Орлан-10

Зарубежные беспилотники

Одним из направлений в развитии БПЛА является уменьшение их габаритов без существенного ущерба для технических характеристик. Норвежская разработала микро дрон ПД-100 Блэк Хорнет вертолетного типа.

Данный беспилотник может работать около четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот робот применяется в качестве индивидуального разведывательного средства солдата и оснащен тремя видеокамерами. Используется некоторыми регулярными подразделениями США в Афганистане с 2012 года.

ТТХ Блэк Хорнет
Длина100 мм.
Вес120 гр.
Дальность полета1000 м.
Время работы25 мин.
Оснащение3 оптические видеокамеры с разрешением в 3 МП

Самый распространенный беспилотник армии США — РКью-11 Рэйвен. Его запуск производится с руки солдата и для его приземления не требуется специальной площадки, он может летать как в автоматическом режиме, так и находясь под управлением оператора.

Этот легкий беспилотник солдаты США применяют при решении задач ближней разведки на уровне роты.

ТТХ РКью-11 Рэйвен
Длина, мм790
Вес, гр.1800
Размах крыла, м1.5
Дальность полета, кмдо 5
Силовая установкаЭлектродвигатель
Время работы, мин45…60
Оснащениецифровая видеокамера дневного обзора, камера ночного видения

Более тяжелые БПЛА американской армии представляют РКью-7 Шэдоу и РКью-5 Хантер. Оба образца предназначены для производства разведки местности на уровне бригады.

Беспрерывное время работы в воздухе этих беспилотников существенно отличается от более легких образцов. Существуют множественные их модификации, некоторые из которых включают в себя функции подвешивания на них небольших управляемых бомб массой до 5.4 кг.

МКью-1 Предатор — это самый известный американский дрон. Изначально его основной задачей, как и у многих других образцов, была разведка местности. Но вскоре, в 2000 году, производители внесли в его конструкцию ряд модификаций, позволяющих ему выполнять боевые задачи, связанные с непосредственным уничтожением целей.

Помимо подвешиваемых ракет (Хеллфайр-С, созданные специально для этого беспилотника в 2001 году), на борту робота установлены три видеокамеры, инфракрасная система и своя бортовая радиолокационная станция. Сейчас существуют несколько модификаций МКью-1 Предатора для выполнения задач самого различного характера.

В 2007 году появился еще один ударный БПЛА—американский МКью-9 Рипер. По сравнению МКью-1 Предатор его показатель продолжительности полета был намного выше, а также помимо ракет мог нести на борту управляемые авиабомбы и имел более современную радиоэлектронику.

Вид БПЛАМКью-1 ПредаторМКью-9 Рипер
Длина, м8.511
Скорость, км/чдо 215до 400
Вес, кг10304800
Размах крыла, м1520
Дальность полета, км7505900
Силовая установка, двигательпоршневойтурбовинтовой
Время работы, чдо 4016-28
Ракетная/бомбовая нагрузкадо 4-х ракет Хеллфайр-Сбомбы до 1700 кг
Практический потолок, км7.915

Самым большим БПЛА в мире по праву считается РКью-4 Глобал Хоук. В 1998 году он впервые поднялся в воздух и по сей день выполняет задачи разведывательного характера.

Этот дрон — первый в истории робот, который может использовать воздушное пространство и воздушные коридоры США без разрешения органа управления воздушным движением.

ТТХ РКью-4 Глобал Хоук
Длина, м13.3
Размах крыла, м35
Дальность полета, км22 000
Вес, т15
Силовая установкаТурбовентиляторный двигатель
ОснащениеИК-система, комплекс для веденияразведки, РЛК-комплекс
Время работы, ч36
Практический потолок, км18

«Орлан-50»

Линейку «Орланов» компания СТЦ продолжила моделью «Орлан-50». Это пока самый тяжелый аппарат в семействе беспилотников питерской компании. Его взлетная масса — 50 килограммов.

Конструктивно беспилотник, как и «младшие» собратья, выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Высоко расположенное крыло имеет размах 3,8 метра, как и у «Орлана-30». При этом, в отличие от «тридцатки», «Орлан-50» выполнен двухдвигательным: двигатели с тянущими винтами размещены под консолями крыла.

Радиус действия аналогичен предыдущим моделям. Взлет, как и у предыдущих аппаратов семейства, производится с катапульты, посадка — с парашютом.

Целевая нагрузка беспилотного аппарата может включать различное оборудование общей массой до 15 килограммов. Сообщалось, что на «Орлан-50» возможна одновременная установка полезной нагрузки трех-четырех типов, включая фотокамеры высокого разрешения, телевизионные или тепловизионные системы наблюдения, системы радиотехнической разведки, датчики радиационного контроля и т.д.

stc-spb.ru
Орлан-50.

Описание

В состав комплекса входит 3-4 БПЛА «Орлан-10», передвижной наземный пункт дистанционного управления, машина обслуживания и ремонта с комплектами ЗИП, комплект ноутбуков с радиостанциями для операторов при работе в полевых условиях, 2 ретранслятора защищённой связи, раздвижная мачта для ретрансляторов и антенн, метеостанция с анемометром и ветроуказателем, солнечная батарея с аккумуляторами и блок подключения к генератору или стационарной сети, зимняя палатка для операторов, включая мебель, отопление, кондиционирование, освещение и сейф.

С одного пункта управления можно осуществлять управление четырьмя БПЛА «Орлан-10». При необходимости с помощью комплекса возможно организовать локальную сеть до 30 операторов для управления полезными нагрузками одновременно запускаемых БПЛА.

БПЛА «Орлан-10» имеет широкие возможности автопилота АПС 2.2 разработки ЦТБА ГУАП:

  • Поддерживается полностью автономный режим полёта без оператора в режиме «радиомолчания». Для автономного маршрута указывается до 100 точек, в которых задаётся высота и способ её облёта — проход по высоте или барражирование.
  • При необходимости программирование автономного режима дрона производится прямо в воздухе по радиоканалу.
  • Возможно указание точки «Дом» для автоматического возврата дрона при пропадании радиосвязи или отсутствии/зашумлении сигналов ГЛОНАСС/GPS (возврат происходит по компасу и гироскопам), точки включения и выключения полезной нагрузки, коэффициента перекрытия кадров фотоаппарата.
  • Для ориентации без GPS или в условиях РЭБ, подавляющих сигналы GPS/ГЛОНАСС, используется ориентация с распознаванием ориентиров по фотоснимкам и сличение их с растровым изображением местности с привязкой по нескольким точкам или электронной картой в памяти дрона.
  • Программное обеспечение дрона поддерживает интеграцию с OziExplorer, что позволяет снимки с дрона накладывать на карты OpenStreetMap , GoogleMap, а также сопоставлять съёмку с дрона со спутниковыми снимками Google Satellite.

Общие возможности платформы:

  • GPS-приёмник TRE-G3T геодезического класса с точностью определения координат до 1 см (против 6-7 метров бытовых GPS приёмников). Для уточнения координат используется технология Real Time Kinematic
  • криптозащищенный командно-телеметрический канал с ППРЧ,
  • криптозащищенный канал передачи фото (видео) информации,
  • двухступенчатое помехоустойчивое кодирование на обоих типах каналов,
  • с одного НПУ обеспечивается одновременное управление до 4 БПЛА,
  • любой БПЛА может работать в качестве ретранслятора канала для остальных
  • небольшие размеры и использование радиопрозрачных композитных материалов делает БПЛА малозаметным для РЛС ПВО Концерн Автоматика и НИИ «Вектор», специализирующихся на обнаружении дронов, оценивают ЭПР Орлан-10 около 0,2-0,5 м²
  • БПЛА имеет радиопередатчик на 120 км дальности, также БПЛА имеет GSM-модем с возможностью вставки местных SIM-карт, что позволяет БПЛА подключаться к 3G/4G сотовым сетям для связи по зашифрованному каналу с оператором по Интернету на любом отдалении.
  • БПЛА имеет электрогенератор, сочленённый c двигателем, это позволяет не тратить вес полезной нагрузки на аккумуляторы для аппаратуры

От сверхзвуковых крылатых ракет к мирным беспилотникам

В послевоенный период беспилотная авиация стремительно набирала высоту, прибавляла в скорости и боевой мощи. С конца 50-х в лидеры уверенно вышел СССР. Веским аргументом в пользу этого стала сверхзвуковая крылатая ракета Ту-121, разработанная в КБ А. Н. Туполева. Грозное оружие так и осталось невостребованным, поскольку началось серийное производство более эффективных стратегических ракет.

