пр.12441 Гром – Новик – NOVIK

Концепция создания современных сторожевых кораблей

Класс сторожевых кораблей наибольшее свое развитие получил в Советском Союзе. В отличие от зарубежных аналогов, в СССР сторожевики превратились в полноценные боевые корабли, способные выполнять огромный объем работы. По количеству и разновидности средств вооруженной борьбы, техническому оснащению и мореходности советские сторожевики почти сравнялись с эсминцами. Благодаря своей универсальности, сторожевые корабли считались самыми массовыми судами советского ВМФ, неся боевую службу на всех морских театрах.

Советские кораблестроители сумели достигнуть высокого технологического уровня проектирования и строительства судов этого класса. Что соответственно отразилось на их количестве и на боевых возможностях. Однако наметившаяся в середине 70-х и в начале 80-х годов тенденция к строительству сторожевиков крупных размеров, стремление к гигантомании были пересмотрены. Окончательно было решено начать проектирование сторожевых кораблей в своем традиционном виде. Это должны были быть суда небольшого водоизмещения, обладающей хорошей мореходностью и оснащенные самыми современными средствами вооружения.

Первым шагом в этом направлении стал проект 11611, работы по которому начались еще в 1985 году. Возобладала концепция строительства сторожевиков, специально предназначенных для оперирования в ближней морской зоне на закрытых морских театрах. В качестве базовой точки были выбраны малые противолодочные корабли проекта 1124, которые массово строились в 70-е годы. В этом контексте прослеживается стремление снова создать универсальный корабль, в котором будут сочетаться разнообразные функции. В техническом задании для нового проекта были прописаны цели и задачи, которые будут решать новые корабли. Сторожевые корабли должны будут выполнять следующие функции:

  • обеспечение патрулирования прибрежной акватории, включая 200 мильную экономическую зону;
  • защита прибрежных морских коммуникаций и объектов береговой инфраструктуры от противодействия со стороны сил флота и авиации вероятного противника;
  • поиск и борьба с подводными лодками вероятного противника;
  • обеспечение конвоирования морских транспортных перевозок.

Вооружение «Гепардов»

Ударное ракетное вооружение

В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.

Артиллерийское вооружение

Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».

Противолодочное и минное вооружение

Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:

  • Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
  • Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
  • Комплексом приборов по управлению «Пургой» — противолодочным вооружением.

Представители проекта

Всего на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького было заложено восемь кораблей. Первый и единственный заложенный по проекту 11660 достроен не был, после распада СССР корабль был разобран в 1993 году. Для ВМС России построены два корабля по скорректированному проекту 11661К: «Татарстан» и «Дагестан», сейчас оба корабля входят в состав Каспийской флотилии ВМФ России. Строительство корабля (зав. № 953), заложенного по проекту 11661 остановлено в 1995 году, корпус законсервирован. На экспорт корабли предлагаются в противолодочной комплектации по проекту 11661Э. В частности, с ВМС Вьетнама были заключены два контракта (в 2006 году и в 2011 году) на 4 корабля, получившие общее обозначение «Гепард 3.9».

Цвета таблицы:

  • Зелёный  — действующий в составе ВМФ РФ
  • Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС
  • Красный  — списан, утилизирован или потерян

Проект 11660/11661

Название б/н Зав. №Заложен СпущенВ строюФлотСостояниеПримечания
«Ястреб»9011990ОтмененРазобран на стапеле в 1993 году
«Буревестник»9531990ОтмененРазобран на стапеле в 2012 году

Проект 11661К

Название б/н Зав. №Заложен СпущенВ строюФлотСостояниеПримечания
«Татарстан»691951 05.05. 01.07. 31.08. ККФл.В строю
До 03.10. — СКР-200. Флагман КФл
«Дагестан»693952 05.05. 01.04. 28.11. ККФлВ строюДо 2002 года — СКР-201.

Проект 11661Э

Название б/н Зав. №Заложен СпущенВ строюФлотСостояниеПримечания
Đinh Tiên Hoàng011954 10.07. 12.12. 05.03. ВМС ВьетнамаВ строю
Lý Thái Tổ012955 27.11. 16.03. 25.07.ВМС ВьетнамаВ строю
Trần Hưng Đạo015956 24.09. 27.04. 06.02.ВМС ВьетнамаВ строю
Quang Trung016957 24.09. 26.05. 06.02.ВМС ВьетнамаВ строю

По данным на 21 декабря 2017 года, Россия успешно поставила во Вьетнам четыре корвета проекта 11661 «Гепард-3.9».

Строительство

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан». Корабль вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошёл в состав ВМФ России.

