Как создавался «Черный орел»
Работы над созданием танка, который в будущем получил обозначение «Черный орел», начались еще в середине 80-х годов в конструкторском бюро ленинградского кировского завода. После закрытия этого КБ работы были перенесены в Омск, на завод транспортного машиностроения, который в советское время занимался разработкой инженерной техники и различных модификаций советских ОБТ. В 90-е годы этот современнейший завод, как, впрочем, и другие предприятия ВПК, находился в тяжелейшем экономическом положении. Поэтому проект создания новой боевой машины на базе ленинградской «восьмидесятки», которая потенциально могла бы заинтересовать не только российскую армию, но и зарубежных заказчиков, казался для предприятия спасением.
Первая информация о новом танке появилась в 1996 году, военные пообещали через год продемонстрировать его. Так оно и получилось: в 1997 году макет «Черного орла» был представлен журналистам. Он представлял собой модифицированный корпус танка Т-80У с башней невиданной конструкции. Именно она и была главной «изюминкой» новой машины.
Тогда некоторые эксперты посчитали, что журналистам были показаны результаты работ по созданию нового унифицированного боевого отделения, которое можно будет устанавливать на старые советские танки. Распространению слухов еще больше способствовал тот факт, что военные отказались озвучивать характеристики боевой машины.
В 1999 году журналистам была продемонстрирован уже не макет, а опытный образец танка. Он куда больше был похож на реальную боевую машину. Танк имел длинный корпус с семью опорными катками, башню большого размера с внушительной кормовой нишей. Появились и первые предполагаемые характеристики машины. Сообщалось, что вес танка составляет 48 тонн, а его вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки и нескольких пулеметов, мощность силовой установки (ГТД) равнялась 1500 л. с.
Печальный чеченский опыт не прошел даром, поэтому главной особенностью машины стала бронезащита новой конструкции. «Черный орел» получил систему встроенной динамической защиты нового поколения, а также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-М», предназначенной для уничтожения управляемых ракет и реактивных гранат еще на подлете. Также на корпусе танка были размещены датчики, реагирующие на облучение лазером. На высоком уровне была и защита крыши башни – ее многослойная броня могла надежно противостоять боеприпасам, атакующим машину сверху.
Радиолокатор на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР)
Армата будет оснащена радарами такого типа, как и у проектируемого истребителя пятого поколения Т-50. Это будут радиолокаторы на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР). АФАР это множество сот – микроволновых передатчиков. Антенна может быстро менять направление локации (не нужен поворот «тарелки» локатора). Антенна очень надёжная и выход из строя одного или нескольких из элементов (при пробитии пулей или осколком) не приводит к выходу из строя радара, что есть незаменимое качество в боевых условиях. Такой радар будет применяться как обороне, так и в наступлении. Он может применяться в составе системы управления огнем и как часть комплекса активной защиты определяющая подлетающие к танку боеприпасы. (Возможно будет совместная работа с комплексом Афганит) Система способна одновременно «вести» до 25 аэродинамических целей и определять цели размером до 30 см в радиусе до 100 км. Предположительно это максимальные параметры того что можно установить при желании заказчика.
Перспективы проекта
По заявлениям представителей Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), серийное производство перспективного танка «Объект 640» не предусматривается. Тем не менее, решения, отработанные на данном образце, послужат значительным заделом для модернизации существующих танков. В течение многих лет в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о ходе разработок и испытаний танка «Чёрный орёл», но никаких подробностей о сроках и планах запуска в серийное производство не сообщалось. Однако 12 сентября 2009 года временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Минобороны России полковник Владимир Войтов заявил, что танка «Чёрный орёл», называемого бронемашиной четвёртого или даже пятого поколения и известного также под названием «Объект 640», не существует.
28 апреля 2011 года бывший первый заместитель Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-майор Юрий Коваленко сообщил, что наработки «Чёрного орла» будут использованы в новом основном танке «Армата».
Перспективы проекта
По заявлениям представителей Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), серийное производство перспективного танка «Объект 640» не предусматривается. Тем не менее, решения, отработанные на данном образце, послужат значительным заделом для модернизации существующих танков. В течение многих лет в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о ходе разработок и испытаний танка «Чёрный орёл», но никаких подробностей о сроках и планах запуска в серийное производство не сообщалось. Однако 12 сентября 2009 года временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Минобороны России полковник Владимир Войтов заявил, что танка «Чёрный орёл», называемого бронемашиной четвёртого или даже пятого поколения и известного также под названием «Объект 640
», не существует.
28 апреля 2011 года бывший первый заместитель Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-майор Юрий Коваленко сообщил, что наработки «Чёрного орла» будут использованы в новом основном танке «Армата».
Вооружение
Танк «Черный орел» рассчитан на поражение, как наземных, так и воздушных целей. Вооружение, которое демонстрировалось омскими специалистами во время презентации, выглядело так:
- 125-мм пушка гладкоствольного типа, рассчитанная на стрельбу раздельными и унитарными снарядами (однако если бы машина все же поступила в серийное производство, в качестве основного орудия была бы установлена пушка калибра в пределах от 135 до 152 мм);
- С пушкой спарен пулемет Калашникова калибра 7,62 мм;
- Для ведения огня по воздушным и наземным объектам использован пулемет Корд калибра 12,7 мм, управляемый дистанционно;
- В качестве дополнительного вспомогательного вооружения используются дымовые гранаты.
Рисунок художника
Описание конструкции
Вид сбоку и сверху
В основу разработки танка «Черный орел» закладывалась концепция применения данной техники в локальных конфликтах. По мнению разработчиков, оно обусловлено снижением вероятности масштабных боевых действий с наступлением больших танковых подразделений.
С учетом данного аспекта современный танк должен иметь хорошую транспортабельность для переброски в заданный регион, сочетать маневренность и быстрое развертывание. Основная проблема для этого заключалась в необходимости снижения массы за счет брони и башни, что сказывалось на выживаемости танка.
Особенность корпуса данной машины в наличии броневых перегородок, делящих ее на три отделения. Весь экипаж расположен ниже уровня башни в обитаемом отделении. Кресла регулируются, имеется походное положение и боевое. Для покидания машины у каждого члена экипажа имеется свой люк — в корпусе для механика-водителя и два в башне для командира и наводчика.
Отделение управления
Отделение управления находится в передней части в соответствии с классической компоновкой. Ключевое отличие — разделение на три отсека. Механик-водитель занимает средний, по боками от него за броневыми перегородками находятся топливные баки. Конструкция надежно защищает экипаж от их взрыва.
Боевое отделение
Боевое отделение также имеет нестандартную компоновку. Места наводчика и командира располагаются в средней части, в боевом положении не выше погона башни. Предусмотрена защита экипажа от взрыва боекомплекта и отвод пороховых газов. Заряжание пушки автоматизировано.
Башня
Башня «Черного орла» — самая узнаваемая его часть
В конструкции башни предусмотрена круговая защита от попадания снарядов, учитывается и вероятность поражения сверху. Из-за этого башня уменьшена в размерах, предусмотрено разделение на два отсека. Передняя часть имеет угол наклона в 20-30 градусов, что уменьшает вероятность поражения.
С учетом габаритов и компоновки башни ее защищенность увеличена в 1,7-2 раза при курсовых обстрелах в 35-40 градусов. Общая масса увеличена лишь до 30%, что считается оптимальным сочетанием для обеспечения живучести танка.
Защита от поражения сверху предусматривает устойчивость башни к кассетным парашютным снарядам с прицеливанием. Также броня может выдерживать удар противотанковых ракетных комплексов типа «Билл-2» и «Джавелин».
Уровни защиты
Для сохранения траспортабельности танка оптимальной считается его масса до 50 т. Нередко данный показатель достигается за счет снижения боекомплекта и броневой защиты, что в итоге сказывается на боевых возможностях и живучести машины.
«Черный орел» имеет три уровня защиты:
- традиционная броня считается ключевой пассивной обороной танка, защищает его корпус и башню;
- активное поражение снарядов;
- радиолокационное обнаружение и подавление средств противника.
Броня танка традиционна дифференцирована. Наибольшая защищенность у лобового и носового листа, меньше — с боков. При этом боковая броня также увеличивается в носовой части. Вертикальные броневые листы для защиты экипажа выполнены с противоосколочным и противорадиационным подбоем.
Ко второму уровню относят активную динамическую защиту с выстреливающими элементами типа «Дрозд-2». Подобная система обнаруживает и поражает снаряды на расстоянии, исключая попадания по машине.
Для этого в корпусе предусмотрены мортиры, у каждой свой сектор стрельбы. Радиусы поражения перекрываются и позволяют обстреливать снаряды по всей окружности. Обнаружение обеспечивается радиолокационной системой, блок управления которой находится у командира и наводчика.
Общая работа систем защиты подразумевает следующую схему:
- радиолокационный комплекс «Штора» обнаруживает средства наблюдения противника или лазерное облучение с целью наведения снаряда;
- экипаж информируется об атаке, допускается автоматический или командный пуск аэрозольной гранаты;
- аэрозоль сбивает автонаведение, затрудняет поиск цели управляемыми боеприпасами и работу противотанковых комплексов;
- в случае запуска снаряда вступает в действие система «Дрозд», цель обнаруживается и поражается осколочным полем на безопасном для танка расстоянии;
- последний уровень — танковая броня, включая навесные блоки с динамической защитой.
В случае пробития брони выживаемость экипажа обеспечивается компоновкой танка и внутренними броневыми листами. Энергия взрыва направляется вверх и в стороны, для этого имеются специальные вышибные люки. Защита экипажа обеспечивается и в случае подрыва боекомплекта или топливных баков.
Боевая информационно—управляющая система (БИУС)
Экипажу в бою будет помогать система БИУС. Она представляет из себя комплекс специальной электронной аппаратуры для расчета и вывода рекомендаций по управлению оружием и маневрированию.Это значительно повышает ситуационную осведомленность экипажа на поле боя и боевые возможности машины.
Основные функции БИУС
Сбор, обработка и отображение информации поступающих с камер, радаров, командного центра или других машин, осуществление необходимых боевых и навигационных расчётов(целеуказание и рекомендации по выборы вооружения) и другие функции. Силовая установка и ходовая часть.
Новая броневая сталь
Несколько лет назад (впервые кстати за 30 лет) в России была разработана новая броневая сталь.(разработчик НИИ стали). Новая сталь марки 44С-св-Ш будет использована вместо традиционных серийных броневых сталей в танке «Армата» и других машинах на его базе. Сталь получилась благодаря сбалансированному составу углерода и основных легирующих и карбидообразующих элементов, а также особенности технологии ее выплавки, прокатки и термической обработке в конце. Благодаря уникальным производственным секретам удалось добиться хорошего контроля над чистотой и финальной структурой броневого сплава. В результате получился более твердый сплав (54 единицы твердости по шкале Роквелла против 45-48) при сохранении тех же пластических и упругих характеристик. Прирост бронестойкости нового сплава составил около 15% по сравнению с существующим. Использование новой стали позволит высвободить дополнительно несколько тонн веса танка при одновременном повышении уровня защиты. Но пока что не известно пойдет ли эта сталь на производство танка целиком или только для капсулы экипажа и отдельных частей. Сталь не теряет свои свойства при очень низких температурах и может применяться в северных широтах, например в Арктике.Сварка стали не представляет проблем ,что облегчает производство и ремонт.
25 мм лист новой стали после успешных испытаний бронебойной пулей Б32 калибра 12,7 мм. Источник http://niistali.ru В данный момент сталь находится на этапе опытно-промышленного освоения, то есть предстоит решить еще несколько технических вопросов перед началом массового производства. В будущем сталь может использоваться так же для модернизации устаревшей бронетехники, например в качестве дополнительных броневых накладок на основную броню или изготовления отдельных бронеэлементов.
Защита
Под живучестью танка понимается свойство танка сохранять боеспособность на поле боя и восстанавливать ее после воздействия поражающих средств. Проблема живучести является комплексной, так как ее решение воздействует в той или иной мере на все боевые свойства танка и его компоновку.
В танкостроении повышение защищенности танков достигается комплексным использованием различных направлений, основное из которых традиционно направлено на повышение броневой корпуса и башни танка от попадающих поражающих элементов, что увеличивает массу танка.
Для сохранения массы танка в допустимых пределах был применен ряд решений — башня с уменьшенным по высоте габаритом, размещение экипажа в корпусе, трехуровневая структура защиты. Масса танка пи этом не превышает 50 т.
Комплекс зашиты танка от поражающих средств обеспечен тремя уровнями защиты. Традиционная, присущая всем танкам пассивная броневая защита функционально по-прежнему занимает ведущее место и обеспечена броневыми листами корпуса и башни, а так же съемными блоками с динамической защитой, гидродинамической зашитой.
Толщина броневых листов в разных частях корпуса и башни выполнена дифференцированной. Так наибольшую толщину в корпусе имеют верхний лобовой лист и нижний носовой лист; в связи с необходимостью большей защиты лобовой проекции от снарядов, существенно меньшая толщина у бортовых листов корпуса. При этом бронирование корпуса выполнено дифференцированно, в передней трети корпуса стенки выполнены с большей толщиной.
Дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов обеспечивает и размещенное в бронированных емкостях топливо и вертикальные броневые листы с установленным на них подбоем из противоосколочного и противорадиационного материала. На борах в передней части корпуса также установлены экраны с элементами динамической защиты и резинометаллические защитные экраны на всю длину корпуса.
Благодаря своей конструкции башня обеспечивает значительно лучшую по сравнению с существующими танками защиту от боеприпасов, атакующих сверху и на пролете. К ним в первую очередь относятся кассетные прицеливающиеся боевые элементы, опускающиеся на парашюте и использующие для поражения цели взрывоформируемый снаряд (ударное ядро) ( 155 мм артиллерийские снаряды типа SADARM (США), BONUS (Швеция), SMART (ФРГ) и др.). А также ПТРК типа «Билл-2», «Джавелин» и пр.
Суммарная эффективность комбинированной броневой и динамической защиты лобовой проекции на предлагаемом танке от снарядов и мин значительно превышает уровень защиты современных танков, в том числе и с массой 60 тонн и выше.
Пассивная комбинированная защита бортовой проекции выполнена несколько меньшей, что, однако, компенсируется наличием двух других видов защиты.
В качестве защиты второго уровня на танке установлен комплекс активной зашиты с боевыми выстреливаемыми элементами типа «Дрозд-2» (или другим), обеспечивающая обнаружение и уничтожение поражающих средств, движущихся в направлении танка на расстоянии от корпуса и исключающим поражение танка.
Состав комплекса активной защиты типа «Дрозд-2» включает блоки радиолокационной станции слежения, закрепленные у бортов танка на крыше съемного модуля, блок управления (на рабочем месте командира), анализирующий информацию и управляющий пуском защитного боеприпаса из соответствующей мортиры, каждая из которых установлена с обеспечением защиты своего сектора.
При этом сектора действия соседних мортир перекрываются, а полный комплекс установленных мортир обеспечивает уничтожение поражающих средств, движущихся к танку с любого направления. Тем самым для танка обеспечивается дополнительная зашита от кумулятивных и фугасных противотанковых средств поражения. Мортиры с боеприпасами комплекса «Дрозд» или «Арена» закрыты от поражения легкобронированными кожухами.
В качестве зашиты первого уровня на танке установлен комплекс приборов типа «Штора» («Штора-2» и пр.), для обнаружения и подавления оптико-электронных средств противника, предназначенных для наблюдения и наведения средств поражения. Такое обнаружение и подавление может осуществляться на расстояниях от 5000 м (и более) до 500 м (не менее).
Комплекс «Штора» включает индикаторы лазерного излучения переднего и заднего сектора установленные на крыше башни и съемного модуля пусковых мортир для запуска аэрозольных гранат (установки аэрозольных помех).
Описание конструкции
Танк «Черный орел» состоит из ходовой части с гусеницами, корпуса с обитаемым отсеком и моторно-трансмиссионным отделением, башни, комплекса вооружения (высокоэффективный боекомплект, пушка с автоматом заряжания) и защиты. Башня имеет форму низкого плоского купола, бронированного скругленным спереди и прямолинейным по бокам кормовым листом. Танк «Черный орел» оснащен комплексом приборов, позволяющим обнаруживать излучения оптических и электронных средств противника и подавлять их, а также выявлять и уничтожать поражающие средства, атакующие на расстоянии, что исключает повреждение самой машины. Носовая часть бронированного корпуса делится на герметичные изолированные отсеки, установленные вдоль продольной оси. В боковых отсеках размещаются топливные баки, а в среднем — отделение управления. В корпусе имеется люк для механика-водителя, а в башне — для командира и наводчика. Обитаемое отделение снабжено регулируемыми сиденьями для экипажа. Весь боекомплект расположен снаружи корпуса на максимальном удалении от жилых отсеков. Снаряды первой очереди находятся за башней, над крышей моторного отсека.
Гусеничные ленты снабжены специальными съемными расширителями с возможностью их монтажа с обеих сторон гусеницы. Габариты танка со снятыми наружными расширителями соответствуют железнодорожному стандарту.
Система управления огнем
Рабочие места наводчика и командира перспективного танка обеспечены равными функциональными возможностями в управлении огнем, оперативной передачи управления комплексом от наводчика к командиру и наоборот, и самостоятельного включения наводчика в управление при выходе из строя командира. Каждое из упомянутых рабочих мест снабжено унифицированным электронным моноблоком, в центральной части которого установлен многофункциональный пульт (МФП).
На передней панели МФП расположен дисплей, выполненный с обеспечением режимов отображения, таких, например, как тепловизионного изображения местности, топографической и тактической обстановки и информации о техническом состоянии систем танка.
МФП наводчика и командира, пульты управления линиями визирования прицелов наводчика и командира, баллистический вычислитель, стабилизатор вооружения и комплекс механизма заряжания связаны каналом информационного обмена данными, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения.
Комплекс управления может быть снабжен системой управления дополнительным вооружением, которая связана каналом информационного обмена данными с МФП наводчика и командира, пультами управления линиями визирования прицелов, баллистическим вычислителем, стабилизатором вооружения и комплексом механизма заряжания, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения и системой управления дополнительным вооружением.
МФП командира и наводчика дополнительно связаны каналом информационного обмена данными, выполненным с возможностью интеграции в состав танковой информационно-управляющей системы. В случае выхода из строя МФП командира или самого командира обмен данными с ТИУС со своего МФП по каналу обмена информацией ведет наводчик.
Оснащение рабочих мест наводчика и командира унифицированным электронным моноблоком позволило компактно разместить перед операторами все элементы управления, непосредственно обеспечивающие процесс наблюдения и ведения огня, что обеспечило равные возможности наводчику и командиру при ведении огня из основного вооружения, повысило удобство боевой работы и обучения.
Состав. Основной прицел наводчика и панорамный прицел командира с независимой стабилизацией линий визирования в двух плоскостях включают соответственно тепловизионный, оптический, дальномерный.
В состав системы управления огнем входит электронный цифровой баллистический вычислитель, автоматически вырабатывающий поправки на скорости цели и танка, боковой ветер, дальность до цели, износ канала ствола, изгиб ствола, крен оси цапф пушки, температуру и атмосферное давление воздуха и пр.
МФП наводчика и командира, пульты управления линиями визирования прицелов наводчика и командира, баллистический вычислитель, стабилизатор вооружения и комплекс механизма заряжания связаны каналом информационного обмена данными, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения.
Комплекс управления может быть снабжен системой управления дополнительным вооружением.
Работа. Комплекс управления вооружением работает в следующих режимах: Основной автоматический (Основной-А); Основной полуавтоматический (Основной-ПА); Дубль автоматический (Дубль-А); Целеуказание (ЦУ); Ручной.
Как создавался «Черный орел»
Работы над созданием танка, который в будущем получил обозначение «Черный орел», начались еще в середине 80-х годов в конструкторском бюро ленинградского кировского завода. После закрытия этого КБ работы были перенесены в Омск, на завод транспортного машиностроения, который в советское время занимался разработкой инженерной техники и различных модификаций советских ОБТ. В 90-е годы этот современнейший завод, как, впрочем, и другие предприятия ВПК, находился в тяжелейшем экономическом положении. Поэтому проект создания новой боевой машины на базе ленинградской «восьмидесятки», которая потенциально могла бы заинтересовать не только российскую армию, но и зарубежных заказчиков, казался для предприятия спасением.
Первая информация о новом танке появилась в 1996 году, военные пообещали через год продемонстрировать его. Так оно и получилось: в 1997 году макет «Черного орла» был представлен журналистам. Он представлял собой модифицированный корпус танка Т-80У с башней невиданной конструкции. Именно она и была главной «изюминкой» новой машины.
Тогда некоторые эксперты посчитали, что журналистам были показаны результаты работ по созданию нового унифицированного боевого отделения, которое можно будет устанавливать на старые советские танки. Распространению слухов еще больше способствовал тот факт, что военные отказались озвучивать характеристики боевой машины.
В 1999 году журналистам была продемонстрирован уже не макет, а опытный образец танка. Он куда больше был похож на реальную боевую машину. Танк имел длинный корпус с семью опорными катками, башню большого размера с внушительной кормовой нишей. Появились и первые предполагаемые характеристики машины. Сообщалось, что вес танка составляет 48 тонн, а его вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки и нескольких пулеметов, мощность силовой установки (ГТД) равнялась 1500 л. с.
Печальный чеченский опыт не прошел даром, поэтому главной особенностью машины стала бронезащита новой конструкции. «Черный орел» получил систему встроенной динамической защиты нового поколения, а также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-М», предназначенной для уничтожения управляемых ракет и реактивных гранат еще на подлете. Также на корпусе танка были размещены датчики, реагирующие на облучение лазером. На высоком уровне была и защита крыши башни – ее многослойная броня могла надежно противостоять боеприпасам, атакующим машину сверху.
Сочетание подвижности с безопасностью
Проблема успешного комбинирования надёжной защиты и высокой проходимости военной техники в настоящее время так и не решена за рубежом, где современные танки весят порядка 60 тонн. Такая масса существенно затрудняет их использование вне подготовленной местности, а также перемещение в необходимое место по воздуху. Российский танк Т-95 существенно отличается в этом плане, поскольку отечественные инженеры пожертвовали толщиной брони ради более эффективного преодоления противотанковых устройств.
Танк Т-95 «Черный орел» стал первой в мире машиной, в которой успешно реализована защита башни не только в безопасных углах маневрирования, но и от боеприпасов, что атакуют с воздуха. Система безопасности отличается модульной структурой, элементы которой можно модернизировать либо заменить без каких-либо серьезных финансовых вложений. Машина является фактически неуязвимой с точки зрения защиты от кумулятивных и кинетических противотанковых средств. Как показывает проведённый анализ общедоступной информации, этот танк в разы превосходит всю ту технику, которая существует в настоящее время в западных государствах.