Однако проект не закрыли. Для мощного советского беспилотника Ту-121 нашлось другое применение. Туполевцы на его базе вначале создали летающую мишень для войск ПВО, а позже – целое семейство разведывательных аппаратов Ту-123, 141 и 143, (соответственно «Ястреб», «Стриж» и «Рейс»).


Ту-121

Не сидели сложа руки и американцы. Наиболее плодотворным оказался период вьетнамской войны, где их беспилотники занимались фоторазведкой, радиоэлектронной борьбой, ретрансляцией радиосвязи, а также имитацией воздушных целей. Стоит отметить хорошо зарекомендовавший себя БПЛА 147Е.

Громко заявил о себе Израиль. Во время арабо-израильского конфликта в 1973 году с помощью своих беспилотников IAI Scout и Mastiff ВВС Израиля эффективно вскрывали систему ПВО противника и эффективно уничтожали ее.

Однако войны начинались и заканчивались и постепенно приходило понимание того, что БПЛА могут успешно трудиться и на мирном поприще. За последние 2-3 десятилетия беспилотные дроны научились проводить экологический мониторинг, поддерживать сетевые коммуникации и контролировать морское судоходство. Современные технологии сделали их более компактными, дешевыми и технически оснащенными, многократно увеличив их потенциал.Понравился пост? Поддержи Техкульт, нажми:

Seat Leon обзавелся 19 системами и встроенным алкотестером

В Марий Эл в ДТП с участием BMW и ВАЗ пострадали четыре человека

Новый Kia Sorento 2021 рассекретили до премьеры в Лос-Анджелесе

Умелец из Барнаула превратил ВАЗ-2121 «Нива» в бездорожного монстра

Chevrolet вывела на тесты новый большой кроссовер в Китае

Subaru показала новый семиместный кроссовер Ascent на тизере

Mercedes-Benz выпустил первый видео-тизер на новый CLS

В Рубцовске грузовик «КамАЗ» почти полностью провалился под землю

Конструктивные особенности «Орлан-10»

В основу разработки БПЛА «Орлан-10» легла схема высокоплана, где двигатель и тянущий винт имеют переднее расположение. Для снижения воздействия бокового ветра на беспилотник киль сделали более развитым, чем стабилизатор. Узкий стабилизатор при этом не мешает нормальной аэродинамике. Определенным образом разработанная схема беспилотника с разборным корпусом дает возможность для хранения и транспортировки оборудования

Увеличивает полезную нагрузку так же дополнительный объем внутри крыла, что немаловажно для размещения, например, фото и видеоаппаратуры. Материал конструкции летательного аппарата – металл и пластик

В разработке «Орлана» применена модульная система, что позволяет оперативно поменять состав необходимой на борту техники, а так же быстро разобрать комплекс и перевезти его по частям. Благодаря модульной конструкции на беспилотнике может быть установлена фотокамера плановой съемки, видеокамера с возможностями плановых, курсовых, поворотных, гидростабилизированных съемок, радиоэлектронная аппаратура, тепловизоры. Транспортируется беспилотник на автомобилях УАЗ – 469. БПЛА «Орлан-10» очень неприхотлив и надежен.

Технические характеристики и конструкция

Поскольку все данные по проекту засекречены, приходится располагать лишь информацией, поступившей из МО, а также сведениями о тех характеристиках, которые можно определить визуально:

  • аэродинамическая форма – летающее крыло;
  • длина – 13,6 м;
  • размах крыльев – 18 м;
  • масса аппарата – 20000 кг;
  • масса полезной нагрузки – 2800 кг;
  • максимальная скорость – 920 км/ч (согласно некоторым источникам, более 1000 км/ч);
  • максимальная высота полета – 10500 м;
  • дальность полета – от 3000 км до 6000 км;
  • силовая установка – 1 реактивный двигатель.

«Охотник» изготовлен по технологии «стелс» и малозаметен для радаров.

АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» поставляет для С-70 авионику, включающую:

  • компоненты информационно-управляющей системы;
  • системы автоматического управления;
  • аппаратуры сопряжения с общеобъектовым оборудованием;
  • системы контроля и диагностики бортового оборудования;
  • инерциально-спутниковой навигационной системы.

В зависимости от поставленных целей, дрон сможет вести фото- и видеосъемку или использовать средства радиоэлектронной борьбы.

Для возможности нанесения ракетного удара на борту предполагается расположить скрытое и подвесное вооружение:

  • ракету класса «воздух-земля» Х-58 (с дальностью полета около 260 километров);
  • дозвуковую маловысотную ракету X-35, предназначенную для морских целей;
  • сверхзвуковую ракету X-74M2;
  • до 8 корректируемых авиабомб КАБ-250.

Система дистанционного контроля БПЛА

Несмотря на довольно высокий уровень автоматизации «Орлана-10», чаще всего его полет полностью контролируется оператором, находящимся на наземной станции. Размещается она на мобильном шасси. Для комплекса РЭБ «Леер-3» это КамАЗ-5350, но потенциально могут использоваться и другие автомобили.

Наземный пункт дистанционного контроля оснащается рабочими местами операторов, приемной и передающей радиостанцией, оборудованием, предназначенным для ремонта и обслуживания беспилотников, а также стартовой катапультой. Для того, чтобы обеспечить автономность работы оборудования, в состав комплекса включен электрогенератор с приводом от бензинового двигателя внутреннего сгорания.

Военнослужащая из состава расчета БПЛА «Орлан-10» рядом с мобильной наземной станцией дистанционного управления.

С одного пункта может осуществляться одновременное управление четырьмя дронами. Кроме того, радиооборудование позволяет установить устойчивые каналы связи с другими наземными станциями для создания сети, состоящей из тридцати рабочих мест операторов. Благодаря этому обеспечивается возможность постоянного обзора обширного пространства с одновременным обнаружением и опознанием сотен различных целей.

Орлан-10 Википедия

Орлан-10
Орлан-10
БПЛА
«Специальный технологический центр»
«Специальный технологический центр»
2010
эксплуатируется
Россия
>1000
 Изображения на Викискладе

«Орлан-10» — российский многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяжёнными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ. Разработан российским предприятием «Специальный технологический центр». Входит в состав системы управления тактическим звеном ЕСУ ТЗ, благодаря чему может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки, БМП, машины ПВО), подключенными к ЕСУ ТЗ.

Разработчиками БПЛА защищены патенты в области радиотехнической разведки по определению координат целей по радиоизлучению их радиостанций, работе сотовых телефонов и других излучающих радиоустройств.

Описание

В состав комплекса входят рабочие места операторов, оборудование радиоканалов управления и передачи данных, оборудование для технического обслуживания и обеспечения старта БПЛА, бензогенератор 1 кВт для обеспечения автономной работы.

Пункт управления БПЛА «Орлан-10» имеет возможность осуществлять управление не более чем четырьмя беспилотными летательными аппаратами с одного пункта управления. При необходимости с помощью комплекса возможно организовать локальную сеть до 30 операторов для управления полезными нагрузками одновременно запускаемых БПЛА.

В качестве карты используется растровое изображение местности с привязкой по нескольким точкам или электронная карта. Для маршрута указывается до 60 точек, в которых задаётся высота и признак её облета: проход по высоте или барражирование. Корректировка маршрута осуществляется по радиоканалу. Новая модификация Орлан-10 оборудована 12 камерами высокого разрешения, что позволяет создавать качественные 3D карты.

Возможно указание точки «Дом» и точки посадки, а также алгоритмы поведения в нештатных ситуациях (пропадание радиосвязи, отсутствие сигналов ГЛОНАСС/GPS, отказ двигателя). Оператором указываются точки включения и выключения полезной нагрузки, а при использовании фотоаппарата — коэффициент перекрытия кадров.

Возможности комплекса:

  • оперативная замена полезной нагрузки и состава бортового оборудования,
  • обеспечение видео- и фотосъемки в сочетании с регистрацией текущих параметров (координаты, высота, номер кадра),
  • использование в сложных метеоусловиях и с ограниченных площадок,
  • размещение контрольно-измерительной аппаратуры внутри консолей крыла,
  • наличие бортового генератора позволяет использовать активные нагрузки в течение всего полета,
  • использование одного БПЛА в качестве ретранслятора для остальных.

Особенности :

  • одновременная установка на БПЛА до 3-4 типов нагрузок,
  • криптозащищенный командно-телеметрический канал с ППРЧ,
  • криптозащищенный канал передачи фото (видео) информации,
  • двухступенчатое помехоустойчивое кодирование на обоих типах каналов,
  • видеокодеки собственной разработки,
  • с одного НПУ обеспечивается одновременное управление до 4 БПЛА,
  • любой БПЛА может работать в качестве ретранслятора канала ктр для остальных.

Также «Орлан-10» является компонентом комплекса РБ-341В «Леер-3» подавления наземных средств связи противника.

Летно-технические характеристики

Основные характеристики:

  • Взлетная масса — 14 кг
  • Масса полезной нагрузки — до 5 кг
  • Двигатель — ДВС (бензин А-95)
  • Способ старта — с разборной катапульты
  • Способ посадки — на парашюте
  • Воздушная скорость — 90-150 км/ч
  • Макс. продолжительность полета — 16 ч
  • Макс. дальность применения комплекса — до 120 км от наземной станции управления (до 600 км в автономном режиме)
  • Макс. высота полета над уровнем моря — 5000 м
  • Макс. допустимая скорость ветра на старте — 10 м/с
  • Диапазон рабочих температур у поверхности земли от −30 до +40 °C

Оценка

По заключению экспертов FMSO при Пентагоне «Орлан-10», хотя и не несет вооружения, но фактически является частью ударного комплекса, так как может использоваться как система управления огнем и корректировки артиллерийских ударов в реальном времени для тяжелых САУ класса «Мста-С» находящихся на удалении 20-30 км от поражаемой цели, получая от БПЛА координаты целей и поправки по наблюдаемым посредством гиростабилизированной ИК-камеры разрывам снарядов. Редактор журнала «War is Boring» считает, что при управлении артиллерийским огнем БПЛА использует для определения координат целей привязку их к видимым в камеру ориентирам с известными координатами.

Галерея

  • Расчёт беспилотного комплекса артиллерийской разведки (БКАР) «Орлан-10» 7-й дшд(г) на учениях «Славянское братство 2018»

Перспективное орудие

2С19М1-155 предназначена для уничтожения артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, живой силы, а также пунктов управления, оборонительных сооружений и других целей.

Она может вести огонь с закрытых позиций, по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям, а также прямой наводкой, в том числе в горных условиях.

Кроме снарядов 155-мм стандарта НАТО, гаубица может вести огонь управляемыми снарядами «Краснополь-М», которые способны поражать малоразмерные цели на расстоянии до 17 км.

Система управления наведением и огнём (АСУНО) позволяет автоматизировать расчёт установок для стрельбы, наводку орудия, восстановление после выстрела, а также обеспечивает выполнение противоогневого манёвра с автономным определением текущих координат.

  • Самоходная артиллерийская установка (САУ) «Мста-С» во время динамического показа вооружений, военной и специальной техники в рамках Международного военно-технического форума (МВТФ) «Армия-2020» на полигоне Алабино в Московской области
  • РИА Новости

По данным Рособоронэкпорта, использование АСУНО позволяет сократить время развёртывания самоходной гаубицы на огневой позиции в полтора-два раза, на 25—30% повысить готовность к открытию огня и в два раза повысить её живучесть.

«Мста-С» калибра 155 мм может поражать цели на расстоянии до 41 км, дальность стрельбы может меняться в зависимости от типа используемых снарядов. Скорострельность гаубицы составляет от шести до восьми выстрелов в минуту при возимом боекомплекте в 45 выстрелов.

При этом она оснащена оригинальным механизмом подачи снарядов с грунта, что позволяет вести стрельбу с высоким темпом без расхода возимого боекомплекта.

Также по теме

«Будут наводить ужас на противников, как «Катюши»: на что способны новые реактивные снаряды для огнемёта ТОС-2 «Тосочка»

Государственные испытания новейших реактивных снарядов для тяжёлой огнемётной системы ТОС-2 «Тосочка» начнутся в 2021 году. Об этом…

Масса машины составляет 43 т — это наименьший вес в классе самоходных гаубиц калибра 155 мм с длиной ствола 52 калибра. 12-цилиндровый дизельный двигатель мощностью до 840 л. с. позволяет развивать скорость до 60 км/ч.

Шасси гаубицы «Мста-С» с калибром 155 мм изготовлены с применением узлов от основного боевого танка Т-90 и позволяют машине преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 1 км.

БПЛА «Орлан-10Е», во взаимодействии с которым работает «Мста-С», представляет собой многофункциональный комплекс для ведения воздушной разведки. Он может использоваться для обнаружения целей в любое время суток и при сложных метеоусловиях, а также способен вести обнаружение и идентификацию базовых станций GSM и сотовых сетей связи.

Этот комплекс обеспечивает высокую точность определения координат целей, обладает высокой автономностью и мобильностью и имеет закрытый канал связи, что обеспечивает его устойчивое управление.

Алексей Леонков в беседе с RT отметил, что в условиях современных боевых действий применение подобных комплексов в сочетании со ствольной артиллерией становится необходимым.

«В данном случае БПЛА играет одну из ключевых ролей: разведывает цели и в режиме реального времени передаёт их, после чего артиллерийские комплексы типа «Мста-С» поражают объекты противника», — пояснил эксперт.

С такой оценкой согласен и военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин.

При этом «Мста-С» — автоматизированное орудие, которое может получать информацию не только с БПЛА, но и со спутников, отметил Виктор Литовкин.

«У данной системы очень хорошие прицельные устройства, оптика, системы инфракрасного наблюдения за полем боя, хорошая автоматика заряжания, в том числе её можно заряжать с земли. В отличие от других российских гаубиц, у неё единый снаряд вместе с гильзой. В целом это довольно хорошая система. Но ей на смену уже идёт гаубица «Коалиция-СВ», которая способна работать без участия человека», — пояснил эксперт.

Модернизация под натовский калибр была проведена по требованию ВС Индии, но теперь Россия может поставлять эти гаубицы и в другие страны, где используют артиллерийские снаряды калибра 155 мм, отметил собеседник RT.

«Сегодня Москва может без проблем поставлять такие самоходные артиллерийские установки вместе с БЛА тем странам, которые используют как 152-мм, так и 155-мм калибр. Несомненно, данные гаубицы под калибр НАТО, используемые с беспилотниками, заинтересуют зарубежных заказчиков», — заключил Виктор Литовкин.

Локализация и использование импортных гражданских комплектующих

Разработчики «Орлан-10» делают ставку на использование резко подешевевших в последние годы гражданских импортных комплектующих. Кроме низкой цены, они также не регулируются законодательством об обороте военных технологий. Вся электроника и двигатели «Орлан-10» являются импортными комплектующими, но конструкторы БПЛА сделали «отвязку от поставщиков», то есть никакая импортная деталь не является критической и может быть заменена на аналог. По этой причине в результате исследования сбитых «Орлан-10» каждый раз выявляются новые комплектации микросхем, оптики и даже двигателей..

В составе «Орлан-10», однако, встречаются комплектующие, которые могут указывать на нарушение западными поставщиками санкционного режима. На многих «Орлан-10» используется двигатель FG-40 производства Saito Seisakusho. Данная компания продаёт двигатели для малогабаритных гражданских БПЛА, но также является поставщиком двигателей для малых БПЛА сил самообороны Японии. Представитель компании отметил, что ВС РФ не значатся в списке её клиентов и, вероятно, двигатели были перепроданы кем-то из её реселлеров

Отечественным в «Орлан-10» является довольно сложное программное обеспечение с учётом большого количества вариантов комплектации «Орлан-10» различной аппаратурой, а также огромного количества вариантов импортных комплектующих. Причём для многих комплектующих, таких как двигатель, поддерживается диагностический режим исправности прямо в полёте с помощью специальных датчиков. Кроме этого, программное обеспечение дрона поддерживает довольно сложный режим ортофотоплана, склеенного из отдельных снимков. Российского производства также композитные крылья «Орлан-10» из углепластика, что обеспечивает им радиопрозрачность. Эта стелс-технология является «ноу хау», так как обычно композитные крылья на БПЛА применить затруднительно из-за сложности защиты против обледенения крыла. Для низколетающих БПЛА это проблема является критической, поэтому аналоги «Орлан-10» довольно редко встречаются в мире. Дело в том, что при попадании осадков на крылья БПЛА при отрицательной температуре происходит моментальное их замерзание, потеря подъёмной силы и сваливание БПЛА. Подогрев даже металлических крыльев недостаточно эффективен в случае прямого попадания осадков;; кроме этого, БПЛА нагревом крыльев демаскирует себя в инфракрасном диапазоне. «Орлан-10» использует не подогрев металлического крыла, а специальную полимерную плёнку на композитных радиопрозрачных крыльях. В случае обледенения плёнка отделяется от крыла вместе с ледовой коркой.

Шведская полиция заявила, что им известна связь между участившимися кражами камер контроля скорости на дорогах (более 100 случаев за период июль-сентябрь 2022 года) и использованием камер такого же типа в «Орлан-10».

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий