Броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I»

Достройка броненосцев

К сожалению, после поражения России в русско-японской войне и подписания мира в 1905 г., работы по обоим кораблям значительно замедлились. А после 1907 г., со вступлением в строй британского «Дредноута», открывшего новую эру в истории военно-морских флотов, вопрос о достройке броненосцев «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», вообще оказался под вопросом. Получалось, что два новейших корабля (да и вообще все броненосцы в мире), устарели ещё на стапеле.

Не удивительно, поэтому, что достройка обоих судов затянулась аж до 1911 года, к тому времени, когда были уже фактически достроены первые русские «дредноуты», линкоры типа «Петропавловск»!

25 февраля 1911 года «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» зачислили в действующий флот в сформированную тогда же бригаду линейных кораблей вместе с линкорами «Слава» и «Цесаревич», но еще в течение почти полутора лет на кораблях продолжалась сдача заказчику отдельных вспомогательных механизмов, систем, оборудования, а также устранялись выявленные на испытаниях недостатки, так испытания стрельбой торпедных аппаратов на «Андрее Первозванном» провели лишь 27 июня 1912 года.

Горьким утешением «молодым старикам» было то, что в их конструкции удалось практически в полном объеме учесть почти весь опыт русско-японской войны, в том числе идею полностью бронированного борта. Как уже говорилось, кораблестроители действительно создали идеальный броненосец для эскадренного боя, по типу Цусимского сражения. Жаль, что случилось это уже тогда, когда эпоха Цусимы давно отгремела и стала историей.

В заключении, привожу отрывок из рапорта командира строящегося эскадренного броненосца «Император Павел I» капитана 1-го ранга П.В. Римского-Корсакова от 30 марта 1908 г.:

«…Не раз я имел случай высказывать свое мнение, что из кораблей «Император Павел I» и «Андрей Первозванный» нельзя сделать «дредноутов», сколько бы их ни совершенствовали, и поэтому они никогда не достигнут того, чтобы сравняться с нашими будущими броненосцами.

В то же время нельзя ни на минуту сомневаться в том, что эти корабли в том виде, как они теперь обдуманы, всегда останутся весьма серьезными противниками для самых сильных броненосцев… Наши два корабля на некоторых курсовых углах с успехом могут состязаться даже с английским броненосцем «Dreadnouhgt».

Но при всем том они всегда останутся кораблями только 2-й линии боевых судов активного флота, они туда будут поставлены своим ходом, который даже по проекту на 3 узла меньше хода будущих броненосцев нашего флота.

К чему же, спрашивается, что называется из кожи вон лезть, в стремлении совершенствовать их в одном направлении, заведомо ухудшая другие боевые качества также первостепенной важности, каким, например, является ход корабля.»


Линкор «Андрей Первозванный»

1854 год. Восточная (Крымская) война. Винтовая паровая канонерская лодка «Туча»

Времена были непростые: только что закончилась Восточная (она же Крымская) война 1853-1856 годов, в ходе которой тёмные силы в лице Российской империи сражались со светлой коалицией демократических империй (Британская, Французская, Османская империи, а также Пруссия и Австрийская империя на скамейке запасных). Война шла за сакральное право сказать: “Крым – наш”, а точнее – за вытеснение России с берегов Черного моря и из Закавказья.
Наряду с широко известной обороной Севастополя состоялась и героическая защита Дальнего Востока. В августе 1854 года фрегат «Аврора» (да-да, знакомое имя, которое потом было передано главному символу Октябрьской революции) и гарнизон Петропавловска-Камчатского две недели отбивались от англо-французской эскадры. Своими несоразмерно жёсткими ответными действиями они довели английского контр-адмирала Прайса до “случайного смертельного выстрела в себя”, а его эскадру до отхода в Северную Америку. Годом позже, в 1855 году, когда Тихоокеанская эскадра “сил добра” выросла до 26 кораблей, «Аврора» прикрыла переход транспортов, эвакуировавших население города в Николаевск-на-Амуре.

Железнодорожная береговая артиллерия

Модель железнодорожного транспортёра . Наиболее сильное отличие от реальной установки – окраска. Настоящие камуфлировали, рисуя на бортах сосны. История советских железнодорожных артиллерийских установок (ЖДАУ) началась в начале 1930 года, когда на базе Ленинградского Металлического завода было создано отдельное конструкторское бюро (ОКБ-3) под начальством А. Г. Дукельского, которому было поручено создать проект 356-мм транспортера. Прототипом послужили американские 356-мм транспортеры М1920. Советские установки TM-I-14 были созданы с использованием 356-мм орудий длиной 52 калибра, изготовленных в Англии для заложенных в 1912 году и недостроенных русских линкоров типа “Измаил”. Название изделия означает: “ТМ” – “транспортер морской”; “III” – номер конструкторской разработки; “14” – калибр ствола в дюймах. Кстати, сами артиллеристы в обиходе несколько иначе расшифровывали “ТМ” – как уважительное “Татьяна Михайловна”. В экспозиции музея КБФ представлена модель транспортёра ТМ-III-12, о них и пойдёт дальше речь.

С книги В.И.Брагина “Пушки на рельсах” получила распространение легенда, что для этих установок использовались 305-мм стволы, стоявшие на линкоре “Императрица Мария”. Линкор был головным кораблём черноморской серии дредноутов, но трагически погиб – перевернулся и затонул в Севастополе в 1916 году после взрыва пороховых погребов. Башни поднимали отдельно, уже в советское время, и в 1934 году отдельным их частям нашли применение. Однако научный сотрудник ДВО РАН, историк Владимир Калинин указывает на тот факт, что номера стволов, стоявшие на “Императрица Мария” не совпадают с теми, что установили на трёх транспортёрах ТМ-III-12.
Как пишет в своих воспоминаниях А.Г. Дукельский: “С целью ускорения изготовления установок все качающиеся части станка, механизмы для продувания, механизмы открывания затвора и другие полностью были использованы из числа снятых с затонувшего в свое время на Черном море линейного корабля типа “Мария”.
Несмотря на то, что эти устройства и механизмы пролежали в воде свыше пятнадцати лет, после приведения в порядок путем замены и доделки некоторых деталей они с успехом были использованы. Использованы были также почти все электродвигатели с относящимися к ним приборами после соответствующей замены обмоток, резервуары для сжатого воздуха и пр.”

Характеристики броненосцев типа «Андрей Первозванный»

Страна:
Россия

Тип:
Эскадренный броненосец (линейный корабль)

Дата выпуска:
3.08.1903 г. зачислен в списки судов Балтийского флота,11.05.1905 г. заложен, 20.10.1906 г. спущен на воду, 13.05.1912 г. вступил в строй

Водоизмещение:
18580 тонн

Длинна:
140,21 м.

Ширина:
24,34 м

Осадка:
8,53 м

Бронирование:
главный броневой пояс: 79-216 мм, казематы противоминной артиллерии — 127 мм, башни главного калибра: 63,5-254 мм, башни среднего калибра от 50,8-177,8 мм, боевая рубка: 102-203 мм, нижняя броневая палуба — 39,6 мм, скосы — 38,1 мм, верхняя палуба — 31,7 мм

Экипаж:
31 офицер, 26 кондукторов, 900 нижних чинов.

Силовая установка:
2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 17,600 л.с. (контрактная), 3 винта

Дальность хода:
2100 миль экономным (12 узлов) ходом

Максимальная скорость:
18 узлов (контрактная, в реальности 18,5 узлов)

Вооружение:
2х 2х 305мм длинной 40 калибров (макс. дистанция 110 кабельтовых, 70 выстрелов на орудие), 4х 2х 203мм длинной 50 калибров (макс. дистанция 95 кабельтовых, 110 выстрелов на орудие), 6х 1х 203мм длинной 50 калибров (макс. дистанция 95 кабельтовых, 110 выстрелов на орудие), 12х 1х 120мм длинной 45 калибров (макс. дистанция 65 кабельтовых, 200 выстрелов на орудие), 2х 1х 47-мм салютные пушки, 6х 1х 7,62-мм пулемета, 2 подводных 457-мм торпедных аппарата (по 6 торпед), 2 прожектора диаметром 90 см

Авиагруппа:
Нет

«Последние и лучшие броненосцы российского флота. История создания, особенности конструкции и детали боевой службы»

Характеристики даны для броненосца «Андрей Первозванный»

Модернизации и переоборудования

Андрей Первозванный в доке

В процессе эксплуатации выяснилось, что новые 53,4 метровые мачты служат хорошим ориентиром для дальномеров противника, даже на высоких расстояниях стрельбы. В сентябре 1913 года был одобрен вариант с одной стальной мачтой. Установка планировалась на 1915 год, но из-за войны сроки изменились. 16 августа 1914 года на мостостроительном заводе в Гельсингфорсе срезали обе мачты и установили новые, также укоротив марсовые площадки ниже уровня дымовых труб. Дополнительно установили броневые прикрытия для защиты от осколков компрессоров 305-мм и 203-мм башенных орудий, тогда же снабженных новыми упрощенными прицельными приспособлениями. В 1915 году были установлены сетевые заграждения, конструкцию которых дополнила система автоматического управления гитовым устройством по способу англичанина А.Кэмпа.

Во время войны на вооружение приняли удлиненные (до 1,22 м) снаряды образца 1911 и 1915 годов для 305 мм башенных орудий. Для адаптации снарядов к орудиям корабля применили дополнительный латунный баллистический наконечник, имевший форму снаряда образца 1915 года и навинчивавшийся на его корпус непосредственно перед заряжанием. Хоть это и сказалось на скорострельности, но в то же время позволило повысить дальность стрельбы на 20 %. В январе 1916 года с корабля сняли торпедное вооружение, а осенью установили дополнительное зенитное вооружение – 4 ед. 76,2-мм орудия.

История создания

В ходе русско-японской войны, вдали от её театров боевых действий, в России продолжалось строительство новых кораблей. Не дожидаясь утверждения 10-летней кораблестроительной программы, представленной Николаю II Морским министром в 1904 году, на освободившихся стапелях Галерного островка Адмиралтейского завода и Балтийского завода были заложены новые однотипные эскадренные броненосцы (ЭБ) «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». Фактически это было продолжение конструкции французских броненосцев образца 1891 года, реализованное в линейке «Цесаревич» — «Слава», отличаясь от них удлинённым корпусом с прямыми, а не заваленными бортами, а также 14-ю 203-мм пушками вместо 12-ти 152-мм пушек, что формально означало некоторое увеличение боевой мощности корабля. Корабль был построен без учёта уже полученного боевого опыта применения русских броненосцев: не был проведен анализ боя 28 июля, не был осознан опыт английского турбостроения, не была понята принципиальная негодность артиллерийских систем Кане. В результате броненосцы устарели ещё до начала постройки.

После окончания проигранной войны достройка затянулась почти до следующей войны. Но возможного усиления боевых свойств кораблей произведено не было, ведь нельзя же считать таковым установку дополнительного тонкого броневого пояса над основным. Машины остались поршневыми маломощными и неэкономичными, пушки остались системы Кане образца 1891 года и перевооружение на современные пушки Обуховского завода образца 1911 произведено не было.

Таким образом «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» стали российскими представителями промежуточного класса т.н. «полудредноутов», такими как броненосцы «Лорд Нельсон» в Англии, «Дантон» во Франции, «Радецкий» в Австро-Венгрии, а также «Аки» и «Сацума» в Японии.

Служба на флоте

4 сентября «Гиляк» покинул Кронштадт , направляясь на Тихий океан . Командиру Отдельного отряда судов в Средиземном море предписывалось произвести подробный осмотр корабля и отправить его далее с таких расчетом, чтобы он прошел Индийский океан в самое тихое время года.

13 сентября в Либаве были проведены предписанные МТК испытания на раскачивание при бурном море. Результаты испытаний в штормовую погоду признали удовлетворительными, и 19 сентября канонерская лодка вновь вышла в море.

На всем протяжении перехода плохо работали опреснители. В Пирее осмотр показал «значительную слабость механизмов». В рапорте говорилось, что «после двух-трехдневного перехода… приходится неустанно поджимать гайки».В целом лодку признали «вполне исправной»

31 декабря «Гиляк» под командованием капитана 2-го ранга И. Индрениуса вышел из Пирея и 31 мая 1900 года прибыл в Порт-Артур . По пути следования канонерская лодка «Гиляк» зашла в Персидский залив, став первым русским военным судном, посетившим этот район.

«Гиляк» в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров» . 4 июня 1900 года канонерская лодка приняла активное участие в бою с фортами Таку , который длился более 5 часов и проходил на минимальной дистанции. «Гиляк» получил самые сильные повреждения: в него попало три китайских снаряда, один из которых сделал подводную пробоину и проник в носовой 75мм погреб, где вызвал пожар патронов и взрыв нескольких снарядов . Экипаж «Гиляка» в течение 15 минут справился с пожаром и подвел пластырь под пробоину. Кормовая артиллерия лодки не прекращала огня ни на минуту. Потери «Гиляка» составили 59 убитых и раненых . За доблесть в этом бою «Гиляк» был награжден Георгиевским серебряным рожком.

1 января вышел из Чемульпо в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова , уступив место стационера канонерской лодке « Кореец ».

28 января 1904 года участвовал в бою с основными силами японского флота, но ввиду безрезультатности огня перешёл на внутренний рейд.

В течение Русско-японской войны «Гиляк» участвовал в охране внешнего рейда Порт-Артура, обстреле вражеских позиций и отражении атак брандеров .

1 ноября 1904 года «Гиляк» был разоружен и 25 ноября затонул на внутреннем рейде Порт-Артура у Перепелиной горы от попадания пяти 280-мм снарядов противника. Перед сдачей крепости корабль был взорван.

В 1905 году «Гиляк» был поднят японцами и сдан на слом.

«Гиляк»

Канонерская лодка «Гиляк»

Служба: Россия
Класс и тип суднаКанонерская лодка
Порт припискиПорт-Артур
ИзготовительНовое Адмиралтейство
Строительство начато30 апреля 1896 года
Спущен на воду22 сентября 1897 года
Введен в эксплуатацию10 октября 1898 года
Выведен из состава флота1905 год
СтатусСдан на слом
Основные характеристики
Водоизмещение1239 тонн
Длина63,09 м
Ширина11,15 м
Осадка3,14 м
Двигатели2 машины тройного расширения. 6 котлов Бельвиля
Мощность1179 л. с.
Движитель2
Скорость хода11,64 узла
Экипаж7/159
Вооружение
Артиллерия1 × 120-мм/45, 5 × 75-мм/50, 4 × 47-мм/43, 2 × 37-мм/23, 2 × 7,62-мм пулемёта, 1 × 63,5-мм/20
Минно-торпедное вооружение1 × 381-мм торпедный аппарат
 

1911-1914 годы. Первые русские дредноуты на Балтийском море

Ещё один интересный экспонат – прицельная труба с линкора «Марат». Чтобы понять в чём тут интерес и с какого края историческая ценность, нужно вернуться к началу XX века. Проекты новых броненосных кораблей рисовали во многих странах, но честь революции в военно-морском деле принадлежит всё-таки инженерам и адмиралам “владычицы морей”. “В соответствии с заданием английские судостроительные заводы представили на рассмотрение комиссии шесть проектов линейного корабля. Один из них был одобрен и назван «Дредноут» (“Бесстрашный”). Небывалые темпы строительства нового линкора поразили мир. «Дредноут» заложили в октябре 1905 г. в Портсмуте, а спустили на воду через четыре месяца после закладки. В октябре 1906 г. он уже блестяще закончил ходовые испытания. Название английского линкора сразу стало нарицательным. С этого момента линейный флот всех морских держав стал делиться на два подкласса кораблей – дредноуты и додредноуты. При этом боевая мощь флотов характеризовалась только количеством дредноутов. Благодаря своей защите, силе артиллерийского огня и превосходству в скорости дредноуты приобретали преимущества в боевой устойчивости и выборе позиции боя. Старые линкоры были совершенно бессильны в борьбе с ними.” И.Ф. Цветков, “Линейные корабли типа «Севастополь» (1907-1914 гг.)”

Итак, “Dreadnought” стал родоначальником нового класса кораблей – быстроходных линкоров, имевших принципиально улучшенное бронирование, вооруженных только противоминным и однородным главным калибром от 12”. Давайте посмотрим, что за волшебство подготовило и произвело революционные военно-морские перемены:
1. Новейшие башенные установки позволяли заряжать орудия в любом положении, а не как прежде – только после разворота в диаметральную плоскость, что резко повысило общую скорострельность. При этом отсутствие промежуточного калибра существенно улучшило секторы обстрела башен главного калибра.
2. Качественные сдвиги в обеспечении стрельбы из крупнокалиберных орудий: введение оптических прицельных трубок (вот одна из таких и выставлена в музее), базисных дальномеров и методики корректировки огня по всплескам снарядов позволили добиваться уверенных попаданий на дистанциях, ранее считавшихся запредельными, а новые снаряды, начинённые мощными взрывчатыми веществами, позволили наносить противнику чувствительный урон даже на таких дистанциях, на которых бронебойные снаряды бессильно отскакивали от защищённого толстой бронёй борта.
3. Новая методика корректировки огня в сочетании с достижениями в области внутрикорабельной связи позволила управлять стрельбой корабля централизованно, с поста главного артиллериста, концентрируя огонь всех орудий на одной цели, которая накрывалась теперь не отдельными снарядами, а сразу всем бортовым залпом, что не только существенно повышало вероятность её поражения, но и делало получаемые ей поражения намного более тяжёлыми. На броненосцах предыдущего поколения в бою каждое орудия наводилось самостоятельно, централизованного управления огнём не существовало, методики измерения расстояния были крайне приблизительны, а прицелы – грубы.
4. Использование паротурбинной силовой установки впервые в истории позволило линейному кораблю идти полным ходом в течение многих часов подряд.

Источники

  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское оружие Первой мировой войны. Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4.
  • Мельников, Рафаил. М. (2003). Линейный корабль «Андрей Первозванный» (1906–1925) (Линейный корабль «Андрей Первозванный» (1906–1925)). Санкт-Петербург: Корабли и сражения. (на русском языке) (без ISBN)
  • Мельников Рафаил. М. (2005). Линейный корабль «Император Павел I» (1906–1925) (Линейный корабль «Император Павел I» (1906–1925)). Самара: АНО Истфлот. ISBN 5-98830-013-8.
  • Тарас, Александр (2000). Корабли Российского императорского флота 1892–1917 гг. . Библиотека военной истории (на русском языке). Минск: Харвест. ISBN 978-985-433-888-0.

Примечания

Сноски

  1. “Единственными иностранными судами, у которых они были, были аргентинские корабли американского производства. Ривадавия и Морено и русский Андрей Первозванный и Император Павел I. »- Морисон, Морисон и Полмар, стр. 172.
  2. Крупнейшие комбатанты по перемещению до завершения Гангут-учебный класс линкоров в 1914 году. Россия, Громобои и Рюрик превзойден Андрей Первозванный в длину, но имел значительно меньшее смещение. До Гангут класса, крупнейший корабль ВМФ России путем вытеснения был нестроевым транспортом Анадырь на 19 000 тонн.
  3. Суоменлинна (бывший Свеаборг) сейчас является частью города Хельсинки (бывший Гельсингфорс). Свеаборг и Гельсингфорс были двумя отдельными базами Императорского флота России.

Цитаты

  1. ^ , п. 52.
  2. ^ , п. 388.
  3. ^ С. 46, 48.
  4. , п. 49.
  5. ^ С. 46, 52.
  6. ^ , п. 65.
  7. , п. 122.
  8. ^ , п. 72.
  9. , п. 76.
  10. ^ , п. 77.
  11. ^ , п. 77.
  12. ^ , п. 84.
  13. , п. 85.
  14. , п. 91.
  15. , п. 90.
  16. , п. 92.
  17. Уиллмотт, стр. 57.
  18. , п. 12.
  19. , п. 95.
  20. С. 96–97.
  21. , п. 11.
  22. , п. 9.
  23. , п. 10.
  24. , п. 77.
  25. ^ , п. 107.
  26. , п. 108.
  27. ^ , п. 115.
  28. ^ , п. 119.
  29. , п. 116.
  30. С. 116, 119–120.
  31. ^ , п. 378.
  32. С. 116, 121.
  33. ^ , п. 132.
  34. ^ , п. 135.
  35. С. 135, 301.
  36. ^ , п. 136.
  37. ^ , п. 137.
  38. С. 373, 376, 378.
  39. , п. 115. sfn error: нет цели: CITEREFSilverstone? 1984 (помощь)
  40. , п. 385.
  41. ^ , п. 294. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFGardiner _ & _ Gray1985 (помощь)
  42. , п. 46.
  43. ^ , п. 180.
  44. , п. 181.
  45. , п. 188.
  46. ^ С. 243–244.
  47. , п. 252.
  48. ^ С. 248–249.
  49. , п. 225.
  50. С. 413–414.
  51. , п. 354.
  52. , п. 227.
  53. С. 241–242, 306–308, 323.
  54. С. 242, 306–308, 323.
  55. ^ , п. 228.
  56. , п. 229.
  57. ^ , п. 231.
  58. , с. 242, 310.
  59. , п. 308.
  60. , п. 232.
  61. С. 241, 323.
  62. , стр. 258–259, 331.
  63. ^ , п. 255.
  64. , п. 256.
  65. ^ С. 258–259.
  66. , с. 258, 331.
  67. , п. 202.
  68. С. 386–387.
  69. , стр. 387–388, 411, 413.
  70. ^ , п. 379.
  71. , п. 380.
  72. , п. 166.
  73. ^ , п. 411–413.
  74. , п. 387.
  75. ^ , п. 156.
  76. ^ , п. 35.
  77. С. 98–99.
  78. , п. 65.
  79. , п. 421.
  80. , п. 58.
  81. , п. 422.
  82. ^ , п. 176.
  83. , п. 423.

2. Испытания

Канонерская лодка «Гиляк»

Швартовные испытания, назначенные на начало октября 1898 года, были отложены, но 10 октября «Гиляк» был официально введен в строй, все еще находясь у достроечной стенки Нового Адмиралтейства.

14 октября корабль под командованием А. Вильгельмса совершил переход в Кронштадт, направляясь на приемосдаточные испытания в Ревель. Во время перехода обнаружилась сильная течь в таранном отделении, поэтому лодку поставили в кронштадтский док.

2 декабря, после устранения недоделок, лодка вышла из дока, но переход в Ревель был отменен из-за сложной ледовой обстановки в Финском заливе. Швартовные испытания проводились в Кронштадте.

20 мая 1899 года лодку под командованием капитана 2-го ранга В. М. Ларионова включили в состав Отдельного отряда судов Балтийского моря для проведения ходовых испытаний.

1 июня в ходе шестичасового испытания на мерной миле достичь контрактной мощности не удалось.

Особые опасения вызывал сильный (до 6,5°) крен при поворотах на 11-узловой скорости. Командование лодки ставило вопрос о снятии тяжелой башнеобразной мачты, но после специальной серии испытаний с раскачиванием лодки на тихой воде, мачту было решено оставить, но провести дополнительные испытания на Балтике при бурном море перед отправкой корабля на Дальний Восток.

Проведенные 19 июня повторные испытания дали в целом положительные результаты.

definition – Андрей Первозванный (броненосец)

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Андрей Первозванный (броненосец)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

«Андрей Первозванный»
Линейный корабль Андрей Первозванный на якорной стоянке в районе Ревеля, кампания 1912 года.
Основная информация
ТипБроненосец
Государство флага Россия
ПринадлежностьБалтийский флот
ВерфьНовое Адмиралтейство
Строительство начато28 апреля 1905
Спущен на воду7 октября 1906
Введён в эксплуатацию30 апреля 1912
Выведен из состава флота1924
Современный статусРазобран на металл
Параметры
Тоннаж18 590 тонн
Длина140,2 м.
Ширина24,4 м.
Осадка8,5 м.
БронированиеПояс крупповской брони 79 – 216 мм, казематы противоминной артиллерии – 127 мм, башни главного калибра от 63.5 до 254 мм, башни среднего калибра от 50.8 до 177.8 мм, боевая рубка от 102 до 203 мм, нижняя броневая палуба – 39.6 мм, скосы – 38.1 мм, верхняя палуба – 31.7 мм
Технические данные
Силовая установка2 вертикальных машины тройного расширения, 25 котлов системы Бельвиля
Мощность17635 л.с.
Скорость18,5 узлов
Автономность плавания2100 миль
Экипаж957 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерия4 x 305 мм 14 x 203 мм 12 x 120 мм 2 x 63 мм 4 x 37 мм
Торпедно-минное вооружение4 торпедных аппарата 457 мм

Андрей Первозванный — броненосец русского флота.

История

28 апреля 1905 года заложен в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 октября 1906 года, вступил в строй в мае 1912 года. Участвовал в Первой мировой войне, прикрывал набеговые действия лёгких сил флота. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. 5-10 апреля 1918 года совершил перешел из Гельсингфорса в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (подавление мятежа на форту «Красная Горка» 13-15 июля 1919 года); входил в состав ДОТ (действующий отряд кораблей).

18 августа 1919 года во время атаки Кронштадта английскими торпедными катерами «Андрей Первозванный» получил попадание торпедой в носовую часть левого борта. После этого линкор был поставлен на восстановительный ремонт. В условиях послереволюционной разрухи он не был восстановлен. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий.

15 декабря 1923 года линкор был сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 8 февраля 1924 года исключен из списков судов Морских сил Балтийского моря. Впоследствии 203-мм башни корабля были установлены на фортах «Краснофлотский» и «Первомайский», а дальномеры и приборы управления артиллерийской стрельбой — на мониторах Амурской флотилии.

Описание конструкции

Линейный корабль «Андрей Первозванный». Продольный разрез

Схема бронирования

Сечение по 80 шпангоуту

Экипаж

Корпус

Основные параметры корпуса «Андрей Первозванного»: водоизмещение 17320 тонн, полное — 18580 тонн, длина наибольшая 140,2 метров, ширина наибольшая 24,38, осадка при нормальном водоизмещении 8,23 метров. Высота надводного борта в средней части до крыши каземата 120-мм орудий составляла 9,75 метров, до верхней палубы — 4,57 метров. Расчетные углы крена — 9 и 21 градусов

Бронирование

Главный бортовой броневой пояс высотой 3,06 метров (1,22 метра под водой) имел следующие толщины бронелистов: максимальная – 216 мм, в нижней части – 152 мм, в носовой части — до 127 мм и в кормовой — до 102—114 мм.
Верхний броневой пояс высотой 2,66 метра имел такие толщины: максимальная – 127 мм, между 18-37 и 69-58 шпангоутами – 102 мм, носовая, кормовая часть — 79,4 мм. Казематы орудий бронировались 127-мм, по траверзам 102-мм и по углам — 79,4-мм броней, а переборки между ними имели 38,1 и 25,4 мм брони. Менее значительно бронировались: каземат 203-мм орудий, задние стенки казематов 120-мм орудий, кожухи дымовых труб.
Палубное бронирование колебалось, в зависимости от значимости того или иного узла от 38 до 60 мм

На средней палубе дополнительно бронировали продольную переборку главного коридора, путем навешивания 22.2 мм броневых листов. Усиленное бронирование было на боевой и дальномерной рубках: от 38 до 203 мм брони на разных участках.
Орудийные башни тоже бронировались по максимуму: от 102 – 127 мм в боковых и задних частях до 203 мм на передних. Интересно что заднее бронирование башен было на порядок выше, чем у передних частей, это было сделано не только для усиления брони, а и как противовес для уравновешивания башен.
Для бронирования использовалась в основном крупповская цементированная, хромоникелевая броневая и маломагнитная сталь.
Высокий вес брони (около 33% водоизмещения) дал осадку корабля на 0,3 метра выше запланированных.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка включала в себя два паровых четырехцилиндровых двигателя мощностью по 8800 (общая 17600 л.с.). Она развивала до 120 об/мин, и вращала два трехлопастных винта диаметром 5,6 метра. Материал винтов – марганцовистая бронза. Пар для двигателей производился с помощью 25 котлов системы Бельвиля, которые находились в пяти котельных отделениях. Главные машины укомплектованы конденсаторами, центробежными помпами для откачивания воды из трюма. Помимо этого в каждом машинном отделении устанавливались: помпа Вортингтона, испаритель системы Р.Круга, трюмно-пожарная помпа.

Каждое котельное отделение снабжалось: паровыми донками Бельвиля, вентиляторами, компрессором и другими устройствами, обеспечивающими работу котлов. Электроэнергия напряжением 105 В, четырьмя пародинамо-машинами для боевой части и двумя пародинамо-машинами для повседневных нужд. Общая масса главных машин включая вспомогательные механизмы, запасные части и конденсаторы с водой составляла 1785 тонн. В состав систем осушения входило 11 водоотливных стационарных турбин с электроприводом производительностью 500 тонн/час и две переносные по 200 тонн/час. Запасы угля на «Андрее Первозванном» составляли 800 тонн – нормальный и 1500 тонн усиленный. Во время долгих переходов 12-узловым ходом расходовалось до 180 тонн, а при скорости 17 узлов – до 400 тонн угля.

Экипаж и обитаемость

Все жилые помещения и орудийные башни имели паровое отопление, команда размещалась в кубриках, офицеры — в каютах, для приготовления пищи имелись командные камбузы на 800 и 250 порций, три плиты для адмирала и командира, офицеров и кондукторов, две хлебопекарни и квашня с электротестомешалкой, расположенные на навесной палубе. Посуда мылась в посудомоечной машине, питьевая вода поступала от двух опреснителей системы Р.Круга общей производительностью 62,5 тонн пресной воды в сутки. Судовой запас питьевой воды составлял 43.9 тонн.

История создания

В ходе русско-японской войны, вдали от её театров боевых действий в России продолжалось строительство новых кораблей… Не дожидаясь утверждения 10-летней кораблестроительной программы, представленной Николаю II Морским министром в 1904 г., на освободившихся стапелях Галерного островка Адмиралтейского завода и Балтийского завода были заложены новые однотипные эскадренные броненосцы (ЭБ) «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». Уроки войны заставили внести коррективы в конструкцию и вооружение этих кораблей, первоначально задуманных как дальнейшее развитие ЭБ типа «Бородино», но с увеличенным водоизмещением и усиленным вооружением. С 10.10.1907 года оба ЭБ были зачислены в класс линейных кораблей (ЛК). Морской технический комитет (МТК) учёл результаты предварительно обобщённого опыта русско-японской войны в проектах этих кораблей, насколько позволяла их готовность. Этим в основном объясняется затянувшаяся их постройка. Благодаря внесённым в проект изменениям значительно улучшились тактико-технические характеристики (ТТХ) этих ЛК, что позволило отнести их к переходному типу ЛК в развитии линейного флота от ЭБ до ЛК дредноутного типа. В ходе переработки первоначального проекта был изменён состав вооружения: вместо малоэффективной на увеличившихся дистанциях боя 152-мм артиллерии были установлены 14×203-мм/50 орудий в 4-х двух-орудийных башнях и в 6-ти казематах; противоминная 47-мм и 75-мм артиллерия была заменена на 12×120-мм орудий, установленных на верхней палубе в верхнем каземате. Артиллерия главного калибра осталась такой же. как на ЭБ типа «Бородино», но был увеличен угол возвышения орудий, за счёт применения откидного козырька в орудийных башнях. Была значительно упрощена система электрооборудования башенных установок, за счёт сокращения количества контактных соединений, повышения надёжности электроэлементов. Металлический завод — изготовитель башенных установок главного калибра, впервые гарантировал скорость заряжания не более 40 сек, вместо 66÷70 сек на ЭБ типа «Бородино». Корпус башни главного калибра, со всеми механизмами, орудиями и вращающейся бронёй удалось полностью уравновесить относительно оси вращения. Жёсткие барабаны, служившие основанием для башен главного калибра, для увеличения жёсткости конструкции были скреплены с броневой палубой. Металлические мамеринцы, вызывающие при повреждении заклинение башен, были заменены на кожаные. Система бронирования, на основе принципа обеспечения боевой остойчивости (выдвинут А. Н. Крыловым: «при повреждениях корпуса корабль должен тонуть, а не опрокидываться»

) подверглась значительным изменениям: броневой пояс продлён до штевней в горизонтальном направлении и до верхней палубы по вертикали; наибольшая толщина нижнего пояса увеличена до 216 мм, верхнего — до 127 мм; полностью забронированы палубы, верхний и нижний казематы, включая крышу; надводный борт лишён каких либо иллюминаторов. Общая проектная масса брони доведена до 35 % от водоизмещения корабля; значительно улучшена конструкция крепления броневых плит, с отказом от деревянных прокладок; полностью пересмотрена система бронирования боевых рубок. Для повышения боевой остойчивости были оборудованы междудонные отсеки, обеспечивающие быстрое спрямление корабля при крене, вызванном затоплением через пробоину одного из машинных отделений. Таким образом, предполагалось, что ЛК типа «Андрей Первозванный», сохранивший конструктивные решения характерные для«додредноутов» : таранное образование форштевня; разнокалиберность артиллерийского вооружения; ромбическое расположение башен 203-мм артиллерии, а также поршневые двигатели — будет малоуязвим для 305 -мм артиллерии того времени на всех боевых дистанциях.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий