Конструкция ракеты
Ракета П-500 «Базальт» является прямым развитием ракеты П-35, имея ту же принципиальную компоновку. Сигарообразный фюзеляж оснащён складываемым треугольным крылом высокой стреловидности и единственным вертикальным стабилизатором под корпусом. Двигательная установка — турбореактивный двигатель КР-17-300 — расположена в кормовой части фюзеляжа, воздухозаборник (как и у П-35) выведен под корпус, но имеет более обтекаемую форму с коническим центральным телом, рассчитанным на достижение высоких скоростей, порядка 2-2,5 Маха. Корпус ракеты изготовлен из жаропрочных материалов, выдерживающих значительные температуры, возникающие при трении о воздух.
Старт ракеты осуществляется из транспортно-пускового контейнера с помощью двух закреплённых в кормовой части (по бокам от стабилизатора) твердотопливных ускорителей. На первых испытаниях при залповой стрельбе наблюдался непредусмотренный эффект: значительные облака пороховых газов, создаваемые ускорителями взлетавших первыми ракет, мешали запуску турбореактивных двигателей последующих. Во избежание этого запуски ракет производятся с промежутками в 8 секунд.
Дальность действия ракеты, в зависимости от выбранного профиля полёта, может достигать 500 км. Ракета использует режим «большая высота — малая высота»; на маршевом участке ракета летит на высоте до 5000 метров (чтобы снизить сопротивление воздуха и затраты топлива), а вблизи цели, после захвата таковой головкой самонаведения, ракета снижается до высоты 50 метров и осуществляет полёт на малой высоте, скрываясь за радиогоризонтом от радаров противника. Поражение цели обеспечивается полубронебойной (по другим данным, фугасной) боевой частью весом в 500—1000 кг (по разным источникам). Для выдачи первичного целеуказания ракетному комплексу используются данные от морской системы разведки и целеуказания «Легенда».
Впервые в мировой практике П-500 была оснащена бортовой станцией постановки помех 4Б89 «Шмель», определяющей режим работы неприятельского радара сопровождения и выставляющей помехи на нужной частоте. Тем самым ракета повышает свою устойчивость к неприятельским ЗУР. Вероятно, ракета также способна к выполнению запрограммированых манёвров уклонения.
definition – П-500
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
П-500
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
П-500 «Базальт» | |
---|---|
: 4К80,по кодификации НАТО: SS-N-12 «Sandbox» | |
Эскиз противокорабельной ракеты П-500 Базальт | |
Тип | Противокорабельная ракета |
Статус | снята с вооружения (заменена на П-1000 Вулкан) |
Разработчик | НПО машиностроения (ОКБ-52) |
Главный конструктор | В. Н. Челомей |
Годы разработки | – 1974 годы |
Начало испытаний | НИ: – 1970 годЛКИ: – 1974 год |
Принятие на вооружение | 1975 год |
Основные эксплуатанты | ВМФ СССРВМФ России |
Базовая модель | П-35 |
Модификации | П-1000 Вулкан |
Изображения на Викискладе |
У этого термина существуют и другие значения, см. П-500 (значения).
У этого термина существуют и другие значения, см. Базальт (значения).
П-500 «Базальт» (: 4К80, по кодификации НАТО: SS-N-12 «Sandbox» (англ. «песочница»)) — советская противокорабельная ракета. ПКР «Базальт» является первой крылатой ракетой морского базирования со сверхзвуковой скоростью полёта и предназначается для борьбы с мощными корабельными группировками, включая авианосные. С 1975 г. комплекс «Базальт» был принят на вооружение 9 атомных подводных лодок проекта 675 для замены комплекса П-6. В 1977 году ПКР «Базальт» был принят на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев» проекта 1143. В 80-е годы комплексом вооружали ракетные крейсера типа «Слава» («Москва»).
Дальнейшим развитием П-500 Базальт стала ПКР П-1000 Вулкан.
История создания
- 28 февраля г. — постановление Совета Министров СССР № 250-89 по разработке комплекса в ОКБ-52 МАП.
- в декабре 1963 г. закончен эскизный проект П-500.
- октябрь 1969 г. — октябрь 1970 г. — этап наземных испытаний (1-й этап ЛКИ)
- с конца 1970 г. — этап лётно-конструкторских испытаний.
- 1974 г. — успешные государственные испытания.
- 1975 г. — принятие на вооружение.
Тактика применения
Система «Базальт» работает следующим образом: после старта (полный залп из восьми ракет) и раскрытия крыльев «волчья стая» системой управления «Аргон» корректируется по направлению, затем идет самостоятельно в сторону цели, причем ведущая ракета, идя выше (до 5 км) ведет поиск цели пассивным способом (возможен и активный), путем перехвата радиолокационных сигналов и т. д. По полученным данным корректирует курс, «сбрасывая» информацию в миллиметровом диапазоне (его невозможно запеленговать) остальным ракетам, которые идут на высоте 40-50 метров. Впервые на крылатых ракетах была установлена система активных помех, которая включается при близком обнаружении воздушных целей противника собственной РЛС.Если даже эту, самую заметную, ракету собьют, то ее место займет другая, точно с такой же задачей. При подлете ведущая ракета выбирает самую крупную цель и направляет на нее ту, у которой находится спецбоеприпас, затем делит оставшиеся отметки между всей «стаей», снижается сама, все включают головки самонаведения и врезаются в борта кораблей.
ТТХ
- Длина: 11,7 м
- Диаметр: 0,88 м
- Размах крыла: 2,6 (2,1) м
- Стартовая масса: 4,8-5 т
- Скорость:
- на высоте: 2,5 Мах
- у поверхности: 2 Мах
- Максимальная дальность стрельбы: 550 км
- Система управления: инерциальная + радиолокационная
- Боевая часть:
- фугасно-кумулятивная: 500 (1000) кг
- ядерная: 350 кт
Литература
Широкорад А. Б. Огненный меч Российского флота. — Москва: Яуза, Эксмо, 2004. — 416 с. — (Совершенно секретно). — 3000 экз. — ISBN 5-87849-155-9
Файл:Agm119 penguin.gif | Это незавершённая статья о ракетном оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Description
Introduction
The P-500 Bazalt is a late Cold War era anti-ship missile of Soviet origin. The P-500 is a very large supersonic anti-ship missile that was specifically designed to engage aircraft carriers and their escorts far over the horizon. The P-500 arms a number of submarines and large surface combattants. In the West it is known under NATO reporting name “SS-N-12 Sandbox”. The P-1000 Vulkan is a further development of the P-500.
Design
The design of the P-500 is based on the earlier P-35 Progress (SS-N-3 Shaddock). The P-500 has a cigar shaped body with two swept wings and an air intake for the turbojet on the bottom. The warhead and guidance system are mounted in the nose. Solid propellant boosters provide initial velocity for the turbojet sustainer engine. The main differences between the P-35 and P-500 lie in the areas of propulsion and target acquisition. The P-500 flies much faster and has a longer range. Combined with the ability to be launched in a pack that coordinates target distribution its ability penetrate the air defence pocket of carrier battle groups is vastly increased.
Guidance
Since the P-500 has a range far beyond the horizon the launch platforms requires target information from another platform. This can be a surface vessel, fixed wing aircraft or helicopter with target acquisition equipment. The missile itself uses inertial navigation towards the target area and radar homing in the terminal phase. The P-500 is believed to use passive radar homing at first and active radar homing before impact. An unique feature of the P-500 is the ability to exchange target information with other nearby P-500 missiles. A pack of P-500 missiles is able to distribute targets. Individual missiles can pop-up to provide up-to-date target information in the final stage.
Firepower
The P-500 is a serious threat against surface vessels. It has a range of 550 km and flies at Mach 2.5 at altitude and Mach 2.0 in the sea skimming terminal phase. The warhead is either a 1.000 kg conventional or 350 kt nuclear warhead. The P-500 is difficult to intercept in the terminal phase. Its supersonic speed and low altitude leave a small engagement envelope. The main drawback of the P-500 is that it remains at high altitude is a large portion of its flight profile. This makes it vulnarable to interception by fighter aircraft and long range SAM systems. The improved P-1000 Vulkan and its successor the P-700 Granit (SS-N-19 Shipwreck) remedy this issue.
Platforms
The capabilities of the P-500 come at the cost of its massive size and weight, high cost and eleborate associated infrastructure. The P-500 was first used by the Project 1143 Krechyet (Kiev) class aircraft carriers. Fourteen of the 29 Project 675MKV (Echo II) class submarines were converted carry eight P-500, while a single Project 651 (Juliett) class submarine was converted. The main application of the P-500 is on the Project 1164 Atlant (Slava) class. Eight banks of massive twin launchers are the main distinguishing feature of the Slava class. Over the horizon target acquisition and mid-course correction requires dedicated aircraft such as the Ka-25K (Hormone-B) and Ka-31 (Helix) helicopters and the Tu-95RTs (Bear-D) maritime patrol aircraft.
Описание [ править ]
P-500 Bazalt имеет дальность действия 550 км и полезную нагрузку 1000 кг, что позволяет нести ядерную боеголовку мощностью 350 кт или полубронирующую осколочно-фугасную боевую часть массой 950 кг. Р-500 Базальт использует активную радиолокационную систему самонаведения для наведения на конечную точку и может получать поправки на средний курс от Туполева Ту-95РЦ Медведь D , Камов Ка-25К Гормон Б и Камов Ка-31 .
Ракеты предназначались для залпов; подводная лодка могла запускать восемь в быстрой последовательности, сохраняя контроль над каждой через отдельный канал передачи данных. В полете группа могла координировать свои действия; можно было бы лететь на большую высоту и использовать свой активный радар для поиска целей, передавая эти данные другим ракетам, которые оставались на малой высоте. Ракеты были запрограммированы таким образом, чтобы половина залпа направлялась на цель- носитель , а остальная часть разделялась между другими кораблями. Если была сбита высоколетящая ракета, на ее место автоматически выскочила бы другая ракета. Все ракеты переключатся на активный радар на завершающей фазе атаки.
технологии
SS-N-12 в основном используется для борьбы с корабельными целями. С наземными целями также можно бороться в второстепенной роли. SS-N-12 может запускаться с кораблей и подводных лодок. Подводные лодки должны явиться к пуску управляемой ракеты. Управляемое вооружение размещено в цилиндрических контейнерах и ведется стрельба непосредственно из них. Перед запуском зажигает КР-17-300 – Turbojet -Marschtriebwerk. Максимальная статическая тяга достигается за 20–30 секунд. Затем два транспортных 4Л44 – ракета-носитель с ракетой из контейнера. Сразу после выхода из стартовой емкости крылья разворачиваются. Через 2-3 секунды ракетные ускорители сгорят и упадут. Затем ракета летит с маршевым двигателем и принимает заранее запрограммированную траекторию полета. Старт залпа можно производить с интервалом не менее 8 секунд. Базовая версия P-500 летит на крейсерской высоте 5 км со скоростью 830 м / с (около 2,6 Маха). В модернизированной версии P-1000 Wulkan крейсерская высота увеличена с 5 до 7 км, что увеличивает скорость полета примерно до 1000 м / с. При низком полете Р-500 развивает скорость около 2 Маха (660–680 м / с). Комплекс вооружения P-500 Basalt включает комплексную систему управления огнем для борьбы с авианосной группой или военно-морским подразделением . Система управления огнем была оснащена программным пакетом для управления и координации залпа восьми управляемых ракет по корабельному строю. Перед запуском ракеты в систему управления огнем необходимо записать примерное положение и курс целей. Они определяются со стартовой платформы с помощью гидролокатора , радара или ELINT . Точно так же целевые данные могут поступать с образовательных платформ Ту-95R-Bear-D или Ka-25-Hormone-B . Комплекс П-1000 также имеет систему прицеливания Legenda . Также могут быть получены спутниковые данные (например, от RORSAT ). Четыре ракеты запрограммированы на основную цель (авианосец), в то время как другие четыре ракеты запрограммированы на других кораблях в строю. Восемь управляемых ракет запускаются короткой серией. После старта вперед выходит заранее заданная управляемая ракета. В то время как семь других управляемых ракет остаются в малом полете на высоте 100 м, управляемая ракета поднимается на высоту 4 000–7 000 м, чтобы увеличить дальность полета. Маршрутный полет в заданный район происходит автономно с помощью инерциальной навигационной платформы , при этом управляемые ракеты летят в заранее запрограммированном порядке. Радиовысотомер обеспечивает необходимое безопасное расстояние между управляемыми ракетами и морской поверхностью. Обновленные данные о целях могут быть отправлены с пусковой платформы на ракету по каналу передачи данных . Во время крейсерского полета управляемая ракета использует бортовую пассивную радиолокационную поисковую головку для определения данных о текущем положении целей. Если залп управляемого оружия попадает в заранее рассчитанный район цели, управляемая ракета активирует бортовой активный радиолокационный искатель. Включается только на короткие промежутки времени. Данные об определенной цели передаются по каналу передачи данных на оставшиеся ракеты в залпе и на стартовую платформу. Остальные ракеты продолжают сохранять свой низкий вектор подхода, чтобы предотвратить раннее обнаружение и противодействие. Если управляемая ракета уничтожена, ее роль может быть передана другой. При приближении к цели все управляемые ракеты активируют собственный радиолокационный искатель и совершают произвольные маневры уклонения. Кроме того, срабатывает бортовая активная электронная система постановки помех 4Б89 для нарушения систем противоракетной обороны корабля. Как только основная цель авианосной группы уничтожена, оставшиеся в залпе ракеты атакуют другие корабли авианосной группы. Для защиты от систем защиты ближнего действия (например, CIWS ) фюзеляж SS-N-12 бронирован. Управляемая ракета была разработана, чтобы потопить большой военный корабль одним попаданием или, по крайней мере, вывести его из строя. С ядерным вариантом целый флот может быть уничтожен одним махом.
Description
The P-500 Bazalt has a 550 km range and a payload of 1,000 kg, which allows it to carry a 350 kt nuclear or a 950 kg semi-armor-piercing high-explosive warhead. The P-500 Bazalt uses active radar homing for terminal guidance, and can receive mid-course correction from the Tupolev Tu-95RTs Bear D, the Kamov Ka-25K Hormone B and the Kamov Ka-31.
The missiles were intended to be used in salvos; a submarine could launch eight in rapid succession, maintaining control of each through a separate datalink. In flight the group could co-ordinate their actions; one would fly to a higher altitude and use its active radar to search for targets, forwarding this data to the other missiles which remained at low altitude. The missiles were programmed so that half of a salvo would head for a carrier target, with the rest dividing between other ships. If the high-flying missile was shot down, another from the salvo would automatically pop up to take its place. All of the missiles would switch to active radar for the terminal phase of the attack.
development
The P-500 Basalt was developed as the successor system to the SS-N-3 Shaddock . Compared to the SS-N-3, the new missile should have a higher airspeed and improved survivability. The new guided missile was designed to combat strategic sea targets such as aircraft carriers , cruisers and amphibious assault ships . The naval command required a guided missile with a range of at least 500 km so that it could be launched outside of the operational radius of the carrier aircraft of that time. The development in the design office OKB-52 Tschelomei (later NPO Maschinostrojenija ) began in 1963. The design of the SS-N-12 is based on the P-6 / P-35 Progress . The development version was called P-350 Basalt (4K77). Due to various difficulties and because this version did not achieve the required range of 500 km, the project was canceled. Based on this design, the P-500 Basalt (4K80) was created. The first attempts to start were made in 1969. After further modifications, the system was introduced to the Soviet Navy in 1975 . The P-500 was named SS-N-12 Sandbox mod 1 by NATO . The development of the second serial version P-1000 Wulkan began in 1979. Compared to the previous model, the P-1000 has a new seeker head, new electronics, an improved engine and components made of titanium . It was finally introduced to the Soviet naval forces in 1987 and was given the name SS-N-12 Sandbox mod 2 by NATO . The following units were equipped with the SS-N-12:
- Aircraft carriers of the Kiev-class aircraft carrier with eight or twelve missiles ( Baku ) plus eight in reserve
- Kreuzer of the Slava-class cruiser with 16 missiles
- Submarines the Echo-II class , each with six missiles
- Submarines Juliett class with four missiles
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме P-500 Bazalt . |
- МОРСКОЙ УДАР Советская перспектива
- Russian / Sovjet P-500 Bazalt Page (с фотографиями)
- Российские / советские противокорабельные ракеты морского базирования
vтеОбозначение НАТО для ракет России и бывшего Советского Союза | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса “воздух-воздух” ( полный список ) |
| ||||||
Ракеты класса “воздух-поверхность” ( полный список ) |
| ||||||
Противотанковые ракеты ( полный список ) |
| ||||||
Зенитные ракеты ( полный список ) |
| ||||||
Ракеты класса “земля-земля” ( полный список ) |
|
Волчья стая П-500
Еще одно безусловное первенство П-500 в ряду ей подобных крылатых ракет морского базирования — уникальная система управления и бортовая станция радиоэлектронного противодействия, проще говоря, бортовой постановщик помех.
Начать стоит, пожалуй, с системы управления, в которой впервые в истории была использована установленная бортовая цифровая вычислительная машина, выполненная на микромодулях. Сама же система управления, включавшая как оборудование, установленное на ракете П-500, так и на борту корабля-носителя, получила название «Аргон» и была одной из самых передовых для своего времени.
От своих предшественниц — крылатых ракет П-35 и П-6 — «пятисотка» унаследовала систему телеуправления с борта носителя. Но, например, режим работы головки самонаведения ракеты стал совершенно иным.
Поскольку постоянно работающий излучатель ГСН не только дает возможность ракете не терять цель, и но цели — «видеть», что ее ищет противник, на П-500 система самонаведения работала не все время. Как только ракета, шедшая на «высоком» участке траектории, по указанию оператора захватывала цель, излучатель головки самонаведения отключался, чтобы вновь включиться уже на подлете к цели. Как считали разработчики, пары минут, в течение которых стремительно мчащаяся к месту назначения ракета «молчала», не давая знать о себе цели, было достаточно, чтобы обмануть систему обнаружения корабельной ПВО, но недостаточно для того, чтобы сама цель успела далеко уйти с места, где ее «захватила» система самонаведения П-500.
Ракета П-500 стартует из пускового контейнера во время испытаний.
Но этим новшества в системе управления не исчерпывались. Тактика применения системы «Базальт» предусматривала исключительно залповое использование крылатых ракет П-500. Идея была проста: при совершенствовании корабельных средств противовоздушной и противоракетной защиты более высокие шансы прорваться к цели имеет не одиночная ракета, а ракета из целой стаи, запущенной носителем. Но как заставить эту стаю не просто лететь в одном направлении, а еще и действовать сообща, решая, кто какую цель поражает и выбирая среди них самые важные?
Такую возможность комплексу «Базальт» как раз и давала система управления «Аргон» и установленные на ракетах бортовые цифровые вычислительные машины. Теперь — впервые в мире! — из восьми ракет, выпущенных залпом (а именно столько составлял максимальный залп) одна, которая шла выше всех — на высоте 5 км, чтобы не терять цель из виду, становилась своего рода «целеуказателем». Она поддерживала связь с носителем и сама вела поиск целей в пассивном режиме, а если надо и если позволяли условия, то и в активном. Именно эта ведущая ракета выбирала для себя самую крупную цель в ордере, полагая, что это и есть авианосец (для чего, по идее, именно эта ракета оснащалась ядерной боеголовкой), после чего распределяла оставшиеся цели между идущими на высоте 40-50 м над поверхностью моря остальными семью П-500, помогая им не целиться всем вместе в один корабль. Затем ведущая ракета резко снижалась, все восемь включали головки самонаведения и шли к своим целям. Причем противник не мог избавиться от угрозы, сбив высоко идущую ракету-«командира»: как только она гибла, ее роль брала на себя другая ракета, а предсказать, какая, корабль-цель не мог.
P-1000 Vulkan [ править ]
Отличительной особенностью крейсеров класса «Слава» являются восемь пар канистр П-500; Варяг ( на фото) был повышен до P-1000 Вулкана.
П-1000 Вулкан
Усовершенствованная версия P-500 была установлена на трех подводных лодках Echo II ближе к концу холодной войны. П-1000 Вулкан (ГРАУ 3М70) предположительно имеет такую же дальность стрельбы и максимальную скорость, что и П-500 Базальт (дальность 800 км ). Вес ракеты увеличился на 1-2 тонны. Ракета имеет турбореактивный двигатель и пусковой пороховой ускоритель. Предположительно, высотные режимы полета такие же, как у Р-500.
Р-1000 был заказан 15 мая 1979 г. у НПО Машиностроения Челомей; он впервые поднялся в воздух в июле 1982 года и был принят в эксплуатацию 18 декабря 1987 года. Он был установлен на трех подводных лодках Echo II Северного флота в период с 1987 по 1993 год; От переоборудования двух частей Тихоокеанского флота, К-10 и К-34, отказались из-за отсутствия средств. Из подводных лодок, которые действительно получили P-1000, K-1 была выведена из эксплуатации после аварии на реакторе в 1989 году, K-35 была повреждена в 1993 году, а K-22 – в 1995 году. P-1000 был установлен на класс Slava крейсер Варяг , а некоторые источники сообщают о ракетах П-1000 на ее родственном корабле ” Москва” .
Даешь малые высоты!
Появлению нового поколения крылатых ракет предшествовал ряд технологических новшеств.
К ним можно отнести: уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризацию радиоэлектронных комплектующих и появление интегральных схем (а с ними и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин и схем управления с небольшим энергопотреблением), новое математическое обеспечение, появление компактных и экономичных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических топлив, новых материалов и технологий в производстве летательных аппаратов. Авиация в ходе локальных войн осваивала малые и предельно малые — в десятки метров — высоты и сокращала время пребывания в зоне действия ПВО противника. С другой стороны, уже исчерпала себя концепция массированного ядерного удара, даже ядерное оружие требовало более избирательного применения. Им предполагали наносить удары только по важным военным и промышленным объектам — стартовым позициям ракет, военно-морским базам, пунктам управления, складам ядерного оружия и ГСМ, электростанциям, узлам коммуникаций.
В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века практически одновременно в СССР и в США специалисты проработали концепцию нового боеприпаса большой дальности — малогабаритной дозвуковой (0,5—0,8М) крылатой ракеты малой заметности, реализующей полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с автономной системой наведения на основной части траектории. Стратегические КР такого типа уже не замахивались на межконтинентальные дальности: они должны были позволить своим носителям произвести массированный пуск, оставаясь вне пределов поражения средствами противовоздушной, противолодочной или противокорабельной обороны противника, его тактических ракет. Главными достоинствами КР должны были стать: небольшие размеры (которые позволили бы разместить большой боекомплект во внутренних бомбоотсеках бомбардировщиков, на кораблях и подводных лодках), возможность залпового пуска и подхода нескольких ракет к цели с разных направлений, незначительная радиолокационная заметность, малое время нахождения в «поле зрения» ПВО, всепогодность.
Полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Обеспечение точного автономного выведения ракеты в район цели требовало специальной корреляционной системы. При небольших габаритах задача становилась особенно сложной. Требовались новые точные трехмерные карты земной поверхности. И в СССР — при наличии серьезных теоретических проработок — практические работы по этой теме развернули уже после появления сообщений об аналогичных разработках в странах НАТО.
Семен Федосеев