Поставки на экспорт

По заказу Вьетнама было построено два корабля. Они были заложены по экспортному проекту 11661Э («Гепард 3.9») в 2007 году, спущены на воду 12 декабря 2009 года и 16 марта 2010 года соответственно. Первый из них отправлен заказчику осенью 2010 года и 5 марта 2011 года на нем был поднят военно-морской флаг Вьетнама, корабль получил наименование «Динь Тьен Хоанг» (вьетн. «Đinh Tiên Hoàng»). Второй корабль под названием «Ли Тхай То» (вьетн. «Lý Thái Tổ») поступил на вооружение ВМС Вьетнама в 2011 году.

В декабре 2011 года Вьетнам заказал дополнительную партию из двух единиц в противолодочной версии. В первых числах июля 2013 года стало известно, что начало строительства второй пары вьетнамских «Гепардов», ранее запланированное вначале на июнь 2013, потом на июль 2013, отложено на сентябрь 2013. Закладка второй пары корветов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама состоялась 24 сентября 2013 года.

На начало 2016 года дата передачи сторожевых кораблей передвинута на более поздний срок в связи с тем, что Украина судовые двигатели. Скорее всего, будущие «Гепарды» будут оснащены немецкими дизелями MTU-8000, взамен украинских. Ранее Германия обязалась поставить, по меньшей мере, два дизеля для оснащения ракетных кораблей BPS-500 (МПК проекта 12412, доработанные Вьетнамом до класса МРК — их строительство во Вьетнаме отложено «по субъективным и объективным причинам»). Сообщается, что вторая пара «Гепардов» будет иметь больше возможностей для ведения противолодочной войны и, таким образом, превратятся в универсальные боевые единицы.

Тем не менее, один из «Гепардов» был замечен 17 августа 2016 года в акватории речного порта Тольятти, что даёт повод предполагать либо о ходе его испытаний, либо об отправке заказчику через Волго-Донской канал в указанный период времени.

Переговоры о покупке третьей пары кораблей этого класса всё ещё ведутся, и контракт официально не подписан.

«Надо, чтобы под рукой было чем ударить в случае провокаций с турецкой стороны»

Техника Татарстана в Сирии: зачем в Тартусе корабли из Зеленодольска, а в Хмеймим — самолеты с Борисоглебского?

После ударов, которые наносили по ДАИШ созданные в Зеленодольске корабли, а также построенные в Казани бомбардировщики-ракетоносцы, пошла вторая волна сирийской «экспансии» техники от предприятий Татарстана. Теперь это не дистанционное, а прямое знакомство. 17 февраля в Тартус прибыл малый ракетный корабль «Зеленый Дол», а двумя днями ранее на аэродром Хмеймим из Казани перелетел разведчик Ту-214Р. Для чего они там нужны, при помощи экспертов выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

Нюансы создания боеприпасов

Для любых ракет ЗРК «Витязь» в Сирии применялись элементы с «холодным» вертикальным пуском. Для этого перед стартом маршевого двигателя боеголовки выбрасываются из рабочего хранилища на высоту до 30 метров, после чего разворачиваются в сторону мишени посредством газодинамического механизма.

Такое решение дало возможность сократить минимальную дистанцию предполагаемого перехвата. Кроме того, система обеспечивает отличную маневренность заряда и увеличивает перегрузку ракеты на 20 единиц. Рассматриваемый боеприпас ориентирован на противостояние с различными воздушными объектами и космическими силами противника. Комплекс оснащается боевой частью весом 24 кг и малогабаритным оборудованием, его масса – в 4 раза меньше ЗУР-48Н6, а общие характеристики практически ни в чем не уступают данному заряду.

Вместо штатного оснащения типа 48Н6 с одной пусковой ракетой новый комплекс позволяет размещать на пусковом устройстве пакетный заряд из четырех ТПК, совместимых с ЗУР 9М96Е2. Наведение боекомплекта на цель производится при помощи инерциальной системы корректировки и радиопоправкой с радиолокацией ГСН в конечной точке полета.

Совместная система управления гарантирует высокий уровень прицельности, способствует повышению каналов “ЗРК c 350 Витязь” ракет и поражению мишеней, а также снижает зависимость полета заряда от внешних воздействий. Кроме того, подобная конструкция не нуждается в дополнительной подсветке и локации при следовании к предполагаемой цели.

В системе “ЗРК С 350 Витязь” предусмотрена возможность использования «продвинутых» частично активных элементов, которые способны самостоятельно производить вычисление цели по угловым координатам. Ракетный заряд малой дальности 9М100 оборудован инфракрасной боевой головкой самонаведения, что позволяет осуществить захват мишени непосредственно после запуска ракеты. Она не только разрушает воздушные мишени, но и уничтожает их боевую часть.

Отличительные признаки «Дагестана»

Сторожевой корабль «Дагестан» с полным на то правом можно называть уникальным. Начать хотя бы с испытаний, которые проходили не только в Каспийском, но и в Черном море. Проводили их в весьма непростых условиях. Все этапы государственных проверок прошли отлично, даже стрельбы из новейшего ракетного вооружения были проведены на высшую оценку.

По сравнению с его «близнецом», то есть с «Татарстаном», судно имеет ряд очень важных и заметных отличий. Во-первых, ракетные установки на этом судне расположены вертикально, что позволяет вести огонь практически в любом направлении, вне зависимости от курса, которым следует корабль «Дагестан». Вооружение позволяет уверенно уничтожать разноплановые цели на расстоянии до 300 километров, вероятность этого составляет 0,85-1. Этот параметр был успешно проверен на практике, когда в ходе испытаний был поражен условный штаб противника, расположенный на расстоянии 180 километров от корабля.

Общая оценка проекта

К началу Первой мировой войны эскадренные миноносцы типа «Новик» считались лучшими кораблями своего класса. Новейшие длинноствольные орудия Обуховского завода, новые двух- и трёхтрубные торпедные аппараты с растворением труб, приборы управления залповой торпедной и артиллерийской стрельбой выгодно отличали их как от эсминцев-предшественников, так и от современных им представителей класса. В отличие от миноносцев прежних типов «Новики» явились первыми подлинно многоцелевыми кораблями. Благодаря своим высоким мореходным и маневренным качествам, большой автономности, сильному артиллерийскому вооружению и приспособленности к минным постановкам они эффективно решали такие задачи, как разведка, дозорная служба, нарушение морских коммуникаций противника, набеговые операции на его порты, охранение своих кораблей и транспортов.

Роль, которую сыграл «Новик», трудно переоценить. Он был этапным кораблем, ставшим в своём классе своеобразным эталоном на последующее десятилетие. Впервые в Российском флоте на эскадренном миноносце появились мощные паровые турбины и чисто нефтяные котлы, был преодолён 36-узловой рубеж скорости. Впервые его корпус был собран по продольной системе набора. На нем впервые установили необычайно мощное на то время вооружение.
Верстюк А.Н., Гордеев С.Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда»

Помимо несомненных достоинств, эскадренные миноносцы типа «Новик» обладали и недостатками. Строительство разных кораблей типа велось разными заводами, многие из которых не имели опыта постройки кораблей класса «эскадренный миноносец», в результате чего многие корабли недобирали проектную скорость, а их механизмы страдали самыми разными «детскими болезнями». Корабли строились в спешке, без проведения полных испытаний, и неисправности корабельных механизмов приходилось обнаруживать уже в боевой обстановке. Наиболее серьезно страдали от различных поломок корабли первых двух Черноморских серий.

Особенности корветов проекта 20380

Не стоит думать о том, что корветы проекта 20380 стали чем-то новым для Российского флота. Внимательно присмотревшись к кораблям, можно увидеть внешнее сходство с другими боевыми судами, стоящими на вооружении отечественного флота. Подобная схема сегодня в разных вариантах реализована в ходе строительства других боевых кораблей. Малые ракетные корабли типа «Буян-М», хотя и обладают вдвое меньшим водоизмещением, имеют те же обводы корпуса и конфигурацию надстройки. Подобным сходством обладают и корабли проекта 22350, строившиеся для боевой службы в дальней морской зоне. Корабли разнятся только в размерах, в водоизмещении и в комплексе вооружений.

Следует отметить, что концепция развития современного российского военного флота, в корветах проекта 20380 получила максимальную реализацию. Конструкция кораблей продумана и проработана. Основные системы боевого судна автоматизированы и оснащены современными электронно-цифровыми приборами и устройствами.

Все основные узлы и агрегаты корабля обладают высокой технологичностью и отличаются высокой степенью ремонтопригодности. Конструкция корабля позволяет осуществлять в дальнейшем его модернизацию. Двигательная установка корветов представлена двумя дизельными двигателями ДДА 12000 конструкции ОАО «Коломенский машиностроительный завод». В результате удачной компоновки корпуса корабля и двигателей, корабль водоизмещением 1500 тонн обладает хорошим ходом. Двухвальная двигательная установка позволяет кораблю двигаться с максимальной скоростью 27 узлов. Особо стоить отметить низкую шумность работающих двигателей, которая обеспечивает тем самым кораблю малую заметность в гидроакустическом диапазоне. В плане невидимости новые российские корветы представляют собой образец инженерной мысли. Помимо того, что сам корабль имеет специфическую конфигурацию надстройки и обводы корпуса, в конструкции корабля массово применены композитные материалы.

Навигационное оборудование, мачты и антенны могут быть убраны внутрь надстройки. Общая концепция выдержана в рамках использования технологии «Стелс». Корветы «Бойкий» и «Стойкий» во время испытаний на морском полигоне продемонстрировали удовлетворительные параметры радиолокационной заметности

Это особенно важно в условиях плавания в акватории Балтийского мора, где присутствуют береговые и авиационные комплексы противокорабельных вооружений стран НАТО

Вооружение кораблей проекта 20380 универсально. На первых серийных судах, которые находятся в строю действующих флотов, установлены:

  • основное ударное вооружение, противокорабельный комплекс «Уран», оснащенный 8-мю ракетами Х-35;
  • оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», состоящий из артиллерийских 30-мм установок АК-630М и переносных ЗРК «Игла». В дальнейшем планируется оснастить корабли более совершенным ЗРК «Редут» с дальностью стрельбы 10 км;
  • артиллерийская 100-мм артустановка А-190, способная поражать все виды наземных и надводных целей на дистанции до 21 км;
  • противолодочный комплекс «Пакет-НК», в состав которого входят два торпедных аппарата калибром 330 мм.

Навигационный комплекс корветов проекта 20380 представлен радиолокационной станцией обнаружения «Фурке-2». Для управления ракетным комплексом имеется своя РЛС целеуказания и система управления ракетным огнем «Монумент». Управление и позиционирование судном осуществляется с помощью системы спутниковой навигации СН-3101, ориентированной на ГЛОНАСС.

Для управления всеми боевыми система корабля имеется система БИУС «Сигма-20830» и СУО 5П-10-02 «Пума». Радиолокационное вооружение корвета усилено системой постановки радиоэлектронных помех, другими средствами радиоэлектронной борьбы.

На народные деньги

Своим созданием эсминцы типа «Новик» обязаны неудачам русского флота в войне с Японией. Колоссальные потери, которые несли тихоокеанцы и балтийцы во время сражений с японскими кораблями, необходимо было восполнять, и сделать это требовалось как можно быстрее. Финансировался проект за счет «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования» – организации, аккумулировавшей на своих счетах пожертвования российских подданных.

Кампания по сбору пожертвований стартовала после призыва князя Льва Кочубея, который в первые же дни войны обратился к соотечественникам через газету «Новое время». Желающих участвовать в усилении русского флота оказалось так много, что вскоре по высочайшему соизволению императора Николая II возник тот самый «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Средства, которые в него поступали, были колоссальными. Хотя большинство жертвователей отправляли небольшие суммы – от рубля до десяти, были и такие, кто жертвовал сразу миллион рублей, как эмир Бухары, или по 300 тысяч, как Казанское земство или сенат Финляндии, или по 200 тысяч, как генерал-майор граф Александр Шереметьев.

Довольно скоро на счетах общества собралась огромная сумма в 17 млн рублей. Существенную часть её – около пятнадцати миллионов – Морской технический комитет и Морской генеральный штаб израсходовали почти сразу, стремясь восполнить оперативные потери. Но свыше двух миллионов оставались в распоряжении комитета, который по своей инициативе в декабре 1905 года созвал совещание по вопросу проектирования новых минных крейсеров. Хотя в этом совещании участвовали и моряки, никакого единого решения принято не было, и вопрос остался в подвешенном состоянии на два года.

В 1907 году «Особый комитет», не дождавшись указаний от Морского генерального штаба, сформулировал собственные требования к новому быстроходному минному крейсеру – или, как они стали называться согласно новой классификации кораблей того же года, эскадренному миноносцу. А ещё через год объявил от своего имени конкурс на разработку его проекта. О том, что русскому флоту нужен именно такой, более современный корабль, говорили большинство участников двухгодичной давности совещания. И как показали дальнейшие события, принятое комитетом решение оказалось не только совершенно правильным, но и очень своевременным.

Универсальность

Скорострельные пушки и эффективная система зенитного огня значительно повышают боевую живучесть судна, позволяя создавать эшелонированную противовоздушную оборону. Фактически все эти обстоятельства позволяют назвать ракетный корабль «Дагестан» универсальным судном. В принципе, сами разработчики говорят о том, что его можно спокойно причислять к категории фрегатов.

Противоречит этому разве что отсутствие действительно мощного противолодочного вооружения, но на Каспии попросту нет подводных лодок. Так что корабль «Дагестан» (Каспийская флотилия, 693) полностью соответствует месту использования, будучи в состоянии выполнять все возложенные на него задачи.


Одной из главных изюминок судна является материал его надстроек (особый сплав магния и алюминия). Этот сплав позволяет эффективно рассеивать радиолокационный сигнал, делая ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661 менее заметным для систем обнаружения потенциального противника. Кроме того, есть и активные системы постановки помех. Весь этот комплекс эффективно скрывает истинные контуры корабля, защищает его от поражения «умными» боеприпасами, в том числе и крылатыми ракетами.

Наконец, «Дагестан» проектировался с учетом максимальной для кораблей такого класса автономности: он может находиться в плавании на протяжении не менее двух недель, пройдя при этом порядка пяти тысяч морских миль

Чтобы обеспечить приемлемый для экипажа уровень комфорта (а при столь малом водоизмещении это важно), в конструкцию были внесены активные успокоители качки. Это позволяет людям хорошо выдерживать даже волнение средней степени

Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата.

Моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головки самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М

АРГСН 9Б-1103М предназначена для установки на ракеты «воздух-воздух» и «поверхность-воздух». Режимы работы 9Б-1103М полностью автономен – она работает по начальным данным целеуказания без радиолокационной поддержки (режим “пустил-забыл”). В ней предусмотрен режим перепрограммирования, когда пользователь в зависимости от условий применения АРГСН может вводить новую программу для бортового компьютера. В АРГСН входят управляемый координатор с антенной; передатчик; приемный канал; перепрограммируемая бортовая вычислительная система, состоящая из управляющего компьютера и процессора сигналов.

АРГСН 9Б-1103М обеспечивает:

  • поиск, захват и сопровождение движущихся целей по предварительному целеуказанию РЛС воздушных носителей или зенитных комплексов,
  • измерение угловых координат, угловых скоростей целей и скорости сближения ракета-цель,
  • формирование и передачу по цифровой линии связи сигналов для систем управления ракеты.

Состав:

  • Координатор
  • Передатчик
  • Моноимпульсный пеленгационный приемный канал
  • Цифровая вычислительная система в составе управляющей машины и сигнального процессора.

Тактико-технические характеристики АРГСН 9Б-1103М

  • Дальность захвата целей с ЭПР 5 м2, км – 25
  • Дальность действия канала радиокоррекции (с СУВ самолета типа МИГ-29), км – до 50
  • Диаметр корпуса, мм – 200
  • Длина (без обтекателя), мм – 600
  • Вес (без обтекателя), кг – не более 14,5
  • Время готовности после предварительного включения в течение 2 мин., c – не более 1.5

Основные тактико-технические данные

Водоизмещение, тонн:

  • стандартное — 2560;
  • полное — 2900;

Основные размерения, м

  • длина наибольшая (по КВЛ) — 121(116);
  • ширина наибольшая (по КВЛ) — 14,1;
  • осадка наибольшая (средняя) — 9,3;

Главная энергетическая установка — газотурбинная

  • 2 маршевые газовые турбины М-62М, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 12 000 (8 820)
  • 2 форсажные газовые турбины М-90, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 37 000 (27 200)
  • 1 дизель-генератор ДГ-800, мощность, кВт — 800
  • 3 дизель-генератора ДГ-600, мощность, кВт — 3 Х 600
  • 1 вал;
  • 1 гребной винт

Скорость хода, уз:

  • наибольшая — 31
  • экономическая — 12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз) — 4800 (12) или 2500 (20)

Автономность, сут. — 30

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) — 210 (35)

Примечания

  1. (недоступная ссылка). arms-expo.ru.
  2. The Military Balance 2021. стр. 196
  3. Пресс-служба Южного военного округа. . Министерство обороны РФ (23 июля 2012). Дата обращения 24 июля 2012.
  4. . «Независимое военное обозрение» (29 октября 2008).
  5. Василий Исаков. . Социальная сеть «» (17 августа 2016). Дата обращения 19 августа 2021.
  6. (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июня 2021.
  7. (недоступная ссылка). Дата обращения 8 октября 2015.
  8. Алексей Угаров. (рус.)(неопр.) ?.Армия и ОПК . ТАСС (25 апреля 2016). Дата обращения 8 марта 2021.
  9. Пресс-центр Зеленодольского завода им. А.М. Горького. (рус.)(неопр.) ?. ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» (27 апреля 2016). Дата обращения 8 марта 2021.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий