Поиск

НИР Вест (проект)

Размещение баллистической ракеты на дне

При всей привлекательности донного размещения баллистических ракет, имеется ряд недостатков. Сам транспортно-пусковой контейнер успешно маскируют от средств противоракетной и противолодочной обороны противника, а вот замаскировать саму субмарину, доставляющую ракетный комплекс, достаточно сложно. Кроме того, приходится опускать контейнер на глубину, что подвергает его корпус повышенному давлению воды и значительно сокращает область их размещения, а также возникает опасность их повреждения.

Исходя из этого, военно-морские силы России смогут установить подводные ракетные комплексы «Скиф» исключительно в своих территориальных водах и в акватории Северного ледовитого и Тихого океанов. По глубине смогут подойти для размещения донных «Скифов» Ладожское озеро, Каспийское море и какое-либо глубокое водохранилище.

Даешь малые высоты!

Появлению нового поколения крылатых ракет предшествовал ряд технологических новшеств.

К ним можно отнести: уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризацию радиоэлектронных комплектующих и появление интегральных схем (а с ними и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин и схем управления с небольшим энергопотреблением), новое математическое обеспечение, появление компактных и экономичных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических топлив, новых материалов и технологий в производстве летательных аппаратов. Авиация в ходе локальных войн осваивала малые и предельно малые — в десятки метров — высоты и сокращала время пребывания в зоне действия ПВО противника. С другой стороны, уже исчерпала себя концепция массированного ядерного удара, даже ядерное оружие требовало более избирательного применения. Им предполагали наносить удары только по важным военным и промышленным объектам — стартовым позициям ракет, военно-морским базам, пунктам управления, складам ядерного оружия и ГСМ, электростанциям, узлам коммуникаций.

В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века практически одновременно в СССР и в США специалисты проработали концепцию нового боеприпаса большой дальности — малогабаритной дозвуковой (0,5—0,8М) крылатой ракеты малой заметности, реализующей полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с автономной системой наведения на основной части траектории. Стратегические КР такого типа уже не замахивались на межконтинентальные дальности: они должны были позволить своим носителям произвести массированный пуск, оставаясь вне пределов поражения средствами противовоздушной, противолодочной или противокорабельной обороны противника, его тактических ракет. Главными достоинствами КР должны были стать: небольшие размеры (которые позволили бы разместить большой боекомплект во внутренних бомбоотсеках бомбардировщиков, на кораблях и подводных лодках), возможность залпового пуска и подхода нескольких ракет к цели с разных направлений, незначительная радиолокационная заметность, малое время нахождения в «поле зрения» ПВО, всепогодность.

Полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Обеспечение точного автономного выведения ракеты в район цели требовало специальной корреляционной системы. При небольших габаритах задача становилась особенно сложной. Требовались новые точные трехмерные карты земной поверхности. И в СССР — при наличии серьезных теоретических проработок — практические работы по этой теме развернули уже после появления сообщений об аналогичных разработках в странах НАТО.

Семен Федосеев

«Буревестник» оснащён ядерной силовой установкой и «имеет практически неограниченный радиус действия».

Испытательный полигон Паньково на Новой Земле демонстрирует «рост активности», есть признаки того, что Россия готовится к испытанию ракеты «Буревестник» с ядерной силовой установкой. Об этом сообщила группа военных экспертов официальных аналитических центров Пентагона, в качестве доказательства опубликовавших соответствующие спутниковые снимки.

«На спутниковых снимках перед пусковой рампой был замечен ракетный контейнер „Буревестника”. Эта ракета имеет наклонный пуск, а контейнер используется только для транспортировки. Места, где должны крепиться пусковые ускорители и управляющие поверхности ракеты, при этом укрыты маскировочным камуфляжем. Контейнер расположен между двумя приподнятыми дорожками, расположенными по обеим сторонам. Похоже, что он находится на своей тележке или системе загрузки. В остальном на территории полигона изменений не отмечено, за исключением трейлера, припаркованного у северного убежища. Он имеет длину 13 метров и может быть транспортёром для ракет или бензовозом для разгонной секции ракеты», — утверждают военные эксперты.

Представители аналитических центров уверены, что вероятные новые испытания «Буревестника» могут поддерживаться тремя грузовыми кораблями и различными небольшими судами.

«Прежде всего это „Севморпуть” — российский атомный ледокол-лихтеровоз, который вышел из Мурманска 10 сентября и, по мнению аналитика, „направился в Паньково”. Другой корабль длиной около 137 метров является грузовым судном голландской постройки — одним из трёх, принадлежащих российскому Арктическому морскому пароходству, которые в настоящее время находятся в море. Вероятнее всего, это „Териберка”. Последний корабль меньше, около 85 метров в длину. Это может быть судно общего снабжения. Судно такого же размера и цвета — рефрижератор „Геолог Печкуров” — следовал за „Териберкой”, когда они были видны наземным системам слежения в Белом море 11—12 сентября. Похоже, это всё те же суда», — указано в материале.

Военные аналитики считают, что поскольку «Буревестник» оснащён ядерной силовой установкой, такая ракета «имеет практически неограниченный радиус действия».

«Это, однако, означает, что после каждого испытания она будет оставлять за собой след радиоактивного загрязнения. Новая ракета является одним из 6 основных типов „супероружия”, разработанных Россией при президенте Путине с использованием ряда новых технологий, призванных опередить Соединённые Штаты и НАТО», — резюмировано в материале.

Ранее в США объяснили, почему не хотят войны с Россией, и заявили, что РФ и Китай представляют растущие угрозы для Штатов.

Напомним, в Министерстве национальной безопасности США призвали страны НАТО готовиться к скорой войне с Россией.
 
Также Пентагон предупредил страны Европы об угрозе российского ядерного удара.

Фото: Airbus

Обновление ядерной триады

Ещё в 2013 году глава Минобороны Сергей Шойгу охарактеризовал атомные подлодки четвёртого поколения проекта «Борей» как будущую основу морского компонента российских стратегических сил.

«Ракетные подводные крейсеры данного класса станут основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия», — сказал Шойгу после подписания акта передачи ВМФ второго корабля проекта 955 «Александр Невский».

Разработка подлодок четвёртого поколения проекта 955 «Борей» началась в СССР в 1978 году. Новые АПЛ должны были заменить морально устаревшие к тому времени подлодки проектов 941 «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин».

  • Советская подлодка проекта 941 «Акула» (В классификации НАТО -Typhoon)
  • Wikimedia Commons

Первоначально планировалось вооружить «Бореи» специально разработанными для них твёрдотопливными баллистическими ракетами «Барк», которые, однако, так и не дошли до стадии серийного производства. В итоге было принято решение заменить их на находящиеся в разработке межконтинентальные баллистические ракеты Р-30 «Булава».

Необходимость замены всего ракетного комплекса, поиска новых комплектующих вкупе с тяжёлой экономической ситуацией в России в 1990-х годах привела к фактической заморозке проекта. Однако, несмотря на объективные трудности, строительство первой АЛП этой серии «Юрий Долгорукий» возобновилось в 2000-м. Она была спущена на воду в 2008 году и после испытаний вошла в состав ВМФ России в начале 2013-го.

К конце того же года флот получил подлодку проекта 955 «Александр Невский», а в 2014 году — АПЛ «Владимир Мономах».

Параллельно с постройкой подводных крейсеров серии «Борей» в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» шли работы по модернизации этого проекта. Он получил название 955А «Борей-А», а у проектируемых и строящихся в его рамках подлодок изменились как внешний облик, так и характеристики.

Информация об отличиях проекта «Борей-А» от базовой версии в открытом доступе практически отсутствует. Ранее ряд специализированных СМИ предположили, что улучшения, скорее всего, затронули акустическую и магнитную «заметность» кораблей. Помимо этого эксперты допускали, что модернизации подверглись средства управления, связи и гидроакустики, а также среда проживания экипажа.

Головным судном проекта 955А «Борей-А» стал подводный крейсер «Князь Владимир», который вошёл в состав ВМФ в июне 2020 года. Сейчас на «Севмаше» идёт строительство АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». В августе 2021-го прошла торжественная церемония закладки подводных крейсеров «Дмитрий Донской» и «Князь Потёмкин».

Подлодки проектов 955 «Борей» и 955А «Борей-А» несут 16 баллистических ракет «Булава», достоинство которых заключается в так называемом сухом старте — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой, что позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.

Ещё одно немаловажное преимущество Р-30 — возможность пуска из-под толщи арктического льда. Для сравнения, крейсера проекта 667, оснащённые жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер», могут проводить стрельбы только после того, как проломят лёд

  • Атомный ракетный подводный крейсер «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А»
  • РИА Новости
  • Алексей Никольский

Дальность «Булавы» составляет 10 тыс. км, длина — 12,1 м, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение — от 120 до 350 м. Каждая ракета оснащается шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн.

Эксперты отмечают, что одним из основных достоинств этих атомоходов является их малая заметность, которая обеспечивается за счёт сниженного уровня шума, что, в свою очередь, достигается благодаря использованию звукопоглощающих материалов.

Ракета с ядерной боеголовкой

Не сложно догадаться, что самой страшной ракетой является именно та, которая способна нести ядерный заряд. Именно она может стать главным оружием в ядерной войне. Вот, что будет после ядерной войны. Тем не менее, многие ракеты оснащены возможность несения ядерного заряда в виде опции. В конфликтах, где применение ядерного оружия нецелесообразно, они используются для доставки неядерного боевого заряда. Именно такие боеголовки в простонародье, как правило, и называются обычными.

Более подробно останавливаться на этом пункте не стоит, так как все отличия видны из названия. Тем не менее, ядерное оружие является большой и интересной темой, о которой мы еще поговорим в ближайшее время.

Ключевые финансовые показатели

Показатель Сравнение показателей за 2021 год
с отраслевыми(68.1 “Покупка и продажа собственного недвижимого имущества”, 3,41 тыс. организаций с выручкой до 10 млн. руб.) с общероссийскими(624 тыс. организаций с выручкой до 10 млн. руб.)
1. Финансовая устойчивость
1.1. Коэффициент автономии (финансовой независимости)

0,18

0,31

0,18

0,37

1.2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,04
-0,003

0,04

0,3

1.3. Коэффициент покрытия инвестиций

0,2

0,7

0,2

0,5

2. Платежеспособность
2.1. Коэффициент текущей ликвидности

1,1

1,6

1,1

1,8

2.2. Коэффициент быстрой ликвидности

1,1

1,3

1,1

1,3

2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,002

0,1

0,002

0,2

3. Эффективность деятельности
3.1. Рентабельность продаж

23,1%
9,3%

23,1%
6%

3.2. Норма чистой прибыли

8,3%
4,1%

8,3%
2,9%

3.3. Рентабельность активов

0%

0,7%

0%

4%

Итоговый балл

-0,4Финансовое состояние организации хуже среднего по отрасли. -0,6Финансовое состояние организации хуже среднего по РФ.

Вместо сердца — пламенный мотор

Сравнивая габаритные размеры сопоставимых по водоизмещению корпусов американского «Арли Бёрк» (the Arleigh Burke) серии 2А и советского проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» (Admiral Chabanenko), можно прийти к выводу о лучшей мореходности первого. Уступая в длине советскому визави, американец глубже сидит в воде и несколько шире. Планируя построить действительно корабль дальней морской зоны, и тем более предполагая использовать его в ордере с авианосцем, который в 8-10 раз тяжелее, такой характеристикой, как мореходность пренебрегать нельзя. Оцифровать советские чертежи и переработать их с помощью компьютерных программ для нового проекта (условно назовём его 1155.2) — не займёт много времени и средств. Чисто для общего представления озвучу основные размерения корпуса предполагаемого к постройке будущего эсминца проекта 1155.2:

— водоизмещение, т (стандартное/полное) – 7000/9000;
— длина, м (по ватерлинии/максимальная) – 145/160;
— ширина, м (по ватерлинии/максимальная) – 17,8/19;
— осадка, м (по корпусу/по ГАК) – 5,5/8.

Естественно, новый корпус должен быть адаптирован по технологии стелс и никаких иллюминаторов. В передней и кормовой частях корпуса необходимо предусмотреть соразмерные бортовые кили, в центральной части – неубирающиеся активные успокоители качки.
«А вместо сердца — пламенный мотор» в буквальном смысле слова (как и сто лет назад), созданный и спроектированный в России по программе импортозамещения газотурбинный двигатель М90ФР. Да, те самые долгожданные форсажные турбины, что стоят на фрегатах проекта 22350. Силовая установка эсминца проекта 11552 будет создана по схеме COGAG на газотурбинных двигателях рыбинского НПО «Сатурн» 4*27 500 л. с. общей мощностью 110 000 л. с. Это будет даже несколько мощнее, чем у «Арли Бёрк» (the Arleigh Burke) с четырьмя LM2500 от General Electric по 25 000 л. с. каждая. Но разве этот факт можно отнести к недостаткам будущего корабля? Зато унификация по флоту, перспективы роста промышленности и экспортных поставок в те же Китай и Индию. С такой энергетикой будущие корабли запросто выдержат задаваемый темп движения с флагманами КУГ и АУГ атомными «Орланами» и новейшим атомным авианосцем. С уверенностью можно утверждать, что будут подтверждены на ходовых испытаниях максимальная скорость хода в 32 узла, крейсерская в 18 узлов и экономическая в 15 узлов. Для первой серии российских эсминцев вполне приличной можно было бы считать дальность плавания в 5 000 морских миль на 18 узлах. Хотя бытует мнение, что в дальних походах чуть ли не обязательно отряд боевых кораблей должен сопровождать быстроходный танкер или универсальное судно снабжения. А если добавить океанский буксир и госпитальное судно, то в результате получаем конвой или караван, но не ударное подвижное автономное соединение кораблей в виде КУГ или АУГ. Со всей этой обузой океанский переход можно заставить совершить и МРК или МПК. Но не этого мы ждём от универсального эсминца. Заявленная автономность корабля должна быть безусловной.

Преодоление ПРО

В беседе с RT главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко отметил, что в Минобороны РФ приняли адекватное решение, запустив программу переоснащения крейсеров проекта 667БДРМ с размещением ракет типа «Лайнер».

По словам эксперта, есть все основания полагать, что «Лайнер» способен справляться с задачей прорыва любой системы ПРО, как и морская МБР Р-30 «Булава», которая входит в арсенал подводных крейсеров проекта 955.

Как пояснил Дмитрий Корнев, по энергетическим характеристикам «Лайнер» уверенно превосходит «Булаву». На практике это преимущество выражается в более высокой дальности и большем объёме полезной нагрузки. По мнению эксперта, «Синева» и «Лайнер» — самые мощные и эффективные ракеты в мире.

«Однако необходимо понимать, что жидкостные и твердотопливные МБР — это оружие разного класса. Жидкостные ракеты априори обладают лучшими энергомассовыми характеристиками. При этом они не лишены определённых недостатков», — говорит Корнев.

Погрузка МБР Р-29РМУ2.1 «Лайнер» в шахту атомного подводного крейсера проекта 667БДРМ АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева»

Основной проблемой жидкостных МБР являются менее безопасные (по сравнению с твердотопливными образцами) условия эксплуатации. Кроме того, «Лайнер» конструктивно более сложен, что естественным образом делает его производство весьма трудоёмким, рассуждает Корнев.

«Ещё один недостаток жидкостных МБР при сопоставлении с твердотопливными образцами — это так называемый жидкий старт. Перед пуском шахта, где находится ракета, заполняется водой, что повышает вероятность обнаружения противником. У «Булавы» — старт сухой и короткий активный (начальный. — RT) участок полёта», — отметил Корнев.

В целом, как считает эксперт, Москва движется в правильном направлении, делая ставку на строительство «Бореев» с арсеналом из относительно простых, лёгких и безопасных твердотопливных ракет типа «Булава». Тем не менее, по словам Корнева, жидкостные МБР ещё долгое время будут играть значимую роль в морском компоненте ядерных сил РФ.

Обложка: Пуск образца семейства межконтинентальных баллистических ракет Р-29РМ. Фото РИА Новости Министерство обороны РФ

Заря, Звезда или Полимент-Редут?

Так вот, противолодочной изюминкой нового эсминца станет постоянное базирование в стационарном ангаре двух противолодочных вертолётов. Наверное, ГАК «Звезда-2» (как на предшественнике БПК проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко») в наше время, а тем более в тридцатых годах, уже будет не актуален. С другой стороны, этот последний вариант комплекса прошёл модернизацию на действующем корабле, и, к сожалению, наш ВПК в настоящее время ничего достойного предложить не может кораблю первого ранга с уклоном на противостояние подводной угрозе в тридцатых годах и далее.

«Заря» гармонично вписалась в возможности и задачи фрегата проекта 22350. Один из аргументов против громоздкого «Полинома» и его одноклассницы следующего поколения «Звезды» звучал примерно так: зачем столь мощная и дальнобойная акустика на противолодочном корабле, если малошумная подводная лодка засечёт его приближение по шумам винтов гораздо раньше, чем будет обнаружена ГАК в активном режиме и совершен своевременный манёвр уклонения?

Здесь, наверное, будет уместно привести критерий эффективности обороны из другой «среды обитания». Эффективность ПВО оценивается не по количеству сбитых самолётов, а по недопущению нанесения удара СВКН по охраняемому объекту. Таким образом, сама потенциальная возможность обнаружения подводного противника на вдвое большей дистанции новым эсминцем заставит его выбирать более осторожную тактику, а, возможно, и отказаться от атаки охраняемого объекта до лучших времён.

Согласитесь, странно бы смотрелось в долгосрочной перспективе, если (устранив основной недостаток советских эсминцев и БПК – отсутствие внятного ЗРК коллективной обороны) первые российские корабли качнулись бы в другую крайность — ослабление ПЛО, в условиях как минимум не ослабевающей угрозы из-под воды.

Логичным дополнением противолодочного вооружения эсминца станут размещённые побортно две пусковые установки комплекса противолодочной обороны и противоторпедной защиты «Пакет-НК».

Довольно редко (по понятным причинам) на страницах ВО обсуждается радиолокационное вооружение, а тут вдруг недавно появилась статья сразу про перспективный РЛК для надводных кораблей («Эффективность ПВО перспективного эсминца. Альтернативный радиолокационный комплекс»). К сожалению, не верится, что нечто подобное будет реализовано через десять лет в металле и полупроводниках, сопряжено и испытано с существующими ракетами и системами управления, и принято на вооружение во флоте…

Поэтому, узнаваемая ФАР комплекса «Полимент-Редут», ставшая визитной карточкой фрегатов адмиральской серии, скорее всего перекочует и на новейший эсминец. Возможно, в следующей модификации для увеличения мощности, дальности и количества обстреливаемых целей вырастет число строк и столбцов ППМ в полотне ФАР.

Используя креативный подход к повышению боевых возможностей эсминца (по сравнению с фрегатом), предложу установить на корабле не четыре, а пять существующих фазированных антенных решёток. Чисто арифметически количество одновременно обстреливаемых целей возрастает с 16 до 20 и наводимых ракет — с 32 до 40. Назначенный сектор для каждой ФАР сократится с 90 градусов до 72, а сохранение возможности каждой из решёток в отдельности «заглядывать» в соседний сектор на 9 градусов создаст в круговую пять отдельных секторов размером по 18 градусов, с потенциальной возможностью увеличения вдвое количества обстреливаемых целей, что составит 25 процентов круговой зоны поражения. Этот момент особенно важен в плане рассмотрения залпа ПКР с одиночного носителя-корабля с типовым боекомплектом до восьми ПКР. К сожалению, при «загибе» диаграммы направленности от нормали на углы до 45 градусов мы неизбежно сталкиваемся с некоторой потерей точностных характеристик луча, но это приходится воспринимать как неизбежное зло от ФАР.

Установка РЛС от фрегата на более крупном эсминце даёт возможность предположить размещение электрического центра антенн на 2-3 метра выше над поверхностью воды, что повлечёт за собой увеличение дальности обнаружения воздушных целей на малых и предельно малых высотах. Увеличив наклон полотен антенн на 5 градусов от вертикали, тем самым сократим размер мёртвой воронки над кораблём с расширением возможностей по борьбе с баллистическими целями и разведки спутников на низких околоземных орбитах.
Не будем углубляться далее во второстепенные вопросы дооборудования и оснастки будущего корабля.

Навигация в полете

«Военный энциклопедический словарь» дает такое общее определение крылатой ракеты: «Управляемая ракета с несущими поверхностями (крылом), создающими аэродинамическую подъемную силу при полете в атмосфере. На крылатых ракетах используются ракетные (жидкостные, твердотопливные) и воздушно-реактивные (прямоточные, турбореактивные, пульсирующие) двигатели». Нетрудно заметить, что под такое определение попадают ракеты самых разных классов и дальностей. Однако в печати и в обиходе «крылатыми ракетами» обычно называют ракеты большой дальности, причем выполненные по самолетной схеме (с одним крылом), предназначенные для поражения особенно важных целей в глубине обороны или территории противника. Интерес к крылатым ракетам (КР) большой дальности тем более широк, что две сверхдержавы, США и СССР, хотя и по разным причинам, сделали их «национальным оружием».

«Управляемое» оружие, конечно, имеет в своем составе систему наведения. Уже в первом поколении КР можно встретить различные системы всех основных направлений — автономные, телеуправления, самонаведения, комбинированные.

Автономная система обеспечивает полет ракеты по заранее заданной (программной) траектории с помощью приборов, расположенных на ее борту. Из различных вариантов (автопилотирование, астро-и радионавигация, инерциальные системы) наибольшее распространение получили последние, став практически обязательным элементом в ракетах большой дальности. Инерциальная система основана на выдерживании программной траектории с помощью гиростабилизированной платформы, задающей собственную систему координат на ракете, и акселерометров, измеряющих ускорения ракеты относительно координатных осей. В астронавигационных системах, вызывавших одно время широкий интерес разработчиков крылатых ракет, привязка траектории производилась по двум ярким звездам. Астронавигация сочеталась с автопилотом или инерциальной системой.

Телеуправление предполагает наличие внешней аппаратуры управления, измеряющей координаты цели и ракеты и вырабатывающей необходимые управляющие команды. Применялись системы с передачей команд по радио, с автоматическим наведением по лучу радиолокатора, телевизионные (изображение с ракеты передавалось оператору).

Самонаведение используется на конечном участке траектории и обеспечивается головкой самонаведения ракеты. Последняя работает либо за счет контраста самой цели с окружающим фоном в радио-, инфракрасном, оптическом диапазонах (пассивное самонаведение), либо использует отраженное целью излучение от устройства подсветки, установленного на самой ракете (активное самонаведение) или отдельно (полуактивное).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookTwitter
Напишите комментарий