Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Общая информация
- Классификация — основной боевой танк;
- Боевая масса – 42 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 3 человека;
- Годы эксплуатации — с 1976 года;
- Количество выпущенных – более 10 тысяч штук.
Бронирование
- Тип брони — катаная и литая стальная и комбинированная, противоснарядная;
- Динамическая защита — Контакт-1, Контакт-5.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 125-мм 2А46-1;
- Тип пушки — гладкоствольная пушка;
- Длина ствола – 48 калибров;
- Боекомплект пушки – 38;
- Углы ВН: -5…+14°;
- Дальность стрельбы – 3,7-5 км;
- Прицелы — оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49;
- Пулемёты — 1 × 12,7-мм НСВТ, 1 × 7,62-мм ПКТ.
Подвижность
- Тип и марка двигателя – ГТД-1000Т газотурбинный с воздушным охлаждением;
- Мощность двигателя – 1000 л.с.;
- Скорость по шоссе – 65 км/ч;
- Скорость по пересеченной местности – 50 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 350 км;
- Запас хода по пересеченной местности – 250 км;
- Тип подвески — индивидуальная торсионная;
- Удельное давление на грунт – 0,84 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 32 градуса;
- Преодолеваемая стенка – 1 м;
- Преодолеваемый ров — 2,85 м;
- Преодолеваемый брод — 1,2 м.
Компоновка боевого танка Т-90 “Владимир”
Конструкция Т-90 выполнена по классической для советской школы танкостроения схеме:
- отделение управления вместе с сиденьем механика-водителя расположено в лобовой части машины;
- боевое отделение и башня – в центральной;
- двигатель и трансмиссия – в кормовой части корпуса.
Компоновку танка можно было бы назвать удачной, если бы не одно “но” – снаряды внутри танка не размещены по индивидуальным контейнерам или боксам, что повышает шанс гибели экипажа в случае подрыва боекомплекта.
Особенностью машины, как и всех танков советского производства, начиная с Т-64, имеющей забронированный объем всего 11,0 м3, является высокая плотность компоновки, а также наименьшие для основного боевого танка габариты, прежде всего высота.
Сокращение внутреннего объема и высокая плотность компоновки достигнуты за счет компактной схемы МТО с поперечным расположением двигателя, исключения из состава экипажа заряжающего, т. е. применения A3 и ряда других конструктивных мероприятий.
Корпус Т-90 сварной, по конструкции идентичен корпусу Т-72БМ. Днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой. На бортовые резинотканевые экраны устанавливаются прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты (ВДЗ). С каждой стороны машина имеет по три таких экрана.
Механик-водитель размещается в передней части корпуса по центру и имеет отдельный люк, крышка которого находится в крыше. Его сиденье крепится к крыше корпуса, что повышает выживаемость механика-водителя при подрыве мин под днищем машин.
Для наблюдения за дорожными условиями у него имеется один призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения. Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа.
Два других члена экипажа размещаются в башне: наводчик слева и командир танка справа.
Башня танка литая, имеющая в лобовой части на курсовых углах до 35° комбинированную броню. Конструктивно она идентична башне Т-72БМ, но выполнена под установку комплекса управления огнем 1А45Т. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты.
С целью повышения противорадиационной защиты экипажа машины, корпус и башня в районах рабочих мест прикрыты подбоем из водоро-досодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.
При обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами стойкость лобовой части корпуса равноценна 800—830-мм катаной броневой стали. При попадании машины под обстрел кумулятивными боеприпасами при наличии у танка встроенной динамической защиты стойкость корпуса и башни такая же, как и у 1150—1350-мм брони. Вместе с тем у Т-90 существуют и свои ослабленные зоны. Это прежде всего участок у смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони уменьшена в связи с необходимостью выведения устройства на крышу, а также места на башне рядом с орудийной амбразурой.
Башня Т-90 имеет довольно низкую высоту и смещенную вправо командирскую башенку. На крыше башни могут быть установлены навесные блоки брони, представляющие собой дополнительную защиту от нападений с воздуха. Носовая часть машины оснащена остроугольным отвалом, на котором находится крепление для минного трала КМТ (4-10)
Двигатель и трансмиссия
Больше всего Т-80 от других ОБТ отличает его силовая установка газотурбинного типа. Двигатель ГТД 1000Т мощностью 1000 л.с. ставился с начала производства, после чего несколько раз заменялся на более современные версии, мощностью до 1250 л.с.
Именно ГТД даёт танку как плюсы, так и минусы, временами заставляя спорить приверженцев одного из типа силовой установки.
Турбина с лёгкостью запускается при температурах от -40 до +40 градусов, при этом оперативная готовность всего 3 минуты, практически не расходует масло, обладает пониженным уровнем шума, способна работать на практически любом топливе и не глохнет при внезапном увеличении нагрузки. Приятным бонусом является лёгкая управляемость, позволяющая меньше утомляться механикам-водителям.
Самым главным недостатком является сложность фильтрации воздуха, однако, её можно считать решённой. Ещё в 70-х годах специалисты создали уникальный способ очистки с помощью пневмоударников вокруг сопла, которые созданной вибрацией стряхивали все отложения. Эффективность такого решения неоднократно была подтверждена, в том числе во время испытаний в Греции и Индии. Двигатели Т-90, например, индийские испытания не выдержали.
Также недостатком принято считать повышенный расход топлива, однако, с появлением вспомогательного агрегата, обеспечивающего питание всех систем без запуска основного двигателя, расход заметно снизился и стал даже ниже, чем у танков с традиционной силовой установкой.
Последним минусом является стоимость, достигавшая 167000 рублей в момент появления ГТД-1000Т и снизившаяся до 100000 во время массового производства. Стоимость Т-64А всего 174000 рублей.
Обороты ГТД могут достигать 26650 оборотов в минуту, её мощность передаётся на редуктор и трансмиссию. Благодаря тому, что двигатель вместе со своими узлами и дополнительными агрегатами помещён в моноблок, время его замены составляет 5 часов, а каждой из коробок передач всего 4,5.
Для сравнения Т-72 требует на замену двигателя 24 часа, а на замену коробки передач – 10,5.
О боевых танках на вооружении Советского Союза в годы второй мировой войны
Со времени появления первого российского «царь-танка» в 1915 году с трехколесным механизмом, модели советских бронемашин претерпели существенные изменения.
Первый в России
Таблица 3. Боевая техника в 1941-1945 гг., тыс. шт.
Годы | Производствотанков и САУ | Количество на вооружении (на 01.01; 1941 – на начало войны) | Потери | |
всего | в действующей армии | |||
1941 | 4,7 | 22,6 | 14,2 | 20,5 |
1942 | 24,5 | 7,7 | 2,2 | 15,1 |
1943 | 24,1 | 20,6 | 8,1 | 23,5 |
1944 | 29,0 | 24,4 | 5,8 | 23,7 |
1945 (01.04) | 16,0 | 35,4 | 8,3 | 13,7 |
Всего | 98,3 | 96,5 |
Потери советских войск в начале войны были громадны. К концу 1941 года количество бронемашин резко снизилось, в 6,5 раза. Лишь осенью 1942 г. боевая техника стала активно поступать на фронты.
Занимательная статистика! Эксперты посчитали, сколько в России строят жилья в год.
Сравнение с ОБТ вероятного противника
По праву главным конкурентом Т-80 является американский основной боевой танк М1А1 Абрамс. Это вполне логично, ведь машины поступили на вооружение своих стран примерно одновременно. Американский конкурент моложе отечественного танка всего лишь на 4 года.
Интересным фактом является еще то, что обе машины оснащены газотурбинными двигателями. При этом размеры Т-80 меньше чем у М1А1. Это делает его менее заметным на поле боя. Хотя при возможностях современного высокоточного оружия это довольно спорное преимущество, ради которого конструкторам пришлось пожертвовать теплообменником двигателя.
По заявленным данным степень воздухоочистки двигателя М1А1 является стопроцентной, а у Т-80 на 1,5 % меньше. Но в условиях пустыни Абрамс почему-то сложнее эксплуатировать. Глохнет американский двигатель, из-за засоренного фильтра. Отечественный аналог прекрасно себя чувствует при любой погоде и климатических условиях.
Масса М1А1 составляет 60 тонн, запас хода 395-430 километров с максимальной скоростью 70 км/ч. Наш Т-80 может похвастаться 46 тоннами живого веса, и 355 километрами запаса хода. Это можно обусловить меньшим расходом топлива у Абрамса. Исправляется установлением дополнительных баков на корпусе Т-80, к сожалению, это не позволяет повысить потолочную скорость в 60 км/ч.
М1А1 оснащен 120 мм гладкоствольной пушкой, с боекомплектом 40 снарядов (против наших 45 у Т-80У). Имеется возможность вести огонь подкалиберными и кумулятивными снарядами, управляемыми ракетами. Заряд орудия проводится вручную, поэтому количество танкистов равно четырем. На башне у Абрамса установлен 12,7 мм зенитный пулемет, еще два 7,62 мм спарены с главным орудием.
Самый главный вопрос – цена. Стоимость М1А1 Абрамс составляет примерно 6 миллионов долларов. Т-80 обходится казне около двух миллионов, что дешевле.
Спорить чей основной боевой танк лучше можно до бесконечности. Плюсы и минусы есть у каждого, самое главное, чтобы они встречались только на танковых соревнованиях, листках в клеточку и виртуальном пространстве.
Варианты и модификации[править]
- Т-80УК или Объект 630А — командирский вариант Т-80У. Принят на вооружение в начале 1990-х. Установлены: система “Штора-1”, тепловизор “Агава-2”, новый датчик параметров атмосферы, радиостанции Р-163У и Р-163К, навигационная система ТНА-4, система дистанционного подрыва ОФ-снарядов, автономная энергоустановка АБ-1-П28.
- Т-80УЕ — модификация 1995 года. Вариант Т-80УМ, разработанный специально для греческого тендера; установлены гидрообъёмная передача и новые органы управления.
- Объект 219АС-1 — основной танк Т-80УЕ-1. Модернизация Т-80БВ. Установлено боевое отделение танка Т-80УД, газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. , воздухозаборное устройство, позволяющее преодолевать без подготовки брод глубиной до 1,8 м, автономный энергоагрегат мощностью 18 кВт, устройство ввода поправок УВП 1В216М для 15 типов баллистик, встроенная динамическая защита Контакт-5, введены мероприятия по уменьшению расхода топлива, усовершенствованная СУО 1А45-1.
- Объект 219АМ-1 — основной танк Т-80УА. Вариант модернизации танка Т-80У. При модернизации по варианту Т-80УА на танк устанавливается: пушка 2А46М-4, модернизированный комплекс управления огнём (КУО) 1А45-1, устройство учёта изгиба ствола УУИ-2, дневно-ночной прицельный комплекс командира ТО1-КО4, ночной прицельный комплекс наводчика ТО1-КО5 (как вариант устанавливается тепловизионный прицел “Плиса”), комплекс оптико-электронного подавления “Штора”.
- Объект 219АС-М — основной танк Т-80УМ. Модернизация 1992 года. Модернизированный вариант Т-80У (тепловизор “Агава-2”, радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У).
- Объект 219АС-М1 — основной танк Т-80УМ1 “Барс”. Модификация 1997 года. Вариант Т-80УМ с комплексом активной защиты “Арена-Э”, установлен двигатель ГТД-1250Г, пушка 2А46М-4, оснащён дополнительно следующими системами и комплексами: “Штора-1”, “Велиж”, ТВН-5, Р-163-50У, Р-163УП, системой кондиционирования воздуха.
- Т-80УМ2 — опытный основной боевой танк с КАЗ “Дрозд-2”.
- Объект 640 — опытный основной танк “Черный Орёл”.
Сколько танков в России?
Конечно же точное количество боевой техники является военной тайной. Тем более количество вышедших из строя и переданных в войска из оборонных предприятий в течение последнего года (читай — СВО). Но подсчитать количество боевых единиц на основе открытых источников. Цифры где-то разнятся, но в общем погрешность не такая большая. Так, британское издание INEWS указывает цифру в 13 300 боевых машин. А вот известный агрегатор военных рейтингов GLOBALFIREPOWER рассказывает о 12 420 танках.
Интересный расчет произвел пользователь Живого журнала (Livejournal) altyn73. В своем материале он приводит цифру в 2685 единиц.
Видимо здесь не учитываются танки, находящиеся на хранении, то есть в воинских частях кадра. Во всем известной Википедии приводятся уже совершенно другие цифры. Посмотрите данную информацию в таблице.
Модификация танка | Количество |
---|---|
Т-90М | 67 |
Т-90 Т-90А | ~350 |
Т-80У, БВ | 310 |
Т-80БВМ | 170 |
Т-72Б3 обр. 2016 | 530 |
Т-72Б3 | 850 |
Т-72Б, БА | 650 |
ВСЕГО: | 2927 |
В этом варианте указано 2927 танков. Количество машин на хранении не раскрыто.
В итоге можно варьировать следующими цифрами: всего около 12 000-13 500 танков в Армии России. Из них в боевых подразделениях 2500-3000 единиц. Напоминаю, все расчеты взяты из открытых источников и, естественно, могут отличаться от реальных цифр.
На вооружении
- СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам.
- Россия: Армия России — 450 Т-80БВ и Т-80У, (3000 Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У на хранении), по состоянию на 2016 год
- Береговые войска ВМФ России — 200 танков Т-72 и Т-80, по состоянию на 2014 год
Ангола — некоторое количество Т-80, по состоянию на 2013 год
Белоруссия — 69 Т-80Б, по состоянию на 2013 год
Великобритания — несколько Т-80У куплено через подставные организации для стратегических исследований в 1992 году
Египет — в 1997 году заключён контракт на поставку 34 танков Т-80У, однако, по информации Стокгольмского института исследования проблем мира поставка танков Т-80 в Египет не осуществлялась, кроме того, по состоянию на 2014 год танки Т-80 отсутствуют в номенклатуре вооружения Армии Египта
Йемен — 66 Т-80, по состоянию на 2013 год
Кипр — 82 Т-80У, по состоянию на 2013 год, 41 танк поставлен Россией в период с 1996 по 1997 год. Общая стоимость контракта, по разным данным, составляет от 156 до 174 млн $. В 2009 году был подписан контракт на поставку ещё 41 Т-80У/Т-80УК, из которых 27 единиц были поставлены в 2010 году, остальные, по предположениям, должны были быть поставлены в 2011 году. Общая стоимость нового контракта составила 156 млн $
Республика Корея — 80 Т-80У, по состоянию на 2013 год
Пакистан — 320 Т-80УД, по состоянию на 2013 год
США — один Т-80У передан Великобританией. Четыре единицы Т-80УД получены в 2003 году от Украины
Узбекистан — некоторое количество Т-80БВ, по состоянию на 2012 год
Украина — 8 Т-80БВ (150 Т-80 на хранении) по состоянию на 2016 год
Тактико-технические характеристики (ТТХ) танка Т-90А
- Боевая масса, т – 46,5
- Экипаж, чел. – 3
- Длина с пушкой вперед, мм – 9530
- Длина корпуса, мм – 6860
- Ширина общая, мм – 3780
- Ширина по гусеницам, мм – 3370
- Высота по крыше башни, мм – 2230
- Забронированный объем танка, м3 – 11,04
- Забронированный объем корпуса, м3 – 9,19
- Забронированный объем башни, м3 – 1,85
- Десантный люк в днище корпуса – есть
- Максимальная скорость, км/ч – 70
- Скорость по пересечённой местности, км/ч – 50
- Удельная мощность, л.с./т – 21,5
- Запас хода по шоссе, км – 550 (700 с внешними баками)
- Емкость топливных баков, л – 1200+400
- Среднее удельное давление гусениц на грунт, кгс/см2 – 0,938
- Клиренс, мм – 492
- Преодолеваемые препятствия, ров, м: – 2,8
- Преодолеваемые препятствия, вертикальная стенка, м: – 0,85
- Преодолеваемые препятствия, брод, м: – 1,2
- Преодолеваемые препятствия, максимальный угол подъема, град: – 30
- Преодолеваемые препятствия, глубина водной преграды с ОПВТ,, м: – 5
- Максимальная скорость вращения башни, град./с – 24
- Максимальный угол возвышения пушки, град. – 20
- Максимальный угол снижения пушки, град. – 7
- Дублированное управление огнем – есть
- Дальномер, тип – лазерный 1Г46
- Диапазон измерения дальности, м – 500-5000
- Основной прицел наводчика, тип – перископический, совмещенный с ЛД и тепловизором
- Увеличение, кратность – 2,7-12 х
- Угол поля зрения, град – 20-4,5
- Стабилизация поля зрения прицела – независимая по ГН и ВН
- Вспомогательный прицел наводчика – нет
- Ночной прицел наводчика – тепловизионный
- Дальность видения ночью, м – 3000
- Баллистический вычислитель, тип – Электронный цифровой
- Основной прибор командира – Перископический, стабилизированный по ВН
- Увеличение, кратность – 7,5 х (дн.); 5,1 х (н)
- Угол поля зрения, град – 7
- Зенитный прицел – ПЗУ-7
- Приборы командира – Пассивно-активный ночной Т01-К04, ПНК-4С с дневным/ночным ТКН-4С, тепловизизор «Эсса», видеосмотровое устройство
- Дальность видения ночью, м – 2600
- Периодичность ТО-1, км – 2500-2700
- Периодичность ТО-2, км – 5000-5200
- Время выполнения работ ТО-1, ч – 12
- Время выполнения работ ТО-2, ч – 30
- Время выполнения КО, ч – 0,25
- Время подготовки к выходу из парка при темп. выше 5°С, мин – 12
- Время подготовки объекта к боевому применению, мин – 30
- Назначенный ресурс до отправки в капитальный ремонт, тыс.км – 11
- Ресурс гусеничных лент и венцов ведущих колес, км – 6000
История[править]
Первоначальные испытания возможности установки газотурбинных двигателей на танк отрабатывались еще на Объекте 167Т. Первый “кировский” газотурбинный танк нового поколения, Объект 219 сп 1, изготовленный в 1969 г., внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т. На машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1 000 л.с., разработанный НПО им. В.Я. Климова. Следующий Объект 219 сп 2 — уже значительно отличался от исходного Т-64.
Испытания первого прототипа показали, что установка нового, более мощного двигателя, возросшая масса и изменившиеся динамические характеристики танка требуют внесения существенных изменений в ходовую часть. Потребовалась разработка новых ведущих и направляющих колёс, опорных и поддерживающих катков, гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидравлических амортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками. Была изменена и форма башни. От Т-64А сохранились пушка, боеприпасы, механизм заряжания (отличный от автомата заряжания, стоящего на Т-72 и его модификациях), отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты.
Танк Т-80 (первоначальный вариант) принят на вооружение Советской армии 6 июля 1976 г., серийно изготавливался с 1976 по 1978 гг.
Танк Т-80 БВМ (объект 219 РВМ)
Реактивация ОБТ типа Т-80Б и инициирование программы
модернизации этой модели удивило многих западных наблюдателей. Поскольку еще в
2011 г. Министерство обороны России объявило, что для дальнейшего развития боевых
танков России будут рассматриваться только дизельные модели Т-72 и Т-90. Из-за
высоких эксплуатационных расходов танк T-80Б/T-80У постепенно бы выводился из
эксплуатации, производство в Омске оставило бы только экспортные заказы.
Однако, в 2016 г. появилось неожиданное объявление о том,
что определенная часть из около 3,5 тыс. законсервированных ОБТ Т-80Б снимут с
хранения и подвергнут комплексной программе модернизации. Первые машины версии,
обозначенной как T-80БВМ, появились в Ленинградской области уже в 2017 г.
Боевой танк России T-80БВМ
На Т-80БВМ сохранена прежняя 125 мм гладкоствольная пушка 2
A46M 4. Оружие позволяет осуществлять пуск управляемой ракеты 9М119М “Инвар”
с тандемной кумулятивной боевой частью. Подобно Т-72Б3, этот танк также
получает новую систему управления огнем с аппаратом сопровождения цели и цифровым
вычислителем. Наводчик также
дополнительно получил новый прицел “Сосна-У” с французским
тепловизором. Аналогичным образом в механизм заряжания внесены изменения,
позволяющие вести огонь современными подкалиберными боеприпасами с удлиненным
сердечником. Кроме того, установлена новая радиостанция Р-168-25 У-2.
Радиостанция Р-168-25 У-2
Особенности трансмиссии
В прошлом ОБТ T-80Б являлся лучшим моторизированным
российских танком со специфической удельной мощностью двигателя (20 кВт/т, или
27 л.с./т). Благодаря чему, машина демонстрировала наилучшие показатели
ускорения и развивала максимальную скорость около 80 км/ч. Причина была в
установке газовой турбины с мощностью в 1000 кВт/1360 л.с., позднее 1250 кВт/1700
л.с., выше среднего для российских условий.
Обратной стороной медали, ожидаемо, стал значительный расход
топлива, тем более что, газовая турбина не имела теплообменника. При движении
по дороге расход топлива достигал не менее 750 л на 100 км. Расход газовой
турбины на холостом ходу был около 50 кг/час. Тут подразумевается использование
современной газовой турбиной GTD 1250 TF с цифровым управлением, при котором расход значительно снижен.
Кроме того, были предприняты меры по обеспечению уверенного
пуска газовой турбины вплоть до температуры минус 50 градусов. В связи с этим, танки
Т-80БВМ должны дислоцироваться преимущественно в холодных/арктических регионах:
в районе Мурманска, в Сибири и в дальневосточных областях, вдоль Амура.
У машины сохранена старая чугунная башня, хотя она не
является оптимальной для установки специальных элементов брони. Защиту ОБТ
T-80БВМ должны улучшить элементы динамической брони типа “Реликт”.
Боевой вес снова вырос до 46,5 т.