Опытная электроторпеда (1987 г.)

Зарубежные аналоги

Длительное время аналоги российской гидрореактивной торпеды отсутствовали. Только в 2005г. германская компания представила изделие под наименованием «Барракуда». Как утверждают представители производителя – Diehl BGT Defence, новинка способна перемещаться с несколько большей скоростью благодаря усилению суперкавитации. «Барракуда» прошла ряд испытаний, но ее запуск в производство пока не состоялся.

В мае 2014 командующий военно-морских сил Ирана заявил, что его род войск тоже обладает подводно-торпедным оружием, которое якобы движется со скоростью до 320 км/ч. Однако в дальнейшем никаких сведений, подтверждающих либо опровергающих это заявление, не поступало.

Известно также о наличии американской подводной ракеты HSUW (High-Speed Undersea Weapon), принцип действия которой основан на явлении суперкавитации. Но эта разработка пока существует исключительно в проекте. На вооружении готового аналога Шквала пока нет ни у одного иностранного ВМФ.

Что такое морские мины и торпеды? Как они устроены и каковы принципы их действия? Являются ли в настоящее время мины и торпеды таким же грозным оружием как и во времена прошедших войн?

Обо всем этом рассказывается в брошюре.

Она написана по материалам открытой отечественной и зарубежной печати, а вопросы использования и развития минно-торпедного оружия изложены по взглядам иностранных специалистов.

Адресуется книга широкому кругу читателей, особенно молодежи, готовящейся к службе в Военно-Морском Флоте СССР.

Предпосылки к созданию

Немецкая подводная лодка U-250 в Кронштадтском доке, с торпедами T-V на борту

Исследование возможности торпедного самонаведения в Советском Союзе начались в 1936г. Под руководством А.А. Розанова группа исследователей МНИИ-1 в качестве основного варианта аппаратуры рассматривала акустически пассивную систему. После ее создания в 1939 году, конструкторы ЦКБ-39 поместили ее на торпеде 53-38. Однако приспособить пассивную акустическую систему к парогазовой торпеде не удалось. Высокий шум поршневого двигателя полностью глушил слабый сигнал от цели. Даже попытки снижения скорости торпеды до 30 узлов не дали результатов. С началом Второй Мировой Войны работы по торпедному самонаведению прекратились.

18 сентября 1944 года в Кронштадтский док доставили немецкую подлодку U-250, с немецкими самонаводящимися торпедами Т-V на борту. После того как торпеды были извлечены, началось их изучение

Характеристики и модификации

53-38У

Одной из постоянных забот специалистов ЦКБ-39 являлось увеличение в торпедах веса ВВ. В 1939 г. группа конструкторов под руководством А. П. Белякова за счет удлинения боевых зарядных отделений (БЗО) увеличила вес ВВ в торпедах на 80—100 кг. Экспериментальная отработка показала, что торпеды 45-36Н и 53-38 с удлиненными БЗО практически не теряют своих ходовых качеств. В конце 1939 г. модернизированные образцы были приняты на вооружение. Называться они стали 45-36НУ и 53-38У. Одна из существенных особенностей торпеды 53-38У заключалась в том, что впоследствии она была оснащена неконтактным взрывателем.

Что давал неконтактный взрыватель торпеде? Во-первых, обеспечивал взрыв заряда ВВ под днищем корабля-цели, то есть в его наименее защищенной части, во-вторых, позволял менее точно определять осадку корабля-цели перед стрельбой. Первый отечественный неконтактный взрыватель (НВО) начал разрабатываться в 1927 г. еще в Остехбюро. Реагировал он на искажение кораблем вертикальной составляющей магнитного поля Земли. Предназначался взрыватель для торпед 45-12. На вооружение НВО был принят в 1932 г. Увы, первый блин оказался комом. Взрывателю были присущи два принципиальных недостатка: зависимость от широты места, требовавшая постоянной регулировки взрывателя, и его чрезмерная чувствительность к крену и дифференту торпеды. В результате частые срабатывания вынудили вскоре прекратить производство взрывателя. К работам привлекли и фундаментальную науку — Ленинградский университет, Институт земного магнетизма АН СССР. Работы возглавил сотрудник НИМТИ А. К. Верещагин. Испытания нового взрывателя проводились на Балтике в 1941 г.: «при стрельбе по судну „Тосно“ водоизмещением 2500 тонн взрыватель надежно срабатывал под килем на расстоянии 2,5 м. Самопроизвольных срабатываний не было». И все же взрыватель решили проверить и в других географических условиях. Испытания планировалось провести на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах. Однако началась война, пришлось ограничиться Северным флотом. Проведенные здесь стрельбы по эсминцу и транспорту дали положительные результаты. В 1941 г. НВС (неконтактный взрыватель стабилизированный) был принят на вооружение. На действующие флоты он поступил в 1942 г. В комплектации с НВС было выстрелено 243 торпеды. Отказов в работе взрывателя не отмечалось.

53-39

Основываясь на данных открытой печати, в СССР торпеду 53-39 назвали самой надежной и быстроходной торпедой в мире. В 1941 г. на государственных испытаниях удалось получить скорость хода 51 уз. Наилучшая из демонстрировавшихся публично (Тип 93 не в счёт) иностранных торпед (итальянская — вероятно, Silure Tipo W. 270/533,4 × 7,20 Veloce того же самого Фиумского завода Уайтхеда) в то время давала скорость хода на узел меньше. К разработке скоростной торпеды на базе торпеды образца 53-38 приступили в 1939 г. В результате ряда технических усовершенствований и напряженных длительных испытаний в июле 1941 г. эта торпеда была принята на вооружение и в течение войны осваивалась флотом. Торпеда была 3-режимная (позднее — 2-режимная), универсальная, предназначавшаяся для использования со всех классов надводных кораблей и подводных лодок. Увеличение скорости хода этой торпеды при сохранении дальности было достигнуто за счет увеличения энергетических ресурсов: воздуха, воды и керосина, а также модернизации двигателя. За создание торпеды 53-39 авторскому коллективу — инженерам Д. А. Кокрякову, В. Л. Орлову, Д. Н. Островскому и др. — была присуждена Сталинская премия. Недостатком торпеды был хорошо обнаруживаемый след, который остается после не растворяющихся в воде газообразных продуктов сгорания.

Сверхлегкие малокалиберные торпеды американской разработки

Китайские специалисты полагают, что именно появление высокоэффективного и надежного комплекса противоторпедного вооружения в РФ привело к тому, что руководство американской корпорации «Нортроп Грумман» еще в 2016 г. приняло решение о проведении инициативной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по сверхлегкой малокалиберной торпеде (Very Light Weigt Torpedo, VLWT, далее – СМТ). Следует отметить, что ВМС США предусмотрели финансирование НИОКР по данной теме только в рамках бюджета на 2021 год в размере 49,5 млн. долл. США.

СМТ VLWT от компании «Нортроп Грумман»

В разработке данного образца вооружения на начальном этапе проектирования приняли участие сотрудники профильной исследовательской лабораторией Университета штата Пенсильвания. Акустические тесты проводятся в испытательном бассейне, расположенном на одном из предприятий   «Нортроп Грумман» в г. Анаполис, шт. Мэрилэнд.

В отношении СМТ, разработанной американскими специалистами известно, что данный боеприпас при длине 2160 мм и калибре 171 мм имеет массу около 100 кг. Такие параметры позволяют членам экипажа проводить перезарядку торпедных аппаратов (ТА) ручную.

Для сравнения легкая торпеда модели Мк.50 при калибре 324 мм, длине 2940 мм имеет массу 364 кг. Для ее зарядки в ТА необходимо использовать крановую установку или лебедку, а также привлекать наиболее физически сильных членов экипажа НК.

Крановая установка с торпедой Мк.50

По данным китайских источников, СМТ от корпорации «Нортроп Грумман» состоит из пяти основных элементов.

В носовой части расположена цифровая активно-пассивная акустическая система наведения. Она, благодаря быстродействующему компьютеру (расположен в отсеке контроля и управления), способна автоматически сопровождать подводную цель в районах с переменными условиями гидролокации. Также, собственная вычислительная система исключает искусственные помехи и другие средства противодействия. На дистанции 2500 м до цели СМТ включает активную акустическую подсистему наведения, которая непрерывно функционирует до момента поражения цели.

В центральной части торпеды расположен двигательный отсек, в котором размещена силовая установка теплового типа с двойным закрытым контуром. Такая конструкция позволяет снизить акустическую и химическую заметность торпеды, обеспечивает интенсивное ускорение (торпеда набирает 75% от максимальной скорости за 12 секунд) и высокую максимальную скорость – 60 узлов. Двигатель для новой СМТ разработала компания «Barber-Nicols, Inc», расположенная в г. Дэнвер, шт. Колорадо.

Американские специалисты рассчитывают, что благодаря малой заметности рассматриваемая СМТ позволит радикально повысить эффективность перспективных операций по противолодочной обороне.

Согласно замысла американских разработчиков, сверхлегкие малокалиберные торпеды поступят на вооружение ВМС США, а именно будут размещены на АПЛ проекта «Вирджиния» модификации Block III и BlockIV. Кроме того, их ТА планируется разместить на корветах проектов «Свобода» и «Независимость» и, с высокой вероятностью, на перспективных фрегатах проекта FFG(X). Вполне вероятно, что пять авианосцев проекта «Нимиц» также получат новые СМТ. С учетом малого калибра СМТ указанные АПЛ и НК получат значительно больший запас этих боеприпасов по сравнению с современными торпедами Мк.54.

СМТ планируют оснащать палубные противолодочные вертолеты MH-60R от компании «Bell Helicopters». В отношении беспилотной техники ВМС США известно, что рассматриваемыми СМТ будут комплектовать палубные беспилотные летательные аппараты вертолетного типа MQ-8 Fire Scout, а также надводные и подводные безэкипажные аппараты различных типов и моделей.

Противоторпеда SeaSpider от компании TKMS

В дополнение к вышесказанному отметим, что в настоящее время, кроме РФ и США только немецкая компания TKMS ведет разработку комплекса противоторпедного вооружения под обозначением «Морской паук» для надводных кораблей ВМС бундесвера. Китайские специалисты, в свою очередь, пристально наблюдают за ходом работ по «Морскому пауку».

По материалам китайского издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» 

См. также[править | править код]

  • Торпедная атака
  • Ракета-торпеда
  • Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина») буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
  • шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
  • метательная мина

Противокорабельная ракета
Противолодочная ракета

самолёты:

  • Торпедоносец
  • Воздушная торпеда Кеттеринга

корабли:

  • Подводная лодка
  • Торпедный катер
  • Миноносец
  • Эсминец

другое:

  • Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
  • Бангалорская торпеда

Дополнительно для ВМС Индии был специально разработан проект 61МЭ (главный конструктор А.А.Шишкин), и по нему заказано пять кораблей.

 ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины» (проект 61) в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Они разительно отличались от своих предшественников по составу вооружения, архитектуре, ходовым и маневренным качествам. Но, самое главное — это были первые в мире серийные боевые корабли с газотурбинной энергетической установкой. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили «поющими фрегатами».
Все корабли этого типа интенсивно эксплуатировались на всех четырех флотах ВМФ СССР, продемонстрировав высокую надежность своих энергетических установок и прекрасные мореходные качества. Один из них — «Отважный» — погиб от взрыва ракетного погреба и последующего пожара. «Смелый» в 1987 году передали польским ВМС. Остальные 18 «поющие фрегатов» честно служили Родине и постепенно выводились из состава флотов в резерв.

Характеристики и модификации

53-38У

Одной из постоянных забот специалистов ЦКБ-39 являлось увеличение в торпедах веса ВВ. В 1939 г. группа конструкторов под руководством А. П. Белякова за счет удлинения боевых зарядных отделений (БЗО) увеличила вес ВВ в торпедах на 80—100 кг. Экспериментальная отработка показала, что торпеды 45-36Н и 53-38 с удлиненными БЗО практически не теряют своих ходовых качеств. В конце 1939 г. модернизированные образцы были приняты на вооружение. Называться они стали 45-36НУ и 53-38У. Одна из существенных особенностей торпеды 53-38У заключалась в том, что впоследствии она была оснащена неконтактным взрывателем.

Что давал неконтактный взрыватель торпеде? Во-первых, обеспечивал взрыв заряда ВВ под днищем корабля-цели, то есть в его наименее защищенной части, во-вторых, позволял менее точно определять осадку корабля-цели перед стрельбой. Первый отечественный неконтактный взрыватель (НВО) начал разрабатываться в 1927 г. еще в Остехбюро. Реагировал он на искажение кораблем вертикальной составляющей магнитного поля Земли. Предназначался взрыватель для торпед 45-12. На вооружение НВО был принят в 1932 г. Увы, первый блин оказался комом. Взрывателю были присущи два принципиальных недостатка: зависимость от широты места, требовавшая постоянной регулировки взрывателя, и его чрезмерная чувствительность к крену и дифференту торпеды. В результате частые срабатывания вынудили вскоре прекратить производство взрывателя. К работам привлекли и фундаментальную науку — Ленинградский университет, Институт земного магнетизма АН СССР. Работы возглавил сотрудник НИМТИ А. К. Верещагин. Испытания нового взрывателя проводились на Балтике в 1941 г.: «при стрельбе по судну „Тосно“ водоизмещением 2500 тонн взрыватель надежно срабатывал под килем на расстоянии 2,5 м. Самопроизвольных срабатываний не было». И все же взрыватель решили проверить и в других географических условиях. Испытания планировалось провести на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах. Однако началась война, пришлось ограничиться Северным флотом. Проведенные здесь стрельбы по эсминцу и транспорту дали положительные результаты. В 1941 г. НВС (неконтактный взрыватель стабилизированный) был принят на вооружение. На действующие флоты он поступил в 1942 г. В комплектации с НВС было выстрелено 243 торпеды. Отказов в работе взрывателя не отмечалось.

53-39

Основываясь на данных открытой печати, в СССР торпеду 53-39 назвали самой надежной и быстроходной торпедой в мире. В 1941 г. на государственных испытаниях удалось получить скорость хода 51 уз. Наилучшая из демонстрировавшихся публично (Тип 93 не в счёт) иностранных торпед (итальянская — вероятно, Silure Tipo W. 270/533,4 × 7,20 Veloce того же самого Фиумского завода Уайтхеда) в то время давала скорость хода на узел меньше. К разработке скоростной торпеды на базе торпеды образца 53-38 приступили в 1939 г. В результате ряда технических усовершенствований и напряженных длительных испытаний в июле 1941 г. эта торпеда была принята на вооружение и в течение войны осваивалась флотом. Торпеда была 3-режимная (позднее — 2-режимная), универсальная, предназначавшаяся для использования со всех классов надводных кораблей и подводных лодок. Увеличение скорости хода этой торпеды при сохранении дальности было достигнуто за счет увеличения энергетических ресурсов: воздуха, воды и керосина, а также модернизации двигателя. За создание торпеды 53-39 авторскому коллективу — инженерам Д. А. Кокрякову, В. Л. Орлову, Д. Н. Островскому и др. — была присуждена Сталинская премия. Недостатком торпеды был хорошо обнаруживаемый след, который остается после не растворяющихся в воде газообразных продуктов сгорания.

Классификация[ | ]

Современные торпеды классифицируются по следующим определяющим признакам: По назначению

  • Противокорабельные (первоначально все торпеды);
  • Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).
  • Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);

Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток. По принадлежности к носителям

  • Для надводных кораблей;
  • Унифицированные для подводных лодок и надводных кораблей;
  • Унифицированные для вертолётов, самолётов противолодочной авиации;
  • Используемые в качестве боевых частей в ракето-торпедах;
  • Используемых в качестве боевых частей в минах-торпедах;

По виду двигателя (по типу энергосиловой установки)

  • На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
  • Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель; отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
  • Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
  • Электрические;
  • Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).

По способу наведения

  • Неуправляемые — первые образцы;
  • Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
  • Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
  • Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
  • Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
  • Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).

Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США) По типу применяемого заряда

  • С зарядом обычного взрывчатого вещества;
  • С ядерными боеприпасом;

По способу подрыва заряда (по типу взрывателя)

  • С контактным взрывателем;
  • С неконтактным взрывателем;
  • С комбинированным взрывателем;
  • С дистанционным взрывателем.

По габаритам

  • Малогабаритные (калибр до 400-мм);
  • Среднегабаритные (калибр до 550-мм);
  • Крупногабаритные (калибр более 600-мм).

По режимам хода

  • Однорежимные;
  • Многорежимные (с переключением режима на ходу и при приготовлении);

По типу траектории

  • Прямоидущие;
  • Маневрирующие;

По следности

  • Следные;
  • Бесследные;

Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).

Россия

  • Справочник

    • АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК

Память

  • Минеры “Курска”

Мины

  • Мина Купреянова, 1885

Мина “П-13”

Мина типа “Р” – “Рыбка”

Мина типа “С”

Мины Колбасьева

Минные защитники

Мины МАВ-1, МАВ-2

Мина М-26

Мины “Ремин” и БИД

Мины “Мираб” и УМ

Мина АМГ-1

Мина Р-1

Мина ПБМ-1

Мина АГ

Мина КБ

Мины НЭМ и НЯМ

Мина ПЛТ, ПЛТ-Г

Мина ПЛТ-2

Мина АМД-1

Мина ЭП, ЭП-Г

Мина АПМ-1

Мина МЯМ

Мина КБ-КРАБ

Мина АГСБ

Мина АМД-2

КПМ

АПМ

Мина КАМ

Мина АМД-2М

ПДМ-1М

Мина ПДМ-2

ПДМ-3Я

Серпей

Шумящая мина (проект)

Мина АМД-4

Мина МДТ

ТУМ-500, ТУМ-1000

Мина ИГДМ

Мина “Лира”

Мина ИГДМ-500

Мина КСМ

Мина КРМ

Мины ГМ, УГМ

Мина ПМ-1

РМЗ

ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ

Мина УКСМ

Мина РМ-1

Мины РМ-2, РМ-2Г

Мина ПМ-2

Мина ПРМ

Мина УДМ-Э

Мина ПМР-1

Мина ПМТ-1

Мина ДМ-1

Мины МДС, СМДМ

МТПК-1

Мина АПДМ

Торпеды и ПЛР

  • Проекты XIX века
  • Торпеды Александровского

45-12

53-17

53-38

53-39, 53-39ПМ

ЭТ-80

ЭТ-46, ЭТ-56

САЭТ-50

53-51

53-57

53-61

САЭТ-60, САЭТ-60М

СЭТ-40

РПК-2 “Вьюга” ракета 81Р

ОМС “Посейдон” (“Статус-6”)

XIX век

  • КОПО
  • Кронштадт 1853-1856
  • Шиллинг П.Л.
  • Якоби Б.С.
  • Петрушевский В.Ф.

Управления, отделы

  • История МТУ ВМФ (1938-1965)
  • Брыкин А.Е.
  • Бутов С.А.
  • Емелин Г.В.
  • Костыгов Б.Д.
  • Ларионов А.И.
  • Панферов В.Н.
  • Сокольский К.И.
  • Шибаев Н.И.

История МТО БФ 1939-1945

ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990

Начальники МТО БФ

История МТО ЧФ

Начальники МТО ЧФ

МТУ ТОФ 1939-2011

1 Флотилия пл СФ

ВМУЗ, ВУЗ, УЦ

  • МОК
  • Выпускники МОК (1875-1905)
  • Беклемишев М.Н.
  • Пилкин К.П.
  • Тверитинов Е.П.

ВМА (1827-1917)

ВМА (1917-1945)

ВМАКВ (1945-1960)

ВМА (1960-1990)

ВМА (1990-2012)

ППС ВМА

Выпускники ВМА (1926-1960)

Выпускники ВМА (1961-1990)

Выпускники ВМА (1991-2013)

Белобородый В.С.

Гончаров Л.Г.

Горовенко Г.З.

Денисов Б.А.

Добротворский Ю.А.

Емельянов А.В.

Коробов Ю.А.

Подобрий Г.М.

Поленин В.И.

Скворцов И.А.

Скрынский Н.Г.

Стекольников Ю.И.

Трофимов А.В.

Шишкин М.А.

Эйст А.И.

6 ВСОК и ФВ

Кафедра БПТВ (ПЛ)

Кафедра БППЛВ

Кафедра БПМПМВ

ППС Минной кафедры

Абрамов О.К.

Ворожцов В.Г.

Дьяконов Ю.П.

Запутряев С.А.

Кимбар Ю.Ю.

Лонцих Л.Я.

Салмин Е.И.

Саранюк Д.В.

Соколов Е.В.

Шушлебин И.П.

ВВМКУ им. Фрунзе

ВВМКУ им. Фрунзе ч.2

ВВМКУ им. Фрунзе ч.3

Ком.ф-та и ППС

ТОВВМУ

ВВМУПП

Ком. 2 ф-та

ППС ВВМУПП

К-ры рот ВВМУПП

Выпускники ВВМУПП 1952-1971

Выпускники ВВМУПП 1972-1991

Выпускники ВВМУПП 1992-2015

Агафонов А.Г.

Балакшин А.И.

Будкин Н.И.

Булкин В.М.

Иевлев В.И.

Красников В.В.

Костин О.И.

Макурин А.В.

Сазонов А.В.

Шугайло Д.Д.

ВВМУИО

Командование и ППС ВВМУИО

Выпускники ВВМУИО

История ФМО ВМИ

Руководители ФМО ВМИ

ППС ФМО

Выпускники до 1945 г.

Выпускники после 1945 г.

ТМАУ

93 УЦ ВМФ

УЦ ВМФ Сосновый Бор

КНТ (1947-1957)

НИИ, КБ, заводы

  • Борушко А.М.
  • Ботов А.Д.
  • Будылин А.П.
  • Вайнер И.П.
  • Васильев А.М.
  • Вольфсон Л.М.
  • Гейро А.Б.
  • Гринев М.А.
  • Жизмор Р.С.
  • Калчев С.А.
  • Киткин П.П.
  • Колбасьев Е.В.
  • Корытов С.С.
  • Лямин Б.К.
  • Матвеев Л.П.
  • Миляков Ф.М.
  • Пятницкий А.А.
  • Скоробогатов А.Т.
  • Троицкий О.К.
  • Умиков З.Н.
  • Шрейбер Н.Н.
  • Эсаулов Г.Ф.

Александровский И.Ф.

Кокряков Д.А.

Корвин-Коссаковский Р.Н.

Шамарин Н.Н.

Остехбюро (1921-1937)

Бекаури В.И.

Бехтерев П.В.

НИМТИ

Л/с НИМТИ 1932-1945 гг.

Адрианов И.М.

Брон О.Б.

Верещагин А.К

Курнаков М.Н.

Мещерский В.И.

Федоров Н.Г.

Челышев И.Д.

КБ и ТБ в Берлине (1945-1948)

З-д “Двигатель” 1852-1917

Обуховский з-д (1863-1917)

Обуховский з-д. Производство торпед

Пшенецкий Б.Л.

НИИ-22 “Поиск”

Зотов-Лобанов Ф.Я.

Арсеналы, базы, станции

  • 18 Арсенал 1809-1917
  • 18 Арсенал 1917-1939
  • 1 арсенал / 6 арсенал 1931-1945
  • БТВ 2708 1933-1945
  • БТВ 2708 1946-2013
  • 15 Арсенал 1938-1945
  • 15 Арсенал л/с 1938-1945
  • ТБВ 2790
  • ТБВ 2800
  • 10 Арсенал
  • ТБВ 2848
  • БМПВ 2722
  • БМПВ 2722, л/с

Разоружение мин

  • Разоружение 1854-1920
  • Разоружение 1939-1945+

Разоружение мин на ЧФ 1941-1945

Грачев В.С.

Приказчиков М.С.

Титов Б.А.

Халеев М.Я.

Разоружение мин на БФ 1941-1945+

Алексютович Б.К.

Вершовский К.Г.

Тепин Ф.И.

Разоружение на СФ 1941-1945

Разоружение на БВФ 1941-1945

Макаров В.И.

Нормец В.А.

Разоружение Вьетнам (1965-1973)

Есть что рассказать?

Принцип работы

На торпедах типа 53-39 перед применением следует вручную установить параметры глубины движения, курса и примерной дистанции до цели. После этого необходимо открыть предохранительный кран, установленный на магистрали подачи сжатого воздуха в камеру сгорания.

При прохождении торпедой трубы пускового аппарата происходит автоматическое открытие главного крана, и начинается подача воздуха непосредственно в камеру.

Одновременно начинается распыл керосина через форсунку и розжиг образовавшейся смеси при помощи электрического прибора. Установленная в камере дополнительная форсунка подает пресную воду из бортового резервуара. Смесь подается в поршневой двигатель, который начинает раскручивать соосные гребные винты.

Например, в германских парогазовых торпедах G7a использован 4-цилиндровый двигатель, оборудованный редуктором для привода соосных винтов, вращающихся в противоположном направлении. Валы полые, установлены один внутри другого. Применение соосных винтов позволяет уравновешивать отклоняющие моменты и поддерживается заданный курс движения.

После начала контакта головной части с потоком воды начинается раскрутка крыльчатки предохранителя боевого отделения. Предохранитель оснащен прибором задержки, обеспечивающим взвод ударника в боевое положение через несколько секунд, за которые торпеда отойдет от места пуска на 30-200 м.

Отклонение торпеды от заданного курса корректируется ротором гироскопа, воздействующим на систему тяг, связанную с исполнительной машиной рулей направления. Вместо тяг могут использоваться электрические приводы. Ошибка в глубине хода определяется механизмом, уравновешивающим усилие пружины давлением столба жидкости (гидростат). Механизм связан с исполнительной машинкой руля глубины.

При ударе боевой части о корпус корабля происходит разрушение стержнями ударника капсюлей, которые вызывают детонацию боевой части. Немецкие торпеды G7a поздних серий оснащались дополнительным магнитным детонатором, срабатывавшим при достижении определенной напряженности поля. Аналогичный взрыватель использовался с 1942 года на советских торпедах 53-38У.

Сравнительные характеристики некоторых торпед подводных лодок периода Второй мировой войны приведены ниже.

ПараметрG7a53-39Mk.15mod 0Тип 93
ПроизводительГерманияСССРСШАЯпония
Диаметр корпуса, мм533533533610
Вес заряда, кг280317224610
Тип ВВТротилТГАТротил
Предельная дальность хода, мдо 12500до 10000до 13700до 40000
Рабочая глубина, мдо 15до 14
Скорость хода, уздо 44до 51до 45до 50

Наведение на цель

Простейшей методикой наведения является программирование курса движения. Курс учитывает теоретическое прямолинейное смещение цели за время, необходимое для прохождения расстояния между атакующим и атакуемым кораблем.

Заметное изменение скорости хода или курса атакуемым кораблем приводит к прохождению торпеды мимо. Ситуацию отчасти спасает запуск нескольких торпед «веером», что позволяет перекрывать больший диапазон. Но подобная методика не гарантирует поражения цели и ведет к перерасходу боекомплекта.

До Первой мировой войны предпринимались попытки создания торпед с корректировкой курса по радиоканалу, проводам или иным способам, но до серийного производства дело не дошло. Примером может служить торпеда Джона Хаммонда Младшего, которая использовала для самонаведения свет прожектора вражеского корабля.

Первыми стали системы наведения по акустическому шуму, издаваемому гребными винтами атакуемого судна. Проблемой являются малошумные цели, акустический фон от которых может оказаться ниже шума винтов самой торпеды.

Для устранения подобной проблемы создана система наведения по отраженным сигналам от корпуса корабля или создаваемой им кильватерной струи. Для корректировки движения торпеды могут применяться методики телеуправления по проводам.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий