Непростой путь «Русского Рено»

Первый советский: «Руссо-Балт»

Бурное развитие железных дорог в XIX веке требовало вагонов. А поскольку ввозные пошлины на них были высокими, промышленники с Запада построили вагоностроительный завод недалеко от границы с Российской империей. Когда же спрос на вагоны упал, а филиал иностранной компании стал акционерным обществом, на РБВЗ было решено заняться производством машин.


«Руссо-Балт С24/30» и его создатели. Рижский завод был крупнейшим производителем автомобилей в дореволюционной России

За основу был взят бельгийский автомобиль Fondu СF 24/30, который в своё время сделали по образу и подобию Mercedes 24/30. Главным конструктором предприятия стал швейцарец Жюльен Поттера, под началом которого в 1909 году было начато производство. В 1913 году его пост занял немец Эрнст Валентин, который вошёл в историю предприятия тем, что при нём была спроектирована третья легковая модель «Руссо-Балт Е15/35», ставшая в истории предприятия последней.


Бельгийский автомобиль Fondu СF24/30 послужил основной для первого «Руссо-Балта»

Во время первой мировой, когда Рига стала прифронтовым городом, завод вывезли на три разных площадки – вагоностроительную часть переправили в Тверь, а автомобильную разделили между Петроградом и Москвой. В 1917 году предприятие было национализировано. Но даже в большевистской России из запаса деталей продолжали собирать автомобили «Руссо-Балт». Поэтому машину историки называют первым советским легковым автомобилем.

Тем временем в Рыбинске

Главным двигателем экономической жизни до 1916-го была Хлебная биржа. Активно развивалась связанная с ней мукомольная отрасль, на которую в 1913-м году приходилось 73% валового продукта и каждый пятый рабочий. Второе и третье место закрепились за лесопильным делом и канатным производством. Из промышленных предприятий в городе работал судостроительный завод товарищества братьев Нобель и уже упомянутые выше многочисленные фабрики купца Журавлёва.

Оксана Гожалимова: «В начале 20-го века главным промышленным предприятием города были железнодорожные мастерские. Это была элита Рыбинска, рабочая аристократия, жившая на особом положении. Они первыми стали активно сотрудничать с партиями — большевиками, меньшевиками — именно они были начинателями стачечного движения и забастовок. Они первыми узнавали новости из Петрограда».

С 1916-го года работу Хлебной биржи приостановили: торговля хлебом становится монополией государства. Но с угасанием одного тяжеловеса на самой окраине Рыбинска начинает зарождаться новый. Хотя события первых лет его жизни совсем не сулили такой славы.

Россия на подъёме

Начиная с 1908-го и вплоть до революционных событий, страна показывала небывалый экономический рост. Экономист Эдмонд Трэй предсказывал: «Если у больших европейских наций события между 1910-м и 1950-м годами будут протекать так же, как они развивались между 1900-м и 1912-м годами, то к середине настоящего века Россия станет выше всех в Европе как в отношении политическом, так и в области финансово-экономической».

Мнение это подтверждалось цифрами. В период с 1890-го по 1913-й производительность отечественной промышленности выросла в четыре раза, а количество учреждённых акционерных обществ с 1910-го по 1913-й увеличилось на 132%. Размер национального дохода Российской империи оказался четвёртым в мире после США, Германии и Великобритании. А по темпам его роста страна и вовсе была среди передовиков. В среднем, вклад России в мировой доход составлял примерно 7,4%, тогда как сейчас доля страны в глобальной экономике оценивается лишь в 3,3%.

Особенно активно до Первой мировой развивались угольная, нефтяная, золотодобывающая и металлургическая промышленность. На Россию приходилась половина мирового экспорта яиц и до 80% производства льна.

И хоть Российская империя не могла похвастаться хорошим показателем ВВП на душу населения, налоги в ней были одними из самых низких в Европе.

Пожалуй, лучшим с точки зрения экономики в России стал предвоенный 1913-й, который до сих пор называют «золотым». А после начался спад. Мужчин призывали на фронт, их рабочие места занимали женщины. Падала квалификация сотрудников, доходы, объёмы производства. Исключением оставались лишь те отрасли, которые работали на фронт. К 1917-му году страна оказалась на пороге топливного, транспортного и продовольственного кризисов. Шли массовые забастовки, председатель Госдумы Родзянко называл ситуацию катастрофической. Процветавшая в мирное время экономика оказалась не готова к военной нагрузке.

Структура[ | ]

Общий объём производственных площадей составляет около 1 млн м². В производстве задействовано более 12 тыс. единиц оборудования. Численность персонала на 1 июня 2021 года — 12,5 тыс. человек.

Производственные площадки:

  • Производственная площадка № 1 (Рыбинск)
  • Опытный завод (Рыбинск)
  • АО «Сатурн — Инструментальный предприятие по производству режущего инструмента с наноструктурированным покрытием. Первый промышленный проект РОСНАНО (Рыбинск)
  • Центр по изготовлению лопаток турбин для авиационных, морских и промышленных двигателей в г. Рыбинск (крупнейший в России, открыт в декабре 2019)
  • ЗАО «Новые инструментальные решения» г.Рыбинск
  • АО «Сатурн — Инструментальный Завод» г.Рыбинск

Совместные предприятия в рамках реализации международных программ:

  • ЗАО «Смартек» (проектно-конструкторские работы)
  • SA «PowerJet» (управление программой SaM146, Франция)
  • ЗАО «ВолгАэро» (производство деталей и узлов двигателя SaM146)
  • ЗАО «Полуево-Инвест» (испытание авиационных двигателей)
  • ЗАО «РеМО » (ремонт и модернизация оборудования)

ЗАО «ВолгАэро» г.Рыбинск

Русский Рено

В эти неспокойные годы в Рыбинске начинается строительство автомобильного завода Акционерного общества «Русский Рено». Нелогичное, на первый взгляд, решение расширять бизнес в сложное время находит простое объяснение: на фронте остро ощущали нехватку автомобилей, а своей отрасли в Российской империи не было.

Снимки Рыбинска начала XX века и стройплощадки завода

Советник ректора Санкт-Петербургского национального университета информационных технологий, механики и оптики, серийный предприниматель и инвестор Олег Мальсагов, оглядываясь в прошлое, считает ту сделку французского концерна и российских промышленников умеренно рискованной, но вполне оправданной:

«Страны Антанты, куда входила Россия, нуждались в потенциале российской армии для победы в войне. Однако российская армия была технически неукомплектована. Фактически строительство завода в Рыбинске было так называемым трансфертом технологий от союзника к союзнику с целью в кратчайший срок увеличить боевую мощность российской армии. При этом французы, по сути дела, ничего не теряли. Российская империя вкладывала в строительство собственные ресурсы, обучала людей, платила им жалование. Потребителем продукции завода выступала российская армия, то есть фактически — российская казна. А революции в тот момент ещё ничего не предвещало».

В итоге правительство постановило выделить деньги на строительство пяти предприятий, и 21-го февраля 1916-го года Николай II утвердил это решение. Тогда же сформировали государственный заказ на 7500 автомобилей общей стоимостью 136 885 500 рублей. Проектных мощностей рыбинского предприятия должно было хватить для выпуска 2500 двухтонных грузовиков.

Строительство завода началось в мае 1916-го. Заведующая сектором истории края рыбинского музея-заповедника Оксана Гожалимова приводит следующие причины, которые сыграли в пользу Рыбинска:

«Во время Первой Мировой войны сюда были эвакуированы многие заводы из Западных губерний, а вместе с ними и высококвалифицированные рабочие, которых можно было привлечь к работе на производстве автомобилей».

К тому же рабочие согласились трудиться на выгодных для предприятия условиях, а наличие железной дороги и удобного водного пути усилили конкурентные преимущества города.

Впрочем, по тем временам Хомутовская слобода, где начали возводить будущего гиганта двигателестроительной промышленности, была за чертой Рыбинска. Подряд выиграла датская фирма, работали на стройке, в основном, женщины, которым ещё и платили вдвое меньше, чем мужчинам. Всего же над возведением будущих цехов  трудились более 1300 человек, примерно столько же, сколько числились на всех фабриках купца Журавлёва.

К концу 1916-го выросли деревянные проходные и въездные ворота. Для администрации предприятия построили двухэтажное бревенчатое здание. Появились силовая и нефтенасосная станции, стены четырех корпусов.

«Облик Рыбинска стал заметно меняться в годы Первой мировой войны, когда в город приехали многочисленные рабочие. Всем им требовалось жилье. Начиналось активное строительство», — добавляет Оксана Гожалимова.

Современная история

В 1990-е годы конструкторы осваивали абсолютно новые для предприятия сферы: проектирование морских двигателей, создание энергетических установок и систем автоматического управления двигателями. Опыт 1990-х годов продемонстрировал, как коллектив предприятия, сохранив фундаментальную конструкторскую школу, перестроился под новый экономический формат и обогатил современную историю двигателестроения полезными новаторскими решениями.

Сегодня основная линейка продуктов «ОДК-Климова» включает семейство вертолетных и самолетных двигателей ТВ7-117, двигателей ВК-2500 (ТВ3-117), реактивных двигателей РД-33 и РД-33МК.

Высокоэффективный ТВ7-117В устанавливается на многоцелевые вертолеты Ми-38 и по своим параметрам превосходит конкурентов. Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ поднимает в воздух новый российский военно-транспортный самолет Ил-112В, а двигатель ТВ7-117СТ-01 – пассажирский Ил-114-300. А самый массовый современный двигатель «ОДК-Климова» ВК-2500 в различных модификациях позволяет эксплуатировать вертолеты ОКБ Миля и Камова в сложных погодных и географических условиях. 


ВК-2500ПС-03 – новейшая модификация двигателя ВК-2500 

Самый массовый в своем классе реактивный двигатель РД-33 применяется в составе силовой установки истребителя МиГ-29, состоящего на вооружении в ВВС 25 стран. Сверхманевренный МиГ-29ОВТ благодаря модификации двигателя с отклоняемым вектором тяги может демонстрировать сложнейшие фигуры высшего пилотажа. А для истребителя морского базирования создана модификация РД-33МК «Морская оса». 

Линейка двигателей продолжает развиваться, создаются новые двигатели мощностью 400-650 л.с. и 1400-1800 л.с. В рамках программы импортозамещения в кооперации с предприятиями ОДК выстроено производство отечественных комплектующих для двигателей.


Двигатель ТВ7-117СТ

АО «ОДК-Климов» является также разработчиком и производителем систем автоматического управления, которые осуществляют функции как управления, так и контроля, повышают надежность и эксплуатационные характеристики двигателя. Сервисное сопровождение в течение всего жизненного цикла является одной из ключевых компетенций предприятия. «ОДК-Климов» входит в структуру Объединенной двигателестроительной корпорации, являющейся частью Ростеха.

Т-44

Дальнейшим развитием концепции «тридцатьчетверки» стал Т-44. Эта машина отличалась еще более совершенной компоновкой, в частности дизельный двигатель размещен в нем соосно ведущим каткам, перпендикулярно продольной линии бронекорпуса. Это решение позволило уменьшить длину (а также массу), улучшить условия обитаемости, перенести люк механика-водителя на горизонтальную плоскость перед башней и решить ряд других конструктивных проблем. 190 экземпляров Т-44 произвел ХТЗ до мая 1945 года. После появления современных танков Т-54 ходовые части «сорокчетверок» успели послужить тягачами, на них монтировалось различное вспомогательное оснащение. Примечательна и кинокарьера Т-44: для съемок художественных фильмов их часто «гримировали» под немецкие «Пантеры».

АМО: от «Фиатов» к «Автокарам»

Московский АМО в 1917 году оказался наиболее подготовленным к производству. Иностранного капитала в нём не было – вкладывались отечественные промышленники, финансисты и меценаты Рябушинские.


Сборку FIAT 15 Ter из импортных комплектов в Москве начали в 1917-м и вели до 1919-го. Лишь в 1924-м машина превратилась в АМО-Ф15

Завод был рассчитан на выпуск 3000 авто в год и был ориентирован на сотрудничество с Западом. Между французской фирмой Hotchkiss и итальянской FIAT владельцы выбрали последнюю и начали выпуск простого и надёжного грузового автомобиля FIAT 15 Ter. До 1919 года предприятие собирало автомобили из импортных комплектующих, а затем завод перепрофилировался на ремонт машин.


Во время войны в России на импортных шасси строили бронеавтомобили. «Броневик революции», с которого, как считалось, весной 1917 года на Финляндском вокзале выступал Владимир Ленин — Austin, выпущенный Путиловским заводом. Правда, знатоки говорят, что именно эта машина — 1919 года

Только в 1924 году удалось наладить выпуск грузовиков из комплектующих отечественного производства. АМО-Ф15 копировали итальянский автомобиль АМО-Ф15, выпущенный лет этак 10 назад. У 1928 году с конвейера сошло 1 000 АМО, что было для Советов бесспорной победой.

Несбывшиеся проекты


Собирать трехтонные грузовики Packard планировал завод «Аксай». Но до революции наладить их выпуск не успели

Ещё до революции в Филях в Москве начали строительство большого завода. Заработать он так и не успел – национализировали. Уже при новой власти «Промбронь» под именем 1-го БТАЗ (Бронетанковый и автомобильный завод). В 1920-х на предприятии собрали порядка 20 модернизированных «Руссо-Балтов», а позже на заводе организовали выпуск самолётов. В настоящее время этот завод известен как ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.


Реклама уважаемой в Великобритании компании Crossley, которая готова была прийти в Россию вместе с британскими кредитами

Завод «Аксай» в Ростове-на-Дону занимался выпуском сельхозтехники и ещё в 1904 выпустил пару десятков копий американских колясок Olds. Когда началась Первая мировая, предприятие получило заказ на сборку американских грузовиков Packard, которые пользовались в России огромной популярностью. Но не сложилось. Эталонный Packard прибыл в Россию только в августе 1917, а после революции все контакты с западным миром были оборваны. После национализации профиль завода сохранился, а конце XX века на предприятии собирали корейских Daewoo. Сегодня это Ростовский автобусный завод.


Ярославле собрали лишь одну или две машины Лебедь-А (Лебедев-А) по типу британского Crossley

Во время первой мировой в Мытищах при сотрудничестве с британскими финансистами и промышленниками был заложен Казенный завод военных самоходов. Предприятие было государственным, и на нём планировали производить Crossley 20/25 HP – санитарную и штабную модель. И даже на брендовой английской эмблеме появились буквы КЗВС. Но с началом войны оборудование и кредиты начали задерживаться. В результате на заводе до революции так и не было собрано ни одного авто.

В 1925 году, уже при большевиках, на предприятии начали полукустарно собирать грузовики с двигателями АМО. После Великой Отечественной завод перепрофилировали на выпуск грузовиков с дизелями конструкции GMC, а позже на заводе начали выпускать двигатели.

ⓘ Энциклопедия | Рено UE — Вики ..

M10 rbfm wot вики.

Фара противотуманная передн прав renault: laguna i 05.98. Renault UE Transporter with Trailer 1:35 Германия Вторая мировая война Бронетранспортёры Военные транспортные средства и оборудов.

Фонарь указателя поворота правый без патрона без лампы.

Магазин автозапчастей и комплектующих на Рено Клио Фонарь левый 551 ​1941L UE Depo. Renault UE с Немецкой РСЗО Аукцион масштабных и сборных. В течение 1932 39 годов во Франции выпускался довольно удачный по конструкции бронированный тягач транспортер Renault UE. 354025 Mirage Hobby 1 35 RENAULT UE universal carrier. Танковедия большая энциклопедия танков. Все танки мира, танки всех стран мира. Многоцелевой транспортер Рено UE. ← →. СТАТЬИ. Отступление. Собираю Renault ue SmolBattle. Обычная стандартная танкетка Renault UE была принята на вооружение в 1931 году, а с 1937 года выпускалась немного улучшенная. Противотуманные фары Рено: цена, наличие купить. Купить по низкой цене масштабную модель Французский лёгкий бронетранспортёр танкетка Renault UE Chenillette легендарного производителя.

Inf. Schlepper UE 630 f Holzgas Renault UE 1 72 купить в Avito.

Главная RENAULT DUSTER Ролик ремня генератора ГУ КД Рено Логан 10, Сандеро, Дастер 1.6, Лада Ларгус. Renault UE Allonge Ost. 8200005185 БАЧОК ЖИДКОСТИ ГУ РУЛЯ ПЛАС от RENAULT по приемлемой цене можно купить в нашем интернет магазине YULSUN ​ЮЛСАН в. 265556233R Фонарь задний RENAULT Logan 13 левый OE. WotRaw World of tanks статистика. Танк Renault UE 57, Франция, ПТ САУ, Уровень III. Краткие характеристики. Статистика танка. Самые удачные и. Renault UE Chernogolovka legion afv. Renault Logan 1 2004 2014 ФАРА ПРОТИВОТУМАННАЯ ЛЕВАЯ ПРАВАЯ ​1 шт. 551 2007N UE. DEPO, 1209177, 620639, 8200074008, 8321A034,.

35514 Mirage Hobby Танк Renault UE with universal transport.

На складе надёжного поставщика. De po. 1240528710, 31772612, 55 UE, Фонарь 1, 4, 100 р. Add. De po. 1239394729, 31772612, 55 UE, Фонарь. Американские солдаты в захваченной танкетке Renault UE во. Фонарь указателя поворота правый без патрона без лампы RENAULT 551 ​1518R UE. Самый дешевый запрошенный номер. Depo551 1518R UE. 646 a​. Renault UE Renault UE2 Бронированный тягач транспортер. Официальное обозначение: Renault UE \ Renault UE2 Альтернативное обозначение: Chenillette de ravitaillement dInfanterie Modele 1931 R и Modele​. 354025 Танкетка Renault UE, 1:35, Mirage Hobby. С другой стороны откуда появился Renault UE… Теоретически с точки зрения патентных крючков, Он мог, отбадаться, что, это.

Фонарь левый Рено Клио купить 551 1941L UE 2001 2004 Depo.

Полное название Renault UE – Chenillette de ravitaillement dinfanterie 31R или танкет ка снабжения пехоты. В период с 1932 по 1940 год было выпущено. Танкетка Renault UE Chenillette 1:72 PS 720140 Model Park. 35514 Mirage Hobby Танк Renault UE with universal transport vehicle продажа c доставкой по Москве и РФ. Низкие цены и широкий ассортимент моделей. Фонарь RENAULT левый DEPO 551 1958L LD UE Logan 04. Фонарь задний DEPO 551 19A6L UE на RENAULT LOGAN 265556233R RNLOG14 740 L 2014 н.в. в интернет магазине OptikaDepo. Купить LOGAN. Pin en Renault ue Pak 36. Renault UE Chenillette был лёгким бронетранспортёром или иначе танкеткой выпускавшимся во Франции между 1932 и 1940. Полное официальное.

Серийное производство

Серийное производство малых танков сопровождения МС-1 (Т-18) началось в ноябре 1928 г. на заводе “Большевик” в Ленинграде. Первые 30 танков строились на средства общественно-политической оборонной организации ОСОАВИАХИМ. С апреля 1929 г. к производству МС-1 подключили также Мотовилихинский машиностроительный завод в Перми, но освоение производства на нём шло медленно, завод зависел от поставок с “Большевика” и в 1930-1931 гг. смог сдать только 30 машин. План выпуска Т-18 по программе “Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА” на 1929-1930 гг. составил 325 единиц. Всего же с осени 1928 по конец 1931 г. было выпущено 959 танков МС-1 (Т-18) в четырех производственных сериях.

На момент начала производства МС-1 находился на уровне и даже превосходил лучшие иностранные образцы лёгких танков по подвижности и вооружению, однако к 1929 г. он уже не отвечал возросшим требованиям РККА и должен был быть заменён на новый лёгкий танк поддержки пехоты Т-19, создание которого, однако, затягивалось, да и оказался он в итоге слишком сложным и дорогим. Поэтому на заседании РВС по принятию новой системы бронетанкового вооружения, проходившем 17-18 июля 1929 г., было решено продолжать серийный выпуск МС-1 (Т-18), но с принятием мер по улучшению его вооружения и скорости. С появлением же в мире к 1930 г. более передовых моделей бронетанковой техники советское военное руководство пришло к выводу, что устаревшая конструкция МС-1 не имеет перспективы развития, и отечественное танкостроение перешло на путь лицензионного производства иностранных образцов новых лёгких танков, в частности, танка сопровождения пехоты Т-26 (который на испытаниях в январе 1931 г. показал преимущество над прототипом Т-20, представлявшего собой улучшенный МС-1 с новым двигателем в 60 л.с., изменёнными корпусом и ходовой частью).

Что не так с Реликвиеведом Рено?

Эта карта была представлена на Comic-Con вместе с тремя остальными легендарными картами персонажей Лиги исследователей. Все они относятся к механике рено-дек, которые требуют отсутствия дубликатов карт в колоде. Данное ограничение является достаточно строгим, подразумевая взамен ощутимый бонус. Как раз дизайн Реликвиеведа Рено получил наибольшее количество разочарованных отзывов из всей объявленной четверки.

Реликвиевед Рено

  • Тип: Существо
  • Редкость: Легендарная
  • Набор: Спасители Ульдума
  • Класс: Маг
  • Боевой клич: если в вашей колоде нет одинаковых карт, наносит 10 ед. урона, случайно распределяемого между всеми существами противника.

Родоначальником хайлендер (Рено) колод стала карта Рено Джексон из «Лиги исследователей». Его бонус был значительным, позволяя вернуться в игру с полным здоровьем. Помимо этого, Рено Джексон, являлся нейтральной картой, что позволило с переменным успехом опробовать его у всех классов. В дальнейшем эта механика получила серьезную поддержку с выходом «Злачного города Прибамбасска».

Возвращение этой механики в «Спасителях Ульдума» вызывало большие надежды у поклонников данной стратегии, которые были разочарованы после демонстрации конкретных карт. Наибольшие вопросы вызвал Реликвиевед Рено. Во-первых, его принадлежность к магу не имела весомых обоснований. Мол, Рено нашел пулемет, заряженный магическими жезлами, что автоматом вписало его в ряды магов. Во-вторых, его эффект не выглядит каким-то особенным, ради которого оправданно составлять колоду без одинаковых карт. Схожими эффектами уже обладают карты меньшей ценности без ограничений на дубликаты в колоде. Можно взять того же Метеоролога у мага или Волну огня. Можно привести примеры карт и для других классов. Это Взрывчаткобот воина или Гнев карателя паладина.

Ведущий дизайнер Hearthtone Дин Аяла сказал, что игра колодой, состоящей из разных 30 карт, делает матчи интереснее и не похожими друг на друга. Возможно, это имело бы смысл, будь Реликвиевед Рено нейтральной картой, но у мага сейчас и без этой карты достаточно инструментария для массового и выборочного уничтожения угрозы соперника. Вообще, всю механику составления колод без дубликатов на данный момент будет успешно контрить очень популярный сейчас воин на бомбах.

Пока можно быть уверенным только в том, что Реликвиевед Рено точно заиграет в вольном формате в комплекте с Рено Джексоном. Еще нам не показали последнюю нейтральную легендарную карту с хайлендер механикой в «Спасителях Ульдума». К тому же, Дин Аяла сказал, что они не оставят этого знакового персонажа Hearthstone без дальнейшей поддержки, если он окажется слабее задуманного.

(, сегодня: 1)

Серийные модификации и опытные образцы

Боевая масса – 5,3 т; экипаж – 2 чел.; габаритные размеры – 4,38 х 1,76 х 2,12 м; клиренс – 315 мм; вооружение – 1 пушка Гочкиса или ПС-1 калибра 37 мм, 2 пулемёта Фёдорова калибра 6,5 мм; боекомплект – 96 выстрелов и 1800 патронов; бронирование – от 8 (днище, крыша корпуса и башни) до 16 мм (лоб, борта, корма корпуса и башни); мощность двигателя 35 л.с. (25,6 кВт) при 1800 об/мин; скорость макс. – 16 км/ч.

МС-1 (Т-18) обр. 1930 г. – башня с прямоугольной кормовой нишей, двигатель мощностью 40 л.с., четырёхскоростная коробка передач, литое ведущее колесо. Вооружение – 1 пушка ПС-1 калибра 37 мм, 1 пулемёт ДТ калибра 7,62 мм; боекомплект – 104 выстрела и 2016 патронов.

Боевая масса – 5,68 т; габаритные размеры – 4,35 х 1,76 х 2,12 м; боекомплект – 104 выстрела и 2016 патронов.

Танк МС-1, будучи первым советским серийным танком, являлся базой для разработки различных боевых машин – телемеханического танка ТТ-18 (пять образцов прошли испытания в 1933 г.), самоходно-артиллерийской установки СУ-18 с 76,2-мм полковой пушкой (проект 1930 г.), бронированного трактора (прототип прошёл испытания в 1931 г.), химического танка ХТ-18 (прототип прошёл испытания в 1932 г.), штурмового сапёрного танка (проект 1929 г.). В 1929 г. испытывался также МС-1, оснащённый вторым “хвостом” спереди для преодоления более широких рвов, но из-за резко ухудшившегося обзора для механика-водителя в серию такой танк не пошёл. Из-за малых размеров МС-1 и вследствие быстрого завершения его серийного производства большинство разработок на его основе вообще остались на стадии проекта, а немногие опытные образцы так и не были приняты на вооружение.

Работы по модернизации серийно выпущенных танков с целью повышения их скорости также не вышли из стадии экспериментов. Так, разработанный в КБ завода “Большевик” опытный образец МС-1а с изменённой ходовой частью с элементами от танка Т-26 показал на испытаниях в мае 1933 г. даже худшую подвижность по сравнению с серийным танком. Т-18М разработки КБ завода №37 под руководством Н.А. Астрова как попытка серьезной модернизации МС-1 с установкой на него двигателя ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с., трансмиссии от малого танка Т-38, облегчённой башни без кормовой ниши и 45-мм танковой пушки 20К также был построен в 1938 г. лишь в одном экземпляре, поскольку был сделан вывод, что повышение характеристик устаревших МС-1 не оправдывало затрат на их модернизацию.

Общая оценка проекта

Конструкция МС-1 изначально создавалась на основе французского легкого танка FT-17 времён Первой мировой войны, но в ней был применён целый ряд оригинальных технических решений. Так, на МС-1 впервые в истории танкостроения были применены поперечное расположение двигателя и его объединение в одном блоке с коробкой передач и главным фрикционом, что позволило значительно сократить длину моторно-трансмиссионного отделения и забронированный объём. Правда, короткий корпус и небольшая опорная поверхность гусениц привели к повышенному раскачиванию танка на ходу и снижению способности к преодолению рвов (даже при наличии специального “хвоста”). Однако удельное давление на грунт было низким и это обеспечивало хорошую проходимость. МС-1 имел более современную подвеску, обуславливающую гораздо лучшую подвижность танка на местности, чем у FT-17 и его различных последующих вариантов – американского М1917 и итальянского Fiat 3000. Лишь мелкосерийный французский NC 27, представлявший собой результат глубокой модернизации FT-17 с новой подвеской и более мощным двигателем, имел подвижность на уровне МС-1. Скорость и запас хода, особенно, у МС-1 обр. 1930 г., считались вполне удовлетворительными для поддержки пехоты.

По вооружению МС-1 превосходил легкие танки непосредственной поддержки пехоты своего времени (ни на одном серийном иностранном легком танке тогда не устанавливали одновременно и пушку, и пулемёт). Однако раздельная установка пулемёта и пушки снижала эффективность их применения, а наведение пушки при помощи плечевого упора и стоявший на большинстве МС-1 простейший диоптрический прицел не способствовали высокой точности наведения. По опыту применения МС-1 в конфликте на КВЖД дистанция эффективной стрельбы оценивалась не более, чем 750-800 м. Пушка Гочкиса обладала сравнительно высокой скорострельностью и позволяла на близких дистанциях бороться с легкобронированной техникой противника, но против полевых укреплений осколочные снаряды, содержавшие всего 40 грамм взрывчатого вещества, оказались совершенно неэффективными, что также показали бои на КВЖД.

Бронирование МС-1 отвечало требованиям конца 1920-х гг., когда ещё не существовало специализированных противотанковых орудий, и обеспечивало защиту от пуль винтовочного калибра, а на больших дистанциях – и от крупнокалиберных пулеметов. Лишь немногие лёгкие танки того времени, такие, как французский танк NC 27, имели лучшее бронирование, до 30 мм в лобовой части корпуса. Но открытые смотровые щели создавали опасность поражения экипажа МС-1 мелкими осколками и брызгами свинца.

Первые советские танки

«Русский Рено»

Первым советским танком собственной постройки был так называемый танк «Русский Рено», фактически не лицензионная копия французского танка FT-17, несколько образцов которых было захвачено красногвардейцами в боях за Одессу. Производство «Русского Рено» было организовано методом «обратной сборки» — сперва FT-17 разобрали до винтика, изучили, а затем стали собирать свои собственные танки.

Первый «Русский Рено» был собран в 1920 г., всего же было построено 15 машин. Не один из них не участвовал в боевых действиях и к началу 1930-х г.г. не числился в действующей армии.


«Русский Рено» — танк в стиле революции 1917 года: было ваше — стало наше.

Легкий танк Т-18 или МС-1

Первый танк не только полностью спроектированный в СССР, но и выпущенный довольно большой партией в 960 экземпляров. В производство танка Т-18 (или «танк малый сопровождения — 1», МС-1) пошел в 1927 году и производился до 1931 г. Вооруженный 37-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом, Т-18 по всем характеристикам был ничуть не лучше и не хуже западных образцов. Таким образом, можно сказать, что с началом его производства, СССР ликвидировал десятилетнее отставание от запада в производстве танков.

В основном использовался как учебная боевая машина, хотя некоторые из Т-18 дожили аж до 1941 г. и успели принять участие в Великой Отечественной войне… правда в качестве несамоходных огневых точек — ДОТ.


Малый танк сопровождения Т-18 — влияние FT-17 все ещё чувствуется, однако, машина уже целиком советская

Легкий танк Т-19

Танк Т-18 был далеко не так хорош, как хотелось бы его создателям,поэтому сразу же после запуска его в серийное производство, были начаты работы над Т-19, представлявшем собой не «доработанную версию» Т-18, а совершенно новую машину. Надо сказать, что для своего времени машина получилась очень передовой — и химическая атака ей была не страшна, и съемные понтоны для формирования рек предусмотрены… но только стоило все это добро совершенно неподъемных для ещё только восстанавливающегося СССР денег, да и в производстве было сложновато. В итоге, место Т-19 занял английский «Виккерс 6 тонн», а точнее его советская модификация — Т-26.


Не окажись под рукой уже готового «Виккерса», возможно основу танковых сил СССР составляли бы танки Т-19

Средний танк Т-24

В 1931 году СССР «выкатил» и свой первый средний танк Т-24. Т-24 имел не 1, а 2 башни стоящие одна на другой и весьма грозное вооружение: 45-мм пушку и 3 пулемета. Конструктивно танк представлял собой увеличенный в размерах Т-18, однако значительно возросшая масса заставила создать для танка и новую ходовую часть.

Хотя в серийное производство Т-24 и не пошел (изготовлено 20 танков Т-24), на его шасси в дальнейшем производились отличные гусеничные артиллерийские тягачи «Коминтерн» и «Ворошиловец», а советские конструкторы успешно решили ряд сложных технических проблем.


Советский танк Т-24 — последняя чисто советская разработка перед длинной чередой западных заимствований

Танкетка Т-27

Одновременно с танком Т-18 в СССР было принято решение строить и легкие танкетки с пулеметным вооружением, в бою сопровождающие и прикрывающие танки. Сначала на шасси Т-16 (так обозначали прототипы Т-18) советские конструкторы пытались соорудить что-то свое, но в итоге предпочтение отдали лицензионному выпуску английской танкетки «Карден-Лойд» Мк VI.

Правда, в базовом виде английская танкетка командование не устраивала, поэтому была существенно переработана (увеличен и усилен корпус, изменена ходовая часть и т.д.) и в итоге вообще мало напоминала оригинальную конструкцию и носила собственный индекс: танкетка Т-27. К началу войны в войсках почти не встречалась и считалась устаревшей.


Т-27. Трудно поверить, но в недрах этих броне-ящичков на гусеницах умещались два взрослых человека

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий