Катастрофы
За историю существования “Русских витязей” произошло три катастрофы, в которых гибли входившие в группу пилоты.
12 декабря 1995 г. в ходе перелета из Малайзии в Россию после участия в международном авиасалоне “Лима-95” разбились три истребителя группы. Столкновение с горой произошло при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань. Причиной послужила неудовлетворительная организация полетов в сложных метеоусловиях. Погибли четверо летчиков: гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой.
Катастрофа стала первой потерей среди личного состава группы.
16 августа 2009 г. близ аэродрома Раменское (Жуковский, Московская обл.) во время учебно-тренировочного полета в рамках подготовки к авиасалону “МАКС-2009” истребители Су-27 (бортовой номер “14 синий”) и Су-27УБ (бортовой номер “18 синий”) пилотажной группы столкнулись в воздухе, один из них упал на коттедж в дачном поселке. Погиб командир 237-го ЦПАТ Игорь Ткаченко, еще один из летчиков получил травму позвоночника. Также пострадали пять жителей поселка, где в результате катастрофы сгорели три жилых дома. 22 августа 2009 года указом президента РФ Дмитрия Медведева гвардии полковнику Игорю Ткаченко было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
9 июня 2016 г. фронтовой истребитель Су-27 пилотажной группы “Русские витязи” ВКС России потерпел крушение в районе д. Мураново (Пушкинский район Московской обл.). Погиб пилот – майор Сергей Еременко.
Выступления
В сентябре 1991 года состоялся визит группы в Великобританию, где «Русские Витязи» были в качестве гостей пилотажной эскадрильи «Красные стрелы» из Центральной лётной школы Королевских ВВС Великобритании в Скэмптоне, участвовали в авиашоу в Лукарсе. Группа прошла строем над резиденцией Королевы в Шотландии. За ним последовали показы в других странах, на разных континентах. Состоялось два визита в США. Также были выступления в Канаде во Франции, в Голландии, в Словакии, в Норвегии, в Бельгии и в Люксембурге.
Катастрофа в Камрани
Основная статья: Катастрофа трёх Су-27 под Камранью
После возвращения с авиасалона в Малайзии, состоявшегося в декабре 1995 года, 12 декабря при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань, из-за неудовлетворительной организации полётов в сложных метеоусловиях, столкнулись с горой три истребителя «Русских Витязей». Эта трагедия привела к гибели четырёх лётчиков пилотажной группы.
Их имена и звания:
- гвардии полковник Борис Григорьев,
- гвардии подполковник Николай Гречанов,
- гвардии подполковник Николай Кордюков,
- гвардии подполковник Александр Сыровой.
Погибшие были похоронены на кладбище села Никольское, вблизи Кубинки. В октябре 1996 года на могиле погибших «Русских Витязей» открыт памятник.
Полёты после трагедии в Камрани
В течение почти года эскадрилья не поднималась в воздух. Шёл процесс сплочения нового коллектива лётчиков. Вновь слётанный ромб на четвёрке Су-27 впервые публично показал групповой пилотаж в сентябре 1996 года на гидроавиасалоне «Геленджик-96». С июня 1997 года лётчики начали выполнять демонстрационные полёты за границей.
1999 г. Генерал авиации Павел Кузнецов и подполковник Владимир Ковальский после тренировочного полёта.
Су-27 «Русских Витязей»
Первым городом, который посетила пилотажная группа «Русские Витязи» стал австрийский Цельтвег, затем эскадрилья выступила в столице Словакии — Братиславе. В сентябре 1997 года группа посетила с дружественным визитом Францию, где принимала участие в праздновании 55-летия полка «Нормандия-Неман». Во время празднования 850-летия Москвы «Русские Витязи» в ночном небе столицы открывали лазерное шоу Жана-Мишеля Жарра.
В ноябре 1998 года группа приняла участие в авиасалоне «Чжухай-98» в Китае. «Витязи» выступали в составе пяти самолётов, которые пилотировали Александр Личкун, Владимир Ковальский, Сергей Климов, Игорь Ткаченко и Иван Кирсанов. Навигационные задачи при полёте по международным воздушным трассам решал старший штурман 237 ЦПАТ полковник Сергей Фомин.
В 1999-2000 годах выполнялись многочисленные показы в городах России, и в конце 2000 года состоялся повторный визит в Китай. Пилотаж в этот период выполнялся в составе шести самолётов Су-27. С комплексом одиночного пилотажа выступали Игорь Ткаченко и Эдуард Жуковец. В начале 2001 года группу возглавил Сергей Климов. Ведомая им пятёрка выступала на различных авиашоу, в том числе на МАКС-2001. В мае 2002 года от тяжёлой болезни Сергей Климов умер и группу возглавил Игорь Ткаченко.
Текущий состав группы
Полковник А. А. Алексеев | Подполковник О. И. Ерофеев | Подполковник С. В. Щеглов | майор В. Г. Кочетов |
- Гвардии полковник Алексеев Андрей Анатольевич — военный лётчик-снайпер, Заслуженный военный лётчик России, Командир ЦПАТ с 1 ноября 2017 года. Ведущий АГВП “Русские Витязи” и смешанного строя. В группе с 1998 года, имеет общий налёт 2100 часов на самолётах Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27.
- Гвардии полковник Ерофеев Олег Иванович — военный лётчик-снайпер, с 1997 года имеет общий налёт 2000 часов на самолётах Су-27, Л-39, МиГ-29, Як-52. Заместитель начальника ЦПАТ.
- Гвардии подполковник Щеглов Сергей Владимирович — командир АГВП “Русские Витязи”, военный лётчик 1 класса, с 1995 года имеет общий налёт 1300 часов на Л-39, МиГ-29, Су-27, Як-52.
- Гвардии майор Кочетов Владимир Геннадьевич — военный лётчик 1 класса, командир звена АГВП “Русские Витязи”. В ЦПАТ с 2010 года. За время прохождения службы освоил самолёты: Л-39, МиГ-29, Су-27, Су-30СМ. Налетал на данных типах самолётов 1050 часов.
История группы
Авиационная база ВВС Кубинка (ЦПАТ, Центр показа авиационной техники), расположенная в 60 км к западу от Москвы, известна и в России и за границей. В течение многих лет лётчики с авиабазы Кубинка участвовали в многочисленных парадах боевой авиации. Технический персонал и лётчики авиабазы одними из первых стали осваивать новые типы реактивных самолётов. В настоящее время авиабаза Кубинка известна как лучшая школа высшего пилотажа в России. Здесь базируются группы высшего пилотажа «Русские Витязи» и «Стрижи». Кубинка сегодня является одной из крупнейших авиабаз ВВС в московской области.
Су-27УБ на низкой высоте
С 1938 года — 11-й и 24-й авиаполки. С аэродрома Кубинка лётчики Красной Армии защищали небо Москвы в годы Великой Отечественной войны. После окончания войны здесь дислоцировалась 324-я Свирская Краснознаменная истребительная авиадивизия. В ноябре 1950 года дивизия в полном составе была переброшена в Корею, а её место заняла 9-я истребительная авиадивизия. С 1952 года в Кубинке базируется 234-й Истребительный Авиационный Полк — предшественник нынешнего 237-го Центра показа авиационной техники.
Начало полётов
В послевоенные годы лётчики Кубинки летали на истребителях ОКБ Микояна — самолётах МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29. В мае 1989 года на вооружение 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского истребительного авиационного полка поступили истребители Су-27. Вскоре были выполнены первые тренировочные полёты в составе пары, тройки, а затем и четвёрки самолётов. Новые самолёты были более сложны в групповом пилотировании из-за больших размеров, массы, инертности.
В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолётов, а 5 апреля того же года была официально основана пилотажная группа, получившая название «Русские Витязи». Самолёты Су-27 окрашены в цвета государственного флага России.
Примечания
- . РИА Новости (16 августа 2009). Дата обращения 14 августа 2010.
- . Деловая газета «Взгляд» (5 мая 2016). Дата обращения 8 мая 2019.
- ↑ .
- . РИА Новости (26 марта 2010). Дата обращения 14 августа 2010.
- . www.strizhi.ru. Дата обращения 18 ноября 2019.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 26 февраля 2011.
- . Wikimapia.org. Дата обращения 8 мая 2019.
- Антон Юлаев, Ринат Низамов, Никита Миронов, Лиза Пчелкина. . ИД «Комсомольская правда» (17 августа 2009). Дата обращения 8 июля 2013.
- . «Аргументы Недели» (9 июня 2011). Дата обращения 8 июля 2013.
- . Деловая газета «Взгляд» (9 августа 2011). Дата обращения 8 июля 2013.
- Александр Григорьев. . Аргументы.ру (4 мая 2012). Дата обращения 8 июля 2013.
- (недоступная ссылка). timesru.com. Дата обращения 8 июля 2013.
- . kybinka.info (9 апреля 2013). Дата обращения 4 июля 2013.
- . «БалтИнфо» (4 июля 2013). Дата обращения 4 июля 2013.
- . Петербургский дневник (7 июля 2013). Дата обращения 8 июля 2013.
- .
- .
- . Lenta.ru (9 июня 2016).
- . Министерство обороны Российской Федерации (7 сентября 2016). Дата обращения 11 сентября 2016.
- . Министерство обороны Российской Федерации (9 сентября 2016). Дата обращения 11 сентября 2016.
- . Дата обращения 16 февраля 2011.
- . РИА Новости (16 августа 2009). Дата обращения 8 июля 2013.