветы 20380 и 20385
Корабли проектов 20380 и 20385 являются многоцелевыми корветами ближней морской зоны. Их разработка велась в конце 1990-х и начале 2000-х годов Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге.
Эти корветы предназначены для обнаружения и уничтожения кораблей и подлодок противника в ближней морской зоне, обеспечения высадки морского десанта и патрулирования прибрежных вод.
Длина кораблей обоих проектов составляет 104,5 м, ширина — 13 м, осадке — 7,95 м. Полное водоизмещение 2,2 тыс. т.
- Многоцелевой сторожевой корабль. Проект 20380
Главная двухвальная дизельная энергетическая установка корабля состоит из двух агрегатов ДДА12000 мощностью по 12 тыс. лошадиных сил. Она обеспечивает корветам скорость полного хода до 27 узлов (до 50 км/ч)
При конструировании этих кораблей особое внимание было уделено снижению уровня шума механизмов энергетической установки, что позволило снизить заметность корабля в гидроакустическом диапазоне
Дальность плавания корветов составляет до 3,5 тыс. морских миль (около 6,4 тыс. км) при автономности плавания в 15 суток. Экипаж кораблей — 99 человек.
Также по теме
«Аналогов нет»: как российский атомный крейсер «Адмирал Нахимов» станет самым мощным кораблём в мире
Российский тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 1144.2 после модернизации станет самым мощным надводным кораблём…
Корветы проекта 20380 вооружены двумя пусковыми установками противокорабельного комплекса «Уран» с боекомплектом по восемь ракет и переносными ЗРК «Игла». Противовоздушную оборону обеспечивают комплексы «Кортик-М» и шестиствольные автоматические корабельные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм.На передней части палубы установлена артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм.
Кроме того, впервые в мире корабли проекта 20380 были оснащены противоторпедным вооружением — антиторпеды, установленные на корвете, способны перехватывать вражеское вооружение на расстоянии 1,4 тыс. м. Головным кораблём проекта 20380 является корвет «Стерегущий».
Корабли проекта 20385 по своим основным характеристикам схожи с 20380, их главное отличие заключается в расширенной номенклатуре ударного вооружения. Так, на корветах 20385 комплекс «Уран» заменён на комплекс крылатых ракет «Калибр-НК», а также был увеличен боезапас ЗРК «Редут». Также эти корабли могут вооружаться ракетами «Оникс». Головным кораблём этой серии стал корвет «Гремящий».
В кормовой части корветов проектов 20380 и 20385 установлен ангар, в котором размещается корабельный противолодочный вертолёт Ка-27.
В беседе с RT доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков высоко оценил характеристики этих кораблей.
«Корветы проекта 20380 и 20385 предназначены для действий в ближней морской зоне и по своим ударным возможностям близки к любому иностранному фрегату. После того как эти корабли получат на вооружение гиперзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Циркон», они будут представлять серьёзную угрозу для авианосных сил потенциального противника. Эти корабли на ближайшие 30—40 лет станут основой ВМФ России в ближней морской зоне», — отметил военный эксперт.
День моряка-надводника
Дату 30 октября в качестве дня для чествования надводников учредил главком Военно-морского флота Российской Федерации в 1996-м. Приурочена эта дата к решению Боярской думы в 1696 году, звучавшем так: «Морским судам быть».
Существует также и Международный день моряка-надводника, в который во всем мире поздравляют моряков гражданских судов, но он приурочен к 25 июня. Основан он был позже, чем российский День моряка-надводника — в 2010-м. Так что русские моряки отмечают профессиональный праздник в соответствии со старыми традициями.
Надводный флот Российской Федерации — это ее мощь и гордость. Один из самых впечатляющих в мире, он имеет богатую историю и морские традиции. Сейчас надводный флот РФ постоянно пополняется новыми разработками российских конструкторов. Свою эффективность надводный флот России доказал в борьбе с пиратами: в ООН ему дали высочайшую оценку.
Как известно, сильный флот — это гарант безопасности государства, что было доказано еще Петром Первым. Надводный флот России прочно стережет ее рубежи. Пограничные корабли в этот день тоже торжественно выстраиваются, поднимая в небо государственный флаг. Так что безопасность России — в надежных руках моряков-надводников.
служебные суда
Служебные суда подразделяются на суда специального назначения, обслуживающие суда и административно-служебные суда.
суда специального назначения
Суда специального назначения это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся научно-исследовательские суда, экспедиционные суда, гидрографические суда и учебные суда.
В число научно-исследовательских входят суда для комплексных океанических исследований и для проведения геофизических и гидробиологических исследований. Научно-исследовательские суда бывают различных типов и размеров.
Учебные суда служат для проведения учебной плавательной практики курсантов и студентов морских учебных заведений. Эти суда бывают парусными, парусно-моторными и с механическим двигателем.
обслуживающие суда
Обслуживающие суда включают ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах), медико-санитарные (плавучие госпитали, медицинские суда), плавучие гостиницы, суда-выставки, спасательные суда, пожарные суда, лоцманские суда, плавучие маяки и посыльно-разъездные суда.
Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути.
Ледоколы имеют два-три кормовых винта и нередко один-два носовых. Носовые винты несколько ухудшают ходовые качества ледокола на свободной воде, однако при ходе по льду они засасывают воду из-подо льда, облегчая тем самым его продавливание (ледоколы форсируют лед толщиной более 1 метра, продавливая его носовой частью, имеющей наклонный подрез).
Корпус ледокола отличается особой прочностью. Для освобождения ледокола, зажатого льдами, его раскачивают с помощью перекачки воды в специальные креновые и дифферентные цистерны, расположенные по бортам и в оконечностях судна.
Наиболее эффективными являются атомоходы, которые практически не имеют ограничений в районе плавания. Ледокол несет на борту вертолет, выполняя, таким образом, самостоятельную ледовую разведку.
Спасательные суда служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки.
Пожарные суда – это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.
Лоцманские суда – это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.
Плавучие маяки – специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.
административно-служебные суда
Административно-служебные суда включают инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные суда и правительственные яхты.
типы транспортных судовтипы промысловых судовслужебные и вспомогательные судасуда технического флота
Фрегаты
Основное назначение фрегата — борьба с воздушным и подводным противником при сопровождении основных сил флота и особо важных конвоев. Это универсальный корабль, способный действовать на любом удалении от берега и принимать участие в военных конфликтах.
В России после ухода парусного флота фрегатам по размерам и функциям соответствуют сторожевые корабли. Они предназначены для:
- поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника;
- обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море;
- нанесения ударов по кораблям и судам в море и на базах;
- поддержки боевых действий сухопутных войск;
- обеспечения высадки морского десанта и решения других задач.
Фрегат «Адмирал Горшков». Фото: Commons.wikimedia.org
Каждый второй – тоже герой
Черноморский флот России пополнился уникальной боевой единицей – кораблём разведки и связи «Иван Хурс» проекта 18280, построенный в Санкт-Петербурге на Северной верфи. Корабль поднял Андреевский флаг 25 июня 2018 года. Открывая церемонию ввода в строй, заместитель Главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук сказал: «Новый корабль наречён в честь вице-адмирала Ивана Кузьмича Хурса, который возглавлял разведку советского ВМФ с 1979 по 1987 год. При непосредственном участии этого талантливого военачальника разведка отечественного ВМФ стала одной из лучших в мире, когда строились разведывательные корабли с уникальными для своего времени возможностями, развивалась специальная инфраструктура флота».
morsouyz.by
Вице-адмирал Иван Кузьмич Хурс возглавлял разведку советского ВМФ с 1979 по 1987 год.
Средний разведывательный корабль (СРЗК) «Иван Хурс» – второй по счёту корабль-разведчик (первый – «Юрий Иванов» – вошёл в состав Тихоокеанского флота в 2014 году), построен по проекту 18280, который был разработан специалистами ПАО ЦКБ «Айсберг». С послевоенных времён и по сей день это конструкторское бюро специализировалось в основном на создании техники для обслуживания Северного морского пути. Здесь проектировались атомные и дизельные ледоколы, транспортные суда усиленного ледового класса, нефтяные платформы для работы на северном шельфе, корабли-разведчики. Конструкторами «Айсберга» созданы такие знаменитые корабли как: первый советский атомный ледокол «Ленин», за проектирование которого ЦКБ получило Орден Ленина, легендарный покоритель Северного полюса ледокол «Арктика», уникальный разведывательный корабль «Урал» и первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов».
Фото из архива
Первый советский атомный ледокол «Ленин».
Генеральный директор – главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков вот так рассказал о новом корабле и проекте: «Корабль разведки и связи «Иван Хурс» – это второй корабль проекта 18280. Первый – «Юрий Иванов» – был в значительной мере экспериментальным кораблём, доказавшим жизнеспособность некоторых наших идей и замыслов. В задачи проекта входит обеспечение связи и управления флотом, ведение радиоразведки и радиоэлектронной борьбы, слежение за компонентами американской системы ПРО и ЗРК. Для этого проект предусматривает оснащение кораблей самыми современными радиоэлектронными средствами.
Не обо всех компонентах оснастки кораблей сегодня можно подробно рассказывать в открытых источниках, сами понимаете – это техника передовая, и её данные являются государственным секретом нашей страны. Скажу только, что когда мы вели работы по этому проекту, рассчитывали на то, что в серии будет четыре корабля – по одному на каждый флот державы. Теперь два из них – в строю. Причём, по мере продвижения серии, проект совершенствуется, и в каждом следующем корабле устраняются какие-то недочёты предыдущего, улучшается вся совокупность тактико-технических характеристик проекта. Например, по сравнению с первым кораблем, в проект внесён целый ряд изменений, направленных на улучшение боевых и эксплуатационных характеристик, а также на улучшение условий обитаемости – для удобства экипажа».
mil.ru
Торжественная церемония приема в состав Военно-Морского Флота и подъёма Андреевского флага на судне связи нового поколения «Иван Хурс» проекта 18280.
Как правило, любой корабль военного флота строит вся страна или как говорится – корабль создаётся благодаря широкой межотраслевой промышленной кооперации. В строительстве «Ивана Хурса» приняли участие более 900 отечественных компаний, которые поставили для сборки и компановки различные судовые системы, аппаратуру и оборудование. Специалисты ПАО ЦКБ «Айсберг» полагают, что корабль имеет значительный модернизационный ресурс, и при должной заботе экипажа о техническом состоянии корабля и своевременных модернизациях «Иван Хурс», а также его собратья по серии смогут прослужить в российском флоте не менее 25-30 лет.
Плюс ещё кое-какие новшества, о которых пока даже наш Президент с высокой трибуны Федерального собрания не рассказывал. Не время ещё раз беспокоить наших заокеанских «партнёров», которые от гиперзвука и «Посейдона» до сих пор ещё сидят на антидепрессантах и заказывают истеричные статьи своим СМИ.